Блог им. Chayka → Путекаты на Кольском. Август 2020. Часть II

готова 2-я часть с видео) готовьте чаёк с печенькой…

8 августа

Утренний кофе и в дорогу.
Кстати, в Умбе, рядом с заправкой есть кафе по соседству с шиномонтажкой. Голодные не проезжайте, рыбные котлеты с пюрешкой как в детстве.
Мест, которые нам запомнились дальше по маршруту, было всего два. Величественные Хибины, которые показались нам на горизонте. И Мончегорск. Со славой этого города всё понятно, но тем не менее, место примечательное.
До Мурманска долетели достаточно быстро, несмотря на ремонт. Контрольная закупка, последняя заправка и вот мы пересекаем Кольский залив по широченному мосту.

Для ночевки выбрали берег озера Нялъявр, окруженный живописными сопками.

Решив пройтись перед сном, мы нашли новых знакомых Милу и Дмитрия из Мурманска, которые обкатывали свой свежеотремонтированный кемпер. Буквально за несколько минут мы оказались обогреты теплом буржуйки и с арбузом в руках. А потом разговоры…

Как же это здорово вести вечерние разговоры о приключениях и о местах, где побывали, смакуя их вместе с чаем и вечерним туманом. Болтали, перелистывая в памяти страницы пережитых историй и записывали полезные советы. Так незаметно и завершился этот день.

9 августа

Только выехали и почти сразу пейзаж изменился до неузнаваемости. Всё реже встречались деревья и всё чаще показывала свою красоту каменистая тундра. Не успев опомниться, мы уже подкатывали к пограничному посту. Подтверждение личности и мы совершаем заветный съезд направо. На ближайшем водопаде останавливаемся на чай и обмен впечатлениями. О дороге представлений много и одна неприятная фантазия сменяется другой. Погнали.
Знаете, о чем я до сих пор вам не рассказала? О нашем маршруте. Да, да, он вроде бы понятен, но есть одно Но. На Вайда-Губу ведут две дороги и нам посоветовали ехать через середину полуострова. О, мы не запомнили советчика, но он скорее всего долго икал…
Но вернемся к путешествию.
Дорога проходила около реки среди скал, а потом плавно начались подъемы и спуски. Ещё не доехав до Среднего, мы уже ликовали от восторга. Виды, которые открывались с перевалов, поражали наше воображение. В некоторых местах удавалось разглядеть снег.

Небольшие озера вдоль дороги отражали небо. Буквально каждый, двигавшийся нам на встречу, приветственно вскидывал руку. Сама же дорога еле оправдывала своё название.
Так незаметно мы въехали на Средний и дальше наш путь лежал вдоль побережья Баренцева моря. Езда стала напоминать скачки, т.к. ямы заполняли собой почти всё дорожное полотно. Отнесясь к условиям с юмором, мы старались наслаждаться каждой минутой. И вот мы на Рыбачьем.
С уверенностью, что впереди нас ждут только чудеса, мы игнорируем поворот налево и мчим прямо. Через несколько километров перед нами небольшой подъем и в нём вся дорога оказывается усыпана сплошняком камнями. Вентилятор, пока мы ехали, высадил аккумулятор и на очередном повороте Саша глохнет и не может завестись. После того, как он отключил всё, что можно от питания, мотоцикл завелся и мы смогли двигаться дальше.

Для прохождения трудных участков, мы решили, что я иду пешком, чтобы упростить передвижение Саше и не убить мои подлатанные коленки. Сколько было этих каменистых участков! Не счесть. А потом пошли броды. Как по заказу, чтобы мы полностью прониклись атмосферой.

Уже стало не до съёмок. Про бахилы забыли сразу, потому что такая мелочь, как мокрые ноги, не вставала в сравнение с угрозой застрять тут без помощи. Вокруг голая тундра и камни. Периодически мы заваливались вдвоём на неустойчивой дороге, а иногда Сашка заваливался один. Был особенный брод, с болотом по обочинам, из которого Саше пришлось вытаскивать мот на середину и по воде преодолевать это безобразие.
Этот день мы запомним надолго. 30 километров мы преодолели за 3,5 часа. Морально и физически были выжаты почти до предела. Не едьте посередине, вы хапните приключений и вдоль берега, хотя нет… Если вас не пугает мой рассказ,- едьте. Испытаете или себя или технику.
Совсем неожиданным сюрпризом для нас стал участок дороги, больше напоминающий расщелину, заполненную песком, местами настолько рыхлым, что Саше приходилось объезжать дорогу по обочине. Погода портилась и под низким сводом серых туч мы оказались посреди заброшенного поселка Скорбеевка.

Можно было продолжить наш путь и добраться в этот день до цели, но разум победил. Сашка предложил устроиться в заброшенном помещении под крышей, чтобы просушиться и отдохнуть. Он нашёл подходящее помещение с потолком, загнал туда мотоцикл и мы стали обживаться. Воду брали из соседнего озерца, пили только кипяченую. А вот мылись, вернее обтирались, в этот раз влажными салфетками, которые потом были, естественно, утилизированы огнем. Способ на троечку, но работает.

Несмотря на возраст, знания и всё, что говорят серьезные дяди и умные тети, нам там было по настоящему жутко. С десяток пустых домов без дверей смотрели на нас пустыми глазницами окон. Ощущение, что за мной кто-то наблюдает, не покидало меня всё время, что мы там стояли. Даже Сашке там было не по себе. Начался дождь и вместе с ним стал усиливаться ветер. Ночь прошла тревожно, палатку терзали сильные порывы, но зато мы были максимально защищены стенами нашего убежища.

10 августа

Ааааа, всего нечего и мы доехали!
Собирались дольше. И вот мы стоим на обрыве и смотрим с высоты на Баренцево море, нет мы смотрим на Ледовитый океан. Волны пенятся внизу и нам уже не терпится оказаться в зоне брызг. Долетаем до Кекурского мыса и с замиранием сердца вступаем на берег.

Название мыс получил из-за своих остроконечных скал, максимальная высота которых около 100 метров. Но не высота поразила нас с самого первого мгновения, а сами скалы. Состоящие из тысячи слоев они под острым углом прорезали землю и устремлялись вверх. И берег, весь берег прорезан этими острыми пиками. Пробираясь по ним, ты ощущаешь себя скорее исследователем на Марсе, чем рядовым путешественником.

Мы ничего не планировали на это путешествие, просто накидали ориентиры движения. И шанс провести ночь на берегу океана, оставив в реальности только звук волн и крики чаек, был настолько соблазнителен, что мы не устояли.

Быстро нашли место под палатку. Пока я хозяйничала, Сашка пошёл узнавать у приехавших сюда водителей информацию про питьевую воду. Кстати, мыс Кекурский так же популярен, как и мыс Неметский, так что людей сюда заезжает много. Про заветные родники нам не рассказали, но ребята подарили нам целую баклаху чистой воды. А позже другая группа поделилась с нами колбасой и батончиками. Я сильно надеюсь, что дело было в нашем обаянии, а не в несчастных глазах, как у всем известного кота! )))

Всё оставшееся время мы гуляли по берегу, а вечером, когда все разъехались, тихо уселись на кусок скалы и смотрели самый волнующий фильм из всего, что мы видели ранее. Мы наблюдали за неподвластной стихией, грохочущей рядом с нами. Аквамариновые волны накатывались на скалистый берег и растекались пеной. Это настолько ошеломляющее зрелище, что мы долго не могли оторваться. А потом сон. Самый спокойный и самый умиротворенный.

11 августа

Последняя прогулка по тундровому лесу и сборы.
Лес в тундре стелющийся. Это особенно заметно, когда встречается карликовая береза. И наверное стоит упомянуть о грибах на Рыбачьем.

Благодаря тому, что высокой растительности нет, шляпки очень заметны и, гуляя по ложбинам, можно наблюдать целые грибные поляны. Мы не собирали, но если вы захватите с собой картошку и лук, вас ждет умопомрачительный деликатес. Ещё повсюду встречается морошка.

Ягода кислая, на любителя.

Следующее место посещения мыс Неметский. Википедия по поводу написания дает неоднозначную информацию, я для себя выбрала это название. Дорога опять через броды, но на этот раз мы к ним были готовы. По пути встречались заброшенные дома, ржавый корабль и долина с армейским мусором. Наконец мы прибываем на мыс.

Итак, мы достигли самой северной континентальной европейской части России. Приехали в отлив и даже по скалам побродили, но надолго там не задержались. Пора было возвращаться.

Обратный путь был намного проще. Несмотря на то, что легким его не назовешь, мотоцикл мы больше не роняли. На берегу Большого Волокового залива встретили пару из Москвы. Ребята поделились с нами полезной информацией о турбазе Большое Озерко, расположенной около въезда на полуостров. Они остановились там в домике, а по полуострову катались налегке. Попрощавшись, мы отправились дальше.
Для меня, как пассажира, очень запомнилась дорога по пляжу. Очень уж беспокойно ехалось по песку, казалось, что колесо подо мной периодически хочет прилечь. А момент, когда Сашка по скале преодолевал подъем на груженом мотоцикле, вообще наблюдала сквозь ресницы. Я так переживала, что страшно было смотреть. Но Сашка мужественно справился со всеми трудностями, чем я бесконечно восхищаюсь. На выезде с Рыбачьего нас соблазняла мысль остановится на базе отдыха, но мы устояли и поехали дальше.

Доехав до перемычки Среднего и континента, отыскали приятное место под палатку на берегу Кутовой губы. Не успели расположиться, как к нам нагрянули две хаски из соседней турбазы.

Вообще, если вы не стремитесь максимально сближаться с местностью, баз отдыха в этих краях хватает.
Собаки помогли нам съесть ужин и уютно развалились вокруг костра, идеально дополняя вечер. Вот и последняя дикая ночёвка на Кольском.

12 августа

Чтобы хоть как-то отвлечься от грустных мыслей, что наше путешествие подходит к концу, мы решили прогуляться по побережью.

Места тут необыкновенные. Небольшие песчаные пляжи манят своей кристально-чистой бирюзовой водой. Нашей решимости хватило только на прогулку по мелководью. Температура низкая и буквально через минуту ноги начинало сводить от холода.

Скалистый изрезанный берег постепенно уводил нас все дальше от лагеря. И вот на нашем пути предстает устье ручья Трезвый и в нём останки небольшого кита.

Кстати, губа именно по этой причине и была названа Китовой (Кутовая новое название). Есть версия, что раньше Рыбачий и Средний были островами и киты по генетической памяти пытаются проплыть между континентом и Средним, что приводит к их гибели.

Возвратясь в лагерь, обнаруживаем, что собаки в порыве грусти и тоски отгрызли одну растяжку у палатки и безуспешно пожевали пакет с кофе. Перекус, тисканье собак и вот мы снова в седле.

Снова каменные сопки, просторы и камни на дороге, у дороги и вместо дороги. На последнем перевале у Саши закончился бензин в баке и мы слили канистры. Как-только мобильная связь стала устойчивой, мы созвонились с Байкпостом «Мотопорт» в Мурманске и отправились навстречу горячей воде.
Встретили нас заботливо, снабдив дополнительным обогревателем и понимающими взглядами. Если вам посчастливиться остановиться у ребят из Мотоклуба «Мурман Райдерс», закупайтесь бафами. Заменяют и шапку и защиту горла, и лучше любого сувенира.

strong>13 и 14 августа

Эти дни состояли из дороги. Нам на удивление повезло с погодой в эту поездку. Так что оба дня мы наслаждались пейзажами и впечатлениями от пережитого опыта.

Ах, да, ещё помогли подремонтировать мотоцикл Максиму из Смоленска. Получился не то пикник, не то ремонт на обочине, с туркой, кофе и рассказами о путешествиях.

Итог.

Проехали мы около 3500 км. и наверное это единственные цифры, которые мы получили.
Изменения, которые Саша внёс в мотоцикл перед выездом:
— вилку, поставил от Transalp
— амортизатор
— удлинил маятник на
— сделал сам два боковых кофра
— сварил крепления под кофры и канистры

Снаряжение отработало на ура. Подготовка на этот раз была максимально удачной. Пригодилось всё, кроме хелп-листа и удочки. И про ощущения. Пускай это будет только моё мнение, и я буду рада знать, что для кого-то мои слова окажутся близки.

Север, похож на любовь. Не важно к чему или кому, он просто похож на любовь. Каждый день наполнен мгновениями. Это чувство тепла от горячего чая в кружке, это треск от костра, это ветер, режущий глаза до слез, это мягкость мха и твердость камня. Север подчеркивает своим холодом тепло жизни. И если тебе, читатель, захочется немного тепла,- едь на север!

Смотрите фильм, который мы делали для вас, обязательно найдете интересное для себя!