Блог им. VladXT660 → потому что Устюрт...#3
Северный чинк плато Устюрт — слышали ли что-то об этом? Отчётов в инете я толком не нашёл, лишь пару фотографий. Хотя по снимкам на WikiMapia очень много меток, выходит посещают эти места, раз метки ставят. От того мне интересно было там побывать. Место труднодоступное, особенно на мотоцикле. Трудность заключается в том чтобы правильно рассчитать запас бензина и воды, поэтому пройти по краю чинка очканул… как-нибудь в следующий раз когда будем более подготовлены. Сейчас же разведка боем вдоль железки и рывок в 40км до оврага Курусай.
День 4.
Вчера как вы помните обнаружил протертую баклашку, для себя сделал пометку – лучше взять 3 по 1,5л чем одну на 5л. Ведь было уж такое с пивом, как можно быть таким безответственным?) На бездорожье нередко что либо протирается, очень велик риск остаться без воды посреди пустыни, если хранить весь запас в одной таре. Жалею, что выкинул пустую 1,5шку возле могил, сейчас бы она мне пригодилась. Что-нибудь придумаю по дороге, пока же доливаю воды в гидратор, а отверстие в 5ти литровке замазываю холодной сваркой.
Первые километры дались довольно легко, пухляка пока ещё не много. Вот какая-то станция впереди, торможу спешиваюсь. Начинаю ходить по станции и высматривать пустую тару, открылась дверь вагончика и из него высунулся сонный смотритель, а за ним ещё паренек сменщик. Стандартные вопросы – «Откуда? Куда? Зачем?» Потом к мотоциклу – «Скока прёт? Скока жрёт? Дай прокатится?» Прокатится не дал хоть и просили оч настойчиво)) Работают ребята здесь вахтой по два человека и так на каждой станции до самого Бейнеу, поэтому как бы не казалось безлюдной станция, если что стучите в окна, смотрители тупо могут спать – так мне сказали парни. Они же дали мне пустую тару, куда благополучно перелил остатки воды и подогнали ещё 1.5л холодненькой.
— Следующая станция Тассай, там магазинчик есть, имей ввиду.
— Хорошо. Спасибо вам! – ответил я.
— Жол болсын!(счастливого пути) – сказал смотритель.
Дорога по правой стороне пока по-кайфу, пухляка нет и это хорошо. Однако гдеж тогда взять приключения то?))) Как говорится заказывали? Получайте!))) Впереди Ж/Д мост и дорога переходит на левую сторону… ну а там колея на колее, пухляк, сусличьи норы, какие-то канавы, вобщем все прелести убитых степных грунтовых дорог Казахстана. Так ещё на встречу нефтевозы… поднимающие пыль пудру столбом. Приходится останавливаться и ждать пока проедут, заблаговременно перескакивая на другую колею. Часть пути вообще предпочел целине, лучше уж по целине нежели по этой колее да в пухляке по колено) Короч этот участок дороги огонь) рекомендую!)))
Один из нефтевозов остановился поболтать, посоветовал на первом же тоннеле уйти на другую сторону. Эту сторону активно долбят нефтевозы, пухляк здесь будет аж до самой станции Турыш.
— Заедь в Тассай там магазинчик, попей холодной газировки! – сказал шофер полноприводного Камаза широко улыбаясь блестя золотыми зубами.
Не будь дураком последовал совету и на первом же тоннеле ушёл на правую сторону. Пухляк исчез совсем и это не могло не радовать.
Станция Тассай. Много зданий, я даж подумал что какой-то посёлок. Смущало что здания все однотипные и аккуратненькие, очень не похоже что-то на классический аул. Так и есть, поселок оказался вахтовый. Правда живут не только вахтовики, но и прям семьями, видимо работают на постоянку или приезжают прямо с семьей на вахту) короч я так и не понял откуда там женщины с детьми.)))
Поболтал с вахтовиком, тот указал на домик где находится “магазин”. Торгуют с окна, что привезут в межвахту, естественно это всё нелегально и вывески с сияющими огнями там не будет. Воды у меня полно, поэтому взял Колу и Сникерс, отъехал пару километров и встал у столба на перекус.
