Блог им. Korenb → Измерение максимальной скорости мотоцикла на примере JAWA CZ-462.6
В этой статье хотелось бы затронуть довольно таки острую проблему – какая она, максимальная скорость моего железного коня? Дискуссий на эту тему и на способы измерения этой скорости в интернете предостаточно. Одни верят штатному спидометру, а он порой завышает данные из ТХ на несколько десятков км, другие считают эталоном навигатор, но показания первого и второго редко совпадают. Я же попытаюсь описать еще один метод, на использование которого меня вдохновил фильм “Самый быстрый Индиан”. Те, кто смотрел этот фильм, наверняка поймут, что речь идет именно о средней скорости, получаемую путем деления пройденного расстояния на время. Но обо всем по порядку.
И-так, подопытным кроликом был выбран мотоцикл моего друга, CZ-472.6. Почему именно он, спросите вы? Да потому что на таких мотоциклах, символах эпохи перестройки, учились ездить большинство из нас, бороздили просторы СССР наши отцы и деды. Кого удивишь рассказом друга, брата, свата про то, как он развивал 150-160 км на яве? Да никого. Кто-то верит, кто-то нет. Большинство случаев ни доказать ни опровергнуть невозможно, но некоторую ясность преподнести я все-таки постараюсь.
Сразу хочу отметить, двигатель мотоцикла не стоковый, он был доработан, можно так сказать слегка форсирован. Сильно в детали вдаваться не буду, информации о форсировке в интернете предостаточно. Скажу лишь одно, цель выжать все соки из двигателя не ставилась, важны были ресурс и надежность.
Собственно, вот что говорит о максимальной скорости руководство по обслуживанию данного мотоцикла
Как видим, всего лишь 125 км лежа, не густо. Как правило, большинство из нас ориентируются все-таки на спидометр, отсюда и рождаются “сплетни” про скорость в 100500 км/ч. Ведь даже мануал дает некоторые сведения о том, как следует замерять максималку.
В общем, пора приступать к делу. Для заезда была выбрана трасса Брест-Москва, а чтобы далеко не ездить, участок недалеко от Минска. В качестве видеорегистратора была использована камера AEE, скорость фиксировал Navitel в телефоне. Собирался я замерять двумя телефонами, но во втором разрядился аккумулятор, пришлось довольствоваться одним. Камера, мотор, поехали!!!
Как можно убедиться, стрелка спидометра показывала примерно 145 км. Навигатор же утверждал, что предел был равен 131.4 км. Что из этого было ближе к истине, я и постараюсь выяснить ниже.
Каков был мой план действий. В видеоредакторе обрезаю участок записи, на котором скорость была максимальная, это примерно за минуту до завершения съемки. Далее стараюсь найти на ней два объекта, которые можно увидеть на картах Google и между которыми скорость не изменялась. Ими оказались отбойники с правой стороны дороги. ВОт этот фрагмент, на 2ой и на предпоследней секунде будут именно те отбойники, относителньо которых я буду замерять растояние.
Вот скриншот нужного кадра вместе с точкой начала отсчета на карте
А вот и вторая точка
А здесь показан сам отрезок пути общим планом
Далее измеряю расстояние между двумя этими точками – 712.5м. Продолжительность отрезка видео равно 19.6с. Произведя нехитрые математические операции, приходим к ответу, что средняя максимальная скорость была равна 130,9 км/ч, максимальная кратковременная же, показанная навигатором, была больше всего на 0,5 км! То есть, Думаю, вывод напрашивается сам собой – даже с доработкой мотоцикл всего лишь на 6 км превзошел максимальную скорость, указанную в ТХ. Стоковому мотоциклу даже она, в большинстве случаев, будет недостижима. Как показывает практика, это касается не только “совкоциклов”, но и многих современных мото. Но это уже совсем другая история…
И-так, подопытным кроликом был выбран мотоцикл моего друга, CZ-472.6. Почему именно он, спросите вы? Да потому что на таких мотоциклах, символах эпохи перестройки, учились ездить большинство из нас, бороздили просторы СССР наши отцы и деды. Кого удивишь рассказом друга, брата, свата про то, как он развивал 150-160 км на яве? Да никого. Кто-то верит, кто-то нет. Большинство случаев ни доказать ни опровергнуть невозможно, но некоторую ясность преподнести я все-таки постараюсь.
Сразу хочу отметить, двигатель мотоцикла не стоковый, он был доработан, можно так сказать слегка форсирован. Сильно в детали вдаваться не буду, информации о форсировке в интернете предостаточно. Скажу лишь одно, цель выжать все соки из двигателя не ставилась, важны были ресурс и надежность.
Собственно, вот что говорит о максимальной скорости руководство по обслуживанию данного мотоцикла
Как видим, всего лишь 125 км лежа, не густо. Как правило, большинство из нас ориентируются все-таки на спидометр, отсюда и рождаются “сплетни” про скорость в 100500 км/ч. Ведь даже мануал дает некоторые сведения о том, как следует замерять максималку.
В общем, пора приступать к делу. Для заезда была выбрана трасса Брест-Москва, а чтобы далеко не ездить, участок недалеко от Минска. В качестве видеорегистратора была использована камера AEE, скорость фиксировал Navitel в телефоне. Собирался я замерять двумя телефонами, но во втором разрядился аккумулятор, пришлось довольствоваться одним. Камера, мотор, поехали!!!
Как можно убедиться, стрелка спидометра показывала примерно 145 км. Навигатор же утверждал, что предел был равен 131.4 км. Что из этого было ближе к истине, я и постараюсь выяснить ниже.
Каков был мой план действий. В видеоредакторе обрезаю участок записи, на котором скорость была максимальная, это примерно за минуту до завершения съемки. Далее стараюсь найти на ней два объекта, которые можно увидеть на картах Google и между которыми скорость не изменялась. Ими оказались отбойники с правой стороны дороги. ВОт этот фрагмент, на 2ой и на предпоследней секунде будут именно те отбойники, относителньо которых я буду замерять растояние.
Вот скриншот нужного кадра вместе с точкой начала отсчета на карте
А вот и вторая точка
А здесь показан сам отрезок пути общим планом
Далее измеряю расстояние между двумя этими точками – 712.5м. Продолжительность отрезка видео равно 19.6с. Произведя нехитрые математические операции, приходим к ответу, что средняя максимальная скорость была равна 130,9 км/ч, максимальная кратковременная же, показанная навигатором, была больше всего на 0,5 км! То есть, Думаю, вывод напрашивается сам собой – даже с доработкой мотоцикл всего лишь на 6 км превзошел максимальную скорость, указанную в ТХ. Стоковому мотоциклу даже она, в большинстве случаев, будет недостижима. Как показывает практика, это касается не только “совкоциклов”, но и многих современных мото. Но это уже совсем другая история…
- Korenb
- Руслан
- 3 сентября 2014 в 23:14
- 4
- +38
здесь был ататат
Вот и меня довольно долго волновал вопрос максималки. Пока обкатывал терпел, потом мне вдруг стало на нее пофиг да и спидометр серьезно занижал. Спустя два года после покупки я таки разогнал. Итог 130 км/ч абсолютный потолок и врёт безбожно спидометр при этом показывая 105 км. Обороты при этом 5 тыс.
- hell_odessa
- 4 сентября 2014 в 0:48
- ↓
Интересные таки наблюдения, но сам никогда не заморачивался, доверяю GPS, а вот мотоцикл таки CZ, это не JAWA, это очень похожие мотоциклы, но они никогда не выпускались под совместным брендом и было в них достаточно отличий. =)
Мерительным колесом можно — по старинке )). На 700 метрах по прямой может и не заметно, но погрешность есть, плюс если учитывать скорость записи (fps) камеры, то вряд-ли мы узнаем истинные км.ч прям аж в милисекундах )
Тут не в тему, но гугл карты НЕ учитывают рельеф местности и в горных участках врут безбожно, так же врут GPS если над головой мало спутников.
Эксперимент интересный ))
Тут не в тему, но гугл карты НЕ учитывают рельеф местности и в горных участках врут безбожно, так же врут GPS если над головой мало спутников.
Эксперимент интересный ))
В вашей же статье написано что мерить надо проехав в обоих направлениях. Вполне может оказаться что дорога в этом месте имеет уклон в ту или другую сторону, так что максимальная скорость будет отличаться от полученной.
И да: навигатор точно так же делит пройденное расстояние на время, так что не вижу объективных причин сомневаться в его показаниях.
И да: навигатор точно так же делит пройденное расстояние на время, так что не вижу объективных причин сомневаться в его показаниях.
Что касается достижения максимальных показателей скорости на мотоциклах обозначенных чешских марок автор как то поверхностно подходит к исследованию. Не раскрытым остались вопросы глубины «тюнинга», соотношения звезд, значений зажигания, сечений жиклеров, используемой смазке, даже состава топливной смеси. По этому однозначно не зачет по ДОСТИЖЕНИЮ максимальной скорости «совкоциклом». (полировка крышек тюнингом не считается)
звезда стандартная, на 18, зажигание тоже выставлено по книге, совмещены все каналы, отверстия в щеках коленвала запломбированы пробками для улучшения наполнения цилиндров, выпуск поднят на 3 мм, впуск опущен на 2, карб микуни vm26, обозначение жиклеров там другое, чем в совках, подобраны из соотношения расход/динамика, масло хадо 2т, 1 к 50. Собственно вот
Для Вашего типа двигателя, на сколько я помню, было актуальным укороченные поршни под 1 никелированное кольцо или укоротить имевшиеся,(все равно к вал балансировался) подьем степени сжатия и установка настроенного выхлопа, «познение» зажигания… как минимум и стрелочка уходила за шкалу. На яве 350\638 на ДПСный фен фиксировалось 174 км ч. (погрешность до 10 км.ч.)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (23)
RSS свернуть / развернуть