- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4285 | Постов: 2504
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4279)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Отход на Север, окончание
Окончание рассказа о путешествии к мысу Nordkapp в Норвегии.
<< Начало путешествия
Проснулись и отзавтракали. 8ч утра и мы едем забирать долгожданную посылку, а также обменивать рубли на норвежские кроны. Погода хмуроватая.
На почте случилось то, что не с каждым в жизни может когда-либо произойти. Наша посылка весила 14 кг, маленькая и хрупкая почтальонша сказала, что не сможет её донести и попросила помощи. Так я увидел закрома почтового отделения.
Честно говоря, я ожидал увидеть там что-нибудь этакое, типа небольшой чёрной дыры, но на деле оказались лишь комнаты со стеллажами. Мы забрали посылку и решили её отсортировать – вскрыли пакеты сухпайка и взяли консервированные каши, шпик, чай/кофе/адаптон и пр., а остаток отправили обратно (да, естественно это можно было сделать ещё дома, но разве это интересно).
В планах дальше посмотреть ледокол «Ленин». Но это у нас не получилось, ни внутри, ни снаружи. На подъезде к нему стоял полицейский и никого туда не пропускал – в тот день у них были внезапные учения возле ледокола. За сим нам пришлось ехать дальше. На улице всё также моросило и дул прохладный ветер, температура за бортом 9С. А так как ранее я по глупости оставил тёплую подкладку куртки дома, нам пришлось заглянуть в ближайший магазин одежды, где я спросил самый тёплый свитер. Продавщица лишь робко спросила «А что, лета уже не будет?». Да, меня самого жуть как интересует тот же вопрос.
Мы выехали из Мурманска около 12ч и едем по направлению к границе с Норвегией. Дороги стали очень извилистыми и с довольно затяжными поворотами, у меня начало уставать правое плечо.
По пути нам встретилось множество воинских захоронений и мемориалов.
Остановились в населенном пункте Титовка для обеда. В тот момент, когда мы уже начали было собираться и трогаться далее, мы услышали взрыв, и где-то за леском впереди поднялся столб чёрного дыма. Как там говорят – утилизируют старые боеприпасы, но всё же это было несколько неожиданным. Т.к. мы уже начали несколько отклоняться от графика, мы решили не посещать Кольскую Сверхглубокую и поехали дальше. Дальше по пути нам стали очень часто попадаться военные, после чего мы проехали два военных городка подряд, изобилующие боевой техникой. Выглядит всё это неожиданно и мощно, предположу, что всё это из-за ближайшего соседства с НАТО.
Далее, после Заполярного, мы подъехали к КПП, где у нас проверили паспорта. А после этого КПП было ещё одно КПП, Борисоглебская таможня. Там нам поставили печати о выезде из страны, после чего приступили к досмотру нас. Лично мой мотоцикл осмотрели весь, я вытащил всё содержимое всех кофров, открывал котелки и кружки. У меня было 2 канистры с бензином — 10л и 3л, т.е. суммарно выходило в 13л бензина, а в Финляндию и в Норвегию разрешён ввоз только 10л бензина в канистре. Офицер спросил меня «Они обе полные?», я подтвердил и спросил «Надо ли сливать?», на что он ответил — «Многовато, конечно… ну ладно, не надо ничего сливать. В следующий раз аккуратнее». Моему другу было чуть проще, когда его досматривали, тогда ещё не подошёл старший смены. И вот, с радостной ноткой, где-то в 18ч, мы тронулись дальше. Проехали до «Duty free» и взяли пивка отметить это дело вечерком.
Далее началось самое интересное: то расстояние, между нашей таможней в Борисоглебске и Норвежской таможней, все те 20 км запомнились нам полным отсутствием какого-либо дорожного полотна.
Был только грунт, щебень и песок, немножко асфальта началось только при подъезде к вратам таможни. Там нам вновь поставили печати в паспортах и уже свободно пропустили дальше.
Въехав в Норвегию, мы выиграли 1 час времени – у них другой часовой пояс. Погода, казалось, стала яснее и теплее, что ещё больше увеличивало чувство триумфа. В Киркинесс мы решили не ехать, т.к. мы уже порядочно потеряли времени.
Мы планировали в этот день добраться до Lakselv, но по времени мы начали отклонятся от графика и посему, проложив маршрут до Ifjord, тронулись дальше. По пути заправились в Tana Bru и потренировали английскую речь. Заправка была удобной: сначала лей, потом плати. Бензин наши мопеды потребляют 92, но в Норвегии есть только 95, а ещё он стоит в пересчёте почти 110-120 руб/л.
На нашем пути попадалось громадное количество кемпингов – везде стоят столики, качели и туалеты. Про последнее хочу написать чуть подробнее, потому что, когда я вошёл, то был несколько удивлён: внутри помимо бумаги было средство для дезинфекции рук и…обогреватель.
Мы едем по очень живописному побережью. Дорога извилиста и петляет то влево то вправо, иногда наш путь пролегает прям рядом с уровнем моря, а иногда на десятки метров выше; на некоторых крутоватых поворотах нередко отсутствие отбойников. Мы ехали, ехали и наконец приехали. Мы вновь повстречали очередной адовый кап.ремонт дороги, всё было устлано слоями щебня, а на обочинах стояли пустые экскаваторы (надо также отметить, что в Норвегии очень узкие обочины, они очень-очень узкие).
А мы продолжаем движение, всё выше, и выше, и выше. И вот на очередном «перевале» на обочинах появился снег, сначала нас это дико улыбнуло – ведь июнь месяц же!
Но чем дальше мы ехали, тем больше становилось снега на обочинах, а по дорогам стали свободно и полноправно ходить северные олени. Время 22ч, солнце продолжает несчадно слепить глаза, а температура воздуха понизилась и стало холодать. В конце концов мы всё таки доехали до Ifjord и нам попалось на глаза что-то типа придорожного мотеля, а так как мы уже изрядно замёрзли, то ни о какой палатке мы думать не могли.
Наладив контакт и найдя общий язык с хозяином мы заказали себе простенький «cabin» за 340NOK (2700руб.) с удобствами, душем и кухней в отдельном сервисном домике (если заплатить 500NOK (4000руб)– то всё будет в одном).
Вообще очень симпатичное и удобное место: перед администрацией стоит пара заправочных колонок, внутри – небольшой магазинчик-кафе.
А сам наш домик располагался близ журчащей и ласкающей взгляд быстрой речушки. Надо сказать, что домик был хорош. Он был уже прогрет, внутри него имелось: обогреватель, варочная панель, холодильник, стол, стулья, 2 кресла и 2 кровати с бельём. За всё это путешествие я считаю, что это был самый лучший кемпинг по соотношению цена/качество – в нём даже душ был бесплатным.
Надо отметить, что при расчёте пробега в Норвегии нельзя закладывать привычные значения. Во-первых тут много дорог с ограничением 80 и на них быстрее поехать не сможешь никак, потому что – во-вторых, вдоль побережья, они извилисты донельзя, а в-третьих – слишком красивая природа. И так как-то вышло, что расстояние в 100 км мы шли более 3-х часов.
Пробег: 450км
Бензин: 92 – 17,5л, 95 – 9л
Провели небольшое т/о, подкачали колёса, а я ещё долил масла и закончил литровую бутыль. Мы начали отставать от графика на 100км. Новый план на этот день — проехать 300км и вселиться в первой половине дня в забронированный кемпинг на Нордкапе, а далее отдыхать до начала следующего дня. На улице стало ещё больше холодать, 7С и я надел всю свою тёплую одежду, что была.
Где-то неподалёку от нас встали туристы на Supere Tenere, мы помахали друг другу рукой и в 9ч тронулись дальше. Очень интересная система кемпингов – ты съезжаешь до полудня, а ключи должен просто оставить в специальном ящичке для ключей «key box», который установлен перед входом в администрацию, лично мне всё это показалось несколько не обычным.
Итак, установив сразу конечную точку в навигаторе мы тронулись в путь. Мы ехали долго и упорно, погода становилась всё хуже и хуже, начал моросить дождь, а после него с неба повалил ещё снег.
Видимость сильно ухудшилась, перчатки и ботинки быстро промокли и мы стали замерзать. Проезжающие по встречке фуры, оставляли за собой шлейф из снега, что добавляло особого шарму. А мы всё едем и едем, иногда наша дорога спускалась вниз, где начинали расти деревья и прекращался снег, но потом она вновь взмывала ввысь. И так, по километражу мы должны были уже подхъезжать к Lakselv, но навигатор и знаки нам показывали что-то странное. Где-то в 14ч мы заехали на заправку спросить человека дорогу, где мы.
Нашим вопросом «где мы» он был несколько обескуражен:
— Where are you going?
— Nordkapp.
— Nokdkapp. O'kay, — сказал он с видом обречённости на лице, — You go wrong.
Мы оказались на соседнем мысе, в городке Kjollefjord. Были у меня странные предчувствия по дороге… доверяйте своей интуиции, а не навигаторам. Заправщик рассказал нам, что мы свернули не туда, как только тронулись в путь и добавил, что в 3 часа ночи в этот городок придёт лодка, которая пойдёт дальше в Хониннсвог. Но до этого было очень долго. Он нарисовал нам карту в гугл мэпс и сказал, что если мы захотим ехать своим ходом, то это «очень долгий путь, 425км и 6 часов времени». Но нам ничего не оставалось поделать, у нас была бронь на этот день и мы должны были туда приехать, что бы «не сгорели» деньги. Сказать, что мы были несколько подавлены, ничего не сказать.
Далее мы решили заправиться у него, ведь нам предстоял огромный путь назад. Система заправки была интересной: он объяснил, что сперва я должен вставить в терминал свою банковскую карту, потом выбирать нужную колонку и закачать горючку. И вот, я вставил карту и из всех колонок, которые были, был доступен лишь вариант «дизель», я нажал отмену, но 800NOK (6400руб) с меня уже списали, но соответственно и бензина мне никакого не дали. Я пошёл спросить его, что за дела такие?! Попытался объяснить ему, показал чек и смс от мобильного банка, сказал, что я ничего не нажимал, сразу выбрал вариант «отмена», он постоял подумал полминуты и сказал «I have no idea». Но через минут 5 пришло смс от мобильного банка — отмена операции, и у меня отлегло. В общем, мы заправились на этой заправке со второго раза и тронулись дальше. Система там была такова: с тебя авансом списывают 800NOK, ты заливаешь нужное количество топлива, а после система удерживает цену бензина и возвращает сдачу.
Итак, мы поехали тронулись в путь, проходя вновь через те перевалы, мы вновь попадали под те снегопады. Через ещё 2 часа мы вернулись к тому месту, откуда тронулись сегодня утром, до Ifjord. Погода окончательно испортилась, дождь стал лить постоянно, изредка лишь прерываясь на 15-20 минут, что бы потом пойти вновь.
Мы ехали дальше и уже проголодались, очень хотелось посидеть в тепле и попить горячего кофе. Проехав пару населенных пунктов и ничего в них не найдя, мы добрались до кемпинга в Kunes. Там был магазинчик и мы спросили у хозяина, можем ли мы попить кофе и во сколько нам это выйдет. Он называл какие-то цифры, но мы не могли уловить, сколько же мы должны. Мы заварили 2 чашечки капучино в кофе-машине, достали каши из сух.пайка и перекусили. Мы решили дать ему 100 кроновую купюру денег, а там он сдачу найдёт, но он решительно отказался от денег. Он напоил нас кофем за бесплатно, что было приятно и удивительно.
Где-то в 18ч мы были в городе Lakselv, где заправились топливом, перевели дух и собрались ехать дальше. Но перед тем, я поинтересовался у заправщицы прогнозом погоды на Нордкап.
— Plus 4 and snow all day.
— Winter is coming?!
Я точно не помню, что она мне ответила, но смысл был в том, что зима у них там и не прекращается.
Медленно, но верно мы продвигаемся до о.Магерёйа, мы едем вдоль побережья, где дует сильный ветер, который будто собирается снести нас с трассы в море, и постоянно моросит дождь.
Мы проезжаем ряд туннелей, самые длинные из которых, это Nordcapp-tunellen 6870м и Honningsvag-tunelen 4440 м. Внутри них каждый километр стоит телефонная будка с огнетушителем и аптечкой. Читал, что когда-то проезд на остров через туннель был платным, но сейчас это упразднили.
