Блог им. hammerbike → 1 Nah! Первый в мире флэттрекер на базе М72.
Несколько лет назад я загорелся идеей построить реплику редчайшего кроссового М72к.
Эти кроссовые мотоциклы изготавливались для спортсменов индивидуально и не было единых стандартов и серийности. Поэтому информацию было крайне сложно искать и стандартизировать.
Несколько таких мотоциклов стоят в музеях, но они с колясками и имеют различия между собой. Но были и одиночки, о чем свидетельствуют немногочисленные архивные фото. Попутно я мониторил объявления и искал запчасти. После того, как от меня ушел один из более поздних М61к, я понял, что создать реплику не получится. Т.к. не было у меня ни одной оригинальной детали и даже бензобака (в котором стоял воздушный фильтр). К слову, не удалось изучить и устройство внутрянки бензобака, а лишь довольствоваться его фотками снаружи…
Накопленные за несколько лет знания я решил применить в новом проекте – Первым и единственным в мире флэттрекером на базе мотоцикла М72. И цель была стать именно первым. Никто не строил еще подобного на базе старого нижнеклапанника, причем не стилизацию или кастом, а настоящий гоночный мотоцикл. А то все строят бобберы да чопперы… чему я и сам поспособствовал))
За годы поиска удалось найти кроссовый двигатель от Урала м63к, на котором стояла нужная мне передняя крышка грм и самое главное – магнето М90. Так же был найден кроссовый распредвал для нижнеклапанника (он отличается от обычного отсутствием кулачка зажигания и посадкой для дополнительной шестерни привода магнето). И каким-то чудом я раздобыл заводской кроссовый маховик, который легче стандартного на 2 кг. Про такие мелочи, как маслонасос большей производительности и глубокий поддон можно и не писать.
Двигатель — ключевой узел этого проекта. Сам картер я сварил из двух, соединив между собой блок от М72 и переднюю часть с креплением магнето от более позднего кроссового Урала. Конечно, все швы и сам картер были впоследствии отполированы в зеркало. Старался сделать его идеальным, с высокой эстетикой и культурой, присущей спортивной технике.
Помимо вышеперечисленных деталей и манипуляций, в двигатель установлен джентельменский набор- японские подшипники и кованая поршневая с немецкими кольцами. А сами цилиндры подверглись весьма существенным доработкам- впускные и выпускные каналы существенно увеличены в диаметре, убраны все неровности и выступы. Степень сжатия увеличена за счет проточки как самих цилиндров, так и клапанных крышек. А сами клапанные крышки были переварены, камера сгорания имеет другу форму ради увеличения степени сжатия. Карбюраторы я применил К68, они просты и работают очень хорошо, просто главное, чтобы они были не поддельными.
Рама взята от поздней эмки, с увеличенным ходом задней свечной подвески. Я спилил с неё все лишнее, тем самым немного облегчив. Из доработок – усиленное верхнее крепление двигателя, с переваркой верхней части рамы.
Передняя подвеска от Buell Сyclone, имеет все нужные регулировки и обладает оптимальным дизайном и характеристиками. Задняя подвеска обзавелась хромированными полнотелыми штоками и фторопластовыми направляющими.
Колеса Comstar, от старой хонды достались в наследство от одного из предыдущих проектов, легкие и красивые. Обуты в гоночную резину Dunlop K180.
Технологии и каноны флэттрэкеро строения соблюдены с особой педантичностью и перфекционизмом. Правильная резина, правильный шрифт на номерах, отсутствие переднего тормоза и крыла, верхний выхлоп, руль, рукоятки. Даже оранжевый цвет. Это истинный флэттрэкер 40-50-х годов. Были большие сомнения, ставить или не ставить дополнительное маленькое седло на заднее крыло. Просто на старых фотках подобной техники оно чаще есть, чем отсутствует. Но после общения с американскими коллегами прояснился один момент, что оказывается такие мотоциклы использовались и в гонках по побережью, по прямой, где очень важно было загрузить заднее колесо, сместившись назад. Чтобы предотвратить пробуксовку и получить максимальное ускорение. Для кольцевых же гонок по плоскому трэку сей атрибут можно не ставить, он не нужен.
Коробка передач осталась родная эмочная, да, она жесткая и хуже днепровской. Но имеет существенно меньший ход рычага переключения (что в гонках важно) и просто красивее. На ней установлен самодельный воздушный фильтр, который, как и подножки с выхлопом, сварен их нержавейки. Выхлоп я канонически пустил по верху, защитив ноги экранами. Экраны почти не бросаются в глаза и реально помогают не прижечь ляжки.
Конечно эстетическая составляющая тоже очень важна, это и крышка бензобака Monza, это и единственный провод глушения двигателя, спрятанный в руль. Это и отверстия на боковинах седла, перекликающиеся с отверстиями на клапанных крышках. И боковые номера, которые своей формой повторяют эти самые клапанные крышки. Самый изюм – хлопающие крышки глушителей. Приятно стучат на холостых и я давно хотел сделать подобные)). А сам выхлоп подчеркивает стремительность, создавая нужные линии.
Чтобы мотор нормально запускался, я потратил недели полторы, а правая нога получила большую мозоль на ступне. Добиться нормальной искры от 50-летней магнето было очень сложно, снимал перебирал, модернизировал я её очень много раз… С толкача же заводить его было бесполезно, слишком большая компрессия и узкое заднее колесо.
И вот, он ездит, нормально заводится, офигенно работает. Отклик на газ мгновенный, как и на сброс газа. Настала пора испытаний. А они показали что мотоцикл реально валит. Ни одна моя эмка так не ехала. Он шлифует с газа на всех скоростях, управляемость очень хорошая, а ходовая жесткая и сбитая. Это позволяет пускать его в занос когда захочешь, при чем вполне безопасно прогнозируемо, т.к. обратная связь как с двигателем, так и с ходовкой, отличная. Я бы даже сказал, что «дать угла» на нем вполне интуитивное и обычное дело, настолько он хорошо это делает. Только при перекладках с левого заноса в правый приходит понимание, что это не легкий 250-кубовый моцик, а вполне себе увесистый 760- кубовый оппозит.
Еще одна фишка – звук. Он просто песня. Причем выхлоп не имеет каких-либо перегородок и душилок. Но за счет длины и толщины стенок труб, он получился очень красив и приятен.
Теперь этот мотоцикл является достойным дополнением моей коллекции эмок, при этом радуя лесными покатушками и выездами на спидвейный трек. А еще он просто красив и своим ярким оранжевым цветом и полированными деталями скрашивает мои зимние будни, стоя в мастерской на самом видном месте.
Ну а называется он «1 Nah», вполне заслуженно и даже нагло. Но ведь это правда, поэтому имею полное право так назвать мотоцикл. Первый и единственный в мире флэттрэкер из М72. Flathead Flattracker!
Фото от Александра Козлова @kozlovnsk
P.s. Видео покатушек со звуком мотора есть в моем инстаграме hammerbike
- hammerbike
- Роман
- 27 ноября 2021 в 13:28
- 3
- ?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернуть