Блог им. mik701 → "Экспромтом" по Алтаю, часть 4

Всем доброго времени сток. Позвольте продолжить свой рассказ о путешествии в Республику Алтай в июле 2018 года.
Предыдущие части читаем здесь:

Прочитав третью часть, жена чуток пожурила меня за отсутствие эмоций. Дак вот, доложу я вам, на Алтае, каждый день, час и минута были пронизаны эмоциями, хорошими, плохими, страшными, добрыми, злыми. И эмоции эти были гипертрофированы и очень яркими. Но, чтобы их испытать, вам придется самим поднять свои булочки с диванов и сгонять в это замечательное место. Каждый новый день на Алтае приносил новые знания, умения, и конечно, океан эмоций, ни одна минута этого путешествия не была потрачена зря.
Итак, мы приехали в Акташ и расположились в кемпинге «Гейзеровое озеро». Пока мы ставили палатку, какой-то мужик, проходя мимо, крикнул: «Привет соседи!». Мы тоже поздоровались, завязалась беседа, познакомились с Алексеем, оказалось, что мы соседи не только по кемпингу, но и дома. Он с женой Ольгой приехал из Челябинской области. Они приехали на паркетнике с прицепом, в котором Алексей привез хард-эндуро КТМ. В общем, мы оказались и одного возраста и на одной волне, и в дельнейшем, сдружились.

После установки лагеря, организовали совместный ужин, в ходе которого Алексей предложил на завтра вместе поехать на Ретранслятор. Это был один из пунктов в нашем путешествии и мы конечно согласились.

Утром подъем, завтрак, быстрые сборы и в путь. Кстати, на Ниве или УАЗике подняться на ретранслятор стоит 5000 р. До Ретранслятора 13 км, и все они в гору, высота над уровнем моря 3100 м. Сначала дорога была терпима, Юля ехала со мной, где надо, привставала на подножки и мы достаточно лихо доскакали до металлической трубы. Алексею было немного скучно ехать в нашем темпе, и он то уезжал вперед, то возвращался. Возле этой трубы, которая закрыта металлическим кожухом типа швеллера, стояло несколько машин. Это смельчаки, которые решились на самостоятельный подъем. Машины паркетники, и дальше проехать они не могли, поскольку местные специально разбирают дорогу, вывозят камни. В результате очень сложно преодолеть эту злополучную трубу. Например, на обычном Субару Форестер, и ничего не оторвать. С помощью Алексея и еще одного мужика, я преодолел эту преграду, снова посадил жену сзади и поехал дальше. Дорога становилась все круче, камни попадались все больше, и я повторял мантру: «Главное не «бздеть» и не закрывать газ!». Доехали до ртутного рудника, где какие-то бомжи собирают по 50-100 р. у шлагбаума за проезд на ретранслятор. Мотики могут объехать шлагбаум сбоку, но Алексей кинул пару купюр в коробку. Дольше начинается самое интересное. Дорога все круче, деревьев уже нет, мотоцикл греется, кислорода все меньше, что критично для карбюраторов. Даже Лехин КТМ с одним наездником уже не так резво летит, поскольку он двухтактный и тоже карбюраторный. Вынужденно останавливаемся, мой мотоцикл перегрелся. Отдохнули и мы и техника и поехали дальше, остался предпоследний подъем и навстречу нам спускаются два BMW GS. Новые, «водяные». Остановились, поздоровались, когда увидели на чем я сюда заехал, стали осыпать меня комплиментами, а когда узнали, что я еще и с пассажиром, совсем сильно удивились. Но я конечно вкусил все бремя мотославы ))). Дальше подъем совсем крутой, и на второй горочке я заглох на самом подъеме, элементарно из-за разряженного воздуха, газ открыл, а мотик захлебнулся. Юля сзади сидит, переднее колесо смотрит вверх, держу мотоцикл на переднем тормозе, но он все равно сползает вниз. Думаю, если упадем, есть шанс скатиться кубарем вниз. Но Юля успела спрыгнуть, я быстро завелся и один легко заскочил на эту горку. Дальше совсем страшная дорога, крутой подъем, два или три крутых поворота «шпильки» и для полноты картины, с одной стороны достаточно крутой обрыв. До финиша осталось немного, я уже устал и Юля дальше пошла пешком. Ехать стало легче (без пассажира), но блин, так страшно!!!!))). На дно ущелья стараюсь не смотреть, газ держать ровно, смотрю туда, куда нужно ехать, в итоге все получилось и я был счастлив. Алексей ждал нас на верху, увидев, что я один, любезно сгонял назад и подвез Юлю наверх. Зато он узнал, что и на его мотоцикле можно ездить с пассажиром)).

