Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. romanikitin → Chinamoto на прародине



Просили поделиться своими мыслями по поводу мотореальности в Китае. Делюсь.
Сразу предупреждаю, я не знаток китайского мотопрома. Я и велопром-то в Китае очень смутно себе представляю, поскольку занимаюсь исключительно производством и поставками велосипедов ИЗ КНР в РФ, а не наоборот. ;)

Ежегодно в Китае продается около 50 млн мотоциклов (для сравнения, легковых автомобилей около 20 млн). Из этого количества мототехники собственно в Китае (по лицензии или своими разработками) производится 30 млн. Повторюсь, это из тех, что имеют продажи на местном рынке. Китайская техника (разных брендов), идущая на экспорт — это отдельная статья.

Следует понимать, что Китай очень разный. Большой и разный. Поэтому дорожные наблюдения будут очень сильно разниться в зависимости от того, где именно наблюдаешь. Например, в центре Гуанчжоу или вообще на Новых территориях Гонконга мототехника преимущественно «цивилизованная», то есть это вполне себе приличные скутеры или мотоциклы привычного нам вида. А где-нибудь на окраине Ченду, да хоть бы и в «промышленных районах» крупных городов встречаются в основном «типичные китайцы».

Типичный китаец

Что я понимаю под «типичным китайцем»? Это обычный дорожный мотоцикл, как правило, лицензионная или не очень копия японского дорожника-классика разработки 70-х, может, начала 80-х годов. Выглядит этот байк примерно так:



То есть это:
дорожный мотоцикл;
  • 1 цилиндр объемом 100-125 куб. см;
  • чаще всего 2-тактный (от запаха характерного выхлопа с ароматом сгоревшего масла бежать некуда);
  • очень часто с литыми алюминиевыми колесами (этого я понять не могу — на большие колеса по-любому более разумно ставить оспицовку);
  • очень часто с дополнительными аксессуарами, включая всякие там держалки-дуги-свистелки-перделки.

Дети мегаполисов

Административное деление КНР очень напоминает таковое в РФ. Есть страна, разбитая на провинции (наши области, края и республики — сейчас не будем разбираться, в чем разница между этими субъектами), которые в свою очередь поделены на уезды (наши районы областей, краев, республик). И так же, как в России, в Китае имеются отдельные, независимые от территориального расположения федеральные единицы в виде крупных городов. У нас их три: Москва, С.-Петербург и Севастополь, называются они городами федерального значения. В КНР таких субъектов четыре, называются они городами центрального подчинения: Пекин, Шанхай, Чунцин и Тяньцзинь.
Во всех ГЦП действуют свои собственные правила регистрации и использования авто- и мототехники. Например, в Пекине строжайше запрещено передвигаться без специального разрешения на автомобиле, зарегистрированном не в Пекине (номера без опознавательного знака 京, означающего «столица»). А также, как и в Шанхае, запрещено движение мототехники в пределах, так сказать, местного Третьего транспортного кольца (хотя правильнее называть его Четвертым транспортным квадратом).
Еще в Китае есть т. н. специальные автономные административные области, как то Гонконг, Макао и Тайвань (Синьцзяно-уйгурский автономный район и Тибет пока оставим в покое, туда цивилизация еще не очень дошла). Там, разумеется, действуют свои правила. Например, в Гонконге и Тайбее (столица Тайваня) разрешена эксплуатация малокубатурной мототехники, в то время как в центральных зонах Шанхая и почти везде в Пекине — строгие ограничения. Доходит до того, что в столице КНР практически невозможно встретить мототехнику — одни сплошные электробайки.



Вообще, переход с мото- на электротехнику в крупных агломерациях КНР — штука больше политико-экономическая, чем рациональная. Известно, что мотоцикл стоит дешевле автомобиля. Также известно, что электробайк в теории должен стоить дешевле мотоцикла, а кроме того, он в теории вроде как экологичнее и экономичнее. На практике же все не столь радужно.

Цена на приличный e-байк составляет около 7 тыс. юаней (это где-то 60 тыс. рублей по нынешнему курсу). Эта цена запредельна для большинства китайцев, поскольку средняя зарплата рабочего около 2000-3000 юаней, а уже за 23 тысячи можно купить примитивный, но все-таки автомобиль.

UPD:
По какой-то причине у меня тут, похоже, некорректная инфа.
Привожу комментарий одного из читателей, постоянно проживающего в КНР:

Apokalepsysсегодня в 5:36
Сам живу в Китае. И ценником на е-мото не согласен. Например, мой бывший китайски мот под cbr стоит в среднем 8к юаней, под иж мот 3-4к. Ебайак под сбр, с макс скоростью 100 км, и проездом в 100 — 150 км стоит 4-5к, а если е-велик 1000 юаней, скутеры — в среднем стоит 2к.

От себя добавлю, что лично мои наблюдения в одном из мотоскутеромагазинов Шанхая показывали, что минимальная (!) цена на что-то, похожее на правду, составляет 3500-4500 юаней. Возможно, это какие-то элитные ебайки были, ну или меня просто развели с ценами (не помню, были ли ценники на самих самокатах или нет)

Однако зарегистрировать машину, скажем, в Шанхае или Пекине — тот еще гемор. В ожидании аукциона на выдачу регистрационных номеров можно прождать несколько лет, потом еще нужно озаботиться о парковке для машины (без свидетельства собственности или длительной аренды паркоместа на номера можно не рассчитывать)… В то же время показанный выше мотоцикл можно взять примерно за 7-8 тыс. юаней, а то и ниже. Грузоподъемность и динамика 125-кубового пусть даже и 4-тактника по-любому не уступает таковой у электробайка, а запас хода в несколько раз (а то и в несколько десятков раз) больше. И потом, не надо забывать, что электроэнергия в Китае далеко не дешева, да и в целом энергосистема страны находится уже в критическом состоянии — не экономично, не экологично, и на всех не хватает.

Поэтому зачастую получается, что при всех номинированных льготах на покупку электротехники рядовой небогатый китаец-горожанин выбирает все-таки… автомобиль. В 2014 году впервые за всю историю КНР кол-во автомобилей в стране превысило кол-во мотоциклов.

Еще раз об е-байках

Засилие электротехники в крупных городах порождает целую кучу проблем.
Во-первых, массовые, дешевые китайские аккумуляторы — далеко не образец качества, и теряют емкость они буквально после года эксплуатации. Причем теряют кардинально — приходится покупать новый. А система утилизации отработавших до сих пор далека от совершенства.
Во-вторых, я уже говорил, электроэнергия не везде дешева.
В-третьих, производство свинцово-кислотных АКБ в том кол-ве, которое необходимо, вызывает эпической величины экологические бедствия в тех регионах, где расположены эти производства (например, на северо-востоке провинции Сычуань, где я лично был, и до сих пор нахожусь под впечатлением).




Наконец, электротехника в умелых руках китайских Кенни Робертсов — это «Ад на колесах», «Дорога в Преисподню» и «Кармагедон-9» в одном флаконе. Китайцы-мотоциклисты, а в особенности, ебайкеры, в принципе не считают необходимым следовать ПДД, а с учетом почти полной бесшумности электроциклов они превращаются в настоящий бич для зевающих пешеходов и слепых водителей (таких в КНР, по моим наблюдениям, чуть более 50%).

Есть ли в Китае приличные мотоциклы?

Да, есть. В крупных городах не редкость встретить хороший спорт или приличный дорожник или даже эндуро. Встречаются даже и ценители непререкаемой Американской Легенды (см. фото ниже).



Однако, как и в случае с велотехникой, подобного рода недешевые игрушки — удел избранных. Большинство же пользуется куда более доступной техникой.

Вот где-то так.
Далее — просто фотки с моими комментариями.


Портрет типичного китайского байкера. На типичной китайской улице.


Так выглядит типичный мото-пейзаж типичного китайского города.


Законы аэродинамики — ничто, если остро необходимо срочно закончить ремонт у себя дома.


Полиция Гонконга. Ездит на таких же малокубатурных тошнотиках, как и остальные жители.


Встречаются и сайдкары (по-нашему — мотоциклы с коляской). Но очень (!) редко. Я за все свои 14 поездок в КНР видел всего один или два раза.


Романтика. Снова Гонконг (легко определить по желтым номерам — в континентальном Китае они синие).


Тоже… своего рода романтика. Матт. Все должно быть матт, включая нежную кожу на ножках фотомодели. Картинки с выставки.


Мото-такси в г. Юэян. Пассажир, разумеется, без шлема. Зато таксист в белых перчатках. :)


По-видимому, типичная пробка на типичной бесплатной дороге. Первого в КНР становится все больше, второго — все меньше.


Ну как же без семья-байка? ;)
  • romanikitinromanikitin
  • Роман
  • 25 апреля 2015 в 20:40
  • 1
  • оценка: +47

Комментарии (28)

RSS свернуть / развернуть
здесь был ататат

0
MasterDja
Спасибо!
0
durch
  • durch
  • 26 апреля 2015 в 0:29
Спасибо за статью! Последняя фотка… меня всегда удивляли такие люди так пренебригать безопасностью.
0
kirill_k
Спасибище!
+2
Apokalepsys
Сам живу в Китае. И ценником на е-мото не согласен. Например, мой бывший китайски мот под cbr стоит в среднем 8к юаней, под иж мот 3-4к. Ебайак под сбр, с макс скоростью 100 км, и проездом в 100 — 150 км стоит 4-5к, а если е-велик 1000 юаней, скутеры — в среднем стоит 2к.
+1
romanikitin
Я твоего позволения запилю это твое замечание в тело заметки.
У меня по памяти другие данные были — возможно, потому что я смотрю далеко не на весь рынок, а хватаю его кусочками, в т. ч. мне на рынке как лаоваю лохатому могли называть явно завышенные цены.
0
Apokalepsys
да, без проблем.
0
Apokalepsys
И еще момент, фотка про гонконг также не совсем верна, точнее описание в континентальном Китае, мото номера желтые, синие на машинах.
0
romanikitin
Да, тут лоханулся, признаю. ;)
0
Apokalepsys
И фотки старые про полицию Гонконга, она уже давно пересела на литр+, могу ошибиться но вроде bmw.
0
romanikitin
Вот здесь точно не согласен, потому что подобные тачанки видел под полицией самолично буквально месяц назад. Видимо, у них как и у нас — все управления и дистрикты равны, но некоторые ровнее.
0
Apokalepsys
Я в ГК езжу раз в 2 месяца, не разу не видел полицию на китаских мотах. Только бмв, спорт-туристы. Видимо действительно где то ровнее)
0
romanikitin
А какой именно ГК — Остров, Коулун или Новые территории? Потому как я как раз проезжаю через Коулун и Новые территории, и наблюдаю там. Собственно на о-ве Гонконг был всего один раз, и таки да, там реально совершенно другая жизнь — запредельно зажиточная по сравнению с континентальной.
0
Apokalepsys
В основном ГК.
0
romanikitin
А, ну тогда я совершенно не удивлен. Когда забираешься пешком на Пик и за 5 минут мимо тебя с ревом и отсечкой проносится два-три ляма зеленью — не удивительно, что местный мотобат ездит на новеньких BMW объемом литр+. :) Вот только мне мото-полиция на Острове вообще на глаза не попадалась.
0
Apokalepsys
Да и в целом гонконговские жители ездят приемущественно на японских мопедах и мотиках. Это не китай, где буса без доков стоит 64к юаней))
0
ArtyomiK
Шлема у них просто супер, особенно банданы, или лысые головы :D
0
Apokalepsys
У них еще есть прикол, в строительных касках ездить)
0
Yasno
  • Yasno
  • 26 апреля 2015 в 13:05
Тайвань, всё-таки, фактически — другая страна, примерно как Северная и Южная Кореи. Т.е. Китайская Республика и КНР — разные страны, со своими, не зависящими друг от друга законами.
0
romanikitin
В настоящее время политический статус Тайваня как части Республики Китай не определен. Однако то, что Тайвань как независимое образование не признан ни одним серьезным государством планеты, как бы демонстрирует отношение мира к идее Тайваня как «другой страны». Но да, действительно, там действуют свои законы, ходит своя валюта и т. п. Но не будем забывать, что свои законы и своя валюта есть, например, и в Гонконге, который в 1997 г. потерял половину своей «самостоятельности», а в 2047 полностью перейдет под юрисдикцию КНР.

Возвращаясь к Тайваню… В реальности все зависит от экономического состояния. Сейчас по сравнению с КНР оно ухудшается опережающими темпами. Навязанная западным миром «экономика услуг», ставшая локомотивом развития страны с начала 2000-х, а также вывод из страны реальных производительных ресурсов, есть очень большой риск в текущих мировых экономических условиях. Во всяком случае, тайваньский бизнес смотрит в будущее именно своей страны и именно внутри своей страны с большим пессимизмом.
0
Yasno
Я лишь имел в виду, что административно Тайвань не подчиняется КНР, в отличие от Гонконга и Макао. Так же, как КНР не подчиняется Тайваню. Они, конечно, считают друг друга своей провинцией и даже могут принять какие-нибудь законы, предписывающие жителям неподконтрольной территории передвигаться, например, задом наперёд, но практического значения всё это пока не имеет.
+1
yinglung
Ниньхао!

А попробуйте описать, на каких мото ездят в РФ? Москва, Питер — основа это приличные и не очень старые большие моты из Европы, Японии, Америки. Причем очень много совершенно новых с тюнингом на пол цены мотоцикла.
Города победней — попадаются старые но тоже с толстым двигателем и водители с приличной экипировкой. За городами — полно китая и древних японских аппаратов собранных из -овна и палок.

Так вот и с Китаем так-же. Вы прокатитесь по стране, погуляйте. Бейжинг, Шеньжень, Гуанжу, даже различные части Гонконга как выше уже сказали — это разные миры. Ваш портрет типичного китайского байкера — это смех. Я могу вам показать типичного Русского байкера на китайском мопеде, надо? Их большинство уже, к слову. Это я так витеивато хочу сказать, что вышло очень однобоко.
+1
romanikitin
Уважаемый Йинлун.
Во-первых, я написал достаточно ясно: Китай большой и Разный.
Во-вторых, я описывал типичного городского китайского байкера. Массового. Возможно, я это не акцентировал. Так вот, акцентирую: описанию подлежали представители массовки, а не золотой молодежи.

Городов для наблюдений в моей памяти достаточно. Начиная с больших (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Уси, Гонконг, Гуанчжоу, Шеньчжень, Сиань, Чэнду), через средние (Фошань, Куньшань, Ханчжоу, Сучжоу) и заканчивая крошечными (Суньпань, Луобей, Дэнфэн, Пэнфэнцунь и куча шэнме-шенмэ-сянов в Тибете). Это не говоря о свободных экономических и промышленных зонах, где живут и ездят на мотоциклах самые что ни на есть рядовые китайские пролетарии.

Разумеется, в окрестностях Тяньаньмэнь, на Банд или в Пудуне, ну или около Пика Виктории — совсем другая жизнь. Но она мне не интересна, поскольку, как верно замечено, мало чем отличается от жизни внутри ТТК.

Что творится за городом в РФ — это полное отсутствие мотоциклетной жизни. Воообще от слова совсем. Что там собрано и из какого говна, роли не играет, поскольку его по умолчанию почти нет. Сравнивать с китайским загородом просто смешно — совершенно не те объемы мотоциклизации.
0
yinglung
Я понял, просто я хочу сказать — на моем опыте этот обзор это не обзор мотокультуры Китая. Это обзор утилитарного использования мопедов в Китае. Как например автокультура у нас — это не ржавые заниженные ВАЗ-ы.

Я вообщем не спорю с Вами. У всех свое мнение, и это хорошо. Просто хотел добавить другое видение. В любом случае спасибо за труд в написании обзора.
0
romanikitin
Совершенно верно, это не обзор мотокультуры Китая. ;)
+1
Motochemist
Бывал в Пекине и Чанчуне. Особенно запомнилось: идешь в жилых кварталах часов эдак полседьмого утра, а из окон тянутся удлинители (даже с верхних этажей!) от которых заряжаются эти Е-велосипеды. Да и еще когда в китае переходишь дорогу на зеленый по зебре, тебя почему то все время кто то задавить пытается:)
+2
romanikitin
Реальный диалог с водителем такси, который не пропускает пешеходов на перекрестке, даже когда они идут на свой зеленый:

— А почему вы не пропускаете пешеходов?
— Если я их буду пропускать, они никогда не кончатся.
+4
Apokalepsys
Я всегда часто пропускаю людей на пешеходе, так Китайцы в 90% просто теряются когда ты перед зеброй останавливаешься и не знают как себя вести, у них происходит разрыв шаблона и зависания операционки)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. romanikitin, Chinamoto на прародине