Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. NoAdO → Почему мотоцикл не видят?


Для начала, что же происходит в кадре? В кадре происходят BMW R1100R и BMW R1200GS со скоростью 120 км/ч вечером субботы по М4 в сторону Москвы. Разрешенная на этом участке — 110 км/ч. Иными словами, происходит то что обычно происходит на пустой дороге — народ едет «в лимит». Ничего необычного. Водитель автомобиля впереди хочет перестроиться, замечает первый мотоцикл, пропускает, но не замечает второй. Почему? Это — тема нашей сегодняшней беседы.

Да, конечно, мотоциклы действительно часто возникают «из ниоткуда», простиснувшись меж машин, но не в этом ролике и поговорить я хочу не о них. И да, ролик выше это далеко не первый пример. Так почему так получается? Потому что мотоцикл маленький? Да, но нет. Первый мотоцикл в заглавном ролике — не больше второго (даже чуть меньше), но водитель его увидел. И сейчас я хочу объяснить, почему. Долго объяснить. Чай готов?



Системы управления.
Вашим организмом управляете вы. Но кто этот «вы»? Если вы случайно коснётесь горячей поверхности — вы отдёрнете руку. Это — рефлекс, мгновенная реакция, врождённая, т.е. она у вас от рождения существует уже. Рефлекс — очень быстрая штука. Вы ещё даже до конца не поняли что произошло, а рука — уже отдёрнулась.

Если вы научились ездить на велосипеде или жонглировать — это рефлекс? Не совсем, это не было нужно для выживания и вы не умели это с рождения. Это — навык. Вы его приобрели. Но вы не думаете, в какое положение нужно поставить руку чтобы поймать яблоко, насколько нужно повернуть руль велосипеда чтобы не завалиться, трогаясь. Вы не делаете это осознанно — но умеете. Более того. Вы задумываетесь, в каком порядке вам нужно выжать сцепление и включить передачу на дороге? В целом — вы знаете, можете вынуть это знание из чертогов разума и ответить. Но если вы не начинающий водитель вы не думаете об этом когда водите. Это всё — навык. Обучение «внутренней обезьяны» механике действий. Когда вы научили её — вы не думаете осознанно над процессом управления как не думаете какой выключатель нажать чтобы включить свет в сортире, им занимается она, та самая обезьяна-навык. Кстати, попытка повернуть на мотоцикле руль от препятствия — тоже навык, только он выработался на малых скоростях площадки, на велосипеде, но мешает на большой скорости.
Возможно эта система и называется иначе, но я буду называть её «навык» в рамках статьи.

Все помнят свой первый выезд в город? Чумная голова, тупняки над всеми действиями которые проще делались на площадке. Всё сложно, и непонятно, хотя вроде бы уже отрабатывалось. Почему? Потому что нет навыка, потому что ваша «внутренняя обезьяна» ещё не обучена и вместо неё работает ваше сознание. Это — разум. И он сейчас занят тем что пытается судорожно обработать весь поступающий поток информации из других машин, разметки, знаков, мелких неровностей асфальта, пешеходов, светофора и бог знает чего ещё. Разум это самая сложная, самая ресурсотребовательная, самая медленная штука из трёх систем. Но разум — даёт потенциально куда более хорошие решения. Вы можете быстро отдёргивать руку каждый раз когда касаетесь оголённого провода — но вас будет бить током, просто не так сильно как если бы вы продолжили держаться. Вы можете наловчиться лавировать между проводами и ценой физических манёвров избегать ударов током, совершая механическую работу. А можете — подумать, то есть включить разум, отключить электричество и заизолировать провода.

Бесконечны ли ресурсы разума? Естественно, нет. И чем больше скорость — тем больше нагрузка на разум, и возрастает она ох не линейно. Насколько быстро может бежать человек? Не считая рекордсменов? 25? 30? 40 километров в час? ВЫ ЕДЕТЕ 80! 100! 120! В ходе эволюции нашего биологического вида не было таких скоростей. Разум просто не успевает анализировать всё что вы потенциально успеваете увидеть на этой скорости.


Персонаж Иллидан пробует готовность курицы. Курица не готова.


Лень.
Итак, мы определились с тем, кто же в вашей тушке может принимать решения. Проблема в том что организм — ленивая сволочь. Он хочет копить, но не хочет тратить. Это эволюционно выгодней, запасаться на чёрный день. Да, жирок на пузе это запас на чёрный день, я так всем и говорю. Эволюция, знаете ли. А разум это энергозатратно. Поэтому часть людей уже перелистнули эту статью, потому что нужно вчитываться и размышлять, а смотреть мемасики — проще. И может показаться, что я залез куда-то в дебри человеческого разума, но я уже буквально в двух шагах от сути.

Что делает мозг водителя?
Мозг водителя это мозг человека, и он упрощает, стремясь свести всё к навыку, чтобы исключить ресурсоёмкий разум. Стирает детали, отбрасывает неважное. Вам не нужна причёска водителя. Вы не запомните ни один госномер. Вся эта информация — выброшена, она не представляет ценности. Что, по вашему, видит водитель при взгляде в зеркало. Думаете, вот так?


Мотоциклист надеется что водитель машины видит через зеркало так


Как на самом деле водитель распознаёт соседей по потоку


Ну или так, в лучшем случае


А знаете, почему? 14 Правильно. Потому что ВСЯ остальная информация ему не нужна. В РФ все обязаны ездить с огонёчками. Фары или ДХО, не важно — суть не меняется.
«один огонёчек» = «два огонёчка слились в один» = «машина очень далеко»
«Два огонёчка близко друг к другу» = «машина далеко»
«Два огонёчка дальше друг от друга» = «машина близко»
«зелёный огонёчек» = «можно ехать»
«красный огонёчек» = «нельзя, опасность»
Да, именно такой примитив. Фары упрощаются до огоньков, габариты автомобиля до прямоугольника, «коробки», при чём часто «коробки» у которой верх по голове водителя. Помните «мост глупости»? Ну тот, что собирает газель за газелью не смотря на все предупреждения? Это — оно. Возможно вы хотите мне возразить. Подумайте, хорошо ли видно хотя бы в сумерках машину без света в зеркале? То-то же.

Опасный или сексуальный (да, Райан?)
Что ещё влияет? Конечно, не огоньками едиными система навыка определяет других участников движения. Большой грузовик заметнее, даже если у него тусклые фары. Малолитражки менее заметны и их чаще «режут» хотя их фары в порядке. Размеры? Да, крупный объект проще заметить. Но не только. Человек лучше распознаёт движение. И размер + движение = хищник нападает / добыча убегает. И то и другое требует внимания с древнейших времён. Потому и работает. То есть нужно быть опасным, чтобы получить приоритет внимания в обработке. Ну или привлекательным, не обязательно сексуально. К примеру, необычным, непонятным. 14, да?)
Кстати о движении и опасности: мигающий зелёный, аварийка, синий мигающий сигнал скорой, синий с красным — полиции, мигание дальним. Всё это — движение+»огоньки» = дополнительное внимание. Но на него в основном монополия у государства =3


Иллюстрация принципов привлечения внимания


Саккады
Более того, весь процесс просмотра поля зрения это череда коротких фокусировок с «фотографированием» картинки, а не непрерывный видеоряд, и из-за особенностей работы зрения, чем меньше объект (или чем быстрее сканирование) тем проще ему не попасть в фокусировку! Мозг его не «увидит», заместив картинкой по своим предположениям о том что он видит. Особенно это касается спальных районов — водитель расслабился подъезжая к дому, а тут неожиданный вы.

Исключение по навыку
Вы ещё не забыли телегу что я толкал до того? Самое время её применить посильнее. Мотоцикл — не слишком частый участник дорожного движения. Обращает ли водитель внимания на столбы? На одежду пешеходов? Всё что вне проезжей части и края тротуара вообще исключено из внимания — не нужно. Автомобили упрощены до «коробок», геометрических параллелепипедов. И если мотоцикл не был отфильтрован саккадами, у него есть второй шанс быть отфильтрованным — здесь. Он — помеха в работе системы навыка, как самолёты для аборигенов, которые не замечали «металлических птиц» пока им специально не показали. Каждую весну водители будто заново «вспоминают» о существовании мотоциклов. Фильтры, фильтры, фильтры. Всё — для того чтобы не нужно было включать мозг, чтобы хватило того что я назвал «навыком».

А при чём тут мотоцикл?
А мотоцикл разом страдает от всего этого. Смотрите сами:
◦ «огонёчки» — да, ещё как. Огонёчек один, его могут причислить к другой машине возле него, к «два огонька далеко слились в один» или к «машина с одной фарой». Хуже того — две фары, расстоянеие между котоырми растёт = машина приближается. Как определить что приближается мотоцикл?
· «фильтр по размеру» — тоже актуально. Маленький, значит неопасный.
· вероятность выпасть из сканирования и быть отфильтрованным? Да, в том числе как по зрению так и по опасности
· вы заметили что первый маркер списка был другим?) Что, и то что на глушителе написано запомнили?
· динамика. Мотоцикл более динамичен и не всегда стоит этим пользоваться потому что вкупе с остальными пунктами вы собираете гроб-рояль.
И всё это работает днём, работает ночью, работает всегда.



И что делать мотоциклисту?
Это очевидно. Пока мы не можем повлиять на навык водителей автомобилей, нужно заставить включить разум. И наши козыри невелики:
• опасность
• привлекательность
• движение
• фонарики

С опасностью вариантов немного и безопасными они не являются, но люди действительно убираются с дороги если мотоцикл проталкивается активно или опасно на вид качается в полосе. Оставим этот вариант тем кому «надо» но «не надо» и они хотят продираться быстро, но готовы стоять ждать ДПС или лечить повреждения тела. Точно не мой вариант.

Привлекательность. Тут интересней — необычный цвет мотоцикла, необычный прикид, необычный мотоцикл, да даже банальный яркий жилет — повышают заметность. Вероятно, вы заметили 14 именно потому что эта цифра торчала в тексте обособленно. Да, катать в жилете «рабочего» не выглядит крутым и пафосным, но всегда можно купить яркую экипировку, а жилет — добавлять для трассы.

Движение. Тут вариантов много, может всё и не вспомню. Не зависайте на одном месте относительно машины — опередите её или подотстаньте. Периодически меняйте колею. Не бойтесь покачать мотоциклом если машина впереди вас не видит. Двигайте свою фару. Двигайте её так как не может двигаться фара машины. Тогда вы заставите мозг водителя подключить разум для решения проблемы того что мозг видит.

Треугольник света
Ну и, наконец, самый важный, на мой взгляд, момент. Это та самая причина, почему в первом ролике мотоцикл передо мной проехал, а я — нет. Это — треугольник света. Настало время объяснить, что это и почему это — наш козырной король.



Вот что такое треугольник света. Фара мотоцикла и два дневных ходовых огня (не фонари типа spot что слепят встречку! ходовых огня или фары со светотеневой границей) образуют треугольник. И чем шире расставлены ДХО, тем больше сам треугольник, тем позже он сольётся в одно световое пятно, тем раньше начнётся распознавание вас — как объекта. А теперь считайте сами:
1. Мы «чиним» проблему определения скорости приближения.
2. Вытекает из первого — теперь у нас есть «движение».
3. Больше света = больше заметности.
4. Навык водителя определяет 2 ДХО как фары/туманки, но получает «сбой» в виде фары в «лобовом стекле» или «над машиной». Это ошибка, разум, на помощь! И вуаля, водитель видит мотоцикл!

И это именно та причина, почему машина перестала перестраиваться перед первым мотоциклом — и продолжила в меня. У него были 2 ДХО и треугольник света, а у меня — нет.

И, если вы ещё не пресытились пищей для размышлений, не могу не упомянуть ролик, послуживший мне существенным источником идей для текста:
  • NoAdONoAdO
  • Владимир
  • 16 января 2022 в 12:55
  • ?

Комментарии (40)

RSS свернуть / развернуть
+3
EvgenyE
Во всех зеркалах страны:
Опасный и сексуальный, с широко посаженными фарами…
0
Frank
И с числом 14! (:
+2
Wert
  • Wert
  • 16 января 2022 в 13:50
коробочки… саккады… одевайте умный шлем наконец же — уже изобрели
что только мозг не придумает что бы оправдать чудесную «езду»
мозг нормального водителя не ожидает опережения в «тихих» рядах
которые по умолчанию — ряды справа от ТС
ан нет — тут целых ДВА мотоцикла марки БМВ
этого бы не случилось если опережать в левых рядах
если ехать нормально — все будет нормально
+3
Hena21
Я понимаю, что для кого-то опережение в соседнем ряду — это очень страшно. Ну, даже для тебя.
Но на видео ровном счетом ничего не произошло. Для привлечения внимания водителя достаточно моргнуть дальним, если лень обруливать.
-2
Wert
можно и дальним не моргать, если опережать правильно и безопасно
исходя из сложившихся стереотипов на дороге
+1
Kashim
Всем по большей части насрать на моргания и бибиканья, особенно на трассе, особенно когда 10 часов уже за баранкой этой газели а до последней точки ещё ехать и ехать.

Поэтому разумно опережать там, где окружающие тебя ожидают в рамках негласной договорённости. Безопаснее.
Ну или ездить так, чтобы не нужно было моргать и бибикать.
+1
Hena21
По большей части прекрасно видят, когда моргают дальним. Особенно, если дальний нормальный, а не полумертвый галоген в мутном отражателе.
0
Underdog
Вот не зря же в большинстве этих ваших загнивающих европ запрещен маневр опережения справа
-1
pupszu
этого не случилось бы, если бы это были мотоциклы Хонда!
-1
Wert
а лучше марки «урал»
стояли бы в гараже спокойно
ничего бы не случилось вообще :)
-1
pupszu
Тру!
0
EvgenyE
КамАЗ
0
Underdog
С DCT?
+4
AntonKatenev
Чувак, прекрати, кровь из глаз же идет :) Брось ты этот научпоп, тебе даже для него крайне не хватает ни образования, ни мозгов.
+7
EvgenyE
Та ну не, всё по делу.
Человек постарался, собрал для нас инфу, а принимать её или нет дело каждого.
-4
AntonKatenev
Да, это очень характерное отношение к информации в наше время. Совершенно перестали отличать говно от шоколадки :))) Евгений, я тебе разочарую немного — несмотря на то, что каждое мнение имеет право на существование, далеко не каждое имеет при этом хоть какой-то смысл и ценность. Автор вот не смог создать ни того, ни другого, увы. Почему так получилось — я написал уже :)

Ну а так кому-то и кобыла невеста :)
0
Wert
глубоко копаете… смысл… ценность
зато каждый владелец неумной головы в умном шлеме
теперь может сказать что это саккады виноваты
что его не заметили
когда он выполнял S образные опережения
на скорости вдвое выше потока…
0
EvgenyE
Каждый видит свой смысл (или не видит его вовсе), да и ценности могут быть разными…

Поверю на слово)
-1
AntonKatenev
Толерантность к глупости в наше время удивительна :))
+2
EvgenyE
В наше время радует широкий спектр выбора информации и её ненавязчивость.
-4
AntonKatenev
Это еще далеко не повод набивать себе голову всяким мусором. Типа того, который накреативил автор :)
+2
EvgenyE
Для этого у каждого своя голова на плечах, и каждый сам делает свой выбор.
Причина того что водитель не увидел второй мотоцикл в заглавном видео явно не в том что автор описал, однако это не исключает того, что следует учитывать те моменты которые автор описал далее.
-2
AntonKatenev
Большинство людей очень сильно переоценивают свою голову и ее способность делать подобные выборы :))
+8
Krossman
Самокритично, как всегда )
+1
Vershinsky
соглашусь с клоном Кирилла, который клон Антона, который клон Кирилла Антона
+2
pupszu
Блэт, что за лютый лонгрид?!
Один мотоцикл был за другим, поэтому его и не заметили — одно предложение вместо полутора сотен.
0
Vershinsky
Попытка, видимо, подогнать человеческий дебилизм под логику, ровно такая же хрень, если вместо мото на видео были бы авто )
0
Vershinsky
Что за коёбка, кстати, может, тоже БМВ?
+3
QashdelAK
Судя по ловкому манёвру на 0:19 второй мотоциклист увидел перестроившегося в него автомобиль в самый последний момент.
Следует срочно запилить тему «Почему автмобиль не видят».
-1
quoter
Чел…

Если у тебя нет хотя бы пары лет профильного вуза по физиологии мозга и ВНД(а у тебя их нет — это очевидно), просто не пытайся лезть в эту тему, тем более — кого-то учить. Потому что ты транслируешь сюда что-то типа компиляции из пикабу и викпедии, выглядит это дико невежественно, нелепо и даже смешно, местами.

Из простых аналогий — ты вывалил сюда фантазии подростка о езде на мотоцикле, который сам, ни разу, не сидел даже на велосипеде.

Скрой пост в черновики и не позорься. Это добрый совет, не сарказм и не троллинг
+1
OStanley
Можно попросить написать аналогичный текст, но с точки зрения физиологии мозга и ВНД?
Хотя бы коротЕнько, какие сигналы куда идут, в каком порядке обрабатываются и т.д. и т.п.

Не сарказм и не троллинг, просто среди моих знакомых, людей, изучавших деятельность нервной системы хотя бы на уровне профильного ВУЗ-а, нет. Просветиться особо не у кого.
-3
AntonKatenev
А что, каждый раз, когда нужно что-то узнать, ты идешь побираться на помойке? :))) Стратегия такая? :))
-1
pupszu
Пойди на ютуб и посмотри видео Вячеслава Дубынина. У него есть прям записи университетских лекций.
+1
quoter
Наука давно выросла из коротких штанишек начала просвещения, когда любую теорию можно было описать за 5 минут. Потому, специалистам так забавно читать научпоп

Но, научпоп написанный профессионалом — содержит хоть часть истины, упрощенной — но не искаженной. А тут, дилетант выдумал «свой научпоп», в меру своего понимания, не являясь специалистом в обсуждаемой области
+1
Dimko1
Таксисты, мать их, и машины не видят, в чем я вчера убедился. Видимо поэтому во многих южных странах машины практически непрерывно сигналят. Например в Ливане. Все сигналят каждые несколько секунд. Все время подбибикивают.
+1
Kashim
Типовая смена у них 10-12 часов, и так каждый день без выходных.
С таким режимом работы не мудрено.

Не то, чтобы я их оправдываю, но надо держать это в соображении.
+3
Enkei
  • Enkei
  • 17 января 2022 в 14:47
Я не понял, чего все взъелись. Три фары действительно виднее, и этот паттерн трудно спутать с машиной далеко, и не надо гадать, мот едет, или машина с одной фарой. У меня были габариты в повороты сделаны на прошлом моте, и как минимум два-три раза за год у меня было ощущение, что под меня не повернули в том числе и из-за них. Но это со встречки, на зеркала глупо рассчитывать.
Другое дело, что хотя явных ошибок в тексте нет, это все полуправда. Не видят не потому, что фары не такие, а потому что не ищут. И на это нужно рассчитывать, что меньше всего водителя, едущего вечером домой, волнует, сколько там мотоциклов в соседнем ряду. В его мыслях диван и пиво, один-то увидел — уже молодец. Нравится — не нравится такое его отношение, но это реальность. Люди понимают, что бывают последствия, только после того, как они уже наступили.
Еще тут когнитивное искажение, что два снаряда подряд через секунду в одну воронку обычно не падают. Вторым надо еще осторожнее ехать.
И, наконец, целый ряд справа был, поворот включился, пять секунд прошло — почему было не воспользоваться преимуществом в маневренности? На привлекательность положился? :)
0
Enkei
Твоим же, автор, оружием — как заставить разум водителя заостриться на каких-то медленных и мелких огоньках в зеркалах, если он почти все свое время смотрит вперед — туда, откуда на него движутся всякие крупные угрожающие объекты в невероятном количестве?
А никак. Увидел намерение коробки сместиться куда-то, насторожился, и ждешь, пока она не перестанет вести себя непредсказуемо. Ну, или объезд с большим запасом пространства.
А вообще DDFM в помощь, есть такой каналец на ютубе.
0
nonamenem
Я видимо один увидел что водитель авто никого не видел? Ни первого мото ни второго — как включил поворотник так и начал медленно смещается вправо. Когда проехал первый дистанция между ними была больше чем когда проехал второй что логично
+1
krakozubr
Сам был несколько раз на месте второго, поэтому я очень редко езжу в группе, а если езжу, то еду первым )) А когда еду на автомобиле, вслед обгоняющему мотоциклe всегда говорю «Где один, там и второй».
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. NoAdO, Почему мотоцикл не видят?