Блог им. AT_IrokeZ → Бортжурнал Honda CBF600SA «Падучий». Часть 5 – Продолжаю колесить по локации. «Русская Мама́», бухта Морской пехоты, озеро Чокрак, Караларский природный парк, Кыз-Аульский маяк

[АТ]IrokeZ — Бортжурнал Honda CBF600SA «Падучий» — Заметки. Сезон номер раз

Часть 5 – Продолжаю колесить по локации. «Русская Мама́», бухта Морской пехоты, озеро Чокрак, Караларский природный парк, Кыз-Аульский маяк

«Плыть на дно, ром и вино – это лучше, чем болтаться на рее!»

Послеобеденная часть рабочего дня очередной пятницы была потрачена на совмещение изучения карты, беглого просмотра сайтов с туристической информацией и мозгового штурма в поисках лучшего местного пляжа ввиду устоявшейся жаркой солнечной погоды за окном, сохраняющейся, по прогнозам, на все выходные.

Исключаю из возможного списка местный центральный городской пляж, позагорать и искупаться на котором удалось и в холодной воде ещё в начале марта, заработав достижение «Моржи в тельняшках в городе», и в более традиционных тёплых условиях несколькими неделями ранее описываемой. Беру на заметку «Золотые пляжи» в Яковенково.

Однако, после разговоров «за жизнь» с местными, выбор сделан в пользу Генеральских пляжей на Азовском море. Так же в разговоре от коренных жителей проскакивает с тёплыми ласковыми нотками странное местное название «МамА» с ударением на последний слог. Что еще за момА, мамА или, всё же, мАма? Отправляюсь за информацией во всемирный кладезь знаний и обширный банк данных – великий и ужасный Интернет. Читаю:

Курортное (до 1970-х Мысовое, до 1948 года Мама́ Русская, в античности Зенонов Херсонес ) — село в северной части Керченского полуострова на берегу бухты Морской Пехоты Азовского моря, у мыса Зюк, в 16 км от г. Керчь.

В конце 18 века, после вхождения Крымского полуострова в состав Российской империи, на территории современного села Курортное располагалась татарская деревушка МамаТ. В начале 19 века неподалёку от неё пришедшие с Поволжья старообрядцы обосновали своё поселение, название быстро стали произносить по-новому, отбросив букву Т в окончании, а деревеньку, чтобы отличать друг от друга, разделили на МамУ Русскую и МамУ Татарскую. Одна из них исчезла после депортации крымских татар в 1944 году и была позабыта. Другая, примерно в то же время, приняла переселенцев из Тамбовской области и различных областей Украины, в 1948 году была переименована в Мысовое, а затем в 1970 году снова переименована в Курортное. Считается, что в селе до сих пор живут потомки первых поселенцев-староверов, а среди местных жителей по-прежнему в ходу именно название «МамА».Рядом с селом расположены розовое Чокракское озеро с его лечебными грязями, песчаные пляжи бухты Морской пехоты Азовского моря протяженностью свыше четырёх километров, Караларский природный парк с его знаменитыми «Генеральскими пляжами», раскопки античного города Зенонов Херсонес на мысе Зюк, минеральный питьевой источник, сероводородные источники, пресноводное озеро. В самом поселке расположена каменная старообрядческая церковь, построенная еще в 1913 году. Сейчас носит название Храм Рождества Богородицы, в 2016 году его полностью отреставрировали, и он является действующим.


Бухта Морской пехоты Азовского моря (источник фото – Всемирная паутина)

Ну что же, звучит интересно, к тому же я еще ни разу в жизни не купался в Азовском море. Выбираю точкой назначения бухту Морской пехоты и стартую на разведку местности, качества дорог, возможности подъезда на мотоцикле и красоты местных пляжей. Да и вообще, «Там, где мы, там – победа!».

