Блог им. korsun → Подготовка к поездке по Южной Америке. Вторая половина
Обзор снаряжения в продолжение первого поста. Сколько ночевок может выдержать отдельная китайская палатка, как показала себя горно-туристическая снаряга при использовании на мотоцикле, когда наконец доломается шлем Shoei, и всякое прочее. Может, кому-то пригодится при планировании путешествий в бескрайние дали.
Там, где озвучиваются модели и марки, ссылки ведут либо на официальные сайты, либо на интернет-площадки (не на конкретного продавца, а просто на модель). Много вещей, которые я бы не брал для короткой вылазки, но у меня была как бы жизнь в дороге. Бóльшая часть снаряжения служила как для мотоцикла, так и просто для быта.
Китайская палатка Tramp Bike 2 была моим верным компаньоном на протяжении пяти лет до путешествия. Позиционируется производителем как экспедиционная: для ветров, ливней, снегов, града, смешанного с кровью, и т.п. С этой точки зрения я и буду её рассматривать. Я покупал её тогда за 5 000 р, сейчас, судя по Я.Маркету, стоит в районе 7 000 р.
Пробег. Обычно около 30 ночёвок в год: отпуск в горах (от +20 до -7 примерно, ветер, затяжные дожди, ледник, один раз снежная гроза) + мелкие выезды куда-нибудь на выходные (лесные полянки). За 4 года (потому что пятое лето как раз и было на подготовку) получаем 120 ночёвок. За эту поездку набралось ещё 150-160 (от +25 до -3 примерно, полянки, кемпинги, степи, пустыни, высокогорные плато, сильный ветер, тропический ливень). Итого, 270 ночёвок в одной палатке. Я считаю, свою цену отбила с лихвой.
Если интересует подробный обзор с замерами, завесами и множеством фото, то вот, нашёл хороший с опытом эксплуатации. Хороший, потому что я согласен почти со всеми плюсами и минусами, выписанными автором. В любом случае, далее я вкратце коснусь как её достоинств, так и недостатков.
Палатка заявлена как двухместная, с чем я категорически не согласен. У меня был опыт пары совместных ночёвок, и я не готов его повторить. Места как раз на одного человека, вещи и кухню. Тамбур кажется большим, но определённый процент места съедает «голова» палатки, т.к. передняя стенка не вертикальная, а под углом. Я в тамбуре почти ничего не держал.
Палатка имеет туннельную конструкцию, так называемая «полубочка», когда дуги стоят параллельно, а не крест-накрест. Такой вид палаток — несвободностоящий: для постановки необходимо закрепить или дно, или тент. Это, наверное, пугает людей, потому что в русскоязычном интернете бродит куча мифов. Ставить-де её одному сложно, растягивать надо десятком оттяжек, а не то упадёт, а ещё они очень тяжёлые, и т.д. Эта палатка весит в районе 2.2 кг, что считается достойным весом даже по походным меркам. Растягивать надо любую палатку. Конкретно полубочка растягивается минимум четырьмя точками по периметру. Постановка в одно лицо занимала у меня пять минут. Палатка бросается на землю, при сильном ветре я сажусь сверху. Дно растягивается и крепится четырьмя колышками, при сильном ветре — шестью или всеми восемью. В карманы палатки продеваются дуги. Продеваются легко, без сопротивления. Палатка встаёт и начинает парусить, но уже никуда не улетает. Наружный тент крепится на две липучки Velcro, и с этого момента тоже не улетает. Можно не торопясь продевать дуги в люверсы тента и натягивать его. Всё. Она не стоит сама, это да. Чтобы переставить, надо проделать всё в обратном порядке. Но обычно место под стоянку выбирается один раз. А как быть с жёстким грунтом, если колышки вообще нельзя воткнуть? Из опыта эксплуатации: при наличии минимум четырёх обычных Г-образных кольев для жёсткого грунта и четырёх комплектных Y-образных для песка/снега палатка встанет везде. В своём худшем случае я воткнул по диагонали два Г-образных кола, а другие два угла прижал камнями. Если бы дело было не в потёмках, можно было бы привязать верёвочки, чтобы сделать нормальные оттяжки камнями. Впрочем, у меня стабильно пару раз за год бывала ситуация, когда я предпочёл бы свободностоящую палатку. Обычно когда в ветреных местах встречаю какую-нибудь развалину здания и думаю, ага, сейчас я внутри встану и буду как в домике… а потом захожу и вижу внутри бетонный пол. Зачем я, собственно, это накатал: если на горизонте появляется возможность купить полубочку, которая устраивает по всем остальным параметрам, то бояться не стоит. Надо просто быть готовым к специфике. Сам из интереса следующую палатку буду смотреть свободностоящую, ради того, чтобы сравнить.
