Блог им. vitaliyse → Suzuki Bandit 1200 и «самое лучшее октановое число»


Приветствую!
Высокооктановое топливо на карбюраторном Suzuki Bandit — изменится ли температурный режим? И если да, то насколько?
О самостоятельных поисках ответа этот пост.
Дисклеймер. Цифр много, а выводы просты и очевидны!
Итак, в мануале на байк указано: «октановое число не менее 91». Значит можно лить любой бензин. Но мой мотор реагирует на 92-ой повышенными вибрациями на всех оборотах. Однако на 95-ом уже все работает хорошо. Совсем же хорошо становится на АИ-98. И не жалко – всё-таки мотор греется довольно сильно, особенно в городе (сказывается воздушно-масляное охлаждение).
Но встречаю в сети: «Скорость сгорания высокооктановых бензинов ниже — есть вероятность, что топливо будет догорать в выпускном коллекторе и разрушать выпускную систему». Вспоминая, что датчика детонации на моторе нет, а значит и зажигание в зависимости от ОЧ топлива не зависит, начинаю каждый раз сомневаться при заправке в бак 98-го бензина.
Потом встречаю мнения, что скорости горения одинаковы, а вот скорости распространения фронта пламени разные. Потом начинают встречаться ссылки на скачивание «Газодинамики горения»… Мда, в этом лесу я не егерь… Решаю сделать замеры самостоятельно.

Термопара №1. Закреплена на головке цилиндра (с подветренной стороны), изолирована снаружи тканью и закреплена герметиком.
Термопара №2. Закреплена на выпускном коллекторе (между термопарой и трубой проложен 1 слой стеклоткани), сверху изолирована многослойно стеклотканью и фольгой.

Переключение между термопарами производится тумблером на руле. При нулевом положении тумблера мультиметр показывает температуру окружающего воздуха.
Методика следующая:
1. Двигаюсь по магистрали с постоянной скоростью (100 км/ч) в одном направлении и после стабилизации показаний температур (примерно через 8-10 км) фиксирую значения
2. Двигаюсь в обратном направлении, также записываю температуры
3. Возвращаюсь с магистрали в гараж
4. Сливаю остаток бензина А, заливаю бензин Б
5. 15 км добираюсь до магистрали (сжигаю прежний бензин из карбюратора)
6. Продолжаю испытания.
Данные выкладываю как есть, с погрешностями.
Сравнительные замеры делаются в течение одного дня, с разрывом по времени не более двух часов.
1. Сравнение АИ-95 и АИ-98.
На АЗС были получены паспорта качества, фактические октановые числа АИ-95,7 и АИ-98,5. Сами паспорта можно посмотреть здесь и здесь.
Условия измерений: температура воздуха 25°С, небольшой ветер под углом к трассе. Замеры было решено сделать на нормальных и повышенных оборотах двигателя.
a. Пятая (последняя) передача – на скорости 100 км/ч это около 3600 об/мин.

b. Измерения при повышенных оборотах. Третья передача – на скорости 100 км/ч это около 5400 об/мин. При движении в обратном направлении кончился 95-ый бензин (как без накладок?), поэтому привожу цифры только для одного направления.

Так что получается, что по температуре разница не наблюдаема, или она в пределах ошибки измерения. Отличие есть только в восприятии как работает мотор — с 98-ым при резком открытии газа на низких оборотах возникает меньше вибраций.
…хотя, на мой взгляд, АИ-95 с добавкой присадки Тотек УМТ Спорт дает большую плавность работы, чем покупной АИ-98 (кстати, может кто использует? как вам эта химия?).
2. Сравнение температуры двигателя со стоковым и облегченным глушителем.
Условия измерений: температура воздуха 35°С, слабый ветер под прямым углом к трассе. Бензин АИ-95.

Небольшая, но всё-таки измеряемая разница.
П.С. За все эти круги по магистрали (с мультиметром и двумя камерами на мотоцикле) пришлось объясняться с сотрудниками ГИБДД. Но на точность показаний это не повлияло.

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+1
NiKDI7
Я в свой бандит 1250 всегда лью 91, даже не пробовал лить 95 или 98. Есть ли вообще разница по расходу?
+1
MadAnt
сам в бандита 1200 лил 92 или 95, по настроению, разницы не видел. в этом сезоне дал поездить другу, он сказал, что на 98 едет лучше и расход меньше.
+4
sixbisix
Во! Это интересно! А то давно лабораторных работ на БП не было!
Спасибо!
0
sixbisix
Теперь осталось замутить пробек на бензине с сейсмодатчиком.
+1
vitaliyse
)) Следующий пробег будет с замером динамики. Тоже с «излишествами»))
0
madcrokodile
За подход — респект.
+2
Andsah
Давно я тут не читал постов с таким академическим подходом.Познавательно и интересно однако.
0
costarider
Я всегда стараюсь заливать 98 в свои мотоциклы. Kawasaki ER-6n, Versys 1000, Aprilia Tuono. На всех этих моделях на 98-м движок работает лучше, тяга немного увеличивается и это чувствуется, на полный бак прохожу немного больше км чем на 95-м бензине. Разница в цене между 98-м и 95-м у нас 4-5 центов, но если пересчитать на пройденное расстояние то получается 98-й дешевле.
+2
TimUsachev
Видимо, все три мотоцикла инжекторные (поленился погуглить) и имеют обратную связь по датчику кислорода. В этом случае да, мотоцикл «чувствует» в выхлопе недогоревшее топливо и делает смесь чуть беднее. Отсюда экономия. Кроме того, 98 бензин позволяет сделать чуть побольше УОЗ, отсюда увеличение мощности и опять же более экономичная работа.

А у автора статьи мотоцикл карбюраторный и он его не перенастраивает при смене топлива. Поэтому имеет такие результаты.
+1
The_Engineer
Если перечисленные модели Kawasaki, были произведены для американского рынка, то они не имеют датчика кислорода в выхлопной системе.
А потом, обеднение смеси ведён к увеличению температуры выхлопа. Это было замечено при переходе с АИ-95, на АИ-98? (я сейчас про инжекторные мотоциклы спрашиваю)
+1
TimUsachev
Не могу ответить на этот вопрос. Все мотоциклы я настраиваю на обычном «заправочном» 95 и клиентам не советую лить ничего выше 95. Что до смеси и температуры выхлопа, то в моих прошивках относительно бедная (14.5:1) только «круизная зона», в которой обдув двигателя достаточен, а нагрузки минимальны.
В прочих режимах работы смесь достаточно богатая, чтобы мотоцикл грелся минимально.
0
costarider
Вы правы. ER-6 2010 года выпуска, Versys 1000 — 2016, Tuono 2007 — все с инжекторами, все европейские.
0
madcrokodile
Идеально объяснил, даже с дивана не вставал:)
+3
The_Engineer
Вы неверно трактуете цифру 91, прочитанную в мэнуале, принимая её за АИ-91. На самом деле там указано PON (или его ещё называют AKI), равное (RON+MON)/2.
RON — это октановое число топлива, полученное исследовательским методом, оно же АИ (что указано на заправке);
MON — это октановое число полученное моторным методом. И оно, как правильно, на 10 единиц меньше АИ (RON).
Соответственно, если грубо посчитать, бензин с октановым числом АИ-95 (RON=95), будет иметь MON=85 (приблизительно), то PON=(95+85)/2=90 — это число вы ошибочно приняли за АИ.

Для АИ-98, например, PON=(98+88)/2=93.

Так вот, следуя этим расчётам АИ-92, в этот мотор лить нельзя. АИ-95 — на грани допуска.
Так же нужно помнить про степень сжатия этого мотора.
+3
vitaliyse
В мануале указано, что PON 87. А 91 — это именно исследовательский метод. А по факту конечно на 92-ом ездить сложно.
+2
TimUsachev
Занимательно, что именно для канадского рынка они пишут про биоэтанол, метанол и прочую ерунду. Вот это то, что действительно вредит мотору. Первое — потому что на биоэтаноле мотор «ржавеет изнутри», а второе — потому, что применение биоэтанола требует очень серьезной перенастройки мотора. Взять хотя бы 1 лямбда (смесь, которая сгорает полностью) — для бензина она соответствует качеству смеси 14.7:1, а для Е85 — 9,8:1. То есть, залив Е85 без перенастройки, мы обедняем смесь в полтора раза!
+1
NiKDI7
Не зря в мануале рекомендованное топливо для разных стран разное. Так вот, у бандита (bandit GSF1250s) в мануале указано рекомендованное топливо 91 или выше (RON). Ниже для Канады указано 87 и в скобках приписка — (R+M)/2 метод
+5
TimUsachev
Плюсанул. Отличный подход. Прочитал с интересом.

