- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2494
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Северный гастротур 2023 ч. 4
Часть 4 «Беломорская»
Всем доброго времени суток, продолжаю свое повествование о поездке на северо-запад нашей страны в августе 2023 г.
Часть 1 тут
Часть 2 тут
Часть 3 тут
Итак, в Териберку съездили, но много чего там не увидели. Не сходили в море, не заглянули в музей, не посмотрели на морских котиков. Разговаривая с егерями в природном парке «Териберка», мы узнали, что туристический сезон в Териберке длится круглый год. В январе-феврале активно приезжают туристы из Китая, чтобы под северным сиянием зачать наследника. В общем, в Териберке можно задержаться не на один день.
Ну а мы утром стартуем из Мурманска г. Кировск. Вскоре проезжаем окраину города Мончегорск. Ужасаемся экологической катастрофе, едем как по другой планете, совсем без растительности. У нас на Урале тоже есть подобный город – Карабаш. Торопимся уехать отсюда и вскоре проезжаем и любуемся Хибинами. Сворачиваем с трассы к Кировску и на заправке я обнаружил, что сальник редуктора течет еще сильнее. Продул сжатым воздухом и на время проблема ушла.
Едем мы в сторону заповедника и упираемся в каменную реку, точнее в русло реки. Вокруг горы, подступают достаточно близко, красота. Речка почти пересохла, воды мало, но грунт очень подвижный. Прошлись пешком и поняли, что на груженых тяжелых мотоциклах нам здесь не проехать.
Делать нечего, в заповедник мы не попадаем, едем в Кандалакшу. Снова нас выручает Михаил, в Кандалакше мы останавливаемся у его родственника.
Первым делом готовим на углях палтуса, которого купили в Мурманске. Хотели приготовить его именно на берегу Белого моря. Ужин удался на славу.
Утром все вещи мы оставляем у Андрея и налегке, едем в сторону мыса Кораблик. Там добывают аметисты, хочу привезти супруге. По совету Андрея мы останавливаемся на выезде из Кандалакши и ползем вверх к Дубль Дому. Почитайте его историю в интернете, я не знал, что так бывает… По пути пробуем черные ягоды, они безвкусные, но очень водянистые. Отлично утоляют жажду.
Подъем к дому не очень сложный, но есть пара крутых горок. Домик классный, к нашему приходу в нем проживала семья. Глава семейства любезно рассказал нам о всех нюансах проживания в данном доме. Затем мы просто залипли на вид, который открывается на Кандалакшский залив.
Очень хотелось здесь побыть подольше, но нужно ехать дальше. Спускаемся к мотикам и едем в Умбу, дорога — вполне сносный асфальт.
Едем в сторону Варзуги, наша промежуточная цель: местная Анапа и этнографический комплекс Тоня Тетрина. Мне понравилось название, но в суть я не вник. Впоследствии, в музее Архангельска, узнал, что Тоня – это рыбацкая деревня, а Тетрин-это фамилия рода, в ней проживающего. Доезжаем до пляжа и начинается песок. В самом деле Анапа))))))).
Только сильный ветер и яркое солнце, которое не греет. Снова большой отлив, до воды идти далеко, но у меня традиция — надо искупаться.
Вода в Белом море теплее, чем в Баренцевом. Я с удовольствием искупался и дальше едем прямо по дну моря, которое открылось в результате отлива. Затем начинается настоящий песок, мотик мотает. Мы без происшествий и падений доезжаем до музея под открытым небом.
Здесь тоже превалирует экономическая составляющая. Смотритель просит нас не ходить далеко, не подходить к домикам и вообще побыстрее уехать, раз мы не собираемся здесь останавливаться на ночлег. Даже рекомендовал обедать не здесь, а на обратном пути встать на берегу моря, на одной из многочисленных стоянок, где есть столики. В общем гостеприимство «зашкаливает».
В общем место зачетное, стоило сюда приехать. На обратном пути у мотоцикла Евгения каким-то образом отпала подножка. Просто на ходу отвалилась, хорошо хоть не в стойке ехал. Починить на месте не удалось, поехал он дальше одной ногой косолапой, на раме ее держал. Выехали на дорогу и по пути заехали в с. Кашкаранцы, где, снова по рекомендации Михаила, посетили местную библиотеку и небольшой музей в ней. Заглянули и на Маяк Никодимский.
Хозяйка библиотеки рассказала нам о своей жизни в этой деревне. Очень интересно, определенно стоит сюда приехать и послушать. Рассказала о способе рыбалки в Белом море и то, что участки в море, как наделы в большом поле. У каждого местного рыбака свой участок для рыбалки. Но самое главное, мы увидели и почувствовали, что люди здесь счастливы.
Дальше в сторону Варзуги начинается грунтовка, мы сначала осторожничаем, по гребенке ехать очень некомфортно. Но набираешь скорость около 80 км\час. и мотоцикл плывет над дорожными волнами. Главное не просмотреть крупные камни и песчаные ловушки. Нам повезло что мало транспорта и пыли не много. Увлекаемся и пролетаем мыс Кораблик с его аметистами. С трудом находим подъезд к мысу, поскольку навигатор ведет какими-то тропинками. Выезжаем на мыс и получаем «ВАУ» эффект. Мыс впечатляет своими масштабами и видами, которые с него открываются. Я начинаю паниковать, поскольку понимаю, что аметисты здесь найти будет не просто. Вид на море завораживает и умиротворяет. Обсуждаем с Евгением, что зря не взяли с собой палатки, с удовольствием остались бы здесь на ночь.
Операция «Аметист» была под угрозой, но нас выручила компания квадроциклистов, которые стояли лагерем и у них этих аметистов было просто завались. Их штатный геолог подвел меня к груде камней и сказал: «Выбирай!». Я с трудом смог объяснить, что мне нужно всего 1-2 маленьких камушка, а не булыжники. В общем мужики оказались веселые и щедрые. Выдали мне два камушка, напоили чаем, а хотели водкой))) Делать нечего уже вечер, нужно возвращаться в Кандалакшу, до которой ехать около 200 км. При выезде от мыса по другой дороге, наткнулись на каменную реку. Очень необычное явление для данной местности.
Возвращаемся в Кандалакшу, едем прямо на солнце. Не помогает даже солнцезащитный визор, глаза сильно устают. В Умбе снова заправка и без происшествий доезжаем до Кандалакши, Андрей нас уже потерял. Быстро ужинаем, Евгений ложится спать, а мы с Андреем переставляем на Женином мотоцикле заднюю подножку на перед. Это был отличный насыщенный день, полный впечатлений и открытий.
Утром почему-то получился поздний подъем и долгий сборы, наверное эмоции предыдущего дня сказались. Андрею огромное спасибо за гостеприимство и заботу. Не получилось попробовать свежую красную рыбу, поскольку горбуша не пошла на нерест.
На выезде из Кандалакши я немного затупил и выехал на трассу в сторону Мурманска, хорошо, что Женя меня вовремя развернул))). На заправке фотографируем Мурманскую машину. Как раз для северной погоды автомобиль.
Погода, кстати, нас снова радует, и мы долетаем до Медвежьегорска, где встаем на ночь и идем осматривать достопримечательности.
Сначала дом, где снимался фильм «Любовь и голуби». Народу сюда приезжает много, хозяев дома не было, поэтому просто погуляли вокруг.
Потом линию обороны времен ВОВ, которая находится на сопке. Нашли финские казармы, которые построены прямо в скале. Очередное чудо инженерной мысли.
Далее прошли к укреп-району на высотке, с которой весь город и порт как на ладони. Понятно, почему именно здесь устроили огневую точку. Еще и подступы к данной позиции очень затруднены.
На следующий день, под легким дождем, единственным за всю поездку в Карелии, через Пудож, едем в Каргополь, Архангельской области.
Как только заканчивается республика Карелия, заканчивается и асфальт. Едем по грунтовке по территории Кенозерского национального парка. Заезжаем в деревню, и я останавливаюсь сфотографировать храм, необычной для нас, постройки.
