Блог им. Seryj → Вождение: Тормозить в повороте или нет?
Много всего уже написано про торможение. Тут главное не лениться! Найти и почитать!
Здесь же я постараюсь раскрыть тему торможения в повороте. То что некоторые никогда не делают и рьяно не советуют другим. А другие если делают, то задним тормозом.
Дисклэйм: Цель данного поста не научить тормозить в повороте, а показать что это возможно. Для безопасного и не дорого изучения этого важного элемента управления обращайтесь в профессиональные мотошколы! Автор не несет ответственности за убытки в результате использования информации опубликованной в данном посте.
Давайте по порядку разберемся в том, что у нас происходит при торможении, почему боимся тормозить в повороте, что происходит в повороте и что происходит при торможении в повороте.
Передний тормоз в несколько раз эффективней заднего! Об этом много написано. Углубляться не буду. Почему этому стоит верить? Посмотрите на свой мотоцикл. Конструкторы мотоцикла знают, что делают и два больших тормозных диска на переднее колесо устанавливают не для блеска. А задний тормоз иногда вообще барабанный( даже на машинах ).
Если у вашего мотоцикла не так, то у советских конструкторов были иные задачи.
Почему торможение в повороте опасно? «Затормозишь в повороте — упадешь!». Говорят нам опытные мотоциклисты :) И даже в некоторых мотошколах не рекомендуют тормозить в повороте: «Если ты тормозишь в повороте, значит ты пропустил опасную ситуацию и подвергаешь себя большому риску!»
Что такое «падение» на мотоцикле при торможении в повороте? Это соскальзывание колеса/колес по асфальту. От этого наклон мотоцикла увеличивается. Прогрессирует. И вот мотоцикл уже горизонтален.
Помимо соскальзывания есть и другая причина, но она ней чуть позже.
Давайте обратимся к нашему хорошему опыту на четырех колесах! Большинство из вас ездит на машине. Что произойдет, если затормозить в повороте на машине? Машина снижает скорость и останавливается. Все в порядке. Для автомобилиста это обычное дело.
Ну так это же 4 колеса! Возразите вы! Правильно! Вот и давайте будем «зреть в корень» и попробуем провести несколько экспериментов используя более безопасное ТС для своей пятой точки. Зима нам в этом деле в помощь!
«Корень» — это условие падения на мотоцикле при торможении в повороте. Мотоцикл падает при торможении в повороте тогда, когда колесо/колеса сносит!
Не будем рассматривать те варианты, когда сносит и не падает. Бывает и такое, но об этом не в данном посте.
Вот и берем машину. Едем на площадку. Желательно заснеженную. И начинаем ездить по кругу. Надо выполнить следующие упражнения:
1. Едем по кругу. Руль повернут до упора. Скорость 7-12 км/ч. Для чистоты эксперимента выжали сцепление. И начинаем очень медленно затягивать ручник. Чувствуем замедление. Траектория не меняется. Снизили скорость и не останавливаясь продолжили движение. Все ок.
Вывод: Мы тормозили в повороте и колеса не снесло. Т.е. условия падения на мотоцикле не было. А следовательно так(с таким усилием) тормозить в повороте на мотоцикла можно.
2. Едем по кругу. Руль до упора. Скорость 7-12 км/ч. И начинаем затягивать ручник активнее. Чувствуем замедление. Нам удается затянуть ручник больше, практически до упора и в какой-то момент у нас начинает заносить зад(задние колеса).
Вывод: Мы тормозили в повороте и колеса снесло. Т.е. будь мы на мотоцикле, мы бы упали. Следовательно так(с таким усилием) тормозить в повороте на мотоцикла НЕ можно.
Подобный эксперимент мы все проделывали на велосипеде. Блокировали заднее колесо в легком повороте и нас заносило.
Теперь немного нюансов:
1. При торможении на велосипеде с заносом у нас была маленькая скорость и мы раньше останавливались на велосипеде, чем падали. А если и начинали падать, то сил хватало удержать ногой велосипед в сильном наклоне.
2. Если на мотоцикле доводить заднее колесо до блокировки на большой скорости, то мотоцикл у вас раньше упадет, чем вы остановитесь. Ну а про возможный «хай сайд»(highside) уже и так много чего написано в интернете.
3. При торможении(как и при разгоне, маневрировании) надо учитывать поверхность по которой едешь. На снегу получить снос проще, чем на чистом сухом асфальте.
На данном этапе у нас получается, что тормозить можно. Главное знать меру.
Так что же происходит в повороте?
В повороте на нас действует центробежная сила. Это когда вас «сносит» в бок при прохождении поворота. Вот некоторые примеры проявления этой силы: мотоцикл/велосипед/бегун находится в повороте в наклоне и не падает, при повороте налево предметы в машине улетают вправо, мотоцикл при срыве колес «уносит» в эту же сторону.
Вот и в гололед нам на машине резко не повернуть потому, что её сносит вбок(или по инерции движется прямо) и колесам не удержаться за скользкий асфальт. А удерживать надо. И чем круче поворот, тем больше колеса должны работать на удержание этого бокового сноса.
Вот и получается из практики вождения машины такие зависимости:
1. Проходишь поворот медленно(обычный перекресток со скоростью 10 км/ч). И в случае опасности можешь сильно и резко затормозить.
2. Проходишь поворот быстро( тот же перекресток 30-40 км/ч ), боковой снос увеличился. Начнешь активно тормозить и тебя уже сносит.
Вывод: Сила трения колес( цепкость/сцепление колес ) имеет предел( на каждой поверхности свой )! И расходуется эта цепкость в повороте и на удержание бокового сноса и может использоваться на торможение.
И если ты:
— спокойно проходишь поворот ( легкий наклон мотоцикла, говорит о малой центробежной силе/боковом сносе ), то можешь активно тормозить в повороте и колеса не сорвет. Не упадешь. И тормозной путь будет коротким.
— агрессивно проходишь поворот ( мотоцикл сильно наклонен. боковой снос сильный ), то тормозить надо очень аккуратно. Тормозной путь будет длинным. Если при большом наклоне мотоцикла используешь слишком много трения колес на торможение, то на удержание бокового сноса не хватит и колесо соскользнет.
И так у нас получается, что тормозить в повороте можно! Надо следить за поверхностью(асфальт, грунт и т.п.)на которой собираемся тормозить. А так же степень наклона мотоцикла определяет допустимую силу торможения.
Таким образом мы сможет только грамотно начать торможение. Но надо так же уметь произвести основное снижение скорости в повороте и закончить. И все это хочется сделать без падения.
При выполнении торможения в повороте надо учитывать опять центробежную силу. При торможении скорость наша снижается и центробежная сила, за счет которой мотоцикл держится в наклоне, тоже становится меньше. Т.е. мотоцикл начинает потихоньку наклоняться все больше и больше. И в итоге… падать :) Это и есть вторая причина падения на мотоцикле. О которой я чуть выше решил умолчать.
Как не допустить такого падения на мотоцикле?
Тут надо вспомнить два «инструмента», которыми можно исправлять центробежную силу в повороте:
Теперь немного нюансов:
1. Никакого торможения рывками. От этого вы только дестабилизируете мотоцикл в повороте, раскачивая его на подвесках. В итоге в очередном рывке колесо может не выдержать нагрузки(торможение+боковой снос).
2. Аккуратное дозирование тормозного усилия позволяет отслеживать уменьшение центробежной силы, т.е. точнее чувствовать то как мотоцикл начинает больше заваливаться. А следовательно вы будете успевать компенсировать падение скорости поворотом руля.
3. Следите за траекторией движения. При торможении радиус поворота уменьшается. И траектория похожа на закручивающуюся спираль. Так при торможении при повороте направо вы приближаетесь к припаркованным машинам. Налево — попадаете на встречную полосу.
4. У руля есть ограничитель! :) Поэтому при развороте на парковке, когда руль повернут практически до ограничителя, тормозить в повороте очень опасно. Тут если начал заваливаться, то поймать можно или ногой, или газом.
И последний момент! Как же все-таки в итоге остановиться и не упасть!? Очень просто! Под конец торможения, когда скорость упала где-то до 5-10 км/ч и руль ещё не дошел до ограничителя(зависит от наклона), надо перевести мотоцикл в вертикальное положение и только после этого полностью остановиться.
Чтобы выпрямить мотоцикл надо кратковременно ослабить торможение или вообще прекратить тормозить(пока не выпрямится) и повернуть руль уверенно в сторону «падения». Когда мотоцикл выпрямился, выпрямили руль и полностью остановились!
Немного нюансов:
1. На выпрямление мотоцикла рулем требуется дополнительное сцепление переднему колесу. Как и любому другому контррулению. Поэтому не дожимайте тормоз в момент выпрямления. А ослабляйте его. От этого мотоцикл бодрее выпрямится.
Вывод: Тормозить в повороте можно! Надо только учитывать то, чтобы сцепления колес при торможении хватало на удержание бокового сноса. Следить за наклоном мотоцикла в повороте и корректировать его рулем. И не забывать перед самой остановкой полностью выпрямлять мотоцикл. Иначе в сильном наклоне при остановке ногой его можно и не удержать.
Каким же тормозом тормозить в повороте?
Сцепление колес:
— Переднее колесо и в повороте при торможении нагружается. Поэтому при торможении его сцепление с дорогой увеличивается.
— Заднее колесо и в повороте при торможении разгружается. И его сцепление с дорогой уменьшается.
Снос колес:
— Получается заднее колесо на снос пустить можно и при легком торможении в повороте. Т.к. сцепление и уменьшается, и используется на торможение, и используется на удержание бокового сноса.
— А вот переднее снесет только при очень сильном торможении. Здесь важно ориентировать именно на силу торможения, а не как сильно мы давим на рычаг. И помните! Никакой резкости!
Опасности при сносе:
— Если заднее начнет сносить на маленькой скорости, то ничего страшного не будет. Резко не упадет. Успеем отпустить. Вспоминаем велосипед.
— Если заднее сносит на большой. Вспоминаем хайсайд.
— Если переднее сносит. На любой скорости резко начинает падать.
В итоге:
Эффективное торможение в повороте двумя тормозами(как и по прямой). Следите за силой торможения — это все передний тормоз. Не перестарайтесь. Задний тормоз не так чувствуется. А в случае сноса… это не простая блокировка по прямой.
Здесь же я постараюсь раскрыть тему торможения в повороте. То что некоторые никогда не делают и рьяно не советуют другим. А другие если делают, то задним тормозом.
Дисклэйм: Цель данного поста не научить тормозить в повороте, а показать что это возможно. Для безопасного и не дорого изучения этого важного элемента управления обращайтесь в профессиональные мотошколы! Автор не несет ответственности за убытки в результате использования информации опубликованной в данном посте.
Давайте по порядку разберемся в том, что у нас происходит при торможении, почему боимся тормозить в повороте, что происходит в повороте и что происходит при торможении в повороте.
Передний тормоз в несколько раз эффективней заднего! Об этом много написано. Углубляться не буду. Почему этому стоит верить? Посмотрите на свой мотоцикл. Конструкторы мотоцикла знают, что делают и два больших тормозных диска на переднее колесо устанавливают не для блеска. А задний тормоз иногда вообще барабанный( даже на машинах ).
Если у вашего мотоцикла не так, то у советских конструкторов были иные задачи.
Почему торможение в повороте опасно? «Затормозишь в повороте — упадешь!». Говорят нам опытные мотоциклисты :) И даже в некоторых мотошколах не рекомендуют тормозить в повороте: «Если ты тормозишь в повороте, значит ты пропустил опасную ситуацию и подвергаешь себя большому риску!»
Что такое «падение» на мотоцикле при торможении в повороте? Это соскальзывание колеса/колес по асфальту. От этого наклон мотоцикла увеличивается. Прогрессирует. И вот мотоцикл уже горизонтален.
Помимо соскальзывания есть и другая причина, но она ней чуть позже.
Давайте обратимся к нашему хорошему опыту на четырех колесах! Большинство из вас ездит на машине. Что произойдет, если затормозить в повороте на машине? Машина снижает скорость и останавливается. Все в порядке. Для автомобилиста это обычное дело.
Ну так это же 4 колеса! Возразите вы! Правильно! Вот и давайте будем «зреть в корень» и попробуем провести несколько экспериментов используя более безопасное ТС для своей пятой точки. Зима нам в этом деле в помощь!
«Корень» — это условие падения на мотоцикле при торможении в повороте. Мотоцикл падает при торможении в повороте тогда, когда колесо/колеса сносит!
Не будем рассматривать те варианты, когда сносит и не падает. Бывает и такое, но об этом не в данном посте.
Вот и берем машину. Едем на площадку. Желательно заснеженную. И начинаем ездить по кругу. Надо выполнить следующие упражнения:
1. Едем по кругу. Руль повернут до упора. Скорость 7-12 км/ч. Для чистоты эксперимента выжали сцепление. И начинаем очень медленно затягивать ручник. Чувствуем замедление. Траектория не меняется. Снизили скорость и не останавливаясь продолжили движение. Все ок.
Вывод: Мы тормозили в повороте и колеса не снесло. Т.е. условия падения на мотоцикле не было. А следовательно так(с таким усилием) тормозить в повороте на мотоцикла можно.
2. Едем по кругу. Руль до упора. Скорость 7-12 км/ч. И начинаем затягивать ручник активнее. Чувствуем замедление. Нам удается затянуть ручник больше, практически до упора и в какой-то момент у нас начинает заносить зад(задние колеса).
Вывод: Мы тормозили в повороте и колеса снесло. Т.е. будь мы на мотоцикле, мы бы упали. Следовательно так(с таким усилием) тормозить в повороте на мотоцикла НЕ можно.
Подобный эксперимент мы все проделывали на велосипеде. Блокировали заднее колесо в легком повороте и нас заносило.
Теперь немного нюансов:
1. При торможении на велосипеде с заносом у нас была маленькая скорость и мы раньше останавливались на велосипеде, чем падали. А если и начинали падать, то сил хватало удержать ногой велосипед в сильном наклоне.
2. Если на мотоцикле доводить заднее колесо до блокировки на большой скорости, то мотоцикл у вас раньше упадет, чем вы остановитесь. Ну а про возможный «хай сайд»(highside) уже и так много чего написано в интернете.
3. При торможении(как и при разгоне, маневрировании) надо учитывать поверхность по которой едешь. На снегу получить снос проще, чем на чистом сухом асфальте.
На данном этапе у нас получается, что тормозить можно. Главное знать меру.
Так что же происходит в повороте?
В повороте на нас действует центробежная сила. Это когда вас «сносит» в бок при прохождении поворота. Вот некоторые примеры проявления этой силы: мотоцикл/велосипед/бегун находится в повороте в наклоне и не падает, при повороте налево предметы в машине улетают вправо, мотоцикл при срыве колес «уносит» в эту же сторону.
Вот и в гололед нам на машине резко не повернуть потому, что её сносит вбок(или по инерции движется прямо) и колесам не удержаться за скользкий асфальт. А удерживать надо. И чем круче поворот, тем больше колеса должны работать на удержание этого бокового сноса.
Вот и получается из практики вождения машины такие зависимости:
1. Проходишь поворот медленно(обычный перекресток со скоростью 10 км/ч). И в случае опасности можешь сильно и резко затормозить.
2. Проходишь поворот быстро( тот же перекресток 30-40 км/ч ), боковой снос увеличился. Начнешь активно тормозить и тебя уже сносит.
Вывод: Сила трения колес( цепкость/сцепление колес ) имеет предел( на каждой поверхности свой )! И расходуется эта цепкость в повороте и на удержание бокового сноса и может использоваться на торможение.
И если ты:
— спокойно проходишь поворот ( легкий наклон мотоцикла, говорит о малой центробежной силе/боковом сносе ), то можешь активно тормозить в повороте и колеса не сорвет. Не упадешь. И тормозной путь будет коротким.
