Блог им. kkolyan → Типология легких внедорожных мотоциклов
После нескольких ответов в группах ВК и друзьям в личке решил, что стоит написать шпаргалку об основных разновидностях наиболее популярных мотоциклов, ассоциируемых с веселыми покатушками по лесам и полям.
О таких похожих внешне и таких разных по своим функциям — легких внедорожных мотоциклах.
Начнем с того, что все условно-внедорожные мотоциклы можно разделить на 3 большие категории:
Ну все, к делу:
Софты:
Например: wr250r, старые добрые Djebel, Baja, XR, Serow, KLX и т.д.
Харды:
например Yamaha wr250f
Кроссачи:
например yz250f
Если подытожить:
Сразу скажу, что я не настоящий сварщик — имею опыт 2 сезонов на японской некроэндурке (в т.ч. один мотодальняк от СПб до Сортавалы), сезон на тяжелом дорожнике, несколько часов кросса с тренером, а также несколько минут виртуальных эндуро-покатушек на разных моделях КТМ в магазине (пока продавцы не выгнали). Иными словами — почти все вышесказанное было получено изнурительным переминанием булок на удобном диване за компом. Так что смело бросайте в меня чем хотите — все мужественно вынесу.
О таких похожих внешне и таких разных по своим функциям — легких внедорожных мотоциклах.
Начнем с того, что все условно-внедорожные мотоциклы можно разделить на 3 большие категории:
- Легкие — о них и пойдет речь в этой статье
- Туристический эндуро — это относительно тяжелые универсальные мотоциклы, созданные для длинных путешествий по дорогам разного качества. впрочем они вполне пригодны и для городского использования, а некоторые опытные райдеры умудряются покорять на них и жесткие пампасы
- Остальное — beach-байки, полноприводные, питы, скрэмблеры, спидвей, триал, ралли и другие. Многие из них вполне себе легкие, но они весьма специфичны и мало кем рассматриваются всерьез (кроме питбайков, пожалуй) в контексте веселых покатушек по полям и лугам.
Ну все, к делу:
Софты:
Например: wr250r, старые добрые Djebel, Baja, XR, Serow, KLX и т.д.
- мягкая подвеска — мало устаешь при проезде препятствий. но мотик обижается, если пытаешься проехать препятствия слишком агрессивно (пробивает вилку, нестабильно себя ведет).
- мягкий мотор — позволяет легко и удобно контролировать тягу и не впрыскивает адреналин при резком открытии газа. не провоцирует. Иногда может не хватать тяги при заезде в горку с хорошим покрытием при отсутствии места для разгона. Может не хватать тяги в глубоком песке или глубокой липкой грязи. Не стоит переоценивать этот пункт, т.к. в подавляющем большинстве ситуаций проблема не в тяге, а в сцеплении, а кратковременный недостаток тяги компенсируется использованием «серой зоны» сцепления. Впрочем есть софт-эндуро 400сс и даже 650cc — они еще меньше страдают от недостатка тяги
- более-менее удобное седло. А есть старые модели с мощной фарой и сиденьем, сравнимым по удобству с дорожниками. А также есть модели с довольно низким седлом.
- оборудован поворотниками, номерной доской, легален на дороге
- гражданский регламент обслуживания (мотор, подвеска).
Харды:
например Yamaha wr250f
- жесткая подвеска и рама — позволяет агрессивно проезжать препятствия, но отнимает много сил, т.к. сам становишься частью подвески.
- злой мотор — тяги хватит всегда, но ее контроль требует постоянного внимания и сил. за ошибки наказывает потерей держака и попытками сбросить пилота.
- спортивный регламент обслуживания — требует частого залезания в мотор и подвеску.
- нелегален на дороге, хотя есть непроверенная информация, что изредка завозится в страну с полноценными «дорожными» доками. впрочем их использование на дорогах бьет по карману из-за предыдущего пункта
- легче чем софт той же кубатуры
Кроссачи:
например yz250f
- подвеска еще жестче чем у хардов. рассчитана на приземления с большой высоты.
- мотор по злости сравним с хардами, но коробка передач не позволит копаться в грязи или медленно проходить сложные препятствия (все передачи сдвинуты в сторону больших скоростей), а система охлаждения справляется со своей задачей только если постоянно ехать быстро.
- спортивный регламент обслуживания
- нет фары, почти всегда нет электростартера. очень высокое седло.
- легальность на дороге такая же, как у хардов
- вес на уровне хардов или легче
Если подытожить:
- кроссач вне трека — игрушка на пару раз друзей прокатить вокруг дачи.
- кроссач на треке с тренером (особенно в плохую погоду — грязь, снег, лед) — полезнейшая вещь для любого мотоциклиста.
