Блог им. PR0SPER0 → Подгонка по фигуре. Как я менял посадку на среднекубатурном спорттуристе.
Мотоциклисты они все разные. Кому нравится гонять по кругу, кому дубасить по буеракам, кому-то по городу между светофорами пулять и сквозь пробки пробираться, а я вот люблю уехать далеко, по асфальту, ну и приехать обратно потом, конечно. При этом возникает у меня понятное желание, чтобы после тысячи-другой километров меня не надо было снимать краном с мотоцикла и разгибать с помощью тайских мануальщиков, а чтобы я сам с мотоцикла слез и вприпрыжку побежал осматривать достопримечательности новых мест и вкушать прочие радости жизни. Волею судеб у меня оказался мотоцикл Сузуки GSX650f, который, по-сути, дорожный Бандит 650, обутый в пластик, но по всем справочникам числится как спорт-турист. Мотоцикл неплохо едет, когда в одно лицо путешествуешь, оснащён инжектором и АБСом, доукомплектован дугами, спойлером-мухобойкой, багажной системой, задним кофром и чехлом на бак с системой Багстер, куда цепляется сумка. К туризму готов, короче. Купил я его по случаю, задёшево, в весьма удручающем виде, с целью привести в порядок и продать, но после восстановления он мне неожиданно понравился и вместо него я продал Драгу (Ямаха XVS1100), на которой ездил до этого. Однако, после первого дальнего прохвата на этом чуде японской инженерии по матушке-России, маршрутом Ижевск — Крым — Ижевск, были сделаны следующие выводы:
— Задница затекает
— Спина устаёт
— Колени ноют и периодически просят распрямления
Поскольку на Драге таких проблем не возникало, был сделан вывод, что дело не в наезднике — старом пердуне, а в сильно молодёжном мотоцикле, посадка на котором заставляет сильно сгибать пожилые коленки и далеко тянуться за рулём. Не креветочная поза спортбайкеров, но всё же. Соответственно завелась в голове мысль изменить посадку, подогнать мотик по фигуре, так сказать. Не, у нормального человека вместо такой мысли возникает более здравая — продать этот мотик и купить другой, с правильной, по его мнению, посадкой. Но это у нормального, а у меня, на тот момент, была возможность поработать с железяками и руки чесались. Соответственно дальнейший пост будет посвящён изменению эргономики этой самой Судзуки, как я её называю, с техническими подробностями и фотками, сделанными всякими подручными предметами.
Для начала надо было понять, как именно я хочу сидеть, это оказалось не так просто как кажется. Перемещать конечности в воздухе, сидя в седле, очень забавно со стороны и крайне неинформативно с точки зрения эргономики. Опоры нужны, только так спина и ноги понимают как им удобно, поэтому или делать стенд с седлом и подвижными ручками-ножками, что я посчитал утопией, или примерять живые мотоциклы. Я не помню сколько я их перемерил, десятка полтора, наверное, и особо мне понравилось сидеть на турэндурике БМВ F650GS. Причём ездить на нём не понравилось, одноцилиндровый мотор портит всё впечатление, а вот посадка — прямо то что мне надо. Теперь надо понять, чем сузучья посадка отличается от посадки на Гуське, куда и на сколько надо двигать руки-ноги, чтобы получить то что надо. Для этого я использовал интересную программульку Cycle Ergo, которое позволяет посмотреть как ваша тушка гнездится на любом мотоцикле из представленных в базе. Адрес cycle-ergo.com/, если что. Открываешь приложение, выбираешь мотоциклы на которых будем сидеть — в нашем случае это БМВ F650GS и Сузуки GSX650f, заносишь свой рост и смотришь как это выглядит со стороны:
Теперь, перемещая руки и ноги желтого мужика с помощью координатных чисел в правом верхнем прямоугольнике, где за кастомизейшн написано, добиваешься чтобы мужик на обоих мотоциклах сидел одинаково, это легко контролировать, крутя колёсико мышки, при этом изображения перетекают одно в другое. В результате получается что-то подобное:
И по цифрам, которые менялись, видно, что ручки руля надо сдвинуть на 60 мм вверх и на 140 мм назад, а подножки на 80 мм вперёд и 40 мм вниз.
С рулём всё просто получилось, штатный руль на GSX650f почти прямой, поэтому большую часть смещения можно добиться установкой просто более высокого руля. Пошарившись по магазинам, торгующим всякими мотозапчастями, нашел более рогатый руль. подходящий по размеру, предположительно от Иж ПСа, плюс заказал пару выносов на одной китайской площадке
Точно замерить получившиеся параметры проблематично, но рассчёты показывают что всё идёт по плану, да и на глаз похоже.
С подножками так просто не получится. Придётся фрезеровать, варить, слесарить, токарить и красить, но никто и не обещал что будет легко. Сузучьи подножки сидят на литых кронштейнах из алюминиевого сплава, причём правая подножка является осью тормозной педали, в стоке выглядит это вот так слева
а вот так справа
Получается что подножка должна крепиться в точке вне кронштейна, значит надо делать новый кронштейн или что-то делать со старым. Поскольку кронштейн довольно сложной формы, с калиброванными отверстиями под сайленблоки, а заниматься гибкой и расточкой не хотелось, к тому же имелся кусок листа из АЛ9 толщиной 12 мм, то пошли вторым путём. Кронштейны снял, сделал к ним дополнительные уши из этого самого листа, снял фаски и утащил к аргонщику. После сварки и зачистки и покрасил порошковой краской. Аргонщику отдельный поклон за мастерство, даже шпаклевать не пришлось, после зачистки ни раковинки, ни подреза. Красавчик просто
Как я уже писал, правая подножка работает ещё и осью для тормозной педали, поэтому, чтобы не трогать главный цилиндр, из той же 12-мм алюмяшки сделал двухплечий рычаг и посадил его на свежеоотокаренную ось, закреплённую там где раньше подножка была.
i.postimg.cc/Ss1SjgZN/026.jpg
С левой стороны пришлось полностью переделывать лапку КПП и его кроштейн, потому что как стояла родная лапка, относительно новой подножки, это пользоваться совсем неудобно.
Просто укоротить — так себе идея, слишком короткое плечо рычага получится, значит надо переносить ось качания. Для этого из того же 12-мм листа АЛ9 сделал кронштейн,
а лапку пришлось делать составной, потому как она выходила значительно короче, а родную лапку пилить не вариант, изначально было задумано сделать так, чтобы в любой момент всё можно было вернуть в исходное состояние. Ну мало ли, вдруг не понравится, или вдруг захочется поменять мотоцикл, а покупан начнёт морду крючить, типа «Фу, колхоз, стока хочу». Поэтому ту половинку что крутится на оси сделал, ну вы уже поняли, 12-мм АЛ9, а ту которую ногой шевелить, отпилил от переключалки от какой-то китайской мопедосины, которую купил там же где и руль, рублей за 200. Одно в другом сидит плотно в точном пазике и закреплено винтиком на М6
Внезапно нарисовалась проблема с боковой подставкой, оказалось что кочерга, которая для того чтобы подставку из под рамы ногой выковыривать, в сложенном положении попадает точно под подножку и выцеплять её ну очень не просто. Отпилил кочергу эту и приварил прямо к пятке, теперь она доступна а заодно и подставка в грунт не проваливается. Давно надо было так сделать, не пришлось бы поворотник покупать четыре года назад.
Ну вот, в принципе и все работы по изменению посадки. Два сезона подтвердили правильность принятого решения, организм радостный, после целого дня в седле чувствуешь себя довольным и не скрюченным, появилась возможность ездить стоя, очень полезная опция, кстати. Из отрицательных моментов — поскольку руль выше и дальше чем положено, в руки дует несколько сильнее чем было в стоке, ну и немного уменьшился максимальный угол наклона, подножки раньше по асфальту чиркают, но не настолько чтобы это мешало ездить по дорогам, а на трек я не собираюсь. А если следующий хозяин соберётся, или у него будет своё мнение об удобной посадке, то всё можно вернуть обратно.
Всем удачного сезона и хороших приключений!!!
- PR0SPER0
- Сергей
- 19 августа 2023 в 7:21
- 1
- ?
- Werewolf2012
- 21 августа 2023 в 11:38
- ↑
- ↓
тоже думала, что речь пройдёт хотя бы про изменение геометрии бака, как минимум)
Спасибо за пост. Владею GSX1250F в этом сезоне, и вот, поездки с дачи на работу (~40-50 мин) — норм. По пробкам этот мопед идёт совсем не как турэндура — словно нож пролетает. Ускоряется как дизель, с этим норм.
Но вот, небольшой дальнячок, из Москвы до Питера с женой и кофрами, это пипец. (а ведь на Трансальпе или Тигре спокойно аж до Батуми доезжал, не за один день, конечно, однако 1500 за день было)
Параметры ездока: Рост 182, ноги длинные. С подножками сделал следующее — я их просто перевернул в родных креплениях, и выиграл сантиметра 4 вниз. Чуть лучше чем в стоке, где вообще ноги сложены под себя. Подножки при этом уехали чуть назад — для моего размера мотобот 45 стало лучше в плане переключать носком передачи. Но проблему сгибания коленей сильно не решило.
Плюс седло стоит в верхнем положении (отчего даже с высоким стеклом дует в лицо, на высокой скорости приходится шею вжимать), плюс спейсеры на руль, с подъёмом и наклоном на себя.
А ещё: дико ноет там, где (сорри) у мужчин простата, километров уже через 200. Седло тоже нужно умягчать.
Думаю, или больше в дальняки на этом мопеде не ездить, или всё переделывать нафиг. Но скорее, нужно вернуться к большим спорттурам или турындам, а этот мопед всё же для ездоков пониже. Слишком много подгонять для долговязого райдера )))
пс: не спорттурист. Ну или условно…
Но вот, небольшой дальнячок, из Москвы до Питера с женой и кофрами, это пипец. (а ведь на Трансальпе или Тигре спокойно аж до Батуми доезжал, не за один день, конечно, однако 1500 за день было)
Параметры ездока: Рост 182, ноги длинные. С подножками сделал следующее — я их просто перевернул в родных креплениях, и выиграл сантиметра 4 вниз. Чуть лучше чем в стоке, где вообще ноги сложены под себя. Подножки при этом уехали чуть назад — для моего размера мотобот 45 стало лучше в плане переключать носком передачи. Но проблему сгибания коленей сильно не решило.
Плюс седло стоит в верхнем положении (отчего даже с высоким стеклом дует в лицо, на высокой скорости приходится шею вжимать), плюс спейсеры на руль, с подъёмом и наклоном на себя.
А ещё: дико ноет там, где (сорри) у мужчин простата, километров уже через 200. Седло тоже нужно умягчать.
Думаю, или больше в дальняки на этом мопеде не ездить, или всё переделывать нафиг. Но скорее, нужно вернуться к большим спорттурам или турындам, а этот мопед всё же для ездоков пониже. Слишком много подгонять для долговязого райдера )))
пс: не спорттурист. Ну или условно…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернуть