Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. olley → Получение прав в США: Теория для мотоциклистов

Примечание:
Правила могут отличаться от штата к штату, я получал мото-категорию в Калифорнии поэтому, когда я пишу «США», то обычно имеется в виду «США на примере штата Калифорния».

Это вторая часть текста. Начало см. в теме Получение прав в США: Общая теория

Мото-категория не требуется для управления трехколесным транспортными средствами: мотоциклами Иж-Юпитер или Урал с коляской, трициклами Can Am Spyder и трициклами Харли. Например, Шварценеггер был вынужден ездить на Харли с коляской до тех пор пока не собрался открыть себе категорию М.

Арни на своем Харли с коляской



Мото категория не требуется для управления моторизированными скутерами. Но калифорнийский «скутер» это не мотороллер Веспа, это то, что по-русски называется «самокат».


Как и во многих странах мото-категория в США разбита на две подкатегории: полная М1 и ограниченная М2. Ситуация с М1 и М2 довольно запутанная и специфична для Калифорнии. Хотя разница между М1 и М2 более менее формализована, я нигде не нашел ограничений на получение полновесной категории (М1). Кто угодно, начиная с 18 лет может пройти 3-дневные курсы, получить полную категорию и купить себе Yamaha R1. Нет, вы не ослышались. ТРЕХ-дневные курсы: 8 часов теории и два дня практики на парковке. Если у этого 18-летнего человека уже есть авто-категория, то ему даже не нужно сдавать практику в ГАИ после этих трехдневных курсов. Если у человека нет авто-категории, то ему нужно сдать «наблюдательный тест на дороге». Для этого работник ГАИ стоит на тротуаре, простит ученика проехать вокруг квартала и «наблюдает» за этим со стороны (да, просто стоя на тротуаре). Если ученик выжил поездку вокруг квартала, то его награждают водительским удостоверением и отпускают покупать литр-спорт Yamaha R1. (На самом новичок, скорее всего, не сможет купить R1, потому что у него не хватит денег на страховку, но это совсем другая история).


На первый взгляд цена R6 кажется обманчиво привлекательной


Что? Круги, восьмерки и конусы? Не… этого не надо, если человек берет трехдневные мото-курсы. Считается, что на курсах за два дня практики его достаточно научили ездить восьмерками между конусов. Трехдневные курсы стоят $180 для тех, кто не достиг 21 года и $258 для тех, кому 21 и больше.

Пока не разберешься, система кажется сложной и запутанной. Поэтому я попытался оформить последовательность действий в форме диаграммы.


Для кого существует ограниченная мото-категория М2 мне не понятно.

Еще один интересный момент. Мотоциклы с объемом до 150см³ нельзя использовать на автомагистралях Калифорнии. Магистрали-интерстейты — основные транспортные артерии США. Они служат не только для дальних поездок и поездок между штатами, как может показаться из названия. Большинство больших городов пронизаны автомагистралями в нескольких направлениях. Но Ёбрикам и мини-скутерам туда нельзя, что сильно ограничивает свободу передвижения. Это одна из причин, по которым даже в самых-самых осторожных рекомендациях для начинающих никто не советует что-либо ниже 300см³. В других штатах нет ограничений по объему, а вместо этого существуют ограничения по скорости.

Мотоциклисты сдают два теоретических экзамена: общий для всех автомобилистов и специальный мото-экзамен (Про общий экзамен см предыдущую статью: bikepost.ru/blog/74740/Poluchenie-prav-v-SSHA-Obshaja-teorija.html). Поскольку правила дорожного движения для всех одинаковые и мотоциклисты уже сдавали тест общий для всех участников движения, специальный теоретический мото-экзамен не касается ПДД, а в большей степени акцентирован именно на особенностях вождения мотоцикла. Для мото экзамена тоже есть брошюра. Это своего рода «памятка для мотоциклиста». Увы, на русском языке брошюры нет, поэтому я не буду мучать читателей длинными выдержками, а переведу лишь несколько цитат.

Полный текст на английском языке находится на сайте Департамента Автотранспорта Калифорнии:
www.dmv.ca.gov/portal/dmv/detail/pubs/dl655/mcycle_htm/toc
Брошюра в PDF формате: Motorcycle Handbook

Интересна техника поворотов описанная в «Справочнике мотоциклиста».
Используйте следующие четыре шага для лучшего управления:
  1. Уменьшите скорость до поворота, сбросив газ и, при необходимости, используйте оба тормоза.
  2. Смотрите сквозь поворот, туда, куда вы хотите двигаться. Поворачивайте только голову, но не лечи и держите глаза горизонтально.

  3. Чтобы повернуть, мотоцикл должен наклониться. Для наклона мотоцикла плавно толкните рукоятку в направлении поворота. Толкнёте левую — наклонитесь влево — повернёте влево. Толкнёте правую — наклонитесь вправо — повернёте вправо. Чем больше скорость и круче поворот, тем больше требуется наклонить мотоцикл.
  4. Открывайте газ во время прохода через поворот для стабилизации подвески. Держите одну скорость или постепенно ускоряйтесь. Это добавит стабильности мотоциклу.

О! Это же фактически слово в слово по Кейт Коду! Тут тебе и контр-руление, тут и рекомендации по плавному открытию газа прямо в повороте. Причем контрруление уложено в простую формулу «Толкай правой рукой, чтобы повернуть направо» без каких-либо заумных рассуждений.

В главе о разворотах описана техника поджатия заднего тормоза:
 
Подтормаживание задним тормозом — практика, которую используют для стабилизации мотоцикла и его лучшей управляемости в развороте. Не используйте для этого передний тормоз, это может привести к падению.
 
В теме о езде ночью хорошая рекомендация:
 
Используйте свет впереди идущего автомобиля. Фары транспортного средства, движущегося впереди вас дадут вам больший обзор дороги, чем ваш собственный дальний свет. А прыгающие задние фонари предупредят вас о ямах или плохом дорожном покрытии
 
В книжке есть отдельная глава с советами о групповых поездках.
 
Не передвигайтесь парами. Никогда не находитесь рядом с другим мотоциклистом. В этом случае у вас не будет места для маневра, если понадобится избежать столкновения с автомобилем или объехать препятствие на дороге. Если нужно переговорить, то дождитесь остановки.

Шахматный порядок.
Это лучший вариант, позволяющий держаться близко друг к другу и при этом поддерживать адекватную дистанцию. Лидер двигается в левой части полосы, тогда как второй участник держится на расстоянии одной секунды от него в правой части полосы. Третий мотоциклист двигается в левой части полосы в двух секундах позади лидера. Четвертый — на двухсекундном расстоянии за вторым и т.д. Такое построение позволяет держаться близко и при этом все участники имеют достаточные интервалы и дистанции со всех сторон по отношению друг к другу.

Обгон при движении в группе.
Участники группы совершают обгон по очереди:

  • Сначала лидер группы выезжает на другую полосу и выполняет обгон. После обгона лидер возвращается в левую часть своей полосы и продолжает движение с «обгонной скоростью», чтобы открыть место для следующего участника.
  • После того, как первый мотоциклист завершил обгон, второй мотоциклист перемещается в левую часть своей полосы и ожидает момента, когда он может безопасно выполнить обгон. После обгона этот мотоциклист возвращается в правую часть своей полосы и тем самым открывает возможность для того, кто будет совершать обгон вслед за ним.
  • Некоторые считают, что лидер должен перемещаться в правую часть полосы после обгона. Это не самая лучшая практика. Это может привести к тому, что второй мотоциклист начнёт обгон до того, как перед обгоняемым транспортным средством будет достаточно места для того, чтобы восстановить изначальный порядок движения группы.
Колонна по одному. Перестраивайтесь в колонну по одному при движении по извилистым дорогам, поворотам и при въезде и съезде с шоссе.
 
На мой взгляд, вполне годный талмуд для начинающих. Он пронизан простыми советами и вещами, которые могут показаться банальными для людей с мото-опытом, но совершенно нетривиальными для новичков. В книжке многократно на разные лады повторяется мантра о том, что нас не видят. В ней нет классических задач об очередности проезда перекрестка. Но зато есть куча примеров «вам не уступят, несмотря на то, что у вас есть преимущество».

После прочтения двух брошюр, наш потенциальный водитель-мотоциклист полностью готов к прохождению теоретического экзамена. Об этом в следующей статье.

Продолжение: Примеры американских тестов на авто и мото категорию
  • olleyolley
  • olley
  • 23 августа 2017 в 8:54
  • 6
  • оценка: +40

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
+2
sibras
было бы неплохо весь
талмуд для начинающих
почитать на русском)
0
Gatuno
Учи албанский ;)
+30
asddels
У меня прямо слезы счастья наворачиваются от того, как просто и логично можно было написать правила и о манере езды на мотоцикле. Но нет, учи, тварь, сколько метров у жесткой сцепки должно быть, какой угол уклона должен обеспечивать стояночный тормоз в снаряженном(!) и нагруженном(!) состоянии и какой люфт должен быть у рулевой колонки. А потом еще на экзамене: «Вы не доехал 2 см до линии. Приходите через неделею минимум пересдавать. А может, через месяц, а то у нас тут кубок конфедереций, знаете ли».
0
Skpy
хаха))) точняк +1
+2
mcleon
Капец. Настолько всё для людей, и настолько всё нужное, что многими достигается только по прошествии кучи километров или просмотре кучи видео (прочтении всяких блоггеров и т.д.).
0
buster_k
Вы забыли «остаточная глубина протектора на ТС категории хз какой». вот нахера на кат. А я это учил?
0
asddels
Хотел и это написать, но передумал =)
Отвечая на Ваш вопрос — чтобы знать, когда Вы на своем ТС сможете пройти ТО, а когда нет (но на дворе 2017 год, и номер диагностической карты в ЕАИСТО можно получить не выходя из дома). Все это писалось в лохматые годы, и что-то мне подсказывает, что уже тогда эти требования были далеки от реальных.
+1
Alex_ManOwaR
Большое спасибо за ссылки!
+1
HotGuy
Чрезвычайно познавательно, спасибо! Шансов убиться на R1 после 3х дневного обучения, это конечно не отменяет — но обучение, судя по вышеописанному — весьма грамотное.
0
alex33er
«Боже, храни Америку!»
+1
John1973
Познавательно! Всё просто и логично! Автору за пост респект!
+1
Slayer-Artem
Блин, прямо как хороший интерфейс). Ничего лишнего!
+1
olley
Ну, как сказать… Некоторые люди, считают, что мото-категорию было бы нелишним сделать двухуровневой с разбивкой по мощности и/или опыту. Хотя в Калифорнии система формально двух уровневая, нет никакой необходимости получать «слабую» мото-категорию, так как можно сделать сразу полную.

Впрочем, многие, а может быть даже и подавляющее большинство, считают, что разбивка по уровням ничего не дает и лишь ограничивает свободу личного выбора.

В принципе, я считаю, что действительно надо начинать с чего-то маломощного, но не уверен, что это надо ограничивать законодательно.
0
Slayer-Artem
Рациональное зерно в нескольких уровнях очень даже есть, но думаю если человек берет байк именно с целью «гонять», то второй уровень тут не сильно поможет. Хотя, как дополнительный инструмент думаю имеет право быть. Как я понял, для начинающего мотоциклиста будет немалая страховка, в случае покупки мощного байка? Если так, то это тоже неплохой вариант, при этом стаж считаться должен не с даты получения категории, а с даты регистрации первого ТС. Но это мнение с высоты моего дивана, не претендую на абсолютную истину.
0
olley
Как я понял, для начинающего мотоциклиста будет немалая страховка, в случае покупки мощного байка? Если так, то это тоже неплохой вариант, при этом стаж считаться должен не с даты получения категории, а с даты регистрации первого ТС.
Да, цена страховки зависит от стажа и это касается не только мотоциклов, но и автомобилей тоже. Но стаж считают от времени получения категории. Поэтому конечно не исключена ситуация, когда кто-то получает права, потом они лежат 5 лет на полке, а потом появляется «водитель с пятилетним стажем».
+1
Schwarz
Теперь понятна «любовь» американцев к Уралам. На них можно ездить с автомобильными правами!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. olley, Получение прав в США: Теория для мотоциклистов