- софт отлично подходит для туризма по лесам и горам.
- софт подходит для утилитарного передвижения по дорогам и небольших дальняков (лично ездил за 300 км от дома ранней весной в Карелию).
- хард отлично подходит для соревнований по _скоростному_ преодолеванию разнообразных препятствий.
- хард подходит для туризма по лесам и горам пилотам, имеющим опыт эндуро-соревнований, либо большой опыт поездок на софте и решившим что софт не подходит для их стиля туризма.
- тяговооруженности 250сс софта достаточно практически для любых препятствий, посильных более мощным внедорожным мотоциклам, т.к. проблема почти всегда не в тяге, а в держаке, а кратковременный недостаток тяги компенсируется использованием «серой зоны» сцепления. Исключения, где софту придется тяжко по сравнению с хардом — длинные маршруты по глубокому песку или глубокой вязкой грязи. Однако, такие участки обычно легко объехать.
Сразу скажу, что я не настоящий сварщик — имею опыт 2 сезонов на японской некроэндурке (в т.ч. один мотодальняк от СПб до Сортавалы), сезон на тяжелом дорожнике, несколько часов кросса с тренером, а также несколько минут виртуальных эндуро-покатушек на разных моделях КТМ в магазине (пока продавцы не выгнали). Иными словами — почти все вышесказанное было получено изнурительным переминанием булок на удобном диване за компом. Так что смело бросайте в меня чем хотите — все мужественно вынесу.
- kkolyan
- Николай
- 2 ноября 2017 в 13:08
- 4
- +29
ссылается ли он при этом на опыт успешного участия этого мотоцикла в соревнованиях наравне с хард-эндуро? если нет, боюсь это просто софт-эндурка «с характером».
Я лично катался пару минут на свежем (пару лет) KLX250 и могу сказать что он очень сильно отличается по ощущением от моей старушки. Но это же не значит что KLX250 и TTR250 относятся к разным классам?
Я лично катался пару минут на свежем (пару лет) KLX250 и могу сказать что он очень сильно отличается по ощущением от моей старушки. Но это же не значит что KLX250 и TTR250 относятся к разным классам?
По недостаткам кроссачей. Система охлаждения — спорно, 2т сложновато перегреть. Высокое седло — спорно, все настраивается. Жесткая подвеска — спорно, все настраивается. Нет эл стартера — зависит от модели.
По итогам. Что хард, что кроссач требуют навыков и тренировок, это спортивные снаряды, для туризма они подходят мало.
По итогам. Что хард, что кроссач требуют навыков и тренировок, это спортивные снаряды, для туризма они подходят мало.
не спору, а знания ради.
1. позволяет ли диапазон настроек подвески типичного кроссача настроить его до характеристик подвески типичной софт-эндурки?
2. удастся ли так же быстро проходить типичную кроссовую трассу на типичном кроссаче после занижения подвески до уровня типичного софта?
3. есть кроссачи с электростартером в стоке? прошу привести примеры.
с окончательным выводом согласен на все 100%!
1. позволяет ли диапазон настроек подвески типичного кроссача настроить его до характеристик подвески типичной софт-эндурки?
2. удастся ли так же быстро проходить типичную кроссовую трассу на типичном кроссаче после занижения подвески до уровня типичного софта?
3. есть кроссачи с электростартером в стоке? прошу привести примеры.
с окончательным выводом согласен на все 100%!
1. Не знаю. Что считать подвеской типичной софт-эндурки? Я могу полностью распустить подвеску, он будет мягкий как вата.
2. Не удастся. Но вы не говорите о том, что что софт-эндурка ниже, а валит так же). Да и не нужен низкий мотоцикл на бездорожье. Ноги должны на подножках стоять, а не на земле)
3. Все или почти все 16, 17 годов выпуска — это точно. Может и раньше.
2. Не удастся. Но вы не говорите о том, что что софт-эндурка ниже, а валит так же). Да и не нужен низкий мотоцикл на бездорожье. Ноги должны на подножках стоять, а не на земле)
3. Все или почти все 16, 17 годов выпуска — это точно. Может и раньше.
1. если вы распустите подвеску своего кроссача до ваты, то он по факту временно перестанет быть кроссачом, не так ли?
2. я не пытаюсь доказать, что софт лучше кроссача, чем мне говорить что он так же валит?). Да, конечно, ноги на подножках — наше все. Но специфика задач, поставленных перед софтами все же делает низкое (по меркам внедорожных мотоциклов, конечно) седло очень даже достоинством.
3. вот схема электрики yz250f 2018. я не вижу здесь ни аккума, ни электростартера. на остальных страничках тоже не вижу.
