Проект продается, 60 000 USD [email protected]

ИЖ Юпитер-4 1986 → БСЗ, или как у ижа работают оба котла


Первый пост и первый опыт ведения блога. (Возможны неуместные, пошлые и не очень, шутки. Просьба: не обращать внимания на пунктуацию и тп явления. Перед тем как писать комментарий, ещё раз прочитайте мой пост и поищите ответ в нем, если ответа не нашли тогда уже пишите) в противном случае часть комментариев будет игнорироваться. Я постараюсь рассказать все нюансы которые встретились мне по ходу дела. С уважением, спасибо.)

Хочу рассказать о том, как я ставил на свой мотоцикл всеми любимую, бесконтактную систему зажигания. Но не заводскую, а от части самодельную, самосборную. Поделится своим опытом, услышать ваше мнение, уважаемые читатели. Ведь как принято полагать, у всех владельцев советского «мотопрома»: БСЗ добавляет аж до +5 л.с. +100 к здоровью и +90 к силе земли, в которой живет большинство мотоциклов той эпохи. Но о грустном не будем. Как говорится у всех самодельщиков: результат меня приятно удивил! Почему я не сделал этого раньше?

И действительно. Долгое время я был сторонником заводских деталей, считая что лучше отремонтировать, чем ставить непроверенные агрегаты на свой, измученный долгими простоями в гараже, мотоцикл. Но как говорил один мудрец: техника должна работать! А я в свою очередь работать на эту технику, т.к. изначально хотел идти по пути наименьшего сопротивления. Конкретно задумывался о покупке заводского решения от известной фирмы. Мол детали изготовлены на станках, весьма прецизионны, в конце концов гарантия, какая никакая. Но цена вопроса на тот момент весьма смущала. Не много не мало, а баснословные 4,5тыс.руб. не давали мне покоя. Я копил деньги, смотрел обзоры, искал скидки и акции, искру на свечке, компрессию в цилиндре, экономил на обедах, постигал дзен, но никак не мог понять за что такие деньги? Действительно ли это того стоит? И поиск завёл меня в самодельное рукоблудство. Возник вопрос: если могут они, то почему не могу и я? И начались новые подсчеты: существует 2-выводная бабина(катушка если хотите), датчик хола(индуктивный датчик), реле-коммутатор от семейства ВАЗ, к нему же коса проводов и модулятор, который изготавливается в ручную хоть из крышки для закатки банок.
Изображение модулятора взято из интернета для примера:

Приобретенные 2-выводная бабина и реле-коммутатор от ВАЗ2108


Фото индкутивного датчика далее. И так начал я изготовление. В заводских решениях используется специально подготовленная пластина на которую крепится дитчик, пластина имеет вырезы для регулеровки опережения зажигания. Я же использовал от старого кулачкового зажигания стандартную пластинку, избавив ее от лишних деталей и навесного. Провода от датчика завернул в фольгу и термоусадку. С краю просверлил 2 отверстия под болтики крепления датчика и нарезал в них резьбу М6 для лоска и шарма гаражного рукоделия:



Думал я что самое сложное позади, а нет, нужно еще вырезать модулятор-бабочку, который движения вращательные преобразует в датчико-замыкательные, в свою очередь искро-образовательные и по идее от этого, слышал я, благородный двигун должен совершать работу. Должен, но не обязан. Мы же имеем дело с ИЖом, поэтому нет времени болтать — бегом в интернет чертежи искать. И поиск привел меня к тому, что все проще чем на заводских решениях и более продумано у умельцев. Это обоснованно тем, что завод расстояния между лопастями делает сильно больше чем требуется для достаточной искры, чтобы невилировать погрешность у тех или иных моторов. Обьясняю для остальных: в контактном зажигании есть зазор контактов и само опережение. Последним мы регулируем образование искры, через пластину, положение датчика, раньше или позже до верхней мертвой точки. А зазором мы регулируем высоту открытия кулочка, другими словами время прерывания и «длину искры». Поправте меня, но пытался оьяснить «на пальцах». Так вот, расстояние между лопастями и есть тот зазор. Разница лиш в том что его не нужно более настраивать т.к уже заранее вырезан на бабочке и уже точно никуда не собьется в отличии от контактного зажигания.
Суть бабочки в правильных углах. Описывать не буду т.к на фото и так вот понятно:

Настройка заключается в том что конец лопасти должен оказаться строго по середине магнита датчика по ходу движения коленвала. Вторая лопасть после оборота аналогично. Отпускаем болт что держит модулятор на валу. Так же как и в контактном, откручиваем свечку, выставляем 2-4мм (индвивидуально) до ВМТ. Подводим модулятор, чтобы конец одной лопасти совпадал с серединой датчика и зажимаем болт придерживая ключом эксцентрик. Ура победа.
Далее, используя стоковый эксцентрик, что заботливо установлен на валу, выставляем высоту бабочки относительно датчика. Достаточно добиться того чтобы лопасти пролетали щечки датчика без зацепления об него. Этого можно добиться путем добавления шайб или удачного реза верхней части эксцентрика. Даже если вы его отрезали слишком сильно — ничего страшного т.к. в заводское решение предлагает заменить его на втулку. Не забудте по бокам подточить эксцентрик на квадрат для зацепа ключа для настройки. У меня получилось подточить на рожковый ключ на 10. Должно выглядеть примерно так:



Результат ваш может отличаться от моего. И принятые вами решения тоже могут отличатся от моих. Я лишь хотел показать что можно сделать из подручных средств и с минимальным колхозом.
Далее цепляем по схеме коммутатор в общую проводку, а старые конденсаторы убираем и забываем как про страшный сон:

Остальное подключение без изменений на диодный мост и т.п.
Я переживал, в силу скудоумия в электротехнике, что может пропасть зарядка, появится герпис, отвалиться седой волос или выростит второй нос, но нет. Все обошлось. Эпилог…
После проделанных работ мот берет хороший оборот. По классике на одном цилиндре выставляем опережение зажигания (в моем случае 3мм до ВМТ) и если нет проблем с коленвалом второй цилиндр настраивается автоматически. И боже как же стало хорошо. Я нашел себе новую работу, выплатил кредит, научился шутить но кроме этого мотоцикл, а точнее мотор стал работать как часы, с характерным цоканьем. И нет, это не шарканье щек коленвала или звона поршневых пальцев. Это задорно тикает искра на каждый пролет бабочки в прерывателе. Обороты беруться резво, на малейший поворот гашетки. В динамике мотоцикл стал увереннее. Но сейчас серьезно: БСЗ исключает проблемы контактного зажигания. При должном ремонте механники, мы настраиваем зажигание только по одному цилиндру. Если вы вырезали бабочку несовсем ровно то по месту подпиливаем края натфилем. Цена вопроса на прошлый курс (60р.-$) составила: катушка 2-выводная от Ока 500р, проводка 150р, датчик 350р, модулятор 600Р, фольга — одна шоколадка. 1.6К думаю дешевле чем 4.5. А если работает так же то зачем платить больше?) Исключаем потраченое время, набор ключей, мотоцикл гараж и т.п.
Спасибо за уделенное время! Если вам понравилось сие, то напишите об этом мне) Следующий пост будет про карбюратор PWK32. Удачных дел!)
  • GoncharovDDGoncharovDD
  • Денис Гончаров
  • 22 марта 2022 в 0:18
  • 4
  • ?

Комментарии (22)

RSS свернуть / развернуть
0
Jah
  • Jah
  • 22 марта 2022 в 10:05
Спасибо за пост! Подскажи пожалуйста название датчика :)
+1
GoncharovDD
Датчик холла от Лада нивы 21213, но от 2108 тоже подойдёт. В магазине смотрите на качество исполнения и цену
0
konyuhfedor
Баснословные 4.5 тыщи…
Офтопп. Очень часто хобби не про деньги. Часто наоборот — требуют огромных затрат. Но в любом случае, если к 30 годкам 4.5 т.р. все ещё баснословные, то у меня для вас плохие новости за последние три недели.

А сам пост как будто из моделиста-конструктора (был такой журнал когда-то). Помню как с батяней делали бсз для лодочного двигателя. По молодости это было кайфово, но делалось это оттого, что ни хера не было. А то, что ставил завод, было ломучим ненадежным говном.
0
Jah
Всё познаётся в сравнении. Например, когда Ижак стоит 10 тысяч, а БСЗ к нему ещё 5, эти 5 — это явно дофига.
+1
konyuhfedor
Ну конечно нет. И сравнение здесь вообще ни при чем. А если бесплатно тушку Ижака отдали, тогда и сотня рублей дофига?
Здесь речь об общем удручающем финансовом состоянии граждан :(( И тема эта довольно больная.
Если честно, с ужасом наблюдаю, что в родной стране и 4 и 5, или даже 10 тысяч — это дофига… :(((( Это очень печально. Очень печально, что страна превращается постепенно в гондурас.

ps И да, меня реально вот эти вот «баснословные 4.5» зацепили… Ну просто это еще один штрих как живет страна.
+3
GoncharovDD
В те времена был студентом, поэтому 4,5к было много да. Да и все равно. Отдать 5 или 1,5. Разница все равно ощутимая, тем более на иж.
0
konyuhfedor
Прощу прощения… В какие «те» времена :)?
На фотке реле-коммутатор со штампом ОТК1 03-20. С учетом валяния на складах от полугода, куплено оно было недавно.
ps Но согласен, да, студентом можно быть в любом возрасте :)
0
Mmmmymot
«Моделист-конструктор» и сейчас, в двухтысячных, есть, хотя последние время выпусков нет, видимо, вследствие пандемийных и предшествующих проблем.
0
roman_buyan
Нравятся мне такие статьи, потому что сам такой. Можно пойти в магазин и купить, это доступно каждому. А вот когда нужно из говна и палок из ничего сделать кое-что, вот тут начинается творчество) Продолжайте!
Я всё жду когда ижаводы придумают раздельную систему смазки из вазовского маслонасоса и кастрюли, я бы, может, тогда ижа бы себе взял)
0
GoncharovDD
Все чаще сталкиваюсь с тем что все новое- хорошо забытое старое )
+3
Jah
Там и придумывать особо нечего, электрический маслонасос плюс схема управления на контроллере, ориентирующаяся на частоту импульсов зажигания. Но зачем, если надёжнее добавлять масло в бензин и потом трясти за руль для размешивания?
+1
moks87
Механические насосы тоже не редкость — на псах ставились, на последних Планетах, да и на Явах до недавнего времени. Пока система работает — всё хорошо, но цена невнимательности или поломки — запоротый двигатель. Потому от них и отказались.
0
madcrokodile
У таких БСЗ нет обратной связи по уровню разрежения на впуске.
Не знаю, есть ли такая ОС в штатном ижовском. В зубильном трамблере есть.
Разница ощутима только в режимах высокой нагрузки и низких обротов.
JFI.
0
Jah
А что за штатное ижовское БСЗ?
0
madcrokodile
Не писал про такое, тебе показалось)
0
DoKS
В зубильном трамблёре есть более важная вещ — центробежный регулятор угла опережения зажигания от оборотов двигателя :)
0
moks87
Ставил себе на Яву подобный набор, но не самосборки, а от Совек. Работает неплохо. Разработчик говорит даже о наличии фуоз. Но на 2-цилиндровых моделях у одноканальный всегда есть недостаток — двигатель не идеален и всегда есть необходимость регулировки одного котла относительно другого. Здесь это возможно только подтачиванием шторки, а хотелось бы нормальных регулировок.
0
DoKS
Ты заблуждаешься. Нет такой необходимости абсолютно. Найди хоть одно авто с подобной системой зажигания где бы это потребовалось. На Ижах, Явах и прочей двухтактной технике тех годов, зажигание вообще без регулировки угла опережения от оборотов работает. А это изменение ВРЕМЕНИ опережения, при изменении оборотов с 1000 до 6000, примерно от 3 до 0,06 мили секунд. (Важно именно время между искрой и мёртвой точкой). А ты о какой то мнимой разнице между цилиндрами.
Четверть века назад, сам занимался такой доработкой зажиганий на двухтактниках. Регулировку опережения от оборотов делал за счёт электронной схемы. Начальные углы установки на разных мотиках получались от 28 гр. до 36 гр. На низких оборотах искра задерживается а с повышением оборотов время задержки уменьшается до нуля.
С такой системой действительно двигатель не узнать. На нзах работает мягко, крутится веселее и до больших оборотов.
Скажу о ещё одном нюансе. На датчик холла, установленный на генератор Ижей и Яв, сильно влияет магнитное поле генератора и он сбоит. Приходилось ставить приличной толщины экранирующий диск из листовой латуни на ротор генератора и делать болт крепления ротора из немагнитной нержавейки. С генераторами Минчиков и Восходов всё проще. Использовались их же индуктивные датчики.
Но вот то что и у автора нет регулировки
0
GoncharovDD
Не совсем понимаю. Опережение настраивается у меня пластиной, раньше или позже, вроде описал все. Объясни пожалуйста
+1
madcrokodile
На разных оборотах опережение должно быть разным.
Чем ближе к высоким оборотам, тем меньше опережение.
Это не алгоритм пластины, это логика внутри контроллера зажигания.
+2
Vasiliev
Опережение увеличивается с повышением оборотов, чтобы топливо успевало более менее сгореть с учётом того что оно в цилиндре находится все меньше и меньше по времени.
+2
moks87
На Явах, даже на пресованных на стендах валах угол между цилиндрами не равен 180 градусам — погрешность всегда присутствует. А про Иж даже и говорить не приходится — с его шпоночным соединением в маховике погрешность между цилиндрами легко достигает 2-3 градусов. Поэтому на заводских кулачках и предусмотрена раздельная регулировка для каждого цилиндра. Про авто неверная аналогия — там коленчатые валы литые.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, ИЖ Юпитер-4 1986, БСЗ, или как у ижа работают оба котла