Блог им. MotoVita → Как они делают ЭТО в Сербии. Получение категории А.
Несколько лет назад попыталась как честный ежик получить категорию Б (для начала) дома в Самаре. Отучилась в автошколе, сдала теорию, и 6 (шесть) раз пыталась сдать «площадку». Безуспешно. Из всей этой истории я вынесла только нервный тик и панический страх перед «кольцами». Переехав в Сербию на права (на обе категории) сдавала уже здесь. Хочу поделиться своим опытом, пока еще свежи воспоминания. Прошу под кат.
Сразу хочу сказать, что в Сербии изумительная система обучения в автошколах, но при этом довольно раздолбайское поведение на дорогах. Не знаю, какая сейчас система обучения в России, но с тем, что было четыре года назад, разница принципиальная. Начнем по порядку.
Первое отличие. Сперва для любой категории проходится 40-часовой курс теории, затем сдается тест по ней. Отличие при получении любой из А-категории (а здесь их четыре), что если есть права категории Б, то нужно отслушать 7 часов теории о двухколесном транспорте, а затем сдать тест по всей программе.
Второе отличие. Тесты и практические экзамены сдаются в самой автошколе. Полицейский приезжает в школу, и на листочках, без нервотрепки в знакомой атмосфере сдается тест. 40 вопросов, надо набрать минимум 90 баллов из 100 возможных. Практика тоже сдается «в автошколе», то есть практические занятия проводятся только на той территории, которая включена в экзаменационные билеты. Но про нее потом.
После сдачи теории, посещение врачей. Без этого к практическим занятиям не допускают. Еще перед сдачей практики надо обязательно иметь на руках сданный экзамен по первой помощи. Я сдавала в Красном Кресте, и это были два дня по несколько часов очень хорошей, юзабельной теории и практики. Отдельный респект.
В Сербии четыре А-категории, которые можно получить при достижении определенного возраста:
С 16 лет.
АМ – мопед до 50 кубиков, макс. скорость 45 км/ч.
А1 – АМ + мотоцикл (до 125 см3, до 11 кВт, отношение мощности двигателя к массе мотоцикла – до 0,1 кВт/кг).
С 18 лет.
А2 – АМ+А1 + мотоциклы (мощностью до 35 кВт и отношение мощности двигателя к массе мотоцикла – до 0,2 кВт/кг)
И только с 24 лет.
А – все мотоциклы.
Раз я девочка взрослая, решила не валять дурака, а получать сразу полную А. Причем, если нет более «слабой» категории (хотя бы АМ, которая выдается с Б), то откатать надо 40 (сорок) академических часов. Нюанс, хотя я зимой получила Б, но на первый год выдается «пробная Б», картонная книжечка, действительная только в Сербии. Так что, меня ждали еще 40 часов на мотоцикле по району, где я уже успела выучить каждую дырку в асфальте.
По закону обучение можно проходить только на технике соответствующей категории. На бумаге все хорошо выглядит, но на практике порой получается, как со мной. Приходит в школу человек совсем без опыта вождения, а ему — на тебе мотоцикл весом под 200 кило. На свой страх и риск (в случае поимки, школе грозят очень нехилые штрафы), инструктор — милейший дядька, сам байкер со стажем — сперва дал мне скутерок, прокатиться перед школой, посмотреть, как у меня с равновесием. Все окей, велосипед, сноуборд и езда пассажиром — отличная подготовка. Потом выдал мне 125-кубовую Ямаху, объяснил, как оно работает, и мы поехали кататься. Говорю, мы поехали, потому что я впереди на мотоцикле, а он за мной на машине и с рацией и комментирует каждое движение и каждый маневр.
Район, где мы катались, просто идеально создан для обучения. В целом нет сильного траффика, есть все виды перекрестков, знаков, поворотов/разворотов, трамваев, зоны школы и тд. Но сперва я каталась по безлюдным задним улочкам, чтобы научиться трогаться, останавливаться, переключать скорости и поворачивать с соблюдением всего ритуала: посмотреть в зеркало, обернуться, убедиться, что никого позади нет, включить поворотник и только потом перестраиваться или поворачивать. Невидимый инструктор в наушнике как мантру повторял мне каждый раз эту последовательность. По школьным идеальным правилам мотоциклист обязан двигаться по правой стороне самой правой полосы. Соответственно, при повороте налево надо по всем правилам проверить, а не едит ли кто-то безбашенный аж по левой стороне твоей полосы, перестроиться и только после этого можно переходит к повороту =)))) Занудно, но это все учитывается на экзамене.
Десять занятий я откаталась на Ямахе, которая показалась дерганой и скучной. Скачет, как кузнечик, туда-сюда, а кайфа нет. И только когда инструктор решил, что действую уже почти не задумываясь, разрешил пересесть на большой мотоцикл. Это был Suzuki SV-650. Спокойная, уравновешенная (я про темперамент) школьная машина. В приличном состоянии. Первое время было сложно поймать «нейтраль», но научилась со временем. Я уж было обрадовалась. Сейчас начнется что-то новенькое. Ага. Как же! Мы снова поехали на ту пустынную улочку, где я каталась, и еще несколько следующих часов я привыкала к большому, плавному, мурчащему Сузуки. И только, наверное, к часу 20-ому мы выехали на оживленные улицы. Снова, я в ядовито-зеленой школьной жилетке впереди, а инструктор на машине и с рацией за мной, «прикрывая» при поворотах и перестроениях. Первое время мы ездили вместе, а потом он выпусках меня на маршрут одну. Так можно делать. Поэтому дело пошло шустрее. Я могла в один день откатывать по два часа (больше низззяяяя), буквально каждый день, когда свободен мотоцикл.
Уже ближе к концу обучения мы выбрались на площадку. Упражнений несколько: торможение с небольшим ускорением, переднее колесо должно остановиться в определенной зоне, тормозить передним и задним тормозом обязательно. Затем «змейка». Потом торможение с бОльшим ускорением и разгоном до 20 км/ч, с теми же условиями остановки. И «восьмерка», минимум два раза сделать. Очень быстро мне удалось «договориться» с Сузуки, как мы будем все это делать. Инструктор объяснил в трех словах, что маневрировать на небольшой скорости удобнее или с помощью заднего тормоза, или сцепления, или того и другого. Дело пошло легче. Опять сказался велосипедный опыт, когда самым любимым развлечением у меня было балансирование на двух колесах практически не двигаясь. Самой неприятной частью площадки оказался выезд с нее. Небольшой подъем, где надо остановиться на знаке «стоп» и снова тронуться в горку. В зачет не в ходит, но деморализует.
Оставшиеся часы я откатывала в «свободном полете», без инструктора. Было дело, глохла, но ни разу не упала. Самым большим открытием для меня оказалось, что разметка, #$%#, скользкая и резко тормозить на ней нельзя. И да, это очень круто «погонять» на прямых участках от светофора до светофора. Правда, меня «спалил» один из инструкторов, и попросили так не делать, топлива больше расходуется =)
И, наконец, настал «тот самый день» — день экзамена. Едва дождалась, потому что уже был куплен свой мотоцкил, не терпелось начать кататься.
Практический экзамен — еще одно различие с российской школой. Здесь нет разделения на «площадку» и «город». Вытягиваешь билет с маршрутом и едешь, позади машина сопровождения с инструктором с рацией и полицейским с табелем. В какой-то момент заезжаешь на площадку, делаешь упражнения и продолжаешь маршрут. Полицейский в машине смотрит и считает штрафные баллы (поведение на дороге, выполнение «ритуала с посмотреть в зеркало, обернуться и тд», выполнение упражнений, перестроения, знание ПДД). Разрешено набрать не больше 15 штрафных баллов. Есть несколько нарушений, за которые снимают с экзамена и отправляют на пересдачу: упал с мотоцикла, не пропустил пешехода — самая засада, проехал на красный и еще какие-то действительно грубые нарушения ПДД.
Экзамен сдала. Пришлось понервничать из-за светофора, который отказался работать именно в этот день, и мне пришлось панически вспоминать правило о «помехе справа». Но все обошлось.
Еще некоторых нервов стоила бюрократия при получении заветной карточки-прав, первых две недели или даже больше ездила по бумажке-уверению, что карточка делается. Со второй попытки мне-таки сделали права и даже правильно написали имя-фамилию в них (о эти прекрасные русские буквы «Ц» и «Я», которые очень вольно пишутся латиницей в наших загранпаспортах, и прекрасные сербские девы на приеме/выдаче документов в полиции, который еще более вольно переводят это все в сербскую кириллицу, которая ну никак не совпадает с русским написанием моих ФИО ))))))
В один прекрасный солнечный летний день случилось наше долгожданное знакомство с ZZR-чиком. И первое же незабываемое впечатление было: «Ёшкин кот!!! Что за фигня! Почему я верчу руль, а приборная панель не двигается!!! Аааааа!!!!»
Сразу хочу сказать, что в Сербии изумительная система обучения в автошколах, но при этом довольно раздолбайское поведение на дорогах. Не знаю, какая сейчас система обучения в России, но с тем, что было четыре года назад, разница принципиальная. Начнем по порядку.
Первое отличие. Сперва для любой категории проходится 40-часовой курс теории, затем сдается тест по ней. Отличие при получении любой из А-категории (а здесь их четыре), что если есть права категории Б, то нужно отслушать 7 часов теории о двухколесном транспорте, а затем сдать тест по всей программе.
Второе отличие. Тесты и практические экзамены сдаются в самой автошколе. Полицейский приезжает в школу, и на листочках, без нервотрепки в знакомой атмосфере сдается тест. 40 вопросов, надо набрать минимум 90 баллов из 100 возможных. Практика тоже сдается «в автошколе», то есть практические занятия проводятся только на той территории, которая включена в экзаменационные билеты. Но про нее потом.
После сдачи теории, посещение врачей. Без этого к практическим занятиям не допускают. Еще перед сдачей практики надо обязательно иметь на руках сданный экзамен по первой помощи. Я сдавала в Красном Кресте, и это были два дня по несколько часов очень хорошей, юзабельной теории и практики. Отдельный респект.
В Сербии четыре А-категории, которые можно получить при достижении определенного возраста:
С 16 лет.
АМ – мопед до 50 кубиков, макс. скорость 45 км/ч.
А1 – АМ + мотоцикл (до 125 см3, до 11 кВт, отношение мощности двигателя к массе мотоцикла – до 0,1 кВт/кг).
С 18 лет.
А2 – АМ+А1 + мотоциклы (мощностью до 35 кВт и отношение мощности двигателя к массе мотоцикла – до 0,2 кВт/кг)
И только с 24 лет.
А – все мотоциклы.
Раз я девочка взрослая, решила не валять дурака, а получать сразу полную А. Причем, если нет более «слабой» категории (хотя бы АМ, которая выдается с Б), то откатать надо 40 (сорок) академических часов. Нюанс, хотя я зимой получила Б, но на первый год выдается «пробная Б», картонная книжечка, действительная только в Сербии. Так что, меня ждали еще 40 часов на мотоцикле по району, где я уже успела выучить каждую дырку в асфальте.
По закону обучение можно проходить только на технике соответствующей категории. На бумаге все хорошо выглядит, но на практике порой получается, как со мной. Приходит в школу человек совсем без опыта вождения, а ему — на тебе мотоцикл весом под 200 кило. На свой страх и риск (в случае поимки, школе грозят очень нехилые штрафы), инструктор — милейший дядька, сам байкер со стажем — сперва дал мне скутерок, прокатиться перед школой, посмотреть, как у меня с равновесием. Все окей, велосипед, сноуборд и езда пассажиром — отличная подготовка. Потом выдал мне 125-кубовую Ямаху, объяснил, как оно работает, и мы поехали кататься. Говорю, мы поехали, потому что я впереди на мотоцикле, а он за мной на машине и с рацией и комментирует каждое движение и каждый маневр.
Район, где мы катались, просто идеально создан для обучения. В целом нет сильного траффика, есть все виды перекрестков, знаков, поворотов/разворотов, трамваев, зоны школы и тд. Но сперва я каталась по безлюдным задним улочкам, чтобы научиться трогаться, останавливаться, переключать скорости и поворачивать с соблюдением всего ритуала: посмотреть в зеркало, обернуться, убедиться, что никого позади нет, включить поворотник и только потом перестраиваться или поворачивать. Невидимый инструктор в наушнике как мантру повторял мне каждый раз эту последовательность. По школьным идеальным правилам мотоциклист обязан двигаться по правой стороне самой правой полосы. Соответственно, при повороте налево надо по всем правилам проверить, а не едит ли кто-то безбашенный аж по левой стороне твоей полосы, перестроиться и только после этого можно переходит к повороту =)))) Занудно, но это все учитывается на экзамене.
Десять занятий я откаталась на Ямахе, которая показалась дерганой и скучной. Скачет, как кузнечик, туда-сюда, а кайфа нет. И только когда инструктор решил, что действую уже почти не задумываясь, разрешил пересесть на большой мотоцикл. Это был Suzuki SV-650. Спокойная, уравновешенная (я про темперамент) школьная машина. В приличном состоянии. Первое время было сложно поймать «нейтраль», но научилась со временем. Я уж было обрадовалась. Сейчас начнется что-то новенькое. Ага. Как же! Мы снова поехали на ту пустынную улочку, где я каталась, и еще несколько следующих часов я привыкала к большому, плавному, мурчащему Сузуки. И только, наверное, к часу 20-ому мы выехали на оживленные улицы. Снова, я в ядовито-зеленой школьной жилетке впереди, а инструктор на машине и с рацией за мной, «прикрывая» при поворотах и перестроениях. Первое время мы ездили вместе, а потом он выпусках меня на маршрут одну. Так можно делать. Поэтому дело пошло шустрее. Я могла в один день откатывать по два часа (больше низззяяяя), буквально каждый день, когда свободен мотоцикл.
Уже ближе к концу обучения мы выбрались на площадку. Упражнений несколько: торможение с небольшим ускорением, переднее колесо должно остановиться в определенной зоне, тормозить передним и задним тормозом обязательно. Затем «змейка». Потом торможение с бОльшим ускорением и разгоном до 20 км/ч, с теми же условиями остановки. И «восьмерка», минимум два раза сделать. Очень быстро мне удалось «договориться» с Сузуки, как мы будем все это делать. Инструктор объяснил в трех словах, что маневрировать на небольшой скорости удобнее или с помощью заднего тормоза, или сцепления, или того и другого. Дело пошло легче. Опять сказался велосипедный опыт, когда самым любимым развлечением у меня было балансирование на двух колесах практически не двигаясь. Самой неприятной частью площадки оказался выезд с нее. Небольшой подъем, где надо остановиться на знаке «стоп» и снова тронуться в горку. В зачет не в ходит, но деморализует.
Оставшиеся часы я откатывала в «свободном полете», без инструктора. Было дело, глохла, но ни разу не упала. Самым большим открытием для меня оказалось, что разметка, #$%#, скользкая и резко тормозить на ней нельзя. И да, это очень круто «погонять» на прямых участках от светофора до светофора. Правда, меня «спалил» один из инструкторов, и попросили так не делать, топлива больше расходуется =)
И, наконец, настал «тот самый день» — день экзамена. Едва дождалась, потому что уже был куплен свой мотоцкил, не терпелось начать кататься.
Практический экзамен — еще одно различие с российской школой. Здесь нет разделения на «площадку» и «город». Вытягиваешь билет с маршрутом и едешь, позади машина сопровождения с инструктором с рацией и полицейским с табелем. В какой-то момент заезжаешь на площадку, делаешь упражнения и продолжаешь маршрут. Полицейский в машине смотрит и считает штрафные баллы (поведение на дороге, выполнение «ритуала с посмотреть в зеркало, обернуться и тд», выполнение упражнений, перестроения, знание ПДД). Разрешено набрать не больше 15 штрафных баллов. Есть несколько нарушений, за которые снимают с экзамена и отправляют на пересдачу: упал с мотоцикла, не пропустил пешехода — самая засада, проехал на красный и еще какие-то действительно грубые нарушения ПДД.
Экзамен сдала. Пришлось понервничать из-за светофора, который отказался работать именно в этот день, и мне пришлось панически вспоминать правило о «помехе справа». Но все обошлось.
