Блог им. Marat74 → Хаябус 2014 г.в. В дорогу
Итак, продолжение ранее написанного.
Подгоняемый угрозой ливня быстро осматриваю днище Хаябуса, убеждаюсь, что на перегибе при преодолении бруствера коснулся песчаной кучи только трубами выхлопа и повреждений нет и ломлюсь домой. И все же попадаю под крупнокалиберный ливень. Капли редки, но крупные и стучат о визор, разлетаясь как фугас. Думаю это переходная стадия между ливнем и градом. Так как в этот день в районах поблизости и был град, то возможно это так и есть. Капли может и редкие, но дорога быстро покрывается пленкой воды, а потом и лужами. К тому же начинает завывать ветер. Конечно боковой. Вспоминаю вычитанные когда-то правила движения под дождём, держусь за руль по большей степени одной правой рукой и только в поворотах и на глубоких лужах все же страхую левой. Так как из памяти не скоро изгладится случай под Уфой, когда на ТДМ900 я попал в глубокую залитую водой колею и поднятый передним колесом гребень воды чуть не развернул руль до упора. Только силой я смог вернуть колесо в прямое положение.
Дорогу эту делали год назад, значит еду особо острожно. До ремонта эта дорога просто усеяна была ямами и пучинами, сейчас красота ровного асфальта, но перефразируя Булгакова: плохо не только что дороги плохи, плохо что они внезапно плохи. И вполне реально весело входя в поворот по гладкому асфальту, за поворотом обнаружить не хилую ямочку, кстати такие сюрпризы таки и были. Через полчаса все заканчивается и я выскакиваю на сухой асфальт и гаишную засаду. Сержант вяло говорит: наверно с документами все нормально, раз остановился и не посмотрев их желает счастливого пути. Добираюсь до дома и готовлюсь в дорогу.
Для контроля положения тела в поворотах наклеил крепление камеры на кофр:
Ожидаемо увидел, что все ещё периодически совершаю типичную ошибку, когда зад свешивается, а туловище и голова тянется в противоположную сторону) Что по итогу делает эти телодвижения взаимно компенсирующими и толка ноль. И хотя свешивание на Хаябусе не так необходимо, но я все же предпочитаю его использовать. Если не контролировать, то автоматически держишь створ зрения в горизонте. А значит голова уходит в противоположную от поворота сторону. Что приводит к излишнему наклону. Забавно, как я гордился стёсанными «солдатиками» на подножках ТДМа, пока не понял, что это значит, что вход в поворот все ещё не до конца правильный и я долго иду в наклоне и с недостаточным набором скорости, что и приводит к уменьшению клиренса и как следствие — стиранию подножек. Да на треке на сликах, можно и абсолютно правильно выполняя поворот чиркнуть подножкой, но в условиях вне трассы и на меньших скоростях- это значит, что я иду на грани загрузив подвеску, при том, что это для данного поворота не требуется.
Что ж, этап 1: Златоуст -Уфа ( точнее деревня Салихово в 130 км за Уфой)- Златоуст, 350 км в одну сторону.
В 30 километрах от Златоуста сворот на Бердяуш, проскочив который можно добраться частично по грейдеру до Саткинских порогов, где стоит одна из первых гидроэлектростанций России, собственно своей плотиной эти пороги и ликвидировавшая… Проработавшая с 1910 по 2017 год… С 1998 года до 2014 она существовала исключительно за счёт усилий инженера Загнойко Виктора Владимировича. И спустя три года после его смерти — остановились и ее генераторы. Есть и путь полностью по асфальту, через Сатку и Сулею.
Проскакивая мимо Юрюзани я смотрю на скалу около моста, на которую смотрю каждый раз проезжая мимо уже… уже 20 лет с мыслью, надо подъехать, тем более она как раз у дороги. И разворачиваясь, спускаюсь по развязке и смотрю снизу на скалистую стену.
Интересно, сколько мыслей и мимолётных воспоминаний она у меня вызывает… Двое позабытых привычек… Первая — прикинуть маршрут, наметить точки страховочных пунктов. Вторая — оценить вертикальность и высоту… Нет, эта скала с моста выглядит почему-то выше, чем вблизи) даже с ассистом тут бейс не светит, а вот подняться — вполне реально, но маршрут будет короче одной веревки.
Да, мне повезло и вёзет с людьми в моей жизни. /тут были долгие и нудные воспоминая о событиях четверть вековой и более давности/. Я наверно слегка скучаю по тем людям, по той атмосфере, когда не важно было, с каким парашютом ты прыгаешь, учился ли прыгать ты по скоростной и дорогой системе обучения или по классическому пути с круглых куполов ( ну я застал экзотический сейчас промежуточный вариант — курс «Статик-Лайн», это когда парашют из ранца вытаскивает фал прикреплённый внутри кабины самолёта, но этот купол — крыло). Богат ты или укладываешь парашюты другим, что бы заработать на прыжки. Идёшь ты в горы в импортных пластиковых мыльницах или берёшь вибрамы ( горные ботинки) в прокат… Важно было, что ты в кругу людей, увлечённых небом или горами. Возможно отголосок той общности ещё живет. В том числе и среди мотоциклистов. Но уже не так. Времена меняться и меняют людей. Хотя нет. Люди особо не меняются, меняются обстоятельства.
Что всплеск парашютизма, что мотоциклизма связан, по моей точке зрения, с внезапной доступностью свершения. Сам я в один день, пройдя часовой инструктаж, сделал два прыжка с классическими куполами ( что само по себе изменение, в советские времена для этого надо было месяцами изучать теорию и заучивать количество витков в гибкой шпильке ППК-У) и хромая после приземления в канаву, увидел как приземляются «крылья». На носочек. И дал себе слово, что больше ни одного прыжка на классике. И спустя 14 прыжков по системе обучения статик-лайн небо мое, до сих пор. Хотя бейсерская система моя ( кстати, вторая, что была пошита в России ) пятнадцать лет как пылиться на полке, но «спастись» с 4000 метров я всегда не прочь.
Горы стоят особняком, тут более глубокая основа, хотя и альпинизм затронул в 90е период «диких денег», да и некоторые альпинисты тех пор весьма успешно успели пожать плоды либо своих профильных зарубежных знакомств или свои навыки в промышленном альпинизме. И немалая часть заработка все таки шла на организацию восхождений. Благодаря этому и вернулся Российский флаг на крышу миру. Пока поток ширпотреба с Китая и нежелание вновь образовавшихся коммерческих структур платить за несуществующие работы по возведению лесов при оказания услуг по покраске/ремонту зданий, не смело большинство с рыночной шахматной доски. Правда эти времена породили и коммерческие выводы практически всех желающих на маршруты. На Кавказе, в Крыму. И я, правда уже обладая немалым опытом, в том числе уже ходившим ведущим на скалолазные «четверки» и вторым на маршруты высшей категории 5Б, уже заработавший первые и нехилые деньги на начальном периоде промальпинизма, успев покрасить два института (эх… Московский институт иностранных языков и такие весёлые студентки из Европы и Африки...) и снеся одну заводскую трубу, попал в первое полностью коммерческое восхождение в приэльбрусье и низкий поклон Максиму Онипченко, который отказался вести эту разношёрстную толпу на вершину «Трапецию», остановив поход перед «ключевым» участком, одним из самых сложных по технике в регионе.
Максим Онипченко, Крым, Форос 1988 год.
Но это легендарный Макс, а сколько было людей с меньшей душевной закалкой. Я насмотрелся на итоги малодушия в крайний выезд в Крым. Когда дважды попадал в ситуацию, когда восхождение на Форосскую стену оборачивалось спасательной операцией из за наблюдаемого рядом падения с травмой. В одной из них спускали тело погибшего. А причин всего несколько — боязнь потерять прибыль из за отказа продолжения платного восхождения или вопиющая необученность.
Что касается мото… стоит постоять на улице рядом со своим мотоциклом и через полчаса может показаться, что раньше каждый второй катал на Яве/Урале/Восходе/ИЖе. Ну в некотором смысле это справедливо. Но не они, а появившиеся в конце 90х годов хищные спорты, именно спорты сделали мотоциклистов кастой. Как и парашютистов — «крылья». Ну тут можно размышлять бесконечно о том, что было и что осталось, а практической пользы особой от этих рассуждений нет.
Сим… ну кто его не посещал, тот М5 не видал)
Быстро добираюсь до Уфы, заскакиваю к маме и я уже на трассе на Оренбург. Шоссе до Толбазы ещё местами ремонтируется, а так шикарна. Как раз, что бы после Уральских гор насладится прямой четрехполоской. Камеры направлены в большинстве случаев в «лоб», траффик не напряжный.
.
Ещё немного и деревня матери. Мама давно уже городской житель, но на пенсии решившая поставить, как летнюю резиденцию, дом на земле своих родителей. Мне нравится эта Башкирская низкохолмистая глубинка. Есть в ней что то спокойное и извечное.
Лучшие года деревни давно позади, многих домов, которых я помню с детства уже нет. Обычная история.
От асфальта точку назначения отделяет полкилометра грунтовки и начавший дождь. На сколько же почва тут богата чернозёмом. Под дождём земля мгновенно становится мыльной, но я же потомок конного племени башкир, о котором упоминал даже Геродот, рождённый уже с ногами «колесом» — родовой признак всадника) так что вальсируя по глине проскальзываю почти к дому. Отделяет только канава, но вместо того, что бы объехать 10 метров, я решаюсь пересечь ее по узкому двухдюймовому перешейку. Заднее колесо сползает, нога ищет опоры и не находит ее. Единственно что я успеваю сделать — замедлить падение стального скакуна. И я со своим тренированным чувством баланса и богатым теоретическим багажом валюсь на землю. Вскакиваю, подымаю мот с помощью подоспевших свидетелей моего фиаско. Осмотр показывает, что пострадала только моя гордость (забитый изнутри землей слайдер четко показывает, что от проблем уберегла клетка). Семья уже ждёт меня, добравшаяся на автомобиле с женой за рулем. Даже учитывая, что мне пришлось заезжать в Уфу за ключами к матери, это быстро для машины. Особо рад деревне наш пёс:
Домашний городской питомец, почему-то в деревне мгновенно обретающий несвойственные породе золотых ретриверов охранные повадки.
Ночью, выходя во двор, задираю голову и смотрю на небо. На сколько оно близкое тут. Тут и где нибудь на трассе вдали от городов. Когда так же глубокой ночью, остановившись отдохнуть, стоит откинутся на кофр и подняв визор посмотреть вверх.
Через два дня простых деревенских радостей — домой.
Дорога уже за годы изучена и проходится на автоматизме. Периодически смешаюсь на обочину, пропуская дальнобоев или просто торопыг, неосмотрительно вышедших на встречу на обгон. Мне не тяжело, всего лишь легкое движение руля. Отвечая кивком на благодарственный взмах водителя, вспоминаю песню Гришковца и настроение мое улучшается. Тем более не раз меня пропускали, сместившись на обочину попутные фуры и легковушки, почему бы не ответить встречной любезностью.
Супруга на кроссовере достаточно живо настигает меня в пути, стоит мне остановится на перекур. Идём раздельно, условившись о встречах на контрольных точках. Где мне не особо долго приходится ее ожидать. Да, водит машину она не хуже, а то и лучше меня. Моя школа. Что на машине, что на моте — главное для меня принцип золотой середины. Не допускать решений «на авось». Не доставлять неудобств и не ставить в сложную ситуацию других. Поэтому никаких обгонов на мизерах и прохода между машинами. Лучше обождать и спокойно совершить манёвр, не заставляя ни в чем не повинного шофёра жать на тормоза, и судорожно вцеплятся в руль. Да, он же не знает, что кто то точно знает, что успеет проскочить перед встречным бампером. Когда иду на мотоцикле в потоке держусь левой стороны своей полосы, если в одиночестве на своей полосе и при плотном встречном движении — смешаюсь правее, что бы меня дальше было заметно. Никакого дальнего света днём.
Незадолго до Усть-Катава вижу аварию с мотоциклистом. Все живы. Стандартная ситуация: обгон на непросмотриваемом повороте, попытка уйти от лобового на обочину, куда сворачивает и встречный. У бехи сорван бампер, у харлея (вроде электричка)- покоцанна морда. Байкер жив и отделался разбитой губой, мотоцикл кажется даже на ходу. Везучий — вылетел удачно из седла. Не вникаю в детали, мотоциклист был в составе колонны и оставив его друзьям на всякий случай свой номер телефона, двигаюсь дальше. Звонка не было, так что надеюсь все нормально.
Дома узнаю, что через день мне дорога в Димитровград, 780 км, так что продолжение следует.
