Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Honda CBF600 2009 → Перемотка статора генератора Honda CBF600SA.

Привет народ!
Информация не новая, да и есть здесь уже подобный пост но я расскажу вас с чем мне пришлось столкнуться при ремонте генератора.
Началось все в прошлом году, осенью, ближе к холодам. Езжу на мотоцикле пока не завалит снегом все дороги вокруг дома, преградив тем самым мне выезд со двора. В минус по необходимости езжу, естественно только по сухому асфальту. Хотя и в мокрую погоду, главное до дороги добраться а там уже норм. У меня частенько стал разряжаться аккумулятор. Обычное утро начиналось сначала с пробежки, а потом перед работой с толкания мотоцикла. Бывало и на работу приеду, вечером прыг к байку а он крутит и не заводиться, мощи не хватает. Я по началу без всяких проверок, стал грешить на старый аккумулятор который мне достался вместе с байком и никаких мер по проверке предпринимать не стал. Случилось это рядом с работой, Как обычно приехал и поставил байк рядом, была поздняя осень погода +5 и ниже. Освободившись в полдень вышел на улицу и попытался завести байк, он не в какую уже и не крутит, даже с толкача ничего не вышло. Пошел обратно в офис, стал искать ближайший магазин где можно было купить аккум на павелецкой. Там оказался магаз который продает китайскую технику и я купил у них по средствам самый простой аккум на тот момент он стоил около 1800р. (Бренд RED ENERGY 12v 10Ah) Поставил его и довольный уехал с работы. Остаток осени я прокатал на этом аккуме без проблем и довольный поставил мот на зимовку. На следующий год ситуация повторилась и я подумав что голимый китайский аккум просто сдох, отработав свои 1800 рублей за сезон. Поставил себе VARTA 12v 8Ah ездил радовался и даже не задумывался что то постигать по электрике которая мне давалась с трудом. И вот опять осень, за окном ночью прохладно но днем было еще тепло и мы с супругой ехали по садовому по делам. Тут мот начал терять периодами мощность и моментами глохнуть но продолжал ехать… я подумал на топливо сначала, потому что было похоже как будто оно заканчивается, но уровень был в норме. Проехав еще километр мот встал, в самом неудобном месте в тоннеле после ЦПКО. Электрика вся вырубилась и мот ни на что не реагировал. Я потащил мот в безопасное место и мы стали думал что делать. Мысль сразу одна появилась, нужен новый аккум. Но посоветовавшись с товарищем выяснилось что если это не аккум, а например реле регулятора или еще что то можно просто потратить деньги на аккум зря. К вечеру притащили мот в гараж и под покровительством товарища, который с электрикой дружил на тот момент подольше, стали проверять мот. Аккумулятор был мертв просто в ноль, поставили исправный акб и мот ожил и завелся. Стали мерять напряжение зарядки акб, показывало что то около 12,2 и при повышении оборотов напряжение падало. Проверили реле регулятор, все исправно. Поставили заведомо исправное реле, такая же морковь. Померили выходное напряжение с генератора, все прекрасно со всех тех фаз. Что делать и где искать поломку, мы не знали. Так как по показателям везде хорошо, а к акб приходит мало. Я пошел в «библиотеку» (интернет) и стал искать информацию по данной теме. Но везде было написало что какие либо показатели должны быть не в норме, либо с реле либо с генератора а у меня выходит нормально а не доходит почему то. Случай подсказал что делать! Товарищ работает в сервисе и на днях у него была такая же проблема, реально один в один. Человек не мог найти зарядку, так как все казалось было в норме. Ему сказали что это статор и его необходимо менять, после чего мот стал работать так как должен. Было решено снимать статор и перематывать его. Перемотка статора ориентировочно стоила бы мне от 3900 (это было в 2016 году) возможно дороже, эта цена была написана на сайте который я нашел и который занимается перемоткой статоров мотоциклов. Я нашел пару полезных статей по перемотке и принял решение что буду мотать сам, так как не было необходимости изучать начальный курс физики и потом углубляться в электрику, для того чтобы это сделать. Так как по сути, это является кропотливой и аккуратной механической работой, для которой необходимо внимание, усердие и желание главным образом. Здесь я хочу рассказать о косяках с которыми мне пришлось столкнуться при перемотке и чтобы вы не переживали раньше времени если у вас пойдет что то не так.
На тот момент я неплохо разбирался в механике мотоцикла, но при слове электрика я чувствовал такое беспокойство как будто первый раз меняешь цепь со звездами на своем байке. В итоге то, все оказывается очень просто и на лице растягивается улыбка что ты теперь можешь это сделать сам. Бесчисленное количество роликов и инструкций сейчас есть в интернете которые помогут начинающему механику, так как любой обладатель мотоцикла должен быть немного механиком.
Как снимать статор учить думаю нет необходимости,

