Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Marat74 → “Во всем виноваты чехи” или спонтанная командировка на мотоцикле со спонтанными воспоминаниями.

Все началось с моей поездки в конце июня 2019 года по делам в соседний Челябинск, где меня, на въезде в город, тормознул на свою беду мигнув аварийкой и махнув рукой мотоциклист на BMW GS 800 c чешскими номерами. Эта встреча привела к изрядному крюку для чеха и к моей не близкой поездке. Познакомились: Зденек из-под Праги, едет в Казахстан на соревнования мотоциклов с колясками. До этого он уже посетил аналогичные соревнования в Ижевске. Забавно, я думал, этот вид мотоспорта давно вымер. Зденек — фанат Явы, колясочников и грузовиков. С целью посещения соревнований и заводов едет от Праги до Казахстана, петляя по России. Тормознул он меня, чтобы попросить подсказать путь до ЧТЗ. Далее он планировал переночевать в Челябинске и завтра двинуть в Каменск-Уральск, к знакомому, после чего через Троицк последовать в Казахстан. Наивный. Естественно, я сказал, что в Челябинске, кроме музея танков в парке, смотреть по сути нечего. Отправив его на центральную городскую площадь дожидаться моего возвращения я быстро сгонял по своим делам и, подхватив потом его, не успевшего просушить на площади Революции носки и боты, сопроводил к танкам.

Пока он селфился на фоне танков, “Катюши” (новодел, конечно), катеров и артиллерии, я оперативно внушал ему, что двигаясь по М5 он упустил саму суть Урала, и ему просто жизненно необходимо вернуться со мной назад на 160 км и немедленно восполнить брешь в познаниях и впечатлениях.
И вот, через два часа, на закате я селю офигевшего и не понимающего, как всё это получилось, чеха в небольшую гостиницу, у подножия городской мини-горнолыжной трассы, в своем Златоусте. Договариваемся, что в 7 утра завтра я заеду за ним.

С утра, после приветствий, первый вопрос Зденека: “А что за город, на сколько большой, и вообще откуда он взялся?” По дороге из Уфы он долго восхищался безлюдностью мест (всего два мелких города Сим и Юрюзань и одни стелы). Говорит:”… я что-то пропустил?” Как сказать, Зденек… Так-то ты, кроме Аши, просвистел мимо высокогорного озера Зюраткуль с затопленном лесом на дне, оставил слева Сатку с гигантским карьером по добыче магнезита и остатками одной из старейших в России гидроэлектростанции — и это лишь малая часть. Как, например, за Юрюзанью есть узкий проход между горами, где небольшая пушечная батарея Пугачева, прикрывая отход его войск, повторила подвиг спартанцев, задержав царские войска на несколько дней.
Веду Зденека за собой на Черную скалу, идеальную для скорого знакомства с пейзажами горного массива Таганай. 15 минут от города по грейдеру и, оставив на охраняемой парковке мотоциклы, за 20 минут поднимаемся на обзорную площадку.


С Черной скалы видны все вершины и даже частично каменная река – след, оставленный исчезнувшим тысячелетия назад ледником. Таганай хорош тем, что почти все интересные места доступны в режиме однодневного, и даже двухчасового, похода:



Возвращаясь в город вторично проезжаем через мост рядом с платиной, ограждающей городской пруд. На последующий вопрос Зденека отвечаю, что пруд сотворен в демидовские времена, как средство доставки стальных изделий в европейскую часть России. Так как река Ай не судоходная, сталь и сабли сделанные из аносовского булата, грузили на баржи, и они шеренгами выстраивались на пруду. Платина взрывалась, и поток воды дотаскивал судна до Сатки, где уцелевшие баржи опять повторяли этот рискованный трюк уже на Саткинском пруду и уже через реку Уфа (другое название – Караидель, Черная Река) уходили дальше, в Белую реку и далее в Волгу.
Аносовский булат? Да, Зденек, Аносовский булат — это утерянный философский камень металлургии. Аносов не раскрыл рецепт булата, он сделал гораздо большее: он единственный, кто смог получить булатную сталь не путем многократной ковки, а путем простого литья. Забавно, что в дневнике Аносова записаны только неудачные алгоритмы, следы многочисленных экспериментов. Современные последователи так и не смогли достичь главного – повторяемости и промышленного масштаба производства. Для демонстрации сказанного, затаскиваю Зденека в краеведческий музей, чтобы он увидел изделия минувших столетий, ну и поделки нашего времени. В том числе сделанную для некогда посетившего город цесаревича, будущего Александра II, парадную кирасу. (Пример одной из Российских традиций: так как впоследствии, после отправки в Санкт-Петербург, кираса вернулась назад в Златоуст с замечанием, что за время изготовления доспеха по снятым меркам наследник успел слегка повзрослеть… Года на четыре.) В честь визита одна из вершин, на которую взбирался наследник, была названа Александровской сопкой. Надо сказать, с тракта ( не путать с М5) Златоуст-Миасс до нее буквально рукой подать.


Вдвоем с Зденеком доезжаем до Миасса, и я показываю ему УралАЗ. “Что за “Урал”?”, — спрашивает он. “На ГАЗе был, завод КАМАЗ смотрел, ЗиЛ знаю, Урал — нет.” Смотрю на него, не понимаю, шутит он или издевается.
Перед прощанием отвожу его на второе по чистоте озеро России – Тургояк, конечно, рассказываю про холодные родники, двойное дно и легенду о затопленном в озере кладе Пугачева.

Вывожу Зденека на дорогу в сторону Карабаша, напутствую: никуда не сворачивать, пока не упрется в трассу Челябинск-Екатеринбург.
Еду назад, на работу, по пути размышляя о том, что в понедельник следующей недели мне нужно быть в Железногорске Красноярского края. Сегодня пятница, да погода ожидается по прогнозу прекрасная, а на дальняки я почти в этом году не ездил, а масло в движке я поменял на этой неделе, а прямой рейс в неудобные дни, а перелет с пересадкой в Москве занимает почти полтора суток в одну сторону… В общем, подходя к другу, по совместительству моему директору, я показываю ценник на авиабилеты и ставлю в известность, что в командировку я поеду на своем ТДМ900А. Директор, конечно, привык, что летом я ношусь по делам на мото, но пока далее, чем поездка в Москву моя наглость не распространялась. Однако одобрение и командировочные я получаю.
Супругу заверяю, что обязательно буду ночевать по дороге, а не пилить, как обычно, сутками. Старшей дочке и двум своим сыновьям клянусь, что вернусь в четверг, так как в пятницу традиционный сплав с ее классом на катамаранах по реке Ай, на который мы ходим всей семьей. Звоню в Железногорск заказать пропуск в этот закрытый город и поставить в известность, что в аэропорту Красноярска меня встречать не надо.
В субботу выспавшегося до упора меня довозит до работы, где стоит мой мот, любимая жена. Прощаемся. Я складываю в центральный (он же единственный) кофр цивильную одежду и туфли вместе с документами по работе. Мгновением позже соображаю, что оставил дождевик и перчатки-краги дома. Решаю, что прогноз погоды внушает оптимизм, а возвращаться – дурная примета. Хорошо, что мотобахилы остались в мотоцикле (мои боты Гаренье в откровенной летней модификации, что радует отменной вентиляцией, но огорчает полной незащищенностью от воды). Выезжаю за ворота и не успев даже миновать границу города чувствую, как начинает гулять зад мота – верный признак падения давления в заднем баллоне. Останавливаюсь, извлекаю из шины саморез, а из подседельного бардачка ремонтный набор для бескамерных шин. Задний метцелер почти свежак, что делает возможным ремонт с помощью жгута.
Вспоминаю, что так же почти началась моя первая поездка в Москву, почти четыре года назад, когда вторым номером компанию мне составил мой друг- Коля «Беркут». Но тогда резина была практически равна по толщине картону, и вместо ремонта я попал на замену. Благо, у Коли была в запасе шина, подходящая по размеру. Скажем так, когда Коля со своим изящным телосложением выступал первым номером, со стороны экипаж наш, с учетом моих 95кг веса без учета экипа, смотрелся наверно забавно.

Впрочем, Колина шина тоже не вернулась домой, так как на обратном пути (хорошо, что Коля остался в Москве) я попал под жуткий ливень, чуть не размазавшись на дороге, когда давление в заднем колесе резко спало (позже увидел нормальный такой продольный порез).
Ребята с Рязани оперативно среагировали, прибыв тех.помощью и продав мне с установкой на месте бывалый баллон… который издох в Уфе. Впрочем, там я уже смог обзавестись нормальной резиной…
Несколько позже ребята с Рязани были немало удивлены, когда, спустя какие-то полчаса после расставания, обнаружили меня на обочине. Виной тому была моя невнимательность и 30-ти километровая пробка — вечная беда перед рязанью, которую совершенно не решает четырехполосное шоссе. Я, пробиваясь в междурядье, неосмотрительно подъехал к разрыву, который сознательные водители оставили перед перекрестком. Пропустив одну свернувшую в разрыв машину со встречки я двинул через перекресток, забыв важное правило: где появляется одна машина, там непременно образуется и вторая. Время замедлилось, я смотрел в глаза водителя через лобовое стекло, а он с немым удивлением на меня. Так мы оба и прощелкали момент, который позволил бы ему нажать на тормоз, а мне — открутить газ. Я только успел крутануть грипсу и подтянуть левую ногу вверх — мгновением позже удар отправляет меня в полет по глиссаде, головой вперед и спиной вниз. Вбитые более чем тридцать лет назад рефлексы заставляют сгруппироваться: прижать подбородок к груди, а руки, вытянутые вдоль туловища, встречают землю первыми. Однако, думаю, что вовсе не рефлексы, а вставленная в самодельный внутренний карман куртки отстегивающаяся спина от моточерепахи Thor и корейский шлем «solo» стали залогом падения без последствий. “ТыГыДым” отделался сломанной водительской подножкой и деформированной защитной клеткой. У автомобиля оказался погнут номерной знак и треснут бампер. Вместо водительской подножки переставляю пассажирскую (неудобный угол, но ехать можно), ребята с Рязани помогают выправить защитные дуги, с водителем расстаемся полюбовно: он нарушил, я прощелкал — квиты.
Потом память услужливо подсказала, что по дороге в Москву у “ТыГыДыма” резко, на 50000 км пробега, проснулся жор на масло… и в Москву мы добрались, фактически заливая масло не реже бензина. Там же, в Москве, мне отрегулировали клапаны, предупредив, что еще через 60к км необходимо повторить данную операцию, во избежание “возвращения былого аппетита”.
На одометре было 105000, и пока Ямаха ходила от замены до замены без доливки. Вместе с жором пропала и привычка возить с собой литруху масла на доливку — я флегматично замечаю про себя, что неплохо бы было прикупить по дороге резерв.
Воспоминания заканчиваются вместе с ремонтом колеса, я выезжаю на М5 и выдвигаюсь в сторону Челябинска.

Многие ездят в Омск через Каменск-Уральск и Тюмень, на то есть причина — “адская сотня перед Ишимом”, но я уповаю на внедорожные качества Ямахи ТДМ900 и решаю проехать через Курган. Обхожу Челябинск справа по объездной и качусь по нудной степи. Разнообразие вносит только музыка, которая «скала» транслирует в шлем. Начинает доставать мошкара.


Все чаще встречаются ремонтные участки, но я либо проскальзываю в голову очереди перед светофором, либо вообще обхожу затык по технологическим дорогам. Кто ездил через Курган знает, что главная сложность этого пути — скука и монотонность. Правда замечу, что скуку снимает как рукой, когда навигатор не соизволил своевременно выдать звуковую подсказку, и я пропилил мимо поворота на Ишим, в итоге уперевшись в границу с Казахстаном. Разворачиваюсь, обгоняю парочку на интрудере, с которой только недавно обменялся приветствиями на встречных курсах (они, судя по всему, сделали ту же ошибку, так как дальнобойщик на границе сообщил мне, что я — не первый мотоциклист, развернувшийся перед границей).
Тем временем я понимаю, что мой расчет заправиться на повороте к Ишиму провален — лампочка резерва недвусмысленно намекает о том, что я скоро обсохну. Под сиденьем — моток капельницы, думаю о том, что, в крайнем случае, парочка на интрудере догонит, и я попрошу помощи. Но черта с два: парочка, похоже, уходит на Омск через второстепенную дорогу, ищущую мимо соленого озера. Попавшаяся по дороге одна заправка, конечно же, не работает, и я обсыхаю в 12 км от следующей. Минут двадцать безуспешно голосую, потом вспоминаю, что километр назад проезжал поворот на базу “Транснефти”, и уныло толкаю мотоцикл к ней.
Взмокший и искусанный комарами ставлю мот на площадке перед базой – охрана заявляет, бензина тут не достать. “Уазики” под удаленным контролем — незаметно не слить. Вошедший в мое положение охранник звонит водителю который в этот момент развозит смену и вахтовка, изменив маршрут, заезжает за мной. Ввоспользовавшись предложенной водителем газели канистрой я съездил за бензином. Пока развозили смену по домам поговорили «за жизнь». Все как всегда: работа как работа, еще бы платили нормально. За полчаса я узнал больше, чем смогла бы ревизионная комиссия: сколько бэушных труб и материалов было поставлено по цене новых при постройке учебного центра, как синхронно с установкой окон на базе появились стеклопакеты у начальств, ну и все в этом духе. Заодно услышал про соленое озеро, которое так и не посетил.
Заливаю бензин, благодарю охранников и водителя вахтовки. Денежную благодарность они наотрез отказались принимать. И вернувшись до кольца около Макушино сворачиваю-таки на Ишим.
Вначале пути я искренне недоумеваю, почему мотоциклисты не любят этот участок? Ну да, ямы есть, но их легко объехать. Недоумение мигом исчезает, когда на визуально ровном участке руль буквально сам вырывается из рук нежданным ударом. И так повторяется ещё не раз: складки асфальта так причудливо сформированы, что в сумерках дефекты покрытия просто незаметны, но весьма чувствительны. Почти весь проблемный участок прохожу стоя: что мне нравиться в “ТыГыДыме”, особенно с развитой защитной клеткой, так это многообразие позиций посадки на нем. Кроме классических “прямой” и “стоя”, можно упереть подошвы в защитные накладки глушителя и лечь на бак, пародируя спортовода, можно изображать вариации роденовского “мыслителя”, а можно и просто вытянув ноги вперед положить их, как на чепере, на защитные дуги. Немало помогает в дороге и накладка на грипсу:

В общем ТДМ, как и хороший учебник Камасутры, частенько вызывает недоумение: а что и так можно?
Доковыляв до Бердюжье заливаюсь на “Газпроме”. Забирая очередной чек для командировочного отчета вспоминаю свою первую и единственную РЖЖ1600.
В поездку за этим трофеем мы катались с моим другом, Яшей Швырковым, обладателем Сузуки булеварда м109. Это был мой первый сезон на “ТыГыДыме”.
Яша именует свой мот Зверем или Буликом – я Боливаром, который не вынесет двоих.


Маршрут мы выбрали кольцевой: Златоуст – Сатка-Красноуфимск-Екатеринбург-Алапаевск-Тавда-Тюмень – Курган-Челябинск-Златоуст. Яша шел, как более тихоходный (не по возможностям мото, а по пределам выживаемости на нем) впереди, и я с удовольствием наблюдал как он, приближаясь к ненаказуемому лимиту скорости, начинал напоминать гимнаста с ногами на широко расположенных подножках, грудью на бензобаке и вытянутыми вперед и в стороны руками. Вынужденный поперечный шпагат — иначе поездка на Боливаре, не оснащенном ветровым стеклом, начинает напоминать турнир по подтягиванию на перекладине. Как бы то ни было, норматив мы сделали, но усилий от Яши это потребовало явно на порядок больше, чем от меня. Все фото с маршрута можно разделить на три группы:

Яша и заправка, бензином или едой.




Одометр и чек за бензин. (Фото не из той поездки)



Сон Яши…короткий сон.


Всем, кто едет от Екатеринбурга до Тюмени, я бы посоветовал проделать этот путь через Алапаевск и Тавду, не смотря на изрядный крюк. После Алапаевска попадаешь на отличную трассу (сейчас не могу это утверждать, возможно, со времени поездки качество покрытия ухудшилось) с почти полным отсутствием трафика. Рекомендация актуальна, если вас не пугают медведицы с медвежатами, которые перед Тавдой изредка пересекают шоссе (каюсь, вместо того, чтобы вытащить телефон для фото, предпочёл открутить ручку газа).
Эта поездка помогла подружится с ТДМ. На мой взгляд, лучший способ познать свой мот — это Путешествие (далеко не факт, что в формате гонки за “Железной Жопой”).
После заправки понимаю, что пора и подыскать мотель для ночевки. Но до поворота к очередной большой стоянке для дальнобойщиков я успеваю проехать Ишим и почти достичь Абатово.
Большая стоянка, трехэтажная гостиница, койка в трёхместном номере с удобствами в коридоре 350 рублей, но я выбираю двухместный номер с удобствами за 1100. Мотоцикл поставлен, с намотанным стояночным тросиком на заднее колесо, под камеру рядом с входом, по соседству с уже знакомым интрудером. К сожалению, с экипажем мне так и не было суждено познакомится, так как заселился я позже, а выехал раньше.

Утром быстро завтракаю, также не особо вкусно, как и ужинал в кафе при гостинице, и довольно бодро доезжаю до Омска. Город мне понравился: я прокатился через центр, конечно, сфотал свой мот и покинул этот город.




Далее опять прямая трасса: из впечатлений только участки ремонта, которые я преодолеваю, как и в первый день. Возможно, я несправедлив к дороге, но мое внимание надолго занял загоревшийся датчик давления масла. У “ТыГыДыма”, как мне и обещано было в Москве, проснулся после сотни тысяч километров аппетит. А мысль о покупке резервной литрушки так и осталась мыслью, не преобразовавшись в действие.
Резко сбавляю обороты, решаю дотянуть до Новосибирска в щадящем режиме, если не найду мотоциклетного масла раньше. Сейчас я залил бы соответствующее автомобильное, желательно, предназначенное для дизелей, проследив чтобы не было отметок «энергосберегающее» и «повышающее ресурс», как делает почти весь мир, кроме России и профессиональных мотогонщиков. Но буквально полгода назад я не знал, что мотоциклетное масло — это, по большей части, маркетинговый миф.
За сотню километров до Новосибирска на заправке встречаю пару на Ямахе ТДМ850.

Жека из Красноярска, следующий со своей супругой едет от слёта до другого слёта, который утром по дороге мимоходом сменил масло (минеральное, конечно — какая синтетика в 850й) и фильтр. Я познакомился с ним, когда он, поставив свой ТДМ на центральную подножку, мыл и смазывал цепь. В кофрах и поверх них палатка, спальники, походная кухня, ремонтные комплекты, полноценный набор инструментов и приспособлений для обслуживания мото, термосы и все остальное, что нужно для автономного существования, включая и рыболовную оснастку. Я много встречу в этой дороге таких истинных туристов, как они: из России, Германии, супружескую пару на гусях из Прибалтики, и все они вызывают у меня легкое чувство смущения. В моём бардачке минимум инструментов, в кофре максимум, кроме вещей — литрушка для доливки, средства для ухода за цепью и баллончик-спрей с графитовой смазкой рессор газелей (для косметической обработки номерного знака). Я достаточной много раз в юности ходил в горы и походы и немного завидую им, но сейчас доступный и любимый мною формат одиночного мотопутешествия — оптимально короткий по времени и достаточно протяжённый по дистанции с ночевками в гостиницах. Длительные путешествия — только с семьей, к которой причисляется и мой пёс.
Попрощавшись с Евгением и его женой двигаю дальше и вспоминаю, что однажды сам ехал с палаткой и спальником. Это было, когда, с подачи Яши и вместе с ним, мне повезло попасть на слёт «Мотополярник» в Ямбурге. Единственный слёт, который я не мог себе позволить пропустить. И вообще, пока что, единственный, где я побывал.
Не буду много о нем писать, ограничусь комментарием, что приехал я на него на день позже остальных и покинул сразу после закрытия, успев поспать в палатке четыре часа. Выскажу спасибо “Газпрому” за оформление пропусков участникам слета в закрытую погранзону. Правда копии паспортов и документов на транспорт пришлось отправлять организаторам слета за полгода до события. И да, помыть шины в Ледовитом океане — бесценно (ну ладно — в Карском море).




В Новосибирск я попадаю в аккурат ко дню города: многие улицы оцеплены, магазины закрыты. Чудом, в небольшом магазинчике, по совместительству — будке охраны автостоянки, я обзавожусь литром масла, уговорив продавца его продать, несмотря на то, что продажа закрыта.
Еду в центр, прокатываю по улицам и посмотрев салют двигаю дальше.

Путь лежал по вполне хорошей дороге, несмотря на частые ремонтные участки, заправляюсь на фирменных точках и там же перекусываю, а порой и на полчаса отправляю себя в сон. Глубокой ночью добираюсь до Кемерово. Прохожу его в режиме транзита и добираюсь, пожалуй, к наиболее интересной части пути, с точки зрения мотоциклиста: поначалу закрытые и крутые повороты переходят в затяжные дуги, где можно и позакладывать мот.

Продолжение: часть2...
  • Marat74Marat74
  • 12 января 2020 в 17:01
  • 1
  • ?

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
0
mirage
Отличный прохват, радующий своей внезапностью)))
0
alik96
А я по советовал бы ехать из Екатеринбурга в Тюмень через Ирбит, можно посетить там музей мотоциклов Урал(все таки это часть нашей истории)и искупаться в селе Каменка в горячих источниках, и это крюк на 50км и почти при нулевой загруженности дороги.
0
ItalloEspan
зёма иннтереснно пишешь. буду читать дальше
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Marat74, “Во всем виноваты чехи” или спонтанная командировка на мотоцикле со спонтанными воспоминаниями.