Мимо нас проезжает машина, вдруг резко останавливается и из нее выходит женщина, которая говорит мне: «Вы меня не помните? Вы фотографировали меня в Териберке у скелета кашалота!». Вот это встреча! Посмеялись, поделились впечатлениями и разъехались, но было приятно. Женщина одна на машине из Архангельска съездила в Мурманск и Териберку. Молодец, зачет! По сносной грунтовке, которую активно закатывают в асфальт, доезжаем до Каргополя, где по совету местных идем в мастерскую Каргопольской игрушки.
Затем посетили соборную площадь, поднялись на колокольню. Послушали интересную историю про то, как один высокопоставленный взяточник поставил крест на развитии мощного административного центра. А дело было в 19 веке, когда прокладывали железную дорогу. Министр путей сообщения попросил от мэра Каргополя крупную взятку, чтобы железную дорогу к Архангельску проложили через Каргополь. На тот момент все товары везли по Онеге и город процветал, ну мэр и отказался дать взятку, будучи уверенным, что такой крупный административный и торговый центр ну никак не отрежут от логистических путей. А министр смог обосновать царю свое решение проложить железную дорогу в обход Каргополя и с той поры город перестал быть крупным торговым центром и, соответственно перестал развиваться. Историю нам рассказал мотопутешественник, которого мы встретили возле колокольни.
Обедаем и по рекомендации Николая Николаевича едем в Плесецкий сектор Кенозерского национального парка. В селе Конево сворачиваем с трассы и снова начинается грунт.
Проезжаем немногочисленные деревни, которые находятся прямо на территории парка. Дорога проходит через деревни и от дорожной пыли ближайшие дома серо-коричневого цвета, окон вообще не видно. Но, все равно, вокруг красиво и очень похоже на родной Урал.
Дорога хорошо укатана, ходит грейдер, но все равно нужно быть аккуратным, много песка и попадаются крупные камни. Едем бодро и Евгений даже пару раз чуть не вылетел из поворотов, превысив скоростной режим. Доезжаем до администрации парка и с трудом заселяемся даже на стоянку с палаткой.
Поскольку это Национальный парк, то просто так, в любом месте, где захочешь, остановиться на ночлег в палатке нельзя. Остановиться на ночлег можно только на специальных стоянках. К нашему приезду все стоянки были заняты, только на островах свободные. Но, мотоциклы мы оставить не можем, да и не решили еще насколько мы сюда приехали. В общем уговорили работников парка и нам разрешили встать на заброшенной старой стоянке.
По плану мы хотели прокатиться по Кенозеру на катере с экскурсией, посмотреть все храмы на островах. Учитывая наплыв туристов, катер нужно было ждать два дня и билетов на него уже не было. Кенозеро очень большое и глубокое, имеет две впадины (разлома) глубиной около 100 м. Озеро, по сути, состоит из множества заводей (озер) и по факту ты не видишь с берега всего масштаба, поскольку противоположный берег недалеко. В общем, чтобы оценить весь масштаб озера нужно ехать на катере на водную экскурсию.
Два дня жить на берегу нам не хотелось и вечером у костра мы принимаем волевое решение завтра ехать в Архангельск. Ужинаем и спать, главное, чтобы ночью не было дождя, а то выезжать с этой стоянки по мокрой лесной дороге на груженых мотоциклах будет весело. Дождя не было, мы отлично выспались и утром поехали дальше исследовать Кенозерский национальный парк и древнее религиозное зодчество.
Продолжение следует…
Всем доброго времени суток, продолжаю свое повествование о поездке на северо-запад нашей страны в августе 2023 г.
Часть 1 тут
Часть 2 тут
Часть 3 тут
Итак, в Териберку съездили, но много чего там не увидели. Не сходили в море, не заглянули в музей, не посмотрели на морских котиков. Разговаривая с егерями в природном парке «Териберка», мы узнали, что туристический сезон в Териберке длится круглый год. В январе-феврале активно приезжают туристы из Китая, чтобы под северным сиянием зачать наследника. В общем, в Териберке можно задержаться не на один день.
Ну а мы утром стартуем из Мурманска г. Кировск. Вскоре проезжаем окраину города Мончегорск. Ужасаемся экологической катастрофе, едем как по другой планете, совсем без растительности. У нас на Урале тоже есть подобный город – Карабаш. Торопимся уехать отсюда и вскоре проезжаем и любуемся Хибинами. Сворачиваем с трассы к Кировску и на заправке я обнаружил, что сальник редуктора течет еще сильнее. Продул сжатым воздухом и на время проблема ушла.
Едем мы в сторону заповедника и упираемся в каменную реку, точнее в русло реки. Вокруг горы, подступают достаточно близко, красота. Речка почти пересохла, воды мало, но грунт очень подвижный. Прошлись пешком и поняли, что на груженых тяжелых мотоциклах нам здесь не проехать.
Делать нечего, в заповедник мы не попадаем, едем в Кандалакшу. Снова нас выручает Михаил, в Кандалакше мы останавливаемся у его родственника.
Первым делом готовим на углях палтуса, которого купили в Мурманске. Хотели приготовить его именно на берегу Белого моря. Ужин удался на славу.
Утром все вещи мы оставляем у Андрея и налегке, едем в сторону мыса Кораблик. Там добывают аметисты, хочу привезти супруге. По совету Андрея мы останавливаемся на выезде из Кандалакши и ползем вверх к Дубль Дому. Почитайте его историю в интернете, я не знал, что так бывает… По пути пробуем черные ягоды, они безвкусные, но очень водянистые. Отлично утоляют жажду.
Подъем к дому не очень сложный, но есть пара крутых горок. Домик классный, к нашему приходу в нем проживала семья. Глава семейства любезно рассказал нам о всех нюансах проживания в данном доме. Затем мы просто залипли на вид, который открывается на Кандалакшский залив.
Место впечатляющее, подняться сюда однозначно стоит. Хотя бы ради того, чтобы испить водички из озера.
Только нужно подгадать погоду, чтобы вся красота открылась.
Очень хотелось здесь побыть подольше, но нужно ехать дальше. Спускаемся к мотикам и едем в Умбу, дорога — вполне сносный асфальт.
Вот такой арт объект мы нашли в Умбе, и еще здесь заправились. Дальше заправок не будет.
Едем в сторону Варзуги, наша промежуточная цель: местная Анапа и этнографический комплекс Тоня Тетрина. Мне понравилось название, но в суть я не вник. Впоследствии, в музее Архангельска, узнал, что Тоня – это рыбацкая деревня, а Тетрин-это фамилия рода, в ней проживающего. Доезжаем до пляжа и начинается песок. В самом деле Анапа))))))).
Только сильный ветер и яркое солнце, которое не греет. Снова большой отлив, до воды идти далеко, но у меня традиция — надо искупаться.
Евгений даже экипировку не снимает, чтобы не замерзнуть на сильном ветру.
Вода в Белом море теплее, чем в Баренцевом. Я с удовольствием искупался и дальше едем прямо по дну моря, которое открылось в результате отлива. Затем начинается настоящий песок, мотик мотает. Мы без происшествий и падений доезжаем до музея под открытым небом.
Здесь тоже превалирует экономическая составляющая. Смотритель просит нас не ходить далеко, не подходить к домикам и вообще побыстрее уехать, раз мы не собираемся здесь останавливаться на ночлег. Даже рекомендовал обедать не здесь, а на обратном пути встать на берегу моря, на одной из многочисленных стоянок, где есть столики. В общем гостеприимство «зашкаливает».
Но мы все равно все осмотрели.
Полюбовались морем и мощным отливом. Осмотрели местную часовню.
В общем место зачетное, стоило сюда приехать. На обратном пути у мотоцикла Евгения каким-то образом отпала подножка. Просто на ходу отвалилась, хорошо хоть не в стойке ехал. Починить на месте не удалось, поехал он дальше одной ногой косолапой, на раме ее держал. Выехали на дорогу и по пути заехали в с. Кашкаранцы, где, снова по рекомендации Михаила, посетили местную библиотеку и небольшой музей в ней. Заглянули и на Маяк Никодимский.
Хозяйка библиотеки рассказала нам о своей жизни в этой деревне. Очень интересно, определенно стоит сюда приехать и послушать. Рассказала о способе рыбалки в Белом море и то, что участки в море, как наделы в большом поле. У каждого местного рыбака свой участок для рыбалки. Но самое главное, мы увидели и почувствовали, что люди здесь счастливы.
Дальше в сторону Варзуги начинается грунтовка, мы сначала осторожничаем, по гребенке ехать очень некомфортно. Но набираешь скорость около 80 км\час. и мотоцикл плывет над дорожными волнами. Главное не просмотреть крупные камни и песчаные ловушки. Нам повезло что мало транспорта и пыли не много. Увлекаемся и пролетаем мыс Кораблик с его аметистами. С трудом находим подъезд к мысу, поскольку навигатор ведет какими-то тропинками. Выезжаем на мыс и получаем «ВАУ» эффект. Мыс впечатляет своими масштабами и видами, которые с него открываются. Я начинаю паниковать, поскольку понимаю, что аметисты здесь найти будет не просто. Вид на море завораживает и умиротворяет. Обсуждаем с Евгением, что зря не взяли с собой палатки, с удовольствием остались бы здесь на ночь.
Операция «Аметист» была под угрозой, но нас выручила компания квадроциклистов, которые стояли лагерем и у них этих аметистов было просто завались. Их штатный геолог подвел меня к груде камней и сказал: «Выбирай!». Я с трудом смог объяснить, что мне нужно всего 1-2 маленьких камушка, а не булыжники. В общем мужики оказались веселые и щедрые. Выдали мне два камушка, напоили чаем, а хотели водкой))) Делать нечего уже вечер, нужно возвращаться в Кандалакшу, до которой ехать около 200 км. При выезде от мыса по другой дороге, наткнулись на каменную реку. Очень необычное явление для данной местности.
Возвращаемся в Кандалакшу, едем прямо на солнце. Не помогает даже солнцезащитный визор, глаза сильно устают. В Умбе снова заправка и без происшествий доезжаем до Кандалакши, Андрей нас уже потерял. Быстро ужинаем, Евгений ложится спать, а мы с Андреем переставляем на Женином мотоцикле заднюю подножку на перед. Это был отличный насыщенный день, полный впечатлений и открытий.
Утром почему-то получился поздний подъем и долгий сборы, наверное эмоции предыдущего дня сказались. Андрею огромное спасибо за гостеприимство и заботу. Не получилось попробовать свежую красную рыбу, поскольку горбуша не пошла на нерест.
На выезде из Кандалакши я немного затупил и выехал на трассу в сторону Мурманска, хорошо, что Женя меня вовремя развернул))). На заправке фотографируем Мурманскую машину. Как раз для северной погоды автомобиль.
Погода, кстати, нас снова радует, и мы долетаем до Медвежьегорска, где встаем на ночь и идем осматривать достопримечательности.
Сначала дом, где снимался фильм «Любовь и голуби». Народу сюда приезжает много, хозяев дома не было, поэтому просто погуляли вокруг.
Потом линию обороны времен ВОВ, которая находится на сопке. Нашли финские казармы, которые построены прямо в скале. Очередное чудо инженерной мысли.
Далее прошли к укреп-району на высотке, с которой весь город и порт как на ладони. Понятно, почему именно здесь устроили огневую точку. Еще и подступы к данной позиции очень затруднены.
На следующий день, под легким дождем, единственным за всю поездку в Карелии, через Пудож, едем в Каргополь, Архангельской области.
Как только заканчивается республика Карелия, заканчивается и асфальт. Едем по грунтовке по территории Кенозерского национального парка. Заезжаем в деревню, и я останавливаюсь сфотографировать храм, необычной для нас, постройки.
Мимо нас проезжает машина, вдруг резко останавливается и из нее выходит женщина, которая говорит мне: «Вы меня не помните? Вы фотографировали меня в Териберке у скелета кашалота!». Вот это встреча! Посмеялись, поделились впечатлениями и разъехались, но было приятно. Женщина одна на машине из Архангельска съездила в Мурманск и Териберку. Молодец, зачет! По сносной грунтовке, которую активно закатывают в асфальт, доезжаем до Каргополя, где по совету местных идем в мастерскую Каргопольской игрушки.
Осматриваем мастерские. Беседуем с мастерицами, но они заняты и немногословны.
Затем посетили соборную площадь, поднялись на колокольню. Послушали интересную историю про то, как один высокопоставленный взяточник поставил крест на развитии мощного административного центра. А дело было в 19 веке, когда прокладывали железную дорогу. Министр путей сообщения попросил от мэра Каргополя крупную взятку, чтобы железную дорогу к Архангельску проложили через Каргополь. На тот момент все товары везли по Онеге и город процветал, ну мэр и отказался дать взятку, будучи уверенным, что такой крупный административный и торговый центр ну никак не отрежут от логистических путей. А министр смог обосновать царю свое решение проложить железную дорогу в обход Каргополя и с той поры город перестал быть крупным торговым центром и, соответственно перестал развиваться. Историю нам рассказал мотопутешественник, которого мы встретили возле колокольни.
В целом город нам понравился, р. Онега впечатлила.
Обедаем и по рекомендации Николая Николаевича едем в Плесецкий сектор Кенозерского национального парка. В селе Конево сворачиваем с трассы и снова начинается грунт.
Проезжаем немногочисленные деревни, которые находятся прямо на территории парка. Дорога проходит через деревни и от дорожной пыли ближайшие дома серо-коричневого цвета, окон вообще не видно. Но, все равно, вокруг красиво и очень похоже на родной Урал.
Дорога хорошо укатана, ходит грейдер, но все равно нужно быть аккуратным, много песка и попадаются крупные камни. Едем бодро и Евгений даже пару раз чуть не вылетел из поворотов, превысив скоростной режим. Доезжаем до администрации парка и с трудом заселяемся даже на стоянку с палаткой.
Поскольку это Национальный парк, то просто так, в любом месте, где захочешь, остановиться на ночлег в палатке нельзя. Остановиться на ночлег можно только на специальных стоянках. К нашему приезду все стоянки были заняты, только на островах свободные. Но, мотоциклы мы оставить не можем, да и не решили еще насколько мы сюда приехали. В общем уговорили работников парка и нам разрешили встать на заброшенной старой стоянке.
По плану мы хотели прокатиться по Кенозеру на катере с экскурсией, посмотреть все храмы на островах. Учитывая наплыв туристов, катер нужно было ждать два дня и билетов на него уже не было. Кенозеро очень большое и глубокое, имеет две впадины (разлома) глубиной около 100 м. Озеро, по сути, состоит из множества заводей (озер) и по факту ты не видишь с берега всего масштаба, поскольку противоположный берег недалеко. В общем, чтобы оценить весь масштаб озера нужно ехать на катере на водную экскурсию.
Два дня жить на берегу нам не хотелось и вечером у костра мы принимаем волевое решение завтра ехать в Архангельск. Ужинаем и спать, главное, чтобы ночью не было дождя, а то выезжать с этой стоянки по мокрой лесной дороге на груженых мотоциклах будет весело. Дождя не было, мы отлично выспались и утром поехали дальше исследовать Кенозерский национальный парк и древнее религиозное зодчество.
Продолжение следует…
- mik701
- 3 марта в 17:37
- 2
- ?
- Paladin33rus
- 8 марта в 11:30
- ↓
С погодой реально очень повезло! Спасибо кстати за рекомендацию домика под Кандалакшей.
Хочу прокомментировать про тонЮ Тетрина — действительно, может показаться что там недостаточно гостеприимства и это правда, но дело не в том, что там не рады гостям, а в том, что не в состоянии принять столько, сколько прибывает, вот здесь их публикация об этом.
Может это повод открыть другое аналогичное заведение там :)
Хочу прокомментировать про тонЮ Тетрина — действительно, может показаться что там недостаточно гостеприимства и это правда, но дело не в том, что там не рады гостям, а в том, что не в состоянии принять столько, сколько прибывает, вот здесь их публикация об этом.
Может это повод открыть другое аналогичное заведение там :)
В Хибины на станцию мчс плохая дорога первые метров триста после асфальта, там по руслу нужно ехать и там местами довольно крупные камни есть, что на дорожнике доставляет определённый дискомфорт, а потом уже обычный грейдер. Проезжал там всегда на версусе литровом без проблем, а у него реальный просвет дорожный 120мм всего.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернуть