Блог им. WildCat → "Козлик" (МИНСК) и дальнобой в 90-е
Cвежий номер журнала «МОТО», в нем календарь. На календаре праздничный герб c датой о юбилее Минского мотозавода – ему 60 лет! Воспоминания разбудил календарь, 40 лет ММВЗ было в 1991, правда, о дате той я не знал, а вот пробег был…
А чего не быть пробегу. Карман работяги не топорщился от денег, поработав шахтёром смог купить «козлика» — «МИНСК» ММВЗ-3.112.11. в ценах 1991 года порядка 3500 рублей. До этого в юности был личный мопед «РИГА», казённые закрепленные автобусы городской и армейский, да редкие и не дальние поездки на мотоциклах знакомых. А организатором пробега стала сестра, надо было ей помочь физической силой, да тут и отпуск в августе. Часто летал, учился заочно в Москве, очень уж не любил поезда, а к сестре ехать с пересадкой, город в центре треугольника из аэропортов Кишинёв, Николаев и Одесса. Удаление от каждого аэропорта порядка 180-200 км, теряется время и смысл перелёта. Потогонный железнодорожный вагон летом, бррр…
О!!! А «козлик»??? Уже по Ростовским степям набегал 5000 км, обжился багажником с боковыми накладками, брызговиком на переднем крыле, да в сарае две канистры по 10 литров и бак емкостью ещё 11, в баке бензиновый «траглотид» не завёлся, расход при 80-85 км/час около 3 литров на сотню. В руках уже атлас автомобильных дорог СССР, по дорогам забегал палец, на листок посыпались цифры с километражем. До Горловки 160 км, до Донецка еще сотка, дальше до Днепропетровска и Кировограда по 250 км и к Первомайску еще порядка 160 км до цели поездки. Итого порядка 900 с хвостиком, при расходе бензина в 3 литра на сотню, на поездку хватает в обрез. В те годы бензин был страшным дефицитом, по дорогам мотались ЗИЛы и ГАзоны, с 200 литровыми бочками в кузовах, как «автокамикадзе», трагедий было не мало.
Небольшие сборы – свежее масло в коробку, ЗИП (пара камер, свеча, коммутатор зажигания, лампочки, ключи, монтажки для шин, на всякий случай литровая канистра с маслом). Теплая куртка из кожзама (самострок типа «пилот») и теплый свитер — мотоциклетной экипировки в продаже не было, обходились гражданскими вещами, да и на скорости до 100 км/ч не сильно мёрзли в теплых южнорусских краях летом. Провиант приготовлен, компот и вода в холодильнике. Жду рассвет…
Проснулся раньше будильника, работал на рейсовом автобусе, и вставать в 3 часа утра было привычкой. Проверяю крепёж канистр и рюкзака с провиантом, вода во фляжках, одежда, ЗИП. Всё в порядке, стартую!!! Родной двор скрылся за выхлопной дымкой, четыре часа утра, Солнце светит. Погода отличная, выехав из поселка, разгоняюсь и начинаю дрожать…. Забыл куртку в сарае! Скорость снижаю, проскакивает приступ суеверия: «Не возвращаться!!!». Да и время 4 часа утра, ехать 900 км с хвостом, скорость средняя будет под 60, часов 15 и должен доехать к вечеру!!! Вперёд, на запад еще пока единой страны, до референдума Украины о независимости еще четыре недели.
До Украины от дома 30 км, трасса Ростов-Харьков уже жива, грузовики, легковушки, изредка селяне на «Днепрах» и «Уралах» с овощами и птицей — занимать торговые места на рынках. Одиночных мотоциклов не видно утром – это молодёжный вечерний транспорт. Да и мне то всего 27 годков. Солнышко встало повыше, от свежего прохладного утреннего воздуха уже не «колотит» и скорость поднялась до «крейсерской», порядка 80-85 км/ч.
Два десятилетия назад трассы имели очень малое количество стоянок и придорожных кафе, так что ехать без запасов воды и провианта могли только «йоги». Да и в кафе то и воды минеральной не бывало, а уж свежих блюд и продуктов… Без комментариев. Набор провианта в летние мотоциклетные путешествия был ровесником Великой Руси – яйца в крутую, сало, овощи да краюха хлеба.
А шоссе набегает на тебя, показывает степи и холмы. А еще и искусственные горы из пустых горных пород – терриконы. Угольный бассейн и его столица Донецк — Город Роз. Статистика не сильно баловала публикацией интересных фактов, «Аргументы и факты» еще не издавались, но о том, что Донецк один из самых зеленых городов убедился сам. Какой он теперь?
Дороги были в приличном состоянии, вот только разметки на трассе практически не было и количество предупреждающих знаков минимальное, хотя среди них встречались установленные еще в 50-х годах указатели — раритет. Редкие заправки красовались колонками «удушенными» заправочными шлангами и табличками «БЕНЗИНА НЕТ». От знакомых узнал, что канистры, при посещении магазинов или предприятий общепита частенько исчезали с открытых багажников. Только владельцы мотоциклов с боковым прицепом жили спокойнее – в коляске багажник прятал заветное топливо, а не имеющие такого от мотоцикла далеко не отходили.
Шлемы из Риги, редко у кого, с «забралом». Но летом в городе, при малой скорости жарко, вентканалов в них не было, и по шее стекала струйка пота. Вот бы пасмурно, но чтоб без дождя и ветра – мечта!!! Но город кончается и ура – простор! «… Степь да степь кругом…». Убавляются запасы еды, канистра переливается в бак, и ты продолжаешь движение к цели.
Объездные дороги только начали проектировать вокруг крупных городов на магистралях, и транспортные потоки шли через города. Не позавидуешь местным жителям с таким количеством транзита. Днепропетровск, карта атласа с проездом через город есть. Отлично. Едем и опля – мотоциклам запрещено, ну что, правда, в центры городов мало пускали мототранспорт. Берем правее. Опять запрещено, и это «опять» уже раз двадцать пять.
Соблюдая ПДД, я оказался на окраине Днепра. Меж домами виден стол с лавочкой и группа молодёжи. Подъезжаю к ним: «Привет ребята! Как пробраться через город на Кировоград?». На столе у них классический набор дворового отдыха — пара трехлитровых баллонов с пивом и тарань. Вот бы бокальчик холодненького, да «на козлике». Спрашивают: « А откуда?». Ростовская область отвечаю. Откуда?????? Один подходит к корме с госномером и видит буквы РДЕ. Во, точно у него Ростовские номера. Разговорились, от предложенного пива отказался. Вызвал удивление, что в Николаевскую область из Ростовской почти под тысячу километров и на «макаке» (это МИНСК на местном сленге). Отчаянный, мол, парень!!!
Пока общались, один из ребят сломал веточку, по размеру руля и удалился. Просветили меня, что новый начальник ГАИ оказался очень большим нелюбителем мототранспорта. Знаки на каждом перекрёстке практически со всех сторон. А вернувшейся «лозоходец», огласил, что проходит, да он и не тяжёлый, протащим. Посидишь или двинешь дальше? Тогда впёред. Четыре парня берут «козлика» и по лесенке ступеней в 25 через калитку на дорогу. Лихо, самому не дали тащить, мол, тебе еще рулить прилично. По маршруту просветили, как и чего, о том, что три знака будет, но там ГАИшников не бывает, а по другому никак из города не выбраться. Попрощались, получив напутственные слова об удаче, и под удивленные взгляды поехал дальше.
На выезде мост через реку Днепр, чистая еще река, только втекает в крупный город. Пыльный, потный и руки сами сворачивают с дороги к реке. Здорово, что не поезд. Песочек, купание в теплой воде Днепра, перекус, полежал на брюшке – здорово, когда сам и без жесткого графика. Освежившийся и перекусивший еду дальше.