Только так у столба можно поймать хоть какую-то тень. Пью Колу жую Сникерс — знаю что зря, но очень хочется, кручу-верчу навигатор. До контрольной точки 12км.
— Окей погнали! – надеваю шлем дожевывая шоколадный батончик.
Контрольная точка Ж/Д мост. Здесь по плану покимарить и набраться сил перед рывком в 40км на овраг Курусай. Неукоснительно следую плану, тем более по времени полдень и самое пекло, поэтому отдых.
Пусть все знают как мы отдыхаем...)
Проспал я час может полтора, допил уже горячую Колу. Достал Garmin сверился с маршрутом. Выяснилось что я спутал мосты и встал раньше запланированного. До нужного мне моста ещё 8 км.
Выхожу на точку, сверяюсь и двигаю на северо-запад от железки. Сначала шла отчетливая грунтовка в нужном мне направлении, но после я стал отклонятся от трека. Принимаю решение идти по целине.
Помнится я как-то рассказывал про опасности степей, вот к слову одна из них, притаился в кустах, знакомьтесь — геодезический репер времен СССР. Налететь на такой на скорости… никому не желаю.
Проехал километров 10, оглянулся – всё ориентиров нет, куда ни глянь ровная земля до горизонта.
Сколько уж прошло времени я не помню, ехал медленно 30-40км/ч, так — как то и дело приходилось пересекать поперечные вездеходные колеи, ехал себе да ехал без дакаровского фанатизма. Так и приехал) А если быть точным я понял по навику что вот вот выйду на чинк, опускаю взгляд чтобы сверится и тут же влетаю в сусличью хату))) Немного буксанув выскакиваю и торможу.
Оглядевшись понимаю что я нахожусь прям на так называемых “Cтрелах Устюрта”. С земли их еле видно, какие то продолговатые валы из земли… которые расходятся в разные стороны, а вот с высоты говорят они прям как на ладони и видны четкие очертания ввиде стрел. Ну типа как на интерактивных картах рисуют наступление войск.) В этот момент я очень жалел что до сих пор не обзавелся дроном.
Происхождение стрел точно неизвестно, но оно явно рукотворное. Они разбросаны к слову по всему плато Устюрт. Но больше всего их на юге в районе узбеко – казахской границы и вот здесь, на северном чинке Устюрт. Есть различные догадки происхождения этих “стрел”. Кто-то говорит, что это какие-то метки указывающие направления. Есть теория что это ловушки для сайгаков и других копытных. Типа стадо загоняли меж этих валов земли и гнали к “острию стрелы”, на самом острие видно отчетливое углубление и возможно там была яма с кольями. Естественно в те времена валы были повыше и возможно с ветками по типу забора.
Ещё одна теория, так это ловушка для рыбы. Когда то плато Устюрт было дном древнего моря и возможно древние люди таким образом ловили рыбу на побережье при помощи отливов и приливов. Во время прилива море заполняла “стрелу”, а в месте с морем в эту ловушку заходила рыба. Когда наступало время отлива, море отступало и часть рыбы не успев уйти вместе с морем оставалось в том самом углублении на острие “стрелы”. Эта теория на мой взгляд более вероятна, подкрепляется она тем что большинство стрел находятся практически на одной линии по отношении друг к друг, словно по береговой кромке былого древнего моря. И ещё, я где-то читал что таким образом до сих пор ловят рыбу многие народы севера.
Овраг Курусай.
Следующая точка “древние кладбище”.
Могилы и вправду на вид оч древние. Эти кладбища родовые. Почти на каждой могилоной плите выбит символ ввиде ключика. Обычно этот символы выбитые на могилах обозначает “Ру”, род по нашему. Родо-племенные отношения у казахов целая наука и лезть туда обывателю можно мозг сломать. Если коротко, то если вы одного “Ру” то вы родственники. Так же каждый “Ру” обладал определенными качествами и родом деятельности. Скажем один род были войны, другой род торговцы, ремесленники, охотники и т.д
К примеру один из известных “Ру” на Мангыстау это род “Адай”, это были войны. И как говорится “коли назвался груздем полезай в кузовок”))) раз родился адайцем, то будь им и соответствуй!))) Заднюю включать при конфликте, люди этого рода не будут))) Это из личных наблюдений, адайцы поправят если это не так.) Вобще я спрашивал у казахов — “ключик” кімдікі “Ру”? Так мне никто и не ответил… стандартный ответ – “стрела” это “Адай”, а “ключик”… білмеймін…
Двигаем вдоль чинка, Любуемся видами). Ландшафт интересный, то кусты, то камни, затем открытые участки с зыбучим песочком, потом солончак. Подъехал к обрыву, присел на край поболтал ножками и снова в путь.
типа каменные грибы.
Еще одна точка на этом маршруте была помечена как “колодец”, но к сожалению до неё я не добрался. Ехать вдоль чинка становилось всё сложнее… пошли крупные кусты, местами стали попадаться каменистые гребни с острыми камнями. Ввиду этих факторов приходилось писать кренделя по местности объезжая препятствия, а с ними неумолимо рос пробег на одометре и в баке при этом бенза не прибавлялось…
Принимаю нелегкое решение возвращатmся к железке, колодец оставим на следующий раз. Ставлю навик в режим компас, держим курс на восток!
Еду потихоньку в сторону железки. Мои энтузиазм уже конкретно подостыл, жара и пройденные километры по целине делают своё дело. Кое где прощелкиваю сусличьи норы, слегка подгазовывая и не поднимая зад с сидушки семеню крабиком. Делать это в стойке, да газ во всю дырку в данный момент энерго затратно, ноги к томуж забиты, во рту сушняк воду экономлю на вечер… Короч перешел на эконом режим ))) Но вдруг!!! Не может быть!!! САААЙГААА!!! В метрах 20 от меня, считай прям из под колеса, словно из под земли выпрыгиваю два сайгака и несутся прочь по степи поднимая столб пыли!!!
Инстинктивно встаю на подножки откручиваю ручку газа и с отсечкой следом за ними!!! Пытаюсь нагнать и заснять поближе, но сайга не будь дурой раз и в один момент в разные стороны))) Я аж расстерался))) ныряю за той что пошла влево! Сайга петляет высокими прыжками и эти прыжки неспроста!!! Впереди вездеходная колея!!! Оттормаживаюсь!!! Пролетаю пару мелких колей ходом и сбавляю скорость. Вдаль уносятся пылящие жопы сайгаков))) Это было круто!!! – Я охотник на сайгаков!!!
Жаль что камера Garmin тормозная и чтобы включится и начать запись ей нужно секунд 5-6… Поэтому на видео только могу показать пылящие жопы вдали))) весь экшн прошел во время загрузки))) Но сайгаков я вам ещё покажу поближе, но это будет в другом посте).
К вечеру снова вышел к железке. Намотался будь здоров, ноги гудят от перенапряжения. Немного отдохнул сидя на горячих рельсах и поехал дальше. Осилил до захода солнца ещё 10-15 км и встал лагерем близ станции Курусай.
День 5
Good morning всем! Чищу зубки, пью чаек и выдвигаюсь.
Сегодня последний рывок до Бейнеу и очередной спецучасток пройден. Сначала до станции Турыш около 100км вдоль железки, потом отдых под столбом да банка Гориллы и ещё 100км грейдера до Бейнеу. Писать тут особо нечего, пыльная грунтовка, да жара. Пройдено без особого напряга.
Коротко по участку Шалкар – Бейнеу вдоль железки. Всё необходимое закупаем в поселке Шалкар. До поселка Бегимбет 40км – асфальт, 60км – грейдер. В поселок лучше не заезжать, а идти вдоль железки по правой стороне.
Основной маршрут проходит между станциями Бегимбет – Турыш, около 300км грунтовки вдоль ж/д полотна, держатся лучше по правой стороне, там практически нет пухляка.