Подгоняемый угрозой ливня быстро осматриваю днище Хаябуса, убеждаюсь, что на перегибе при преодолении бруствера коснулся песчаной кучи только трубами выхлопа и повреждений нет и ломлюсь домой. И все же попадаю под крупнокалиберный ливень. Капли редки, но крупные и стучат о визор, разлетаясь как фугас. Думаю это переходная стадия между ливнем и градом. Так как в этот день в районах поблизости и был град, то возможно это так и есть. Капли может и редкие, но дорога быстро покрывается пленкой воды, а потом и лужами. К тому же начинает завывать ветер. Конечно боковой. Вспоминаю вычитанные когда-то правила движения под дождём, держусь за руль по большей степени одной правой рукой и только в поворотах и на глубоких лужах все же страхую левой. Так как из памяти не скоро изгладится случай под Уфой, когда на ТДМ900 я попал в глубокую залитую водой колею и поднятый передним колесом гребень воды чуть не развернул руль до упора. Только силой я смог вернуть колесо в прямое положение.
Дорогу эту делали год назад, значит еду особо острожно. До ремонта эта дорога просто усеяна была ямами и пучинами, сейчас красота ровного асфальта, но перефразируя Булгакова: плохо не только что дороги плохи, плохо что они внезапно плохи. И вполне реально весело входя в поворот по гладкому асфальту, за поворотом обнаружить не хилую ямочку, кстати такие сюрпризы таки и были. Через полчаса все заканчивается и я выскакиваю на сухой асфальт и гаишную засаду. Сержант вяло говорит: наверно с документами все нормально, раз остановился и не посмотрев их желает счастливого пути. Добираюсь до дома и готовлюсь в дорогу.
Для контроля положения тела в поворотах наклеил крепление камеры на кофр:
Ожидаемо увидел, что все ещё периодически совершаю типичную ошибку, когда зад свешивается, а туловище и голова тянется в противоположную сторону) Что по итогу делает эти телодвижения взаимно компенсирующими и толка ноль. И хотя свешивание на Хаябусе не так необходимо, но я все же предпочитаю его использовать. Если не контролировать, то автоматически держишь створ зрения в горизонте. А значит голова уходит в противоположную от поворота сторону. Что приводит к излишнему наклону. Забавно, как я гордился стёсанными «солдатиками» на подножках ТДМа, пока не понял, что это значит, что вход в поворот все ещё не до конца правильный и я долго иду в наклоне и с недостаточным набором скорости, что и приводит к уменьшению клиренса и как следствие — стиранию подножек. Да на треке на сликах, можно и абсолютно правильно выполняя поворот чиркнуть подножкой, но в условиях вне трассы и на меньших скоростях- это значит, что я иду на грани загрузив подвеску, при том, что это для данного поворота не требуется.
Что ж, этап 1: Златоуст -Уфа ( точнее деревня Салихово в 130 км за Уфой)- Златоуст, 350 км в одну сторону.
В 30 километрах от Златоуста сворот на Бердяуш, проскочив который можно добраться частично по грейдеру до Саткинских порогов, где стоит одна из первых гидроэлектростанций России, собственно своей плотиной эти пороги и ликвидировавшая… Проработавшая с 1910 по 2017 год… С 1998 года до 2014 она существовала исключительно за счёт усилий инженера Загнойко Виктора Владимировича. И спустя три года после его смерти — остановились и ее генераторы. Есть и путь полностью по асфальту, через Сатку и Сулею.
Проскакивая мимо Юрюзани я смотрю на скалу около моста, на которую смотрю каждый раз проезжая мимо уже… уже 20 лет с мыслью, надо подъехать, тем более она как раз у дороги. И разворачиваясь, спускаюсь по развязке и смотрю снизу на скалистую стену.
Интересно, сколько мыслей и мимолётных воспоминаний она у меня вызывает… Двое позабытых привычек… Первая — прикинуть маршрут, наметить точки страховочных пунктов. Вторая — оценить вертикальность и высоту… Нет, эта скала с моста выглядит почему-то выше, чем вблизи) даже с ассистом тут бейс не светит, а вот подняться — вполне реально, но маршрут будет короче одной веревки.
Да, мне повезло и вёзет с людьми в моей жизни. /тут были долгие и нудные воспоминая о событиях четверть вековой и более давности/. Я наверно слегка скучаю по тем людям, по той атмосфере, когда не важно было, с каким парашютом ты прыгаешь, учился ли прыгать ты по скоростной и дорогой системе обучения или по классическому пути с круглых куполов ( ну я застал экзотический сейчас промежуточный вариант — курс «Статик-Лайн», это когда парашют из ранца вытаскивает фал прикреплённый внутри кабины самолёта, но этот купол — крыло). Богат ты или укладываешь парашюты другим, что бы заработать на прыжки. Идёшь ты в горы в импортных пластиковых мыльницах или берёшь вибрамы ( горные ботинки) в прокат… Важно было, что ты в кругу людей, увлечённых небом или горами. Возможно отголосок той общности ещё живет. В том числе и среди мотоциклистов. Но уже не так. Времена меняться и меняют людей. Хотя нет. Люди особо не меняются, меняются обстоятельства.
Что всплеск парашютизма, что мотоциклизма связан, по моей точке зрения, с внезапной доступностью свершения. Сам я в один день, пройдя часовой инструктаж, сделал два прыжка с классическими куполами ( что само по себе изменение, в советские времена для этого надо было месяцами изучать теорию и заучивать количество витков в гибкой шпильке ППК-У) и хромая после приземления в канаву, увидел как приземляются «крылья». На носочек. И дал себе слово, что больше ни одного прыжка на классике. И спустя 14 прыжков по системе обучения статик-лайн небо мое, до сих пор. Хотя бейсерская система моя ( кстати, вторая, что была пошита в России ) пятнадцать лет как пылиться на полке, но «спастись» с 4000 метров я всегда не прочь.
Горы стоят особняком, тут более глубокая основа, хотя и альпинизм затронул в 90е период «диких денег», да и некоторые альпинисты тех пор весьма успешно успели пожать плоды либо своих профильных зарубежных знакомств или свои навыки в промышленном альпинизме. И немалая часть заработка все таки шла на организацию восхождений. Благодаря этому и вернулся Российский флаг на крышу миру. Пока поток ширпотреба с Китая и нежелание вновь образовавшихся коммерческих структур платить за несуществующие работы по возведению лесов при оказания услуг по покраске/ремонту зданий, не смело большинство с рыночной шахматной доски. Правда эти времена породили и коммерческие выводы практически всех желающих на маршруты. На Кавказе, в Крыму. И я, правда уже обладая немалым опытом, в том числе уже ходившим ведущим на скалолазные «четверки» и вторым на маршруты высшей категории 5Б, уже заработавший первые и нехилые деньги на начальном периоде промальпинизма, успев покрасить два института (эх… Московский институт иностранных языков и такие весёлые студентки из Европы и Африки...) и снеся одну заводскую трубу, попал в первое полностью коммерческое восхождение в приэльбрусье и низкий поклон Максиму Онипченко, который отказался вести эту разношёрстную толпу на вершину «Трапецию», остановив поход перед «ключевым» участком, одним из самых сложных по технике в регионе.
Максим Онипченко, Крым, Форос 1988 год.
Но это легендарный Макс, а сколько было людей с меньшей душевной закалкой. Я насмотрелся на итоги малодушия в крайний выезд в Крым. Когда дважды попадал в ситуацию, когда восхождение на Форосскую стену оборачивалось спасательной операцией из за наблюдаемого рядом падения с травмой. В одной из них спускали тело погибшего. А причин всего несколько — боязнь потерять прибыль из за отказа продолжения платного восхождения или вопиющая необученность.
Что касается мото… стоит постоять на улице рядом со своим мотоциклом и через полчаса может показаться, что раньше каждый второй катал на Яве/Урале/Восходе/ИЖе. Ну в некотором смысле это справедливо. Но не они, а появившиеся в конце 90х годов хищные спорты, именно спорты сделали мотоциклистов кастой. Как и парашютистов — «крылья». Ну тут можно размышлять бесконечно о том, что было и что осталось, а практической пользы особой от этих рассуждений нет.
Сим… ну кто его не посещал, тот М5 не видал)
Быстро добираюсь до Уфы, заскакиваю к маме и я уже на трассе на Оренбург. Шоссе до Толбазы ещё местами ремонтируется, а так шикарна. Как раз, что бы после Уральских гор насладится прямой четрехполоской. Камеры направлены в большинстве случаев в «лоб», траффик не напряжный.
.
Ещё немного и деревня матери. Мама давно уже городской житель, но на пенсии решившая поставить, как летнюю резиденцию, дом на земле своих родителей. Мне нравится эта Башкирская низкохолмистая глубинка. Есть в ней что то спокойное и извечное.
Лучшие года деревни давно позади, многих домов, которых я помню с детства уже нет. Обычная история.
От асфальта точку назначения отделяет полкилометра грунтовки и начавший дождь. На сколько же почва тут богата чернозёмом. Под дождём земля мгновенно становится мыльной, но я же потомок конного племени башкир, о котором упоминал даже Геродот, рождённый уже с ногами «колесом» — родовой признак всадника) так что вальсируя по глине проскальзываю почти к дому. Отделяет только канава, но вместо того, что бы объехать 10 метров, я решаюсь пересечь ее по узкому двухдюймовому перешейку. Заднее колесо сползает, нога ищет опоры и не находит ее. Единственно что я успеваю сделать — замедлить падение стального скакуна. И я со своим тренированным чувством баланса и богатым теоретическим багажом валюсь на землю. Вскакиваю, подымаю мот с помощью подоспевших свидетелей моего фиаско. Осмотр показывает, что пострадала только моя гордость (забитый изнутри землей слайдер четко показывает, что от проблем уберегла клетка). Семья уже ждёт меня, добравшаяся на автомобиле с женой за рулем. Даже учитывая, что мне пришлось заезжать в Уфу за ключами к матери, это быстро для машины. Особо рад деревне наш пёс:
Домашний городской питомец, почему-то в деревне мгновенно обретающий несвойственные породе золотых ретриверов охранные повадки.
Ночью, выходя во двор, задираю голову и смотрю на небо. На сколько оно близкое тут. Тут и где нибудь на трассе вдали от городов. Когда так же глубокой ночью, остановившись отдохнуть, стоит откинутся на кофр и подняв визор посмотреть вверх.
Через два дня простых деревенских радостей — домой.
Дорога уже за годы изучена и проходится на автоматизме. Периодически смешаюсь на обочину, пропуская дальнобоев или просто торопыг, неосмотрительно вышедших на встречу на обгон. Мне не тяжело, всего лишь легкое движение руля. Отвечая кивком на благодарственный взмах водителя, вспоминаю песню Гришковца и настроение мое улучшается. Тем более не раз меня пропускали, сместившись на обочину попутные фуры и легковушки, почему бы не ответить встречной любезностью.
Супруга на кроссовере достаточно живо настигает меня в пути, стоит мне остановится на перекур. Идём раздельно, условившись о встречах на контрольных точках. Где мне не особо долго приходится ее ожидать. Да, водит машину она не хуже, а то и лучше меня. Моя школа. Что на машине, что на моте — главное для меня принцип золотой середины. Не допускать решений «на авось». Не доставлять неудобств и не ставить в сложную ситуацию других. Поэтому никаких обгонов на мизерах и прохода между машинами. Лучше обождать и спокойно совершить манёвр, не заставляя ни в чем не повинного шофёра жать на тормоза, и судорожно вцеплятся в руль. Да, он же не знает, что кто то точно знает, что успеет проскочить перед встречным бампером. Когда иду на мотоцикле в потоке держусь левой стороны своей полосы, если в одиночестве на своей полосе и при плотном встречном движении — смешаюсь правее, что бы меня дальше было заметно. Никакого дальнего света днём.
Незадолго до Усть-Катава вижу аварию с мотоциклистом. Все живы. Стандартная ситуация: обгон на непросмотриваемом повороте, попытка уйти от лобового на обочину, куда сворачивает и встречный. У бехи сорван бампер, у харлея (вроде электричка)- покоцанна морда. Байкер жив и отделался разбитой губой, мотоцикл кажется даже на ходу. Везучий — вылетел удачно из седла. Не вникаю в детали, мотоциклист был в составе колонны и оставив его друзьям на всякий случай свой номер телефона, двигаюсь дальше. Звонка не было, так что надеюсь все нормально.
Дома узнаю, что через день мне дорога в Димитровград, 780 км, так что продолжение следует.
- Marat74
- 9 июня 2020 в 20:28
- ?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернуть