Блог им. vitaliyse → Suzuki Bandit 1200 и «самое лучшее октановое число»
Приветствую!
Высокооктановое топливо на карбюраторном Suzuki Bandit — изменится ли температурный режим? И если да, то насколько?
О самостоятельных поисках ответа этот пост.
Дисклеймер. Цифр много, а выводы просты и очевидны!
Итак, в мануале на байк указано: «октановое число не менее 91». Значит можно лить любой бензин. Но мой мотор реагирует на 92-ой повышенными вибрациями на всех оборотах. Однако на 95-ом уже все работает хорошо. Совсем же хорошо становится на АИ-98. И не жалко – всё-таки мотор греется довольно сильно, особенно в городе (сказывается воздушно-масляное охлаждение).
Но встречаю в сети: «Скорость сгорания высокооктановых бензинов ниже — есть вероятность, что топливо будет догорать в выпускном коллекторе и разрушать выпускную систему». Вспоминая, что датчика детонации на моторе нет, а значит и зажигание в зависимости от ОЧ топлива не зависит, начинаю каждый раз сомневаться при заправке в бак 98-го бензина.
Потом встречаю мнения, что скорости горения одинаковы, а вот скорости распространения фронта пламени разные. Потом начинают встречаться ссылки на скачивание «Газодинамики горения»… Мда, в этом лесу я не егерь… Решаю сделать замеры самостоятельно.
Термопара №1. Закреплена на головке цилиндра (с подветренной стороны), изолирована снаружи тканью и закреплена герметиком.
Термопара №2. Закреплена на выпускном коллекторе (между термопарой и трубой проложен 1 слой стеклоткани), сверху изолирована многослойно стеклотканью и фольгой.
Переключение между термопарами производится тумблером на руле. При нулевом положении тумблера мультиметр показывает температуру окружающего воздуха.
Методика следующая:
1. Двигаюсь по магистрали с постоянной скоростью (100 км/ч) в одном направлении и после стабилизации показаний температур (примерно через 8-10 км) фиксирую значения
2. Двигаюсь в обратном направлении, также записываю температуры
3. Возвращаюсь с магистрали в гараж
4. Сливаю остаток бензина А, заливаю бензин Б
5. 15 км добираюсь до магистрали (сжигаю прежний бензин из карбюратора)
6. Продолжаю испытания.
Данные выкладываю как есть, с погрешностями.
Сравнительные замеры делаются в течение одного дня, с разрывом по времени не более двух часов.
1. Сравнение АИ-95 и АИ-98.
На АЗС были получены паспорта качества, фактические октановые числа АИ-95,7 и АИ-98,5. Сами паспорта можно посмотреть здесь и здесь.
Условия измерений: температура воздуха 25°С, небольшой ветер под углом к трассе. Замеры было решено сделать на нормальных и повышенных оборотах двигателя.
a. Пятая (последняя) передача – на скорости 100 км/ч это около 3600 об/мин.
b. Измерения при повышенных оборотах. Третья передача – на скорости 100 км/ч это около 5400 об/мин. При движении в обратном направлении кончился 95-ый бензин (как без накладок?), поэтому привожу цифры только для одного направления.
Так что получается, что по температуре разница не наблюдаема, или она в пределах ошибки измерения. Отличие есть только в восприятии как работает мотор — с 98-ым при резком открытии газа на низких оборотах возникает меньше вибраций.
…хотя, на мой взгляд, АИ-95 с добавкой присадки Тотек УМТ Спорт дает большую плавность работы, чем покупной АИ-98 (кстати, может кто использует? как вам эта химия?).
2. Сравнение температуры двигателя со стоковым и облегченным глушителем.
Условия измерений: температура воздуха 35°С, слабый ветер под прямым углом к трассе. Бензин АИ-95.
Небольшая, но всё-таки измеряемая разница.
П.С. За все эти круги по магистрали (с мультиметром и двумя камерами на мотоцикле) пришлось объясняться с сотрудниками ГИБДД. Но на точность показаний это не повлияло.
- vitaliyse
- 18 ноября 2016 в 5:58
- 7
- +75
- costarider
- 18 ноября 2016 в 9:07
- ↓
Я всегда стараюсь заливать 98 в свои мотоциклы. Kawasaki ER-6n, Versys 1000, Aprilia Tuono. На всех этих моделях на 98-м движок работает лучше, тяга немного увеличивается и это чувствуется, на полный бак прохожу немного больше км чем на 95-м бензине. Разница в цене между 98-м и 95-м у нас 4-5 центов, но если пересчитать на пройденное расстояние то получается 98-й дешевле.
- TimUsachev
- 18 ноября 2016 в 9:47
- ↑
- ↓
Видимо, все три мотоцикла инжекторные (поленился погуглить) и имеют обратную связь по датчику кислорода. В этом случае да, мотоцикл «чувствует» в выхлопе недогоревшее топливо и делает смесь чуть беднее. Отсюда экономия. Кроме того, 98 бензин позволяет сделать чуть побольше УОЗ, отсюда увеличение мощности и опять же более экономичная работа.
А у автора статьи мотоцикл карбюраторный и он его не перенастраивает при смене топлива. Поэтому имеет такие результаты.
А у автора статьи мотоцикл карбюраторный и он его не перенастраивает при смене топлива. Поэтому имеет такие результаты.
- The_Engineer
- 18 ноября 2016 в 9:52
- ↑
- ↓
Если перечисленные модели Kawasaki, были произведены для американского рынка, то они не имеют датчика кислорода в выхлопной системе.
А потом, обеднение смеси ведён к увеличению температуры выхлопа. Это было замечено при переходе с АИ-95, на АИ-98? (я сейчас про инжекторные мотоциклы спрашиваю)
А потом, обеднение смеси ведён к увеличению температуры выхлопа. Это было замечено при переходе с АИ-95, на АИ-98? (я сейчас про инжекторные мотоциклы спрашиваю)
- TimUsachev
- 18 ноября 2016 в 10:05
- ↑
- ↓
Не могу ответить на этот вопрос. Все мотоциклы я настраиваю на обычном «заправочном» 95 и клиентам не советую лить ничего выше 95. Что до смеси и температуры выхлопа, то в моих прошивках относительно бедная (14.5:1) только «круизная зона», в которой обдув двигателя достаточен, а нагрузки минимальны.
В прочих режимах работы смесь достаточно богатая, чтобы мотоцикл грелся минимально.
В прочих режимах работы смесь достаточно богатая, чтобы мотоцикл грелся минимально.
- costarider
- 18 ноября 2016 в 11:00
- ↑
- ↓
Вы правы. ER-6 2010 года выпуска, Versys 1000 — 2016, Tuono 2007 — все с инжекторами, все европейские.
- The_Engineer
- 18 ноября 2016 в 9:22
- ↓
Вы неверно трактуете цифру 91, прочитанную в мэнуале, принимая её за АИ-91. На самом деле там указано PON (или его ещё называют AKI), равное (RON+MON)/2.
RON — это октановое число топлива, полученное исследовательским методом, оно же АИ (что указано на заправке);
MON — это октановое число полученное моторным методом. И оно, как правильно, на 10 единиц меньше АИ (RON).
Соответственно, если грубо посчитать, бензин с октановым числом АИ-95 (RON=95), будет иметь MON=85 (приблизительно), то PON=(95+85)/2=90 — это число вы ошибочно приняли за АИ.
Для АИ-98, например, PON=(98+88)/2=93.
Так вот, следуя этим расчётам АИ-92, в этот мотор лить нельзя. АИ-95 — на грани допуска.
Так же нужно помнить про степень сжатия этого мотора.
RON — это октановое число топлива, полученное исследовательским методом, оно же АИ (что указано на заправке);
MON — это октановое число полученное моторным методом. И оно, как правильно, на 10 единиц меньше АИ (RON).
Соответственно, если грубо посчитать, бензин с октановым числом АИ-95 (RON=95), будет иметь MON=85 (приблизительно), то PON=(95+85)/2=90 — это число вы ошибочно приняли за АИ.
Для АИ-98, например, PON=(98+88)/2=93.
Так вот, следуя этим расчётам АИ-92, в этот мотор лить нельзя. АИ-95 — на грани допуска.
Так же нужно помнить про степень сжатия этого мотора.
- TimUsachev
- 18 ноября 2016 в 10:17
- ↑
- ↓
Занимательно, что именно для канадского рынка они пишут про биоэтанол, метанол и прочую ерунду. Вот это то, что действительно вредит мотору. Первое — потому что на биоэтаноле мотор «ржавеет изнутри», а второе — потому, что применение биоэтанола требует очень серьезной перенастройки мотора. Взять хотя бы 1 лямбда (смесь, которая сгорает полностью) — для бензина она соответствует качеству смеси 14.7:1, а для Е85 — 9,8:1. То есть, залив Е85 без перенастройки, мы обедняем смесь в полтора раза!
- TimUsachev
- 18 ноября 2016 в 9:59
- ↓
Плюсанул. Отличный подход. Прочитал с интересом.
Только вот результат был предсказуем. При смене топлива, чтобы получить отличные температуры, надо перенастроить зажигание. Более позднее — горячий выпуск, более раннее — горячие головы. Это вкратце.
То, что температура почти не изменилась при переходе с 95 на 98, понятно. Разница была бы разительная при заправке, скажем, во Франции, где в бензине большая доля биоэтанола. Вот там бы потребовалось существенное обогащение смеси или бы мы увидели температуру двигателя выше градусов на 20.
Сам я использую оптический датчик Omega, который при работе с мотоциклом на динамометре направляю на самое горячее место (около свечи головы заднего цилиндра).
Только вот результат был предсказуем. При смене топлива, чтобы получить отличные температуры, надо перенастроить зажигание. Более позднее — горячий выпуск, более раннее — горячие головы. Это вкратце.
