Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Ingvarr → От Днепра до Днестра (часть 2)




Утро перед выездом к молдавской границе


Утром, простившись с Виктором и оттолкав молчащие мотоциклы подальше от Барсика перед тем, как заводиться и прогреваться, мы прибыли в Ямполь. Границей между Украиной и Молдавией тут служит Днестр и в Ямполе пограничный переход не по мосту, а на пароме. Когда мы приехали, паром был на молдавском берегу. Ждать пришлось дольше часа, мы успели смазать цепи, выпить воды, позавтракать остатками вчерашнего ужина. Даже чуть не поучаствовали в мелком коррупционном действии – погранец на воротах предлагал за взятку поспособствовать скорейшему нашему восхождению на паром. Мы рассудили, что давать взятку за то, что и так произойдёт естественным порядком, глупо и дождались своей очереди.


В ожидании парома


Старший на заставе произвёл куда более приятное впечатление, чем его подчинённый. Суровый, спокойный, он не церемонился с пешеходами, прибывшими на пароме, но был куда вежливее к нам.
На оформлении документов пожилая женщина за компьютером вводит данные о транспортных средствах. У неё в руках техпаспорт Вулкана, откуда она мучительно по слогам транслитерирует марку мотоцикла.

Мы переглядываемся с улыбками: если уж у неё возникли проблемы с нетрудным словом Kawasaki, то что ж будет, когда дело дойдёт до зубодробительного названия Hyosung. На этих переглядываниях нас и ловит старший таможенник.
Он резко останавливается возле нас:
— Чего улыбаемся?
Правда – лучшее оружие:
— Да у второго мотоцикла название непроизносимое.

Досмотр на этой маленькой таможне серьёзней, чем обычно. Нас просят показать груз и даже смотрят VIN'ы на обоих мотоциклах.
После досмотра к нам выходит старший и, уже сбросив груз официальности, расспрашивает о мотоциклах и мотопоездках.

Наконец можно грузиться на паром. Мы прощаемся со старшим, вниз под горочку скатываем мотоциклы, ведя их в руках, и с разгону закатываемся на паром.
Необычна отметка в загранпаспорте, необычен паром — пусть мы потеряли много времени, добираясь сюда, но зато покатались на пароме.

Перед стыковкой с молдавской пристанью, седой паромщик призывает на помощь часть мужиков из числа пассажиров команды, чтоб зацепиться баграми и ошвартоваться.
Наш берег пологий, а молдавский — высокий и мы заводимся, выезжаем в гору на двигателях.
Таможенники сначала досматривают пеших, потом берутся за нас, быстро оформляют и выпускают в молдавскую степь.

Забавное ощущение первых километров по чужой земле. К знакам на другом языке и непривычным названиям ты ещё не привык и остро ощущается, что ты не дома. Первые километры по Молдавии — это маленький серпантин, рывками взбирающийся вверх по холму.

Табель о достопримечательностях поездки первым пунктом предусматривал крепость в Сороках, по которой мы гуляли, цепляя шлемами окружающих и стены крепости.




Крепость

Вид на Украину


А было ещё мороженое в магазинчике при крепости, куда мы зашли, ожидая окончания обеденного перерыва у гарнизона твердыни. Белое мороженое в вафельных стаканчиках безо всякой упаковки с криво наклеенными этикетками прямо на макушку мороженого. Мороженое, упакованное, как в моём детстве; такого в Киеве я не видал уже лет пятнадцать. Если оно и было обычным на вкус, то этикетка много добавила к общему впечатлению от мороженого.


Из Сорок маршрут уводил нас на юго-восток, к Днестру, в город Сахарну, чьё название Антон упорно бил на первое «а». Там нас ждали монастырь и днестровские пейзажи.






Виадук и барашки по пути в Сахарну


Монастырь предполагает спартанский дух и укрощение плоти и грунтовая площадка под парковку у монастыря этим требованиям отвечала. Туда вёл подъём, последние пару метров становившийся гравийно-песчаным, со вкопанной горизонтальной трубой, на которой я чуть не ляпнулся.


На парковке моты и остаются, дальше — только пешком.
Сидя в Киеве, мы прикидывали, что часа на монастырь хватит. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить», — сиятельный граф будто про нас писал. Правый берег Днестра высокий, монастырь стоит между холмов, изрезанных оврагами и часа нам конечно же не хватило.





Рядом со входом в монастырь вверх уходит узенькая крутая и кривая лестница, сложенная из камня. Основная масса туристов сюда не идёт — слишком трудно восхождение. А мы — идём. С камня на камень, с корня на корень, иногда помогая себе руками, выходим наверх — на плоскую вершину холма.
Оно стоило того. Не подъёма даже, а всей дороги сюда. Мы садимся на краю плоскости над обрывом. Перед нами открывается расщелина меж двух холмов, в которой стоит монастырь, а дальше — Днестр и пологий левый его берег. Тихо, спокойно, нет людей. Далёкое молитвенное пение слышно от монастыря.
У нас тут — на вершине холма — ещё солнечно, а расщелина между холмами — в тени, солнце освещает монастырь и есть в этом некий невысказанный молчаливый символизм.




С холма не хочется спускаться, мы даже рассматриваем вариант отыскать дорогу для мотов и ночевать здесь. Но все же решаем двигаться дальше, сделав заметку на будущее — закладывать времени на посещение таких мест с запасом, чтоб была возможность просто не спеша погулять.




От монастыря в Сахарну вдоль Днестра идёт великолепная асфальтированная дорога. Извивающаяся, с перепадами высот, по ней хочется ехать быстро, сглаживая углы, пригибаясь к рулю, воображая себя гонщиком. Антон отстаёт и остаётся где-то позади, а я в одиночестве, обгоняя редкие машины, получаю от этой дороги всё удовольствие, которое она может дать.

Кандидаты в мастера спорта по планированию, сумерки мы застаем в Сахарне. Ставить палатку в каменных джунглях никто не собирался и мы, затарившись в местном супермаркете, отправились искать приют за городом. Поля — не лучшее место для палатки и парковки двух мотоциклов, но стремительно темнело и мы съехали на окаймленую жиденькими деревцами узенькую грунтовку, уходящую в поля.

В двухстах метрах от асфальта, где грунтовка заканчивалась кустами, стали на ночёвку. Поставили палатку, замаскировали мотоциклы и аккуратно, в небольшой ложбинке, чтоб не было видно с дороги, развели костёр. У нас был нехитрый провиант из супермаркета и пара бутылок молдавского вина, а такая смесь весенней тёплой ночью в поле, подогретая потрескивающим живым огнем костра, легко даёт на выходе разговор по душам. Так не поговорить толпой, так — только вдвоём.


Лагерь


Утром Улисс обзаводится новой ролью в послужном списке. Кем ему только не доводилось быть: и маршруткой — ехали на нём вчетвером; и столом — на пикнике снедь была разложена по всему мотоциклу; и вешалкой — на всех встречах именно на него сваливали экипировку и шлемы. В этот раз он стал сушилкой. Антон не нашел лучшего места примотать выстиранные носки для сушки, чем ремни батона на вилке Вулкана.

Курс мы держим на Цыпово — в скальный монастырь. Напрямую вдоль Днестра от Сахарны до Цыпово дороги нет, потому мы немного возвращаемся на запад, потом спускаемся на юг и снова поворачиваем к Днестру.

За пять километров до монастыря мы проезжаем дорожных рабочих, кладущих асфальт. Асфальта там пока нет, есть разбросанный от обочины до обочины крупный гравий, по которому мы осторожно трясёмся.

Цыпово — крупный скальный монастырь и одно из основных мест для посещения, выбранных мною в Киеве.
Мотоциклы мы оставляем в теньке при входе в монастырь и отправляемся гулять.

Когда я представляю себя в пешем порядке — в куртке, со шлемом, с набедренной сумкой и ножом в чехле на поясе — живо вспоминаю конандойлевского гусара Жерара. Как и он, мы хороши в седле, а спешенные, похожи на навьюченных осликов.

В этот раз, чтоб меньше тащить, шлемы тросом пристегиваём к Вулкану.

Шлемы оставили, а куртки не додумались. Жарко ужасно и мы оставляем куртки висеть на левом плече, наподобие гусарских ментиков. Черт его знает, так ли это у нас выходит изящно, как у гусар, но практическая цель достигнута — становится прохладнее.

К монастырю ведёт крутая лестница, вырубленная в камне. Спустившись, мы оказываемся на сказочной развилке: налево пойдёшь — к водопаду придёшь, направо пойдёшь — к монастырю выйдешь, прямо пойдёшь — в Днестр упадёшь. За подсказкой обращаемся к сотруднице комплекса.
— Идите сначала на водопад посмотрите, а потом к монастырю вернётесь
— А далеко до водопада-то?
— Да нет, за час обернётесь. Туда тропинка вдоль скал над Днестром ведёт, по ней и выйдете.



Время нас пока не поджимает и мы решаемся идти к водопаду — когда ещё в этих краях будем.

«Тропинка» поначалу более-менее проходима, мы идём, непринуждённо болтая и рассматривая остатки келий в скале; позади пробирается трио туристов. Чем дальше, тем тропа у́же и круче, тем чаще нужно прибегать к помощи рук, чтоб слезть или залезть на очередной валун. Вот уже и голоса туристов за нами стали тише, а потом и вовсе пропали. Теперь тропинка уже не пешеходная, а пешелазная. В одном месте приходится соскакивать с высоты человеческого роста, распугав всех ящериц вокруг. Пару раз мелькает мысль — «а не вернуться ли?» И с этой мыслью, обсуждая её, взвешивая все «за» и «против», мы продолжаем идти вперёд.









Спустя полчаса наконец мы сходим с камней на мягкий грунт и попадаем в распадок меж двух холмов. Рядом журчит ручеёк, дальше впадающий в Днестр. В ручейке вода и водопад тоже вода, стало быть, нам — вдоль ручейка вглубь берега. Только где ж тот водопад? Распадок уводит нас дальше и дальше от Днестра, а ручеёк по-прежнему шумит рядом и не собирается водопадать. Пару раз нам кажется, что вот оно — где-то за деревьями слышится звук падающей воды, но каждый раз это оказывается всё тот же ручей, журчащий на камнях и порогах.

Но вот журчание отчётливо нарастает и наконец мы выходим к водопаду, падающему с обрыва в естественную каменную чашу и вытекающему оттуда тем самым ручейком, вдоль которого мы шли.




Дорога обратно проще и быстрее в разы — оказывается, скакать по горной тропе было необязательно, к водопаду шла параллельная дорога по вершине холма. Выйдя наверх и вернувшись к мотоциклам, мы замыкаем круг. Конечно же, никакого часа, обещанного смотрительницей, у нас не вышло — бродили мы три часа, но сдаваться не собираемся и снова спускаемся на развилку, где поворачиваем, наконец, к монастырю.









Выезжаем из Цыпово далеко за полдень. Пока мы лазили по скалам и любовались водопадом, рабочие успели сделать кусок дороги. Мы едем — и не верим своим глазам. Несколько часов назад они ещё только гравий раскатывали, а обратно мы катим по свеженькому остро-чёрному асфальту.

От Цыпово до Кишинёва сотня километров и в Кишинёв мы приезжаем ещё засветло. По дороге заезжаем на винзавод в Криково, но лишь чтоб осмотреть его снаружи — иначе совсем не останется времени на столицу. Наши планы и так изрядно искромсаны и на Кишинёв остаётся всего вечер и утро.

Бензособака

Бензокот


В Кишинёв въезжаем засветло. Ночёвка запланирована в частном гостевом доме со внутренним двориком.



Наше кишинёвское прибежище


Соседками нашими оказываются две молодые полячки. Сталкиваемся с ними мы в холле — они, как и мы, ищут сотрудника гостевого дома.
Мы уже третий день в дороге и две предыдущие ночи ночевали в палатке, поэтому перед тем, как ехать в город на людей смотреть и себя показывать, надо освежиться.

Душ — это великолепно. С огромным удовольствием смываю с себя смесь из украинской и молдавской грязей. Когда, стоя на полу, я растираюсь махровым полотенцем, раздается звук поворачивающейся ручки двери в ванную.
«Дверь забыл закрыть… Или замок не работает… », — эти все мысли проносятся у меня в голове мгновенно, пока я прыжком тигра бросаюсь к двери и хватаюсь за ручку.

Бывают случаи, когда смазка это плохо, а сухое трение — хорошо. В моих мокрых руках ручка предательски проворачивается, выскальзывает у меня из руки, дверь распахивается и передо мной оказывается одна из полячек.
Я перед ней — в чём на военкоматовских медкомиссиях стоят, только с полотенцем в руках. Полячка заливается звонким смехом и убегает, я остаюсь в обнимку с полотенцем.

Вернувшись в нашу комнату, рассказываю Антону всю мизансцену, подводя итог словами:
— Всё, теперь я опозорен на всю Речь Посполитую. И хоть бы ещё не рассмеялась — всё не так обидно было б.

Исследовать город мы отправляемся на Вулкане — веду я, Антон восседает сзади и вертит головой по сторонам.

Перечень доступных нам сейчас достопримечательностей невелик: «ворота города» — два дома на въезде в Кишинёв с юго-востока, водонапорная башня, вокзал, центральная площадь да мемориал «Вечность».

Мотоциклистов в Кишинёве видим мало и на первом же крупном перекрёстке с нами разговариваются две девчонки в кабриолете. Разговор столь занимательный, что я пропускаю зелёный свет светофора.


«Ворота» Кишинёва


От «ворот города» едем к кишиневскому вокзалу, а оттуда — уже по темному — к центру города. Там Вулкан оставляем и дальше гуляем пешком.




Кишинёвский вокзал




Триумфальная арка





Давно замечено — между наполненностью желудка Антона и его душевным равновесием есть прямая зависимость, а сейчас он голоден, устал и возмущается пешим маршем. От триумфальной арки до воинского мемориала — километра три, но до этого мы уже бродили по центру города, а днём — по Цыпово и общий дневной пеший километраж ощутим.

Ко входу в мемориал подходим не кратчайшим путём, а обойдя весь парк по периметру — мой штурманский косяк — и Антон каждые пять минут, сверяясь с фитнес-браслетом, рассказывает про пройденное расстояние, причём цифры растут по экспоненте: десять минут назад было двадцать тысяч шагов, а сейчас уже — двадцать пять.

После мемориала ещё заезжаем в супермаркет. Основная статья расходов — алкоголь. В основном не себе, а для подарков.
За полночь вваливаемся в номер и засыпаем. Сегодня предстоит возвращение в Киев.

Утром мы не едим – запихиваемся, стремясь наесться впрок, а главное, — освободить место в кофрах под алкоголь. За завтраком я прикинул – если всё поплотнее ужать, потуже перевязать и брать минимум еды с собой, то мы сможем впрессовать в кофры ещё две бутылки вина.

Но купить мало, надо ещё довезти домой. В ход идут футболки, которыми мы перекладываем бутылки, чтоб они не бились друг о друга. И всё равно на кочках слева и справа от моего седла раздаётся предательское позвякиванье.

Мы занимаем свои места, трижды прощально звякают бутылки и бухловоз «Кишинёв — Киев» отправляется.

Чуть больше половины суток в крупном городе — особенно столице — это, конечно, мало. Чтоб познакомиться с городом по-настоящему, надо пробыть там хотя бы несколько дней, бесцельно побродить по маленьким улочкам, увидать не лицевую, а изнаночную сторону жизни.

«Прострел» от Кишинева до границы именно что бросок — без достопримечательностей, с одной остановкой на перекус. Мы просто держим курс домой.



Привал по пути домой


Целимся на погранпереход в Могилёве-Подольском. Пусть в Ямполе есть бонус в виде парома, но ждать этот паром уж очень долго и дороги за Ямполем на нашей территории ужасают.

В Могилёве-Подольском границей между Украиной и Молдавией тоже служит Днестр, только здесь не паром, а мост. За пару десятков километров до границы начинает ощущаться близость отчизны — в родных названиях населенных пунктов на знаках.

Этот погранпереход крупнее, чем в Ямполе и машин здесь больше — стоят в пробке на добрую сотню метров. Пользуясь двухколёсностью, мы объезжаем пробку по обочине. Жарко, народ в машинах сидит с открытыми дверьми и окнами и на наш манёвр смотрит с нескрываемой завистью.

Спешились мы возле шлагбаума. Я уже было собрался церемониальным шагом маршировать к ближайшему погранцу, рапортовать о прибытии и выражать горячую готовность предъявить пред его светлы очи весь наш груз до последнего носка, когда на моем пути стеной встаёт Антон.
— К-к-куда собрался? Стоять! Надо будет — покажем груз, а пока ничего не отвязывай и не открывай.

Скучающий таможенник неспешно подошёл к нам. Быть или не быть; отвязывать или не отвязывать — решалась наша судьба, мы всецело в его руках. Остановившись перед Вулканом, погранец протягивает дубинообразный фонарь и его концом проводит по кожаной «лапше», свисающей с курка сцепления.

Не то, чтоб мы хотели полного досмотра, но это уж больно мало и мы спрашиваем у погранца:
— И… всё?
— Всё, — улыбается он, — езжайте.

По мосту мы пересекаем Днестр и оказываемся в руках наших ребят. Тут наши кофры, рюкзаки и спальники тоже не больно кого-то интересуют и через 15 минут мы выкатываемся за шлагбаум на украинскую землю.

Остановка, чтоб выпить воды и спрятать документы. Я включаю мобильную сеть на телефоне и на меня градом осыпается десяток пропущенных звонков от соседа снизу.

Мрачнею мгновенно: «Затопил… Небось до самого первого этажа всех залил».

Набираю соседа — с кем-то треплется. Антон уже уехал вперёд, а я жду, расхаживая кругами вокруг мотоцикла. Наконец дозваниваюсь — всего лишь соседи сверху уронили какое-то барахло на мой балкон.

С души падает тяжкий камень, настроение возвращается и я отправляюсь догонять Антона.

Дорога к Виннице не восхитительна, но терпима. Всяко лучше, чем брусчатка в сёлах на подъезде к Ямполю.

Антон ведёт, я замыкаю. Такой строй неспроста: это к Вулкану все прикручено и примотано, а два спальника на пассажирском месте Хьюса висят на честном слове и одной сетке. На очередном плохом участке я замечаю, как Антон объезжает какое-то ведро на дороге. Когда ведро оказывается ближе ко мне, я узнаю в «ведре» наш спальник. Как спрут одновременно всеми конечностями я начинаю тормозить, бибикать и моргать фарой. Куда там — мой ведущий, виляя между ямами, стремительно уходит в точку. Плюю, разворачиваюсь и подбираю спальник.

Когда после всего этого дозваниваюсь до Антона, слышно, что он едет.
— Далеко уехал?
— Да вроде нет. А что?
— Место нажопника пощупай.
Пауза — щупает, видимо. Сейчас он нащупает и…
— Спальника одного нет!
— Конечно, нет. Летать по плохой дороге надо медленнее. У меня он, сейчас к Вулкану привязывать буду.

По пути, в Виннице, мы подхватили Наташу, мою спутницу. Чтоб освободить место для пассажира, пришлось сгрузить на Вулкан весь багаж, превратив его в одноместный мотоцикл, а самому оседлать Хьюс. За полночь, избежав встречи с грозой, которая мрачно нависала над нами и пугала далёкими молниями, мы уже благополучно были в Киеве.


Винница


Весь груз перекочёвывает на Вулкан


Маршрут поездки

***


Воистину, никогда не знаешь, что подбросит тебе очередная поездка. Едешь смотреть достопримечательности по списку, а увиденное по дороге к ним оказывается едва ли не интереснее. Вот и поездка в Молдавию запомнилась не только и не столько достопримечательностями, сколько дорожными эпизодами.

Впрочем, и запланированное не разочаровало — в памяти отложились монастыри и красивые виды над Днестром, разве что Кишинёв оставил лёгкое ощущение незавершённого дела — уж больно скудная культурная программа в нём вышла.

Молдавия оставила впечатление родственной во многом страны — сказывается общее прошлое. Может, и не родная сестра Украины, но уж точно двоюродная. Что мы были «за бугром» чувствовалось, пожалуй, лишь когда расплачивались леями или общались с молодёжью; когда же говорили со старшим поколением или видели вывески на русском и советскую архитектуру, ощущение заграницы уходило.

Молдавский вояж — полторы тысячи километров за четыре дня — оказался лёгкой поездкой. Не было дождей, туманов, холодов; плохих дорог — немного, а единственная поломка — обрыв тросика сцепления — решилась безболезненно.

Майские — генеральная репетиция отпуска — успешно закончились, надо было готовиться к главному спектаклю 2018-го года — румынским Трансфэгарашу и Трансальпине.
  • IngvarrIngvarr
  • Игорь
  • 1 июня 2020 в 13:43
  • 1
  • ?

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
0
d33t
  • d33t
  • 2 июня 2020 в 11:04
Красивые места и поездка интересная
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Ingvarr, От Днепра до Днестра (часть 2)