Блог им. SVNSD → Поездка на Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Август 2014 года.
Первый серьезный пост на Байкпосте, пинайте сильно.
Разговор про посещение СИЯП зашел еще в конце 2013 года между Бригадиром и СД. Решено было приурочить экскурсию годовщине взрыва первой водородной бомбы, т.е. в середине августа надо было быть в Курчатове. В итоге, 12 августа 2014 года, в день взрыва первой советской водородной бомбы, мы были на полигоне в эпицентре взрыва первой советской ядерной бомбы. До эпицентра взрыва водородной бомбы немного не доехали, технику уже стало жалко. Но ничего, оставим это на следующее посещение полигона, ибо много чего там осталось интересного к осмотру (эпицентр взрыва водородной бомбы, атомное озеро, скважины и штольни подземных взрывов).
Отчет написан от лица непосредственного участника событий Алексея Проповедника Propovednic.
Пятница 08.08.14: С утра пошел на работу, крайний перед отпуском день. Сидел как на иголках с самого утра в предвкушении поездки. Конечно же, запостил все мои планы в Фейсбук и Вконтакт, куда без современных технологий то. Позвонил Шему, (думаю не надо говорить, кто такой) узнать насчёт явок и паролей в Барнауле, который дал мне контакт Сереги Сэма, мотоклуб Колесницы дорог.
Созвонился с Сэмом рассказал о своих планах, он мне о своих и порешали, что я его буду ждать в Байк-баре. В общем, настало 16:00, я, чтобы не терять времени сажусь на трамвайчик и без всяких пробок добираюсь до дома. Дома быстрые сборы в течение 10 минут и в гараж. В общем, где то в 17:30 я был уже полностью готовый.
Попрощался с женой и сыном, перекрестился, и погнали…. На выезде из города встретил двух парней из Абакана, которые направлялись в Самарканд, обменялись телефонами (но чего-то потом они так и не ответили на мои звонки и смс), немного поговорили и я поехал. До боли знакомая дорога до Белово, а там и трасса Кузбасс-Алтай. На трассе встретил ребят с Ала-Аты, которые возвращались с Байкала. Наши парни Кайот и Гонза останавливались в этом году у них, когда ездили до Иссык-Куля.
Поржали, как же все друг друга знаю на дорогах, повспоминали воспоминания и поехали дальше. Кстати впереди ехал Павел на Иже (на котором он где только не ездил), поэтому двое других парней ехали позади его постоянно останавливаясь с мыслями что как приедут в Алма-Ату, то сожгут его Иж (это они по секрету со мной поделились), говорят средняя скорость у них из за него 40-50 км))) В общем я попылил. Обязательная фотка у границы Алтайского края и далее до Барнаула, с остановками на АЗС.
К вечеру докатил до Байк-бара, созвонился с Сэмом, он мчал с Горного Алтая. Расположился за столиком, заказал себе вкусностей (БЕЗ всякого алкоголя) и стал ждать. Постоянно мелькали интересные личности в небольшом подпитии, кто то обсуждал политику, кто то историю Российскую, кто то мужиков, кто то девак… В общем в Барнаульском байк-баре мне понравилось, очень колоритное место где стоит побывать (хотя как потом оказалось я даже не во всех залах был). До 1:30 ночи прождал Сэма. Встретились, перекинулись парой слов и конечно же за пивом. Приехали к Сэму, ему нужно было вставать в 6:00 мне около 7:00. Решили по чуть-чуть и спать. Ага, счас! Байкеры, они такие байкеры, зацепились языками, сначала одно потом второе, и таким макаром просидели до 5 утра, охерели что уже можно и не ложится, но всё-таки решили покемарить.
Суббота 09.08.14: В 6:00 Сэм уехал встречать с поезда его хорошую знакомую Кристину (забавная и веселая девчонка), я решил не вставать в 7 утра а пофилонить и дождаться когда приедет Гонза, мой одноклубник, с которым я должен был ехать до границы, а там встретиться с нашими братьями: Койотом, Макаром и СД, которые выехали из Новосиба немного позже чем Гонзалес. В общем, Сэм и Кристина вернулись домой, и тут поверьте мне уже нельзя было спать.
Кристина начала перегруппировывать свои вещи для поездки на мотоцикле, и сопровождалось это всё громкими возгласами и шутками, в общем, девочка — стихийное бедствие. Ну что ж, пошел бриться мыться умываться. Кстати первый раз в жизни побрил налысо голову, такая легкость в уме появилась)))
Отзвонился Гонза, что ждет нас в кафе на выезде Барнаула. Читаю статус заветного Фейсбука: СД, Макар и Кайот начали движение в сторону Казахстанской границы.
Навьючили с Сэмом моцы, они с Кристиной собирались ехать в Горный Алтай, и поехали на встречу с Гонзой. Встретились с Гонзой, проводили Сэма с Кристиной, кстати это была судьбоносная встреча, между Гонзой и Кристиной воспылали чувства, и теперь они говорят что это всё из за меня))
В общем, встали по направлению на Рубцовск и погнали. Поля, поля, вокруг поля. Долго ехали в режиме остановок только на АЗС, потом решили все таки останавливаться почаще, потому как придёться ждать слишком долго остальных на границе. В Рубцовске немного очконул, когда гаишник махнул мне и впереди меня идущей шохе при обгоне фуры, шоха остановилась, а я решил не останавливаться. Доехали до границы и тут начался долгий и нудный процесс таможенного оформления. С Российской стороны всё быстро, с Казахстанской всё намного дольше.
После границы оформили Казахстанскую автостраховку. Остановились у ближайшего магазина с напитками и стали ждать всех остальных. На улице реально жарко
Из наблюдений Гонзалеса:
Прошли таможню. Парень попросил в ближайшем ларьке Русско-Казахстанский разговорник. Продолжаю наблюдение.
Через час, полтора подъехали СД, Койот и Макар.
У них прохождение границы заняло гораздо меньшего времени так как они сделав наглые щи пролезли вперед остальных, презрительно крикнув на возмущенных дальнобоев. Встретились, побратались и уже в впятером погнали на Семипалатинск.
Ох уж эти казахстанские дороги, но говорят, есть и хуже.
Весело и шутя докатили до въезда в Семей, там нас встретил Бригадир и поехали прямым направление сразу до супермаркета.
Когда заехали в Семей первым делом у меня возникло желание поговорить с акимом (мэром) города о качестве дорог. В супермаркете сняли денег, там мы допустили первую ошибку нахождения в Казахстане, и в Семипалатинске в частности, средний оклад там на наши 4 тысячи рублей, у кого то больше у кого то меньше, а мы каждый поснимали себе их фантиков на эту сумму и пошли, рассматривая смешные купюры, за что получили нагоняю от СД, ибо за эти деньги нам могли бы настучать по голове.
Закупились продуктами, пивом, и, конечно же дешевым, вкусным, казахстанским коньяком для вечерних посиделок. На кассе девочки, думаю, хотели уехать с нами. Дальше погнали на дачу Юли-Пчелы (отдельное ей много раз спасибо за всё), где планировалось ночевать, прокатились с важными щами по всем знаковым местам Семея.
На даче Юля приготовила восхитительный лагман (ох этот прекрасный лагман) который великолепно пошел под пиво и казахский коньяк. Вечером приходил Колян, который часто посещает все мероприятия в России вместе с нашим Бригадиром.
Смеркалось! А мы выпивали, говорили, пели.
Воскресенье 10.08.14: Первое казахстанское похмельное утро, которое на удивление было легким. Никогда в принципе не завтракаю, но тут очень плотно поел вчерашнего лагмана (наркотиков не употребляю! если вдруг подумаете что это “по хавчику прибило”). СД дал скататься Бригадиру на своей Голде до отца в город по важным делам, а мы стали собираться в дорогу до Курчатова.
Через пару часов вернулся Бригадир с довольным жалом и словами “Блять, это магия Голды! Мне даже менты дорогу уступали!”, с ним приехал Дима местный мотоциклист, с кем позже случилось призабавнейшая, поучительная ситуация.
Собрали вещи, посидели, обсудили планы и погнали. по дороге завезли Юлю домой. Гонзалес направился обратно в Новосибирск, а мы погнали до Курчатова.
Дороги сначала казались очень плохими потом постепенно все привыкли к ним и начали даже дурачится, конечно, некоторые и попали в ямки до отбоя вилки, но больше ничего не произошло неприятного. Вокруг одна степь и песок.
Доехали до некогда военного городка Чаган рядом с которым базировался аэродром дальней авиации стратегического назначения. На въезде установлен памятник городку и его жителям.
Пофотались, Бригадир рассказал нам историю городка, как взлетали самолеты, как доставлялись бомбы до этих самолетов, поужасались какой здесь был повсеместный триндец, и погнали дальше.
Остановились у разрушенной КПП, ранее в советское время дальше этого места нельзя было проехать без спец пропуска, вся территория семипалатинского испытательного ядерного полигона до сих пор окружена колючей проволокой.
Наконец приехали до Курчатова, разгрузились у Бригадира дома. Встретились с Жужей (жена Бригадира) и их дочерью Алиной (спасибо вам девчонки, что терпели нас столько дней, за вкусную еду, за уют, за компанию), погоревали, что у СД в кофре разбилась литровая бутылка прохладного пива и залила все вещи (не коньяк и ладно!) и погнали ставить моцы на базу.
И тут оказалось, что у Димы спустило колесо. Ещё в Семее Бригадир спросил у него, а точно ли твой мотоцикл 80-х годов в не очень годном состоянии сможет выдержать 130 км туда и обратно, на что получил утвердительно “Да без базара, я только что масло поменял!”. А то, что резина у него стоит от Ижа сомнительного качества он не взял во внимание. В общем потратили немало времени на разбортовку колеса, потому как опыта не у кого не было кроме как на велосипедных покрышках. Конечно же, решающим было Койотовское “А нука свалите, щас я...” Оказалось что камера уделана в мясо, в нескольких местах разорвана в том числе и от наших попыток разбортовки, и вырван сосок. В Курчатове вечером, в воскресенье, к сожалению не работаю магазины по продаже камер для мотоциклов. А с утра в понедельник Диме нужно было быть край к 8-30 в Семее. В общем, звонок в таксо и Дима пошуршал в Семск за камерой, которая лежала у него дома. А мы пошли выпивать за приезд, ужинать и петь песни.
Смеркалось! Приехал многострадальный Дима с камерой, мы немного под шафе пошли забортовывать колесо, сам процесс совсем не помню, но судя по фоткам, адекватным из нас был только Макар, а меня за мои советы чуть не апиз…. не выгнали с территории. В общем забортовали, проверили, поставили всё гуд.
Дима решил выезжать в 5 утра, пошли гулять дальше.
Понедельник 11.08.14: Утром Бригадир рассказал что Дима отъехав 26 км от Курчатова опять поломался, и опять спустило колесо, из за того что резина говно и там какая то гадость видимо которая жрет камеру. Он опять приехал на ободе в Курчатов, оставил моц и опять уехал на таксо (к слову сказать Дима вечером приперся с газелью за своим моцем, хватит про него в общем).
Позавтракали и пошли на экскурсию по городку. Курчатов очень маленький городок, уютный, без какой либо преступности, раньше говорят даже машины не закрывали, сейчас же начали приезжать с деревень уралманы, со склонностью на преступность, поэтому стало понапряженнее.
Прошли по памятникам и достопримечательностям, набережной, были возле дома, где жил Берия, видели тучу уток на перелете, прям громадная стая, памятник мирному атому.
После обеда были на экскурсии в музее ядерных испытаний, экскурсовод сначала видимо нас испугалась, но после умных вопросов Макара и СД, поняла, что мы вполне себе нормальные и образованные люди, которые не съедят её после экскурсии за бутылочкой пива на своих мотоциклах. Узнали много нового, посмотрели макеты взрывов. Видели пульт управления взрывом РДС-1 (я даже на кнопку нажимал, со словами “Чик, и не ту больше вашей омерики”), посидели за столом Курчатова, где он управлял всеми своими научными науками.
Ну а вечером опять коньяк, вкусный и дешевый! Песни под гитару, поход в местный бар, где немного потрепали нервы местным завсегдатаям.
Спать. Завтра на полигон!
Вторник 12.08.14: Встали как всегда рано. Так как ожидался приезд Президента Назарбаева в Курчатов, официального разрешения на посещение полигона нам не дали, как собственно и не дали обещанную буханку оборудованную для экскурсий, и слегка защищенную от радиации. Но кое-кто то показал как можно проехать в обход постов и не попасться. Наша цель была попасть на запретную территорию, где был произведен взрыв РДС-1 в 1949 году. От эпицентра взрыва РДС-1 до Курчатова ровно 40 миль.
На территории полигона ещё остается много мест где есть металл со времен испытаний, поэтому местные жители промышляют там добычей этого металла. Местные говорят, что много кто не вернулся из катакомб и укрытий, когда лезли за металлом, из за оставшейся радиации. Дабы избавится от радиации, там же на полигоне черные старатели распивают водку, которую берут с собой.
В общем, мы взяли с собой некоторые средства самообороны не совсем разрешенные к использованию, так сказать, чтобы на душе было спокойнее.
Погнали своим ходом. Дорога с приемлемого асфальта перешла на бетонку, а потом в хорошо укатанную грунтовку, а потом просто в грунтовку. Встретили первый радиационный контроль на буханке, но нас не остановили, возможно, испугались, а возможно потому что отнесли нас к слабоумным и не стали трогать. После поворота на “Объект 100” дорога окончательно портиться, потому, как мало кто едет дальше, потом она просто переходит в состояние направления. Обозначили поездку девизом «Слабоумие и отвага».
Доехали до бункера, где хранились аккумуляторные батареи необходимые для подрыва РДС-1, на командный пункт, почему то не стали заезжать, да и там не было ничего интересного.
Возле первого объекта “Гуся” увидели разбитый лагерь научной радиационной лаборатории с военизированной охраной. Остановились, сначала очковали продолжать свой путь, но потом решили, что вить на поражение они же не станут стрелять, наверное, со словами “Да похуй, поехали!” продолжили свой путь, немного огибая этот лагерь. Доехали до следующего “Гуся” (сооружение, где располагалось измерительное оборудование из очень крепкого монолитного бетона). Начали свои исследования, конечно завораживает, когда думаешь что здесь происходило в 1949 году, как все это выглядело в целом состоянии, пофотались снаружи и внутри. Кстати говоря, все кабеля подходящие к объектам выкопаны и тут же разобраны на цвет мет, после чего остались неглубокие траншеи и жестяная оплетка.
Дальше проехали до следующего “Гуся”, там же рядом расположен бункер куда помещали животных во время взрыва, для дальнейшего их исследования при воздействии радиации на организм. Некоторые слабоумные (отважные) полезли на “Гуся” (платформа наверху шириной около полу метра), а некоторые полезли в бункер, всё ниже и ниже по лестнице вниз (дошли до воды, потом лестница уходила под воду и побывать в самом бункере не удалось). Там же были разбросаны и расставлены непонятные сооружения и конструкции, о назначении которых мы могли только догадываться, потому, как гугла под рукой не было.
Затем двинулись до эпицентра, его можно было хорошо распознать по сходящимся к нему “Гусям”. Дороги уже не было, решили идти напролом по полю, так как от взрыва все опасные объекты были сметены, за резину уже не опасались.
И вот то для чего мы вообще сюда ехали. Заросшая воронка метров 5 диаметром, глубиной, где то с 1-2 метра, после взрыва РДС-1 мощностью 22 килотонны на высоте 37 метров от земли. В общем в воронку никто не захотел спустится), типа там вода, растения, короче очконули.
Вокруг застекляневшая порода, бетонную колонну, располагавшуюся рядом срезало как нож масло.
Пробыли там минут 10, вдалеке начал собираться дождь, из-за которого мы могли просто не выбраться с полигона на своих мотоциклах предназначенных исключительно для ровного асфальта. Взяли на память камушек среднего размера и два маленьких (потом мы их измерили, и офигели, мягко говоря, какой рентгеновский аппарат лежал всю дорогу у СД в кофрах).
Обратно гнали почему то очень быстро, вывели новую единицу скорости, выраженную в Койоточасах, ибо наш Койотес гнал впереди всех с неприличной скоростью на его шадике по этой так называемой дороге. Перед выездом на бетонку нас застал дождь, который помог смыть радиоактивную пыль с нас и наших мотоциклов, такой хороший крупный степной дождь, с красивыми молниями и оглушающим громом. Приехали на базу, оставили мотоциклы, и пошли до дома выводить радиацию при помощи вливания нескромного количества коньяка в каждое туловище.
Рассказов и эмоций было хоть отбавляй. Навыводилсь радиации и пошли спать.
Среда 13.08.14: В этот день хорошенько выспались. Жужа как всегда накормила всех вкусной кашей, а я как всегда не завтракал. Начали собираться на Семипалатинск. В ходе сборов все решили проверить тех жидкости и их уровень. Макар выехал на чистую ровную площадку проверил масло, долил до уровня немного, протер моцик и завел прогревать, и тут как масло долбануло по всему асфальту, он просто забыл закрутить крышку залива масла))) В общем ложанулся, с кем не бывает. Масла осталось ниже минимума, долили остатки, что были в канистре и послали Бригадира за автомаслом аналогичным по характеристикам, а по приезду в Семск было решено сделать полную замену масла. Бригадир привез масло, залили до нужного уровня. Навьючили моцы, попрощались с Жужей, с Алиной, поблагодарили их за всё что они сделали и за то что они терпели наши рожи и погнали до Семея.
А там нас ждал увлекательный поход на замечательный фильм “Черепашки-ниндзя”!!!
Приехали к 14-00 в Семипалатинск как раз успели к сеансу. Немного смутили присутствующих детей и родителей своим появлением.
Посмотрели фильм и поехали осматривать достопримечательности Семипалатинска, памятники и скульптуры.
Немного взбудоражили местных жителей своей колонной мотоциклов и поехали снова на дачу к Юле, делиться впечатлениями и выводить радиацию.
Заварганили еды, достали коньяка и гитару, так и сидели до позднего позднего вечера. Завтра абсолютно никуда не надо.
Четверг 14.08.14: Выспались как следует. Те, кто постарше встали как всегда раньше, тем самым предвещая скорое наступление пенсионного возраста. Делать было нечего, лично мне) остальные поехали менять масло на моцах Бригадиру и Макару. Я разложил раскладушку в тени стоящей рядом сосны, выпил прохладного пива и стал придаваться дреме. Проснулся от сильного шквального ветра и грома. В срочном порядке стал убирать все с улицы, только все убрал, начался сильнейший ливень, а я злорадно смеясь смотрел на него в окно, думая как же сейчас не сладко парням в дороге))) Дождь закончился. Приехали злые и недовольные мотоциклисты. Но с шашлыком и пивом, коньяк в крайний день перед отъездом решили не употреблять. Так же они привезли наивкуснейших пончиков с ливером местного производства только только приготовленных. Правда когда некоторые через чур их пережрали сразу схватились за животы. Бригадир забился с местными байкерами на встречу на их тусовочном месте (как наш Подорожник, или Новосибирский водопой). Поехали. По дороге заехали к вышеупомянутому Диме за дозиметром. Приехали на тусовку, никого. Позже подтянулись местные байкеры на двух рейсерах и одной десятке. И пошли разговоры за сколько жрёт, сколько прёт, в центре внимания как всегда и везде была голда СД. Поскучав там и поев хот-догов погнали обратно.
Вечером Макар и Кайот пожарили шашлыков, тихо посидели, попили пива и побрели спать.
Пятница 15.08.14: Встали рано. Собрались, упаковались, попили чаю и около 9:00 выехали из Семска на границу. На границе было относительно мало народу, и уже после первого запуска колонны машин мы оказались у ворот. Обрадовались, что на этот раз удастся быстро пройти границу (ага счас блин). Сзади всех объезжая всю колонну машин и мотоциклов подъехал автобус, и его Казахстанские пограничники пустили первым. И тут мы схватились за головы, матеря при этом вслух и про себя погранцов. В общем, со всеми пограничными тяготами мы потеряли около 2,5 часов времени, а нам с Бригадиром нужно было быть в Новосибе к 21-00 вечера. Заправились на АЗС уже на нашей стороне, попрощались с парнями и погнали по направлению на Новосибирск, останавливаясь только для заправок, ибо завтра день рождения новосибирского клуба Голдоводов. А парни поехали в Саввушки на фестиваль «Одной дорогой».
Полный отчет от Проповедника:
Часть первая. Казахстан (Семей — Курчатов).
Часть вторая. Казахстан (Курчатов — СИЯП — Семей). ДР Голдвингов.
Часть третья. Кемерово — Екатеринбург — Кемерово. ЖЖ
Разговор про посещение СИЯП зашел еще в конце 2013 года между Бригадиром и СД. Решено было приурочить экскурсию годовщине взрыва первой водородной бомбы, т.е. в середине августа надо было быть в Курчатове. В итоге, 12 августа 2014 года, в день взрыва первой советской водородной бомбы, мы были на полигоне в эпицентре взрыва первой советской ядерной бомбы. До эпицентра взрыва водородной бомбы немного не доехали, технику уже стало жалко. Но ничего, оставим это на следующее посещение полигона, ибо много чего там осталось интересного к осмотру (эпицентр взрыва водородной бомбы, атомное озеро, скважины и штольни подземных взрывов).
Отчет написан от лица непосредственного участника событий Алексея Проповедника Propovednic.
Пятница 08.08.14: С утра пошел на работу, крайний перед отпуском день. Сидел как на иголках с самого утра в предвкушении поездки. Конечно же, запостил все мои планы в Фейсбук и Вконтакт, куда без современных технологий то. Позвонил Шему, (думаю не надо говорить, кто такой) узнать насчёт явок и паролей в Барнауле, который дал мне контакт Сереги Сэма, мотоклуб Колесницы дорог.
Созвонился с Сэмом рассказал о своих планах, он мне о своих и порешали, что я его буду ждать в Байк-баре. В общем, настало 16:00, я, чтобы не терять времени сажусь на трамвайчик и без всяких пробок добираюсь до дома. Дома быстрые сборы в течение 10 минут и в гараж. В общем, где то в 17:30 я был уже полностью готовый.
Попрощался с женой и сыном, перекрестился, и погнали…. На выезде из города встретил двух парней из Абакана, которые направлялись в Самарканд, обменялись телефонами (но чего-то потом они так и не ответили на мои звонки и смс), немного поговорили и я поехал. До боли знакомая дорога до Белово, а там и трасса Кузбасс-Алтай. На трассе встретил ребят с Ала-Аты, которые возвращались с Байкала. Наши парни Кайот и Гонза останавливались в этом году у них, когда ездили до Иссык-Куля.
Поржали, как же все друг друга знаю на дорогах, повспоминали воспоминания и поехали дальше. Кстати впереди ехал Павел на Иже (на котором он где только не ездил), поэтому двое других парней ехали позади его постоянно останавливаясь с мыслями что как приедут в Алма-Ату, то сожгут его Иж (это они по секрету со мной поделились), говорят средняя скорость у них из за него 40-50 км))) В общем я попылил. Обязательная фотка у границы Алтайского края и далее до Барнаула, с остановками на АЗС.
К вечеру докатил до Байк-бара, созвонился с Сэмом, он мчал с Горного Алтая. Расположился за столиком, заказал себе вкусностей (БЕЗ всякого алкоголя) и стал ждать. Постоянно мелькали интересные личности в небольшом подпитии, кто то обсуждал политику, кто то историю Российскую, кто то мужиков, кто то девак… В общем в Барнаульском байк-баре мне понравилось, очень колоритное место где стоит побывать (хотя как потом оказалось я даже не во всех залах был). До 1:30 ночи прождал Сэма. Встретились, перекинулись парой слов и конечно же за пивом. Приехали к Сэму, ему нужно было вставать в 6:00 мне около 7:00. Решили по чуть-чуть и спать. Ага, счас! Байкеры, они такие байкеры, зацепились языками, сначала одно потом второе, и таким макаром просидели до 5 утра, охерели что уже можно и не ложится, но всё-таки решили покемарить.
Суббота 09.08.14: В 6:00 Сэм уехал встречать с поезда его хорошую знакомую Кристину (забавная и веселая девчонка), я решил не вставать в 7 утра а пофилонить и дождаться когда приедет Гонза, мой одноклубник, с которым я должен был ехать до границы, а там встретиться с нашими братьями: Койотом, Макаром и СД, которые выехали из Новосиба немного позже чем Гонзалес. В общем, Сэм и Кристина вернулись домой, и тут поверьте мне уже нельзя было спать.
Кристина начала перегруппировывать свои вещи для поездки на мотоцикле, и сопровождалось это всё громкими возгласами и шутками, в общем, девочка — стихийное бедствие. Ну что ж, пошел бриться мыться умываться. Кстати первый раз в жизни побрил налысо голову, такая легкость в уме появилась)))
Отзвонился Гонза, что ждет нас в кафе на выезде Барнаула. Читаю статус заветного Фейсбука: СД, Макар и Кайот начали движение в сторону Казахстанской границы.
Навьючили с Сэмом моцы, они с Кристиной собирались ехать в Горный Алтай, и поехали на встречу с Гонзой. Встретились с Гонзой, проводили Сэма с Кристиной, кстати это была судьбоносная встреча, между Гонзой и Кристиной воспылали чувства, и теперь они говорят что это всё из за меня))
В общем, встали по направлению на Рубцовск и погнали. Поля, поля, вокруг поля. Долго ехали в режиме остановок только на АЗС, потом решили все таки останавливаться почаще, потому как придёться ждать слишком долго остальных на границе. В Рубцовске немного очконул, когда гаишник махнул мне и впереди меня идущей шохе при обгоне фуры, шоха остановилась, а я решил не останавливаться. Доехали до границы и тут начался долгий и нудный процесс таможенного оформления. С Российской стороны всё быстро, с Казахстанской всё намного дольше.
После границы оформили Казахстанскую автостраховку. Остановились у ближайшего магазина с напитками и стали ждать всех остальных. На улице реально жарко
Из наблюдений Гонзалеса:
Прошли таможню. Парень попросил в ближайшем ларьке Русско-Казахстанский разговорник. Продолжаю наблюдение.
Через час, полтора подъехали СД, Койот и Макар.
У них прохождение границы заняло гораздо меньшего времени так как они сделав наглые щи пролезли вперед остальных, презрительно крикнув на возмущенных дальнобоев. Встретились, побратались и уже в впятером погнали на Семипалатинск.
Ох уж эти казахстанские дороги, но говорят, есть и хуже.
Весело и шутя докатили до въезда в Семей, там нас встретил Бригадир и поехали прямым направление сразу до супермаркета.
Когда заехали в Семей первым делом у меня возникло желание поговорить с акимом (мэром) города о качестве дорог. В супермаркете сняли денег, там мы допустили первую ошибку нахождения в Казахстане, и в Семипалатинске в частности, средний оклад там на наши 4 тысячи рублей, у кого то больше у кого то меньше, а мы каждый поснимали себе их фантиков на эту сумму и пошли, рассматривая смешные купюры, за что получили нагоняю от СД, ибо за эти деньги нам могли бы настучать по голове.
Закупились продуктами, пивом, и, конечно же дешевым, вкусным, казахстанским коньяком для вечерних посиделок. На кассе девочки, думаю, хотели уехать с нами. Дальше погнали на дачу Юли-Пчелы (отдельное ей много раз спасибо за всё), где планировалось ночевать, прокатились с важными щами по всем знаковым местам Семея.
На даче Юля приготовила восхитительный лагман (ох этот прекрасный лагман) который великолепно пошел под пиво и казахский коньяк. Вечером приходил Колян, который часто посещает все мероприятия в России вместе с нашим Бригадиром.
Смеркалось! А мы выпивали, говорили, пели.
Воскресенье 10.08.14: Первое казахстанское похмельное утро, которое на удивление было легким. Никогда в принципе не завтракаю, но тут очень плотно поел вчерашнего лагмана (наркотиков не употребляю! если вдруг подумаете что это “по хавчику прибило”). СД дал скататься Бригадиру на своей Голде до отца в город по важным делам, а мы стали собираться в дорогу до Курчатова.
Через пару часов вернулся Бригадир с довольным жалом и словами “Блять, это магия Голды! Мне даже менты дорогу уступали!”, с ним приехал Дима местный мотоциклист, с кем позже случилось призабавнейшая, поучительная ситуация.
Собрали вещи, посидели, обсудили планы и погнали. по дороге завезли Юлю домой. Гонзалес направился обратно в Новосибирск, а мы погнали до Курчатова.
Дороги сначала казались очень плохими потом постепенно все привыкли к ним и начали даже дурачится, конечно, некоторые и попали в ямки до отбоя вилки, но больше ничего не произошло неприятного. Вокруг одна степь и песок.
Доехали до некогда военного городка Чаган рядом с которым базировался аэродром дальней авиации стратегического назначения. На въезде установлен памятник городку и его жителям.
Пофотались, Бригадир рассказал нам историю городка, как взлетали самолеты, как доставлялись бомбы до этих самолетов, поужасались какой здесь был повсеместный триндец, и погнали дальше.
Остановились у разрушенной КПП, ранее в советское время дальше этого места нельзя было проехать без спец пропуска, вся территория семипалатинского испытательного ядерного полигона до сих пор окружена колючей проволокой.
Наконец приехали до Курчатова, разгрузились у Бригадира дома. Встретились с Жужей (жена Бригадира) и их дочерью Алиной (спасибо вам девчонки, что терпели нас столько дней, за вкусную еду, за уют, за компанию), погоревали, что у СД в кофре разбилась литровая бутылка прохладного пива и залила все вещи (не коньяк и ладно!) и погнали ставить моцы на базу.
И тут оказалось, что у Димы спустило колесо. Ещё в Семее Бригадир спросил у него, а точно ли твой мотоцикл 80-х годов в не очень годном состоянии сможет выдержать 130 км туда и обратно, на что получил утвердительно “Да без базара, я только что масло поменял!”. А то, что резина у него стоит от Ижа сомнительного качества он не взял во внимание. В общем потратили немало времени на разбортовку колеса, потому как опыта не у кого не было кроме как на велосипедных покрышках. Конечно же, решающим было Койотовское “А нука свалите, щас я...” Оказалось что камера уделана в мясо, в нескольких местах разорвана в том числе и от наших попыток разбортовки, и вырван сосок. В Курчатове вечером, в воскресенье, к сожалению не работаю магазины по продаже камер для мотоциклов. А с утра в понедельник Диме нужно было быть край к 8-30 в Семее. В общем, звонок в таксо и Дима пошуршал в Семск за камерой, которая лежала у него дома. А мы пошли выпивать за приезд, ужинать и петь песни.
Смеркалось! Приехал многострадальный Дима с камерой, мы немного под шафе пошли забортовывать колесо, сам процесс совсем не помню, но судя по фоткам, адекватным из нас был только Макар, а меня за мои советы чуть не апиз…. не выгнали с территории. В общем забортовали, проверили, поставили всё гуд.
Дима решил выезжать в 5 утра, пошли гулять дальше.
Понедельник 11.08.14: Утром Бригадир рассказал что Дима отъехав 26 км от Курчатова опять поломался, и опять спустило колесо, из за того что резина говно и там какая то гадость видимо которая жрет камеру. Он опять приехал на ободе в Курчатов, оставил моц и опять уехал на таксо (к слову сказать Дима вечером приперся с газелью за своим моцем, хватит про него в общем).
Позавтракали и пошли на экскурсию по городку. Курчатов очень маленький городок, уютный, без какой либо преступности, раньше говорят даже машины не закрывали, сейчас же начали приезжать с деревень уралманы, со склонностью на преступность, поэтому стало понапряженнее.
Прошли по памятникам и достопримечательностям, набережной, были возле дома, где жил Берия, видели тучу уток на перелете, прям громадная стая, памятник мирному атому.
После обеда были на экскурсии в музее ядерных испытаний, экскурсовод сначала видимо нас испугалась, но после умных вопросов Макара и СД, поняла, что мы вполне себе нормальные и образованные люди, которые не съедят её после экскурсии за бутылочкой пива на своих мотоциклах. Узнали много нового, посмотрели макеты взрывов. Видели пульт управления взрывом РДС-1 (я даже на кнопку нажимал, со словами “Чик, и не ту больше вашей омерики”), посидели за столом Курчатова, где он управлял всеми своими научными науками.
Ну а вечером опять коньяк, вкусный и дешевый! Песни под гитару, поход в местный бар, где немного потрепали нервы местным завсегдатаям.
Спать. Завтра на полигон!
Вторник 12.08.14: Встали как всегда рано. Так как ожидался приезд Президента Назарбаева в Курчатов, официального разрешения на посещение полигона нам не дали, как собственно и не дали обещанную буханку оборудованную для экскурсий, и слегка защищенную от радиации. Но кое-кто то показал как можно проехать в обход постов и не попасться. Наша цель была попасть на запретную территорию, где был произведен взрыв РДС-1 в 1949 году. От эпицентра взрыва РДС-1 до Курчатова ровно 40 миль.
На территории полигона ещё остается много мест где есть металл со времен испытаний, поэтому местные жители промышляют там добычей этого металла. Местные говорят, что много кто не вернулся из катакомб и укрытий, когда лезли за металлом, из за оставшейся радиации. Дабы избавится от радиации, там же на полигоне черные старатели распивают водку, которую берут с собой.
В общем, мы взяли с собой некоторые средства самообороны не совсем разрешенные к использованию, так сказать, чтобы на душе было спокойнее.
Погнали своим ходом. Дорога с приемлемого асфальта перешла на бетонку, а потом в хорошо укатанную грунтовку, а потом просто в грунтовку. Встретили первый радиационный контроль на буханке, но нас не остановили, возможно, испугались, а возможно потому что отнесли нас к слабоумным и не стали трогать. После поворота на “Объект 100” дорога окончательно портиться, потому, как мало кто едет дальше, потом она просто переходит в состояние направления. Обозначили поездку девизом «Слабоумие и отвага».
Доехали до бункера, где хранились аккумуляторные батареи необходимые для подрыва РДС-1, на командный пункт, почему то не стали заезжать, да и там не было ничего интересного.
Возле первого объекта “Гуся” увидели разбитый лагерь научной радиационной лаборатории с военизированной охраной. Остановились, сначала очковали продолжать свой путь, но потом решили, что вить на поражение они же не станут стрелять, наверное, со словами “Да похуй, поехали!” продолжили свой путь, немного огибая этот лагерь. Доехали до следующего “Гуся” (сооружение, где располагалось измерительное оборудование из очень крепкого монолитного бетона). Начали свои исследования, конечно завораживает, когда думаешь что здесь происходило в 1949 году, как все это выглядело в целом состоянии, пофотались снаружи и внутри. Кстати говоря, все кабеля подходящие к объектам выкопаны и тут же разобраны на цвет мет, после чего остались неглубокие траншеи и жестяная оплетка.
Дальше проехали до следующего “Гуся”, там же рядом расположен бункер куда помещали животных во время взрыва, для дальнейшего их исследования при воздействии радиации на организм. Некоторые слабоумные (отважные) полезли на “Гуся” (платформа наверху шириной около полу метра), а некоторые полезли в бункер, всё ниже и ниже по лестнице вниз (дошли до воды, потом лестница уходила под воду и побывать в самом бункере не удалось). Там же были разбросаны и расставлены непонятные сооружения и конструкции, о назначении которых мы могли только догадываться, потому, как гугла под рукой не было.
Затем двинулись до эпицентра, его можно было хорошо распознать по сходящимся к нему “Гусям”. Дороги уже не было, решили идти напролом по полю, так как от взрыва все опасные объекты были сметены, за резину уже не опасались.
И вот то для чего мы вообще сюда ехали. Заросшая воронка метров 5 диаметром, глубиной, где то с 1-2 метра, после взрыва РДС-1 мощностью 22 килотонны на высоте 37 метров от земли. В общем в воронку никто не захотел спустится), типа там вода, растения, короче очконули.
Вокруг застекляневшая порода, бетонную колонну, располагавшуюся рядом срезало как нож масло.
Пробыли там минут 10, вдалеке начал собираться дождь, из-за которого мы могли просто не выбраться с полигона на своих мотоциклах предназначенных исключительно для ровного асфальта. Взяли на память камушек среднего размера и два маленьких (потом мы их измерили, и офигели, мягко говоря, какой рентгеновский аппарат лежал всю дорогу у СД в кофрах).
Обратно гнали почему то очень быстро, вывели новую единицу скорости, выраженную в Койоточасах, ибо наш Койотес гнал впереди всех с неприличной скоростью на его шадике по этой так называемой дороге. Перед выездом на бетонку нас застал дождь, который помог смыть радиоактивную пыль с нас и наших мотоциклов, такой хороший крупный степной дождь, с красивыми молниями и оглушающим громом. Приехали на базу, оставили мотоциклы, и пошли до дома выводить радиацию при помощи вливания нескромного количества коньяка в каждое туловище.
Рассказов и эмоций было хоть отбавляй. Навыводилсь радиации и пошли спать.
Среда 13.08.14: В этот день хорошенько выспались. Жужа как всегда накормила всех вкусной кашей, а я как всегда не завтракал. Начали собираться на Семипалатинск. В ходе сборов все решили проверить тех жидкости и их уровень. Макар выехал на чистую ровную площадку проверил масло, долил до уровня немного, протер моцик и завел прогревать, и тут как масло долбануло по всему асфальту, он просто забыл закрутить крышку залива масла))) В общем ложанулся, с кем не бывает. Масла осталось ниже минимума, долили остатки, что были в канистре и послали Бригадира за автомаслом аналогичным по характеристикам, а по приезду в Семск было решено сделать полную замену масла. Бригадир привез масло, залили до нужного уровня. Навьючили моцы, попрощались с Жужей, с Алиной, поблагодарили их за всё что они сделали и за то что они терпели наши рожи и погнали до Семея.
А там нас ждал увлекательный поход на замечательный фильм “Черепашки-ниндзя”!!!
Приехали к 14-00 в Семипалатинск как раз успели к сеансу. Немного смутили присутствующих детей и родителей своим появлением.
Посмотрели фильм и поехали осматривать достопримечательности Семипалатинска, памятники и скульптуры.
Немного взбудоражили местных жителей своей колонной мотоциклов и поехали снова на дачу к Юле, делиться впечатлениями и выводить радиацию.
Заварганили еды, достали коньяка и гитару, так и сидели до позднего позднего вечера. Завтра абсолютно никуда не надо.
Четверг 14.08.14: Выспались как следует. Те, кто постарше встали как всегда раньше, тем самым предвещая скорое наступление пенсионного возраста. Делать было нечего, лично мне) остальные поехали менять масло на моцах Бригадиру и Макару. Я разложил раскладушку в тени стоящей рядом сосны, выпил прохладного пива и стал придаваться дреме. Проснулся от сильного шквального ветра и грома. В срочном порядке стал убирать все с улицы, только все убрал, начался сильнейший ливень, а я злорадно смеясь смотрел на него в окно, думая как же сейчас не сладко парням в дороге))) Дождь закончился. Приехали злые и недовольные мотоциклисты. Но с шашлыком и пивом, коньяк в крайний день перед отъездом решили не употреблять. Так же они привезли наивкуснейших пончиков с ливером местного производства только только приготовленных. Правда когда некоторые через чур их пережрали сразу схватились за животы. Бригадир забился с местными байкерами на встречу на их тусовочном месте (как наш Подорожник, или Новосибирский водопой). Поехали. По дороге заехали к вышеупомянутому Диме за дозиметром. Приехали на тусовку, никого. Позже подтянулись местные байкеры на двух рейсерах и одной десятке. И пошли разговоры за сколько жрёт, сколько прёт, в центре внимания как всегда и везде была голда СД. Поскучав там и поев хот-догов погнали обратно.
Вечером Макар и Кайот пожарили шашлыков, тихо посидели, попили пива и побрели спать.
Пятница 15.08.14: Встали рано. Собрались, упаковались, попили чаю и около 9:00 выехали из Семска на границу. На границе было относительно мало народу, и уже после первого запуска колонны машин мы оказались у ворот. Обрадовались, что на этот раз удастся быстро пройти границу (ага счас блин). Сзади всех объезжая всю колонну машин и мотоциклов подъехал автобус, и его Казахстанские пограничники пустили первым. И тут мы схватились за головы, матеря при этом вслух и про себя погранцов. В общем, со всеми пограничными тяготами мы потеряли около 2,5 часов времени, а нам с Бригадиром нужно было быть в Новосибе к 21-00 вечера. Заправились на АЗС уже на нашей стороне, попрощались с парнями и погнали по направлению на Новосибирск, останавливаясь только для заправок, ибо завтра день рождения новосибирского клуба Голдоводов. А парни поехали в Саввушки на фестиваль «Одной дорогой».
Полный отчет от Проповедника:
Часть первая. Казахстан (Семей — Курчатов).
Часть вторая. Казахстан (Курчатов — СИЯП — Семей). ДР Голдвингов.
Часть третья. Кемерово — Екатеринбург — Кемерово. ЖЖ
- SVNSD
- Виталий
- 3 сентября 2014 в 17:49
- 3
- +40
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (22)
RSS свернуть / развернуть