#ОколоКерчи. Керчь – промышленный и портовый город на «приграничном стыке» двух обширных территорий, который обычно принято проезжать насквозь, и в котором, по общему мнению, нечего посмотреть, кроме горы Митридат и Крымского моста. Попробую немного развеять это мнение.

Очень много текста и фото. Внимание! Всё ниженаписанное является исключительно субъективным мнением, текст отличается большим объёмом, а язык написания сложен для понимания… CUT! (И звук режиссерской «хлопушки»)


Небольшое описание местного Керченского Городского пляжа (45.254390, 36.429701), на котором провёл пару тёплых законных выходных в ожидании доставки своего байка – общедоступный пляж на южной окраине города, до которого в сезон можно добраться на общественном транспорте. Ранней весной, чтобы искупаться в ещё прохладной воде Чёрного моря, от конечной остановки автобуса мне пришлось пройти 2,5 км в одну сторону пешком, «пятёру» в две стороны туда-обратно соответственно. Пляж песочный, чистый, благоустроен, имеются деревянные настилы, зоны для переодевания и туалеты, открытые в сезон кафе и станции проката. Даже в дни изоляции начала лета народу гуляет много, купается же только пару холодоустойчивых индивидуумов, один из этих «отмороженных» — я. По итогу, хороший песочный благоустроенный пляж, но для начинающего «буйного» мотовода вечно с шилом между седлом и седалищем – не мой формат, слишком просто и скучно.

Рядом находится пляж «Нимфей» (45.251660, 36.427246), от городского по песочной черте отделён хлипким заборчиком, однако имеет свою огороженную парковку, перекрытую шлагбаумом с разбитой сторожкой и без сторожа. На мотоцикле шлагбаумы не всегда являются непреодолимым препятствием, поэтому просачиваюсь по краешку сбоку от него и ставлю байк поперёк размеченной территории на абсолютно пустой асфальтированной парковке. Здесь всё оказывается в этот вечер моё собственное, индивидуальное и персональное, на пляже — ни души, хотя до центрального городского – 100 метров через отсутствующий кусок забора вдоль береговой линии. Переодеваюсь в гражданские майку-шорты-тапки, бросаю всю снятую экипировку на имеющиеся здесь деревянные столики и скамейки, и, как мото-король в своих владениях, усаживаюсь на чистый, только недавно привезённый песочек любоваться закатом. В этот вечер не купаюсь, сегодня очень ветрено.

Итак, ещё раз прикидываю расстояние и проверяю маршрут до н.п. Курортное по карте – всего получается 25 км в одну сторону. По окраинным улочкам выдвигаюсь в сторону района Войково, попутно приобретая опыт езды в городских условиях.

За Войково дорога на Курортное делает несколько плавных поворотов, и, после пары километров создания видимости ремонта дорожного полотна, асфальт резко и без перехода заканчивается и превращается в плотно укатанный грейдер со щебнем немаленьких размеров под колёсами. Памятуя о советах из «этих ваших интернетов» о том, что на CBF по любым невнятным поверхностям, хоть сколько-нибудь мало отличающимся от ровного асфальта, лучше двигаться «на малой скорости не выше 20 км/час и только на 2 передаче», сбавляю скорость до минимума и тащусь, поначалу мандражируя и напрягаясь от «взрывающихся» звуков раздавливаемой передним колесом щебёнки. Длина участка с таким покрытием составляет примерно 10 км, на середине этого отрезка пути со щебёночного покрытия съезжаю на проходящую параллельно накатанную грунтовку, чтобы сравнить поведение байка на этих двух разных поверхностях. Поскольку мотоцикл – дорожник, пусть и с весьма небольшими ходами подвесок, субъективно по грейдеру двигаться на нём показалось несколько удобнее, чем по грунтовке.

Перед Курортным прижимаюсь к обочине и останавливаюсь на склоне полюбоваться открывающимися по правому борту прекраснейшими видами на бухту Рифов и побережье Азовского моря.


Побережье Азовского моря


По дороге до Курортного

Затем двигаюсь дальше на въезд в село, но, в очередной раз доверившись навигатору, по уже сложившейся традиции путаю съезд и, вместо прямого въезда в Курортное, объезжаю его слева. Плавным затяжным поворотом влево по пустой дороге поднимаюсь в горку, попеременно любуясь постепенно открывающимися по правую сторону видами на бухту и одновременно маневрируя между бетонными блоками, перегораживающими проезд по ремонтирующейся дороге. Сворачиваю, наконец, в нужном направлении и попадаю на крутой спуск в сторону центральной улицы села. Скатываюсь вниз на 1 передаче и около-холостых оборотах, поочерёдно поджимая тормоза, после спуска сворачиваю налево на грунтовую дорогу, выводящую из села в сторону Караларского природного парка. Приветствую едущих во встречном направлении запылённых квадроциклистов и останавливаюсь у песчаной насыпи, покрытой низкорослой зелёной растительностью и обозначающей естественные природные границы прибрежной территории. Осмотревшись, произведя разведку местности и проинспектировав пляж и возможности подъезда к нему, собираюсь двигать в обратный путь.

Бухта Морской пехоты на закате (источник фото – Всемирная паутина)

Развернуться решаю по круговой траектории с выездом по сомнительной дорожке вдоль забора так и не достроенной грязелечебницы с традиционными грифонами по обеим сторонам обветшалых и покосившихся ворот. На разбитой дороге с трудом справляюсь с управлением, сначала чуть не уронив себя и мотоцикл на ухабах и кочках, а затем въехав в глубокую яму, заполненную мутной грязной субстанцией. Добавляю оборотов, пытаясь накатом враскачку из неё выскочить. В итоге, заднее колесо опускается всё ниже в топкую жижу, разбрасывая её во все стороны, байк вязнет в грязи и глохнет. Красота, я застрял в текстурах! Совмещаю по половинкам достижения «Диггер поневоле» и «Капитан на мостике» — воткнул мотоцикл в яму наглухо на «пустом месте» и заглох посреди лужи. Браво…

В течение минут десяти пытаюсь вытолкать из злополучной грязевой ловушки тяжеленный для меня байк (подумалось тогда: хорошо, что не «турында»! Или всё же плохо?), пыхтя и обливаясь пОтом, но героически не снимая шлема и перчаток. Спустя некоторое время мне это удаётся – вытолкал на твёрдую поверхность благодаря тому, что вовремя вспомнил подсмотренную в интернете в одном из обучающих видео технику перемещения мотоцикла, прислонившись к нему задницей и спиной и наклоняя его на себя.

Вызволил байк из грязевого плена, стою, перевожу дух, тяжело дыша после неординарных физических упражнений. Мимо по разбитой грунтовке пылит УАЗ, плотного телосложения мужчины в салоне провожают меня недоумёнными взглядами. Не, ну где же вы раньше-то были, когда мне ещё минут 5 назад нужна была помощь? Автомобиль, набирая скорость, уносится в горку, а я, тихо матерясь про себя, сажусь в седло, запускаю двигатель и трогаюсь в обратном направлении.

Спокойно проезжаю по грунтовке и неглубокому песку перешейка на ровных оборотах. Приветливо машу рукой детишкам, играющим на территории местного гостевого дома, и ускоряюсь в сторону выезда из посёлка по направлению к городу.


После эвакуации из ямо-грязевого плена

Ну что же, точка интереса разведана. На следующее утро первый раз попробовал повесить-нацепить на мотоцикл боковые кофры, находящиеся во владении с момента покупки байка, поскольку шли к нему комплектом в указанную и оценённую стоимость покупки, но пока ещё так и не пользованные мною. Естественно, предварительно забил эти самые кофры всеми принадлежностями, уж очень «необходимыми» на пляже. А ведь не было бы кофров, в количестве аж целых 3 штук, то и ездил бы налегке с рюкзаком, не занимая мысли, чем бы всё же заполнить вместительную багажную систему.

Проверив надёжность закреплённого имущества, трогаюсь в путь, не торопясь проезжаю по городу и выезжаю на окраинные улочки. Спокойно качу вперёд, временами поглядывая одним глазом в навигатор, так как по этому маршруту еду только во второй раз. Впереди – S-образный поворот и предупреждающий о нём дорожный знак. Не приняв во внимание и не учтя изменившиеся габариты ширины мотоцикла с боковыми кофрами, неправильно рассчитал и подобрал скорость и траекторию вхождения в поворот. Поэтому в начальной фазе поворота, выходя за радиус, движусь в сторону идущего по встречной полосе кроссовера, сначала мееедленно, а затем всё быстрее притягиваясь к нему и с ним сближаясь. С расширенными от ужаса глазами толкаю руль вбок и сильнее заваливаю байк на противоположную сторону, при этом разъезжаюсь с машиной впритирку. После данного эпичного манёвра, катастрофически не вписываюсь в следующую фазу S-образного поворота и на скорости соскакиваю на пролегающую параллельно трассе тропинку. Подравняв боковыми кофрами до геометрически правильных форм растущие по бокам дорожки разляпистые кусты и хлипкие низкорослые деревца, не сбавляя газа, вылетаю обратно на основную дорогу. Адреналин, большой порцией резким толчком попавший в кровь, заставляет сердце бешено колотиться, по спине вниз прокатывается холодный ручеёк пота. Зарабатываю достижение «Эндурист поневоле» — вылететь с дороги на обочину, не потеряв при этом контроль управления мотоциклом, и с ужасом анализирую, что только что произошло со мной и байком, и каким чудом я не потерял управление, никого не сбил и никуда не впечатался на скорости. Прикрываю дроссель и двигаюсь дальше в заданном направлении, сосредоточившись, мандражируя и усиленно напрягая внимание.

Щебёночный участок от Войково до Курортного проскакиваю, не съезжая с гравийного покрытия и значительно прибавив в скорости движения по нему в сравнении с первым проездом. От несущихся по щебёнке и гравийке, пытаясь обогнать меня с обеих сторон, немногочисленных автомобилей горожан, спешащих подальше от города на природу, весь, вместе с экипировкой, байком и кофрами, покрываюсь толстым слоем дорожной пыли.
Подъехав к практически абсолютно пустому пляжу (подавляющее большинство посвящённых в здешние красоты выбирают уединённые Генеральские пляжи), закатываю мотоцикл на грунтовое подобие ближайшего свободного парковочного места. Переодевшись в тапки-шорты, беру под мышку полотенца, кидаю всю экипировку в освободившиеся кофры, накрываю мотоцикл чехлом и иду расслабляться на пляж. Несколько часов провожу в релаксе, неспешно купаясь в волнах Азовского моря и загорая на чистом песке отличного пустого пляжа.


Песчаный пляж в Курортном (источник фото – Всемирная паутина)

Вдоволь накупавшись и слегка подгорев на южном солнышке, собираю вещи, облачаюсь в экипировку и выдвигаюсь дальше в западном направлении.

Отъехав на 500 метров от начала песочной пляжной линии, увидел, как по левому борту открывается широкая гладь Чокракского озера, отделённого от Азовского моря перешейком шириной в 100 метров с проходящей посередине накатанной грунтовой дорогой с щедрыми песочными отвалами по бокам.

Чокракское озеро (45.455943, 36.292453), оно же Чокрак или Мисир – солёное озеро в северной части Керченского полуострова недалеко от с. Курортное, знаменитое уникальными свойствами своих лечебных грязей. Водоём имеет лиманное происхождение, подпитывается солёной водой Азовского моря и пресной водой из родников впадающих маловодных балок, на дне озера имеются многочисленные сероводородные источники и несколько грязевых вулканов. Рапа и грязь Чокрака содержат невероятное количество различных микроэлементов (сероводород и сернистое железо, азот, водород, гидраты алюминия и железа), следы благородных металлов, органические смолоподобные вещества, большинство известных органических кислот и аминокислот, в ней имеются ароматические производные, различные биологически активные вещества, витамины, весь набор морских солей и многие другие вещества и соединения. Благодаря узкому песочному перешейку, можно совмещать грязелечение и купание в море. В окрестностях озера произрастают 5 видов редких растений, занесённых в Красную книгу. На берегу озера в 1859 году была построена одна из первых профессиональных грязелечебниц в Крыму, просуществовала она до 1917 г. и была разрушена в годы Гражданской войны. Затем на территории находились не дожившие до наших дней грязелечебные санатории, и велась соледобыча, на что указывают сохранившиеся вбитые в грунт дна деревянные столбики. Так же, во время Великой Отечественной войны в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции 26 декабря 1941 года на мыс Зюк и прилегающий берег пересыпи между Азовским морем и озером Чокрак, происходила высадка сил 83-й бригады морской пехоты под командованием военного комиссара 1 батальона старшего политрука И.А. Тесленко. Именно поэтому побережье в настоящее время носит название «бухта Морской пехоты».

Ещё один интересный факт – в богатой придонными сероводородными источниками и грязевыми вулканами воде Чокракского озера, как и во многих других озёрах в Крыму, живут микроорганизмы, вырабатывающие каратиноиды, благодаря чему оно может иметь весьма необычный цвет от бледно-розового до нежно-сиреневого.

На этот раз меня действительно встретило, в отличие от Тобечикского, озеро необычайного нежно-розового цвета, с подсыхающим у береговой линии слоем той самой лечебной грязи, по водной глади ветерок, лениво дующий со стороны моря, гонит лёгкие волны в барашках взбитой белой пены.

Для сравнения моих навыков в качестве фотооператора:

Чокракское озеро


Чокракское озеро (источник фото – Всемирная паутина)

Как говорится, «давайте поможем Дашеньке найти 10 отличий и угадать автора фото!», хотя, естественно, место одно и то же, да и ракурс почти одинаковый.

Познакомившись и сфотографировавшись на память с розовым лечебным Чокракским озером, продолжаю свой путь в сторону Караларского парка.

Караларский парк (45.447927, 36.190201) – ландшафтный природный парк регионального значения, особо охраняемая природная территория в северной части Керченского полуострова на побережье Азовского моря. Единственный в своём роде памятник природы — уникальные и не имеющие аналогов типчаково-ковыльные степи раскинулись на площади свыше 6 тысяч гектаров. Тут сохранились редкие виды растительности, характерные для ковыльно-разнотравных степей, 29 из них занесены в Красную книгу (шафран Палласа, тюльпан двухцветковый), гнездятся 55 видов птиц, 8 самых редких из них так же занесены в Красную книгу (дрофа, розовый скворец), обитают грызуны и летучие мыши, крымская ящерица, степная гадюка и водяной уж. В степи очень много необычных насекомых, таких, как богомол, цикада, махаон, встречаются опасные паукообразные – сольпуга, каракурт, тарантул; здесь живут 197 видов позвоночных и 26 видов беспозвоночных краснокнижных животных.

Караларский природный парк (источник фото – Всемирная паутина)

На прибрежной территории Караларского парка находится невероятное количество открытых бухт с уединёнными небольшими песочными пляжами, прозванными в народе «Генеральские пляжи» (45.475984, 36.258443), здесь можно увидеть множество вдающихся в море скальных выступов, неглубоких гротов, арочных сводов, создававшихся на протяжении веков солнцем, ветром и водой. Акватория прибрежного мелководья богата рыбой и морскими обитателями (камбала, бычки, хамса, кефаль, судак), на высоких скалистых берегах есть сероводородные и йодо-бромные источники, подземные термальные воды, расположено большое множество античных поселений и городищ, относящихся к эпохам бронзы, Куль-Обинской культуры и временам греческой колонизации (поселения Куль-Тепе, Салачик, Крутой берег, городища Генеральское западное, Золотое-Восточное).

Генеральские пляжи Караларского парка (источник фото – Всемирная паутина)


Генеральские пляжи Караларского парка (источник фото – Всемирная паутина)

Вот туда я и двинулся дальше. Проезжаю по грунтовке мимо того места, где вчера застрял в грязи, и на скорости залетаю по уложенным в ряд бетонным плитам в приличной крутизны горку вдоль возвышенности Мысырь. У информационного стенда на её вершине притормаживаю и останавливаюсь. Сзади открывается прекраснейший вид на бухту Морской пехоты и мыс Зюк – невероятно-синее Чёрное море под ярко-лазурным небом, окаймлённые жёлтой, выгоревшей на солнце, травой.

В степях Караларского парка

Информационный стенд повествует о крайне лёгком автомобильном маршруте протяжённостью около 20 км и продолжительностью не более 1 часа. Почему-то легкомысленно доверяю этой информации и еду лично проверять.

Автомобильный маршрут №1. Сложность маршрута: лёгкий!

Возможностей моего дорожного мотоцикла и навыков езды на нём хватает километров на несколько вдоль обрывистой кромки побережья, затем крутые подъёмы-спуски, немаленькая колея, подсохшие грязевые слои в низинах и огромные валуны, торчащие прямо посреди единственного накатанного пути, заставляют остановиться на обочине, заглушить двигатель, сделать множество великолепных фото, а затем глубоко задуматься.

На фото виден градус степени уклона земной поверхности

Поразмыслив, принимаю решение дальше вглубь степей природного парка не ехать, дабы не рисковать пробить картер или погнуть коллекторы на низко-клиренсном дорожном байке. Ищу место для разворота, перебираясь через ухабы и колею и, аккуратно объезжая торчащие камни, еду обратно к спуску вниз и по горке к пляжу.
Справедливости ради стоит отметить, что вполне удобоваримая относительно ровная грунтовая дорога, проходящая практически через всё плато Караларского парка, всё же там есть, что было мною замечено гораздо позже при изучении карт в интернете. Вот только проходит эта дорога сильно в глубине парка вдали от всех достопримечательностей и того маршрута, указанного на информационном стенде, который я и отправился изучать. Да и посмотреть на ней можно, наверное, лишь только степную растительность и изредка степную живность, быстро перебегающую дорогу.

Ну а я, сквозь неглубокие пески перешейка между морем и озером, устремляюсь обратно в направлении домой.

Закатное солнце в песках перешейка у Чокракского озера


Однажды, проезжая по уже накатанному ранее маршруту на озеро Тобечик, решил немного скорректировать обратную часть пути и заехать в населённый пункт Яковенково, разведать обещавшую оказаться довольно интересной локацию под названием «Золотые пляжи» (45.059468, 36.322106), прельстившись найденными в интернете фото, манившими вот такой красотой:

Золотые пляжи в Яковенково (источник фото – Всемирная паутина)

Что же, на это определённо стоит посмотреть! Последний асфальт, густо испещрённый всевозможных размеров ямами, закончился ещё в Заветном, после крутого поворота под 90 град. на Марьино дорога превратилась в плохого качества грейдер, но, свернув на её середине в сторону Яковенково, всё стало ещё хуже. Аккуратно проехал участок пути длинной в 5 км, щедро и от души посыпанный толстым слоем крупной щебёнки, и вместо того, чтобы двинуться дальше по единственной главной улице села, я зачем-то свернул влево на съезд в степь. Далее около двух километров петляю по еле видимой в выгоревшей степной траве грунтовке, подскакивая и проваливаясь на многочисленных ямах, рытвинах и ухабах. При выполнении данных манёвров воображение почему-то издевательски нарисовало перед мысленным взором лучший по его личному мнению мототранспорт для передвижения по подобным дорогам-направлениям – старый зелёный потрёпанный «Урал М-67» с коляской! Посмеялся над способностью мозга жёстко шутить над своим же воображением, и, наконец-то, не спеша подъехал к точке назначения.

Как оказалось на месте, огромный песочный пляж там действительно есть, однако назвать его «Золотым» весьма сложно, выглядит он скорее диким, заброшенным и довольно грязным, у кромки воды много нанесённого волнами мусора, пара полуразваленных рыбацких лодок нашли здесь своё последнее пристанище у пенящегося прибоя. К слову, открытый добротный и ухоженный пляж здесь всё же имеется, но расположен он на территории базы отдыха «Киммерик», с виду более походящей на старую советскую турбазу. Но самое неприятное для расслабленного отдыха обстоятельство местного ландшафта – очень ветрено, просто дико и невероятно ветрено. Сильный порывистый ветер со стороны моря бьёт в лицо, толкает в грудь и как бы требует, чтобы я уезжал из этих диких мест обратно восвояси. Может мне просто не очень повезло с погодой в этот вечер начала лета и стоит вернуться сюда в другое время? Однако в голове крутится мысль, что я вряд ли поеду сюда ещё раз.

М-да, с пляжем неудача, что же, не беда, есть запасной вариант в виде плана Б – античный памятник археологии с древними захоронениями представителей Боспорского царства времён I века н.э. — некрополь Кыз-Аул (45.060211, 36.330449), находящийся буквально в трёхстах метрах от меня. Нам такие расстояния не помеха, поэтому я сажусь на байк, запускаю двигатель и направляюсь к виднеющимся невдалеке холмам.

Судя по фото из того же интернета, выглядеть некрополь должен был вот так:

Некрополь Кыз-Аул (источник фото – Всемирная паутина)

Через минуту подъехав к холмам в упор, обнаруживаю, что вблизи они оказываются, ни много ни мало, действительно просто засыпанными холмами, если здесь и велись когда-то раскопки древних захоронений, то это явно было очень давно. Обойдя всё пару раз по кругу, не нашёл, как ни старался, ни одного признака античного погребения, хоть сколько-нибудь похожего на достопримечательность. Зато вдоволь нафотографировался с байком на фоне отличных видов и пейзажей на обрыве над бесконечно-завораживающим бескрайним Чёрным морем, за пределами горизонта сливающимся с лазурным небом:

«Слева по борту – рай, справа по борту – рай, прямо по ходу – Край…
Что на море, что в степи!»


«На выпасе»

Два объекта из двух мимо цели, но я всё ещё не сдаюсь, пытаясь спасти и вытащить из уныния провальную поездку – где-то недалеко должен находиться Кыз-Аульский маяк, к нему и направляюсь – в действии план Ц.

Пылю по грунтовке вдоль обрывистого склона береговой черты и вдруг внезапно вижу, как впереди меня перпендикулярно траектории моего движения через дорогу короткими скачками промелькнуло маленькое тёмное существо. Останавливаюсь, выключаю двигатель, спешиваюсь с байка и аккуратно иду в ту сторону, куда промелькнула тень, стараясь не сильно шуметь. Подхожу ближе, и, по прижатым к голове чёрным ушам, уже издалека догадываюсь, кто так резво бросился мне наперерез, и кого я сейчас увижу. Так и есть – небольшая чёрная с белым кончиком хвоста кошка сидит в редкой выгоревшей бурой растительности и, прижав уши и подёргивая хвостом, пытается охотиться на мышей-полёвок. Довольно неожиданная встреча в пустом степном поле у берега моря на «краю земли»! Пробую осторожно приблизиться и сфотографировать дикое домашнее животное, но кошка на то и есть чуткий охотник, так что разочарованно наблюдаю быстро удаляющийся в поля подальше от меня шерстяной силуэт.

Степная охотница

Маяк, в отличие от остальных «достопримечательностей» долго искать не пришлось, он действительно оказался на месте в 4 км дальше по побережью и вполне себе реальным и действующим. Кыз-Аульский маяк (45.060535, 36.372914), расположенный на небольшом пригорке Томмазъ-оба, является активно действующим и представляет собой 28-метровую восьмиугольную каменную башню с фонарём и галереей, его возраст составляет почти 150 лет, ведь построен он был в 1875 году.

Фото на фоне Кыз-Аульского маяка

По всей вероятности, здесь и живёт встреченная мною кошка – степная охотница. В паре километров дальше по побережью за высотой с маяком находится ещё один песочный пляж мыса Ак-Бурун, однако угасающее солнце всё быстрее начинает клониться в сторону горизонта, на степь плавно и бесшумно опускаются мягким покрывалом тёмные южные сумерки, поэтому я нехотя поворачиваю в направлении к дому.

В степях на закате
  • AT_IrokeZAT_IrokeZ
  • Макс
  • 25 января в 1:16
  • 3
  • ?

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+1
Mackxs
Раскопки проводятся в самом начале пляжей (на 2018 год было так). От Курортного, мимо Розового озера, подъем по бетонке, и справа будет место раскопок. Но оно огорожено забором, поэтому простым смертным туда не попасть. Но есть читерский ход. На первом же пляже, соседним с забором, можно обойти скалу по воде (воды по колено) и там будет место сброса грунта с раскопок, а рядом тропинка наверх. Мы тогда так и поднялись, чтоб посмотреть на древний город.
+1
Mackxs
Вот фотку нашел. На заднем плане в районе головы видет забор. Между забором и морем скалы, их обойти и там можно подняться к раскопкам
0
AT_IrokeZ
Могу предположить, что это раскопки поселения «Полянка» в Караларском парке на мысе между Зелёным и Богатубе
+1
FreeRider637
2018 август вода высохла в озере, мой тапок не передал оттенок розовой соли
0
AT_IrokeZ
Забавно, прям такой мини-кусочек соляной пустыни))
+1
figasse74
Отличная статья!, много лучше маслостраданий!)))
0
AT_IrokeZ
Спасибо, что прочли!
+1
hepri
Хорошие виды, спасибо! слушай, у меня такой же мот, на нем по грунту вообще мало удовольствия ездить) Не проще взять какого-нибудь малыша на 125-200 кубов? ybr, bajaj boxer
0
AT_IrokeZ
наверное проще, но тогда уж лучше иметь 3-4 мотоцикла: на дальняк, для города, для покатушек по лесу и тд. да и вообще, всё равно все рано или поздно будут ездить на эндуро, правда? ))
+1
hepri
Так то правильно конечно) у меня для города и пробок (Москва) 200 кубовый кореец, а если уже дальше 100 км ехать, тогда CBF однозначно.
Хороший тур эндуро денег стоит) коплю пока
+1
AT_IrokeZ
Успехов вам в воплощении ваших желаний))
+1
sergeech007
Спасибо за относительно непопулярный восточный Крым. Все обычно его пролетают, но и там есть на что посмотреть. Пару местечек запомнил))
0
AT_IrokeZ
Посмотреть точно есть что! Мне бы теперь до Кояшского озера добраться, вот оно точно красиво-розовым должно быть. Только проедет ли там мой «дорожник», местность холмисто-бездорожная…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. AT_IrokeZ, Бортжурнал Honda CBF600SA «Падучий». Часть 5 – Продолжаю колесить по локации. «Русская Мама́», бухта Морской пехоты, озеро Чокрак, Караларский природный парк, Кыз-Аульский маяк