То, что температура почти не изменилась при переходе с 95 на 98, понятно. Разница была бы разительная при заправке, скажем, во Франции, где в бензине большая доля биоэтанола. Вот там бы потребовалось существенное обогащение смеси или бы мы увидели температуру двигателя выше градусов на 20.
Сам я использую оптический датчик Omega, который при работе с мотоциклом на динамометре направляю на самое горячее место (около свечи головы заднего цилиндра).
- EvgeniyPopov
- 18 ноября 2016 в 10:11
- ↓
Интересно, но зачем? Более понятно была бы разница пробега на 1 л и на 1 руб на разном АИ ( смею предположить на 92 дешевле )
Пробовал сравнить 92 и 95. Но были проблемы с тумблером, что ухудшило статистику по температуре выпускного коллектора. Поэтому не стал включать эту инфу в пост. Тем не менее разницу в температуре головки на 92 и 95 не обнаружил.
По температуре коллектора на 92 получилось, что он холоднее примерно на 10 градусов, плюс минус 5 наверно.
По температуре коллектора на 92 получилось, что он холоднее примерно на 10 градусов, плюс минус 5 наверно.
Исходя из степени сжатия, лить 98-ой в GSF1200, особого смысла нет. К тому же, как мы помним, детонационная стойкость, а именно ее характеризует ОЧ, в высокооктановых бензинах в РФ достигается антидетанационными присадками, которые выдают себя красноватым «металлическим» нагаром на свечах и выпускных клапанах. На мой взгляд, для данного мотора, отталкиваясь опять же из степени сжатия, качественны 92 или 95 оптимальное решение, какой именно выбрать — дело за владельцем.
Автору спасибо за интересное и полезное исследование!
Автору спасибо за интересное и полезное исследование!
- TimUsachev
- 18 ноября 2016 в 12:36
- ↑
- ↓
Детонационная стойкость 95 даже российского (с приличной заправки) достаточна и для степени сжатия под 12:1 (10.5 и 11 ко мне приезжают вообще регулярно и после настройки качества смеси не имеют никаких проблем с детонацией).
Не могу придумать, зачем бы стоило лить в «воздушник» что-то лучше 95. Для каких-то гоночных применений, наверное — высокооктановый бензин позволил бы задрать УОЗ «до небес», но такой мотор будет очень зависим от заправки и склонен к перегреву. Не уличный будет, одним словом.
Не могу придумать, зачем бы стоило лить в «воздушник» что-то лучше 95. Для каких-то гоночных применений, наверное — высокооктановый бензин позволил бы задрать УОЗ «до небес», но такой мотор будет очень зависим от заправки и склонен к перегреву. Не уличный будет, одним словом.
- hrenov_drumm
- 18 ноября 2016 в 16:17
- ↑
- ↓
Да где вы этот красный налет на свечах находите-то только! Лью 95-й (ну, правда, с приличных заправок), ни разу такой фигни на свечах не видел.
- Sheff_serg
- 18 ноября 2016 в 13:01
- ↓
У меня был Бандит 400. Лил 98 в него, потому что мотоцикл буквально преображался. В хорошем смысле этого слова. А вот в моему Строму-650(америкос) 98 совсем не понравился. Лью 92-95. Для высокооборотистых рядников 98 — самое оно)
- sergeycheb
- 18 ноября 2016 в 17:46
- ↑
- ↓
Sheff_serg спасибо за информацию. у меня как раз Стром650 с штатов
здесь был ататат
Разумеется такое радикальное суждение можно тоже считать ничтожным. Тем не менее я с тобой согласен, что подключение термопары через какие-либо другие проводники вносит доп.ошибку в измерение.
Но тут следует учесть, что ошибка может быть невелика.
Вот, пожста, на видео показано как показания внешних термопар совпадают с показанием температуры внутренней термопары мультиметра — и ведь на самом деле погода была хорошая)).
Такой результат удалось получить благодаря тому, что все контакты — это скрутка и зажим, а не спайка, и длины медных проводов минимальны.
И ещё один момент. Измерять температуру мотора, это как измерять температуру земли: куда воткнешь, столько и покажет. Закрепи термопару чуть ниже или выше по коллектору и показания изменятся. Но задача ведь была — сравнить показания, а не выцеживать их абсолютные значения.
Но тут следует учесть, что ошибка может быть невелика.
Вот, пожста, на видео показано как показания внешних термопар совпадают с показанием температуры внутренней термопары мультиметра — и ведь на самом деле погода была хорошая)).
Такой результат удалось получить благодаря тому, что все контакты — это скрутка и зажим, а не спайка, и длины медных проводов минимальны.
И ещё один момент. Измерять температуру мотора, это как измерять температуру земли: куда воткнешь, столько и покажет. Закрепи термопару чуть ниже или выше по коллектору и показания изменятся. Но задача ведь была — сравнить показания, а не выцеживать их абсолютные значения.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (30)
RSS свернуть / развернуть