Блог им. Harley_Hero → H-D EITMS: райдер средней прожарки
Не многие знают, что на современных мотоциклах Harley-Davidson (если не ошибаюсь, с 2008 года) есть любопытная система, именуемая коротко, изящно и как всегда понятно – EITMS. Расшифровывается это как Engine Idle Temperature Management System, что в вольном переводе означает «Система контроля за температурой двигателя». Учитывая в прямом смысле горячий характер воздушных V-твинов, весьма не бесполезная «примочка»!
Типичная ситуация: жара, непроходимые пробки (когда на трехполосной дороге образуются, например, пять рядов стоящих машин…) и грустный владелец турера Harley-Davidson, мучительно дожидающийся начала хоть какого-нибудь движения. Автомобилисты закрылись в своих кредитных «Фокусах» и наслаждаются кондиционированным воздухом, в то время как наездник большого американского мотоцикла заживо печется на солнышке, одновременно подогреваемый снизу объемным V-твином…
Для уменьшения степени прожарки байкеров с Well Done до хотя бы Medium компания Harley-Davidson не так давно стала оснащать некоторые модели системой полужидкостного охлаждения Twin Cooled. Однако, «полужидкий» Twin Cam 103 достался не всем мотоциклам!.. В частности, мой любимый Street Glide Special – по-прежнему честный «воздушник», всё такой же теплый и ламповый. К счастью для владельцев таких аппаратов, есть система EITMS – пусть и не такая эффективная, как Twin Cooled, но совсем не лишняя.
Забавно, что немало владельцев Harley даже не подозревают о существовании EITMS! И узнают только тогда, когда система активируется, что выражается в изменении пульсации двигателя. Собственно, суть EITMS в том, что при определенных условиях (о которых чуть ниже) электрика отключает подачу топлива в задний цилиндр (над коим и сидит райдер), на время превращая его в насос, прокачивающий воздух через камеру сгорания. За счет этого задний и, как известно, самый горячий цилиндр продольного V-твина немного остужается.
Система активируется при следующих условиях:
— температура двигателя превышает 140 С
— двигатель работает на холостых оборотах
— скорость движения мотоцикла не выше 2 км/ч
— обороты двигателя ниже 1200 об/мин
Соответственно, деактивируется EITMS при понижении температуры двигателя до 135 С, если райдер повернул ручку газа или выжал сцепление и включил передачу, если скорость движения мотоцикла выше 3 км/ч, если обороты выше 1350 об/мин.
По умолчанию EITMS выключена, и для того, чтобы включить ее, нужно сделать всего несколько движений. На аппаратах серии Touring с медиа-центром Boom Box Infotainment System система активируется через меню. Плюс есть второй способ, который применим не только к турерам и бэггерам, но и к другим аппаратам, оснащенным EITMS. Для активации системы нужно включить зажигание мотоцикла, повернуть ручку газа от себя (там есть небольшой ход, буквально сантиметр-полтора) и зафиксировать ее в таком положении на примерно три секунды. После этого на приборной панели моргнет световой индикатор круиз-контроля: если зеленым цветом – значит, EITMS включена, если оранжевым – выключена.
Типичная ситуация: жара, непроходимые пробки (когда на трехполосной дороге образуются, например, пять рядов стоящих машин…) и грустный владелец турера Harley-Davidson, мучительно дожидающийся начала хоть какого-нибудь движения. Автомобилисты закрылись в своих кредитных «Фокусах» и наслаждаются кондиционированным воздухом, в то время как наездник большого американского мотоцикла заживо печется на солнышке, одновременно подогреваемый снизу объемным V-твином…
Для уменьшения степени прожарки байкеров с Well Done до хотя бы Medium компания Harley-Davidson не так давно стала оснащать некоторые модели системой полужидкостного охлаждения Twin Cooled. Однако, «полужидкий» Twin Cam 103 достался не всем мотоциклам!.. В частности, мой любимый Street Glide Special – по-прежнему честный «воздушник», всё такой же теплый и ламповый. К счастью для владельцев таких аппаратов, есть система EITMS – пусть и не такая эффективная, как Twin Cooled, но совсем не лишняя.
