Блог им. Zigger → Как я улучшил задний свет
Мысль кардинально переделать заднюю оптику Suzuki SV400S появилась еще до сборки нового аккумулятора. Но окончательно оформилась одновременно с заказом подходящих светодиодов, стало примерно понятно что, куда и как будет сделано.
Галогенки считаю пережитком старины, китайские задние фары на диодах не устраивали мощностью и общей врожденной убогостью конструкции. Самому себе были обещаны бонусы — светить больше, жрать меньше, ну и все такое… За компанию должна вырасти общая надежность системы. Мало того, мой вариант еще и должен был получиться дешевле готовых китайских )
Осторожно! Дальше много буковок и не все понятные !
Итак, прикинув несколько возможных вариантов, остановился на схеме из трех линеек 1-ваттных красных светодиодов, по пять штук в линейке. Почему именно пять в линейке? Падение напряжения на красных диодах меньше чем на других цветах, около 2,4в. Пять диодов включенных последовательно дают нам нужные 12в.
Нашел у китайцев подходящие диоды без подложек (emitter), так дешевле и больше вариантов по размещению.
Одна линейка (запитана током 300мА, суммарно 3,6 ватт) будет работать как задний габарит, при нажатии на тормоз загорятся еще две линейки (700мА, еще + 8,4 ватт). В обещанные китайцами 100лм/ватт для этих диодов я, конечно, не верю, но вот в 50-60лм/ватт как у старых поколений диодов CREE XR-E или XP-C — вполне. Таким образом, яркость габарита будет примерно 180-220лм, а с выжатым тормозом — все 600-720лм. По прикидкам, яркость оригинальных галогеновых ламп (обычно около 20лм/ватт) соответствует 200лм для габарита и 1000лм суммарно. Но штатный толстый красный светорассеиватель сильно режет яркость галогенки, как результат светодиоды при сравнимой световой мощности светят ощутимо ярче. Возможно позже поменяю светорассеиватель на прозрачный — видел на ебэе, будет еще заметнее.
С гасящими резисторами решил не заморачиваться, поэтому собрал два стабилизатора тока, соответственно для габарита и для тормозных линеек. Стабилизаторы простейшие, вся схема — микруха LD1084V-ADJ (более совершенный аналог старой-доброй LM317) и настроечный 2х-ваттный резистор, проверена годами беспроблемной работы в разных велофарах.
Верхняя цепочка на схеме — габарит. Нижняя цепочка — тормоза.
Радиатор охлаждения для диодов запилил из широкого алюминиевого уголка толщиной 3мм, немало помучался с его формой, но вроде все утоптал по месту в стандартный корпус фары. Даже сверху удалось сохранить оттопыренный небольшой кусок «лишнего» алюминия, хотя как теплоотвод он, конечно, нифига не лишний )
Приклеил светодиоды на теплопроводящий клей Arctic Alumina Adhesive. Правда, не в один заход, несколько штук пришлось по второму разу переклеить из-за того что теплопроводящая подложка диода не должна была иметь электрический контакт с охлаждающей пластиной. Когда все приклеилось и высохло как надо — спаял диоды в линейки и припаял к ним провода.
Спаял свои простенькие стабы, припаял к ним провода с родными разьемами. Выдрал из дохлого компьютерного блока питания мелкий радиатор для охлаждения стабилизаторов. Прикрутил стабы к радиатору (тоже с изоляцией от электрического контакта подложек).
На фото, на одной из микрух висят два резистора. Это потому что не нашлось нужного номинала, пришлось подбирать пару и спаивать параллельно.
Один из цоколей от бывших галогеновых лампочек разобрал на части и переделал в водозащищенный выход для проводов питания. От второго цоколя отрезал родные провода и оставил его просто как заглушку от пыли и воды.
В конце всей этой драмы собрал корпус фары со светодиодным модулем, пропустил провода наружу и припаял к стабилизаторам, залил все схемки клеем для пущей кошерности.
Фара стала на свое привычное место, разьемы питания торчат как прежде. Стабилизаторы прекрасно спрятались под правый хвостовой пластик, зафиксировал их парой стяжек.
Вот так светит габарит:
Update: Яркость только кажется такой большой, в действительности она не сильно превышает заводскую. А в люменах даже чуть меньше. Зато такую фару видно днем, в отличие от китайских диодных поделок.
При максимальной нагрузке (габарит + тормоза) и полностью заряженном аккумуляторе через 15 минут стабы едва теплые, а радиатор в фаре разогревается до 50-55 градусов, что вполне в пределах разумного. Учитывая что человек в здравом уме и твердой памяти врядли будет непрерывно жать ручку тормоза больше пары минут — теплоотдачи радиаторов хватит с большим запасом.
На следующем фото — разница яркости «габарит/тормоза»:
Результат творчества радует глаз яркостью (гараж можно освещать) и радует аккумулятор потреблением (3,6/12 ватт вместо 10/40 ватт).
Галогенки считаю пережитком старины, китайские задние фары на диодах не устраивали мощностью и общей врожденной убогостью конструкции. Самому себе были обещаны бонусы — светить больше, жрать меньше, ну и все такое… За компанию должна вырасти общая надежность системы. Мало того, мой вариант еще и должен был получиться дешевле готовых китайских )
Осторожно! Дальше много буковок и не все понятные !
Итак, прикинув несколько возможных вариантов, остановился на схеме из трех линеек 1-ваттных красных светодиодов, по пять штук в линейке. Почему именно пять в линейке? Падение напряжения на красных диодах меньше чем на других цветах, около 2,4в. Пять диодов включенных последовательно дают нам нужные 12в.
Нашел у китайцев подходящие диоды без подложек (emitter), так дешевле и больше вариантов по размещению.
Одна линейка (запитана током 300мА, суммарно 3,6 ватт) будет работать как задний габарит, при нажатии на тормоз загорятся еще две линейки (700мА, еще + 8,4 ватт). В обещанные китайцами 100лм/ватт для этих диодов я, конечно, не верю, но вот в 50-60лм/ватт как у старых поколений диодов CREE XR-E или XP-C — вполне. Таким образом, яркость габарита будет примерно 180-220лм, а с выжатым тормозом — все 600-720лм. По прикидкам, яркость оригинальных галогеновых ламп (обычно около 20лм/ватт) соответствует 200лм для габарита и 1000лм суммарно. Но штатный толстый красный светорассеиватель сильно режет яркость галогенки, как результат светодиоды при сравнимой световой мощности светят ощутимо ярче. Возможно позже поменяю светорассеиватель на прозрачный — видел на ебэе, будет еще заметнее.
С гасящими резисторами решил не заморачиваться, поэтому собрал два стабилизатора тока, соответственно для габарита и для тормозных линеек. Стабилизаторы простейшие, вся схема — микруха LD1084V-ADJ (более совершенный аналог старой-доброй LM317) и настроечный 2х-ваттный резистор, проверена годами беспроблемной работы в разных велофарах.
Верхняя цепочка на схеме — габарит. Нижняя цепочка — тормоза.
Радиатор охлаждения для диодов запилил из широкого алюминиевого уголка толщиной 3мм, немало помучался с его формой, но вроде все утоптал по месту в стандартный корпус фары. Даже сверху удалось сохранить оттопыренный небольшой кусок «лишнего» алюминия, хотя как теплоотвод он, конечно, нифига не лишний )
Приклеил светодиоды на теплопроводящий клей Arctic Alumina Adhesive. Правда, не в один заход, несколько штук пришлось по второму разу переклеить из-за того что теплопроводящая подложка диода не должна была иметь электрический контакт с охлаждающей пластиной. Когда все приклеилось и высохло как надо — спаял диоды в линейки и припаял к ним провода.
Спаял свои простенькие стабы, припаял к ним провода с родными разьемами. Выдрал из дохлого компьютерного блока питания мелкий радиатор для охлаждения стабилизаторов. Прикрутил стабы к радиатору (тоже с изоляцией от электрического контакта подложек).
На фото, на одной из микрух висят два резистора. Это потому что не нашлось нужного номинала, пришлось подбирать пару и спаивать параллельно.
Один из цоколей от бывших галогеновых лампочек разобрал на части и переделал в водозащищенный выход для проводов питания. От второго цоколя отрезал родные провода и оставил его просто как заглушку от пыли и воды.
В конце всей этой драмы собрал корпус фары со светодиодным модулем, пропустил провода наружу и припаял к стабилизаторам, залил все схемки клеем для пущей кошерности.
Фара стала на свое привычное место, разьемы питания торчат как прежде. Стабилизаторы прекрасно спрятались под правый хвостовой пластик, зафиксировал их парой стяжек.
Вот так светит габарит:
Update: Яркость только кажется такой большой, в действительности она не сильно превышает заводскую. А в люменах даже чуть меньше. Зато такую фару видно днем, в отличие от китайских диодных поделок.
При максимальной нагрузке (габарит + тормоза) и полностью заряженном аккумуляторе через 15 минут стабы едва теплые, а радиатор в фаре разогревается до 50-55 градусов, что вполне в пределах разумного. Учитывая что человек в здравом уме и твердой памяти врядли будет непрерывно жать ручку тормоза больше пары минут — теплоотдачи радиаторов хватит с большим запасом.
На следующем фото — разница яркости «габарит/тормоза»:
Результат творчества радует глаз яркостью (гараж можно освещать) и радует аккумулятор потреблением (3,6/12 ватт вместо 10/40 ватт).
- Zigger
- Александер
- 3 июня 2013 в 11:48
- 25
- +23
- Boro-DA-163
- 7 января 2014 в 4:53
- ↑
- ↓
да мне бы тоже интересно было бы на диоды повороты сделать чтоб разгрузить гену для доп света мне тут товарищь подарил диоды из заднего фонаря крузака 200 и плату от него же но она больша в фонарь драгстара не умещается к сожалению
- Boro-DA-163
- 7 января 2014 в 4:56
- ↑
- ↓
повороты ват 40 примерно и стоп с габаритом столько же и если ещё в спидометр диоды то ещё немного в итоге для доп света достаточно и гена не в напряге хотя даже если без доп света то снизится расход топлива незначительно но всё же
- SoulKeeper
- 3 июня 2013 в 12:12
- ↓
а почему именно линейная стабилизация? зачем греть воздух? есть же ШИМ =) 555ый + пара деталек обвязки и почти 100% КПД =) + к тому можно было все 3 линейки использовать постоянно (20% скважность — габарит, 90-100% стопарь) я так себе делал на зизер только светики брал пираньи, телюксовские
- SoulKeeper
- 3 июня 2013 в 12:23
- ↑
- ↓
:) ну ладно) получилось хорошо, не спорю) каждый делает как ему больше нравится) с ШИМ никакой мороки нет, если надо — могу расчитанный вариант скинуть) с готовой печаткой)
- SoulKeeper
- 3 июня 2013 в 12:27
- ↑
- ↓
и то верно) но тут уже вопрос доступности… думаю 555 есть у каждого электронщика в избытке, а за регулём еще идти надо))) глупая отмазка...) мне было проще зафигачить 555 в смд и обвязку такую же на плате 10х10мм, чем лезть подбирать регуль)
- SoulKeeper
- 3 июня 2013 в 12:48
- ↑
- ↓
а зачем вам, извиняюсь, включенный габарит на разряженном акб? :) надо видимо тоже обзавестись драйверами… колхожу головной свет на 10ватных диодах) скоро выложу если с оптикой всё прокатит как хочется =)
Ну, как говаривал поручик Ржевский: — «Случаи — они разные бывают» ))) Например если на полуразряженном аккуме яркость будет просто снижаться — меня это тоже не порадует.
Кстати, мне тут приехал линзованый модуль дальнего света на диоде. Слабенький — всего 10 ватт. Переделываю ) Если использовать 3 х 10вт последовательно — можно ограничиться теми же самыми LD1084, они вполне нормально переваривают ток до 5А.
Кстати, мне тут приехал линзованый модуль дальнего света на диоде. Слабенький — всего 10 ватт. Переделываю ) Если использовать 3 х 10вт последовательно — можно ограничиться теми же самыми LD1084, они вполне нормально переваривают ток до 5А.
- samyrai_klin
- 11 декабря 2013 в 11:27
- ↑
- ↓
А что за линзованный модуль? Можно на него какую-то инфу? Я видел только светодиодные лампы Н4, светят знатно-но и ценник конский)
Кстати, вопрос. Если колхозить светодиоды в поворотники, то, ясен пень, они начинают мигать чаще, потому что реле поворотов не видит нужного потребляемого тока и думает, что перегорела лампочка.
Ставить обманку или резисторы, чтобы обмануть реле, ведет к увеличению тока (потребляемой мощности).
Применение светодиодиодов в поворотниках получается не энергосберегающим.
Есть мысли, как и сэкономить и чтоб мигало «как надо»? :)
Ставить обманку или резисторы, чтобы обмануть реле, ведет к увеличению тока (потребляемой мощности).
Применение светодиодиодов в поворотниках получается не энергосберегающим.
Есть мысли, как и сэкономить и чтоб мигало «как надо»? :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (39)
RSS свернуть / развернуть