Блог им. coucomb → Типология эндуро
Не только эндуро, а в принципе внедорожного мотоспорта.
Цель поста — попытаться дать ответ интересующимся людям на вопрос чем же они занимаются, поскольку на постсоветском пространстве обычные люди все это называют или эндуро или мотокросс. А это недопонимание)
При составлении этого поста различными открытыми источниками. Однако получилось все равно с уклоном к США и этому есть две причины. Во-первых США сейчас являются законодателями мод во внедорожном мотоспорте, а во-вторых у АМА есть замечательные нормативные документы, где все подробнейшим образом расписано. Часть названий использовал так же английский, так как не смог подобрать адекватного перевода.
В обзор не входят различные виды мотоспорта на асфальте, квадроциклы, мотобол, буксировка лыжника и прочая экзотика, но основное из того, что может проводиться в формате гонки, там участвуют мотоциклы, а трек при этом хотя бы частично не покрыт асфальтом — попытался охватить.
Итак, группа первая, мотокросс и его производные.
Наиболее стандартизированный вид мотоспорта. Сюда входят мотокросс, суперкросс и аренакросс. Различаются прежде всего размером трека (от большего к меньшему) и тем что в последний могут входить только рукотворные препятствия. Второй и третий часто проводят на стадионах, что позволяет собрать много зрителей, которым будет удобно. Все это — крутые и зрелищные гонки, скорость и адреналин.
Есть так же отдельное направление — vintage motocross. То же самое, что мотокросс, но препятствия попроще, а мотоциклы должны быть до 1978 года выпуска.
Группа вторая, самая большая. То, что является непосредственно эндуро или может быть притянуто к эндуро за уши.
Классическое эндуро. Отличительный признак — скорость не является приоритетным фактором. Есть чекпойнты (основные, экстренные, временные и секретные) и временной график, которого гонщик должен придерживаться. В этом виде гонок отдельным зачетом едут dual sport кстати.
Closed course enduro. Тоже самое эндуро, но трек закмкнут и проходится гонщиком не менее двух раз.
Reliability Enduro. То самое эндуро на выносливость. Проводится с целью выяснения надежности техники и выносливости и навыков гонщика. Правила FIM. На асфальтовых участках нарушение ПДД — однозначная дисквалификация.
Sprint enduro. Линейная гонка, от 2 до 7 миль, включает участки с искуственными препятсвиями, классического мотокросса и различные типы ландшафта. Считается как общее время, так и время каждого участка, побеждает самый быстрый.
Ориентирование. Основной вид соревнований для дуал спортов. Есть определенный район, точки, карта или навигатор и контрольное время. Задача — найти эти точки и доехать до них на мотоцикле. Точки, в зависимости от упоротости оргов могут быть как на обочине дороги, так и в центре болота на дереве, на высоте трех метров над землей.
Кросс-кантри. В чистом виде отличается от эндуро отсутствием асфальтовых участков. Чаще всего это один большой круг 80-250 км.
Hillclimb. Соревнование по заезду в горки. Если спортсмен доезжает до финиша — считается время, если нет — расстояние, которое ему удалось проехать. Существует подвид, european hillclimb. ТО же самое, на время или расстояние, но дорога имеет покрытие, например асфальт.
Экстримальное эндуро. Это то самое Ред Бул Романьяк и Эрцберг Родео. Это трасса из препятствий, требующих высокий уровень навыков. По правилам не менее 50% трека должно состоять из естественного ландшафта. Тут важно помнить, что Эверест тоже естественный ландшафт.
Hare and hounds — заяц и собаки. Популярно в США и Великобритании (откуда, собственно, и родом этот и следующий вид соревнований). Общая длинна — не менее 60 миль, проходит по естественной не населенной (или малонаселенной) местности. Может состоять из колец (обычно два по 30-40 миль, между ними дозаправка), но так, что по одному и тому же месту гонщик дважды проходить не должен. Первый считается зайцем, остальные собаками)))
Hare scrambles. Основное отличие от предыдущего — несколько повторяющихся кругов. Не менее 60 миль, круг не менее 30. Интересна история возникновения этих гонок. В девятнадцатом веке в Англии организовывали эти гонки. Название, «гончие» и «бумажные гонки», пошло от того, что перед началом гонки помощники («кролики») отправлялись с мешками резаной бумаги размечать «след», а участники в роли гончих должны были не только прийти раньше всех к финишу, но и найти эти следы. «Гончие» стартовали на 10 минут позже и шли по бумажному следу. Когда след обрывался участники разбредались по округе в поисках продолжения следа. Финиш чаще всего был в пабе или ресторане ))))
Так же есть подвиды — european scramble и desert scramble. Первый отличается тем, что состоит из одного круга 6-16 миль, который повторяется в течение от 45 минут до 1 часа 15 минут, побеждает тот, кто пройдет большее количество кругов. А второй — это один круг в пустыне, 20-50 миль, повторяется несколько раз. Базовый лагерь и зрители обычно размещаются внутри этого круга.
Отдельный подвид, vintage hare scrambles. Здесь, кроме обычного деления по двигателям, возрасту и навыкам спортсменов, есть три категории: 1998-1983, 1982-1975 и 1974 и ранее.
Beach racing. Как правило проводится на пляжах популярных курортов по правилам hare scrambles, 1-3 мили, 1-3 часа. Часто добавляют искуственные дюны и прыжки.
TT scramble. Подготовленный грунтовый трек, не менее 2 миль, не менее 20 футов в ширину, должен включать правый и левый поворот, могут быть холмы, прыжки, естественный ландшафт. Оценивается не столько скорость, сколько навыки гонщика.
Третья группа. Различные трековые гонки.
Супермото. От 3/8 до 1 мили, правые и левые повороты, до 30% грунт, не менее одного прыжка в грунтовой секции.
Dirt track. Специально подготовленный овальный трек, 2250 футов, минимум один правый поворот и прыжок. Существует vintage dirt track.
Short track. Трек короче 2250 футов в окружности.
Спидвей. Четверть мили и меньше, обычно четыре круга, специальный трек.
Ice-track. Ясно из названия, ледовый трек. Бывает овальный или в стиле GP, с правыми и левыми поворотами.
И, наконец, группа четвертая. Сюда я включил мотофристайл и триал.
Мотофристайл — это всевозможные сальто на мотоциклах, различные выделывания райдера на моте во время полета.
А мототриал — это испытание равновесия и контроля мотоцикла. Это как раз эти ребята ездят через вертикальные стены и по скалам, где даже бараны горные падают. В время соревнований на преодаление каждой секции выделяется время, но скорость здесь не важна, а штрафные очки начисляют за касание препятствий ногами и прочее. И все бы ничего, но есть vintage observed trials! А это триальные и естественные препятствия, которые надо пройти с минимальным количеством штрафных очков. И выступают здесь следующие классы:
1. без амортизаторов;
2. 1968 и ранее (сюда входят европейские 4Т до 1973);
3. 1972-1979;
4. любой OEM 1979 и старше;
5. 1980 и новее с двойным задним амортизатором;
6. любые мотоциклы с изначально задним моноамортизатором;
7. современные мотоциклы.
- coucomb
- 26 июня 2017 в 16:09
- 11
- +60
Судя по информации на их сайте это ритмическая секция суперкросса на 1/2 мили. Выступают звезды мотокросса и суперкросса, системы подсчета очков пока не нашел. Зато можно купить билеты, куда входит езда со спортсменами по местам проведения этого шоу и обучение езде. Так что это все же шоу скорее, чем соревнования.
- SergeantSL
- 26 июня 2017 в 22:12
- ↓
Интересно, к какому типу можно отнести ралли-рейд, знаменитый «Париж- Дакар»?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (15)
RSS свернуть / развернуть