Забавно, что немало владельцев Harley даже не подозревают о существовании EITMS! И узнают только тогда, когда система активируется, что выражается в изменении пульсации двигателя. Собственно, суть EITMS в том, что при определенных условиях (о которых чуть ниже) электрика отключает подачу топлива в задний цилиндр (над коим и сидит райдер), на время превращая его в насос, прокачивающий воздух через камеру сгорания. За счет этого задний и, как известно, самый горячий цилиндр продольного V-твина немного остужается.
Система активируется при следующих условиях:
— температура двигателя превышает 140 С
— двигатель работает на холостых оборотах
— скорость движения мотоцикла не выше 2 км/ч
— обороты двигателя ниже 1200 об/мин
Соответственно, деактивируется EITMS при понижении температуры двигателя до 135 С, если райдер повернул ручку газа или выжал сцепление и включил передачу, если скорость движения мотоцикла выше 3 км/ч, если обороты выше 1350 об/мин.
По умолчанию EITMS выключена, и для того, чтобы включить ее, нужно сделать всего несколько движений. На аппаратах серии Touring с медиа-центром Boom Box Infotainment System система активируется через меню. Плюс есть второй способ, который применим не только к турерам и бэггерам, но и к другим аппаратам, оснащенным EITMS. Для активации системы нужно включить зажигание мотоцикла, повернуть ручку газа от себя (там есть небольшой ход, буквально сантиметр-полтора) и зафиксировать ее в таком положении на примерно три секунды. После этого на приборной панели моргнет световой индикатор круиз-контроля: если зеленым цветом – значит, EITMS включена, если оранжевым – выключена.
- Harley_Hero
- Harley Hero
- 26 июля 2016 в 11:33
- 2
- +29
- Harley_Hero
- 26 июля 2016 в 13:59
- ↑
- ↓
За большинство владельцев не скажу, но лично мне штука понравилась! Хотя при особо длительном простое на светофорах проще вообще заглушить двигатель, чтобы он немного остыл.
P.S. Но вообще смысл в EITMS есть! Тут наглядно показано
P.S. Но вообще смысл в EITMS есть! Тут наглядно показано
- Harley_Hero
- 26 июля 2016 в 14:02
- ↑
- ↓
Ну, зачем же сразу 2+! Не все покупают новый Harley… А, например, Street Glide 2008 г.в., на котором уже появилась система EITMS, можно купить за 900 000 рублей — пруфлинк
- Harley_Hero
- 26 июля 2016 в 14:03
- ↑
- ↓
Кстати, на Fat Boy система EITMS, судя по всему, тоже есть! ;)
Воистину Шварценеггер! Аминь! ))
Воистину Шварценеггер! Аминь! ))
- Harley_Hero
- 26 июля 2016 в 14:05
- ↑
- ↓
В целом, EITMS, конечно, не суперэффективна — это факт. Как я написал в комментарии выше, при особо длительном простое на светофоре проще вообще заглушить двигатель… С другой стороны — если верить снимку мотора ИК-камерой, то EITMS все-таки работает и заметно остужает задний цилиндр. Причем, больше даже не цилиндр, а патрубок, который тоже греется, как ядерный реактор )
- TimUsachev
- 26 июля 2016 в 18:26
- ↑
- ↓
Не надо ничего глушить. Если есть подозрение о том, что мотор близок к перегреву — не глушить ни в коем случае.
Систему теплового менеджмента иметь включенной.
А самый лучший способ охладить большой V–Twin – прошить его.
Ничто не охлаждает лучше, чем бензин.
Прошивка — лучшее по соотношению «цена/результат», что может произойти с Харли.
Систему теплового менеджмента иметь включенной.
А самый лучший способ охладить большой V–Twin – прошить его.
Ничто не охлаждает лучше, чем бензин.
Прошивка — лучшее по соотношению «цена/результат», что может произойти с Харли.