К 22ч мы прибыли в Skipsfjorden. Не без помощи местной девушки (или такой же туристки как мы, почему то она показалась похожей на филипинку) мы нашли администрацию. К сожалению там уже никого не было, мы попытались пару раз позвонить по телефону, указанному на двери, но абонент не отвечал. Спустя 10 минут подъехала и сама администратор, мы оплатили бронь 500NOK (4000руб) и вселились в хижинку. Нам были предоставлены: двухъярусная кровать, варочная панель, умывальник и стол со скамьёй. Удобства, душ и прачка в отдельном сервисном здании, с оборотной стороны – бар, где уже было припарковано несколько мотоциклов, а тамошние байкеры вовсю прогревались изнутри. Кстати, горячая вода в душе платная – монета в 5NOK за 1 минуту, у них для этого дела стоят специальные автоматы.
Как только мы вошли в нашу хибарку, на улице опять повалил снег. Мы выкрутили обогреватель на максимум и начали просушивать экип. К сожалению, у нас был всего 1 обогреватель, и к тому же на него вмещалась лишь 1 пара обуви, посему нам пришлось также задействовать и варочную панель.
Пробег: 520км
Бензин: 95-21,5л
Выспались. После всего вчерашнего, мы решили несколько отдохнуть, поэтому из кемпинга съезжаем в 12ч. За окном всё так же моросит дождь. Планируем добраться до мыса, а после него ехать в сторону Алты и Швеции. Где-то примерно в 10.30 видели проезжающую в сторону мыса группу мотоциклистов – 3-е на BMW серии GS и 1 на Triumph Tiger.
Сдали ключи, закупили сувениров и памятных наклеек. Едем до мыса; опять начался снег и поднялся сильный ветер.
Немного не доезжая до мыса, стоит некое подобие кпп, где приходится платить за въезд по цене 260NOK с человека(2080руб). Там нам дали парковочный талон и буклет, при этом нам сказали парковаться на спец.площадке, но она была обсыпана щебнем, что нам не очень понравилось, и мы решили встать недалеко от автобусной стоянки.
Чуть погодя мы встретили двух мотоциклистов из Украины – на BMW серии GS и Harley. Так вот, парни не знали, что надо платить и спокойно проехали мимо этих билетных киосков. Так что я думаю, нам надо было сделать тоже самое.
Сделали общее фото на память и попрощались, парни дальше поехали в сторону Лофотенских островов, а мы ещё несколько позависали на мысе.
В июне 1988г. семеро детей из разных уголков мира собрались на мысе Нордкап. Они пробыли здесь в течение целой недели и вместе создали монумент «Barn av Jorden», дети всей Земли — как символ сотрудничества, дружбы, надежды и радости.
Среди них также был и мальчик Антон из СССР.
А возле самого главного монумента мы услышали родной язык и повстречали пару украино-венгров. Они путешествуют на машине и сказали – «Как же приятно и как же давно мы не слышали русскую речь».
— Вы путешествуете на мотоциклах? Мы вчера ехали и постоянно буксовали на перевалах! А как же вы до сюда добрались?
— Я задаю себе тот же вопрос.
Мы пожелали друг-другу удачи и хорошего пути и пошли в сторону мотоциклов, собираясь уже уезжать. Но тут нас ждала очередная встреча! Возле наших мотоциклов, тщательно их рассматривая с неподдельным интересом, ходил один дядька. Увидев нас, он очень обрадовался и начал расспрашивать о том, кто мы и откуда, куда держим путь, как ночуем в пути и прочий быт. Он слушал с большим интересом, а после решил даже отфотографировать нас с мотоциклами.
Чуть позже он рассказал несколько и о себе. Guilherme из Бразилии, мотоциклист со стажем. Когда-то он работал на заводе Harley-Davidson, а после — разработка бразильского мотобайка «Amazonas» 1600cc, с 1974 года. Также он рассказал удивительную историю, как он получил на свой 60-й день рождения «Amazonas» 0001, т.е. самый первый, выпущенный с конвейера! Будучи в ста милях от дома он повстречал грузовик, который вёз этот мотоцикл, и волею случая направлялся в его родной город, улицу и в дом напротив.
Guil часто бывает в России и говорит, что у нас очень красиво. Также он очень нахваливал новый «Урал» с коляской, рассказывал, что у него есть друзья из числа руководства завода и он участвовал в тест-драйве одного из последних мотоциклов.
На мысе зашли в сувенирный магазинчик и он поразил меня не только размерами, но и вполне приемлемыми ценами. Скажу лишь то, что на мысе вся сувенирка стоила в 2 раза дешевле, чем в предыдущем кемпинге в Skipsfjorden.
И ещё — основной поток туристов прибыл после 14ч, мы приехали несколько раньше и смогли насладиться бОльшим уединением.
В 15ч мы выехали из Нордкапа и выдвинулись в сторону Алты.
Мы продвигались на юг, но особо теплее не становилось, радовало хотя бы то, что дожди начали постепенно прекращаться. Время становилось уже много и мы решили найти себе кемпинг под Алтой, петроглифы или ещё что, смотреть уже не было каких-либо сил или желания.
Под городом Алта нашли 3 разных кемпинга, которые все располагались очень близко друг к другу, вот только цены у них сильно разнились. Мы выбрали самый первый из них – AltaRiver Camping, 500NOK за хижину. В остальных цены на самые дешёвые хижины были 560NOK и 680NOK. Наша хижина была уютнее, чем в Skipsfjorden по такой же цене. Не смотря на то, что тут тоже был платный душ – 10NOK за 5 минут, здесь были преимущества: 2 длинных обогревателя и wi-fi (если кто будет в тех краях, то точка называется ARC-free с паролем 12345678).
Пробег: 274км
Бензин: 92 – 8л (из канистры), 95 – 12,5л
Сегодняшний план: въехать в Швецию, Финляндию, пересечь границу, въехать в Россию и заночевать в ней в ближайшем городке.
(где-то неподалёку от Alta)
Что бы попасть в Швецию, нам надо было проехать небольшой участок Финляндии. Границы, разумеется, никакой не было, только дорожный знак оповещал о переходе в другую страну. Мы остановились в Sannan Putikki, где предлагалось за 50евросентов таинственное «Kahvi+Munkki». Оказалось что это был кофе с пончиком, и пончик был весьма ничего, вот что я скажу!
