Блог им. Jetfuel → Использование дуг на треке. Особенности и нюансы изготовления трековой защиты.
Сегодня попытаюсь рассказать о том, каким требованиям должны соответствовать дуги, используемые на треке, да и вообще любая защита, которая не будет «кастрировать» возможности вашего мотоцикла. Ну что, поехали …
Т.к. мотоцикл приобретался в большей степени именно для трека, резко встал вопрос о его защите. Моделька не самая популярная, ведь у нас в России все в основном ездят на R6, либо на CBR600RR, поэтому я быстро расстался с надеждами оперативно найти поезженный трек пластик, а приступать к тренировкам уже хотелось. Пересмотрев всевозможные клетки-дуги-рельсы я не нашел подходящий мне вариант. В основном проблема была в больших габаритах дуг, что несомненно мешало бы ездить по треку, создавая опасные ситуации в угле (плавали, знаем), или защита была условной, т.е. при любом более-менее сильном падении могла пострадать рама, или же мотоцикл под силой инерции переворачивался. Вследствие всего перечисленного я принял решение сделать дуги по собственному проекту. Осталось найти мастера, который за разумные деньги сможет воплотить все в жизнь. К опытным большим «гаражам» обращаться не решился, да, у них рука уже набита, но мы ведь делаем дуги не обычные, а для трека. Через знакомых нашел человека, который отлично обращается со сварочным аппаратом, сам ездит на мото и готов за вполне разумные деньги мне помочь. Делали все в четыре руки, управились примерно за 7 часов.
Первым делом при изготовлении защиты вы должны определиться, для чего она нужна:
1. Моя цель была поставлена весьма точно – защита для трека.
Точки крепления
Далее нужно выписать для себя опасности, связанные со спецификой эксплуатации, и способы их решения:
1. На треке важно, что бы дуги тебе не мешали, т.е. не сковывали движения, ноги не должны в них упираться, а при прохождении поворота высекать дугой столб иск хоть и круто, но довольно опасно. Во избежание этих проблем точки крепления были выбраны максимально высоко, и на достаточном расстоянии от ног (см.рис — точки 1 и 2). Задняя точка крепления (2) совпала с креплением двигателя и была изготовлена из трубы с наваренными на ее конец шайбами (купили самые толстые какие нашли и еще сварили 3 между собой). После общения с владельцами модели стало ясно, что уши крепления двигателя спереди не страдают излишней ломкостью, поэтому мы отказались от выносной пластины в сторону от крепления и основную трубу прикрутили по месту(1). Ширина дуг выбирается обычно следующим образом: подвеска стягивается тросами, далее берется палка, один конец которой ставится к краю резины, а второй приближается максимально близко к мотоциклу до момента касания каких-то его частей, тем самым симулируя критический наклон мотоцикла при сжатых подвесках. В нашем случае из-за высокого крепления дуги получились бы очень широкие, что перетекало во вторую проблему, описанную ниже. Ну и большие выносы в стороны делают в таком случае хороший рычаг, который запросто может выдернуть резьбу или чего похуже)
2. Самое распространенное падение на треке — это «скользяк», иногда за одну тренировку можно несколько раз скользонуть, в этом нет большой опасности. Однако одно из самых сильных падений – это хайсайд, который происходит в основном из безобидного скольжения. Что же способствует этому нежелательному превращению? Основная причина описана выше — очень широкие дуги (ну или «широкая кость» самого мотоцикла)) Чтобы перевернуть мотоцикл требуется меньшая сила. Дабы хоть как то побороть этот момент, мы пошли на компромисс, сделали дуги максимально узко, получив жесткую конструкцию и небольшие габариты, но поставив под удар кронштейны и подножки.
3. Итого на данный момент мы получили конструкцию «аля рельсы», лишь немногим превосходящую обычные слайдеры по своим защитным свойствам.
Как известно, при контакте с землей любой предмет стремится найти как минимум три точки опоры, так и мотоцикл, в момент скольжения (и особенно при перевороте), часто находит ее виде морды, бака или клипонов. Чтобы защитить эти узлы, была добавлена третья точка, в виде отростка трубы вверх от основного крепления. Чтобы усилить конструкцию, сделали распорку между передним и задним креплением(см.рис — точка 3), получив мощный треугольник, плюс добавили разборную распорку между левой и правой дугой в верхней части. Теперь усилие, переданное на правую дугу, будет частично поглощено левой, но даже если жесткости верхней точки без упора в раму не хватит, деформация пойдет в «окно» пластика между рамой и радиатором, не повреждая важные детали.
4. Асфальт – сильный абразив, и даже металл довольно быстро стирается при контакте с ним, поэтому ремонт дуг не заставит долго себя ждать. Да и как показывает практика, мотоцикл на дугах мчит на боку как по рельсам, часто не успевая остановиться до вертикального препятствия. В защите это было предусмотрено заготовкой мест для слайдеров. Слайдеры изначально планировалось сделать из фторопласта, но у токаря очень удачно его не оказалось и взамен (за весьма гуманный ценник) был предложен алюминий. Алюминий мягкий металл, поэтому отлично подошел по своим свойствам (от себя добавлю, что сделав закругление бортиков 2мм, сейчас бы увеличил это число до 5мм, скруглив слайдер, препятствуя его зацепу об поверхность).