- Harley_Hero
- 26 июля 2016 в 14:10
- ↑
- ↓
Мне кажется, от такой схема охлаждения отказались, ибо как-то не по фэн-шую на каждом светофоре глушить породистый V-твин ;)) Это я, как не особо ортодоксальный харлеист, позволяю себе такой грех, а истинный Harley-райдер скорее сгорит в аду, чем даст замолкнуть potato-potato-potato )
здесь был ататат
- Harley_Hero
- 26 июля 2016 в 14:48
- ↑
- ↓
Думаю, американские инженеры не просто так едят свои БигМаки — если бы всё было так просто, наверняка бы поставили «карлсона»! К тому же, сдается мне, аудитория мотоциклов Harley-Davidson не оценила бы такую модернизацию. Тут вообще действует просто и непоколебимое правило: современные Harley — это именно те мотоциклы, какими их хотят видеть клиенты
Love Jugs Cooling многие хвалят, хз как в жизни
www.youtube.com/watch?v=nBw032Xa59M
www.youtube.com/watch?v=Lw3XXq__gSU
www.youtube.com/watch?v=bUt1ILH6t2A
www.youtube.com/watch?v=nBw032Xa59M
www.youtube.com/watch?v=Lw3XXq__gSU
www.youtube.com/watch?v=bUt1ILH6t2A
- e_giniborg
- 26 июля 2016 в 14:52
- ↓
Если на каждом светофоре будет «старт-стоп» то через пару часов акум сдохнет в ноль и мот больше не заведется, умники =)
- hrenov_drumm
- 26 июля 2016 в 16:12
- ↑
- ↓
Как и в авто с этой системой, можно установить проверку уровня заряда аккумулятора.
- hrenov_drumm
- 26 июля 2016 в 18:09
- ↑
- ↓
Да вообще, никакого понта не будет. А если понта не будет — зачем тогда ХД?
- hrenov_drumm
- 26 июля 2016 в 18:22
- ↑
- ↓
Я щас не понял, стебешься ты или нет, поэтому отвечу серьезно. Расположение двигателя считается по коленвалу, а не по цилиндрам. Поэтому у ХД V-твин — поперечный. Как и у абсолютного большинства мотоциклов двигатели поперечные.
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
- TimUsachev
- 26 июля 2016 в 18:29
- ↓
Кстати, EIMTS включается при 170 градусах.
Еще одна вещь — у EIMTS есть три режима.
Самый действенный из них — обогащение смеси и откучивание зажигания на «позднее».
Чем зажигание раньше, тем горячее МОТОР, а чем позже — тем горячее ВЫПУСК.
Еще одна вещь — у EIMTS есть три режима.
Самый действенный из них — обогащение смеси и откучивание зажигания на «позднее».
Чем зажигание раньше, тем горячее МОТОР, а чем позже — тем горячее ВЫПУСК.
- hrenov_drumm
- 26 июля 2016 в 18:40
- ↑
- ↓
А вот этого не знал, спасибо. Действительно, век живи — век учись.
- Harley_Hero
- 26 июля 2016 в 21:34
- ↑
- ↓
Хм, а откуда информация про 170 градусов?
В сети нашел вот это:
EITMS will activate (rear cylinder will turn off) when all of the following conditions are met:
Engine temperature exceeds 284 °F 140 °C (all except configuration J and L) or 324 °F 162 °C
Twist grip opening is at idle
Vehicle speed under 1 mph 2 km/h
Engine speed under 1200 rpm
EITMS will disable (rear cylinder will again fire) if any one of the following occurs:
Engine temperature falls below 275 °F 135 °C
Twist grip opening is above idle
Vehicle speed exceeds 2 mph 3 km/h
Engine speed exceeds 1350 rpm
Clutch is released with vehicle in gear
When the engine is in EITMS operation, you may notice a difference in idle cadence. Additionally, there may be a unique exhaust odor. These are both considered to be normal conditions.
В сети нашел вот это:
EITMS will activate (rear cylinder will turn off) when all of the following conditions are met:
Engine temperature exceeds 284 °F 140 °C (all except configuration J and L) or 324 °F 162 °C
Twist grip opening is at idle
Vehicle speed under 1 mph 2 km/h
Engine speed under 1200 rpm
EITMS will disable (rear cylinder will again fire) if any one of the following occurs:
Engine temperature falls below 275 °F 135 °C
Twist grip opening is above idle
Vehicle speed exceeds 2 mph 3 km/h
Engine speed exceeds 1350 rpm
Clutch is released with vehicle in gear
When the engine is in EITMS operation, you may notice a difference in idle cadence. Additionally, there may be a unique exhaust odor. These are both considered to be normal conditions.
- TimUsachev
- 26 июля 2016 в 22:07
- ↑
- ↓
Информация — из штатной прошивки. У большинства машин Х-Д по умолчанию стоит 170 или 175. Если научите, как тут вставлять фотки, могу выложить скриншот.
Ну и здравый смысл. ЕТ, или Engine temperature, измеряется на голове около свечи и температуры в районе 135-140 в этом месте для Твинкама считаются нормальными. Необходимость принимать какие-либо меры возникает только при значительном повышении ЕТ.
Ну и здравый смысл. ЕТ, или Engine temperature, измеряется на голове около свечи и температуры в районе 135-140 в этом месте для Твинкама считаются нормальными. Необходимость принимать какие-либо меры возникает только при значительном повышении ЕТ.
- Harley_Hero
- 26 июля 2016 в 22:12
- ↑
- ↓
Ясно, спасибо за информацию!
P.S. Про вставку фото и прочего весьма толково написано
P.S. Про вставку фото и прочего весьма толково написано
- TimUsachev
- 26 июля 2016 в 22:40
- ↑
- ↓
Спасибо за ссылку, все понял.
Вот парочка скриншотов. Первый — штатная прошивка мотоцикла с двойным (Twin cooled) охлаждением.
По умолчанию на нем EIMTS выключена, причем для верности — дважды)
Отключена как явно (EIMTS — 0), так и через задание нереально высокой температуры активации.
Вот парочка скриншотов. Первый — штатная прошивка мотоцикла с двойным (Twin cooled) охлаждением.
По умолчанию на нем EIMTS выключена, причем для верности — дважды)
Отключена как явно (EIMTS — 0), так и через задание нереально высокой температуры активации.
- TimUsachev
- 27 июля 2016 в 10:28
- ↑
- ↓
Видно там хоть цифру? А то у меня на экране картинка справа зарезана.
Циферка там 305 Цельсия.
Вот в этой забавной ситуации включай-не включай, а оно не заработает. Потому что 305 градусов — это запретительная величина.
В штатных прошивках вообще можно много такого увидеть, отчего волосы дыбом.
В России, где lanesplitting не возбраняется (вроде), EIMTS неактуальна совсем.
Для рядового русского харлиста единственное применение системы, как мне видится — парады. Там не выключишь мотор и между рядами не поедешь.
Циферка там 305 Цельсия.
Вот в этой забавной ситуации включай-не включай, а оно не заработает. Потому что 305 градусов — это запретительная величина.
В штатных прошивках вообще можно много такого увидеть, отчего волосы дыбом.
В России, где lanesplitting не возбраняется (вроде), EIMTS неактуальна совсем.
Для рядового русского харлиста единственное применение системы, как мне видится — парады. Там не выключишь мотор и между рядами не поедешь.
- TimUsachev
- 27 июля 2016 в 13:28
- ↑
- ↓
В инструкции было написано 800 по широкой стороне, вот я и сделал( А как увидел — уже поправить не умею… В следующий раз буду знать.
- hrenov_drumm
- 27 июля 2016 в 18:58
- ↑
- ↓
800 по широкой стороне — это в теле поста. В комментариях будет обрезаться и тем сильнее, чем ниже по треду коммент.
- Harley_Hero
- 27 июля 2016 в 21:11
- ↑
- ↓
Хотя увидеть изначальный вариант картинки все-таки можно:
— правый клик на картинке
— «открыть в новой вкладке»
Тогда видно все изображение
— правый клик на картинке
— «открыть в новой вкладке»
Тогда видно все изображение
- Harley_Hero
- 27 июля 2016 в 21:12
- ↑
- ↓
Ага, после того, как открыл изображение в новой вкладке, увидел!
