Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. 2RBOTingol → Пара советов о том, как правильно пользоваться передним тормозом во время экстренного торможения.

Привет, Байкпост!

Я потихоньку продолжаю собирать материал для своей рубрики, посвященной типичным ошибкам мотоциклистов. В этом видео я постарался дать несколько советов о том, как правильно пользоваться передним тормозом при экстренном торможении.



Данный случай произошел на закрытии прошлого сезона. Пилот Kawasaki ZXR 750 Михаил применил экстренное торможение и не смог удержать переднее колесо от скольжения, завалился в лоусайд. Кстати, после публикации видео он вышел со мной на связь и сказал, что всему виной скользкое покрытие и уставший задний (именно так, задний) баллон. :))))

Будьте внимательнее и учитесь на чужих ошибках! Удачи на дорогах!
  • 2RBOTingol2RBOTingol
  • 21 апреля 2016 в 22:27
  • 7
  • оценка: +30

Комментарии (140)

RSS свернуть / развернуть
+8
zogar-zag
Хорошая озвучка.
+1
Mixer
Да действительно, очень радует такая озвучка — видно что автор хорошо подготовился. +
+2
__Doc__
АБС рулит, как обычно. С ним, скорее всего не навернулся бы. Но необходимости правильно пользоваться тормозами это не отменяет. Каждое срабатывание АБС — ошибка пилота — помните об этом и повышайте уровень мастерства

Важный момент, который не отметил автор — даже в торможении руки должны быть свободными. Если навалиться на руль, то заблокированное колесо моментально «подломится». Даже при экстренном торможении за байк надо цепляться стопами, коленями — да хоть булками за сиденье, но не руками. Я понимаю, что сделать сложнее, чем сказать, но для того нам площадки и тренировки дадены :)
0
wasserfall
Каждое срабатывание АБС — ошибка пилота
Нет, нифига. АБС на подавляющем большинстве мотоциклов срабатывает гораздо раньше, чем колесо может сорваться.Для демонстрации: bikepost.ru/blog/53189/Tormozhenie-na-mototsikle-s-ABS-i-bez.html
0
__Doc__
Позырил. Противоречий своему утверждению не нашел. Если АБС сработало — значит колесо заблокировалось. Правильная техника торможения вроде как блокировку колеса рассматривает как ошибку. А режим «почувствовал, что колесо заблокировалось — приотпустил тормоз» — это как то очень сильно напоминает АБС :).

Важно не хапать тормоз со всей дури и надеяться на АБС, а плавно но быстро и уверенно загрузить вилку и тормозить на грани срабатывания АБС.
+2
wasserfall
Если АБС сработало — значит колесо заблокировалось.

Нет, совсем не значит. Это значит, что система подумала, что колесо скоро может заблокироваться. АБС на большинстве мотоциклов, в отличие от автомобилей, включается заранее, а не в момент блокировки.
+1
Michael13
Не слышал о таких ABS. Обычно работа ABS сопровождается постоянными микроблокировками и это даже преподносится как фича, потому что сцепление колеса с асфальтом в начале скольжения выше, чем при качении.
0
wasserfall
Угу, ток почему-то у большинства мотоциклов при срабатывании АБС нет даже намека на прерывистый следов покрышек, который должен наблюдаться в таком случае (и наблюдается у авто).
0
alexeyza
между 100% сцеплением колеса с дорогой и 100%ой блокировкой, есть такой промежуток времени в котором колесо уже скользит, но не заблокировано, в этот момент и срабатывает АБС.
0
wasserfall
Это вообще эфемерный момент, так как АБС не знает, скользит ли колесо, особенно на байках с неинтегральной АБС (там заднее может вращаться быстрее при проскальзывании из-за разгрузки).
0
alexeyza
так смысл тот же, что в ваших рассказах про зашитый порог ускорения. Между двумя указанными мной моментами значительно возрастает ускорение с которым колесо останавливается — оно сигналом для АБС и является, что «такого замедления при 100% сцеплении с дорогой не бывает».
0
wasserfall
Ну мы тут скорее рассуждаем, как АБС понимает, что настал момент отпустить. Кто-то думает, что когда колесо перестает вращаться, кто-то что в датчике есть карта зависимостей как раз типа этого.
0
alexeyza
Мне кажется, что некоторые считают что АБС срабатывает в тот момент когда колесо уже полностью остановилось, моё пояснение было об этом.
Я сейчас ещё вот что подумал на счёт «карты ускорений» и того, как АБС «по-моему» работает. Для срабатывания АБС ес-сно нужно время, поэтому ориентироваться на ускорение в момент начала проскальзывания может быть уже поздно — пока АБС сработает колесо успеет заблокироваться полностью. Если эта моя догадка верна, то получается, что ориентироваться надо на некое «максимальное» ускорение без проскальзывания. Отсюда возникает вопрос: «на какой резине производитель определяет данное ускорение?». Если на штатной (которая обычно «не очень»), то получается установка более хорошей резины не даст выигрыша в торможении, т.к. АБС будет ей мешать — штатное торможение будет рассматриваться системой как возможная блокировка.
Т.о. получается, что в этих случаях АБС мешает, но на штатной резине перетормозить её вряд ли получится.
0
wasserfall
Ну, собственно, я это и говорил, класс точности плюс множество факторов, сложных для учета без кучи датчиков и вводных параметров, заставляют конструкторов закладывать запас по времени срабатывания.
0
__Doc__
Физику процесса тогда поясните. Пока колесо в зацепе, оно крутится соответственно второму колесу. Рассматривая простую АБС понимаем, что единственным источником информации для АБС является тот самый диск с прорезями и датчик (обычно Холла). Как АБС может предугадать заранее блокировку? Пока не будем суровые системы, которые ставятся на топовые БМВ и КТМ-ы (с датчиками ускорений, наклонов и прочей машинерией)
+1
wasserfall
АБС не предугадывает блокировку, а срабатывает на определенном пороге разницы скоростей вращения. Порог относительно нулевой скорости (блокировки) на гражданских мотоциклах устанавливается с запасом. Никаких супермегадатчиков, просто тормоз отпускается раньше, чем колесо может заблокироваться.

Статья из журнала: PERFORMANCE BIKES (Декабрь, 2008)

Видите ли, люди, которые реально оказывают влияние на производителей — это помешанные на безопасности группы и адвокаты, боящиеся судов, которые каждый вечер едут с работы домой на своих автомобилях оборудованных ABS и думающих, что если мотоциклы оснастить подобными системами, то они станут более безопасными. Но мы не уверены в этом.
Итак, действительно ли ABS плохая вещь? Для того, чтобы выяснить это мы взяли для наших тестов два экземпляра Yamaha FZ1 Fazer выпуска 2008 года: один — оборудованный системой ABS, второй – без ABS и подключили к ним систему сбора данных (datalogger).

ИТАК, ВЫ ОСТАНОВИТЕСЬ БЫСТРЕЕ С ABS?
а) При хороших дорожных условиях – нет! Современные системы ABS – это прибор безопасности, разработанный, более всего для уменьшения аварий на дорогах, чем для условий позднего или агрессивного торможения. Эти системы консервативны, содрогаются (если это выразить литературно) до визга резины, но, конечно, не блокируют колёса. Порой это система срабатывает слишком рано при быстрой дорожной езде, то же самое можно сказать и для езды на треке. Может быть по другому будет тогда, когда эти системы получат широкое распространение на спортбайках. Но пока… Тормозной путь с 70 миль в час составил 59.75 метра.

б) Ровная дорога, хороший держак и никаких лишних водопроводных систем между рычагом тормоза и суппортами. Опыт, пришедший с годами и чувствительная пара пальцев на рычаге, скажут вам, как сильно вы можете тормозить. Передняя покрышка вгрызается в асфальт, задняя парит в воздухе. Вы полностью контролируете мотоцикл. И вы можете победить компьютер. Вы чувствуете себя лихим ковбоем с раскалёнными тормозными дисками после очередного агрессивного торможения. Тормозной путь с 70 миль в час составил 52.2 метра.

3. МАКСИМАЛЬНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСИЛИЕ (ускорение)
а) 0.952 G
б) 1.357 G
+2
__Doc__
Статья из журнала, да ещё и «Пипецкакиекрутыемотаки» — не самое хорошее руководство к действию для людей, не проведших на треке/в тренировках много времени…
Опыт, пришедший с годами и чувствительная пара пальцев на рычаге, скажут вам, как сильно вы можете тормозить

вот вот… Опыт, пришедший с годами. Тогда — да. Отключай АБС — наслаждайся крутизной (до первого небольшого песочка :)). А 95% мотоциклистов так не умеют.

Теперь касательно распускания тормозов АБС-ом заранее. От колеса приходит сигнал — дырка есть, дырки нет. С определённой периодичностью. Пока колесо в зацепе — скорость его вращения сообразна скорости другого колеса (на которую, кстати, пофиг — ибо есть одноконтурные АБС) и скорости байка.
Определить момент «За миллисекунду до юза» — не получится. Ну вот никак. Просто если определённое время, посчитанное как время между двумя предыдущими дырками, помноженное на небольшой коэффициент, нет очередной дырки, происходит распускание колодок. Всё. Автомобилям просто дается время потормозить юзом + инертность системы в силу массы куда как больше — от этого черточки на асфальте.
0
wasserfall
Теперь касательно распускания тормозов АБС-ом заранее. От колеса приходит сигнал — дырка есть, дырки нет. С определённой периодичностью. Пока колесо в зацепе — скорость его вращения сообразна скорости другого колеса (на которую, кстати, пофиг — ибо есть одноконтурные АБС) и скорости байка.
Я прекрасно представляю, как работает АБС, спасибо.

Определить момент «За миллисекунду до юза» — не получится. Ну вот никак.
Не получится. Не тот класс точности компонентов системы. Как и миллисекунду после начала юза. Поэтому АБС не дожидается момента блокировки, а просто выключает тормоз при достижении определенного порога ускорения, которые производитель считает под каждую модель мотоцикла индивидуально. Именно поэтому нельзя взять и переставить АБС с одной модели мотоцикла на другую. Если бы система следила за блокировкой, в такой операции проблемы бы не было, но ей требуются расчетные пороговые значения.
0
Michael13
Что ускорения? А зачем тогда «дырочки»? Переставить не получится? На БП был пост, как не просто переставляли, а делали сами, собрав компоненты с разных мотоциклов.
0
wasserfall
Дырочки нужны для снятия скорости, по которой эти самые ускорения посчитать и можно.

Переставить можно, если мотоциклы примерно схожей массы/развесовки/параметров подвески, но как система будет при этом работать — это лотерея. Если бы все было так просто, уже бы на старые байки был бы АБС-афтермаркет, по логике-то электронные мозги не сильно сложные для этого нужны.
0
__Doc__
Нет там датчиков ускорения. Сами подумайте — каким образом? В особенности если учесть, что максимальное замедление зависит от хреновой тучи причин, начиная от температуры и погодных условий и заканчивая маркой резины и текущим полным весом мотоцикла.

Вся невозможность переустановки завязана лишь на то, что колечки/датчики у всех разные. Тормозные системы различаются, надо по разному настраивать насосы, да и «мозги» абс зачастую объединены в одном корпусе с остальными мозгами мотоцикла.
0
wasserfall
Нет там датчиков ускорения.
А я сказал, что там есть датчики ускорения? Ускорение является первой производной скорости по времени, оно рассчитывается. Датчиков линейной скорости на мотоцикле тоже, между прочим нет, но ее спидометр как-то показывает))
Интересно, что мнение о том, что АБС на мотоцикле дожидается блокировки, распространено в овсновном в рунете, в англоязычных источниках таких заблуждений практически нет.
Wheel speed sensors mounted on front and rear wheel, constantly measure the rotational speed of each wheel and deliver this information to an Electronic Control Unit (ECU). The ECU detects on the one hand if the deceleration of one wheel exceeds a fixed threshold and on the other hand whether the brake slip, calculated based on information of both wheels, rises above a certain percentage and enters an unstable zone. These are indicators for a high possibility of a locking wheel. To countermeasure these irregularities the ECU signals the hydraulic unit to hold or to release pressure. After signals show the return to the stable zone, pressure is increased again.
До блокировки обычно как раз не доводится.

Вся невозможность переустановки завязана лишь на то, что колечки/датчики у всех разные. Тормозные системы различаются, надо по разному настраивать насосы, да и «мозги» абс зачастую объединены в одном корпусе с остальными мозгами мотоцикла.
В пределах одного вендора датчики, клапаны и прочая ерунда одинакова, но даже внутри одного двигательного ряда настройки разные зачастую. Насчет мозгов — обычно блок АБС как раз отдельно даже на мотоциклах, где версий без АБС нет, так как их производят отдельно от прочих мозгов.
0
alexeyza
мне кажется что всё «расхождение» в понятии юза и блокировки.
0
wasserfall
Могу привести свойй собственный опыт, так как половину сезона ездил с абс, половину без (на одном мотоцикле). АБС у меня срабатывала раньше, чем могла быть блокировка, я это хорошо прочувствовал, когда стал ездить без нее.
+1
__Doc__
Так и писали бы про угловое ускорение колеса. Под обычным ускорением понимают линейное :). Я, собственно, описал алгоритм работы с ним и собственно выдержка, которую вы привели ничем не противоречит. В общем да — вопрос настройки того самого порога ускорения. Если он небольшой, то и юза не будет.
Однако останусь при том, что для неопытного чувака (95% мотоциклистов :)) АБС будет весьма полезна. И её срабатывание (особенно для переднего колеса) будет признаком того, что «почти перетормозил».
-3
del_x2
чушь
-1
del_x2
Это теоретики минусят? С чего бы абс срабатывало раньше? АБС априори срабатывает при блокировке колеса. Лично позавчера оттормаживался перед раздолбанным ж/д переездом со 180 и слышал что колесо периодически блокировалось с характерным визгом резины.
-1
BRz
абс — херня безполезная)) он срабатывает слииииишком рано и только мешается.
А вот про расслабленые руки — я «за» обеими руками)) это избавит от многих проблем.
Кстати, антискользячки на бак очень помогают держать расслаблеными руки.
+2
__Doc__
Ну как — продвинутым чувакам может и бесполезная… Мой тренер его у себя отключает :). Но он в свое время выступал и неплохо в RSBK, так что тормозить умеет. А вот новичкам, которые пока правильно тормозить не умеют, а в критической ситуации не соображают — очень даже полезная…
0
Michael13
Я каждый раз после таких слов предлагаю собраться и потормозить, у кого тормозной путь короче будет. Ни разу ни один супер профи не согласился, чтобы доказать свою точку зрения. Но ты из Беларуси, так что тебя не буду звать :P
+2
madvlad
Если неправильно тормозишь то с АБС блокировки не будет, но ты удлинишь свой тормозной путь значительно в сравнении с тем кто без АБС но умеет тормозить.
+2
Michael13
Если неправильно тормозишь то да, с АБС удлиняешь, без АБС падаешь. А если правильно тормозишь, то разницы нет.
0
del_x2
Пилот МотоДжиПи?
+1
del_x2
абс — херня безполезная)) он срабатывает слииииишком рано и только мешается.
Пилот МотоДжиПи?
-3
BRz
нет, просто 20 лет за рулём различных транспортных средств. на треке гоняю, да.
проще уделять время на отработку торможения и тренировки вождения в разл. условиях, чем надеяться на шнягу с названием АБС. Я его и в машинах своих отключаю нахер. Говорил и буду говорить: АБС — говно, маркетинговая херь из-за которой люди верят что их т.с. безопаснее и т.д.
+4
MDr
АБС бесполезна тем, у кого часов по 20 в неделю тренировок на треке.
Все остальные имеют больше шансов залететь без неё, чем с ней.

Ч
0
MOTOPPP
Попытаюсь возразить. Вилке всё равно, какими конечностями или каким физиологической впадиной ездун держится за мот — при одинаковом замедлении момент на неё действует один, хоть ногами упирайся, хоть руками.
Не спорю про «свободные руки», просто очевидно, не имеет значение место приложения момента к мотоциклу.
0
Michael13
Момент как раз от точки приложения и зависит. Это собственно сама суть определения «момент силы».
0
MOTOPPP
Ну не от точки, а от длины рычага и от приложенной силы.
При торможении весь водитель — рычаг. С осью образно в заднице. Приложенная к водителю сила постоянна — масса водителя умноженная на ускорение (замедление в нашем случае). А раз эта сила постоянна, водитель не может передать на мот более ничего. Ни руками, ни ногами.
+1
mikksture
А зря не споришь))) Невозможно жестко оттормозиться не опираясь на руль. Так что это чушь. В повороте да, нельзя виснуть на руле, но при жестком торможении ты выпрямляешь руки (выходя из позы зю) и, само собой, опираешься на руль
+1
MOTOPPP
Ну у меня просто стаж не такой, чтоб с бывалыми спорить.
Но хочется спросить — выходит, у тех, кто улетает через руль при торможении, просто не прокачана внутренняя часть бедра? ))
здесь был ататат

0
mikksture
Блин, честно не знаю как улететь через руль, если не уйти в стоппи. Я просто никогда не анализировал это, но у меня никогда не возникало такой тенденции. Само-собой, бедрами ты тоже держишься, но одного этого при максимальном торможении не хватит, ты все равно жестко опираешься на руль. От физики никуда не уйти)))
0
MOTOPPP
Я на ютубе видел, как чел кувыркнулся. Уж не знаю, как, наверное, каши мало ел )
+1
mikksture
Ниже на видео пример как хорошо тормозить, опираясь на руки, и не кувыркаться))) Это не я, но мотик мой — я в инвалидной коляске тогда катался. Хоть темп и невысок (для этого райдера невысок — он профессиональный гонщик), идет тренировка с клиентом, которого нужно ждать, но зато все хорошо видно. Обрати внимание на положение тела на торможении — без опоры руками на руль так тормозить не получится:

Ну и заодно можно увидеть, до какого угла наклона можно использовать передний тормоз. Я же это видео снимал, чтобы посмотреть на перехват ручки газа после торможения, у меня с этим возникали вопросы))
0
rluk
не по теме: подскажи, получается, при торможении он просто сбрасывает передачи вниз без перегазовок?
0
mikksture
Ну тут да. Все-таки темп не боевой, слиппер-клатч справляется. Если бы заднее колесо блокировалось, тогда пришлось бы флиппать
0
rluk
а нет такого же видоса, но с перегазовками? )
0
mikksture
На ютубе есть. Набери blipping downshift. Например вот: youtu.be/XSTbS7yckFo Правда пока он блипал, в апекс не попал))

Кстати современные мотики имеют квикшифтер с автоблипом на понижение. То есть ты просто тормозишь, но при переключении вниз мотик сам делает перегазовки. Я катал на треке бэху S1000RR 2015 с такой функцией, работает все просто супер. Ни блиппать не надо, ни сцепу жать. Ваще красота
0
rluk
т.е. добавлять квик в список покупок? ))) Ты себе на десятку такой поставил? )
0
mikksture
У меня гоночный ECU там, и квик уже в нем, только сенсор ставишь и все. Но там нет квика вниз и автоблипа, они пошли в гоночных ECU новых десяток, не знаю можно ли его прописать в старые мозги. Ну и вообще, перегазовка нужна для того чтобы не блокировалось заднее колесо при переключениях вниз. Но на современных мотиках стоит слиппер клатч, которое борется с этим. Да, родной слиппер может и не справиться совсем уж с боевыми торможениями, но если зад не блокируется можно и не блипать))
0
__Doc__
Даже видос посмотрел — не увидел, чтобы пилот на руль опирался. Он откидывается назад, чтобы перенести назад вес, как раз чтобы меньше упираться руками. Эдакий лайтовый вариант кроссового оттопыривания назад всего тела, начиная от задницы.
Согласен, что на экстренном торможении весь вес держать ногами скорее всего не выйдет. Однако минимизировать участие в этом рук стОит.
+2
mikksture
Он не откидывается назад, а встает. Выпрямляет руки, упираясь в руль, а иначе как он встанет? Ты хоть понимаешь какое там замедление, какая инерция у верхней части тела и какая сила толкает тебя вперед? Просто один раз затормози с 270-280 на грани стоппи, не опираясь на руль, а потом научишь его (а он многократный чемпион России) так делать. Потому что он так не умеет))
0
__Doc__
Встаёт — для меня это если на подножках встать :). Ну да пожалуйста, пусть встает.
Мот у меня больше 200 не ездит, так что провести натурный эксперимент не смогу. Сила, которая толкает меня вперед приблизительно равна весу моего тела. Больше 1G мало какой мотоцикл может обеспечить замедление.
Кроме того, я вроде как написал, что да, возможно, полностью исключить руки из процесса не получится, но это не значит, что не надо держаться ногами и минимизировать по возможности нагрузку на руки. Уточните у вашего многократного чемпиона — действительно надо держаться только руками?
0
mikksture
Я где то написал, что нужно держаться ТОЛЬКО руками? Еще раз приведу свою цитату:
Невозможно жестко оттормозиться не опираясь на руль
0
__Doc__
Смысл свободных рук не в том, чтобы перераспределить момент, а в том, чтобы не мешать мотоциклу сохранять устойчивое состояние непроизвольными рулениями и в том, чтобы руки наиболее точно управляли тормозом.
+3
mikksture
Научиться экстренно тормозить поможет только практика. Но на ДОПах никто не тормозит экстренно постоянно, поэтому при возникновении экстренной ситуации очень часто паника заставляет пережать передний тормоз, что приводит или к потере передка (на высокой скорости) или к стоппи с переворотом. Отсюда и возникают глупые рассказы «я положил мотоцикл», так как ложить его, как правило, смысла нет — на 2 колесах он всегда тормозит быстрее чем на боку.

Тормозить на спортбайке лучше всего учит трековая езда. За один трек день на большом круге с парой прямых с набором за 200 вы проедете не менее 50 кругов. То есть 100 раз экстренно затормозите со скорости 200+ перед поворотами в конце прямых. За несколько трек дней выработается стойкий и правильный рефлекс торможения, ваша рука на автомате будет прикладывать к рычагу именно такое усилие, которое необходимо для максимально жесткого торможения без потери контроля над мотоциклом.
-4
Shadow2091
«Ложить» имеет смысл в том случае, чтобы не оказаться по середине между возникшим на дороге препятствием с одной стороны, и мотоциклом другой.
+11
madvlad
На мой взгляд «ложить» никогда не имеет смысла. Если только в нескольких метров от тебя вдруг внезапно встала фура поперек дороги и ты хочешь под ней пройти :)))
-1
mikksture
Вот одна из ситуаций. Обрати внимание, что Стоунер выжимает сцепление перед падением — заклинило газ:
+4
madvlad
Причем тут это падение Стоунера и «ложить» мотоцикл? Не вижу смысла, «ложат» те, кто не умеет тормозить и кричит о том, что он «положил» а на самом деле он тупо зажал тормоз как дебил.
0
mikksture
При том, что есть ситуации, когда мотоцикл действительно имеет смысл положить. Но, как ты заметил, и как я сказал в начале этой ветки, в большинстве ситуаций на дорогах это просто пережатый тормоз
+2
madvlad
А причем тут Стоунер, который потерял переднее выйдев на обочину?
Он тут ничего умышленно не ложил, просто вошел в поворот не оттормозившись адекватно, возможно даже по техн. причине, либо просто по ошибке.
В упор не вижу, что тут Стоунер умышленно ложит мотоцикл, этот человек вообще профи, который умеет тормозить и с дрифтом входить в поворот как многим смертным и не снилось.
0
mikksture
Вошел в поворот не оттормозившись? Лол. У него газ закусило, он входил в поворот, выжимая сцепление. Надеюсь, тебе не нужно объяснять, что с выжатым сцеплением повороты не проходят?
+1
madvlad
Я имел ввиду вошел с слишком большой скоростью, такая ошибка случается кому угодно, даже профисам, так же как и ошибки в тайминге или с выбором линии.
0
mikksture
Нашел для тебя комментарий Стоунера (раньше я даже не искал подтверждений, но мне было очевидно что он падал намеренно):
В том повороте у меня не было достаточно времени, чтобы выжать сцепление и получить еще один шанс, так как я заходил на слишком высокой скорости. Я приподнял байк, чтобы попробовать сильнее затормозить, но меня несло прямо на стену, так что я решил уронить его.
www./news/2015/07/26/43475/
+1
madvlad
сказать можно много, однако заходить на сликах на обочину, еще и в наклоне часто чревато последствиями
0
mikksture
Дружище, ну ты читать умеешь? У него заклинило механизм газа, он распрямил мотоцикл чтобы тормозить дольше. Поэтому и не вписывался нормально. А потом он явно ложился, с выжатым сцеплением он упал бы и без помощи газона.

Я привел тебе корректный пример, когда нужно было класть мотоцикл. Просто признай, что ты ошибся, оспорив это. А то у тебя уже Стоунер врет, и все ради того чтоб вписаться в твою точку зрение))))
+1
madvlad
Ты видел его телеметрию, что у него отказал газ? :) Ок, он так сказал, пускай будет так, тем не менее я не вижу смысла в том что он тут якобы «положил» байк, в чем замысел, что он в этой ситуации хотел бы «положить» байк? Стена? Она не из бетона :)
0
mikksture
Ну вот сейчас вообще ты зарылся)))) Про механизм газа факт общеизвестный, Хонда подтвердила и даже извинилась перед Кейси, телеметрия показала. Но по видео любой профессионал тебе это и без телеметрии скажет. При заклиневшем газе первое действие — выжать сцепление, что явно видно на видео. По поводу стены ты вообще жжош. Самые страшные травмы гоншики получают влетая в стену. Изменение траектории с гарантированным падением, безусловно, было лучшим решением. Даже тех мягких барьеров, куда влетел Стоунер, хватило для переломов. Со стеной все было бы плачевнее
+1
madvlad
Тут как бы понятно что если газ клинит то надо тянуть сцепление, доктором наук какбы не нужно быть, если это действительно так было как он сказал.
Конкретно стены ты сейчас какую стену имеешь ввиду? Которая вдоль поворота или в которую он и так влетел?
Мое мнение сугобо просто, стараться усидеть на байке, руль и тормоза которого работают.
В видео видно, что он скорость не погасил и мог бы быть перееханый другим байком или получить летящий свой по бошке, а это тоже чревато последствиям и сильными травмами, как ты выразился :)
0
madvlad
Еще можно добавить, что если бы он поехал прямо то места еще достаточно было снизить скорость и просто вырулить прямо.
+1
mikksture
Нет, если ты посмотришь другие ракурсы, прямо была жесткая стена. А влетел он в какие то пенопластовые щиты. Но на самом деле мы ушли далеко от темы топика. Это пример очень редкой необходимости положить мотоцикл. Я упомянул о нем лишь для того, чтобы подтвердить, что такое бывает. Но рассказы мотоциклистов о том, что они положили мотоцикл на допе, в подавляющем количестве случаев просто пережатый передний тормоз
0
Rean
Как мне кажется, не совсем та же ситуация у Кейси была, чтобы равнять его с «ложителями байков». Кейси, видя невозможность оттормозиться по прямой и чтобы избежать столкновения с твердой стеной, принял решение максимально войти в поворот, одновременно сбрасывая скорость. Он бы не ложил байк, если бы асфальта в повороте хватало. Ушел от столкновения со стеной он не благодаря тому, что положил байк, а благодаря тому, что задал более безопасную траекторию и упал только на гравии.
+1
mikksture
Для того, чтобы изменить траекторию, ему и нужно было положить байк. Он понимал, что заходя в таком наклоне с выжатым сцеплением и выездом на газон шансов не упасть нет. Но это было лучше, чем въехать в стену
0
Rean
Для того, чтобы изменить траекторию, он выполнил руление и это привело к падению в конце траектории. Но не выполнив руления, он бы прилетел в стену, даже если бы положил байк.
А madvlad толкует о том, что некоторые рассказывают, как они ложа байк избегают тяжелых последствий. При этом на самом деле просто жамкают передок, падают никак не влияя на свою траекторию, а потом происходит чудо и они остаются живы.
0
mikksture
Как это противоречит тому, что я написал гораздо раньше мэдвлада??
при возникновении экстренной ситуации очень часто паника заставляет пережать передний тормоз, что приводит или к потере передка (на высокой скорости) или к стоппи с переворотом. Отсюда и возникают глупые рассказы «я положил мотоцикл», так как ложить его, как правило, смысла нет — на 2 колесах он всегда тормозит быстрее чем на боку.
0
Rean
Это все так, но потом ты привел пример с Кейси Стоунером, который не совсем корректно отражает случай, когда умышленно ложат мотоцикл и именно «ложение» помогает избежать более тяжких последствий.
0
mikksture
Отражает и вполне корректно. Если даже слова Стоунера о том, что он решил уронить байк, для тебя пустой звук, то дальше считаю спор бессмысленным
0
Rean
Ну и ладно, раз для тебя случай запредельного руления профессионала на треке с заклинившей ручкой газа в повороте доказывает, что иногда «ложить» байк в экстренной ситуации на ДОП имеет смысл, то тоже не вижу смысла продолжать спор.
0
mikksture
Случай доказывает ровно лишь то, о чем я сказал:
Отсюда и возникают глупые рассказы «я положил мотоцикл», так как ложить его, как правило, смысла нет — на 2 колесах он всегда тормозит быстрее чем на боку.
Почему я написал «как правило», а не «всегда»? Потому что существуют ситуации, когда смысл положить мотик все же есть, и я не хотел быть некорректным. При этом, заметь, я не писал о ДОП, хотя теоретически могу себе представить ситуации и на ДОП, когда лучше «уронить».

При этом я прекрасно понимаю, что практически все рассказы про «положил» на ДОП — чушь. Вопрос «а как именно ты его положил?» обычно приводит рассказчика в ступор.
0
Rean
Мы, видимо, по разному понимаем смысл «положить байк», отсюда и весь спор. Я вижу «положить» — это прямо взять и упасть, например, чрезмерно зажав передний или задний тормоз. А для тебя «положить» — значительно шире.
0
mikksture
Под «положить» я понимаю осознанно уронить мотоцикл. А если ты делаешь это осознанно, зачем пережимать тормоз в прямом положении?? Чтобы упасть с высоты, рискуя получить травмы уже от первого касания? Куда приятнее (поверь, я падал из разных положений)))) лечь в наклоне. Но для этого нужно уметь быстро наклонить мотоцикл, что не так и просто. Лично у меня, например, никогда не было ситуаций, чтобы я клал мотоцикл намеренно
0
madvlad
Ты же в курсе что в наклоне выйдя на обочину ты явно получишь лоусайд
0
del_x2
По моему он просто упал, а не положил…
0
mikksture
Ты бы ветку, следующую за этим видео, прочитал бы прежде чем писать
0
del_x2
Зачем? Узнать мнение уважаемых в узких кругах гонщиков-теоретиков? Своего мнения у меня не может быть?

Вообще я написал про видос где Стоунер упал.
0
mikksture
Затем, что там именно про этот видос и объясняется, что он не просто упал
-1
del_x2
Почитал. Есть только одно правильное мнение — твоё. Херню городишь. И другим навязываешь.
0
mikksture
Я не претендую на истину в последней инстанции, но, высказывая свое мнение, я привожу аргументы. Куда проще все назвать херней, никак это не подтверждая)))
0
del_x2
Забудь.
-1
Vais
Видео со Стоунером не к месту. Стоунер здесь не пытался положить мотоцикл. Открытый (из-за неполадки) газ стал выпрямлять траекторию в повороте, а Стоунер пытался его вернуть. Об этом говорит и направление взгляда (Стоунер явно не на стены смотрел), и свешивание, и положение переднего колеса.
Стоунер просто сосклизнул :)
-1
mikksture
Сосклизнул… Еще один… Слова Стоунера:
К сожалению, мы столкнулись с механической проблемой, когда я проезжал поворот на подходе к шпильке. В том повороте у меня не было достаточно времени, чтобы выжать сцепление и получить еще один шанс, так как я заходил на слишком высокой скорости. Я приподнял байк, чтобы попробовать сильнее затормозить, но меня несло прямо на стену, так что я решил уронить его.
-1
Shadow2091
Ок, пример из жизни, ситуация классическая: еду на перекрестке прямо, машина со встречки решает развернуться. Из-за разделенных проезжих частей я ее прошляпил, заметил уже в паре метров перед собой, скорость около 50. Варианта два — или оттормаживаться, и встречать стойку головой, или лететь сгруппировавшись уже отдельно от мота. В итоге я отделался ушибом коленки, а знакомый в том году практически так же вошел шлемом в бочину авто. Увы, двухсотый.
0
madvlad
Откуда такая уверенность куда ты полетишь? подкорректировать движение всегда можно, а вот когда ты не на мотоцикле, то контроля у тебя практически нет.
0
madvlad
К тому же можно нехило поломаться когда ты скользя по земле залетел под машину или в тот же самый бордюр, металлическое ограждение или всем известные отбойники об которые кости ломаются как спички а острые грани режут на куски
0
madvlad
еще и сам мот может убить прилетев в тебя, не раз видел такое
0
mikksture
Ну расскажи тогда, как ты его положил. Вот прям порядок действий интересен
0
superuser
Есть мнение, что положить мотоцикл и отправить в лоувсайд, лучше чем отправить себя в хайсайд)
+1
madvlad
не совсем ясно, то что ты хочешь сказать применяя эти два явления в связи с «ложить» при экстренном торможении
0
superuser
Ну так ветка давно ушла от простого экстренного тооможения. А я привожу просто пример когда «положить» мотоцикл, ВОЗМОЖНО будет менее травмоопасно.
А ситуации такие все же возможны.
0
madvlad
Приведи несколько примеров и обоснуй чем полезно «ложить».
+1
0
mikksture
Не совсем понял, что ты имеешь в виду, но ситуации, когда лучше уложить мотоцикл, бывают. Вот только количество людей, кто сможет положить его осознанно и грамотно, еще меньше, чем тех, кто умеет тормозить.
0
madvlad
Ложить мотоцикл много труда не составит если ты понимаешь его физику. Проще учиться резко объезжать и тренировать экстренное торможение и тогда «ложить» будет не нужно.
Тем более в 99,99 процентов случаев это не разумно делать.
Лучше всего ибежать столкновения а если нет возможности, то не жамкать как идиот а тормозить прогрессивно, даже если стоит АБС (в этом случае путь торможения увеличится, если при абс не тормозить прогрессивно а жамкать).
Нужно до последнего момента уменьшать скорость и эффективней всего это делается сидя на мотоцикле и используя тормоз.
0
mikksture
Ну я вообще то отвечал Shadow2091. Меня агитировать не надо, я тормозить умею достаточно хорошо))
0
madvlad
Не сомневаюсь :)))) Каким-то образом я подумал, что ты за «ложить» :))
0
mikksture
Нет, что ты! Я наоборот же написал, что тормозить нужно уметь, что потом не рассказывать, что «положил». И случаи, когда осознанно кладут мотоцикл, очень редки. И происходит это, как правило, не на ДОПах
0
DrSid
Видео лаборатории «В шлеме» недавно пересматривал на эту тему, там чувак на лошадке лихо под фурой проскользил на боку :)
0
__Doc__
Вот не присваивайте Вшлему достижения невероятного индийского синематографа :)
0
madvlad
Я предпочитаю ездить и на допах и на трэке, падать на трэке по любому безопаснее намного, как и «ложить» :)
+1
madvlad
0
mikksture
Я на допах перестал ездить. Надобности нет, ездил раньше по выходным в горы: youtu.be/O3lqJlq97pY. Но медленно ездить не люблю, а быстро — нет права на ошибку, часто погибать стали люди там. Поэтому решил ездить только на треке, продал дорожную шестисотку и взял чисто трековый литр
0
madvlad
Это твой выбор, каждый сам решает где ездить и как.
+5
Asfaltero
Воистину, создатели социалок вышли из жанра мясного хоррора… Я больше половины этого ролика охреневал, какой баран скамейки на трэке расставил ))
0
Nameddin
А такой вопрос — что быстрее затормозит, мотоциклист на заднице или мотоцикл на 2-х колесах? Кмк, пятно контакта мотоциклиста в скользячке больше, чем двух колес в торможении.
Сам новичок, потому и вопрос такой.
+2
mmixer1
коэффициент сцепления тушки с асфальтом обычно около 0.6, у резины на нормальном покрытии 0.8-1. площадь не имеет особого значения.
0
mikksture
Пятно контакта больше (насколько — это зависит от задницы), но коэффициент сцепления и вес ниже))) Не думаю, что задница будет лучше мотоцикла на 2 колесах. Вот когда мотоцикл на боку, тогда задница останавливается гораздо быстрее:
+5
DrSid
А если задница еще и с абс, еспи, ебд, трекшн контролем и прочими плюшками (задница слик или ралийная — для грунта), то она вообще может на месте встать, без тормозного пути, хоть с 200 км/ч. :)))
0
Nameddin
Ну про мотоцикл на боку и задницу было понятно с самого начала, интересовала именно разница между задницей и колесами. Спасибо за ответ!
0
KirillZ
Осенью тоже перетормозил с испугу, лоусайд сделать полноценно помешала машина в соседнем ряду. Скорость была небольшая. Отделался испугом, треснутым передним крылом, парой царапок на пластике. Этот сезон надо учиться тормозить правильно. На мой взгляд надо включать правильное торможение в обязательную программу на сдаче экзамена.
0
therob
конечно теория теорией, а вот когда колесо «теряешь» становятся мокрые трусы :)
всё что читал, рассказывали и т.д. не применишь
такие уж мы существа :)
+1
__Doc__
Мокрые трусы это несколько другие ситуации… Вот грязные — это да — с испугу :)
0
Michael13
После того как почитал и послушал теорию, нужно практиковать и много. Экстренное торможение потому и экстренное, потому что думать и что-то вспоминать времени уже нет. Если правильное торможение будет уже на уровне навыков, а не знаний, тогда и трусов мокрых не будет.
0
mikksture
Совершенно верно. Нужно просто выработать правильный рефлекс, думать времени нет
0
vegach
вопрос только в том, что считать правильным рефлексом )
0
mikksture
Скорость и сила с которой пальцы зажимают рычаг тормоза
0
Michael13
Был я однажды на закрытии от группы ТМ. Это жесть какая-то. Такого сборища чайников (тут было другое слово) я нигде больше не видел. Треть вообще были неадекватные скутеристы, которые в том числе обгоняли мотоциклы внутри (sic!) колонны. Страшно было ехать, короче…
+3
settler
Очень рад, что и первый и второй мотоцикл у меня не просто с ABS, но еще задний тормоз срабатывает, когда жмешь ручку тормоза переднего (интегрированный или интегральный, в общем наверное понятно).

*занудно* и нафига покупать мотоцикл, который так не умеет, я не понимаю.
0
wasserfall
Да, интегральная АБС — штука очень хоршая.
0
vegach
кобминированный ) видимо речь о хонде после 2007 года )
+1
settler
В моем случае это BMW R1200* :)
0
m331
Такие тормоза с механическим исполнением не всегда +. Мопед Хонда клик имеет такую систему, в теплых странах, когда на бетонной дороге появился песочек, не очень опытный юзер зажимает задний тормоз, думая что он передним не будет тормозить и не упадет, неожиданно падает, защита в виде шорт и шлепанцев помогают слабо) Когда оба колеса на покрытии с одинаковым коэффициентом сцепления, то это хорошая система. ABS вещь необходимая, кому надо тот отключит!
0
settler
так задний на bmw остается независимым. им подруливают в поворотах или еще когда нужно.
только если ручку переднего жать — тогда задний срабатывает, но не наоборот.
0
m331
BMW это да) Я про механическое исполнение, на мопеде оба тормоза на руле и связаны тягой, чем сильнее давишь задний тем сильнее подтормаживает перед
0
vegach
Езжу на втором моте без АБС и это мой третий сезон. Падений не было, но не зарекаюсь. Все же поделюсь своим опытом. Езжу всегда с одним указательным пальцем на курке тормоза. Много раз приходилось применять, но то, что палец именно один — меня и спасало от блокировки, поскольку в экстренном случае тяжело расчитать силу нажатия то жмешь как получится. Так вот пробовал ездить с двумя пальцами — торможение гораздо интенсивнее, но я понял, что в случае экстренном — двумя пальцами я заблокирую колесо. Поэтому мой один палец — это АБС ))
-1
Michael13
Обычно одного пальца хватает, чтобы заблокировать колесо. Особенно под адреналином.
0
vegach
езжу на втором моте без абс… не блокировал случайно, но не могу спорить ибо возможно рефлексы выше адреналина )
+1
MAZaic
Автор ездит на скутере в раздельном комбезе?
0
2RBOTingol
Автор ездит на разной технике. К сожалению, вторым комплектом текстильного экипа пока не обзавелся.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. 2RBOTingol, Пара советов о том, как правильно пользоваться передним тормозом во время экстренного торможения.