Проезжая через Финляндию в Швецию границы тоже не было, но было некоторое подобие КПП с «зелёным коридором» и «красным», мы естественно воспользовались «зелёным».
По Швеции мы проехали совсем не много, в целом, тот участок, напоминает Карелию. Мы побродили по г.Pajala и он скорее вызвал уныние, чем восторг. Собрались было пообедать в кафе, а половина из них почему то оказалось закрытой, не смотря на то, что времени было только 15ч.
Далее мы поехали обратно в сторону Финляндии, планируя пройти границу в городке Salla. Мы ехали и ехали, и ничего особенно интересного по пути нам не встречалось. Вот мы проехали забавную автобусную остановку, а вот деревня Санта-Клауса, впрочем, летом он закрыта на ремонт. Там мы купили пару сувениров и двинулись дальше.
Хоть время уже и позднее, но благодаря полярному дню всё ещё светло и едется довольно легко. Время 21.50, мы хотели пройти границу, но она оказалась внезапно закрытой, т.е. все шлагбаумы опущены, ворота закрыты и вокруг ни души.
Рядом с границей мы нашли расписание её работы: с 7 до 21ч. Напротив границы расположен кемпинг с домиками, но там также ни души. Всё выглядит довольно странным – в половине домиков стёкла были выбиты, в половине – забиты досками. Мы решили вернуться в ближайший город и заселиться в мотель. Однако мотель тоже был закрыт и не подавал признаков жизни. Так мы объездили порядка 5 мотелей и кемпингов, по данным навигатора.
В итоге пришлось отъехать на 30 км от границы в глубь страны, и где-то за городом мы нашли кемпинг Caravan Alue. Хозяина там тоже не было, но на двери хотя бы был оставлен его номер телефона. И вот, позвонив ему, на ломанном английском мы сказали ему о нашей нужде. Цена нашего домика вышла в 80EUR на двоих, он дал нам ключи и уехал. Далее был эпичный момент. Мы открыли дверь и начали распаковывать некоторый багаж, а вскоре дверь захлопнулась, оставив ключ от хижины внутри! Мы вновь набрали хозяина, он быстро приехал и открыл дверь запасным ключом. Он добавил, что мы счастливые, что телефон остался при нас, а не внутри.
В целом что сказать, довольно приличный домик – полноценная кухня с микроволновкой, варочной панелью, чайником, посудой; в гостевой – телевизор, диван, стол и wi-fi; а также были удобства, душ и баня. Правда последняя что-то не особо быстро прогревалась, поэтому нам пришлось обойтись без неё.
Пробег: 772км
Бензин: 95-30л
Проснулись, перекусили и в 11ч снова выдвинулись в путь. Пересекли границу. На Финской части, при проверке документов, попросили предоставить отпечаток пальца, наверное, сравнивали.
Очень приятно было разговаривать с русскими таможенницами. На этот раз нас тоже досматривали, но не на столько капитально, я открывал все кофры, но всё содержимое вытаскивать от туда не пришлось. И вот, после границы нас ждал сюрприз – очередное отсутствие какой-либо дороги. На протяжении 10 км свежий щебень, по которому я очень медленно и не уверенно ехал, боясь каждый метр приложить байк.
Впрочем, я приложил таки байк, но в другом месте. Проезжая участок пути, усыпанный песком, я въехал в некоторую яму и не смог сразу из неё выйти, и приложился о земь. Подняли и со второго раза вышел из неё, в общем-то, без проблем. Бездорожье продолжалось до г. Алакурти. Там мы перекусили, заправились и тронулись дальше. Далее мы проехали КПП, похожую больше на заставу, где у нас не стали смотреть документы, а сразу открыли ворота.
Тот день мы решили остановиться в Кеми, выбор пал на первую попавшуюся гостиницу «Кемка». Ночь в ней нам обошлась в 2800 рублей.
Пробег: 515км
Бензин: 30,5л + 2л канистра
Мы выехали и просто ехали. На улице заметно потеплело. Где-то в Карелии нам встретилась группа «Африканцев», не менее 5 человек, ехавших в сторону севера.
Мне очень понравилась трасса «Кола», по ней ехать одно удовольствие и можно держать приличную скорость. Держим крейсер порядка 110-115км/ч.
Мы добрались до Ленинградской области. Заехали на заправку и там пересеклись с трансальповодом на ТА600 дорестайлинг, который ехал в Мурманск. А мы заправились, чуть прекусили, я долил масла и мы тронулись дальше. Мы прикинули, что у нас в этот день получился хороший темп и мы сможем дойти до Питера и там переночуем.
В Питере наши пути немного разошлись, на следующий день мы договорились встретиться на Московском шоссе и поехать дальше до МО. А я же заночевал у друзей, где был угощён пивом и кониной.
Пробег: 950км
Бензин: 55л
Потеплело ещё больше, я стал чувствовать возвращение лета. Около 10ч утра мы тронулись дальше по маршруту.
Где-то по пути, в Новогородской, я прикупил себе ягод: черника и голубика по 200 рублей баночка и морошку – по 300 рублей, но баночка вдвое меньшая.
Мы проехали Тверскую, там по-прежнему идут большие ремонты дорог. Пока мы ехали, мы решили, что на родной земле всяк проще идти и передумали ночевать в МО, и решили, что попытаемся сразу добить до Тулы.
На улице стало темнеть. Я начал забывать, что такое темнота, ведь до этого мы перемещались полярным днём и белыми ночами. Наш путь навигатор проложил через Москву, как самый быстрый вариант. Мне категорически не понравилось ехать через МКАД, там суета суёт.
Сильно стемнело, а свет фары был очень слаб. На подступах к Туле кончились фонари, я пристроился за бетономешалкой, которая была обвешана будто гирляндами. К полуночи я уже загонял свой мопед в гараж. Приключение окончено.
Пробег: 910км
Бензин: 44л
Итог
Пробег, всего: 6760км, из них по туннелям 24км, бездорожье – 40км
Бензин, всего: 326л, из них 92 – 253л, 95 – 73л
<< Начало путешествия
День шестой
Проснулись и отзавтракали. 8ч утра и мы едем забирать долгожданную посылку, а также обменивать рубли на норвежские кроны. Погода хмуроватая.
На почте случилось то, что не с каждым в жизни может когда-либо произойти. Наша посылка весила 14 кг, маленькая и хрупкая почтальонша сказала, что не сможет её донести и попросила помощи. Так я увидел закрома почтового отделения.
Честно говоря, я ожидал увидеть там что-нибудь этакое, типа небольшой чёрной дыры, но на деле оказались лишь комнаты со стеллажами. Мы забрали посылку и решили её отсортировать – вскрыли пакеты сухпайка и взяли консервированные каши, шпик, чай/кофе/адаптон и пр., а остаток отправили обратно (да, естественно это можно было сделать ещё дома, но разве это интересно).
В планах дальше посмотреть ледокол «Ленин». Но это у нас не получилось, ни внутри, ни снаружи. На подъезде к нему стоял полицейский и никого туда не пропускал – в тот день у них были внезапные учения возле ледокола. За сим нам пришлось ехать дальше. На улице всё также моросило и дул прохладный ветер, температура за бортом 9С. А так как ранее я по глупости оставил тёплую подкладку куртки дома, нам пришлось заглянуть в ближайший магазин одежды, где я спросил самый тёплый свитер. Продавщица лишь робко спросила «А что, лета уже не будет?». Да, меня самого жуть как интересует тот же вопрос.
Мы выехали из Мурманска около 12ч и едем по направлению к границе с Норвегией. Дороги стали очень извилистыми и с довольно затяжными поворотами, у меня начало уставать правое плечо.
По пути нам встретилось множество воинских захоронений и мемориалов.
Остановились в населенном пункте Титовка для обеда. В тот момент, когда мы уже начали было собираться и трогаться далее, мы услышали взрыв, и где-то за леском впереди поднялся столб чёрного дыма. Как там говорят – утилизируют старые боеприпасы, но всё же это было несколько неожиданным. Т.к. мы уже начали несколько отклоняться от графика, мы решили не посещать Кольскую Сверхглубокую и поехали дальше. Дальше по пути нам стали очень часто попадаться военные, после чего мы проехали два военных городка подряд, изобилующие боевой техникой. Выглядит всё это неожиданно и мощно, предположу, что всё это из-за ближайшего соседства с НАТО.
Далее, после Заполярного, мы подъехали к КПП, где у нас проверили паспорта. А после этого КПП было ещё одно КПП, Борисоглебская таможня. Там нам поставили печати о выезде из страны, после чего приступили к досмотру нас. Лично мой мотоцикл осмотрели весь, я вытащил всё содержимое всех кофров, открывал котелки и кружки. У меня было 2 канистры с бензином — 10л и 3л, т.е. суммарно выходило в 13л бензина, а в Финляндию и в Норвегию разрешён ввоз только 10л бензина в канистре. Офицер спросил меня «Они обе полные?», я подтвердил и спросил «Надо ли сливать?», на что он ответил — «Многовато, конечно… ну ладно, не надо ничего сливать. В следующий раз аккуратнее». Моему другу было чуть проще, когда его досматривали, тогда ещё не подошёл старший смены. И вот, с радостной ноткой, где-то в 18ч, мы тронулись дальше. Проехали до «Duty free» и взяли пивка отметить это дело вечерком.
Далее началось самое интересное: то расстояние, между нашей таможней в Борисоглебске и Норвежской таможней, все те 20 км запомнились нам полным отсутствием какого-либо дорожного полотна.
Был только грунт, щебень и песок, немножко асфальта началось только при подъезде к вратам таможни. Там нам вновь поставили печати в паспортах и уже свободно пропустили дальше.
Въехав в Норвегию, мы выиграли 1 час времени – у них другой часовой пояс. Погода, казалось, стала яснее и теплее, что ещё больше увеличивало чувство триумфа. В Киркинесс мы решили не ехать, т.к. мы уже порядочно потеряли времени.
Мы планировали в этот день добраться до Lakselv, но по времени мы начали отклонятся от графика и посему, проложив маршрут до Ifjord, тронулись дальше. По пути заправились в Tana Bru и потренировали английскую речь. Заправка была удобной: сначала лей, потом плати. Бензин наши мопеды потребляют 92, но в Норвегии есть только 95, а ещё он стоит в пересчёте почти 110-120 руб/л.
На нашем пути попадалось громадное количество кемпингов – везде стоят столики, качели и туалеты. Про последнее хочу написать чуть подробнее, потому что, когда я вошёл, то был несколько удивлён: внутри помимо бумаги было средство для дезинфекции рук и…обогреватель.
Мы едем по очень живописному побережью. Дорога извилиста и петляет то влево то вправо, иногда наш путь пролегает прям рядом с уровнем моря, а иногда на десятки метров выше; на некоторых крутоватых поворотах нередко отсутствие отбойников. Мы ехали, ехали и наконец приехали. Мы вновь повстречали очередной адовый кап.ремонт дороги, всё было устлано слоями щебня, а на обочинах стояли пустые экскаваторы (надо также отметить, что в Норвегии очень узкие обочины, они очень-очень узкие).
А мы продолжаем движение, всё выше, и выше, и выше. И вот на очередном «перевале» на обочинах появился снег, сначала нас это дико улыбнуло – ведь июнь месяц же!
Но чем дальше мы ехали, тем больше становилось снега на обочинах, а по дорогам стали свободно и полноправно ходить северные олени. Время 22ч, солнце продолжает несчадно слепить глаза, а температура воздуха понизилась и стало холодать. В конце концов мы всё таки доехали до Ifjord и нам попалось на глаза что-то типа придорожного мотеля, а так как мы уже изрядно замёрзли, то ни о какой палатке мы думать не могли.
Наладив контакт и найдя общий язык с хозяином мы заказали себе простенький «cabin» за 340NOK (2700руб.) с удобствами, душем и кухней в отдельном сервисном домике (если заплатить 500NOK (4000руб)– то всё будет в одном).
Вообще очень симпатичное и удобное место: перед администрацией стоит пара заправочных колонок, внутри – небольшой магазинчик-кафе.
А сам наш домик располагался близ журчащей и ласкающей взгляд быстрой речушки. Надо сказать, что домик был хорош. Он был уже прогрет, внутри него имелось: обогреватель, варочная панель, холодильник, стол, стулья, 2 кресла и 2 кровати с бельём. За всё это путешествие я считаю, что это был самый лучший кемпинг по соотношению цена/качество – в нём даже душ был бесплатным.