Гран мерси — познавательно!
Гран мерси — познавательно!
- TimUsachev
- 27 июля 2016 в 21:29
- ↑
- ↓
Ну а вот второй скриншот, раз уж разобрался с размерами.
Это прошивка, основанная на полученной от Дайноджета.
Как мы видим, EIMTS включается при вполне разумной температуре.
А вообще касательно активации тех или иных функций в штатных прошивках полно ляпов.
Многие люди, к примеру, ездят и не знают, что обратная связь по датчикам кислорода у них отключена.
Это прошивка, основанная на полученной от Дайноджета.
Как мы видим, EIMTS включается при вполне разумной температуре.
А вообще касательно активации тех или иных функций в штатных прошивках полно ляпов.
Многие люди, к примеру, ездят и не знают, что обратная связь по датчикам кислорода у них отключена.
- TimUsachev
- 27 июля 2016 в 21:51
- ↑
- ↓
Теперь о том, как на самом деле следует эффективно побеждать перегрев в пробке.
Пробка = холостой ход = 1000 RPM и 35 MAP (разрежение во впускном коллекторе).
Чтобы мотор не грелся, нам надо как-то обогатить смесь в этом режиме.
На скриншотах (извиняюсь за плохое качество) видно, насколько бедная смесь в штатной прошивке. Сделано это в угоду EPA (агентству по защите среды), потому что 14.68:1 (частей воздуха к одной части топлива) — это то качество смеси, при котором она сгорает полностью. Но горит очень горячо.
Смесь побогаче (13.1:1, например), не только решает проблему перегрева, но и обеспечивает сочный басовитый звук на ХХ.
Пробка = холостой ход = 1000 RPM и 35 MAP (разрежение во впускном коллекторе).
Чтобы мотор не грелся, нам надо как-то обогатить смесь в этом режиме.
На скриншотах (извиняюсь за плохое качество) видно, насколько бедная смесь в штатной прошивке. Сделано это в угоду EPA (агентству по защите среды), потому что 14.68:1 (частей воздуха к одной части топлива) — это то качество смеси, при котором она сгорает полностью. Но горит очень горячо.
Смесь побогаче (13.1:1, например), не только решает проблему перегрева, но и обеспечивает сочный басовитый звук на ХХ.
- Harley_Hero
- 28 июля 2016 в 10:53
- ↑
- ↓
Спасибо, интересно!!!
А что это за программа, в которой вы смотрите все эти параметры? Это родной софт H-D или приложение от стороннего разработчика?
А что это за программа, в которой вы смотрите все эти параметры? Это родной софт H-D или приложение от стороннего разработчика?
- TimUsachev
- 28 июля 2016 в 11:25
- ↑
- ↓
Это программа WInPV от Dynojet. Ее я использую, чтобы писать прошивки и настраивать мотоциклы на динамометре. Есть аналогичные программы от TTS и HD, но WinPV — выше на две головы, она позволяет настраивать максимальное количество параметров.
- TimUsachev
- 27 июля 2016 в 10:37
- ↑
- ↓
Дело в том, что компания хочет сохранить консервативную клиентскую базу, которая не приемлет ничего, кроме традиционного «воздушного» внешнего вида. Даже twin cooled взять — там охлаждаются только выпускные порты в головах и запрятана вся система так, что с метра не поймешь, если не знаешь.
А про «современный двигатель» — мы увидим уже в августе этого года, как воздушный мотор (воздушно-масляный, если уж на то пошло) может быть современным — в последователе Твинкама будет по 2 свечи и 4 клапана на цилиндр. Спасибо Поларису, которые создают Харли конкуренцию своими Викториями и Индианами.
А про «современный двигатель» — мы увидим уже в августе этого года, как воздушный мотор (воздушно-масляный, если уж на то пошло) может быть современным — в последователе Твинкама будет по 2 свечи и 4 клапана на цилиндр. Спасибо Поларису, которые создают Харли конкуренцию своими Викториями и Индианами.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (79)
RSS свернуть / развернуть