В итоге, дуги получились на удивление легкими, что для трекового мотоцикла конечно важно. Этого удалось добиться, уменьшив габариты и используя такие металлы, как алюминий и нержавеющая сталь.
На фото ниже можно увидеть, как в теории дуги должны себя повести при падении, и какие возможности для наклона они дают райдеру)
Есть еще один немаловажный плюс. По моему скромному мнению данные дуги не только не портят внешний вид байка, но даже придают некой агрессии)
Для сомневающихся в конструкции — было проведено 2 неорганизованных краштеста)) Из повреждений только пару царапин на грузике руля ну и ожидаемый ремонт кронштейна подножки. От себя бы посоветовал в комплекте приобретать тюннингованые кронштейны, они держат удар лучше, оригинальные уж совсем какие-то хрустальные)
На данный момент дуги находятся в Севастополе на новом байке, т.к. мне очень удачно подвернулся комплект спорт пластика и защитные крышки двигателя. К слову, парень купивший дуги, приобрел их после падения в комплекте с китайским пластиком, так что друзья, делаем защиту вовремя, а не после того как ВСЕ случилось;)
Мой байк сегодня
п.с. Да забыл уточнить одну вещь, на большие треки часто не пускают с защитой, т.к. организаторы пекутся о полотне, которое страдает при падении. Но Фирсановка, Лидер, Усть-Лабинский трек, пока не ввели такой запрет. Данная защита — это компромисс, когда мотоцикл будет ездить только по треку подход конечно поменяется.
п.с. 2. Понятно что чисто трековый подход лучше, но я говорю об альтернативе тому с чем обычно выезжают мотоциклисты с большой дороги. Я на свою модель ничего не нашел
- Jetfuel
- Колпаков Денис
- 30 ноября 2016 в 7:43
- 3
- +26
Ну тертый пластик это ты конечно преуменьшил, это самое безобидное, что может случится с мотоциклом. Да и для людей, выезжающих раз в неделю на трек, думаю не устроит умотанный внешне мот. Дуги с правильной геометрией — хорошая альтернатива слайдерам или огромным дорожным клеткам. Понятно что чисто трековый подход лучше, но я говорю об альтернативе. Мой мот на этих дугах уезжал на 40 и 70-80 км/ч, катился довольно стабильно.
- GraKaliostro
- 30 ноября 2016 в 11:27
- ↓
Вырвет кусок рамы к черту. Лучше использовать накладки на крышки, хоть и одноразовые, но зато куски рамы не вырывают.
- ArturoDiaz
- 30 ноября 2016 в 15:41
- ↓
Классные дуги! На свой мот тоже поставил дуги из расчета на переодические покатухи на треке. С дугами увствуешь себя увереннее, особенно после того как улетел в скольячку без них и ушатал половину мотоцикла:)
Крылышки на мой взгляд запретили не из-за соображений безопасности, это всего лишь повод. Организаторам нужен экшен, битва, а позволить себе исследования аэродинамики мотоцикла, могут только крупные заводские команды, что увеличивает разрыв между командами. В мото гп сильно прослеживается тенденция к стандартизации, что бы как можно большее зависело от пилота.
О Господи, друзья, в посте я не ставил вопрос о том, что лучше трек пластик и крышки или мои дуги. Те кто внимательно прочел думаю заметили это, т.к. данное решение это альтернатива в первую очередь обычным слайдерам и дорожным клеткам. Более того, в конце я написал, что и сам перешел на трек пластик и защитные крышки.У меня есть друг в Ростове, который несколько лет ездил по трекам в дугах сделанных по схожим принципам на своей р6, и ездил бы дальше, если в Белгороде не ввели на них запрет. Вот большинство из вас экспертно заявляет, что идея «говно», а чем подкреплено? Кто-то где-то сказал? А, ну может на глазах кто упал, но я со 100% гарантией могу сказать, что людей катающихся с правильной конструкцией единицы. И мое мнение подкреплено не просто слухами, а собственным небольшим опытом краштестов, а также десятками падений моего товарища из Ростова, который скажу я вам наваливает получше большинства трековых завсегдатаев и видел много падений, включая последнее с компрессионным переломом позвоночника и при всем при этом его мот ниразу не кувыркался кубарем
Никакие клетки и дуги не подходят для трека. Для джимханы и картодромов это возможно и будет работать — поможет при падении на маленькой скорости, но на нормальном треке при падении на скорости дуги не защитят, а убьют мотоцикл, так как заставят его кувыркаться. Велосипед уже изобретен (спортпластик и крышки мотора), и смысла делать это заново нет)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (21)
RSS свернуть / развернуть