2. я не пытаюсь доказать, что софт лучше кроссача, чем мне говорить что он так же валит?). Да, конечно, ноги на подножках — наше все. Но специфика задач, поставленных перед софтами все же делает низкое (по меркам внедорожных мотоциклов, конечно) седло очень даже достоинством.
3. вот схема электрики yz250f 2018. я не вижу здесь ни аккума, ни электростартера. на остальных страничках тоже не вижу.
1. Нет, он останется кроссачем с распущенной подвеской. Все же от задач. Например по корням скакать на зажатой подвеске не удобно.
2. Так и не утверждаю что что-то лучше, что-то хуже. Просто говорил о том, что кроссач можно занизить, не более того.
3. Возможно на ямахах нет. на ктм только электро. ktm-/catalog/mx/ktm-250-sx-f/
2. Так и не утверждаю что что-то лучше, что-то хуже. Просто говорил о том, что кроссач можно занизить, не более того.
3. Возможно на ямахах нет. на ктм только электро. ktm-/catalog/mx/ktm-250-sx-f/
1. Вопрос только в том, что подразумевается под диапазоном настроек. Некоторые люди без проблем меняют масла, пружины, кто-то даже сами демпферы и давление газа
2. Так же быстро вполне наверно можно. Только вот есть возможность выеинуть подвеску, раму и ноги
3. Если не изменяет память вроде тот же crf250/450 последнего модельного ряда. У них еще баки титановые)
2. Так же быстро вполне наверно можно. Только вот есть возможность выеинуть подвеску, раму и ноги
3. Если не изменяет память вроде тот же crf250/450 последнего модельного ряда. У них еще баки титановые)
1, 2. вы правы, путем тюнинга из кроссача можно получить и чоппер, если пойти очень далеко...)
3. спасибо за наводку, на некоторых сайтах про них действительно пишут что у них есть электростартер. вообще странно звучит… утяжелять мотик пятком килограммов в виде добавлением аккума и стартера ради получения комфорта перед стартом… учитывая как много сделано с мотом, чтобы он был легким. на мегазипе мне не удалось найти на схемах электростартер (но новых crf там и нет)
3. спасибо за наводку, на некоторых сайтах про них действительно пишут что у них есть электростартер. вообще странно звучит… утяжелять мотик пятком килограммов в виде добавлением аккума и стартера ради получения комфорта перед стартом… учитывая как много сделано с мотом, чтобы он был легким. на мегазипе мне не удалось найти на схемах электростартер (но новых crf там и нет)
- DengerousDen
- 2 ноября 2017 в 19:25
- ↓
Вечный вопрос в чем отличие кроссача от хард эндуро)
1)Двигатель, у кроссача он прогрессивней и «злее» резче реагирует на открытие и закрытие газа. У хардэндурика он имеет больше низов и линейнее в работе, а также «мягче».
2)Подвеска у кроссача она жесче и прогрессивней (даже если стоковую подвеску «раскрутить» в самый мягкий режим) сидя ездить не вариант, если только в место позвоночника не лом)
3)Геометрия у кроссача «острее», он сильнней реагирует на повороты рулем.
4)Перегрев. На кроссаче при температуре окружающей среды выше +30 в любом «затычном» или технически сложно проезжаемом месте легко словить перегрев.
1)Двигатель, у кроссача он прогрессивней и «злее» резче реагирует на открытие и закрытие газа. У хардэндурика он имеет больше низов и линейнее в работе, а также «мягче».
2)Подвеска у кроссача она жесче и прогрессивней (даже если стоковую подвеску «раскрутить» в самый мягкий режим) сидя ездить не вариант, если только в место позвоночника не лом)
3)Геометрия у кроссача «острее», он сильнней реагирует на повороты рулем.
4)Перегрев. На кроссаче при температуре окружающей среды выше +30 в любом «затычном» или технически сложно проезжаемом месте легко словить перегрев.
- DengerousDen
- 2 ноября 2017 в 19:30
- ↑
- ↓
P.S:
У кроссача есть «середина» и «верха».
У хардэндурика «низы» и «середина»)
У кроссача есть «середина» и «верха».
У хардэндурика «низы» и «середина»)
да у всех есть все)
что вы привязались к этим верхам-низам-серединам)))
У любого мота есть пилот, от его навыков зависит все. Вот гоняю я на кроссаче, тренер на эндуре. И он привозит мне с круга 20-30 секунд легко. И если мы поменяемся мотами — ничего не изменится. Уедем с круга в лес — опять ничего не изменится.
А по геометрии — это настраивается перемещением передних аммортиков в траверсе.
что вы привязались к этим верхам-низам-серединам)))
У любого мота есть пилот, от его навыков зависит все. Вот гоняю я на кроссаче, тренер на эндуре. И он привозит мне с круга 20-30 секунд легко. И если мы поменяемся мотами — ничего не изменится. Уедем с круга в лес — опять ничего не изменится.
А по геометрии — это настраивается перемещением передних аммортиков в траверсе.
Про верхи-низы-середины, это точно, или можешь крутить, или нет. Но с подвеской ничего не поделаешь. Тренер небось все трамплины проходит в приемник. А тут не долетишь — и приземляешься, пробив нафиг все до звона. Кто-то на мотогоне в свое время хорошо написал — эндуру на трассе отличить можно по звуку, слышишь, что ведро с болтами с неба упало — это эндура. И про коробку забыли — на кроссаче передачи короткие, на эндуре короткая первая, остальные длинные. Не, на трассе надо на кроссаче ездить. Можно, конечно, и борщ вилкой есть, но ложкой удобнее.
Я свой хард продал, сейчас хочу кроссовую 250-ку взять. Эндурить времени нет, целый день уходит, а на трассу можно на пару часов вырваться.
Блин, и кроссач легче и уже. Очень сильно легче и уже. А это многого стоит.
Я свой хард продал, сейчас хочу кроссовую 250-ку взять. Эндурить времени нет, целый день уходит, а на трассу можно на пару часов вырваться.
Блин, и кроссач легче и уже. Очень сильно легче и уже. А это многого стоит.
Так о том и речь, что я на кроссаче как раз, а тренер на эндуре) И в приемники я долетаю все, кроме 23 метрового. Просто я на третьей-четвертой к ним подхожу, а он на шестой. Ну и повороты. А повороты поважнее трамплинов в классическом мотокроссе будут)
По подвеске мне сложно судить, подо мной не так много свежих эндур было. Но если верить нашему тренеру на хуске 16 года — нормальная там подвеска, многое позволяет.
Коробка да, на кроссаче всегда желание повыше воткнуться и гнать)
Да и вообще. У меня почти все травмы были во время эндуро выездов и тренировок, кросс как-то побезопаснее)))
По подвеске мне сложно судить, подо мной не так много свежих эндур было. Но если верить нашему тренеру на хуске 16 года — нормальная там подвеска, многое позволяет.
Коробка да, на кроссаче всегда желание повыше воткнуться и гнать)
Да и вообще. У меня почти все травмы были во время эндуро выездов и тренировок, кросс как-то побезопаснее)))
- DengerousDen
- 6 ноября 2017 в 11:49
- ↑
- ↓
Мы вроде тут сравниваем отличие двух классов мотоциклов, с виду очень похожих.
А не прокладки между рулем и сиденьем) И что крутая прокладка валит на любом мотороллере без разницы, уже всем и так ясно)
А не прокладки между рулем и сиденьем) И что крутая прокладка валит на любом мотороллере без разницы, уже всем и так ясно)
К тому и пишу, что зря народ делает такое разделение — этот тип едет по грязи, но не прыгает, а другой наоборот.
Не в этом их основное отличие. Особенно для тех, кому требуется прочитать такой обзор для принятия решения. Такие люди априори в обозримой перспективе не смогут достичь пределов возможностей этой техники.
Не в этом их основное отличие. Особенно для тех, кому требуется прочитать такой обзор для принятия решения. Такие люди априори в обозримой перспективе не смогут достичь пределов возможностей этой техники.
Исключения, где софту придется тяжко по сравнению с хардом — длинные маршруты по глубокому песку или глубокой вязкой грязиСам только собираюсь покупать хард, но имея опыт вождения в 6 лет с уверенностью скажу что софт имеет явное приемущество что в грязи, что в песке за счет тяги на низах позволяющей идти внатяг, в то время как хард или кросс уйдут в пробуксовку потому что пик тяги приходится на высокие обороты.
Статья ооочень поверхностная — больше походит на скудные выдержки из тех самых пабликов или ВК.
Ставлю плюс в задел на будующее что исправишься, разбереьшся в мат части и сделаешь вторую часть статьи с более детальным разбором о настройках подвесок, характеристик двигателей, техник передвижения и пр…
мое: «длинные маршруты по глубокому песку или глубокой вязкой грязи»
ваше: «Залез в грязь/болото»
по вашему это одно и то же? конечно, в болоте и в обычной грязи мощность харда не пригодится — там важнее держак (и кстати меньший вес), но в глубокой и вязкой — очень даже. в таких местах на софте бывает банально не тронуться, хорошенько не открыв газ.
ваше: «Залез в грязь/болото»
по вашему это одно и то же? конечно, в болоте и в обычной грязи мощность харда не пригодится — там важнее держак (и кстати меньший вес), но в глубокой и вязкой — очень даже. в таких местах на софте бывает банально не тронуться, хорошенько не открыв газ.
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (43)
RSS свернуть / развернуть