Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Yalokin → Путешествие вокруг Беларуси за 14 дней. День 13.


День 13. Пройдено 260 км.

День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 День 7 День 8 День 9 День 10 День 11 (I) День 11 (II) День 12 (I) День 12 (II)

Я снова проснулся от холода. Попытки заснуть ни к чему не приводили, поэтому после минут 20 этой бесполезной борьбы я вылез из палатки и активно занялся разведением костра. Если в прошлый раз я все списал на погоду, то теперь понял, что данная ситуация была исключительно следствием моей лени. Опытным путем мною было установлено, что второй слой палатки не только служит для защиты от дождя, но также весьма неплохо помогает сохранить тепло. Поэтому что уж теперь жаловаться, поленился вчера поставить палатку как надо – будь добр встать с утра пораньше. При этом ночью мне, можно сказать, повезло с погодой, ибо пока я спал, на меня сверху не упало ни одной капли, хотя утро выдалось весьма пасмурным и намекало на то, что сегодня осадков не избежать.

Не потревожили меня и пограничники, хотя я ночевал менее чем в километре от территории Литвы. Наверное, им просто уже надоели постоянные донесения местных жителей о каком-то мотоциклисте с клунками, который ошивается у государственной границы с непонятными намерениями.
Это был предпоследний день моего путешествия, но я в последний раз собирал свою палатку, потому что ночевать мне предстояло в доме у своих друзей. По этой же причине меня не так сильно волновала погода на предстоящие два дня. Ведь сегодня у меня в любом случае будет возможность нормально просушиться, ну а завтра я, тем более, вообще окажусь у себя дома.
Выбравшись на дорогу, я направился к своей ближайшей цели, в качестве которой, как это ни банально, выступала обыкновенная заправка. Как обычно, без остановок я туда не доехал. На этот раз остановиться меня заставили нахлынувшие воспоминания из детства. Вот, посмотрите на фотографию.

Вроде бы ничего особенного. Однако данное место (съезд с трассы Р27 на деревню Курополье) почему-то заставило меня вспомнить Италию, в которой я был с родителями в детстве, и ее красивые дороги с посаженными вдоль них кипарисами. Не знаю, почему она возникла именно здесь, но данная ассоциация наполнила меня уже подзабытыми детскими впечатлениями и переживаниями…
Продолжая неспешно двигаться на юг и уже миновав Поставы, я внезапно оказался в Шабанах.

Кто не знает, Шабаны – это такой район в Минске. Неплохой сеанс телепортации… мог бы быть… Вот уж эти одинаковые названия. А представьте, если бы все именовалось строго по географическим координатам: уникально, безошибочно, но зато так скучно. Нет, пусть лучше будет как есть.
Я продолжил свой путь дальше и уже скоро выехал к озеру Мядель. Здесь тоже интересная ситуация. У нас в Беларуси есть озеро Мядель и город Мядель, но город почему-то расположен на берегу соседнего озера Мястро (почему, расскажу ниже).
К Мястро мы еще вернемся, а пока вот несколько фотографий озера Мядель.


Чтобы сделать эту фотографию мне практически пришлось вторгнуться в чьи-то частные владения, поскольку, когда я свернул с трассы к озеру, путь мне преградил шлагбаум без каких-либо дополнительных информационных указателей или знаков. Вот тебе на, такая живописная дорожка, и тут такой облом.

Вот и я подумал, что не облом, и полез через шлагбаум. За шлагбаумом оказались чьи-то обычные и совсем не богатые с виду жилые владения. Интересно, как им удалось получить разрешение так отгородить свою территорию прямо у самого озера? Тем не менее, я не стал нарушать право на личную жизнь (тем более, что хозяева были на месте), а позволил себе лишь заснять стоявшую у самого берега баньку.

Да, что тут скажешь, кто-то нашел себе очень классное и уединенное место для отдыха (а может и жизни). Остается только по-хорошему завидовать и ехать дальше.
А дальше я проехал через город Мядель. Никаких особых достопримечательностей не снимал, а остановился сразу у знака в честь данного города.

Историки считают, что изначально данное поселение в X-XI веках находилось на озере Мядель (что подтверждается археологическими раскопками), однако несколько столетий спустя из-за мора оно было перенесено на берег соседнего озера Мястро, где и осталось до наших дней. Вот фото самого озера.


Судя по знаку, места тут рыбные, и местные рыбаки это предположение охотно подтверждают.


Потихоньку перемещаюсь к озеру Нарочь и успеваю выхватить в объектив памятник всем партизанам нарочанского края.

А вот и само озеро Нарочь – самое крупное озеро Беларуси.

Оно возникло несколько тысяч лет назад при отступлении ледника, как и прочие озера нарочанской группы. А на следующей фотографии можно видеть единственный остров на данном озере, который даже имеет свое название – Выспа.

Я объехал по трассе Р28 всю северную часть Нарочи и получил истинное наслаждение от этого красивого и петляющего участка дороги. Трасса Р60, идущая вдоль западной части озера, уже не проходила по самой береговой линии, поэтому я свернул с нее на свою любимую скоростную гравейку.

Через десяток с небольшим километров леса сменились полями, а на горизонте стали виднеться идущие вдалеке дожди. Я насторожился, но поскольку дождевые заряды были локальные, то надеялся, что меня пронесет. Мокнуть с полудня и до вечера не хотелось.


Следующим моим пунктом остановки стал костел святого Николая в городском поселке Свирь.

Он был построен в 1653 году и полностью перестроен в начале XX века. Сейчас он представляет собой памятник эклектичной архитектуры с чертами необарокко.
Мой дальнейший путь пролегал вдоль длинного и вытянутого почти на 15 километров озера Свирь. Казалось бы, да сколько уже можно озер? Но ведь не зря Беларусь называют синеокой. Озер у нас действительно хватает. Вот и я ехал, ехал и не удержался, да снова остановился, чтобы сфотографировать это озеро и вытянувшиеся к нему вдоль камышей деревянные причалы.


Кто-то любит рыбачить просто так, а кто-то любит делать это с комфортом.

Прервать мою фотосессию заставили упавшие на объектив первые капли дождя. Я расценил это как вежливое приглашение на выход и, не став дожидаться более настойчивых просьб, помчал прочь по очередной грунтовой дорожке.

Дождь на время отстал от меня, а я остановился у костела святого Михаила Архангела в Михалишках.

Он был построен в первой половине XVII века и представляет собой памятник архитектуры сарматского барокко Великого Княжества Литовского.
Вообще, со стороны может возникнуть подозрение в некой моей предвзятости в этом отношении, поскольку практически на всех моих последних фотографиях религиозных сооружений изображены католические святыни. Однако здесь следует учитывать тот факт, что западная часть Беларуси естественным географическим и историческим образом более тесно связана с католичеством, чем и объясняется преобладающее число и определенное доминирующее положение католических храмов. При этом это действительно очень красивые в архитектурном плане сооружения. Поэтому упрекать меня в чем-либо, независимо от моего вероисповедания и отношения к религии, вряд ли стоит.
За Михалишками я вновь вернулся на асфальт и наслаждался холмистым рельефом.

А также открывающимися просторами

А затем я оставил своего иксёныша на обочине, пробежался по полю и забрался на поросший травой и кустарником холм.

И все это для того, чтобы сделать ряд фотографий наподобие следующей.

Нет, это не какая-то гостиница или торговый центр. Это строительная площадка Белорусской атомной электростанции, первый энергоблок которой должен быть введен в строй в 2019 году. Относительно недалеко от места съемки находился контрольно-пропускной пункт на въезде на строительную площадку, поэтому я все время реально опасался, что за мной уже выехал наряд охраны объекта, ведь съемка такого объекта первостепенной государственной важности без специального разрешения явно запрещена. Сделав пару снимков, я стремглав бросился к своему иксёнышу, помчался дальше по дороге и при первой же возможности свернул с нее в поле.

Этим я преследовал две цели – уходил от возможной погони, а также объезжал строительную площадку, чтобы сделать фотографии с разных ракурсов.


После я переместился в деревню Валайкуны и сделал фотографии строящейся АЭС с восточной стороны.


Интересно, что станет с этой деревней потом, после завершения строительства атомной электростанции? Будут ли родители привозить сюда своих детей на лето к бабушке, или окружающая станцию территория потихоньку опустеет и станет безлюдной? Поживем – увидим. А тем временем я вернулся обратно и взобрался на небольшой мост, построенный для идущей на АЭС железнодорожной ветки.

Не беру в расчет какие-либо технические аспекты, но площадка для строительства нашей первой атомной станции была выбрана ровная, открытая и красивая. А еще обратите внимание, какие разные получаются фотографии одного и того же места, стоит лишь поиграться с фокусным расстоянием и глубиной резкости.

А вот еще одна такая серия на примере моего иксёныша у идущей под мостом дороги.


Окончательно оставив саму АЭС позади, я устремился по трассе к Островцу — нашему белорусскому атомограду.

И при этом так увлекся открывающимися видами, что совсем забыл заехать в Гервяты, где находится один из самых красивых (тут можно спорить) и самых высоких (а это уже бесспорно) костелов Беларуси. Ну ничего, туда я еще успею добраться во время какой-нибудь другой поездки. А пока я остановился у небольшой площади с монументом в честь жителей Островецкого района, погибших во время Великой Отечественной войны.


Вторую остановку я сделал уже почти на выезде из города у костела Отыскания святого Креста.

Этот костел был построен на средства горожан из кирпича в 1910-1911 гг. и является памятником архитектуры неороманского стиля с элементами неоготики. Также можно сказать, что с этого момента у меня началось прямо-таки мини паломничество по святым местам, потому что после костела в Островце следующим на моем пути был очень интересный костел в небольшой деревушке Гудогай (не путать с ж/д станцией Гудогай).

Костел Посещения Пресвятой Девой Марией был построен в 1764 году в стиле деревянного зодчества с чертами барокко и сейчас включен в перечень историко-культурных ценностей Республики Беларусь. За все время костел несколько раз перестраивался и закрывался, однако ни разу не был разрушен. Но интересен он даже не этим, а тем, что в главном алтаре костела хранится чудотворная икона Гудогайской Божьей Матери со своей, обросшей легендами, историей. Согласно одной из них икону нашли на месте нападения разбойников на торговый караван. Согласно другой икона была выброшена знатными шляхтичами после перехода в протестантизм. Еще одна легенда гласит, что икона чудесным образом появилась в сторожке у очень набожного лесника. Однако внутрь костела в своем походном виде я зайти не решился, поэтому заснял его лишь снаружи.

При этом стоящая у входа телега ничуть не портила внешний вид и хорошо вписалась в общую композицию.

Мой путь лежал дальше по трассе Р48 по направлению к Ошмянам. Равнинные пейзажи остались позади и сменились холмистым рельефом, а я никак не мог нарадоваться самой дороге и всем этим ее спускам и подъемам. Но это и не мудрено, ведь я поднимался из Нарочано-Вилейской низменности на Белорусскую гряду. Я дышал природой своего края, я приближался к дому…


Приехав в Ошмяны, я остановился на центральной городской площади. С одной стороны там находится костел святого Михаила Архангела, который был построен в начале XX века на месте бывшего монастыря францисканцев XIV века и представляет собой памятник архитектуры необарокко.

А совсем рядом с костелом на той же площади находится православный храм Воскресения Христова, который был построен из кирпича в 1883 году в форме креста.


Близкое размещение православных и католических религиозных сооружений не является для Беларуси чем-то нетипичным. Такое соседство можно встретить во многих городах и местечках, что лишний раз подчеркивает отсутствие какой-либо межконфессиональной вражды и мирный характер, а также главенствующую роль христианства в нашей стране. К слову, у этих двух храмов схожая судьба. Оба они были закрыты в годы советской власти и вновь возвращены верующим лишь десятилетия спустя.
У следующего объекта, который я посетил, судьба сложилась не столь благополучно.

Это бывший костел францисканцев. Считалось, что он был построен в начале XIX века, однако проведенные исследования показали, что нижняя часть восточной половины костела была возведена задолго до этого времени. По всей видимости, здание костела подверглось капитальному ремонту, возможно, после повреждений, полученных в ходе боевых действий.
Я оставил своего иксёныша у обочины и отправился посмотреть, что там внутри.

А внутри все выглядит так же печально, как и снаружи

А вот как этот костел выглядел сто с лишним лет назад.

Рядом с костелом находится «Святая гора».

Вот уже более 20 лет местные католики совершают на страстную неделю крестный ход через весь город и несут с собой крест, который устанавливают на данной горе. Когда-то давно здесь был центр Ошмян, но впоследствии основную застройку перенесли в другое место, и сейчас это окраина города, хотя рядом уже активно ведется строительство новых жилых районов.


Тучи все больше и больше сгущались, а я вновь выбрался на дорогу Р48, чтобы добраться по ней до Гольшан и руин Гольшанского замка.

Но сделать это так сразу не получилось, поскольку меня заинтересовало ветхое здание у реки на въезде в Гольшаны, которое было очень сильно похоже на мельницу.

Посмотрим, что там с другой стороны.

Так, двери закрыты. Попробуем обойти сбоку.

Ну конечно же, так и есть. Вот вам и основной признак – мельничное колесо.

Кстати, обратите внимание на его горизонтальное положение, что расходится со стандартными изображениями мельниц, у которых обычно эти колеса стоят вертикально. При этом такое горизонтальное расположение является достаточно характерным для Беларуси.
Я хотел еще походить вокруг мельницы и попробовать проникнуть внутрь, однако начавшийся дождь прогнал меня отсюда и заставил побыстрее вскочить на мотоцикл, ведь я еще хотел посмотреть на Гольшанский замок. Благо ехать тут совсем недалеко. Всего лишь два поворота в прямом смысле слова.