— агрессивно проходишь поворот ( мотоцикл сильно наклонен. боковой снос сильный ), то тормозить надо очень аккуратно. Тормозной путь будет длинным. Если при большом наклоне мотоцикла используешь слишком много трения колес на торможение, то на удержание бокового сноса не хватит и колесо соскользнет.
И так у нас получается, что тормозить в повороте можно! Надо следить за поверхностью(асфальт, грунт и т.п.)на которой собираемся тормозить. А так же степень наклона мотоцикла определяет допустимую силу торможения.
Таким образом мы сможет только грамотно начать торможение. Но надо так же уметь произвести основное снижение скорости в повороте и закончить. И все это хочется сделать без падения.
При выполнении торможения в повороте надо учитывать опять центробежную силу. При торможении скорость наша снижается и центробежная сила, за счет которой мотоцикл держится в наклоне, тоже становится меньше. Т.е. мотоцикл начинает потихоньку наклоняться все больше и больше. И в итоге… падать :) Это и есть вторая причина падения на мотоцикле. О которой я чуть выше решил умолчать.
Как не допустить такого падения на мотоцикле?
Тут надо вспомнить два «инструмента», которыми можно исправлять центробежную силу в повороте:
- Скорость. Добавляем газ — мотоцикл выпрямляется. Тормозим — наклоняется больше.
- Радиус поворота. Радиус задается поворотом руля. Уменьшаем радиус, поворачивая руль ещё больше в поворот, увеличиваем центробежную силу и мотоцикл начинает выпрямляться. Все ведь помнят из велосипеда «руль в сторону падения»? Это кстати один из частных случаев контрруления
Теперь немного нюансов:
1. Никакого торможения рывками. От этого вы только дестабилизируете мотоцикл в повороте, раскачивая его на подвесках. В итоге в очередном рывке колесо может не выдержать нагрузки(торможение+боковой снос).
2. Аккуратное дозирование тормозного усилия позволяет отслеживать уменьшение центробежной силы, т.е. точнее чувствовать то как мотоцикл начинает больше заваливаться. А следовательно вы будете успевать компенсировать падение скорости поворотом руля.
3. Следите за траекторией движения. При торможении радиус поворота уменьшается. И траектория похожа на закручивающуюся спираль. Так при торможении при повороте направо вы приближаетесь к припаркованным машинам. Налево — попадаете на встречную полосу.
4. У руля есть ограничитель! :) Поэтому при развороте на парковке, когда руль повернут практически до ограничителя, тормозить в повороте очень опасно. Тут если начал заваливаться, то поймать можно или ногой, или газом.
И последний момент! Как же все-таки в итоге остановиться и не упасть!? Очень просто! Под конец торможения, когда скорость упала где-то до 5-10 км/ч и руль ещё не дошел до ограничителя(зависит от наклона), надо перевести мотоцикл в вертикальное положение и только после этого полностью остановиться.
Чтобы выпрямить мотоцикл надо кратковременно ослабить торможение или вообще прекратить тормозить(пока не выпрямится) и повернуть руль уверенно в сторону «падения». Когда мотоцикл выпрямился, выпрямили руль и полностью остановились!
Немного нюансов:
1. На выпрямление мотоцикла рулем требуется дополнительное сцепление переднему колесу. Как и любому другому контррулению. Поэтому не дожимайте тормоз в момент выпрямления. А ослабляйте его. От этого мотоцикл бодрее выпрямится.
Вывод: Тормозить в повороте можно! Надо только учитывать то, чтобы сцепления колес при торможении хватало на удержание бокового сноса. Следить за наклоном мотоцикла в повороте и корректировать его рулем. И не забывать перед самой остановкой полностью выпрямлять мотоцикл. Иначе в сильном наклоне при остановке ногой его можно и не удержать.
Каким же тормозом тормозить в повороте?
Сцепление колес:
— Переднее колесо и в повороте при торможении нагружается. Поэтому при торможении его сцепление с дорогой увеличивается.
— Заднее колесо и в повороте при торможении разгружается. И его сцепление с дорогой уменьшается.
Снос колес:
— Получается заднее колесо на снос пустить можно и при легком торможении в повороте. Т.к. сцепление и уменьшается, и используется на торможение, и используется на удержание бокового сноса.
— А вот переднее снесет только при очень сильном торможении. Здесь важно ориентировать именно на силу торможения, а не как сильно мы давим на рычаг. И помните! Никакой резкости!
Опасности при сносе:
— Если заднее начнет сносить на маленькой скорости, то ничего страшного не будет. Резко не упадет. Успеем отпустить. Вспоминаем велосипед.
— Если заднее сносит на большой. Вспоминаем хайсайд.
— Если переднее сносит. На любой скорости резко начинает падать.
В итоге:
Эффективное торможение в повороте двумя тормозами(как и по прямой). Следите за силой торможения — это все передний тормоз. Не перестарайтесь. Задний тормоз не так чувствуется. А в случае сноса… это не простая блокировка по прямой.
- Seryj
- Пекутко Сергей
- 17 февраля 2012 в 10:21
- 20
- +40
Начал читать внимательно, надеясь узнать что то новое. После первых трех абзацев понял что автор не компетентен в этом вопросе… Остальную часть текста читал через строчку. Половина написанного — полная чушь. В мотошколах инструктора не дурачки и фигни не насоветуют. Автору и всем остальным настоятельно рекомендую ограничиться литературой авторитетных авторов Кейт Код, Ник Тейнач и пр. За тему минус.
Не стоит сравнивать торможение на машине и на том где масса на колесо гораздо меньше Из-за веса мота гораздо легче заблокировать колесо Передний тормоз эффективнее не из-за того что там лучше тормозная система, а из-за того что при торможении переднее колесо загружается и соответственно можно дать большее усилие на тормозные диски до блокировки Заднее наоборот разгружается и нужно совсеи чуть чуть, чтобы его заблокировать (об этом ты почему-то решил сказать вскольз в конце, хотя в этом и заключается вся проблемма) Автор не стоит делать столь безапеляционные заявления
Агрессивно тормозить на больших скоростях я бы не стал, совсем немного оттормаживаться для подправления траектории почему-бы и нет, на малых скоростях тоже проблемм не вижу (если не до фанатизма) Главное чтобы на радиусе при этом не попалось место со скользким покрытием Просто у него этот пример идет основной линией, что не правильно На машине мне иногда специально нужно заблокировать задний мост если я зашел со слишком большой скоростью в очень крутой поворот, чего на моте по понятным причинам делать нельзя И если честно в посте слишком много заумных объяснений с точки зрения физики и очень вырванных из контекста всего процесса
Напишу с чем я не согласен. То что в первую очередь бросилось во внимание. Остальное потом, или никогда(возможно забуду) ибо времени не много. Касаемо автомобиля и торможения в повороте в частности. Действие центробежной силы никто не отменял для 4х колес. Автомобиль будет спремлять траекторию движения, за счет усиливающейся центробежной силы. Остановиться в повороте с большой скорости… скорее всего торможение закончится на обочине… Касаемо торможением в повороте на мото. История та же. Вилка загружается — мотоцикл ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ. Повторюсь — читайте литературу авторитетных авторов, там все это написано.
Я бы не стал сравнивать авто и мото. У меня большой опыт езды на авто и вот там поведение торможения в повороте разнится от типа привода (перед, зад, 4вд). И сравнение приводить надо именно с задним приводом, где торможение в повороте обычно делать не надо.
На мото я сам лично в поворотах не торможу, но перед зеброй держу ногу на заднем тормозе и это первый тормоз, который я начинаю блокировать при экстренном торможении в повороте.
На мото я сам лично в поворотах не торможу, но перед зеброй держу ногу на заднем тормозе и это первый тормоз, который я начинаю блокировать при экстренном торможении в повороте.
Ром, ты не совсем меня понял. Я начинаю оттормаживаться в повороте _сперва_ задним. Вот что я хотел сказать.
Блокировал в повороте всего один раз, и то, когда на перекресток выбежал подросток-школьник и времени на выпрямление мота не было. Тогда я заблокировал заднее в наклоне и пришлось ногой удержать байк от падения.
Блокировал в повороте всего один раз, и то, когда на перекресток выбежал подросток-школьник и времени на выпрямление мота не было. Тогда я заблокировал заднее в наклоне и пришлось ногой удержать байк от падения.
А начальные условия какие? Где началось торможение?
Тормозить максимально агрессивно нужно на прямой, в поворот можно заезжать с зажатыми тормозами и постепенно их распускать до апекса. Торможение передним тормозом с повернутым рулем — зло на любой скорости, даже на близкой к нулю. Торможение задним для разворота с заносом — всегда пожалуйста. )))
НАЧИНАТЬ торможение в повороте — плохой фен шуй, ИМХО. Если такое происходит — лучше распрямить мот и оттормозиться, если позволяют условия. Если нет — то двумя тормозами сразу и очень плавно, но это следствие грубой ошибки в выборе скоростного режима или дистанции. Классика — заезжать в крутой поворот сразу за машиной, которая увидев пешехода резко тормозит.
Тормозить максимально агрессивно нужно на прямой, в поворот можно заезжать с зажатыми тормозами и постепенно их распускать до апекса. Торможение передним тормозом с повернутым рулем — зло на любой скорости, даже на близкой к нулю. Торможение задним для разворота с заносом — всегда пожалуйста. )))
НАЧИНАТЬ торможение в повороте — плохой фен шуй, ИМХО. Если такое происходит — лучше распрямить мот и оттормозиться, если позволяют условия. Если нет — то двумя тормозами сразу и очень плавно, но это следствие грубой ошибки в выборе скоростного режима или дистанции. Классика — заезжать в крутой поворот сразу за машиной, которая увидев пешехода резко тормозит.
До апекса да. Это в спорте. Когда мотоцикл все больше и больше наклоняешь, чтобы вписаться. А в жизни? когда надо остановиться?
«Торможение передним тормозом с повернутым рулем — зло на любой скорости» вот для этого эта статья и писалась. Ибо страшно, но надо уметь!
«НАЧИНАТЬ торможение в повороте — плохой фен шуй» речь не об этом. А о том, что когда нет условий, то и в повороте можно и надо уметь!
«Торможение передним тормозом с повернутым рулем — зло на любой скорости» вот для этого эта статья и писалась. Ибо страшно, но надо уметь!
«НАЧИНАТЬ торможение в повороте — плохой фен шуй» речь не об этом. А о том, что когда нет условий, то и в повороте можно и надо уметь!
Агрессивно тормозить на больших скоростях я бы не стал, совсем немного оттормаживатьсяесли в повороте перед тобой кто то тормозит в пол… то очень же придется тормозить… и не
совсем немного оттормаживатьсяп, а будешь тормозить всем чем можно))))
за счет усиливающейся центробежной силы.во время торможения-замедления центробежная сила увеличивается?? вот это да!!!
Вилка загружается — мотоцикл ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ.кхм… эта пять!!! дайте две!!! Если кто не знает: передок вваливает мотоцикл в поворот… не дяденька… ты по моему путаешь чего то...)))) и ответа так и не было:
если можно — напиши как… если нет, то почему?
Выдернуть части из двух комментов и хотеть ответ? Если в повороте кто-то перед тобой тормозит в пол, то тебя изначально плохо учили, или вы этого кого-то плохо учили Оттромаживаться буду только на большом радиусе каким от условий зависить будет Пост не понравился заумностью и построением, кто-то молодой прочтет и сделает вывод что раз инстуктора из мотошколы говорят (они и ваш и автора профиль глянут), в повороте тормозить ничего страшного, то у них даже мысли не возникнет, что это не совсем так Нельзя сравнивать технику пилотирования и торможения авто и мото, даже в качестве примера, они абсолютно по разному ведут себя на дороге
так батенька, там и про то КАК тренировать эту остановку, и ни о какой простоте данного маневра в статье нет ни слоова. Наоборот… разговор идет о том что этот навык НАДО ТРЕНИРОВАТЬ… И ЭТО ОДНО ИЗ УМЕНИЙ, БЕЗ КОТОРОГО НА ДОПах делать нечего… потому как именно новички сосредоточившись на управлении систематически не держут дистанцию…
Нельзя сравнивать технику пилотирования и торможения авто и мото, даже в качестве примера, они абсолютно по разному ведут себя на дорогезаконы физики для мота не годятся для машины? странно… сравнивать можно и дОлжно, на пример с точки зрения незакрепленных предметов(корпус водителя, мобилка на торпеде, колесо идущее юзом...)
Последствия блокировки колес сильно отличаются для мото и авто Но мои комменты в основном не к этому А повторюсь если идет разговор о спортивном пилотировании это одно, но пост о том что это в порядке вещей и не обращайте внимание на то что говорят остальные, а тормозите и не забивайте себе мозг этой фигней (грубо, но максимально упрощенно) В школе на базовом обучении упор должен делаться не на подобных вещах, а на том чтобы ученик не попадал в ситуацию когда перед ним в слепом повороте фура раком встала Я в состоянии проходить любой поворот на машине в заносе практически впритирку с препятствиями, но это не означает что это нормальное явление и это нужно советовать всем как то что нужно делать в порядке вещей
идет разговор о спортивном пилотировании это однонет… речь идет о повседневной езде
чтобы ученик не попадал в ситуацию когда перед ним в слепом повороте фура раком всталаээ, батенька… а давайте отделим мух от котлет? торможение в повороте, это часть программы управления мотом, а стратегия — это другая программа, и они друг друга не исключают, а дополняют))
У меня небольшой опыт пилотирования мото, но я уже успел прочувствовать проскальзывающие колеса при торможении в повороте И я очень хорошо знаю что такое блокировка колес и вполне в состоянии представить последствия И также хорошо понимаю как легко заблокировать колесо на которое приходится всего 100-150 кг в спокойном состоянии
Если не доводить ситуацию по предела, как например на треке, где совсем другие условия,(правда я ездил по треку всего один раз, так что тут я не силён)то при гражданской езде существует масса возможностей тормозить в повороте, если бы их не было, то масса итальянских парней на работу не ездила бы:-)Вы правильно пишете
И я очень хорошо знаю что такое блокировка колес и вполне в состоянии представить последствияостаётся понять что последствия зависят от Вас камрад baRRmalini об этом хорошо написал.Главное не теряться и понимать что скольжение это нормально.
НАААРОООООД!!!
Никто не говорит о торможении в тиски!!! нието не говорит о торможении до дыма!!! ТС просто попытася спокойно показать, что торможение в повороте возможно!!! и НУЖНО!!! и как показала дискуссия — много есть мотоциклистов, которые считают это невозможным и вредным приемом, и некоторые к тому же слабо представляют что такое контр руление и как им пользоваться ((((
зы… прошу прощения за капс.
Никто не говорит о торможении в тиски!!! нието не говорит о торможении до дыма!!! ТС просто попытася спокойно показать, что торможение в повороте возможно!!! и НУЖНО!!! и как показала дискуссия — много есть мотоциклистов, которые считают это невозможным и вредным приемом, и некоторые к тому же слабо представляют что такое контр руление и как им пользоваться ((((
зы… прошу прощения за капс.
- baRRmalini
- 17 февраля 2012 в 11:54
- ↓
хе, когда вилка/передок загружаются — мотик становится более поворачиваемым, а не менее.
ЗЫ. Если хотите прилично тормозить передком в наклоне, освойте торможение с газом, тогда мотик остаётся более стабилен, чем при полностью закрытом газе и торможении. Только надо осторожно! Идеально, конечно оттормозиться до поворота, не устраивая мото ГП на дорогах :)
Да и вообще есть куча приёмов, с поттравленым сцеплением и т.п.
Очень важно входить в поворот на нужной передаче и оборотах, чтобы не завалиться, или не улететь.
ЗЫ. Если хотите прилично тормозить передком в наклоне, освойте торможение с газом, тогда мотик остаётся более стабилен, чем при полностью закрытом газе и торможении. Только надо осторожно! Идеально, конечно оттормозиться до поворота, не устраивая мото ГП на дорогах :)
Да и вообще есть куча приёмов, с поттравленым сцеплением и т.п.
Очень важно входить в поворот на нужной передаче и оборотах, чтобы не завалиться, или не улететь.
Вообще по этой теме в фильме «Ездить, как профессионалы» есть несколько уроков. Один из уроков, как тормозить на прямой, разница в работе с торможением и блокировкой переднего и заднего тормозов. И отдельно поднята тема торможения в повороте — там говорят, что тормозить в поворотах нельзя, нужно сперва выпрямить мот, а потом тормозить.
Но всегда есть, какие-то уникальные случаи, и лучше их рассматривать на площадке. Поэтому лучше всего отточить навыки торможения на площадке именно с выравниванием, и попытаться тормозить на повороте, но любое торможение на повороте опасно еще и тем, что ты не знаешь какая поверхность будет через метр (песочек там или лужица какая). Это мое мнение.
Но всегда есть, какие-то уникальные случаи, и лучше их рассматривать на площадке. Поэтому лучше всего отточить навыки торможения на площадке именно с выравниванием, и попытаться тормозить на повороте, но любое торможение на повороте опасно еще и тем, что ты не знаешь какая поверхность будет через метр (песочек там или лужица какая). Это мое мнение.
- artabrosimov
- 17 февраля 2012 в 12:37
- ↓
Добавляем газ — мотоцикл выпрямляется. Тормозим — наклоняется больше.Все наоборот.
При добавлении газа нету никакого распрямления! Если ты про выход из поворота, то это одно, но в повороте при добавлении газа ничего не распрямляется! В повороте при добавлении газа, даже скорость не увеличивается! Ради интереса посмотри на спидометр.
Или сделай еще один пример- в повороте нажми на тормоза! И увидишь как прямо едит твой мот!
Или сделай еще один пример- в повороте нажми на тормоза! И увидишь как прямо едит твой мот!
При повороте уменьшается радиус контакта колеса (или как это обозвать), поэтому при увеличении газа сначала скорость не увеличивается, но если подождать или более резко газовать скорость увеличится, за ней и сила выталкивающая от центра. Соответственно если ты ничего не делаешь, мот выпрямится.
Если тормозишь — сила уменьшается, и ты падаешь внутрь поворота.
Но опять же если ты ничего не делаешь, что мало у кого получается, ты инстинктивно/невольно делаешь какие-либо движения.
Если тормозишь — сила уменьшается, и ты падаешь внутрь поворота.
Но опять же если ты ничего не делаешь, что мало у кого получается, ты инстинктивно/невольно делаешь какие-либо движения.
Честно сейчас не соображу, как силы будут направлены и какие больше. Но что-то мне подсказывает что это чисто субъективные ощущения от езды. При торможении твоё тело пытается сохранить скорость, и ты ощущаешь силу которая тебя выталкивает вперёд. При повороте тело стремиться продолжить путь по прямой, независимо что при ускорении, что при торможении. Пример: праща.
В общем надо найти мот на радиоуправлении и на нём всё испытать (чтоб не было человеческих факторов) =)
В общем надо найти мот на радиоуправлении и на нём всё испытать (чтоб не было человеческих факторов) =)
нет, все же не так, наверно. Центробежная сила — инерционная сила, благодаря ей мы закладываем и не падаем, а ощущения есть ощущения и к поведению никакого отношения не имеют. Опять же если по инерции мы не передвинемся и не сместим центр тяжести.
Не благодарное дело в пятницу под вечер такие посты писать
Не благодарное дело в пятницу под вечер такие посты писать
+1
Тормозить в повороте нужно уметь, обязательно.Лучще конечно до, но как вам пример:
условие
Дорога из А в Б довольно знакома, каждый день ездим(допустим на работу), имеет повороты, возьмем один из них;
Поворот N знаком, допустим скорость подхода 180 км/ч, торможение, скорость входа в поворот 100 км/ч(максимально возможная при плохой дороге, гражданских шинах, мастерстве пилота)
Доехали до апекса-газ скорость выхода 140-150 км/ч.
То есть поворот знаком и проходится без проблем.
В один прекрасный день при движении в дуге, после входа в поворот(скорость 100), уже будучи в наклоне замечаем, что выкопали яму на дороге, да так выкопали, что траэктория движения мото проходит через яму, обрулить на скорости 100 не получится, так как не хватит полотна дороги.
И что делать?
1)Падать при наезде на яму?
2)Падать перед ямой и скользить?
3)Тормозить в повороте и изменять траэкторию?
Тормозить в повороте нужно уметь, обязательно.Лучще конечно до, но как вам пример:
условие
Дорога из А в Б довольно знакома, каждый день ездим(допустим на работу), имеет повороты, возьмем один из них;
Поворот N знаком, допустим скорость подхода 180 км/ч, торможение, скорость входа в поворот 100 км/ч(максимально возможная при плохой дороге, гражданских шинах, мастерстве пилота)
Доехали до апекса-газ скорость выхода 140-150 км/ч.
То есть поворот знаком и проходится без проблем.
В один прекрасный день при движении в дуге, после входа в поворот(скорость 100), уже будучи в наклоне замечаем, что выкопали яму на дороге, да так выкопали, что траэктория движения мото проходит через яму, обрулить на скорости 100 не получится, так как не хватит полотна дороги.
И что делать?
1)Падать при наезде на яму?
2)Падать перед ямой и скользить?
3)Тормозить в повороте и изменять траэкторию?
Вот как.Поворот налево был, крутой.
Вхожу в поворот, заметил яму, подумал, что надо аккуратненько, начинаю тормозить, передок повело, не успев отпустить передок-плюх.Падение произошло за время около секунды, то есть нажал на тормоз-секунда-бах, примерно так.
Так что я даже не знаю какой надо иметь опыт управления, чтоб при экстренной ситуации оттормозиться в повороте.
Вхожу в поворот, заметил яму, подумал, что надо аккуратненько, начинаю тормозить, передок повело, не успев отпустить передок-плюх.Падение произошло за время около секунды, то есть нажал на тормоз-секунда-бах, примерно так.
Так что я даже не знаю какой надо иметь опыт управления, чтоб при экстренной ситуации оттормозиться в повороте.
Смотрю русло поста изменилось :) По тому что написал автор, я ни слова не увидел чтобы разговор шел о критических ситуациях, после прочтения вывод напрашивается один тормозить в повороте нормально и в этом нет ничего особенного Теперь стрелки перешли на то что разговор идет о контраварийной спецподготовке
- Superteftel
- 17 февраля 2012 в 14:45
- ↓
я дико стесняюсь своей некомпетентности в теоретических вопросах, но из практики могу сказать, что на скорости когда в повороте вваливаешь, если начать интенсивно тормозить (разумеется обеими тормозами и 90% передним), то мотоцикл не наклоняется больше, а наоборот — распрямляет траекторию…
автор — ваши комментарии? (возможно, играет роль скорость исполнения и гироскопический эффект?)
зы: ну или я настолько уже отвык от мотоса, что всё поперепутал.
вот выдержка из статьи выше
автор — ваши комментарии? (возможно, играет роль скорость исполнения и гироскопический эффект?)
зы: ну или я настолько уже отвык от мотоса, что всё поперепутал.
вот выдержка из статьи выше
3. Следите за траекторией движения. При торможении радиус поворота уменьшается.
Не вижу в этом ничего особенного, бывает тормозить необходимо:-)
Как всегда всё в основном сводится к выбору правильной дистанции и скорости движения.
Если мотоциклист оставляет себе пространство для манёвра и не откручивает ручку, то тормозить в повороте можно и нужно, т.к. не везде дороги прямые, например в Сочи ну или в Италии.Мне приходилось экстренно тормозить на 140 в повороте на кольцевой при сильной колейности-ничего страшного.На мотоцикле с ABS это проще, однако передний тормоз нужно давить без фанатизма, т.к. можно упасть ещё до срабатывания ABS при начальной блокировке колеса.
Как всегда всё в основном сводится к выбору правильной дистанции и скорости движения.
Если мотоциклист оставляет себе пространство для манёвра и не откручивает ручку, то тормозить в повороте можно и нужно, т.к. не везде дороги прямые, например в Сочи ну или в Италии.Мне приходилось экстренно тормозить на 140 в повороте на кольцевой при сильной колейности-ничего страшного.На мотоцикле с ABS это проще, однако передний тормоз нужно давить без фанатизма, т.к. можно упасть ещё до срабатывания ABS при начальной блокировке колеса.
Могу сказать что согласен с Ramiroz слово в слово. И название книжки «техника _спортивной_ езды», и само содержание к дорогам общего пользования относятся слабо. Аналогично и про трансляции — неужели не замечал сам? Возможно, Код писал книжку слишком давно, и trail-braking еще не оценили на тот момент.
Да Роман, Дем это я, он же Дед :) но вот как то не удобно называть себя дедом рядом с вами :))) шутка! :)
Sergun обсолютно прав, я этот уровень давно прошел, спасибо за советы :) не люблю хвалиться, но
Если интересно узнать о каком уровне идет речь, то милости прошу на досуге почитать мои посты. Критику воспринимаю спокойно, так что ваши замечания учту! :)
Ну а насчет темы поворотов на треке или торможения, думаю пусть молодежь обсуждает! У которых все еще впереди!
А нам старичкам, нужно уже другое! :) думаю наших советов уже тут достаточно :)
Sergun обсолютно прав, я этот уровень давно прошел, спасибо за советы :) не люблю хвалиться, но
Если интересно узнать о каком уровне идет речь, то милости прошу на досуге почитать мои посты. Критику воспринимаю спокойно, так что ваши замечания учту! :)
Ну а насчет темы поворотов на треке или торможения, думаю пусть молодежь обсуждает! У которых все еще впереди!
А нам старичкам, нужно уже другое! :) думаю наших советов уже тут достаточно :)
здесь был ататат
Из моей практики могу сказать: если говорить о торможении передним тормозом (а заднее колесо у меня само тормозится, ибо выбираю нужную передачу ДО поворота и использую торможение двигателем), то мот ведет себя двояко. На низких скоростях (что-то около 20) при томожении валится внутрь. На высоких (около 100) выпрямляется и уходит наружу поворота. Порог скорости, когда одно переходит в другое зависит от веса мото, его развесовки, возможно базы… Ломает думать о раскладке сил, мнение не профи, просто личный опыт постоянной езды на двух разных мотоциклах, ногами не пинать )))
- zloy-glide
- 17 февраля 2012 в 15:33
- ↓
Я в этих вопросах не сведущ конечно но оттормаживаясь в повороте и заваливаясь на бок я бы повернул руль в противоположную повороту сторону продолжая притормаживать передним и за счет нагруженности переднего колеса и центростремительной силы мотоцикл бы подняло. А без торможения наоборот руль в поворот и газку. Не? Поправьте если не так. А то представил ситуацию что проходишь поворот а перед тобой возникает препятствие. Что делать.
- ZaytsevPhoto
- 17 февраля 2012 в 17:47
- ↓
вот он передний тормоз в повороте:
www.youtube.com/watch?v=zyfiIxf29JQ
www.youtube.com/watch?v=zyfiIxf29JQ
- ZaytsevPhoto
- 17 февраля 2012 в 18:27
- ↓
«Сброс газа загружает передок, что приводит к уменьшению наклона байка и к распрямлению траектории. Слишком сильно открытие газа делает то же самое.»©Кейт Код
«При торможении в повороте большинство байков стремятся уменьшить угол наклона. Поэтому следует избегать торможения в повороте. Исключение нужно делать только при возникновении какой-то опасности. Если водитель пытается сохранить угол наклона при торможении в повороте, это как правило приводит к падению. В случае опасности, следует одновременно с торможением осознанно выпрямлять байк.»©Кейт Код
«Есть два способа уменьшить радиус траектории в повороте — закрыть газ и нажать на задний тормоз. Второй способ чаще применяется на гонках. Дело в том, что если закрыть газ, то переднее колесо загрузится. Но поскольку в повороте оно и так уже идет на пределе сцепных свойств, то может соскользнуть под дополнительной нагрузкой, что приведет к падению. „©Ник Йенач
“Легкое нажатие на передний тормоз помогает повернуть мотоцикл. Этот прием расширяет руление газом. Вы сбросываете газ — передняя вилка загружается и мотоцикл охотнее входит в поворот. Если же при этом прижать чуть-чуть передний тормоз, то усилие на руле станет еще меньше.
У вас, наверное, готово возражение, что при нажатии на тормоз мотоцикл уменьшает угол наклона, что совсем нежелательно в повороте. Да, уменьшает, если вы нажмете на тормоз слишком резко, слишком сильно или слишком грубо. Нажимайте плавно. Двигайте рычаг медленно.»©Ник Йенач
ну а это можно полностью в цитату пихать =)
gsx-r750.narod.ru/tse/tse6.htm
«При торможении в повороте большинство байков стремятся уменьшить угол наклона. Поэтому следует избегать торможения в повороте. Исключение нужно делать только при возникновении какой-то опасности. Если водитель пытается сохранить угол наклона при торможении в повороте, это как правило приводит к падению. В случае опасности, следует одновременно с торможением осознанно выпрямлять байк.»©Кейт Код
«Есть два способа уменьшить радиус траектории в повороте — закрыть газ и нажать на задний тормоз. Второй способ чаще применяется на гонках. Дело в том, что если закрыть газ, то переднее колесо загрузится. Но поскольку в повороте оно и так уже идет на пределе сцепных свойств, то может соскользнуть под дополнительной нагрузкой, что приведет к падению. „©Ник Йенач
“Легкое нажатие на передний тормоз помогает повернуть мотоцикл. Этот прием расширяет руление газом. Вы сбросываете газ — передняя вилка загружается и мотоцикл охотнее входит в поворот. Если же при этом прижать чуть-чуть передний тормоз, то усилие на руле станет еще меньше.
У вас, наверное, готово возражение, что при нажатии на тормоз мотоцикл уменьшает угол наклона, что совсем нежелательно в повороте. Да, уменьшает, если вы нажмете на тормоз слишком резко, слишком сильно или слишком грубо. Нажимайте плавно. Двигайте рычаг медленно.»©Ник Йенач
ну а это можно полностью в цитату пихать =)
gsx-r750.narod.ru/tse/tse6.htm
Не очень понимаю механику процесса, на моте он при этом больше закладывается в поворот, на машине по идее будет только хуже, увеличиться шанс сложить стандартную резину на боковую поверхность у которой сцепные свойства хлам и как раз таки легче сорвать в занос так как передние колеса перестанут катиться в нужном направлении, а будут двигаться поперек движению
ладно, поехали…
поворачиваем руль влево… едем влево, левая часть кузова стремиться в верх правая на оборот прижимает внешние колеса. так?
качаем чутка рулем вправо… левая часть кузова стремиться вниз, а правая в верх, поворачиваем руль влево и проходим поворот на равномерно загруженных колесах и подвеске…
поворачиваем руль влево… едем влево, левая часть кузова стремиться в верх правая на оборот прижимает внешние колеса. так?
качаем чутка рулем вправо… левая часть кузова стремиться вниз, а правая в верх, поворачиваем руль влево и проходим поворот на равномерно загруженных колесах и подвеске…
- baRRmalini
- 17 февраля 2012 в 23:19
- ↑
- ↓
если правда — таких немного. Уважаю людей с высокой восприимчивостью и светлой головой. Это не комплимент ;)
Я вот например всё вычитываю/выслушиваю/высматриваю, ну и применять стараюсь конечно.
Я вот например всё вычитываю/выслушиваю/высматриваю, ну и применять стараюсь конечно.
А я уже и не помню как я там торможу… Помню лишь, что мой мот хрен наклонишь в поворот, приходиться на асфальт ложиться почти… и сам распрямляется… А в автогонках зависит от привода конечно, но передтповоротом загружаешь переднии колеса и авто ввинчивается в поворот… На авто в поворотах только лохи тормозят ибо на скользкой дороге тебя вынесет нахрен при таких советах…
пользуются, но меньше
Колин Эдвардс
«Думаю нет какого-то одного универсального способа управлять мотоциклом. Ты всегда в разных позициях на байке в разных местах трэка, так что все зависит от ситуации. Когда ты свешиваешься с байка в середине поворота ты больше пользуешься ногами. Входя в поворот больше работают руки. Иногда после гонок у меня немного болят колени. Иногда крепатура появляется в руках. Нет универсального способа… мы просто стараемся выжать все из мотоцикла любым методом».
Мэт Младин
«Я больше использую свое тело, но руки и ноги тоже работают. Я имею ввиду каждый всегда спрашивает: » что ты используешь больше?" — когда я еду я использую все настолько, насколько это возможно, так что трудно поставить цифры на руки, тело, ноги. Некоторые люди говорят: «Все делается руками, ими поворачивается мотоцикл». а другие «Все делается ногами» Фигня это все. Это делается всем. Я знаю это потому что после гонок я чувствую усталость во всем теле. Мотокроссеры думают, что пилоты шкмг сидят на сиденье и ничего не делают. Как то я говорил с Ларри Вардом в Глен Хэллен и он сказал: «Вы ребята просто сидите и ничего не делаете. Ваша подвеска совсем не работает». Я думал «О чем он говорит». Можна подумать, что мотокроссер знает лучше. Конечно, шоссейные гонки не такие трудные физически как мотокросс, но и в них надо много работать и держать себя в форме."
Ники Хайден
Никки Хэйден
«Определенно, я больше рулю руками. Все думают, что это верхняя часть тела, люди которые смотрять, которые не ездят на мотоциклах. Что касаеться меня, то я думаю, что я использую мое тело намного больше — ноги, колени. Странно, но у каждой школы вождения есть свое мнение о контррулении, но для меня это что-то что происходит естественно, само собой. Я не замечаю этого. На трэке типа VIR (Virginia International Raceway), я больше использую нижнюю часть тела для управления мотоциклом. В гонках на грязевом трэке контрруление используется больше. Все зависит от ситуации»
Колин Эдвардс
«Думаю нет какого-то одного универсального способа управлять мотоциклом. Ты всегда в разных позициях на байке в разных местах трэка, так что все зависит от ситуации. Когда ты свешиваешься с байка в середине поворота ты больше пользуешься ногами. Входя в поворот больше работают руки. Иногда после гонок у меня немного болят колени. Иногда крепатура появляется в руках. Нет универсального способа… мы просто стараемся выжать все из мотоцикла любым методом».
Мэт Младин
«Я больше использую свое тело, но руки и ноги тоже работают. Я имею ввиду каждый всегда спрашивает: » что ты используешь больше?" — когда я еду я использую все настолько, насколько это возможно, так что трудно поставить цифры на руки, тело, ноги. Некоторые люди говорят: «Все делается руками, ими поворачивается мотоцикл». а другие «Все делается ногами» Фигня это все. Это делается всем. Я знаю это потому что после гонок я чувствую усталость во всем теле. Мотокроссеры думают, что пилоты шкмг сидят на сиденье и ничего не делают. Как то я говорил с Ларри Вардом в Глен Хэллен и он сказал: «Вы ребята просто сидите и ничего не делаете. Ваша подвеска совсем не работает». Я думал «О чем он говорит». Можна подумать, что мотокроссер знает лучше. Конечно, шоссейные гонки не такие трудные физически как мотокросс, но и в них надо много работать и держать себя в форме."
Ники Хайден
Никки Хэйден
«Определенно, я больше рулю руками. Все думают, что это верхняя часть тела, люди которые смотрять, которые не ездят на мотоциклах. Что касаеться меня, то я думаю, что я использую мое тело намного больше — ноги, колени. Странно, но у каждой школы вождения есть свое мнение о контррулении, но для меня это что-то что происходит естественно, само собой. Я не замечаю этого. На трэке типа VIR (Virginia International Raceway), я больше использую нижнюю часть тела для управления мотоциклом. В гонках на грязевом трэке контрруление используется больше. Все зависит от ситуации»
В коментах каждый пишет свой вариант и свою точку зрения по своему представляя использование тормоза в повороте. В тексте не написано про какую технику вождения и для каких условий вся информация!
При фразе тормоз в повороте я сразу представляю трек! Мой ответ это НЕТ! Н каких тормозов или сбрасывания газа в повороте! Никакой помощи для наклона нажимаете тормоза не приносит! И я это не вижу в реальности почти каждый день! Так что никаких доказательств для этого не нужно приводить!
Если хочешь на треке хорошо и быстро проходить поворот, эта другая история, в которой нет места нажатию тормозов в повороте (всегда есть исключения и разные опасные ситуации!)
Другой человек читая пост представляет себя в городе и нажимаете тормоза в повороте конечно можно и иногда даже полезно!
И так, расставим точки!
Город это одно, серпантин в горах это другое! Ну и трек конечно, это тоже совсем другое!
На треке длинной 2200 м я на тормоз нажимаю всего лишь пару раз! И точно не в повороте.
При фразе тормоз в повороте я сразу представляю трек! Мой ответ это НЕТ! Н каких тормозов или сбрасывания газа в повороте! Никакой помощи для наклона нажимаете тормоза не приносит! И я это не вижу в реальности почти каждый день! Так что никаких доказательств для этого не нужно приводить!
Если хочешь на треке хорошо и быстро проходить поворот, эта другая история, в которой нет места нажатию тормозов в повороте (всегда есть исключения и разные опасные ситуации!)
Другой человек читая пост представляет себя в городе и нажимаете тормоза в повороте конечно можно и иногда даже полезно!
И так, расставим точки!
Город это одно, серпантин в горах это другое! Ну и трек конечно, это тоже совсем другое!
На треке длинной 2200 м я на тормоз нажимаю всего лишь пару раз! И точно не в повороте.
Исправленный комментарий:
В коментах каждый пишет свой вариант и свою точку зрения по своему представляя использование тормоза в повороте. В тексте не написано про какую технику вождения и для каких условий вся информация!
При фразе тормоз в повороте я сразу представляю трек! Мой ответ это НЕТ! Никаких тормозов или сбрасывания газа в повороте! Никакой помощи для наклона нажатие тормоза не приносит! И я это вижу в реальности почти каждый день! Так что никаких доказательств для этого не нужно приводить!
Если хочешь на треке хорошо и быстро проходить поворот, эта другая история, в которой нет места нажатию тормозов в повороте (всегда есть исключения и разные опасные ситуации!)
Другой человек читая пост представляет себя в городе и нажатие тормоза в повороте конечно можно и иногда даже полезно!
И так, расставим точки!
Город это одно, серпантин в горах это другое! Ну и трек конечно, это тоже совсем другое!
На треке длинной 2200 м я на тормоз нажимаю всего лишь пару раз! И точно не в повороте.
В коментах каждый пишет свой вариант и свою точку зрения по своему представляя использование тормоза в повороте. В тексте не написано про какую технику вождения и для каких условий вся информация!
При фразе тормоз в повороте я сразу представляю трек! Мой ответ это НЕТ! Никаких тормозов или сбрасывания газа в повороте! Никакой помощи для наклона нажатие тормоза не приносит! И я это вижу в реальности почти каждый день! Так что никаких доказательств для этого не нужно приводить!
Если хочешь на треке хорошо и быстро проходить поворот, эта другая история, в которой нет места нажатию тормозов в повороте (всегда есть исключения и разные опасные ситуации!)
Другой человек читая пост представляет себя в городе и нажатие тормоза в повороте конечно можно и иногда даже полезно!
И так, расставим точки!
Город это одно, серпантин в горах это другое! Ну и трек конечно, это тоже совсем другое!
На треке длинной 2200 м я на тормоз нажимаю всего лишь пару раз! И точно не в повороте.
Согласен с тобою Демис! особенно то-что серпантин и трек разные вещи и тем более город!
я на треке редко езжу, а на серпонтине по чаще могу сказать когда чуть чуть превышаю скорость для поворота, просто работаю передним тормозом и подтаю как абс ну исключительно нельзя преусердствовать )))
Я самоучка ) но мне помогает )
я на треке редко езжу, а на серпонтине по чаще могу сказать когда чуть чуть превышаю скорость для поворота, просто работаю передним тормозом и подтаю как абс ну исключительно нельзя преусердствовать )))
Я самоучка ) но мне помогает )
ТС и ромс инструктора в мотошколе, и их статьи больше для развития/иследования навыков новичков в повседневной езде(скорость которой, кстати, законодательно у нас не больше 90). И эта статья не о том что нужно тормозить в повороте, а о том что нужно учитывать если возникла необходимость. А то некоторых наслушаешься и ппц, тормоз в повороте — ты смертник. В общем можно, но лучше не допускать.
А по треку ты прав =)
А по треку ты прав =)
Коллеги! Подкину дров! Мне кажется в данном обсуждении вы забываете учитывать так сказать геометрические особенности строения кузова автомобиля с водителем и геометрические особенности байка с пилотом! А это уже как мне кажется другая история. Потому как известно что в повороте действуют две главные силы центробежная и центростремительная и одна должна противостоять другой в равной мере, и если какая победит то будет больно, но и такие вещи конечно как хайсайд и лоусайд на машине не словишь, да и вряд ли кресло водителя сможет сработать как заряженная катапульта, как это возможно на моте. Мне кажется автор данной статьи зря взялся сравнивать торможение на машине и на моте так как это две разные истории и разная физика!
Я конечно скользячки свои не считал но вот два прыжка (хайсайд)было один по дури, другой специально что бы понять ошибки свои и выявить как делать нельзя! Мой ответ в повороте если и тормозить то только по большой нужде! И мне кажется что применение приемов которые применяют профи на треке в реальной жизни (на дороге) лучше не использовать!
Хз как у кого, но у меня при торможении в повороте мот стремится к вертикальному положению а траектория к прямой.
Пока не отшлифовал повороты на треке, так и ездил тормозя в поворотах не вписываясь, и выезжая на встречку (было пару раз из за поздних торможений).
Теперь знаю что нужно достаточно вытормозиься до поворота, чтоб пройти поворот на ровном газу, чуток ускоряясь.
Пока не отшлифовал повороты на треке, так и ездил тормозя в поворотах не вписываясь, и выезжая на встречку (было пару раз из за поздних торможений).
Теперь знаю что нужно достаточно вытормозиься до поворота, чтоб пройти поворот на ровном газу, чуток ускоряясь.
Хоть убейте, но буду всячески избегать торможения в повороте. Вижу, что такая техника возможна, но для себя я её исключил) И, опять же, был случай в самом начале езды, когда в повороте сработал рефлекс и я даже не заметил, как правая нога жмакнула тормоз. С тех пор езжу исключительно на носках) а торможу — до поворота.
Сказать по правде — не вижу смысл в торможении в повороте. Много раз за пост мелькала фраза, что сильно в повороте тормозить нельзя, а вот чуть притормозить — можно. Но в чем тогда смысл? если случилось впереди что-то экстренно-аварийное, то «немного» тебя не спасет, а сильно — нельзя. А притормаживание «немного» сам по себе и не нужно. так что чем спорить про «немного» — лучше натренировать экстренное выравнивание и оттормаживание переж препятствием.
Сказать по правде — не вижу смысл в торможении в повороте. Много раз за пост мелькала фраза, что сильно в повороте тормозить нельзя, а вот чуть притормозить — можно. Но в чем тогда смысл? если случилось впереди что-то экстренно-аварийное, то «немного» тебя не спасет, а сильно — нельзя. А притормаживание «немного» сам по себе и не нужно. так что чем спорить про «немного» — лучше натренировать экстренное выравнивание и оттормаживание переж препятствием.
нет такого понятия как «немного» и «сильно». Все зависит от ситуации.
Вот забыл в статье написать такую штуку как «тестирование». Это что-то типа как делают на автомобиле в гололед. Выезжаем с утра на работу и видим подозрительный блеск. Разгоняемся и на безопасном прямом участке начинаем тормозить и смотрим с какой силой получается тормозить до срабатывания АБС.
Эта предельная сила торможения дает нам информацию о том с какой скоростью можно проходить поворот.
Так же и с мотиком есть подобные методики определения допустимого предельного торможения в повороте.
И исходя из этого и тренировок могу сказать, что при гражданском прохождении поворотов тормозить на мотоцикла можно довольно таки мощно! Так что ноги начинают болеть от того как приходится держаться :)
Вот забыл в статье написать такую штуку как «тестирование». Это что-то типа как делают на автомобиле в гололед. Выезжаем с утра на работу и видим подозрительный блеск. Разгоняемся и на безопасном прямом участке начинаем тормозить и смотрим с какой силой получается тормозить до срабатывания АБС.
Эта предельная сила торможения дает нам информацию о том с какой скоростью можно проходить поворот.
Так же и с мотиком есть подобные методики определения допустимого предельного торможения в повороте.
И исходя из этого и тренировок могу сказать, что при гражданском прохождении поворотов тормозить на мотоцикла можно довольно таки мощно! Так что ноги начинают болеть от того как приходится держаться :)
сильно в повороте тормозить нельзя, а вот чуть притормозить — можно. Но в чем тогда смысл?Смысл зависит от дистанции до препятствия. Иногда несильное притормаживание может спасти ситуацию.
лучше натренировать экстренное выравнивание и оттормаживание переж препятствием.Это замечательный навык и единственно верный шаг для ЭКСТРЕННОГО торможения в повороте. И последнее: может так случиться, что положить мот и поехать на жопе будет не так больно, как приехать на нём в препятствие. Решение придётся принимать очень быстро, но к нему тоже нужно быть готовым. :-)
- baRRmalini
- 18 февраля 2012 в 23:58
- ↑
- ↓
мотоцикл в любом случае тормозит лучше будучи на колёсах, а не на боку. Сам ловил скользячки, но никогда не говорил, что делал это сознательно, просто перетормаживал и складывался. Т.е. признавал это своей ошибкой, а не осознанным выбором.
лучше натренировать экстренное выравнивание и оттормаживание переж препятствием.Это если есть возможность выравняться. А может и не быть! И надо в повороте тормозить. Тут другой вопрос возникает… умеешь ли ты это делать?
Это замечательный навык и единственно верный шаг для ЭКСТРЕННОГО торможения в повороте.
здесь был ататат
Виктор, читай пост еще раз! В нем дается ответ на вопрос «тормозить в повороте или нет?».
Если говорить о твоих частных случаях
В посте же говорится о торможении в повороте при городской езде, когда поворот на перекрестке проходишь на скорости 20-40 км/ч и никак не чиркая подножками об асфальт. Или более пологие повороты на скорости 80-100 км/ч. В общем в обычном автомобильном режиме.
Если говорить о твоих частных случаях
пройти поворот на максимально возможной скоростиТо все трение колес используется на удержание бокового сноса. Ясен пень, что даже легкий сброс газа приведет к падению.
В посте же говорится о торможении в повороте при городской езде, когда поворот на перекрестке проходишь на скорости 20-40 км/ч и никак не чиркая подножками об асфальт. Или более пологие повороты на скорости 80-100 км/ч. В общем в обычном автомобильном режиме.
ТОРМОЖЕНИЕ\СБОС ГАЗА ВСЕГДА СПОСОБСТВУЕТ ВЫРАВНИВАНИЮ МОТОЦИКЛА, выравнивание распрямляет траекториюДаже если это и так. То что за проблема — торможения в повороте?
НЕСОГЛАСНЫЕ — учите физику, рисуйте силы и вектора, да пребудет с Вами истина и знание
КУРСЕ RIDE LIKE A PROчестно говоря — вода водой. Ничего конкретного в нем не говорится. Если бы вы ездили по московским пробкам как там показано, то далеко бы не уехали!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (223)
RSS свернуть / развернуть