Только вот результат был предсказуем. При смене топлива, чтобы получить отличные температуры, надо перенастроить зажигание. Более позднее — горячий выпуск, более раннее — горячие головы. Это вкратце.
То, что температура почти не изменилась при переходе с 95 на 98, понятно. Разница была бы разительная при заправке, скажем, во Франции, где в бензине большая доля биоэтанола. Вот там бы потребовалось существенное обогащение смеси или бы мы увидели температуру двигателя выше градусов на 20.

Сам я использую оптический датчик Omega, который при работе с мотоциклом на динамометре направляю на самое горячее место (около свечи головы заднего цилиндра).
0
vitaliyse
спс за проф.комментарий.
0
EvgeniyPopov
Интересно, но зачем? Более понятно была бы разница пробега на 1 л и на 1 руб на разном АИ ( смею предположить на 92 дешевле )
0
autocar-
Подход хороший, но, мне кажется, надо бы добавить в список АИ92, интереснее было бы…
0
vitaliyse
Пробовал сравнить 92 и 95. Но были проблемы с тумблером, что ухудшило статистику по температуре выпускного коллектора. Поэтому не стал включать эту инфу в пост. Тем не менее разницу в температуре головки на 92 и 95 не обнаружил.
По температуре коллектора на 92 получилось, что он холоднее примерно на 10 градусов, плюс минус 5 наверно.
0
RedspbRed
Исходя из степени сжатия, лить 98-ой в GSF1200, особого смысла нет. К тому же, как мы помним, детонационная стойкость, а именно ее характеризует ОЧ, в высокооктановых бензинах в РФ достигается антидетанационными присадками, которые выдают себя красноватым «металлическим» нагаром на свечах и выпускных клапанах. На мой взгляд, для данного мотора, отталкиваясь опять же из степени сжатия, качественны 92 или 95 оптимальное решение, какой именно выбрать — дело за владельцем.
Автору спасибо за интересное и полезное исследование!
+1
TimUsachev
Детонационная стойкость 95 даже российского (с приличной заправки) достаточна и для степени сжатия под 12:1 (10.5 и 11 ко мне приезжают вообще регулярно и после настройки качества смеси не имеют никаких проблем с детонацией).
Не могу придумать, зачем бы стоило лить в «воздушник» что-то лучше 95. Для каких-то гоночных применений, наверное — высокооктановый бензин позволил бы задрать УОЗ «до небес», но такой мотор будет очень зависим от заправки и склонен к перегреву. Не уличный будет, одним словом.
0
vitaliyse
Если для повышения ОЧ используют металлорганику, то да, у мотора могут быть эти цветные налеты. Сейчас вроде цивильные производители используют Монометиланилин в топливе, который не дает такие проблемы…
0
hrenov_drumm
Да где вы этот красный налет на свечах находите-то только! Лью 95-й (ну, правда, с приличных заправок), ни разу такой фигни на свечах не видел.
0
Sheff_serg
У меня был Бандит 400. Лил 98 в него, потому что мотоцикл буквально преображался. В хорошем смысле этого слова. А вот в моему Строму-650(америкос) 98 совсем не понравился. Лью 92-95. Для высокооборотистых рядников 98 — самое оно)
0
sergeycheb
Sheff_serg спасибо за информацию. у меня как раз Стром650 с штатов
здесь был ататат

+3
vitaliyse
Разумеется такое радикальное суждение можно тоже считать ничтожным. Тем не менее я с тобой согласен, что подключение термопары через какие-либо другие проводники вносит доп.ошибку в измерение.
Но тут следует учесть, что ошибка может быть невелика.
Вот, пожста, на видео показано как показания внешних термопар совпадают с показанием температуры внутренней термопары мультиметра — и ведь на самом деле погода была хорошая)).

Такой результат удалось получить благодаря тому, что все контакты — это скрутка и зажим, а не спайка, и длины медных проводов минимальны.
И ещё один момент. Измерять температуру мотора, это как измерять температуру земли: куда воткнешь, столько и покажет. Закрепи термопару чуть ниже или выше по коллектору и показания изменятся. Но задача ведь была — сравнить показания, а не выцеживать их абсолютные значения.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. vitaliyse, Suzuki Bandit 1200 и «самое лучшее октановое число»