Выход на овраг Курусай, ориентир ж/д мост примерно 20км не доезжая до одноименной станции. До оврага по прямой 40км, назад соответственно тож 40км и 20ку сверху на кренделя по местности.
Затем доезжаем до станции Турыш, участок Турыш – Бейнеу 100км отличного грейдера. Итого маршрут составил около 600 км. Бенза – 15л бак + ранцевая канистра на 12л. Вода 10 литров на начало маршрута + 1,5л у смотрителей + 1л Колы станция Тассай и 0,5 Гориллы станция Туруш.
Станции Тассай есть магазин. Воду и помощь можно попросить в принципе на любой станции, они будут примерно каждые 20-50км, но эт как исключение, рассчитывать и полагаться на это не стоит. Ниже немного скринов для наглядности.
Станция Туруш, всё цивилизация, крупный поселок, можно даже добыть бензин у местных.
Итак я в Бейнеу, время обеда. Захожу на заправку, прикрывая как могу разорванную вдоль штанину) заправщицы смеются прикрывая лицо рукой))) Минута позора и у меня снова полный бак 95го и холодненькая Горилла;) Меня уж штырит, но она такая вкусная. Спросил у заправщика где находится военторг иль охотничий магазин указывая на штаны. Заправщик поржал и сказал что мне на рынок, там найдешь. Спросите почему военторг? Нет это не любовь к камуфляжу, просто в нынешнее время узких и приталенных штанишек, только там можно найти нормальные свободные мужские штаны. В которые к слову влазит ляха даже с наколенником.)
30 минут и я в новеньких штанах))). После написал д Саше и попросил связаться с д Лёшей. Ну а пока ждал ответа, зарулил в чайхану и накидался жирным куырдаком запивая сорпой.
Дядя Лёша как обычно встретил меня как родного, пытался накормить гречкой с мясом и напоить пивом.))) Яж ограничился горячим чаем, кружек 5))) после куырдак тянет пить). Затем в просторном дворе огороженным ракушняком я обслужил мотик, примотал тубус на проволоку, заменил воздушный фильтр.
И снова чайковать с д Лёшей, мы с ним разговоры говорили до самого вечера. Про путешествия, про мотоцикл, про чудаков проезжающих мимо, да про карантин.) Дядю Лёшу к слову тож срубила какая то зараза, чуть не помер говорит – никогда не болел раньше как в этот раз… Поехал эвакуировать какой-то внедорожник в сторону Бозоя который в степи колом встал, так там один пассажир с температурой да сопливый был. Ну эвакуация прошла успешно, притащил их, а на следующий день температура под 40 и всё тело ломит. Кинулся в аптеку, а там только бинты да зеленка… Лекарства еле как нашел, кололся, кое как отлежался – чуть не крякнул короч.
Вот так и прошел день. Лег я на тапчане, постелил спальник прям на доски, куртку да штаны под голову. В дом идти отказался, погодка ночью отличная, прохладненько да и комаров вроде нет.
Продолжение следует…
- VladXT660
- Чистяков Владислав
- 21 декабря 2020 в 19:48
- 1
- ?
- romanssonid
- 22 декабря 2020 в 7:50
- ↓
С огромным интересом прочитал, что когда-нибудь непременно доберусь до Казахстан, тем более в детстве жили пару лет в Отаре.
Правда исходя из рельефа слона надо к тому моменту поменять или в идеале дополнить какой-нибудь 250й для максимального удовольствия)
Правда исходя из рельефа слона надо к тому моменту поменять или в идеале дополнить какой-нибудь 250й для максимального удовольствия)
- Vladimir_IL
- 22 декабря 2020 в 22:51
- ↑
- ↓
+1 Там горизонт еще впечатляет, в ЦФО России такого нет. Небо настолько эпичное и большое, что чуть ли не видно как циклоны формируются.
Обязательно съезжу в ближайшие 2 года. «Аще Господь восхощет, и живи будем», (Иак. 4:15).
Обязательно съезжу в ближайшие 2 года. «Аще Господь восхощет, и живи будем», (Иак. 4:15).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (13)
RSS свернуть / развернуть