Надо отметить, что при расчёте пробега в Норвегии нельзя закладывать привычные значения. Во-первых тут много дорог с ограничением 80 и на них быстрее поехать не сможешь никак, потому что – во-вторых, вдоль побережья, они извилисты донельзя, а в-третьих – слишком красивая природа. И так как-то вышло, что расстояние в 100 км мы шли более 3-х часов.
Пробег: 450км
Бензин: 92 – 17,5л, 95 – 9л
День седьмой
Провели небольшое т/о, подкачали колёса, а я ещё долил масла и закончил литровую бутыль. Мы начали отставать от графика на 100км. Новый план на этот день — проехать 300км и вселиться в первой половине дня в забронированный кемпинг на Нордкапе, а далее отдыхать до начала следующего дня. На улице стало ещё больше холодать, 7С и я надел всю свою тёплую одежду, что была.
Где-то неподалёку от нас встали туристы на Supere Tenere, мы помахали друг другу рукой и в 9ч тронулись дальше. Очень интересная система кемпингов – ты съезжаешь до полудня, а ключи должен просто оставить в специальном ящичке для ключей «key box», который установлен перед входом в администрацию, лично мне всё это показалось несколько не обычным.
Итак, установив сразу конечную точку в навигаторе мы тронулись в путь. Мы ехали долго и упорно, погода становилась всё хуже и хуже, начал моросить дождь, а после него с неба повалил ещё снег.
Видимость сильно ухудшилась, перчатки и ботинки быстро промокли и мы стали замерзать. Проезжающие по встречке фуры, оставляли за собой шлейф из снега, что добавляло особого шарму. А мы всё едем и едем, иногда наша дорога спускалась вниз, где начинали расти деревья и прекращался снег, но потом она вновь взмывала ввысь. И так, по километражу мы должны были уже подхъезжать к Lakselv, но навигатор и знаки нам показывали что-то странное. Где-то в 14ч мы заехали на заправку спросить человека дорогу, где мы.
Нашим вопросом «где мы» он был несколько обескуражен:
— Where are you going?
— Nordkapp.
— Nokdkapp. O'kay, — сказал он с видом обречённости на лице, — You go wrong.
Мы оказались на соседнем мысе, в городке Kjollefjord. Были у меня странные предчувствия по дороге… доверяйте своей интуиции, а не навигаторам. Заправщик рассказал нам, что мы свернули не туда, как только тронулись в путь и добавил, что в 3 часа ночи в этот городок придёт лодка, которая пойдёт дальше в Хониннсвог. Но до этого было очень долго. Он нарисовал нам карту в гугл мэпс и сказал, что если мы захотим ехать своим ходом, то это «очень долгий путь, 425км и 6 часов времени». Но нам ничего не оставалось поделать, у нас была бронь на этот день и мы должны были туда приехать, что бы «не сгорели» деньги. Сказать, что мы были несколько подавлены, ничего не сказать.
Далее мы решили заправиться у него, ведь нам предстоял огромный путь назад. Система заправки была интересной: он объяснил, что сперва я должен вставить в терминал свою банковскую карту, потом выбирать нужную колонку и закачать горючку. И вот, я вставил карту и из всех колонок, которые были, был доступен лишь вариант «дизель», я нажал отмену, но 800NOK (6400руб) с меня уже списали, но соответственно и бензина мне никакого не дали. Я пошёл спросить его, что за дела такие?! Попытался объяснить ему, показал чек и смс от мобильного банка, сказал, что я ничего не нажимал, сразу выбрал вариант «отмена», он постоял подумал полминуты и сказал «I have no idea». Но через минут 5 пришло смс от мобильного банка — отмена операции, и у меня отлегло. В общем, мы заправились на этой заправке со второго раза и тронулись дальше. Система там была такова: с тебя авансом списывают 800NOK, ты заливаешь нужное количество топлива, а после система удерживает цену бензина и возвращает сдачу.
Итак, мы поехали тронулись в путь, проходя вновь через те перевалы, мы вновь попадали под те снегопады. Через ещё 2 часа мы вернулись к тому месту, откуда тронулись сегодня утром, до Ifjord. Погода окончательно испортилась, дождь стал лить постоянно, изредка лишь прерываясь на 15-20 минут, что бы потом пойти вновь.
Мы ехали дальше и уже проголодались, очень хотелось посидеть в тепле и попить горячего кофе. Проехав пару населенных пунктов и ничего в них не найдя, мы добрались до кемпинга в Kunes. Там был магазинчик и мы спросили у хозяина, можем ли мы попить кофе и во сколько нам это выйдет. Он называл какие-то цифры, но мы не могли уловить, сколько же мы должны. Мы заварили 2 чашечки капучино в кофе-машине, достали каши из сух.пайка и перекусили. Мы решили дать ему 100 кроновую купюру денег, а там он сдачу найдёт, но он решительно отказался от денег. Он напоил нас кофем за бесплатно, что было приятно и удивительно.
Где-то в 18ч мы были в городе Lakselv, где заправились топливом, перевели дух и собрались ехать дальше. Но перед тем, я поинтересовался у заправщицы прогнозом погоды на Нордкап.
— Plus 4 and snow all day.
— Winter is coming?!
Я точно не помню, что она мне ответила, но смысл был в том, что зима у них там и не прекращается.
Медленно, но верно мы продвигаемся до о.Магерёйа, мы едем вдоль побережья, где дует сильный ветер, который будто собирается снести нас с трассы в море, и постоянно моросит дождь.
Мы проезжаем ряд туннелей, самые длинные из которых, это Nordcapp-tunellen 6870м и Honningsvag-tunelen 4440 м. Внутри них каждый километр стоит телефонная будка с огнетушителем и аптечкой. Читал, что когда-то проезд на остров через туннель был платным, но сейчас это упразднили.
К 22ч мы прибыли в Skipsfjorden. Не без помощи местной девушки (или такой же туристки как мы, почему то она показалась похожей на филипинку) мы нашли администрацию. К сожалению там уже никого не было, мы попытались пару раз позвонить по телефону, указанному на двери, но абонент не отвечал. Спустя 10 минут подъехала и сама администратор, мы оплатили бронь 500NOK (4000руб) и вселились в хижинку. Нам были предоставлены: двухъярусная кровать, варочная панель, умывальник и стол со скамьёй. Удобства, душ и прачка в отдельном сервисном здании, с оборотной стороны – бар, где уже было припарковано несколько мотоциклов, а тамошние байкеры вовсю прогревались изнутри. Кстати, горячая вода в душе платная – монета в 5NOK за 1 минуту, у них для этого дела стоят специальные автоматы.
Как только мы вошли в нашу хибарку, на улице опять повалил снег. Мы выкрутили обогреватель на максимум и начали просушивать экип. К сожалению, у нас был всего 1 обогреватель, и к тому же на него вмещалась лишь 1 пара обуви, посему нам пришлось также задействовать и варочную панель.
Пробег: 520км
Бензин: 95-21,5л
День восьмой
Выспались. После всего вчерашнего, мы решили несколько отдохнуть, поэтому из кемпинга съезжаем в 12ч. За окном всё так же моросит дождь. Планируем добраться до мыса, а после него ехать в сторону Алты и Швеции. Где-то примерно в 10.30 видели проезжающую в сторону мыса группу мотоциклистов – 3-е на BMW серии GS и 1 на Triumph Tiger.
Сдали ключи, закупили сувениров и памятных наклеек. Едем до мыса; опять начался снег и поднялся сильный ветер.
Немного не доезжая до мыса, стоит некое подобие кпп, где приходится платить за въезд по цене 260NOK с человека(2080руб). Там нам дали парковочный талон и буклет, при этом нам сказали парковаться на спец.площадке, но она была обсыпана щебнем, что нам не очень понравилось, и мы решили встать недалеко от автобусной стоянки.
Чуть погодя мы встретили двух мотоциклистов из Украины – на BMW серии GS и Harley. Так вот, парни не знали, что надо платить и спокойно проехали мимо этих билетных киосков. Так что я думаю, нам надо было сделать тоже самое.
Сделали общее фото на память и попрощались, парни дальше поехали в сторону Лофотенских островов, а мы ещё несколько позависали на мысе.
В июне 1988г. семеро детей из разных уголков мира собрались на мысе Нордкап. Они пробыли здесь в течение целой недели и вместе создали монумент «Barn av Jorden», дети всей Земли — как символ сотрудничества, дружбы, надежды и радости.
Среди них также был и мальчик Антон из СССР.
А возле самого главного монумента мы услышали родной язык и повстречали пару украино-венгров. Они путешествуют на машине и сказали – «Как же приятно и как же давно мы не слышали русскую речь».
— Вы путешествуете на мотоциклах? Мы вчера ехали и постоянно буксовали на перевалах! А как же вы до сюда добрались?
— Я задаю себе тот же вопрос.
Мы пожелали друг-другу удачи и хорошего пути и пошли в сторону мотоциклов, собираясь уже уезжать. Но тут нас ждала очередная встреча! Возле наших мотоциклов, тщательно их рассматривая с неподдельным интересом, ходил один дядька. Увидев нас, он очень обрадовался и начал расспрашивать о том, кто мы и откуда, куда держим путь, как ночуем в пути и прочий быт. Он слушал с большим интересом, а после решил даже отфотографировать нас с мотоциклами.
Чуть позже он рассказал несколько и о себе. Guilherme из Бразилии, мотоциклист со стажем. Когда-то он работал на заводе Harley-Davidson, а после — разработка бразильского мотобайка «Amazonas» 1600cc, с 1974 года. Также он рассказал удивительную историю, как он получил на свой 60-й день рождения «Amazonas» 0001, т.е. самый первый, выпущенный с конвейера! Будучи в ста милях от дома он повстречал грузовик, который вёз этот мотоцикл, и волею случая направлялся в его родной город, улицу и в дом напротив.
Guil часто бывает в России и говорит, что у нас очень красиво. Также он очень нахваливал новый «Урал» с коляской, рассказывал, что у него есть друзья из числа руководства завода и он участвовал в тест-драйве одного из последних мотоциклов.
На мысе зашли в сувенирный магазинчик и он поразил меня не только размерами, но и вполне приемлемыми ценами. Скажу лишь то, что на мысе вся сувенирка стоила в 2 раза дешевле, чем в предыдущем кемпинге в Skipsfjorden.
И ещё — основной поток туристов прибыл после 14ч, мы приехали несколько раньше и смогли насладиться бОльшим уединением.
В 15ч мы выехали из Нордкапа и выдвинулись в сторону Алты.
Мы продвигались на юг, но особо теплее не становилось, радовало хотя бы то, что дожди начали постепенно прекращаться. Время становилось уже много и мы решили найти себе кемпинг под Алтой, петроглифы или ещё что, смотреть уже не было каких-либо сил или желания.
Под городом Алта нашли 3 разных кемпинга, которые все располагались очень близко друг к другу, вот только цены у них сильно разнились. Мы выбрали самый первый из них – AltaRiver Camping, 500NOK за хижину. В остальных цены на самые дешёвые хижины были 560NOK и 680NOK. Наша хижина была уютнее, чем в Skipsfjorden по такой же цене. Не смотря на то, что тут тоже был платный душ – 10NOK за 5 минут, здесь были преимущества: 2 длинных обогревателя и wi-fi (если кто будет в тех краях, то точка называется ARC-free с паролем 12345678).
Пробег: 274км
Бензин: 92 – 8л (из канистры), 95 – 12,5л
День девятый
Сегодняшний план: въехать в Швецию, Финляндию, пересечь границу, въехать в Россию и заночевать в ней в ближайшем городке.
(где-то неподалёку от Alta)
Что бы попасть в Швецию, нам надо было проехать небольшой участок Финляндии. Границы, разумеется, никакой не было, только дорожный знак оповещал о переходе в другую страну. Мы остановились в Sannan Putikki, где предлагалось за 50евросентов таинственное «Kahvi+Munkki». Оказалось что это был кофе с пончиком, и пончик был весьма ничего, вот что я скажу!
Проезжая через Финляндию в Швецию границы тоже не было, но было некоторое подобие КПП с «зелёным коридором» и «красным», мы естественно воспользовались «зелёным».
По Швеции мы проехали совсем не много, в целом, тот участок, напоминает Карелию. Мы побродили по г.Pajala и он скорее вызвал уныние, чем восторг. Собрались было пообедать в кафе, а половина из них почему то оказалось закрытой, не смотря на то, что времени было только 15ч.
