Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Aprilia RS 125 2007 → Очистка Rave-клапана в 2Т двигателях Rotax 122/123 и аналогичных


Как я и обещал в предыдущем посте распишу некоторые особенности владения и обслуживания этого маленького зверька. Начну с самой частой и необходимой процедуры — очистки Rave-клапана. Большая часть жалоб на потерю былой резвости и изменения тональности звука именно из-за несвоевременного обслуживания и блокировки клапана нагаром.


Сначала немного теории. Зачем вообще этот клапан? Данная система называется гильотинной (дана по сходному с гильотиной виду самого клапана). Идея такова, клапан перекрывает выпускное отверстие, делая его малым для холостого хода и малых оборотов, или открывая все выпускные порты на высоких оборотах. За этим скрыт и еще один интересный эффект. Перекрывая выпускное окно, R.A.V.E. (Rotax Automatic Variable Exhaust) клапан не просто уменьшает выпускное окно, но и делает его ниже, меняя фазы газораспределения. Что это дает? Рабочие газы дольше воздействуют на поршень, прежде чем тот, двигаясь вниз, откроет выпускное окно. Небольшая хитрость, но она дает столь важную прибавку по крутящему моменту на низах. Привод клапана бывает электро-механический или пневматический (R.A.V.E 2). На холостых оборотах происходит самоочистка клапана, по звуку напоминающая тиканье часов, но её недостаточно. Узел требует регулярного обслуживания.
                                                                                                                                                                                                                                                                               
Что бы подчеркнуть важность клапана достаточно сказать, что на ограниченных по мощности версиях его нет, а стоит просто заглушка. Вот как выглядит заглушка:


А вот так выглядит полная R.A.V.E. система с блоком управления клапаном.


Симптомы указывающие на проблемы с клапаном:

  • нет былой прыти на низах — залип в положении открыт
  • нет динамики на верхах — залип в положении закрыт (тут еще и по звуку слышно, после 8200 нет характерного воя, кто слышал тот поймет)


Как диагностировать проблему? Снять бак, снять резиновую защиту от грязи (одета на клапане), посмотреть на движение клапана при достижении 8200 об/мин. Если не движется значит:

  • или залип сам клапан, достаточно подвигать соленоид вручную и убедиться в этом
  • или сгорела обмотка электромагнита (очень редкое явление, но читал о 1 таком случае) легко проверить если подать на соленоид 12В с аккумулятора


Если сгорел соленоид рвем на голове волосы. Если же просто залип клапан, начинаем разбирать, чистить и обещаем себе больше такого не допускать. Потому как этот клапан вещица не дешевая (около £134.00 + доставка) правда есть алюминиевые подделки которые прогорают один за одним.

Снимаем боковой пластик с одной, а лучше с обоих сторон. Особенно ленивые могут попытаться сделать это сверху, сняв бак, я пробовал, получилось, больше не буду. Нет смысла качать скил проктолога.


Пластик снят, заглядываем сбоку и выкручиваем два винта крепящих клапан.


Очищаем посадочное место клапана если оно залито несгоревшим маслом. Желательно протереть щель и внутри смоченной в бензине тряпкой.


Я обычно слежу за клапаном, поэтому показать его состояние после 4000-8000 км без обслуживания не получиться. Но вот после примерно 1000 км пробега.


А вот с другой стороны.


Нажали на клапан, повернули на 180 градусов, сняли тросик. Отложения на клапане можно размочить в бензине, потом удалить щёткой, абразивы лучше сразу отложить подальше, не убивайте поверхность. Удалять лучше качественно, потому что любые оставшиеся отложения будут способствовать появлению новых. Пример достаточно чистого клапана.


Теперь меняем прокладку, чистим корпус, моем уплотнительную шайбу и собираем в обратном порядке. Вставили, нажали на клапан, вставили тросик, перевернули клапан на 180 градусов.


Сверху должен одеваться резиновый колпачок, увы он рассохся, а новый стоит £13.30 или подбирать из подходящих. Но т.к. задача у него минимальная, не допустить попадания грязи в оплетку, я обошелся изоляционной лентой. Итальянский байк и изолена… надеюсь римские боги меня простят.


Устанавливаем блок назад, внимательно контролируя положение клапана. Срез должен быть снизу и примерно параллелен горизонту. К слову у задушенных версиях клапан часто ставят наоборот, и первый совет в инструкции по раздушке — переверните клапан.


Если владеете немецким языком можете послушать парня, он более детально объясняет принцип и наглядно показывает как произвести ТО. Увы, я не владею немецким, но снято довольно грамотно и красиво: Часть 1 и Часть 2

Вот и всё, делайте это каждые 3000-4000 км и вы избавите себя от проблем ведущих за собой тупящий мотоцикл и лишние расходы.
  • DefaultDefault
  • Андрiй Румянцев
  • 23 августа 2012 в 4:16
  • 3
  • оценка: +32

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
+1
Trex
  • Trex
  • 23 августа 2012 в 5:19
Хорошо расписал, все понятно и наглядно и для некоторых думаю будет полезным.
0
Angry
  • Angry
  • 23 августа 2012 в 10:54
Плюсую! У меня тоже Rotax'овский ;) Надо бы заняться, да вот только руки не оттуда ;(
0
guest
  • guest
  • 23 августа 2012 в 11:46
Здорово. А, вообще, символично: два поста подряд про спорт-итальянцев, но такие полярные, такие разные.
+1
sasha
  • sasha
  • 24 августа 2012 в 2:55
На 4т тоже есть подобная хрень — на ямахах — EXUP. Стоит перед глушителем. Все, кто ставит слип-оны избавляются от этой дорогой компоненты.
+1
sasha
Странно, что на БП уже минусуют за констатацию факта… :( без контр-аргумента.
+2
Default
Не знаю кто минусовал, но догадываюсь за что. Назначение и работа клапанов существенно отличается. Тут практически не происходит изменение сечения выпуска, точнее это побочный эффект, главная идея сместить фазу продувки. На 4Т Ямахах (к слову не только на Ямахах, например у Suzuki это SET, у Honda — H-VIX) клапан стоит значительно позже, никак не влияет на газораспределение, изменяет сечение выпускного тракта, тем самым управляя давлением выхлопных газов. Естественно его работа заточена под стоковый выхлоп, да еще и подкорректирована экологами, так что в некоторых случаях его действительно лучше убрать.
+2
sasha
Ну наконец-то понимающий человек! Я же не случайно написал «подобная» :) Понятное дело, что основную магию с «обратным давлением» («back pressure») занимается у 2т — резонатор. НО! Задача какая стоит-то? Добавить момента! Где? — на низах, где 2т не так силён. А EXUP у тех же ямах на низах добавляет момент (что подтверждают даже ЛеоВинчи на графах со своим слип-оном).
Так что, если уж говорить о результате работы этих систем — они одинаковы — повысить момент на низах. Просто у 2т менятеся фаза распределения, а у 4т — меняется «back pressure».
+1
sasha
Да вы чё сговорились что-ли? :)
+1
Xsile
чуток компенсировал минусы плюсами :)
+1
sasha
Пасиб! Просто я немного удивлён, если есть веская причина «заминусить» — обязательно это либо эмоциональное, либо накипевшее. Но ни-разу не приходилось ставить минус за какую-либо техническую информацию без комментария…
+1
apriliaRS125
Не обращай внимания, я уже привык!!! ;) У меня вообще 480 рейтинга сняли за то что в посте <кат> забыл поставить!!! точнее было 500 с хвостиком а стало 900 с хвостярой!!!
0
sasha
Ты прав. Если париться по поводу рейтинга, недолго и до хабровского «кармадрочера»… :)
-1
apriliaRS125
ну вот видишь и здесь минусанули! Так что не парься! ;) Минусуют явно люди с маленьким размером мужского достоинства!!! ;)))
0
ABOB
  • ABOB
  • 12 октября 2012 в 16:35
Вот что будет если неследить за этим клапаном
0
ABOB
  • ABOB
  • 12 октября 2012 в 16:38
немогу выложить фотки передам их создателю темы
0
Default
Спасибо, выложил, проще обслуживать чем потом менять :)


0
apriliaRS125
А я то думаю, че он у меня после 3800 км пробега так тупить начал и залипать на верхах, когда газ даёшь!!! ;))) Полезу чистить!!! ;)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Aprilia RS 125 2007, Очистка Rave-клапана в 2Т двигателях Rotax 122/123 и аналогичных