Красота конечно дикая, эмоции и восторг зашкаливают.

Смотришь по сторонам, и четко прослеживаются солнечные участки и зоны дождя. В каждую сторону разные виды, пейзажи, ощущения. С погодой повезло дожди ходят рядом, но на нас не идут. Посмотрели Катуньский перевал. В ясную погоду отсюда видно Белуху. Горная гряда впечатляет, она растянулась с юга на север. Учитывая, что мы находимся на 3100, еще раз ощущаешь себя песчинкой.

Здесь еще лежит снег

Алексей говорит, что неделю назад здесь вообще все было в снегу.

Дыхание затруднено, сказывается высота, но паники нет, просто необычные ощущения. Растения успевают расти, радуются солнышку и цепляются за камни. Стелятся как можно ближе к земле, спасаясь от ветра.

Юля не скрывает эмоций, пищит от восторга, не может насмотреться, надышаться, нафотографироваться, насытиться всей этой суровой и В ТО же время такой ранимой красотой.

Туристов везут на машинах и возгласы восторгов у всех одинаковые. Место обязательное к посещению, если вы остановились в Акташе. Разговорились с местным водителем. Он в шутку говорит что сейчас сезон закончится, и другие барашки придут))). И рассказал, что после закрытия туристического сезона в эти горы приходит Алтайский архар – самый крупный горный баран, на которого они активно охотятся. Также подтвердил информацию, которую мы узнали еще в музее Старообрядчества в В. Уймоне. Оказывается, до прихода русских алтайцы не употребляли в пищу рыбу, и называли ее водяным червем. Они и сейчас ее неохотно едят. Вроде как монголы тоже рыбу не едят, хотя потом общались с людьми, которые путешествовали по Монголии и они говорят, что монголы кушают все, что не приколочено.
Кое как поймал жену, она все никак не могла успокоиться и переварить все великолепие, которое нас окружало.

Начали спускаться вниз, сразу понял, что спускаться намного труднее, чем подниматься. Буквально через 70 м попросил Юлю слезть, потому что тормозить было очень тяжело, она на меня сползала, вилка зажималась и рулить было очень сложно. Я не мог удержать нас двоих, зажимая ногами бак. Только я поехал один, у меня пропал задний тормоз, к этому я был не готов и сразу прилег. Никогда у меня еще не перегревались тормоза, и я не знал, что это происходит так неожиданно и без предупреждения Тормоз просто выключили и педаль провалилась. Возможно, это произошло из-за того, что сзади стоит обычный не армированный шланг. Передние тормоза отработали весь спуск без приключений. Поехал на заглушенном двигателе на первой передаче и работая только передним тормозом. Сначала мозг взрывался от того, что одной рукой нужно жать на тормоз, а второй отпускать сцепление, то есть разноплановые движения, намного проще обеими руками одновременно либо сжимать рычаги, либо отпускать. Но, как известно, человек ко всему привыкает, да и ехать то надо. Навстречу проскакали два Трансальпа, останавливаться им было нельзя, иначе бы не тронулись, поэтому обошлись без приветствий. Спасибо Алексею, далеко не уехал, после первого спуска дождался меня и, поняв ситуацию, вновь пришел на помощь, и подобрал Юлю. Они бодро ускакали вниз, а я продолжил свой спуск, и песни орал и матерился и смеялся, короче включил все психологические рычаги, чтобы перебороть страх и продолжать спускаться. На одном из спусков все-таки пережал передний тормоз и еще раз прилег, АВС то нет!!! Все падения без последствий, даже весело и разряжает напряжение. В общем, спустился без потерь, не считая оторванного соска скотойлера, видимо камни все-таки большие были и сосок попал в цепь и его просто вырвало. Ремонта минут на 5-7. Довольные, счастливые, полные эмоций поужинали в компании Алексея и Ольги и на этом очередной день закончился.
Немного расскажу о кемпинге «Гейзеровое озеро». Впечатления неоднозначные. Есть туалеты с освещением, но нет умывальников. Просто вырыли яму с ледяной водой, к которой еще и не подобраться и все, как хочешь, так и умывайся. Один деревенский умывальник висит возле столовой. Цены в этой столовой кусачие, порция макарон 50 р., пирожки 30-50 р. штука. Есть несколько домиков, но на них очередь расписана на месяц вперед, стоимость 1500 р. сутки. Алексей рассказал, что в прошлом году народу было больше, и домики стоили 2100 р. сутки. Зато прямо с территории кемпинга деревянные мостки ведут к самому озеру, происхождение которого грамотно «распиарено» в интернете. Якобы оно такое необычное и идет из недр земли и есть красивая легенда, которую сейчас уже не помню. Вторая версия, в которую я больше верю, при прокладке высоковольтной линии экскаватор «удачно» копнул ковшом и пошла вода, вырыли небольшой котлован, поскольку из земли выходили газы, да так и оставили. Но то, что озеро периодически «пукает», это факт и цвет дна необычный и одна рыбка в нем живет.

Основной доход хозяйки кемпинга от тех туристов, которых привозят автобусами и машинами посмотреть на озеро. Проход по территории кемпинга 50 рублей и все работники кемпинга, включая хозяйку, стоят и собирают «мзду». Мимо кемпинга пройти к озеру очень проблематично, поскольку местность вокруг него заболочена. Поэтому благоустройством самого кемпинга хозяйке заниматься некогда, надо успевать рубить бабло, сезон короткий. Зато она вам и легенду расскажет и улыбнется и в столовую пригласит и вы, не намочив ножек, пройдете по удобным мосткам посмотреть раскрученную диковинку Алтая.
На следующий день мы поехали посмотреть на Марс и доехать до крайней точки нашего путешествия, районный поселок Кош-Агач (от него до Монголии около 30 км). Ехать до него около 70 км, и нам предстояла дорога через Курайскую степь, которая сама по себе тоже является достопримечательностью.
До Марса ехать недалеко, дорога ничем особенным не отличается, большой участок по степи, хорошо, что не было дождя, поскольку есть и глиняные участки. Марс место раскрученное, благоустроенное, понятно, за что отдаешь деньги за вход.

Отзывы про Марс в интернете неоднозначные, кто-то говорит, что надо ехать, кто-то, что нет. Я считаю, что находясь рядом с ним, посетить нужно обязательно. Сейчас немного жалею, что не пошли на Марс-2, уже после увидели его на фотографиях, интересное место. В общем погуляли по Марсу, поднялись наверх, где покушали, прикольно, необычно и холодно))). Наверху ветер.

Потом, кстати таких Марсов еще много видели, просто они неблагоустроенные, обычное смешение глины, песка, горных пород, и все это природа уложила красивым слоеным пирогом. Выехали с Марса на асфальт и по совету Алексея, там, где начинается Курайская степь, съехали по тропинке в сторону. За УАЗиком по степной дороге я проехал насколько холмов наверх и нам открылся потрясающий вид Курайской степи. Снова фото не передаст всего масштаба эпичности и энергетики этого места. Полюбовались, поохали и поехали обратно. Тут у меня снова произошел «затык». За уазиком я ехал уверенно, и почти не думая о дороге обратно, скакал по холмам. И обратно я тоже ехал уже более уверенно, чем вчера на Ретранслятор, но спуск с последнего холма меня вновь ввел в ступор. Я остановился, Юля слезла с мотика и быстро ушагала к дороге. Я стою один на вершине этого холма, спуск крутой и песчаный, и я никак не могу заставить себя съехать с него. Я и смеялся, и кричал и Юлю звал на помощь (у нас переговорные устройства в шлемах), она не услышала, так как уже ушла далеко. Все. Тупик. Ступор. Вокруг никого, понимаю, что если начну спуск, то обратно мне мотик уже не затащить. Прямо «Шайтан» какой-то. Благо это степь и ехать можно где угодно, не обязательно по дороге, вспомнил, гонные серпантины, отъехал в сторону от дороги и спокойно спустился зигзагом. Еще не раз крутые спуски для меня были проблемой, и по приезду домой я даже поехал на трассу мотокросса, где стал тренировать именно спуски. Но до совершенства мне и сейчас еще очень далеко, это только выглядит смешно, на самом деле, для меня это большая проблема. Нужно бороться со своими страхами!!!
Подобрал жену и помчали по отличной красивой дороге в Кош-Агач. Чуток смочил дождик, чуток поморозило, все как мы любим. По пути попалась интересная деревня, название забыл. В ней нет ни одного дерева, я в движении и травы то не заметил. Есть дома, участки огорожены забором, но ничего не растет, НИЧЕГО. Голая каменная пустыня и коровы, что они кушают, я не знаю. Потом спросил у местных, чем живет эта деревня, сказали, скотоводством, но что ест скот я так и не понял, видимо на пастбища угоняют. Как здесь жить зимой я не представляю, не зря видимо это район, вроде, приравнен к районам крайнего севера. Каш-Агач большое село, типичное для Горного Алтая. Затарились в Мария-Ра, заехали на заправку «Лукойл» выпить вареного кофе и поскакали обратно в наш кемпинг. Жена в поездку не взяла с собой паспорт, надеялись, что хватит моего. Планы во время поездки могут меняться, а без паспорта доехать до границы с Монголией — НИКАК! Пограничники проверяют документы! Будучи в Замульте очень хотели на экскурсию на Красную гору, но там тоже пограничная зона и без паспорта до этого красивого места не проехать. И таких мест на Алтае много. (Плато Укок и др.). Мораль-паспорт брать всегда всем!
Крайняя точка путешествия достигнута

По приезду обнаружили рядом с палаткой двух мотоциклистов, тех самых, которых видели накануне при спуске с Ретранслятора, на «Трансальпах». Парни из Ижевска, подъехали познакомиться. Вновь заставили меня гордиться, похвалив за то, что я смог на своем мотоцикле-дорожнике заехать на Ретранслятор))). Они собрались на Телецкое озеро через Кату-Ярык, и я взял с них обещание, что по приезду они заскочат к нам и расскажут подробности этой дороги, поскольку этот пункт был следующим, после Акташа, в нашем путешествии.
Затем ужин в кругу новых друзей, Алексея и Ольги и, спать. Кстати, теплый спальник, который я купил Юле, рулит, она наконец-то, не жалуется мне на ночной холод, хотя когда ложимся спать, от дыхания идет пар. Отсутствие душа — проблема, деньги на баню пока жалко))).
Новый день, вновь по совету бывалых (Алексея и Ольги) мы решили посвятить небольшой «пешке». Они рассказали, что буквально в 600 м, на горе есть мини ледник, не растаявший снег и лед в небольшом ущелье. Леха выдал мне навигатор, показал тропинку, по которой сходить с дороги и мы потопали. Теперь уже пригодились трекинговые ботинки. Тропа все время в гору, со всеми прелестями: кустарники, колючки, сыпучий курумник, козьи тропы, которые осыпаются прямо под твоими ногами.

Снова мне страшно, некоторые участки буквально ползу на четырех костях, Юля по доброму смеется надо мной и подбадривает, она то та еще горная козочка))). Сел на камень отдохнуть, встал и порвал шорты, удивился, пощупал его, а он, как наждачка с крючками. Этакая каменная липучка, видимо какой-то окаменелый лишай, даже кожу руки ощутимо цепляет. После этого стал внимательнее относиться к местам отдыха. Преодолев все преграды, мы пришли к речке-ручейку, чтобы в середине июля увидеть это:

Нарвали дикой смородины, набрали ледяной воды и замочили листья в бутылке, потом еще неделю вода смородиной пахла))).

Время и силы потрачены не зря

Отдохнули, перекусили и двинули обратно, спуск тоже был веселый, иногда на грани фола.

Вон там наша палатка и мотик

В целом хорошо сходили, продуктивно. Алексей с Ольгой переехали в домик, цивилизация, ляпота. Шашлык, немного «чаю», хорошая компания, чистый воздух, что еще надо для счастья. Тепло, много тепла, а с эти в Акташе в июле проблема. Хорошо, что ребята выдали нам лишние одеяла из домика, ночь была самая холодная(+3). Кстати, Ижевские ребята приехали, как и обещали, рассказали про долину Челышмана и Кату-Ярык, сказали, что если я на Ретранслятор заехал, то Кату-Ярык для меня семечки. Но я, начитавшись отчетов в интернете, все равно «бздю», настраиваю себя на подвиг))).
Утром проснулся в напряжении, предстояла самая опасная часть нашего путешествия. Нас ждет великий и ужасный Кату-Ярык. Хожу хмурый, серьезный, сфинктеры уже поджаты, понимаю, что раньше времени переживаю, но ничего с собой поделать не могу. Юле ничего не говорю, держу все в себе, незачем ей тоже переживать. Погода отличная, солнце светит, дорога зовет. Собираем лагерь, я делаю все медленно, нииикудааа нееее спеешууу))). Жена пошла в туалет, идет обратно босиком несет один ботинок в руке и ревет. Утопила второй в толчке. Пошел, посмотрел, не достать! Да и не надо его оттуда доставать))). Еще больше настроение упало, думаю, может это знак, что не надо нам на Кату-Ярык. Но план есть план. Надел на нее кроссовки, собрали вещи, попрощались с Алексеем и Ольгой и паоапали в сторону Улагана.
Дорога смешанная: асфальт и грунт, начался дождь. Перед Улаганом, что-то типа перевала, и перед ним мы заезжаем в дождь. Хорошо, что к этому моменту все грунтовые участки мы проехали. Надели дождевики, а Юля то в кроссовках, в тряпичных, хоть и в бахилах, все равно ноги промочила. На перевале кто то на небе открыл кран на всю. Вода хлестала так, что машины остановились, я еду, медленно, но верно. Чем хуже – тем лучше, мне в таких ситуациях смех помогает, разговариваю с небом и грозой, не ругаюсь и не злюсь, а просто разговариваю. Ну и меня решили порадовать и когда я подумал, что хуже быть не может – пошел град, хороший такой уверенный град. По рукам больно гад-град бьет. А когда началась гроза, был вообще трэш. Даже я подпрыгивал, когда прямо у меня над головой грохотало, Юля вообще каждый раз была готова спрыгнуть и хватала меня за бока так сильно как только могла. Прикольно прокатились, даже Пинлок не помогал, настолько высока была влажность. А я понял, что такое гроза в горах.
Улаган районный поселок есть заправки, приличная правда только одна, магазины банки школы кафе, все по Фен-Шую. На заправке нет электричества, ждем без бензина нельзя, дальше заправок не будет. В самом Улагане дождя нет, светит солнце. Заправились, поехали дальше, смотрю магазин охотник, надо жене хотя бы берцы купить, однако. Пока в магазине был обед, тоже решили покушать, и тут с нами произошла еще одна занимательная история. В туристических местах на туристах наживаются все, но чтобы так нагло искусно и творчески наживались животные, я еще не видел. Идем по тротуару в поисках кафе, жена чуть впереди, смотру сзади к ней пристроился пес бандитского вида, достаточно рослый, потрепанный жизнью и боями. И прямо на ходу идет и тычет ей в руку своим бессовестным носом, напугал ее. А глаза такие добрые, большие и вдаль смотрят, один, правда, подбит. Улыбается всей пастью, добряк! Ну, мы его погладили и пошли дальше, он за нами. Мы в кафе, где были единственными посетителями. Он сел возле открытой двери, мимо ходят люди, местные, он на них не обращает внимания. Мы взяли еду и сидим кушаем, пес сидит напротив нас на улице, возле открытой двери и ничего не делает, ничего. Он не виляет хвостом, не скулит, упаси Бог, не лает, он просто сидит и смотрит на нас своими полуторами глазами. Юля сдалась первой: «не могу говорит, есть, когда он так на меня смотрит». Пошла и отдала ему половину своей порции. Собака-улыбака сметал за пару секунд и вновь вышел на позицию, теперь уже смотрел только на меня. Ну и я тоже сдался, отдал остатки ему. Он подождал, пока мы все доели, вышел вместе с нами от кафе. Тут на стоянку подъезжает неместная машина, из которой выходят мужчина и женщина, даже я вижу, что это такие же туристы. Пес, не поблагодарив нас, сразу отчаливает, уличает момент и тычет своим наглым носом женщине в ладонь сзади. Она пугается, но животина смотрит на нее большими и добрыми глазами и слегка виляет хвостом, улыбается изо всех сил. Мужчина и женщина гладят его и идут в кафе, а он не торопясь идет за ними…
Мы вернулись в магазин и после длительных поисков ботинок 37 размера в охотничьем магазине купили Юле берцы 39 размера с двумя теплыми стельками. Едем дальше, асфальт заканчивается, дальше только грунт. Дорога красивая, но пыльная, машины летают, я не спешу. От тряски откручиваются зеркала и багаж, это норма, не страшно, есть повод отдохнуть и вымыть песок из зубов. Доехали, доползли, домчали вот он, моя страшилка, Кату-Ярык.

Спуск и трехдневный отдых в долине реки Чулышман, в следующей части…