Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. kkolyan → Типология легких внедорожных мотоциклов

После нескольких ответов в группах ВК и друзьям в личке решил, что стоит написать шпаргалку об основных разновидностях наиболее популярных мотоциклов, ассоциируемых с веселыми покатушками по лесам и полям.

О таких похожих внешне и таких разных по своим функциям — легких внедорожных мотоциклах.



Начнем с того, что все условно-внедорожные мотоциклы можно разделить на 3 большие категории:
  • Легкие — о них и пойдет речь в этой статье
  • Туристический эндуро — это относительно тяжелые универсальные мотоциклы, созданные для длинных путешествий по дорогам разного качества. впрочем они вполне пригодны и для городского использования, а некоторые опытные райдеры умудряются покорять на них и жесткие пампасы
  • Остальное — beach-байки, полноприводные, питы, скрэмблеры, спидвей, триал, ралли и другие. Многие из них вполне себе легкие, но они весьма специфичны и мало кем рассматриваются всерьез (кроме питбайков, пожалуй) в контексте веселых покатушек по полям и лугам.


Ну все, к делу:

Софты:
Например: wr250r, старые добрые Djebel, Baja, XR, Serow, KLX и т.д.
  • мягкая подвеска — мало устаешь при проезде препятствий. но мотик обижается, если пытаешься проехать препятствия слишком агрессивно (пробивает вилку, нестабильно себя ведет).
  • мягкий мотор — позволяет легко и удобно контролировать тягу и не впрыскивает адреналин при резком открытии газа. не провоцирует. Иногда может не хватать тяги при заезде в горку с хорошим покрытием при отсутствии места для разгона. Может не хватать тяги в глубоком песке или глубокой липкой грязи. Не стоит переоценивать этот пункт, т.к. в подавляющем большинстве ситуаций проблема не в тяге, а в сцеплении, а кратковременный недостаток тяги компенсируется использованием «серой зоны» сцепления. Впрочем есть софт-эндуро 400сс и даже 650cc — они еще меньше страдают от недостатка тяги
  • более-менее удобное седло. А есть старые модели с мощной фарой и сиденьем, сравнимым по удобству с дорожниками. А также есть модели с довольно низким седлом.
  • оборудован поворотниками, номерной доской, легален на дороге
  • гражданский регламент обслуживания (мотор, подвеска).


Харды:
например Yamaha wr250f
  • жесткая подвеска и рама — позволяет агрессивно проезжать препятствия, но отнимает много сил, т.к. сам становишься частью подвески.
  • злой мотор — тяги хватит всегда, но ее контроль требует постоянного внимания и сил. за ошибки наказывает потерей держака и попытками сбросить пилота.
  • спортивный регламент обслуживания — требует частого залезания в мотор и подвеску.
  • нелегален на дороге, хотя есть непроверенная информация, что изредка завозится в страну с полноценными «дорожными» доками. впрочем их использование на дорогах бьет по карману из-за предыдущего пункта
  • легче чем софт той же кубатуры


Кроссачи:
например yz250f
  • подвеска еще жестче чем у хардов. рассчитана на приземления с большой высоты.
  • мотор по злости сравним с хардами, но коробка передач не позволит копаться в грязи или медленно проходить сложные препятствия (все передачи сдвинуты в сторону больших скоростей), а система охлаждения справляется со своей задачей только если постоянно ехать быстро.
  • спортивный регламент обслуживания
  • нет фары, почти всегда нет электростартера. очень высокое седло.
  • легальность на дороге такая же, как у хардов
  • вес на уровне хардов или легче


Если подытожить:
  • кроссач вне трека — игрушка на пару раз друзей прокатить вокруг дачи.
  • кроссач на треке с тренером (особенно в плохую погоду — грязь, снег, лед) — полезнейшая вещь для любого мотоциклиста.
  • софт отлично подходит для туризма по лесам и горам.
  • софт подходит для утилитарного передвижения по дорогам и небольших дальняков (лично ездил за 300 км от дома ранней весной в Карелию).
  • хард отлично подходит для соревнований по _скоростному_ преодолеванию разнообразных препятствий.
  • хард подходит для туризма по лесам и горам пилотам, имеющим опыт эндуро-соревнований, либо большой опыт поездок на софте и решившим что софт не подходит для их стиля туризма.
  • тяговооруженности 250сс софта достаточно практически для любых препятствий, посильных более мощным внедорожным мотоциклам, т.к. проблема почти всегда не в тяге, а в держаке, а кратковременный недостаток тяги компенсируется использованием «серой зоны» сцепления. Исключения, где софту придется тяжко по сравнению с хардом — длинные маршруты по глубокому песку или глубокой вязкой грязи. Однако, такие участки обычно легко объехать.


