Блог им. vbz → Путешествие в Грузию (30.04 – 13.05.2016). Вторая часть из трех.

Продолжение нашей истории.

Часть первая находится тут

День четвертый (05.05)

Утро в Тбилиси встретило нас ярким солнцем и даже возникло желание остаться в этот день и погреться в этом городе, предыдущие дни были сырыми и прохладными, но нас ждал интересный маршрут по грунтовке к монументу Дидгорской битвы. Кто смотрел видео двухлетней давности может вспомнит нашу эндуро поездку по горам с грузинами и это интересное место в горах с огромными мечами, вкопанными в землю. Эти воспоминания толкали нас вновь оказаться там, несмотря на прогноз «дождь с грозой»))

Плотно позавтракав мы приступили к решению вопроса с Саниным суппортом, т.к. с передним тормозом оно удобнее как-то.
Небольшое отступление касательно завтраков. Практически каждый день у нас (так получалось) проходил без полноценного обеда (не считая эпизодами вина и чурчхелы), поэтому плотный завтрак был всегда практической необходимостью ))

Возвращаясь к суппорту — поскольку проблема была в длине втулки, которую провтыкал Саня в гараже подмосковья, было решено найти шайбы подходящего диаметра.

Саня в поисках нужной шайбы на рынке:

Попутно нужно было подлатать багажник Давида:

Все сделано, вещи упакованы погнали вперед)

Доехали до съезда на грунтовку, по ней нужно было подниматься в горы на высоту примерно 1650 метров, где то с 16 км. Начался дождь. Поскольку и до этого все дни лило, дороги были скажем так немного сырые)) В одном из мест на подъеме уже не помню почему, вроде ногой опять не дотягивался из-за колеи, я начал заваливаться, Саня, ехавший сзади, бросил свой ДРЗет и подхватил нас с Сашей уже падавших в грязь)) Это было реально круто по быстроте реакции))
Спасибо, Саня!

Кадр с камеры на подъеме

До монумента оставался 1км подъема, дождь перешел в ливень. Поднялись, но желание было только где-нибудь укрыться. Еще с прошлой поездки мы запомнили небольшой сарайчик, метрах в 300 от монумента, куда и поехали. Перед ним был подъем, на который под ливнем нам вдвоем на гусе заехать было нереально, пришлось брать сухие вещи и пешком подниматься ))

Вдали видно гусь, на горе за нами находится монумент

Пока мы поднимались, ливень сменился градом))

Разожгли небольшой костер.
Саша понимает, что еще не все знает о мотопоездках ))

Но, как это часто бывает в горах, погода стала меняться, теперь в лучшую сторону:

Дождь продолжал моросить, нам предстоял спуск на асфальтированную дорогу. Спускаться было в общем то проще, только там дорога была более глинистая, так что я местами прокачал скилы с ловлей уплывающего переднего колеса на тяжелом моте))

Пару скринов со спуска

Ура, асфальт))

Перекур

Еще утром у нас была идея проехать грунтовкой от Цалки к озеру Табацкури. Там малоизвестная дорога, на высоте местами где-то 2200-2400. По прогнозу там тоже шли ливни, и после Дидгори, мы решили остаться на асфальте))

Дорога к Цалке идет на высоте по плато гор, деревьев почти нет, населенные пункты не избалованы туристами, счатье детей при виде нас бесконечно))
Сама Цалка находится на высоте 1600, на берегу очень красивого водохранилища, где ловят и готовят вкуснейшую форель.

Коровам как всегда пофигу:

К сожалению видео было против солнца, скрины и того хуже:

Где-то за 60 км до Ахалкалаков у Руса стал пропадать свет на фаре и вырубаться приборка. На заправке он вообще заглох, с толкача не заводился. Потом пришпорили ДРЗет (стукнули по пластику на аккумом) – и о чудо, появился свет и мот завелся со стартера)) Пока на ходу решили добираться до ночевки и утром уже разбираться что и как с ним стряслось))

При подъезде к Ахалкалакам над нами пролетели НАТОвские геркулесы с сопровождением, встречают видимо)) На видео их не получилось заснять)
В Ахалакаликах с помощью коллеги Давида нашли хорошую гостиницу. По уже традиции (как в прошлый раз) взяли там свежайшую форель, поужинали и как всегда отрубились спать ))

День пятый (06.05)

Утро началось с поиска причины проблем с электрикой у Руса. На повернутый ключ реакции ни на приборке, ни на головном свете нет. Открыли пластик над аккумом, а там… нет болта на минусе и провода все веером ))) Прям отлегло, т.к. мысли были про гену и про аккум.

Счастливый Рус ))

Сегодня был план доехать до Вардзии грунтовой дорогой, а затем отправиться в гости к Артуру из Ахалцихие, с которым мы познакомились в прошлый раз.
Опять обещали дождь, поэтому отлично позавтракав и одевшись в дождевики мы поехали в Вардзию. Практически сразу от Ахалцихие начиналась одна из лучших грунтовок, которую мы отметили еще в прошлый раз – практически без неровностей по утрамбованой земле. Лететь по ней одно удовольствие! Возможно в дождь там другое удовольствие :) Но тучи куда-то ушли и настроение поднималось с каждым пройденым метром ))

Небольшая остановка

На которой Рус умудрился не только упасть, но и завалить мотоцикл Давида ))

Добравшись до края плато нам открылся шикарный вид на Вардзию. В прошлый раз мы двигались по этой дороге в обратном направлении и погода была пасмурной, с плохой видимостью. В этот с видимостью было получше.

Хозяева мест

На спуске

Стали спускаться, по пути у Давида от тряски разлетелся багаж, пока его ждали пофоткались уже почти в самой нижней части спуска

Вардзия

Попробовали заехать искупаться в горячий источник (есть там классный бассейн неподалеку), но он был занят на час вперед, поэтому, поскольку опять надвигались тучи, поехали в сторону Ахалцихие.

На колеса Давида явно кто-то не так посмотрел, поскольку чуть только отъехали от Вардзии у него вновь спустило переднее колесо.
Пока он его подкачивал и соседней школы набежали дети)))

Проехали еще километров двадцать, колесо спустило окончательно, начался дождь с сильнейшим ветром. Залезли под первую же остановку, в которой среди большого количества коровьих лепешек раскидали свои вещи и мотоцикл Давида

Пока его ремонтировали под этой остановкой случился небольшой международный слет путешественников: кроме нас там спрятались поляки и еще один иранец, который путешествовал на каком-то старинном мотоцикле в классических брюках и туфлях ))

После ремонта двинулись дальше и опять, не доезжая всего км 20 до Ахалцихие у Давида полностью спустило перед.
Мне кажется заплаток на нем было больше, чем самой камеры, поэтому взяли привезенную камеру (кстати еще дома снятую с гуся) и поставили ее Давиду. Забегая вперед скажу, что больше проблем с колесами ни у кого не было ))

Пока собирали колесо случилось миничудо – откуда ни возьмись появился Рус с подносом кружек с горячим чаем, это было очень в тему )))

В Ахалцихие нас встретил Артур на своем ГС. Этот гусь путешествует с ним за ветровиком)))

Далее Артур проводил нас к гостинице, где мы раскидали сушиться вещи, помылись, надыбали вина, и начали готовиться к вечеру ))

Настоящий эндурист:

Подготовка к вечеру начиналась всегда примерно так:

В этот день был день рождения клуба Артура Riders Dream. Артур строит дом для друзей и мотопутешественников. Он еще не до конца достроен в части гостевых комнат, но все потому, что Артур пытается сделать его уникальным во всем. Все комнаты разные, и скоро там будет просто шикарнейшее место для отдыха и встреч.

Riders House

Артур рассказывает о планах:

Артур, удачи тебе и всем твоим единомышленникам в строительстве этой мечты!

Интересный момент. Два года назад, мы познакомились с Давидом, потом познакомились с Артуром и рассказали им друг о друге (типа там эндуристы, там эндуристы). В этом году когда Давид с друзьями организовывал чемпионат по эндуро в Тбилиси, он пригласил Артура с командой принять участие, где в итоге они и познакомились очно. Было приятно, что в этом сближении эндуристов из разных городов мы, возможно, приняли небольшое участие ))

Внутри дома (бутыль стоял не просто так)

Ну а дальше понятное дело, что начался собственно день рождения их клуба.
Давид принимал непосредственное участие в приготовлении праздничного стола:

Большая часть компании за столом

Один из ребят привез бутылку чачи, которую сделал сам, 70град. Я почти один всю ее и приговорил ))

Давид с Мамукой отжигали в этот вечер по полной

В ту прекрасную ночь от Артура нас всех разом на джипе повез в гостиницу отличный парень Армен (который как раз сам сделал и привез чачу и вкуснейший сыр). Он тогда не пил, и остановка полицией и «продувка» прошла без запинок. Было уже поздно и утром ему нужно было вставать, дети, семья, но нашу пьяную компанию путешественников потянуло выпить шампанского у крепости Рабат, а не в гостинице. До глубокой ночи этот замечательный человек оберегал нас. Тактично, по-дружески и вежливо реагировал на наш пьяный кутеж… отличный человек. Спасибо тебе, Армен!
Было очень здорово познакомиться со столь приятными, интересными людьми в тот веселый вечер.

День шестой (07.05)

Единственное утро, в которое нам пригодилась взятая аптечка )))

Таблетки от головы подействовали по-разному

После завтрака и сборов заехали к в клинику Артура, попрощались с ним и поехали в Батуми через перевал Хуло.

В прошлый раз мы ехали этой дорогой в обратном направлении и это была одна из самых живописных дорог в ту поездку. Из 170 км примерно 60 идут без асфальта, в верхней точке она достигает 2000 метров и в это время года там еще лежит снег.

Живописный водопад на дороге

За что спор? ))

Брод

Подъезжаем к перевалу

Верхня точка (снега в этот раз было меньше)

В пути

Уже на спуске еще на грунтовке въехали в какой-то населенный пункт, и увидели винную лавку.

В ней хозяин с товарищем по простому налили нам на пробу вина с вкуснейшим копченым салом. Такого сала я очень давно не пробовал, а может и вообще никогда не ел )))

Этот кусок я не отдал ))

Мы выпили за хозяев, потом за гостей, потом за Грузию, потом за Россию, потом решили, что все-таки нам сегодня надо доехать и взяли вина с собой. Очень положительные люди.

Хозяин показал нам свои виноградники.

Все вместе. На переднем плане чачегонный аппарат ))

Далее мы доехали до административного центра Хуло, сытно пообедали, пообщались с молодыми ребятами с Украины, которые путешествовали на велосипедах, и поехали в Батуми.

В Батуми разместились в гостинице и Давид повел нас в интересное место.

Интересное место

На секунду сомнения закрались в нас

Но мы их конечно откинули и с удовольствием прослушали все что нужно знать о чаче, о ее различных видах и попытались подобрать чачу под себя – именно это оказывается нужно изначально было сделать ))

Затем поужинали и прогулялись по вечернему Батуми

Чоткие парни

Пустынная набережная. Летом тут явно полно народу…

… поэтому денег не собрали

День седьмой (08.05)

Утро началось с песен Давида: на нашем этаже в гостинице в общей зоне было обнаружено сушившиеся женское нижнее белье, и для привлечения внимания Давид исполнил несколько песен )) И как оказалось не зря, две приятные девушки-путешественницы из Питера сразу вылезли из номера и угостили тех, кто успел, клубникой )))
Обсудили вариант задержаться в Батуми, но все-таки надо было двигаться дальше ))

Приготовления у гостиницы

Минутка отдыха перед стартом

Сегодня Давиду нужно было покинуть нас, отпуск закончился, а у нас в планах была поездка в Местию, до которой мы не доехали в прошлый раз.
Немного покружились по Батуми и поехали.

Фото с Давидом на развилке

Реально было грустно от расставания((.
За эти несколько дней мы очень сильно сдружились и у всех было ощущение как будто от нас отсоединилась часть чего-то целого…
На прощание Давид дал нам контакты своего друга Лери в Местии, у которого свой гестхауз.

В Поти мы попробовали найти набережную, чтобы прогуляться, но везде попадали в портовую зону, в итоге пополи чаю в придорожном кафе и поехали в Зугдиди.
Еще при подготовке к прошлой поездке у нас было в планах заехать на рынок Зугдиди, купить специй. В этот раз этим планам наконец суждено было сбыться. Дело в том, что после прошлой поездки у меня с пару недель после возвращения не проходило ощущение что вся еда какая-то пресная. В Грузии делают очень интересные, насыщенные специи, во многом именно благодаря им грузинская кухня такая вкусная. Именно поэтому в этот раз у нас была цель привезти эти специи домой, чтобы переход от грузинской кухни к нашей был более плавным )))

Город не туристический, на нас там опять многие смотрели на диковинку)) Перед рынком мы припарковались с разрешения хозяина у одного из частных домов. На рынке закупились самыми разными специями. Затем взяли вина, при покупке которого нам продавщица в подарок дала еще 0,5 коньяка )) Цены там сказочные…
Когда упаковывались, хозяин дома вынес нам 4 здоровых белых хлеба (у него оказалась там пекарня) и воды в дорогу. Каждый раз подобное проявление гостеприимства и желания помочь просто поражает до глубины души.
К сожалению, вышло так, что фото и видео в Зугдиди не сделал никто из нас((
Спасибо тебе Зугдиди!

Далее по пути в Местию мы заехали к Ингурской ГЭС. Водохранилище, общим объёмом 1110 млн. кубических метров. Крупнейшая гидроэлектростанция на Кавказе: высота плотины 271 м., длина — 728 м. Для увеличения напора почти в два раза, турбины размещены на территории Абхазии. Т.е. через горы идут тоннели более 15 км длиной в Абхазию! Крутое сооружение.

Отсюда начинается Сванетия. Мы поехали вдоль Ингури по очень красивой дороге, длиной 100 км до Местии. Перед нами прошел сильный ливень и на дороге было много завалов, некоторые «камушки» были диаметром метр)))

Были такие

Такие

И пару раз такие

По пути останавливались у живописных водопадов, часть из которых явно, судя по следам бетонных сооружений, когда-то была использована на благо людям.

Кадры с пути

Поднимаемся все выше

Где-то там за горами Эльбрус)

И вот она Местия (с камеры)

Приехав, мы нашли гестхауз Лери. Он единственный эндурист (или даже мотоциклист) в Местии))
Разместились и пока еще не стемнело решили съездить по ущелью дальше, к леднику.

Мимо аэропорта

По пути

Но в итоге доехали только до того места, откуда еще минут 30 надо было идти пешком. Поскольку уже темнело и начало капать, развернулись и поехали обратно.

Там ледник:

Как всегда вечером были очень голодными, поэтому заказали несколько больше, чем нам было нужно)))

Просто в меню были национальные сванские блюда, которые мы не могли пропустить ))

Там же в кафе оставили след

След

На выходе из кафе нас провожала небольшая собачка.

В общем день опять прошел насыщенно и интересно.