Yamaha YZF-R1 2009 → Решение проблемы сцепления в мотоциклах Yamaha YZF-R1 2009 - Graves Motorsports clutch kit + EBC SRK 096 kit
Всё-таки в Yamaha YZF-R1 2009 нашлось самое слабое место – это сцепление. Горит моментально, а почему непонятно. Разумеется, я испытал на себе несколько вариантов сцеплений и вот, чего мне удалось в результате добиться!
При каких обстоятельствах сцепление сгорает
Если на мотоцикле не участвовать в гонках драг-рейсинг – сцепление будет жить и жить, однако оно чересчур резкое.
В новой версии YZF-R1 отсутствует тарельчатая пружина, плоская шайба и тонкий фрикцион (как это сделано в модели 2008 года).
Схема корзины сцепления в модели Yamaha YZF-R1 2009 года:
Как видите, просто набор фрикционных дисков и промежуточных металлических дисков.
Я так понимаю разработчики мотоцикла перестарались сделав его действительно по типу кольцевого мотоцикла YZF-M1. Смысл в том, что в гоночных мотоциклах эти детали отсутствуют.
Схема корзины сцепления в модели Yamaha YZF-R1 2008 года:
А вот в 2008 году они еще стояли (номера деталей 12, 13, 14).
В прошлый раз, когда сцепление умерло и мотоцикл превратился в "скутер на вариаторе", я заказал набор кевларовых фрикционных дисков сцепления SRC 96, в комплекте к которым шли 6 пружин под болты и установил его.
Установил новые фрикционные диски и оставил старые промежуточные диски, которые были подгоревшие. В принципе это большая ошибка, т.к. например, от слабых пружин или от подгоревших промежуточных дисков, мотоцикл может клевать/дёргаться на старте. особой разницы между стоковым и новым кевларовым сцеплением я не ощутил, стоит себе да и бог с ним…
Кевларовое сцепление SRC 96 прожило недолго и при очередном драг-рейсинге умерло с третьего старта!
Умерло, да не совсем. Когда остыло, мотоцикл таки поехал. Если сравнить со стоковым, то ему было все равно остыл мотоцикл или нет – оно умерло окончательно и без поворотно. Вот и делаю первый вывод, что кевларовое сцепление всё-таки лучше, чем сток, но об этом мы еще поговорим позже.
Я начал искать людей со схожей проблемой и к моему удивлению, все англоязычные мотоциклисты жаловались в один голос на сцепление и рекомендовали некий "Graves Motorsports R1 Clutch Kit" от Graves Motorsports, который якобы решал эту проблему!
В первую очередь испугал ценник в $165.00 за 3 тонкие детали и 6 пружин. Кстати это еще не самый страшный вариант, страшнее Clutch Mod R1 (09-10) от компании Brock's Performance — всего каких-то 100 у.е. за одну маленькую несложную деталь.
Кит от Graves Motorsports по крайней мере внушал доверие, т.к. визуально был схож со стоковыми деталями от мотоцикла R1 2008 года, только пока была загадка, как же он решает проблему сгорания сцепления? Общался с местными ребятами, те тоже в недоумении. Рекомендовали просто заказать детали от 2008-года и установить, тем самым сэкономив лишних 70-80 долларов, но меня раздирало любопытство — именно длина пружин, которая шла в комплекте от Graves Motorsports. Тем-более было интересно сравнить длину стоковых пружин, от комплекта SRC 96 и от самого нового комплекта EBC SRK 096!
Решено, беру Graves!
На сайте Graves был скудненький видеомануал, в паршивом качестве по установке этого комплекта:
Разумеется весь процесс сборки я отснял фотоаппаратом и расскажу вам подробней, чем рассказывают в этом видео.
Под замену спаленных кевларовых дисков сцепления было решено купить полный кит от EBC – SRK 096, комплектация которого:
— кевларовые фрикционные диски;
— промежуточные металлические;
— комплект из 6-ти пружин под болты.
Так же дополнительно я заказал 6 болтов, т.к. я уже писал, что выполнены они из мягкого материала и легко могут сорваться.
А так, как я уже раз менял сцепление и обрыв болта может убить мотор, от греха подальше я решил потратить 13$ и купить новые.
А вот как выглядит комплект EBC – SRK 096 (прошу не путать с SRC 96):
Как видите, на промежуточных металлических дисках насечка (стоковые обычно гладкие).
Теории начитались, переходим к практике и сравнению
Отцы рекомендуют замачивать на несколько часов фрикционы, перед тем, как их установить в корзину. Замочим всё :)Вот так выглядит кит от Graves, как видите одна пружина тарельчатая, т.е. как бы вогнута во внутрь, это придало ей форму некого конуса
Мы подготовили заранее чистую ёмкость, в которой замочим все детали. Положили кит вместе с пружинами от Graves, комплект фрикционов и промежуточных дисков EBC.
Заливаем всё новым маслом Motul 300V, потому, что при смене сгоревшего сцепления, желательно по феншую заменить масло.
Мы заквасили весь комплект EBC, кроме одного фрикциона, т.к. один остаётся лишний, потому, что в ките от Graves идёт свой тоненький диск.
Теперь у нас много времени не спеша слить с мотоцикла масло, заменить фильтр, разобрать пластик и открыть крышку двигателя, чтобы снять старое сцепление и всё подготовить.
Снимаем крышку корзины, первый фрикцион оказался целым. Вот вам и теорема 2: отцы рекомендуют самый верхний фрикцион ставить не по метке, а сдвигать на один зуб влево или вправо, мотивируя это тем, что все фрикционы сгорят, а он останется резервным. В этом случае, например, в дороге можно будет его вернуть по метке и доехать до места ремонта. Теорема провалена! Так как в прошлый раз я установил эти диски все строго по меткам!
Затем промежуточный и второй фрикцион буквально вывалился по кускам — чёрный, пипец ему :), впрочем, как и все последующие!
Вот так выглядит корзина с конкретно спаленными внутренностями. Как мы видим им полная Ж.
Хорошо иметь друзей, с ними уж точно не соскучишься :)
Наконец корзина разобрана, теперь мы промерим пружины и узнаем, есть ли различия пружин в длине он Graves, EBC и сток Yamaha.
Стоковые пробежали немного, поэтому в принципе просесть ну никак не могли. 43,4мм.
Затем замеряли только-что снятые EBC SRC 96 — 41,9мм и новые китовые EBC SRK 096 43,4мм.
Т.е. от нового кита совпадают со стоковыми, ок, идём дальше…
Измеряем пружины от Graves 44,4мм — во, это уже дело. Как я выше и говорил, что длина пружин и их просевшее состояние немаловажно для эффективного старта. Решено, ставим от Graves Motorsports!
Теперь еще интересный момент. Мы решили измерить 2 спаленных комплекта фрикционных дисков, стоковый Yamaha 0,295мм и от сгоревшего кевларового кита EBC SRC 96 — 0,29мм.
В результате, что мы имеем?
Практически одинаковая толщина, сток даже толще, но на нём я не мог разогнать мотоцикл даже до 50-ти км в час. На спаленном кевларе, который выпал по кускам из корзины я мог спокойно стрелять за 200 км/ч и практически не ощущать пробуксовок, кроме как езды на заднем колесе или спортивного переключения передач, например гонки. Еще одно доказательство, что кевларовое сцепление лучше во всех отношениях!
Настало время сборки
Вот так выглядит дно пустой корзины сцепления. Как-раз из видео от Graves было непонятно на дне промежуточный или само дно гладкое, чертежи рулят, но все же наглядней гораздо приятней смотреть.
Первым делом на дно корзины кладём плоскую шайбу из кита Graves
Затем, тарельчатую пружину конусом в сторону днища!
После этого устанавливаем тонкий фрикцион из того же кита Graves. Его состав напоминает кусочки гравия на клею (символично так гравий, Graves :)), грубая шероховатая поверхность, я даже подозреваю, что об него можно легко затачивать ножи.
Всё, кит от Graves установлен.
Затем начинаем чередовать из комплекта EBC. Первым устанавливаем промежуточный металлический диск.
Затем фрикцион
Не забываем про метки, и так чередуем пока не дойдём до последнего фрикционного диска
Последний диск, установим по феншую со смещением метки на один зуб.
Вот немного крупнее план, чтобы было яснее про метку со смещением.
Устанавливаем пружины, и готовим болты к завинчиванию, предварительно смазывая их кончики средним фиксатором. Я всегда всем рекомендую при любой сборке использовать фиксатор, по крайней мере он будет не лишним, а в некоторых местах, в частности в корзине – он реально необходим. Представьте себе, если болт открутиться (хотя конечно он поджат пружиной), но были случаи! Если болт выкрутиться, он попадёт в мотор и тогда звездец!
Закручиваем все болты лёгенько, чтобы они плотно упёрлись.
После поджимаем без фанатизма, чуть чуть! Не перетягивайте их, вы их легко сорвёте, они очень мягкие!
Готово, корзина собрана.
Теперь наша задача поставить крышку на место. Предварительно отчистим места соприкосновений крышки на двигателе и непосредственно на самой крышке, чтобы блестели как у кота фаберже.
Аккуратно промазываем крышку герметиком
Затем кладём на крышку прокладку и также сверху промазываем ее.
Теперь задача не из лёгких и требует определённой сноровки, чтобы одеть крышку и попасть штоком, при этом выдержав определённый угол. Иначе у вас либо не останется свободных настроек для регулировки сцепления, по мере его износа, либо сильно много свободного хода и при выжимании сцепления оно не будет до конца выжимать и будет трудно поймать нейтраль, соответственно переключение передач станет жоще.
Лучше перед разборкой сфотографировать или запомнить как было и сделать так же :).
Не переживайте, если вы с первого или даже с пятого раза не попали. Герметик не засохнет так быстро как вам кажется, т.е. крышку можно всегда аккуратно снять и переставить выжимной рычаг
под другим углом.
Наконец крышка на месте, регулируем тросик возле выжимного рычага на руле и в месте крепления.
Выливаем остатки масла из ведра, в котором мы замачивали внутренности корзины
Ну и выливаем всё, что осталось в канистре :).
Вывод и цены
Стоимость SRK 096 — 195$Кит Graves + болты — 230$
Масло Motul 300v 4л — 100$ (можно смело заливать 4л, будет уровень средний, между нижней отметкой и верхней)
Масленый фильтр — 10$
вот такая цена ремонта.
После замены не спешите рвать мотор, прокатитесь 100 км и после этого можно плавно приступить к тестам.
Я еще не успел протестировать всё это дело на драге, однако я почувствовал разницу между SRC и SRK существенную! Про сток ребята я вообще молчу. Получился новый мотоцикл!!! И он стал ехать на среднем режиме словно в режиме HIGH, а в режиме HIGH – это супер power, даже нельзя сравнивать с тем, когда я его только выкатил из салона! Очень непривычно, очень интересно, а местами даже страшно! Сцепление получилось мягкое, информативное, прогнозируемое и очень цепкое!
- Bodya
- Богдан
- 20 сентября 2011 в 1:23
- 11
- +45
Подскажите пожалуйста кто не будь как установить оригинальное сцепления.Там восемь фрикционных дисков и девять металлических в поковке одинаковых.И еще отдельно 3 диска металлических в упаковках разной толщины? А на семи фрикционных дисках по одной метки а на двух дисках они вообще отсутствуют и по толщине они по тоньше.а на карнизе две метки по кокой метки по верхней или по нижней подскажите пожалуйста кто чего знает?
проще сказать что проблеммы сдесь две, первая это конструкция двигателя из за высокого расположения картера сцепления не достаточная смазка и вторая ширина дисков слишком узкая площадь фвикционной поверхности то есть диски по ширине почти в два раза уже чем у любого нормального мотоцикла, просто для сравнения можно посмотреть где на других мотоциклах находится сцепление и сравнить размеры дисков
Интересно, как ты умудрился спалить китовое сцепление? Как стартуешь расскажи…
Ни у кого на 09-11 еще не сгорело, кого я знаю, в том числе любителей подрифтовать и в свече стартовать…
Но по сути EBCшной продукцией советую вообще не пользоваться… Есть готовые/собранные корзины под спорт, тебе думаю подойдут =) Правда и ценник немного больше чем тот, что ты указал… Попробую поискать на ебее… покажу потом…
Ни у кого на 09-11 еще не сгорело, кого я знаю, в том числе любителей подрифтовать и в свече стартовать…
Но по сути EBCшной продукцией советую вообще не пользоваться… Есть готовые/собранные корзины под спорт, тебе думаю подойдут =) Правда и ценник немного больше чем тот, что ты указал… Попробую поискать на ебее… покажу потом…
К ребятам, которые не ездят на трек, что б не было недопонимания. У почти всех гонщиков, а точнее у тех кто хочет показывать результаты не зависимо на каких моделях спорт мотоциклов они ездят стоят не стоковые вещи: павер-командер, демпфер, квик-шифтер, выпуск полный, клипоны, ручки, ножки, тюнинг тормозов (к р6 не относится у нее лучшие тормоза для стока), е кого есть много лишнего бабла меняют подвеску. Все это доводят до ума на стенде и на тренировках. И это минимум.
чтобы одеть крышку и попасть штоком, при этом выдержав определённый угол. Лучше перед разборкой сфотографировать или запомнить как было и сделать так же :).На крышке сцепления есть стрелочка, а на выжимном штоке есть точка — это метки для установки правильного угла. Так что можно не фотографировать, а просто их совместить :)
Классно и подробно расписал ;) Но могу сказать, что такая проблема и на 07-08 г у Юрика за 18 тысяч минус 2 сцепления и минус корзина при этом он не ездит на заднем и не стартует… У другой Ямахи примерно за 15 тысяч минус 2 сцепления но тот парень и стартует и заднем итд…
Бодя, а ты льешь фэктори лайн? это не правильно, масло офигенное но оно сделано для гонки, максимум на векенд потом оно сливается и меняется это спортивное масло рассчитано на жесткий режим езды но до 500-1000 км.Я сам заливал фектори где то год, это увидел Игнатуша и объяснил что это не правильно. После чего я был приглашен на сбор дилеров Motul в Харькове где показывали новые товары и старые и сравнительные тесты, после я подошел к организаторам и задал вопрос про масло какое лить и они в один голос сказали 7100 10w40 Но если вы ездите на треке или просто готовы менять масло раз 1000 км то фектори.
Бодя, а ты льешь фэктори лайн? это не правильно, масло офигенное но оно сделано для гонки, максимум на векенд потом оно сливается и меняется это спортивное масло рассчитано на жесткий режим езды но до 500-1000 км.Я сам заливал фектори где то год, это увидел Игнатуша и объяснил что это не правильно. После чего я был приглашен на сбор дилеров Motul в Харькове где показывали новые товары и старые и сравнительные тесты, после я подошел к организаторам и задал вопрос про масло какое лить и они в один голос сказали 7100 10w40 Но если вы ездите на треке или просто готовы менять масло раз 1000 км то фектори.
По этому поводу постоянно ведутся споры. Во первых: масло теряет свои свойства не от пробега, а от режима эксплуатации. То есть если эксплуатировать мотоцикл реально в гоночном режиме только на трэке, то действительно надо менять через каждую тысячу. Во вторых: 7100 появилось у MOTUL сравнительно недавно, и до этого все ездили только на 300V — проблем не было. В третих: работая в мото-СТО я могу объективно и со стороны оценить что проблем с мотором у ездящих на 300V намного меньше чем у тех кто ездить на 7100. :)
Ну сейчас появилось 7100Мр2 кажется как вариант ;) Я на мото сто проработал 3 года но видел один убитый мотор на бусе 07 г и на р1 07 они ездили на фектори и оба мотоцикла были куплены новыми в салонах.Может совпадение, а может… В данный момент почти все ездят на 7100 некоторые на моторексе и только один на фектори )))
ну тогда тут палка от двух концов )) Если мне лить 300v так как я люблю при открыться, тогда мне нужно будет и менять его раз в 1-2 тысячи ))Я проехал на своём джиксере 35 тысяч из них 20 на 7100 меняю через каждые 5 тысяч, один раз поменял сцепление и то можно было ездить, но я придирчивый ))) По мотору тьфу тьфу тьфу проблем нету в прошлом году ради любопытства проверил компрессию везде одинаковая хорошая компрессия, От замены до замены доливаю грамм 100-150 не больше.Недавно проверил на максимум по навигатору 293 при сильном лобовом ветре и по тахометру не докрутил 1.300 оборотов просто шею отрывало. Как бы пока у меня не каких нареканий на 7100 нету, но с другой стороны беда приходит внезапно ))))
Вообще интересная ситуация с фактори лайн. Производитель рекомендует его лить во все без исключения движки. Судя по таблице — фактори ставят как СУПЕР, 7100 хорошо. Резонно возникает вопрос, если байк например 400 стыд, который по умолчанию не сможет участвовать в гонках (разве что с мопедами), какого Х… тогда производитель на сайте рекомендует лить 300v, а на семинарах манагеры той же компании говорят что ток для гонок…
я заходил на мотулевский сайт — на мой TDM, который с 92 или 93 года идет — они то же рекомендуют 300в
а в мануале на мот Класс API SE
Моторные масла бензиновых моторов выпуска с 1972 года (устаревший класс). Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-79 годов, а также некоторых моделях 1971 г. Дополнительная защита в сравнении с автомаслами SC и SD и могут использоваться, как заменители этих категорий.
а в мануале на мот Класс API SE
Моторные масла бензиновых моторов выпуска с 1972 года (устаревший класс). Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-79 годов, а также некоторых моделях 1971 г. Дополнительная защита в сравнении с автомаслами SC и SD и могут использоваться, как заменители этих категорий.
интересный и полезный пост.а замеряли диаметры витков пружин? зная их и особенности состава матереала, можно выдвеннуть гипотезу, что короткие пружины жёстче, а длинные более мягче.калибровка проиводилась до определённого момента сжатия(скажем к примеру до 3 сантиметров их длин, и длинная и короткая должи выдать равное усилие или всё же разное?), а далее замеряется выдаваемое ими усилие.могу предположить, что весь секрет в этом, в толщине витков и их материале.в домашних условиях конечно непроверить, да и стоит ли так заморачиваться.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (104)
RSS свернуть / развернуть