Сразу скажу, что я не настоящий сварщик — имею опыт 2 сезонов на японской некроэндурке (в т.ч. один мотодальняк от СПб до Сортавалы), сезон на тяжелом дорожнике, несколько часов кросса с тренером, а также несколько минут виртуальных эндуро-покатушек на разных моделях КТМ в магазине (пока продавцы не выгнали). Иными словами — почти все вышесказанное было получено изнурительным переминанием булок на удобном диване за компом. Так что смело бросайте в меня чем хотите — все мужественно вынесу.
  • kkolyankkolyan
  • Николай
  • 2 ноября 2017 в 13:08
  • 4
  • оценка: +29

Комментарии (43)

RSS свернуть / развернуть
+1
magic2k
«хард подходит для туризма по лесам и горам пилотам, имеющим опыт эндуро-соревнований, либо большой опыт поездок на софте и решившим что софт не подходит для их стиля туризма.»

вот бы WR450 была street legal…
0
Raiv
  • Raiv
  • 2 ноября 2017 в 14:39
Чёт вообще слабо… Куда отнести, допустим, crm 250? Где КТМ? Тема интересная, хоть я и езжу на бич-байке.
+3
kkolyan
> crm 250
я бы отнес к софт-эндуро. почему нет?
> KTM
это шпаргалка по классам, а не маркам) у КТМ для каждого класса есть свои модели, но я нищеброд, так что не мне про них писать…
+1
kkolyan
ссылается ли он при этом на опыт успешного участия этого мотоцикла в соревнованиях наравне с хард-эндуро? если нет, боюсь это просто софт-эндурка «с характером».

Я лично катался пару минут на свежем (пару лет) KLX250 и могу сказать что он очень сильно отличается по ощущением от моей старушки. Но это же не значит что KLX250 и TTR250 относятся к разным классам?
-1
RukuSan
KLX 250 добавь, забыл. Карбовый (до 2007го) под 30 коников давал.
0
coucomb
По недостаткам кроссачей. Система охлаждения — спорно, 2т сложновато перегреть. Высокое седло — спорно, все настраивается. Жесткая подвеска — спорно, все настраивается. Нет эл стартера — зависит от модели.
По итогам. Что хард, что кроссач требуют навыков и тренировок, это спортивные снаряды, для туризма они подходят мало.
+2
kkolyan
не спору, а знания ради.
1. позволяет ли диапазон настроек подвески типичного кроссача настроить его до характеристик подвески типичной софт-эндурки?
2. удастся ли так же быстро проходить типичную кроссовую трассу на типичном кроссаче после занижения подвески до уровня типичного софта?
3. есть кроссачи с электростартером в стоке? прошу привести примеры.

с окончательным выводом согласен на все 100%!
0
coucomb
1. Не знаю. Что считать подвеской типичной софт-эндурки? Я могу полностью распустить подвеску, он будет мягкий как вата.
2. Не удастся. Но вы не говорите о том, что что софт-эндурка ниже, а валит так же). Да и не нужен низкий мотоцикл на бездорожье. Ноги должны на подножках стоять, а не на земле)
3. Все или почти все 16, 17 годов выпуска — это точно. Может и раньше.
0
kkolyan
1. если вы распустите подвеску своего кроссача до ваты, то он по факту временно перестанет быть кроссачом, не так ли?

2. я не пытаюсь доказать, что софт лучше кроссача, чем мне говорить что он так же валит?). Да, конечно, ноги на подножках — наше все. Но специфика задач, поставленных перед софтами все же делает низкое (по меркам внедорожных мотоциклов, конечно) седло очень даже достоинством.

3. вот схема электрики yz250f 2018. я не вижу здесь ни аккума, ни электростартера. на остальных страничках тоже не вижу.
0
coucomb
1. Нет, он останется кроссачем с распущенной подвеской. Все же от задач. Например по корням скакать на зажатой подвеске не удобно.
2. Так и не утверждаю что что-то лучше, что-то хуже. Просто говорил о том, что кроссач можно занизить, не более того.
3. Возможно на ямахах нет. на ктм только электро. ktm-/catalog/mx/ktm-250-sx-f/
0
kkolyan
1. из нескольких кроссовых трасс, которые я видел, ни на одной не было корней. я так понимаю по корням преумущественно на хардах/софтах скачут.
2. а ну ок, тогда)
3. любопытно, спасибо за инфу. и кстати да, похоже на нем нет кика в стоке.
+1
coucomb
1. Соревнования по кросс-кантри. Многие едут на кроссачах, там корни. Понятно, что эндуро удобнее, но опытный спортсмен на кроссе творит чудеса
0
kkolyan
спасибо за инфу)
0
ivan19275
1. Вопрос только в том, что подразумевается под диапазоном настроек. Некоторые люди без проблем меняют масла, пружины, кто-то даже сами демпферы и давление газа
2. Так же быстро вполне наверно можно. Только вот есть возможность выеинуть подвеску, раму и ноги
3. Если не изменяет память вроде тот же crf250/450 последнего модельного ряда. У них еще баки титановые)
+1
kkolyan
1, 2. вы правы, путем тюнинга из кроссача можно получить и чоппер, если пойти очень далеко...)

3. спасибо за наводку, на некоторых сайтах про них действительно пишут что у них есть электростартер. вообще странно звучит… утяжелять мотик пятком килограммов в виде добавлением аккума и стартера ради получения комфорта перед стартом… учитывая как много сделано с мотом, чтобы он был легким. на мегазипе мне не удалось найти на схемах электростартер (но новых crf там и нет)
+2
coucomb
там аккумы очень маленькие и очень легкие)
Ну и комфорт связан не со стартом, а чтобы при ошибке на треке быстрее завестись и вернуться к гонке.
0
coucomb
На некоторых есть и кик и эл стартер, на некоторых уже не ставят кик.
0
sanovich
Да ладно, у меня бензокоса только так перегревается, если достаточно долго обороты близко к максимуму держать :)
+1
coucomb
бензокоса с водянкой?
Ну и если долго держать кроссач в полный газ — вопрос перегрева будет волновать мало)))
0
sanovich
С воздушной, сорян :)
0
ivan19275
Почему-то всегда незаслуженно обделяют вниманием Honda crf250/450. Конечно, самая распространенная кроссовая версия С, Х и Е встречаются гораздо реже
Не в адрес автора, просто решил их упомянуть)
+1
coucomb
Ну так а автор и не проводит обзор моделей. Так, на три огромных класса разделил. Вообще первые два класса — это вообще тема для холивара))
0
ivan19275
Воооот… я о том и говорю, просто их упоминаю)
0
red_light
Годно. Плюсанул!
+1
magic2k
на заглавной картинке не хватает мотарда лежащего на боку )
+2
DengerousDen
Вечный вопрос в чем отличие кроссача от хард эндуро)
1)Двигатель, у кроссача он прогрессивней и «злее» резче реагирует на открытие и закрытие газа. У хардэндурика он имеет больше низов и линейнее в работе, а также «мягче».
2)Подвеска у кроссача она жесче и прогрессивней (даже если стоковую подвеску «раскрутить» в самый мягкий режим) сидя ездить не вариант, если только в место позвоночника не лом)
3)Геометрия у кроссача «острее», он сильнней реагирует на повороты рулем.
4)Перегрев. На кроссаче при температуре окружающей среды выше +30 в любом «затычном» или технически сложно проезжаемом месте легко словить перегрев.
+2
DengerousDen
P.S:
У кроссача есть «середина» и «верха».
У хардэндурика «низы» и «середина»)
+3
coucomb
да у всех есть все)
что вы привязались к этим верхам-низам-серединам)))
У любого мота есть пилот, от его навыков зависит все. Вот гоняю я на кроссаче, тренер на эндуре. И он привозит мне с круга 20-30 секунд легко. И если мы поменяемся мотами — ничего не изменится. Уедем с круга в лес — опять ничего не изменится.
А по геометрии — это настраивается перемещением передних аммортиков в траверсе.
+4
crusher
Про верхи-низы-середины, это точно, или можешь крутить, или нет. Но с подвеской ничего не поделаешь. Тренер небось все трамплины проходит в приемник. А тут не долетишь — и приземляешься, пробив нафиг все до звона. Кто-то на мотогоне в свое время хорошо написал — эндуру на трассе отличить можно по звуку, слышишь, что ведро с болтами с неба упало — это эндура. И про коробку забыли — на кроссаче передачи короткие, на эндуре короткая первая, остальные длинные. Не, на трассе надо на кроссаче ездить. Можно, конечно, и борщ вилкой есть, но ложкой удобнее.
Я свой хард продал, сейчас хочу кроссовую 250-ку взять. Эндурить времени нет, целый день уходит, а на трассу можно на пару часов вырваться.
Блин, и кроссач легче и уже. Очень сильно легче и уже. А это многого стоит.
+2
coucomb
Так о том и речь, что я на кроссаче как раз, а тренер на эндуре) И в приемники я долетаю все, кроме 23 метрового. Просто я на третьей-четвертой к ним подхожу, а он на шестой. Ну и повороты. А повороты поважнее трамплинов в классическом мотокроссе будут)
По подвеске мне сложно судить, подо мной не так много свежих эндур было. Но если верить нашему тренеру на хуске 16 года — нормальная там подвеска, многое позволяет.
Коробка да, на кроссаче всегда желание повыше воткнуться и гнать)
Да и вообще. У меня почти все травмы были во время эндуро выездов и тренировок, кросс как-то побезопаснее)))
0
DengerousDen
Мы вроде тут сравниваем отличие двух классов мотоциклов, с виду очень похожих.
А не прокладки между рулем и сиденьем) И что крутая прокладка валит на любом мотороллере без разницы, уже всем и так ясно)
0
coucomb
К тому и пишу, что зря народ делает такое разделение — этот тип едет по грязи, но не прыгает, а другой наоборот.
Не в этом их основное отличие. Особенно для тех, кому требуется прочитать такой обзор для принятия решения. Такие люди априори в обозримой перспективе не смогут достичь пределов возможностей этой техники.
+1
Durimar
Исключения, где софту придется тяжко по сравнению с хардом — длинные маршруты по глубокому песку или глубокой вязкой грязи
Сам только собираюсь покупать хард, но имея опыт вождения в 6 лет с уверенностью скажу что софт имеет явное приемущество что в грязи, что в песке за счет тяги на низах позволяющей идти внатяг, в то время как хард или кросс уйдут в пробуксовку потому что пик тяги приходится на высокие обороты.

Статья ооочень поверхностная — больше походит на скудные выдержки из тех самых пабликов или ВК.
Ставлю плюс в задел на будующее что исправишься, разбереьшся в мат части и сделаешь вторую часть статьи с более детальным разбором о настройках подвесок, характеристик двигателей, техник передвижения и пр…
+2
coucomb
Есть сцепление. На кроссаче по песку весело, разгрузил перед и вали.
0
Durimar
Какой толк от сцепления?
Залез в грязь/болото на кроссаче — крутанул на полную зарылся — начал крутить и травить сцеплением — через минут 5 гарантированный перегрев.
+1
coucomb
Устриц не ел? ))
0
kkolyan
мое: «длинные маршруты по глубокому песку или глубокой вязкой грязи»
ваше: «Залез в грязь/болото»

по вашему это одно и то же? конечно, в болоте и в обычной грязи мощность харда не пригодится — там важнее держак (и кстати меньший вес), но в глубокой и вязкой — очень даже. в таких местах на софте бывает банально не тронуться, хорошенько не открыв газ.
+1
maxys146
Софт тяжелее и как правило слабее. С жесткой грязи он не вывезет.
Нормально на харде ездить по песку и грязи, легче чем на софте, намного легче.
-1
Durimar
Расскажи это тысячам владельцев ХР-ов и Джебел-ов… Эти по таким пампасам ездят куда кроссовые и хард эндурки не суются.
+2
kkolyan
и вы конечно решили что, что они туда не суются из-за меньшей проходимости? вы точно собрались брать хард, или сказали это так, к слову, чтобы разговор поддержать?
здесь был ататат

0
roland-913
Такое… шопопало.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. kkolyan, Типология легких внедорожных мотоциклов