Рядом с дорогой водохранилище, история страны и вид подвигов работников Страны за «идею» — вдалеке ДнепроГЭС. Тружеников получивших в СССР «движимые» материальные блага единицы – Стаханов, да Паша Ангелина. Этим первенцам и ударникам молодой социализм давал в премию авто или мотоцикл. Вот здорово было тогда в крупных городах – общественный транспорт и отсутствие пробок, «частников» единицы. Вот только наверно без канистр не поездить было тогда, как и сейчас. Заправок то прибавилось в девяностые, бензин, правда, АИ92 в конце восьмидесятых подорожал в четыре раза с 10 до 40 копеек. Здорово, что «козлик» не гурман — на 76-м едет.
А вот вокруг Кировограда уже была построена объездная дорога, что обрадовало, а то вдруг ЦК Компартии Украины решило запретить рокерам мотоциклистам, по городу носиться. Так что, какой он Кировоград я и не узнал, объехал.
«Козя» (основное домашнее имя “МИНСКА”) старательно шурша своим цилиндром, вез меня к цели поездки. Вечерело, солнце к закату и руки задрожали – холодно. Куртка осталась дома. Останавливался, согревался, проезжал пару-тройку километров и трусился как листочек на ветру. Осталась всего сто километров, а без плотной куртки не приехать в прохладной августовской ночи к финишу. «…С ненаглядной певуньей в стогу ночевал…»: вспомнилась песня, и дало решение ночёвки. Вместо стога с сеном была скирда из соломы. Зарылся в пыльную копну, дрожь от тела уходила, а сон наступал. Согрелся, лег на бок и «пятая точка» от сиденья отдохнёт.
Долго поспать не вышло, с зарёй в поле застрекотали дизеля комбайнов и загудели ГАЗоны, пшеницу, которая еще при случае дает придорожный ночной приют, собирали и строили из соломы «гостиничные номера». Что же, подъем! Да только утренняя прохлада, как и вечерняя не давала спокойно ехать, только плестись. Клацая зубами и дрожа, допилил до речушки – значит завтрак. Здорово, птички поют, листва шумит, а кафешантаны городские с пылью, газом и шумом машин не сравнятся с завтраком на берегу речном вдали от города.
Солнышко стало пригревать, пора дальше двигаться. На багажнике пустые канистры, еду больше стоя, сиденье не для дальних дорог. Провиант съеден, а обед был уже домашний у сестры дома. Здорово, и «козлик» гордо стоял с Ростовскими номерами в Николаевской области. Есть ему чем гордится – 125 см3 и 10 л.с. переместили владельца на 1000 км без каких либо проблем, а то что «рулевой» спал на животе пару ночей проблемой не считаем.
После помощи сестре и добычи 30 литров бензина, сбора подарков родне, от части которых с трудом пришлось отказаться, как женщина, сестра пыталась повесить на «козю» сколько, сколько багажнику «жигуля» не снилось. Нашли компромиссы, но экипаж в весе прилично прибавил. Так же рано утром выезд, уже без проблем с холодом, т.к. обжился плотной болоньевой курткой и теплым свитером, так что в графе «прибытие домой» планировалось слово «вечер».
Планы то планами, а жизнь и дорога со своим характером и судьбой. Не делайте из лёгких мотоциклов «полуторки»! Не доехав до Кривого Рога, хлопок и поплыли, задняя камера не выдержала. Вот тут и начался тест на отзывчивость на дороге. Снять колесо хоть и с трудом, но удалось, а поставить ось колеса, с перегруженным багажником не выходило. Разбирать и переупаковываться, вспоминая, что на это ушло пол дня перед выездом не хотелось. Значит на обочину и руку вверх. Постояв с пол часа, уже были мысли снимать скарб с багажника. Да появившиеся тучи и мелкая морось отложили это дело. Ну и помощников тоже не появлялось, спокойно проезжал мимо славянский народ. Вот так и стоять, до полной ассимиляции и стирания межнациональных граней, гей братья славяне, ау!!!
Истекало время терпения, все еще пять минут, и буду облегчать багажник. В последнюю минуту ожидания КАМАЗ проехав мимо меня, и встал на обочине. Вышел мужчина средних лет азербайджанец, подошел, спросил, что за беда. За минуту помог, ось вставлена, колесо на месте гайка закручивается, узнав, сколько я стоял и, услышав, что почти час, закачал головой. Мда… сказал водитель, качая головой, братство на дороге вымирает. Пожелав друг другу удачи, поехали дальше.
Дождь моросить перестал, не жарко совсем, комфортно доехал до Днепропетровска. Вспомнил о проезде через дворы и огромное количество знаков запрещающих движение на мотоцикле. На въезде на посту остановился, у ГАИшника спрашиваю: «А вот проехать ваш прекрасный город транзитом, не попав на тупик для мотоциклов как?». Он спрашивает документы. Даю, полистав с удивлённым лицом, спрашивает из Ростовской области? Отвечаю, что да. Он подходит к заднему номеру. Хмыкает. Отчаянный мол, хотя права все категории. Романтик что ли? Да, мол, люблю малость покататься. Засмеялся капитан. Подтвердил, что начальник ГАИ новый большую нелюбовь к мотоциклистам испытывает. Знаки с запретом для мотоциклов кругом. Но, мол, по секрету скажу, что сегодня по транзиту в городе нет больше инспекторов. Езжай по указателям на Донецк спокойно, на знаки запрещающие не смотри. Теперь я удивился, мол, точно? Точно, не переживай и удачи, путешественник.
В Днепре такого давно не было, не соврал капитан. Дырчит «козлик» на центральных улицах и площадях, сердобольные автомобилисты сигналят и на знаки, запрещающие тычут, а мотоциклист кивает и под них прётся. Так, не плутая, спокойно проехал и город посмотрел. Без почета, правда. При проезде туда так на руках «козю» носили, а тут только дозволили через центр проехать, что тоже конечно неплохо.
А тучки на небе потемнели и капельки появились, посыпались и быстро превратились в дождь, в приличный такой, почти ливень. От Днепра отъехал километров пять, а до города с гостиницей еще 80 км. Может пройдет, да и возвращаться примета не из лучших. Значит, купаемся, и только вперед. Доехал до Павлограда, промёрз, куртка то болонья вся промокла и что под ней, включая кожу естественно тоже. Нашел гостиницу, рядом с заводиком, где вахтерша взяла на стоянку мотоцикл, да еще и от «трёшки» отказалась, дорого сынок, рубля хватит, не переживай, скарб с твоего багажника и бензина мне не надо.
Захожу в номер, сидят пару мужиков лет по сорок за столом. Бутылочка «столичной», овощи лучок, банка кильки, сальце. Увидев меня, со шлемом и как из меня вытекает накопленная вода, один молча встал, взял с тумбочки еще один стакан. Налив сто грамм протянул мне, я отбив небольшую дробь по граненому стакану выпил, крякнул, поблагодарил. От предложенных денег за стопку отказались, закуси мол «мотогонщик». Познакомились, один из Питера, а второй из Самары. На завод за оборудованием приехали. Мне отдали все стулья, для сушки одежды и показали где душ. Красота, после холодного дождя горячий душ принять. Когда пришёл, разговорились, тоже удивил их маршрутом и транспортом. Потолковали немного, по стопарику да спать. Реабилитировавшимся славянам вставать рано, с утра всем выезжать.
Под утро дождь кончился, было пасмурно утром. Лужи не просохли, очки забрызгивало, часто приходилось их протирать. Вот и солнце прогнало тучи и засветило по-летнему. А вот это и было не к чему, с перегруженным задним колесом. После Донецка в Шахтёрске стрельнуло заднее колесо, из ЗИПа была взята последняя, целая камера. Проходящий рядом с дорогой коллега шахтёр отзывчиво помог снять колесо, а, узнав, что работаю на шахте, разговорились. Мда, престиж труда шахтёров падал, как и заработная плата, народ знакомый с рождения с дефицитом теперь познавал еще и инфляцию.
Уже добрался до Антарцита, как опять камера рванула. Поругал себя «за жадность» и щедрую сестру, с подарками и гостинцами этими… А камеры одна практически пополам разорвана, на другие латки не хватает по размеру. Хорошо, что сломался в частном секторе, выезжающий из двора мотоциклист увидел, взял и отвёз в шиномонтаж, там парень уже заканчивал работу. Я рванул к «козлику», ставить камеру. А вот по монтажкам для камеры ума не хватило пройтись рашпилем – местами ребра на них были острыми. Собрал колесо, начал качать, а не дуется. Достал камеру, латку, клей. Блин, блин, блин (ну так по литературнее будет), клей то высох!!!
Правда меня с камерой подобрал человек на «москвиче» и отвез к шиномонтажу, парень уже шел к остановке, а тут я из машины вываливаюсь. Он смотрит на камеру, вздыхает и открывает шиномонтаж, вулканизирует, от денег отказывается и даёт напильник – пройдись по монтажкам, и улыбаясь мол, рашпиль дарю если не завезёшь и под дверь не сунешь «сосед». Тогда Ворошиловоградская область, с Ростовской областью граничили в одной стране, а сейчас государства разные. Ну, тут дело чести, обработанными монтажками аккуратненько монтирую, собираю, благо помощь уже и не нужна была, провиант съеден, канистры пустые, полегчал мотоцикл, смог сам поставить ось. Конечно, отвёз напильник, человек выручил, тогда круглосуточных шиномонтажей на трассах еще не было.
Так до дома и доехал, еще и успел на почту, телеграмму отстучать. СМСку экономную тогда не отправляли, всеобщая «мобилизация» только-только начиналась в мире, а до СССР еще не дошла. На почте еще пытались редактировать текст телеграммы, мол, что это за текст, пишите нормально. Настоял, отбили без «цензуры», сестре очень понравилось: «КОЗЯ» шалил, но я допилил».
Такой вот к сорокалетию Минского мотозавода получился индивидуальный мотопробег. Посмотрев на нынешние модели ММВЗ, ностальгически улыбаюсь, вспоминаю свою поездку, радуюсь, что жив завод, двигатели лицензионные добавились, модели появляются действительно новые. Обзавестись новым «M1NSK R 250» и к другой сестре в Кемерово МОТОнуть? Тем более канистры нынче не нужны, кафе, мотели и стоянки на трассах появились. Для комфорта и безопасности экипироваться можно прилично и стильно. За двадцать лет много чего хорошего произошло в мотомире, ведь Белоруссия и Россия теперь тоже в нем.
- WildCat
- Саша Лисман
- 22 июня 2011 в 22:48
- 2
- +37
Да есть новые модели и это отлично!!! Но на заставке «Минск М 125» не та на которой ездил — «МИНСК» ММВЗ-3.112.11 на нём пробежал порядка 30000 км, без особых проблем. А у того что на фото — вилка новая, крыло другое и тормоз дисковый впереди появился. А движок, рама, задняя подвеска используется на многих моделях еще те, что и 20 лет назад.
Так и З/П была у инжинера порой 120 рублей, хлеб 20 копеек булка, варёная колбаса 2р.20 коп. высший сорт, за ней на Козлике и мотался из Ростовской области в Ворошиловоградскую. Не было в нашем шахтёрском городе колбасы!!! Одна водка по 3 рубля 62 копейки. А 350 рублей в месяц на автобусе — это смены по 12 часов и не дня на ремонте. Было, да прошло.
здесь был ататат
- serafim1979
- 5 мая 2013 в 13:19
- ↓
прочёл и обзавидовался, мне такое только предстоит " Минск — Байкал "
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (24)
RSS свернуть / развернуть