так что снимаем и либо в гараже, либо как я несем его домой. На моем моте cbf 600sa для этого нет необходимости сливать масло. Сначала нужно отпаять провода клеммы от статора, для этого нужен не слабый паяльник. Мой на 60 ватт, легко справился с поставленной задачей. Перед тем как размотать катушки статора хорошо промойте его бензине, меж витков полно масла и при размотке оно будет вытекать и пачкать вас. У меня статот был залит сверху каким то составом, вроде его назвали где то на форуме мастикой но я точно не уверен.


Рисуйте схему как именно лежат провода, чтобы потом не придумывать. Обязательно зарисуйте в какую сторону разматываете и в какую будет необходимо наматывать.

Постарайтесь как можно подробнее зарисовать и записать эти моменты чтобы не путаться потом в проводах. Посчитав сколько витков на одно катушке (у меня было 44 витка) я не разматывал каждый «провод» от начала до конца, так как на всех катушках одинаковое количество витков. разматывал понемногу, зарисовывал и обрезал конец для удобства. Сами пластины у меня залиты таким же составом что и катушки, только более толстым и плотным слоем и при разматывании он кое где поотлетал. Эти места я решил обработать лаком «Цапон» который приобрел так же по рекомендации чела с ютюба. Лак свободно можно найти на радио-рынке.

Но оказалось что этот лак очень жидкий и чтобы сделать им необходимый защитный слой, необходимо нанести слоев 10, а может больше. Я покрыл лаком, сверху изолировал эти места бумажным скотчем и его покрыл лаком. Плоскую верхушку каждого сердечника я тоже изолировал таким же образом, так как края были островаты и я опасался повредить провод о них при намотке.

Необходимо померить длину провода, чтобы знать сколько его будет необходимо покупать. Я рассчитывал длину провода «примерно» так как до последнего мне было стремно его разматывать, хотя начало уже было положено. Берем штангенциркуль и меряем сечение (толщину) провода, у меня оно составило 1 мм. Где купить. Я вспомнил самый известный магазин Чип и Дип, там нашел провод ПЭТВ-2 по цене 400 руб. за катушку в которой было 28 метров, взял две.
ч
По расчету ее должно было хватить на две фазы и со второй катушки перемотать третью фазу. Не тут то было! Я начал аккуратно и вроде нежно наматывать провод на катушки, прижимая его деревянной палочкой, первая катушка получилась комом да еще каким)) но лучше чем у чела с ютюба, вторая получилась получше, я сбивался пару раз в количестве витков и мне приходилось разматывать катушки. Переживал и волновался когда это делал, оттуда и проблемы. Палочка несколько раз ломалась и в итоге стала непригодной для данной работы. Была изготовлена палочка из оргстекла которой так же не надолго хватило. На третьей или четвертой катушке я в очередной раз сбился в витках. Я решил что провод после того как его разматывают и сматывают теряет свои качества, решил начать сначала новым проводом. Отрезал то что запорол и поехал сначала. Далее не без истерик было намотано две фазы, оставалась заключительная. На катушке оставалось еще некое количество провода и я начал мотать третью фазу, намотав три катушки я понял что мне его не хватит, пришлось вновь разматывать катушки и думать где взять провод. На следующий день я решил ехать на радио-рынок а не в чип и дип, на рынке я взял катушку примерно 50 метров за 200р!!! Это не могло не радовать, косячить теперь было не так накладно =) Начал наматывать последнюю фазу и на последней катушке, мне было неудобно наматывать ее в ту же сторону в которую и все остальные подумал что ничего страшного если я намотаю ее в другую сторону. Работа была закончена! Проверил сопротивление и на замыкания я покрыл в несколько слоев статор лаком, высушил, припаял провода и пошел ставить его на мот. Завел начал мерить напряжение, одна фаза УРА, вторая фаза УРА, третья фаза облом=( 2 вольта и все, чет подергивалась при открытии газа но не более. Было решено что все проблемы в неправильно намотанной последней и катушке.
Сняв статор я посмотрел на свою работу, все криво и косо, в витках уже не уверен, вся работа мне не понравилась, было принято решение все переделать. На этот раз я приехал на радио-рынок и купил катушку за 700 рублей, по заявлению продавца в ней около 200 метров, (по факту оказалось почти 100) чего мне было за глаза и даже на косяки есть запас. Сами пластины я решил изолировать полностью, так же как изолировал верхушки. Покрыл все лаком, заклеил скотчем и пропитал сверху все лаком.

Получалось намного лучше, опыт чувствовался. Я не сбивался на витках, и все шло как по маслу. Наматывать необходимо сильно натягивая провод и прижимать его, выравнивая витки. Чтобы все было четко и ровно, иначе когда будете мотать между двумя катушками, будет очень неудобно и обмотки будут соприкасаться друг с другом.

В качестве инструмента я использовал ложки, примерил и одна точно подошла по размеру, прижимать провод, вторую взял чуть тоньше чтобы прижимать виток к витку и она влазила между сердечниками и намотанными на них проводами. Взял ложки, намотал пару слоев бумажного скотча, а сверху пару слоев изоленты и еще скотча) чтобы не повредить провод.


Предыдущие тренировки не прошли даром. На всю работу у меня ушло часа 4, статор был готов к покрытию лаком и припаюванию клеммы.

Конец первого провода соединяется с началом второго, конец второго с началом третьего, конец третьего с началом первого и спаиваются между собой. В «оригинале» вывод с катушки с проводом от клеммы, соединяется железной скобкой и все это дело спаиваем.

Железные скобы поле демонтажа пришли в негодность и я просто спаял провода между собой без них. Для меня не проблема припаять маленький провод, или спаять их между собой, а вот провода такого сечения паять с многожильным достаточно неудобно. Пайка получилась достаточно не ровной, с бугорками но надежной. (фото нет) Свеху одевалась изоляция из стекловолокна на каждую спайку, они собирались вместе и прикручивались железной скобой к основе — пластинам.

Я все прикрутил и побежал в гараж ставить статор на место. Все поставил, завел и начал измерять показания все три катушки на этот раз выдавали не более 2 вольт! я погас окончательно. Все было проверено и сопротивление и на замыкание тоже и все было отлично. Но генератор ничего не выдавал. Я снова снял крышку и статор, проверив на замыкание оказалось что все три фазы коротят на массу. Открутив клемму которая держит провода и проверив еще раз, я понял что коротят именно места спайки между собой. Клема сдавливает провода, а моя некачественна я пайка пробивает изоляцию из стеклоткани. Я Снял ее, изолировал все обычно изолентой и собрал. Ничего больше не коротило. Измерения были в норме, генератор выдавал положенное напряжение при определенных оборотах. Хотя после реле напряжение держиться на 13,5 и практически не меняется, даже на оборотах. Я не знаю почему так происходит так как все пишут и рассказывают о 14, а то и 15 вольтах. У меня вот так, все прекрасно заряжает, светит и ничего не тускнет и не дозаряжает. Купил на том же радаре вольтметр и вывел его на панель, теперь не проморгаю неисправность=)
Пробег не большой на новом статоре, так как было это в октябре и уже было холодно. Успел выехать пару раз и проехать километров 400-500, полет отличный.
Народ!!! Не бойтесь ничего и никого не слушайте! У вас обязательно все получится!
Всем успехов, если что спрашивайте.
  • witalijwitalij
  • Виталий
  • 20 ноября 2016 в 11:28
  • 11
  • оценка: +35

Комментарии (38)

RSS свернуть / развернуть
0
true-satan
Если пропитан только лаком — долго не проездит. Никогда не слышал высокочастотный писк из блоков питания? Так вот, это вибрация обмоток трансформатора, абсолютно так же будут вибрировать обмотки статора, со временем (довольно быстро, до 3 тысяч Км) протрется лаковая изоляция провода, произойдет межвитковое замыкание (и\или протрется изолятор магнитопровода) и генератор придется перематывать снова, именно поэтому нужна пропитка подобная заводской.
здесь был ататат

0
witalij
Читал что эпоксидкой не следует, что она в такой среде не живет. Трескается, толи осыпается то ли еще что. Я решил что не буду ей заливать.
0
Barbados
Я заливал лаком Plastik-70, 71. Он дубеет так потом, что как стекло становится.
0
MadAnt
ничего что многие статоры идут (стоят и ездят) без мастики?
0
witalij
Спасибо. Я подумаю над этим вопросом и чем можно пропитать.
+2
SStaSS
«на этот раз выдавали не более 2 ваттвольт»
0
witalij
благодарю за подсказку, исправил.
+3
Dimetrios
Молодец что не сдаёшься, и как можешь доводишь дело до конца.
+2
dyadyawanya
Главное, чтоб изолента не расплавилась в горячем масле и по мотору не расползлась, а то научишся гильзовать блоки ещё в добавок.
0
witalij
По поводу изоленты согласен, не самый лучший выбор сделал. Переделаю как было чуть позже, перепаяю и изолирую стеклотканью как в «оригинале».
0
sandman
Места пайки закрыл термоусадкой. И ещё такие штуки дали в конторе, где перематывал статор, типа резиновых трубочек, и ещё из стекловолокна, что ли
IMG-20190517-141707
-7
Fhh
  • Fhh
  • 20 ноября 2016 в 14:24
это не статор :)
это ротор :)
0
MadAnt
СТА́ТОР
Мужской родспец.
Неподвижная часть электрических машин в.
0
costarider
Ротор всегда вращается. На мотоциклах обычно в качестве ротора — постоянный магнит вращающийся вокруг катушки статора.
+2
ttg
  • ttg
  • 20 ноября 2016 в 14:47
Понравилось! Классная работа! Рутинная, но классная. И грамотная.
0
MadAnt
То же надо перемотать, в середине сезона стал искать где недозаряд, нашел что одна обмотка коротит на массу. снял статор, закончил сезон в режиме экономии на втором статоре (благо их 2 стоит). Сейчас вот висит проблема или платить за перемотку около 4-5к или пытаться самому. зима близко, сезон далеко, в раздумьях :)
0
witalij
Посчитаешь сколько витков на катушках и запишешь, даже если не получится отнесешь в сервис. Я таким подходом руководствовался, а им какая разница, даже лучше, половина работы сделана=)
0
firesnake
Товарищ недавно за 2 перемотал. На сайте объявлений нашёл чувака.
+1
Igor1989
Молоток! Но я при первом же разряде аккума побёг в магаз и купил мультиметр, чтоб сразу выяснить причину, аказалось аккум мертв)
0
Stahu
Вот только как правило мертвый аккум уже следствие. И обидно когда причина не понятна. Вот я с середины июля мот в гараже оставлял в соседнем городе, стоял до осени. В первых числах сентября приехал забрать и не тут то было. Нажимаешь пуск и все гаснет. В итоге хоть на аккумуляторе и 12 с копейками вольт (мультиметр и таки завалялся), но ток не дает и зарядку не берет (зарядка тоже завалялась). Купил тут же новый аккум, все заработало. Проверил и напряжение зарядки, все в норме. Проездил до конца октября. Но вот осадок до сих пор, почему вдруг 4х летний аккумулятор скончался и повториться ли такое снова. Правда июль и до середины августа была жара, в гараже как в бане было…
+1
DegenerateCo
Ну может 4х летнему уже пора пришла? Может не снял клеммы и ток по тихому уходил. На длительное хранение сбрасывайте клемы с аккума, а его лучше в комнату где ни холод ни жара его долбить не будет. Если был гелевый и он глубоко сел, то еще оживить можно, а кислотный наверняка осыпался.
0
dyadyawanya
А гелевый — это тоже кислотный. Только электролит в виде геля.
0
dyadyawanya
И страдает он от разряда так же, как и обычный, с жидким электролитом.
0
DegenerateCo
Да, это тот же кислотный, гелевые просто не так саморазряжаются, а у «жидкостных» этот процесс идёт быстрее и осыпаются они тоже быстрее.
0
witalij
Лично мое мнение, 4-х летний аккумулятор сдох-ничего удивительного.
0
9colors
Ты вообще выиграл в лотерею миллион, у меня аккумулятор не выжил и 3года, впервые слышу чтоб акмулятор моциклетны жил больше 4х лет, кстати ты рассказываешь про самый длинный срок службы.
0
Stahu
ну тогда 2 миллиона. покупал 12тилетний мотоцикл в 2008, там уже явно стоял аккумулятор по виду б\у. Проездил 5 сезонов (но пробег не большой по 2000гдето). И возможно дальше бы ездил, если-бы он дома не звездякнулся у меня с полки, пряма на угол клеммы, и с корнем.
0
costarider
У меня была похожая проблема с генератором. Здесь я писал о ней, и в посте есть линки на инструкции как находить неисправность.
Молодец что сам старался починить, опыт необходим и ценен. Ты в приципе все сделал правильно кроме одного ньюанса — изоляции. Катушки генераторов обычно работают в горячем масле, если на твоей модели так же то она врядли долго проработает. Дело в том что изоляция бывает несколько типов, нас интересует класс изоляции F (если не изменяет память после института) которая выдерживает температуру выше 150 градусов (погугли эту тему). Обычная медная проволока с рынка не имеет такую изоляцию. Лак который ты наносил сверху тоже. Поэтому после наматывания катушек, их красят специальным изоляционным лаком и сушат в печке при высокой температуре. Я пару раз сталкивался с этим процессом на практике и видел как это делают.
Кроме изоляции необходимо очень плотно обжать все катушки чтоб вибрация не разболтала проволоку. Думаю ты заметил куски веревки когда отматывал старую проволоку с катушки. Она обычно тонкая, пропитанная чем то типа эпоксидки. Будем надеятся что генератор проработает еще долго но я очень сомневаюсь.
0
witalij
Благодарю за отзыв.
По поводу изоленты я понял ошибку. Сниму, перепаяю и сделаю как была стеклоткань. По поводу провода и лака который я применял не согласен. Провод ПЭТВ-2, где Т-термостойкий, 2- это 2 слоя лака на проводе. Температурный индекс 130 градусов. Масло вроде до такой температуры не нагревается?
0
dyadyawanya
масло какраз до 130 нагревается. Но ничего страшного.
0
witalij
… и лак которым я все это дело покрывал, «Цапон» имеет температурный индекс 150 градусов, цель так же приследовал цель уплотнение обмотки катушек. При разматывании веревки небыло. Я бы с удовольствием запек в чем нужно, но такой возможности нет=( так что буду испытывать. Если никто не попробует, мы этого никогда не узнаем=)
0
costarider
Никогда не слышал про Цапон, не знаком. Это он www.newchem.ru/index.php?id=prod&tree=lak&pr=lz?
0
witalij
Да, это он. Только я не в одном источнике читал что макс. температура 150 градусов, а по твоей ссылке выдает 100
0
costarider
Нашел документацию к нему, там написано до 150 градусов. Интересно как он поведет себя в моторном масле.
0
costarider
… Можно просто поставить уже покрашенный статор в духовку с температурой 150 градусов на пол часа. Здесь есть инструкция с обьяснениями на английском про перемотку мотоциклетных генераторов (используй кнопки previous, next и скачать pdf).
0
nazzarrr
Отличная работа! На DRZ клубе чел семь раз перематывал свой генератор пока добился его нормальной работы. Но там схема сложнее, там две фазы по 6 катушек, третья — 5 и одна катушка для зажигания, которая должна находиться в определенном месте. При этом генератор звонится и искра даже есть ( но визуально слабее и не совпадает с тактами движения поршня). Про изоляцию там тоже упоминается. В-общем, рекомендую для общего развития.
0
witalij
Спасибо! Посмотрим.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda CBF600 2009, Перемотка статора генератора Honda CBF600SA.