Да, именно так этот замок выглядел в XVII веке. Он принадлежал богатому и знаменитому роду Сапегов и был построен как резиденция подканцлера Великого Княжества Литовского. Денег хватило даже на то, чтобы выкопать у замка 3 искусственных озера, дно которых было выложено плиткой. Замок подвергался неоднократным разрушениями, и вот что с ним стало некоторое время спустя.

Я помню, как зачитывался великолепным романом Владимира Короткевича «Чёрный замок Ольшанский», который в свое время был даже экранизирован. Помню, как отчетливо и ясно представала и разворачивалась передо мной трагическая история минувших дней, созданная для своих читателей рукой мастера. Сейчас же меня встречало хмурое осеннее небо, угрюмые развалины замка, пару припаркованных рядом машин и какой-то мужик с разложенными на столике сувенирами под открытым небом.

Как видно, хоть для какой-то защиты замок огорожен металлической сеткой. Последние его разрушения пришлись на советское время, когда часть построек была разобрана местным совхозом для строительства свинарников и дома культуры.

В текущей ситуации на реконструкцию замка у государства нет денег, да и к тому же все это осложняется тем, что исследователи не располагают достаточными сведениями о том, как выглядел замок в XVII веке. Вроде бы существуют планы начать восстановление замка с наиболее сохранившейся северной башни, но когда это будет сделано…

Заметив за металлической сеткой детей, я уже собирался последовать их примеру, как внезапно к замку свернула целая кавалькада машин, из которых высыпала местная пьяная свадьба. Судя по состоянию гостей, они старались не посрамить предков и праздновали на широкую ногу. Также стало понятно, что здесь делал одинокий мужичок с сувенирами под дождем.
Духовный контакт с прошлым был потерян, оставлять мотоцикл без присмотра, да и вообще оставаться здесь самому в таких обстоятельствах не хотелось, поэтому я поспешил скрыться отсюда, тем более что уже совсем рядом от меня был теплый дом моих друзей, где я мог укрыться от все более усиливающейся непогоды.
Асфальт под колесами моего иксёныша сменился сельскими песчаными дорогами. Сверху начал лить уже самый настоящий ливень. Ехать оставалось всего каких-то 25-30 км, но я успел практически полностью вымокнуть и даже замерзнуть. Весело разбрызгивая лужи и соревнуясь в скорости с машинами и местными рейсовыми автобусами, я буквально вылетел к деревне Боруны, которая имеет давнюю историю, и которой в 1705 году даже было предоставлено магдебургское право.
Дождь практически прекратился, и первым делом я направился к кладбищу немецких солдат Первой мировой войны.



Однако не успел я толком подойти к нему и сделать пару фотографий, как снова начался дождь, который буквально за одну минуту усилился настолько, что я даже не решился подъехать в центр Борунов к красивому базилианскому монастырю XVIII века. Все мои мысли были о том, чтобы, наконец, поскорее укрыться от этой непогоды под надежной прочной крышей. Впрочем, под крышей укрылся не только я. Мой иксёныш провел эту ночь в самом что ни на есть деревенском сарае.


А я же разместился в гостевом домике по соседству. Вкусно поев и напившись горячего чаю, я лежал в теплой уютной кровати, за окном шумел ветер и неистово барабанил по стеклам дождь, вокруг меня вовсю шуршали и скреблись мыши, а я постепенно проваливался в сладкий тягучий сон, который непреодолимо побеждал мое желание встать и принести себе в дом кота…
  • YalokinYalokin
  • Николай
  • 9 марта 2017 в 17:21
  • 3
  • оценка: +23

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
0
MotorDimson
Сарай круть ) душевно! Жду продолжения!
0
Yalokin
Ну, гостевой домик на тот момент собой тоже, можно сказать, сарай почти представлял. Заброшенный деревенский нежилой дом, который еще только в планах у друга предстояло привести в надлежащий вид. Но зато сверху ничего не капало и даже телевизор там стоял ))
0
hauser
Очень классный рассказ! Молодец)
0
Vladmirovich
Хорошие фото! Отличный текст..., читая, проникаешься..., и создается впечатление, что сам был в поездке…
Так держать, земеля! Ждем продолжения.

ЗЫ Когда скучно, то перечитываю Ваши отчеты. :)
Молодец!
0
Yalokin
Спасибо! Работаю над последней частью сейчас. Уфф, описывать сложнее чем ехать оказалось :)
0
Vladmirovich
Ну, дар — накладывать мысли на «бумагу» у Вас имеется! Все получится! Надеюсь, после завершения этой темы, будут новые, не менее красочные и впечатляющие!
С уважением!

PS Привет из Полоцка!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Yalokin, Путешествие вокруг Беларуси за 14 дней. День 13.