Еще некоторых нервов стоила бюрократия при получении заветной карточки-прав, первых две недели или даже больше ездила по бумажке-уверению, что карточка делается. Со второй попытки мне-таки сделали права и даже правильно написали имя-фамилию в них (о эти прекрасные русские буквы «Ц» и «Я», которые очень вольно пишутся латиницей в наших загранпаспортах, и прекрасные сербские девы на приеме/выдаче документов в полиции, который еще более вольно переводят это все в сербскую кириллицу, которая ну никак не совпадает с русским написанием моих ФИО ))))))
В один прекрасный солнечный летний день случилось наше долгожданное знакомство с ZZR-чиком. И первое же незабываемое впечатление было: «Ёшкин кот!!! Что за фигня! Почему я верчу руль, а приборная панель не двигается!!! Аааааа!!!!»
- MotoVita
- Вита Пироцкая
- 10 ноября 2015 в 1:28
- 1
- +29
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
Второе отличие. Тесты и практические экзамены сдаются в самой автошколе.— Брехня… (из кины про Неуловимых)
В 2013 так и сдавал, что А, что В. Приехал ИДПС и принимал прямо в автошколе, на привычном моте и привычной площадке. И на привычной авте сдавали площадку и город. Если чё — на А сдавал 12 февраля в Питере.
Такшта… Нужно просто выбирать «пральную» школу. Я именно это и искал — «сдача на месте», а не абы где.
Я вот в целом за ужесточение. Вот только в России, к сожалению, подобные меры чаще приводят к росту расценок на ту же самую сдачу экзамена.
Полностью поддерживаю введение отдельной категории на мопеды, ограничений по возрасту и тд. Полная А-категория только если исполнилось 24 года, по крайней мере есть шанс, что человек к этому возрасту мозгов побольше наростил. Прошлой зимой в Сербии шли разговоры о введении ограничения на мощность автомобиля в зависимости от возраста. Нет 20, к примеру, лет, води Пунто пока опыта и ответственности не наберешься.
Полностью поддерживаю введение отдельной категории на мопеды, ограничений по возрасту и тд. Полная А-категория только если исполнилось 24 года, по крайней мере есть шанс, что человек к этому возрасту мозгов побольше наростил. Прошлой зимой в Сербии шли разговоры о введении ограничения на мощность автомобиля в зависимости от возраста. Нет 20, к примеру, лет, води Пунто пока опыта и ответственности не наберешься.
Спасибо, очень приятно.
Да, сперва катались по задворкам спального района, типа парковки, пустынные улочки. Только для того, чтобы без стресса привыкнуть к мотоциклу. Для меня было необходимо, потому что совсем без опыта пришла. А на площадку уже ближе к концу добрались, когда стало достаточно ясно, как ведет себя мотоцикл. Тогда и упражнения уже казались не такими сложными. Причем, если не сделаешь упражнение, то с экзамена не снимают, а добавляют штрафной балл. А их можно набрать аж 15.
Да, сперва катались по задворкам спального района, типа парковки, пустынные улочки. Только для того, чтобы без стресса привыкнуть к мотоциклу. Для меня было необходимо, потому что совсем без опыта пришла. А на площадку уже ближе к концу добрались, когда стало достаточно ясно, как ведет себя мотоцикл. Тогда и упражнения уже казались не такими сложными. Причем, если не сделаешь упражнение, то с экзамена не снимают, а добавляют штрафной балл. А их можно набрать аж 15.
- alekcander
- 11 ноября 2015 в 1:35
- ↓
Круто конечно 40 акк. часов на практику. А можно узнать про ценик (а то я как представлю стоимость 40 часов покатушек здесь в Великобритании аж плохо становится) :)
- alekcander
- 11 ноября 2015 в 14:12
- ↑
- ↓
Шикарно
У меня околo 10 часов практики + 2 экзамена вышли в 420 фунтов (около 600евро). В Сербии определенно есть резон получать категорию, жаль только что права будут не евро (т.е. их нельзя будет обменять в случае надобности в другой стране беz перездачи).
У меня околo 10 часов практики + 2 экзамена вышли в 420 фунтов (около 600евро). В Сербии определенно есть резон получать категорию, жаль только что права будут не евро (т.е. их нельзя будет обменять в случае надобности в другой стране беz перездачи).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (33)
RSS свернуть / развернуть