Далее мы поехали обратно в сторону Финляндии, планируя пройти границу в городке Salla. Мы ехали и ехали, и ничего особенно интересного по пути нам не встречалось. Вот мы проехали забавную автобусную остановку, а вот деревня Санта-Клауса, впрочем, летом он закрыта на ремонт. Там мы купили пару сувениров и двинулись дальше.
Хоть время уже и позднее, но благодаря полярному дню всё ещё светло и едется довольно легко. Время 21.50, мы хотели пройти границу, но она оказалась внезапно закрытой, т.е. все шлагбаумы опущены, ворота закрыты и вокруг ни души.
Рядом с границей мы нашли расписание её работы: с 7 до 21ч. Напротив границы расположен кемпинг с домиками, но там также ни души. Всё выглядит довольно странным – в половине домиков стёкла были выбиты, в половине – забиты досками. Мы решили вернуться в ближайший город и заселиться в мотель. Однако мотель тоже был закрыт и не подавал признаков жизни. Так мы объездили порядка 5 мотелей и кемпингов, по данным навигатора.
В итоге пришлось отъехать на 30 км от границы в глубь страны, и где-то за городом мы нашли кемпинг Caravan Alue. Хозяина там тоже не было, но на двери хотя бы был оставлен его номер телефона. И вот, позвонив ему, на ломанном английском мы сказали ему о нашей нужде. Цена нашего домика вышла в 80EUR на двоих, он дал нам ключи и уехал. Далее был эпичный момент. Мы открыли дверь и начали распаковывать некоторый багаж, а вскоре дверь захлопнулась, оставив ключ от хижины внутри! Мы вновь набрали хозяина, он быстро приехал и открыл дверь запасным ключом. Он добавил, что мы счастливые, что телефон остался при нас, а не внутри.
В целом что сказать, довольно приличный домик – полноценная кухня с микроволновкой, варочной панелью, чайником, посудой; в гостевой – телевизор, диван, стол и wi-fi; а также были удобства, душ и баня. Правда последняя что-то не особо быстро прогревалась, поэтому нам пришлось обойтись без неё.
Пробег: 772км
Бензин: 95-30л
День десятый
Проснулись, перекусили и в 11ч снова выдвинулись в путь. Пересекли границу. На Финской части, при проверке документов, попросили предоставить отпечаток пальца, наверное, сравнивали.
Очень приятно было разговаривать с русскими таможенницами. На этот раз нас тоже досматривали, но не на столько капитально, я открывал все кофры, но всё содержимое вытаскивать от туда не пришлось. И вот, после границы нас ждал сюрприз – очередное отсутствие какой-либо дороги. На протяжении 10 км свежий щебень, по которому я очень медленно и не уверенно ехал, боясь каждый метр приложить байк.
Впрочем, я приложил таки байк, но в другом месте. Проезжая участок пути, усыпанный песком, я въехал в некоторую яму и не смог сразу из неё выйти, и приложился о земь. Подняли и со второго раза вышел из неё, в общем-то, без проблем. Бездорожье продолжалось до г. Алакурти. Там мы перекусили, заправились и тронулись дальше. Далее мы проехали КПП, похожую больше на заставу, где у нас не стали смотреть документы, а сразу открыли ворота.
Тот день мы решили остановиться в Кеми, выбор пал на первую попавшуюся гостиницу «Кемка». Ночь в ней нам обошлась в 2800 рублей.
Пробег: 515км
Бензин: 30,5л + 2л канистра
День одиннадцатый
Мы выехали и просто ехали. На улице заметно потеплело. Где-то в Карелии нам встретилась группа «Африканцев», не менее 5 человек, ехавших в сторону севера.
Мне очень понравилась трасса «Кола», по ней ехать одно удовольствие и можно держать приличную скорость. Держим крейсер порядка 110-115км/ч.
Мы добрались до Ленинградской области. Заехали на заправку и там пересеклись с трансальповодом на ТА600 дорестайлинг, который ехал в Мурманск. А мы заправились, чуть прекусили, я долил масла и мы тронулись дальше. Мы прикинули, что у нас в этот день получился хороший темп и мы сможем дойти до Питера и там переночуем.
В Питере наши пути немного разошлись, на следующий день мы договорились встретиться на Московском шоссе и поехать дальше до МО. А я же заночевал у друзей, где был угощён пивом и кониной.
Пробег: 950км
Бензин: 55л
День двенадцатый
Потеплело ещё больше, я стал чувствовать возвращение лета. Около 10ч утра мы тронулись дальше по маршруту.
Где-то по пути, в Новогородской, я прикупил себе ягод: черника и голубика по 200 рублей баночка и морошку – по 300 рублей, но баночка вдвое меньшая.
Мы проехали Тверскую, там по-прежнему идут большие ремонты дорог. Пока мы ехали, мы решили, что на родной земле всяк проще идти и передумали ночевать в МО, и решили, что попытаемся сразу добить до Тулы.
На улице стало темнеть. Я начал забывать, что такое темнота, ведь до этого мы перемещались полярным днём и белыми ночами. Наш путь навигатор проложил через Москву, как самый быстрый вариант. Мне категорически не понравилось ехать через МКАД, там суета суёт.
Сильно стемнело, а свет фары был очень слаб. На подступах к Туле кончились фонари, я пристроился за бетономешалкой, которая была обвешана будто гирляндами. К полуночи я уже загонял свой мопед в гараж. Приключение окончено.
Пробег: 910км
Бензин: 44л
Итог
Пробег, всего: 6760км, из них по туннелям 24км, бездорожье – 40км
Бензин, всего: 326л, из них 92 – 253л, 95 – 73л
- Kurie
- Юрий К.
- 21 июня 2016 в 21:36
- 7
- +31
Спасибо за рассказ. Вскоре собираюсь частично повторить ваш маршрут, но в планах ЖЖ 2000 до Североморска от Москвы и заезд на Мотобухту в Териберку. Оттуда через Никель в Норвегию и до Нордкаппа, затем через Финляндию до Костомукши. Оттуда через Пудож, Каргополь и Плесецк до Архангельска и Северодвинска, а потом уже домой :) Так что ваш отчёт очень в тему пришёлся! :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернуть