Блог им. molodoy13 → Воскресная покатушка. Место раположения 743-ей батареи капитан-лейтенанта С.Ф. Спахова на полуострове Тамань.

Одно из многих интересных мест Таманского полуострова, которое до сих пор было не изведано, но желание посетить его только увеличивалось со временем. И вот этот момент настал, обстоятельства сложились в нашу сторону и мы на месте. Кому интересно читаем далее.
История 743-й батареи начинается летом 1942 года, когда вооружение старого крейсера «Коминтерн» пошло на комплектование батарей 166-го и 167-го отдельных артиллерийских дивизионов (ОАД), защищавших Туапсе, а потом батареи 167-го ОАД были переведены на Тамань. Командовал 130-мм батареей № 743 167-го дивизиона, располагавшейся на мысе Панагии капитан лейтенант Стахов С.Ф. который в послевоенное время описал свои воспоминания и историю крейсера в своей книге крейсер «КОМИНТЕРН».

День и ночь кипела работа инженерных подразделений подполковника И. А. Смирнова: рыли котлованы, подвозили цемент, заготавливали гранитную щебёнку, которую добывали из бетонных оснований старой 33-й батареи. Строились командные пункты батареи, землянки для жилья, камбуз и санитарная часть. В конце 30-х годов прошлого века на мысе располагалась 33-я батарея Керченской военно-морской базы под командованием капитана Б. Е. Петрова, укомплектованная 203 мм корабельными орудиями образца 1905 года. Огневую позицию старой батареи решили сохранить и переоборудовать её как маскирующую 743-ю. Впоследствии бывшая 33-я батарея приняла на себя основной огневой удар. На самой высокой отметке мыса Панагия был установлен трёхметровый дальномер.Орудия для батареи были демонтированы с погибшего в 1942 году крейсера «Коминтерн». Крейсер был построен в 1881 году и имел на борту восемь 130 мм палубных орудий, четыре из которых были переданы 743-й батарее. В июле 1942 года во время массированного налёта немецкой авиации крейсер получил прямое попадание авиабомбой, которая пробила корабль насквозь. Крейсер «Коминтерн» можно увидеть в чёрно-белом фильме, снятом в 1925 году Сергеем Эйзенштейном, в роли броненосца «Потёмкин». Сейчас крейсер затоплен в устье реки Хоби, который находится у города Поти, для создания волнолома. При подготовке батареи учитывали, что она должна в равной степени поражать цели как на суше, на противоположном Керченском берегу, так и на море в Керченском проливе. В конце октября 1943 года все орудия были установлены на свои основания. На батарею прибыло командование Новороссийской и Керченской баз.
Попытка попасть в это место была уже второй по счету. В прошлый раз не угадал с погодой, попал в ливень, и здорово вывалялся в грязи вместе с ТДМом, так до места и не добравшись. Сейчас стояла сухая погода достаточно долгое время и было решено ехать. В компании с боевым другом DenisDM796 и его боевым Монстром, которому в этот раз пришлось продемонстрировать еще и свои внедорожные качества. Также случайно компанию нам составил Алексей и его девушка Лера, к которым мы заехали по пути в Сенной. Решили его отвлечь от восстановления разбитого Дрозда, и он любезно согласился присоединится к нам на имеющемся Kawasaki KLE 400.

Дорога была уже разведана, поэтому препятствий в поиске пути не возникло. В сухом состоянии она вполне проходима для практически любого мотоцикла, но более менее приличную скорость все же лучше набирать на эндуро. Покрытие — камни и растрескавшаяся высохшая глина. Очень красива дорога по берегу, мимо мыса Панагия, радует путешественника прекрасными видами.






Издалека видны останки командного пункта, часть которых свисает с утеса, находясь в состоянии «свободного падения». Основное время было проведено там за изучением подземных коммуникаций, которые вполне проходимы без специального снаряжения. В целом очень атмосферное место, находясь там понимаешь о героизме людей воздвигнувших данный объект в таких нечеловеческих условиях и трудное время.


В отдалении от наблюдательного пункта расположены развалины мелких наземных сооружений, как я понимаю, там и были установлены знаменитые дальнобойные орудия и организованы орудийные дворики и склады с боеприпасами. По описаниям в интернете, имеется и обелиск с памятной надписью, но нам он как-то на глаза не попался.






Огорчает, конечно, общая неухоженность места: мусор, большое количество надписей на объектах. Но оставим это на совесть людей, чьи руки способны таким образом «запечатлеть» себя в истории. Но до сих пор батарея выполняет свою функцию и предназначение — сохраняет жизнь, в подземных коммуникациях обосновались несколько семейств ласточек, на останках дальнего оружейного дворика устроили жилище семейство лис. Советую всем кому интересно посетить это место и немного поспешить, потому что уже близко к нему подсупают сооружения бункеровочного комплекса, а объект официально не входит в перечень охраняемых и памятников.
P.S. Благодарность Алексею за составленную компанию, дары Фанагории и предоставленные фото.

molodoy13
- Сергей
- 1 июня 2015 в 2:03
- 6
- +36

- Programer23
- 1 июня 2015 в 9:28
- ↓

Рядом с маяком стелла. И на маяк можно залезть. Виды абалденные оттуда открываются.

- prostoLeha
- 1 июня 2015 в 9:29
- ↓
Шикарно ребят, сразу захотелось там побывать, почувствовать атмосферу того времени.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (8)
RSS свернуть / развернуть