Вот, кстати, пример той самой кривой постановки впотьмах на жёстком грунте
То, что вытекает из конструкции: ветроустойчивость. При постановке палатки по ветру очень хорошая. Но, как я это выяснил при стоянках в пустынях, ветер не всегда дует с одной стороны. Да он при определённом рельефе вообще может быть «с нескольких сторон». И вот если он резко меняется и дует в бок палатки, бок будет прогибаться внутрь.
Водоустойчивость 8 000 мм [водяного столба] у палатки, 10 000 — у дна. Это неправдоподобно много. Впрочем, ни разу не получилось ни промокнуть, ни проснуться в луже (в том числе, и когда лужа образовывалась вокруг палатки).
Дуги у данной Tramp внутренние, то есть, в палатке. В жаркую погоду это плюс, даёт возможность поставить отдельно внутрянку без тента. В дождь это минус: пока ставишь внутрянку, на дне образуется лужа, которую надо потом чем-то вытирать. Бывают палатки с наружными дугами в тенте, тут плюс и минус меняются местами. Сами дуги прочные и ни разу не ломались.
Колышки в комплекте лёгкие, Y-образные. Надо часть оставлять и брать обычные прутки. Комплектные колышки очень, очень легко гнутся. Это можно минимизировать, используя Г-образные на жёстком грунте.
Есть штормовая юбка, которую можно подвернуть, когда не нужна. Для меня это однозначный плюс. На неё набрасывается песок/камни/снег, становится ощутимо теплее, и повышается устойчивость при порывах ветра. В пустынях/полупустынях, где есть песок, он не прилетает в палатку.
Молния входа на наружном тенте. Самый неприятный минус. При хорошем натяжении тента надо следить, чтобы молния не перескочила назад, за дугу. В противном случае закрыть её изнутри будет сложно. Уже ближе к концу путешествия я дёргал язычок изнутри и порвал тент вдоль молнии. Внахлёст заклеить не получалось, пришлось клеить армированным скотчем встык. На фото выше красный скотч хорошо видно.
За тринадцать месяцев она порядком износилась. По очереди разошлись все молнии, и я заменил собачки. Чехол порвался. На дне появилось несколько дырок, залатанных заплатками из ремнабора. Палатка, несмотря на пиратский вид, всё ещё служила назначению, но в сложные погодные условия я бы её уже не брал. При отлёте из Сантьяго оставил её другому человеку. Вердикт: надёжная штормовая палатка за небольшую цену (а на вторичном рынке за совсем маленькую цену), но с рядом неудобств. Если вы — одиночка, нужна палатка для пампасов, и вы готовы ради надёжности мириться с недостатками, я бы рекомендовал. Для цивилизованного туризма, думаю, за ту же цену найдётся что-то на двоих с лучшей обитаемостью.
Без тента
Спальник Marmot Trestles Eco 20 у меня уже был, сходил с ним пару походов. Плюс: с противоположной стороны от основной молнии располагается мелкая вспомогательная (в тёплую погоду её можно расстегнуть, и создаётся впечатление «одеяла»). Минус: под основную молнию вечно залезает ткань спальника. Комфортная температура — это очень индивидуально. Я мерзлявый и в околонулевую температуру спал в нем в термобелье, флиске и теплых носках.
Надувной коврик. Раньше я был сторонником ижевских карематов, потому что «я положу ковёр на острый камень и проколю». Потом в моей жизни появился мотоцикл, и я решил под первый ванильный дальняк по Европе купить в Сплаве надувной коврик толщиной 3 см. Что ему будет-то на газоне в кемпинге. Ему действительно ничего не было, а вот я конкретно подсел на комфорт. Но хотелось бoльшей толщины. Заказал с eBay Therm-a-rest NeoAir Trekker толщиной 6.4 см. Весит полкило. В сложенном виде рулон 23 x 11 см. Крупным людям, возможно, не подойдет, т.к. довольно узкий.
Опыт крайне положительный: спалось комфортнее, чем на ином матрасе. Карематы мне теперь в кошмарах будут сниться. Они занимают неприличное количество места при перевозке, плохо изолируют от холода, жёстко на них, наконец. Мне за всю дорогу так и не удалось неудачно положить ковер ни на острый камень, ни на сучок, ни на что там ещё, хотя возможностей было предостаточно. Всё-таки я его проколол, уронив нож, которым намазывал бутерброд. Поставил заплатку, но не совсем удачно, и где-то с неделю он под моим весом сдувался. Так вот, из проколотого ковра воздух не выходит моментально, как из шарика. Засыпаешь на надутом, а просыпаясь утром на подсдутом, понимаешь, что лежать всё равно мягче, чем на ижевской пенке. Заплатку, естественно, потом переклеил.
Газовая горелка, купленная несколько лет назад в Непале. Обычная горелка со шлангом под резьбовой клапан баллона, так называемый Lindal. Экрана против ветра у меня нет, потому что я всегда готовлю в палатке, прямо рядом со спальным местом.
В самолёт меня бы с газом не пустили, и я как-то был уверен, что купить резьбовые баллоны можно в любой стране мира… Ага, как же. В Колумбии их нет вообще. В принципе outdoor-индустрия в Колумбии развита слабо, но цанговые баллоны повсеместно продаются в хозяйственных магазинах. Я попытался найти переходник с резьбового на цанговый, но тщетно. Так и ездил до самого Эквадора без горячего чая. Лучше бы я задумался об этом в России и купил бы заранее переходник.
Про горелки, надевающиеся прямо на баллон сверху. У них есть пара недостатков. Бывает, ножки, на которые ставится посуда, слишком маленькие, и это неудобно. Лучше при покупке пробовать прямо с посудой. Если баллон заканчивается, на шланговой его можно положить набок или перевернуть и «выдоить» до конца, на бесшланговой — нет. Конструкция «кастрюля на горелке на баллоне» не очень устойчива и требует ровной площадки. Впрочем, один мой знакомый использует пластиковый ободок с тремя ножками, одевающийся на низ баллона. Получается вполне надёжно, на таком я бы в палатке готовил спокойно. Последнее «но» касается опять-таки типа баллона. Если удалось достать только цанговый баллон, то он скорее всего будет другого размера: узкий и высокий, с меньшим диаметром дна. Насадить на такой горелку не получится. Короче, я за шланговые.
Посуда: кастрюлька и сковородка на одного человека, купленные вместе с горелкой. А также половинка универсального инструмента (раскладные вилка-открывашка-консервный ключ-штопор), купленного б/у на Авито за копейки. Нож отдельно маленький кухонный из Икеи, жил в скрутке с инструментами и использовался для всех хозяйственных нужд.
Смартфон-навигатор Sony Xperia Z3 Compact (хорошая максимальная яркость экрана, своя заявленная водостойкость, Android) в ударопрочном чехле с Али (защита при падении, матовое стекло снижает нагрев экрана в жару, плюс я заклеил все дырки для повышения водостойкости). Навигация — его единственная функция; чтобы сидеть в телефоне, у меня был другой аппарат. Я разделил обязанности между смартфонами, чтобы исключить вариант с падением/потерей/кражей моего основного аппарата, но в то же время, если что-то случится с основным, я смогу использовать для связи навигационный. Ну и батарею основного поберечь.
Показал себя молодцом всю дорогу. В Перу примерно на 10 000 км с начала путешествия смартфон вылетел из крепления после попадания колесом в колдобину на крейсерской, и искал я его минут двадцать, не меньше. Сильно помог ярко-жёлтый цвет чехла. Выглядел он тогда так:
Смартфон не пострадал. Чехол погнулся, и на одном углу его пришлось стянуть жгутиком. Стекло чехла разбилось, и замену я ему не нашёл. То, что продавалось в сотовых ларьках, было предназначено для наклеивания непосредственно на аппарат и приводило к слабой реакции тачскрина и понижению яркости экрана. Так и ездил. В сильную жару на солнце экран без стекла раскалялся, тач начинал тупить, и телефон отправлялся в карман. Дождь переносил нормально. Я блокировал экран, чтобы от капель тач не срабатывал. Но в сильный ливень на всякий случай аппарат снимал.
Заряжал сначала через магнитный USB-кабель, и это бывало геморно, потому что на трясучих дорогах он отходил. Где-то на 25 000 км поездки я забыл магнитный шнурок на стоянке и заряжал уже через обыкновенный. Стало намного лучше. USB-порт не расшатался и не умер, вопреки опасениям.
Смартфон для всего остального. У привезённого с собой после 30 000 км окончательно умер сенсор экрана, и какое-то время до покупки нового использовал тот, что для навигации.
Крепление для смартфона-навигатора RAM Mounts X-Grip. Изначально планировал обойтись китайской репликой, но уже не было времени заказывать, а продавцы в Москве делали такую наценку, что я просто из принципа не стал бы у них брать. Состоит X-Grip из собственно держателя телефона: крестообразной платформы с четырьмя резиновыми набалдашниками (платформы бывают разных размеров, важно выбрать под свой телефон), крепления на мотоцикл (у меня струбцина на траверсу руля) и плеча между ними (можно выбирать из нескольких длин). Плечо у меня было самое короткое, и то больше вредило. Смартфон в моем монструозном чехле тяжёлый, а вибраций на руле одногоршкового байка при прохвате по камушкам, скажем так, хватает. При тряске возможен вылет аппарата. Поэтому X-Grip комплектуется страховочной резинкой, которую надо зацеплять за углы смартфона. У меня, кстати, вылет был два раза, оба — без резинки.
Крепление на траверсу в виде струбцины с винтом я выбрал, чтобы можно было быстро снять-надеть X-Grip, потому что вначале боялся, что оставлю на руле, а его украдут. Очень быстрооно стало выглядеть так, что я перестал бояться, и вынимал только смартфон.
Резиновые набалдашники советуют сразу после покупки снять, залить туда клей и надеть обратно. Я сего не сделал, потому растерял их по дороге. Слетают они при вынимании смартфона только так. Голые металлические «пальцы» обматывал изолентой. Держит от этого не хуже, тут скорее вопрос эстетики. Страховочная резинка лопнула где-то на 18 000 км поездки. Искал кусок резины, чтобы вырезать ей замену, но кусок подходящей толщины и эластичности не нашёлся. Примерно тогда же на гравийке платформа просто отломилась. Разъём-шарик остался в плече, на фото видно.
Винтиком, завалявшимся в хозяйстве, прикрутил её обратно к шарику, залил туда же клея для верности и проехал ещё 10 000 км. Винтик сломался. Тогда я совсем снял удлиняющее плечо, снял шарик со струбцины (он вывинчивается отверткой) и прикрепил платформу к струбцине напрямую новым винтом. И все. Больше с держателем никаких проблем не было. И страховочная резинка оказалась не нужна. Я сделал дополнительную страховку смартфона репшнуром и карабинчиком к траверсе руля, но он и не делал попыток вылететь, потому что вибраций испытывал намного меньше. Честно говоря, я не понял, почему RAM «из коробки» не сделает возможность обходиться без плеча. Крепление планирую оставить и использовать в дальнейшем, заменив изоленту на «пальцах» на обрезки резиновой трубки. Главное, держит хорошо. Если что-то случится с этим креплением, буду пробовать китайское. За те деньги, что просит RAM, можно уже и исправить детские ошибки.
USB-зарядка с Али примерно такая продержалась долго для китайской вещи: в районе 38 000 км (даже прикинуть количество циклов зарядки затруднительно) и умерла только в Боливии. Я не стал покупать ей замену и иногда подключал смартфон к банку питания, лежащему в нагрудном кармане мотокуртки.
Внешняя батарея (Powerbank) для смартфонов Mi Powerbank на 10 000 мАч. Очень лёгкая и умещается в нагрудном кармане.
Ноутбук для работы и всего, что удобнее делать на ноутбуке. В мягком китайском чехле и сверху в самодельном чехле из армированного полиэтилена (не рвётся), обклеенного армированным скотчем (не пропускает влагу). Выглядит отталкивающе, как бонус. Ноутбук ездил в верхней сумке, зажатый между мягкими палаткой и спальником длинным ребром вниз. Сумку я иногда швырял, один раз она выскользнула из под строп на серпантине и улетела, один раз на ней сверху сидел пассажир. В результате чего-то из перечисленного крышка ноутбука самую малость погнулась, на работу это не повлияло.
Фонарик Fenix Skillhunt H03 с Али. Работает на одном аккумуляторе 18650 и заряжает его через свой кабель от USB бортовой сети. А в случае чего 18650 заменяется двумя CR123 из магазина. Комбо? А вот нет, слабым звеном оказался именно свой кабель. Он сдох, и замены не нашлось, и CR123, кстати, в продаже не нашлось тоже. В общем, половину поездки я подсвечивал фонариком с телефона… В целом, сама идея фонаря-зарядника мне всё ещё кажется хорошей для мотопутешествия. Только во-первых, кабель должен быть microUSB, во-вторых, форм-фактор батареи должен предусматривать её широкую распространённость.
Скрутка с инструментами:
Скрутку возил в одной из сумок. Рожковые ключи и пара шестигранников, а также маленькая отвёртка из родного набора инструментов жили в своём отсеке на мотоцикле на случай, если понадобятся при езде выходного дня.
Электрический компрессор — это тема. Он не сильно тяжелее велонасоса, но объёмный. Читал, что некоторые вынимают его из пластикового корпуса и возят в виде мешочка с проводами. Я в России отрезал у него разъем 12V и припаял крокодилы для пущей универсальности. Тогда я, правда, не думал, что у моего мотоцикла батарея будет под сиденьем, а сиденье на двух болтах. А ещё ведь сумки сверху.
Самый простой мультиметр сначала с собой не возил. Но в Бразилии заподозрил проблему с реле-регулятором: надо было промерить, и а тестера ни у кого не нашлось. Купил свой, ну и не выкидывать же.
Жижи: WD40. Трансмиссионка для смазки цепи. Сначала смазывал цепь отработкой моторного масла, но трансмиссионкой можно ещё и пропитать воздушник при отсутствии специального спрея. Сам спрей сначала не таскал, просил пропитывать в мастерских, но там чаще глядят с удивлением: чем вас, дескать, сухой не устраивает. Проще иметь маленький баллончик.
Камеры, запасные рычаги, свеча, иногда масляный или воздушный фильтр (в тех странах, где не думал найти в продаже), кусок прозрачного шланга, замок и запасное звено цепи, армированный скотч (сила!). Надо бы вдобавок ступичный подшипник. Но я вечно забывал его купить, и странно, но судьба меня за это не покарала.
Вся одежда — трекинговая, и почти вся из Декатлона. Шмотки для outdoor идеальны, по-моему, для любого путешествия. Мало весят, не мнутся, легко отстирываются, легко отжимаются руками, быстро сохнут, скатанные в рулончики, занимают минимум места в багаже.
Тут я, где возможно, обходился вещами без приставки «мото» ввиду своей нелюбви к соотношению цена-качество-удобство мотовещей.
Шлем. Сначала Shoei Hornet DS. Дуал-спорт. 13 000 р. С ним меня большую часть дороги связывали отношения любви-ненависти. Он хорошо сидел на черепушке, за одним маленьким исключением: после четырёх часов езды начинало несильно давить на левое ухо. Поскольку больше шести часов в день я предпочитал не ехать, проблемы это не создало. С остальным сложнее. Застёжка через D-кольцо: толстые перчатки надо снимать. Есть козырёк, но чересчур короткий: от солнца спасает, если опускать подбородок. Козырёк крепится по бокам на два особенных пластиковых (!) винта, которые мне изначально доверия не внушили, и правильно. Первое падение шлема буквально после пары тысяч км (без моей в нём головы), и один из них ломается. Понятно, что взять такой же негде, а запасными шлем не комплектуется. Я ввинтил прямо в кусок винта, оставшийся в шлеме, маленький саморез. В целом, работало, но на особенно трясучих дорогах или при сильном ветре в этот бок козырёк слетал с самореза, и держался на двух оставшихся болтах. На 5 000 км пробега он так слетел, а потом порывом ветра выломало и верхний болт. Смахивало, натурально, на то, как на ходу тебя берут за голову и со всей дури дёргают в сторону. Я ещё какое-то время колхозными средствами пытался закрепить несчастный козырёк, но быстро плюнул и выбросил его. Дырку сверху заткнул штатной заглушкой, которая в свою очередь вылетела где-то на 10 000 км. Тогда замазал холодной сваркой. Шлем был чёрный и матовый: ясно, что худший выбор для длительной езды в принципе, так на нём ещё и малейшие царапины отлично видны. В общем, несчастный шлем приобрёл боевой вид, но это ещё не конец.
Дальше визор. В начале поездки он мог быть не только открыт и закрыт, но ещё и «открыт наполовину, защищая глаза» и «почти закрыт, но есть щель». Крепления расшатались довольно быстро: уже на 5 000 км пробега исчезло второе положение, ближе к 15 000 км — первое. В чилийской Патагонии, где всё баснословно дорого, одно из креплений визора сломалось окончательно. Визоров Shoei в продаже не было. Шлем по локальным ценам покупать не хотелось. Я обошёлся маской. Вот теперь шлем выглядел так, что я окончательно перестал за него беспокоиться и постоянно оставлял на зеркале. Мне приносили его обратно со словами: «у нас в стране ничего нельзя оставлять».
Путешествовать в шлеме с маской, на самом деле, не так плохо, как звучит. По жаре так даже приятно. Ветровик тогда у меня стоял удлинённый, до носа: он отсекал потоки ветра, поэтому шум не беспокоил. Вот по дождю приходится мучиться. Мне в целом очень повезло с погодой, но на дождливом юге Бразилии я стал задумываться о новом шлеме. Из экономных вариантов там только местное производство. Я объездил все магазины Флорианополиса, и единственный шлем, в котором было удобно, был верхней моделью линейки бразильской фирмы X11. И он стоил в районе 150 долларов. Голове комфортно на протяжении любого периода времени. Длинный козырёк на моих скоростях как минимум никак не мешает, а только помогает от солнца. Есть тёмные очки, которые я использовал только один раз (на Уюни, когда всё вокруг сверкало белизной), потому что козырёк покрывал мои нужды в солнцезащите. Быстрая застёжка, которую можно использовать в толстых перчатках. Вентиляция лучше. Наверное, он при этом шумнее, но не для того, кто катал в маске. Проездил я с ним только 15 000 км, но ничего не сломалось. Визор по-прежнему можно открывать наполовину или оставлять щель, чтобы не потел. Привёз с собой. Впечатление намного лучше, чем от хрупкого Shoei, который я так и не понял, для чего предназначен.
Мотокуртка Alpinestars Bogotá с флорентийской распродажи. Без подстёжек, вместо них флиска и дождевик.
Штаны Бекас из Сплава. Удобны накладными карманами, где можно возить документы, чтобы они всегда были при мне, и общей ходимостью.
Наколенники Leatt Dual Axis. Они вообще-то эндуро, но уж какие были. Эпик фейл. Я невысокий, а у мотоцикла подвески и большая сумка сзади, препятствующая перебросу ноги через сиденье. Согнуть ногу в колене тоже никак: наколенники жёсткие. Залезть на байк в них я мог только одним нелепым способом: повернуться к нему лицом и перекинуть ногу, чуть помогая себе руками. Чтобы слезть, надо было проделать тот же процесс в обратную сторону. В общем, я засунул наколенники в сумку и весь путь проделал без них, тщетно пытаясь продать их на каждой длительной остановке в городе. В следующий раз таки запасусь мотоштанами со встроенной защитой колен.
Перчатки, две пары. Одни лёгкие, сначала Alpinestars, потом бразильские X11. Вторые — утеплённые ветроизолированные Dainese Tempest, купленные вместе с курткой. У меня в них всё равно руки мёрзли. На левой перчатке есть дворник, это удобно. На указательном пальце правой — кожаная нашлёпка, чьё назначение я понял не вполне. Если она для токопроводимости, чтобы тыкать пальцем в телефон, то расположена не на той руке. Если для какого-то особенного чувства пальца на рычаге тормоза, то оба рычага в этих перчатках чувствуются постольку-поскольку. Возможно, так со всеми утеплёнными.
Горные ботинки Lowa Tibet GTX. Жёстче иных мотобот. Вообще, ботинки такого класса уже имеют ранты для кошек: это характеристика жёсткости. Было два падения на скорости за всё время: на 60 и 90 км/ч, и оба раза мотоцикл приземлился на ногу, выдержали. Не промокают, если вода не заливается в голенище. При езде в хороший дождь как раз заливается, и надо надевать гамаши. С гамашами до колена (также горно-туристическими) стопроцентная защита. В теории можно бродить речку, когда бы на практике любая речка не была выше колена. С гамашами возиться обычно была лень, приходилось себя заставлять. Мембрана работает в обе стороны, и если вода попадает в ботинки, начинается геморрой с сушкой газетами (греть мембранную обувь нельзя).
Дождевые куртка и штаны Marmot PreCip. Для мотоцикла и в целом, как дождевикна каждый день на всякий случай. Куртка ярко-зелёного цвета, с капюшоном (на мотоцикле надевал под шлем) покупалась в России по распродаже. Штаны с eBay. Штанины на целых молниях (Full Zip), то есть, теоритически разделяются на переднюю и заднюю половинки. Это важно, потому что нога в ботинке в штанину обычным способом не пролезает. А так расстегнул штанины снизу почти до пояса, просунул ноги, застегнул. Если штаны нужны были бы только для мотоцикла, посмотрел бы просто со штанинами пошире.
Протекали ли швы? Нет. Однако, это не мембранная одежда. Бывало, тело промокало от пота. Это странное ощущение, когда чувствуешь, что едешь, простите, в мокрых трусах, а когда снимаешь дождевые штаны, брюки под ними сухие.
Мембранные носки. Мой с ними первый опыт, и я в восторге. Всего два плюса: не воняют и не порвались. Но в этом-то их суть. Определённо, раньше я недооценивал важность отсутствия запаха у вещей, в которых проводишь недели вне цивилизации.
Документы в таком же, как у ноутбука, непромокаемом чехольчике.
Маленький 15-литровый рюкзак для городского использования как дамская сумочка на каждый день.
35-литровый рюкзак для мультидневных трекингов.
Термос, сначала привезенный Tramp на 0.5л. Объем маловат, на мотоцикле можно и побольше возить. Потом в него прилетело камнем и смяло бок. Колбы соприкоснулись, и тепло стало уходить. Заменил его на Quechua 0.7л из Декатлона. И в него тоже прилетело камнем. Но только в основание. Вообще Quechua хрупкий даже на ощупь, я купил только потому, что вариантов не было.
Пластиковый контейнер с мелочами: швейные принадлежности, резинки, заплаты, шкурка, клей, клей по металлу, сим-карты разных стран.
Аптечка.
Мешочек с гигиеническими принадлежностями и полотенце из микрофибры, сначала из Сплава (без нареканий), потом поочередно два декатлоновских (стоит один раз не просушить, и ужасно воняют до следующей стирки с мылом).
Спасибо за внимание, надеюсь, было длинно и занудно. :)
Там, где озвучиваются модели и марки, ссылки ведут либо на официальные сайты, либо на интернет-площадки (не на конкретного продавца, а просто на модель). Много вещей, которые я бы не брал для короткой вылазки, но у меня была как бы жизнь в дороге. Бóльшая часть снаряжения служила как для мотоцикла, так и просто для быта.
Бивуак
Китайская палатка Tramp Bike 2 была моим верным компаньоном на протяжении пяти лет до путешествия. Позиционируется производителем как экспедиционная: для ветров, ливней, снегов, града, смешанного с кровью, и т.п. С этой точки зрения я и буду её рассматривать. Я покупал её тогда за 5 000 р, сейчас, судя по Я.Маркету, стоит в районе 7 000 р.
Пробег. Обычно около 30 ночёвок в год: отпуск в горах (от +20 до -7 примерно, ветер, затяжные дожди, ледник, один раз снежная гроза) + мелкие выезды куда-нибудь на выходные (лесные полянки). За 4 года (потому что пятое лето как раз и было на подготовку) получаем 120 ночёвок. За эту поездку набралось ещё 150-160 (от +25 до -3 примерно, полянки, кемпинги, степи, пустыни, высокогорные плато, сильный ветер, тропический ливень). Итого, 270 ночёвок в одной палатке. Я считаю, свою цену отбила с лихвой.
Если интересует подробный обзор с замерами, завесами и множеством фото, то вот, нашёл хороший с опытом эксплуатации. Хороший, потому что я согласен почти со всеми плюсами и минусами, выписанными автором. В любом случае, далее я вкратце коснусь как её достоинств, так и недостатков.
Палатка заявлена как двухместная, с чем я категорически не согласен. У меня был опыт пары совместных ночёвок, и я не готов его повторить. Места как раз на одного человека, вещи и кухню. Тамбур кажется большим, но определённый процент места съедает «голова» палатки, т.к. передняя стенка не вертикальная, а под углом. Я в тамбуре почти ничего не держал.
Палатка имеет туннельную конструкцию, так называемая «полубочка», когда дуги стоят параллельно, а не крест-накрест. Такой вид палаток — несвободностоящий: для постановки необходимо закрепить или дно, или тент. Это, наверное, пугает людей, потому что в русскоязычном интернете бродит куча мифов. Ставить-де её одному сложно, растягивать надо десятком оттяжек, а не то упадёт, а ещё они очень тяжёлые, и т.д. Эта палатка весит в районе 2.2 кг, что считается достойным весом даже по походным меркам. Растягивать надо любую палатку. Конкретно полубочка растягивается минимум четырьмя точками по периметру. Постановка в одно лицо занимала у меня пять минут. Палатка бросается на землю, при сильном ветре я сажусь сверху. Дно растягивается и крепится четырьмя колышками, при сильном ветре — шестью или всеми восемью. В карманы палатки продеваются дуги. Продеваются легко, без сопротивления. Палатка встаёт и начинает парусить, но уже никуда не улетает. Наружный тент крепится на две липучки Velcro, и с этого момента тоже не улетает. Можно не торопясь продевать дуги в люверсы тента и натягивать его. Всё. Она не стоит сама, это да. Чтобы переставить, надо проделать всё в обратном порядке. Но обычно место под стоянку выбирается один раз. А как быть с жёстким грунтом, если колышки вообще нельзя воткнуть? Из опыта эксплуатации: при наличии минимум четырёх обычных Г-образных кольев для жёсткого грунта и четырёх комплектных Y-образных для песка/снега палатка встанет везде. В своём худшем случае я воткнул по диагонали два Г-образных кола, а другие два угла прижал камнями. Если бы дело было не в потёмках, можно было бы привязать верёвочки, чтобы сделать нормальные оттяжки камнями. Впрочем, у меня стабильно пару раз за год бывала ситуация, когда я предпочёл бы свободностоящую палатку. Обычно когда в ветреных местах встречаю какую-нибудь развалину здания и думаю, ага, сейчас я внутри встану и буду как в домике… а потом захожу и вижу внутри бетонный пол. Зачем я, собственно, это накатал: если на горизонте появляется возможность купить полубочку, которая устраивает по всем остальным параметрам, то бояться не стоит. Надо просто быть готовым к специфике. Сам из интереса следующую палатку буду смотреть свободностоящую, ради того, чтобы сравнить.
Вот, кстати, пример той самой кривой постановки впотьмах на жёстком грунте
То, что вытекает из конструкции: ветроустойчивость. При постановке палатки по ветру очень хорошая. Но, как я это выяснил при стоянках в пустынях, ветер не всегда дует с одной стороны. Да он при определённом рельефе вообще может быть «с нескольких сторон». И вот если он резко меняется и дует в бок палатки, бок будет прогибаться внутрь.
Водоустойчивость 8 000 мм [водяного столба] у палатки, 10 000 — у дна. Это неправдоподобно много. Впрочем, ни разу не получилось ни промокнуть, ни проснуться в луже (в том числе, и когда лужа образовывалась вокруг палатки).
Дуги у данной Tramp внутренние, то есть, в палатке. В жаркую погоду это плюс, даёт возможность поставить отдельно внутрянку без тента. В дождь это минус: пока ставишь внутрянку, на дне образуется лужа, которую надо потом чем-то вытирать. Бывают палатки с наружными дугами в тенте, тут плюс и минус меняются местами. Сами дуги прочные и ни разу не ломались.
Колышки в комплекте лёгкие, Y-образные. Надо часть оставлять и брать обычные прутки. Комплектные колышки очень, очень легко гнутся. Это можно минимизировать, используя Г-образные на жёстком грунте.
Есть штормовая юбка, которую можно подвернуть, когда не нужна. Для меня это однозначный плюс. На неё набрасывается песок/камни/снег, становится ощутимо теплее, и повышается устойчивость при порывах ветра. В пустынях/полупустынях, где есть песок, он не прилетает в палатку.
Молния входа на наружном тенте. Самый неприятный минус. При хорошем натяжении тента надо следить, чтобы молния не перескочила назад, за дугу. В противном случае закрыть её изнутри будет сложно. Уже ближе к концу путешествия я дёргал язычок изнутри и порвал тент вдоль молнии. Внахлёст заклеить не получалось, пришлось клеить армированным скотчем встык. На фото выше красный скотч хорошо видно.
За тринадцать месяцев она порядком износилась. По очереди разошлись все молнии, и я заменил собачки. Чехол порвался. На дне появилось несколько дырок, залатанных заплатками из ремнабора. Палатка, несмотря на пиратский вид, всё ещё служила назначению, но в сложные погодные условия я бы её уже не брал. При отлёте из Сантьяго оставил её другому человеку. Вердикт: надёжная штормовая палатка за небольшую цену (а на вторичном рынке за совсем маленькую цену), но с рядом неудобств. Если вы — одиночка, нужна палатка для пампасов, и вы готовы ради надёжности мириться с недостатками, я бы рекомендовал. Для цивилизованного туризма, думаю, за ту же цену найдётся что-то на двоих с лучшей обитаемостью.
Без тента
Спальник Marmot Trestles Eco 20 у меня уже был, сходил с ним пару походов. Плюс: с противоположной стороны от основной молнии располагается мелкая вспомогательная (в тёплую погоду её можно расстегнуть, и создаётся впечатление «одеяла»). Минус: под основную молнию вечно залезает ткань спальника. Комфортная температура — это очень индивидуально. Я мерзлявый и в околонулевую температуру спал в нем в термобелье, флиске и теплых носках.
Надувной коврик. Раньше я был сторонником ижевских карематов, потому что «я положу ковёр на острый камень и проколю». Потом в моей жизни появился мотоцикл, и я решил под первый ванильный дальняк по Европе купить в Сплаве надувной коврик толщиной 3 см. Что ему будет-то на газоне в кемпинге. Ему действительно ничего не было, а вот я конкретно подсел на комфорт. Но хотелось бoльшей толщины. Заказал с eBay Therm-a-rest NeoAir Trekker толщиной 6.4 см. Весит полкило. В сложенном виде рулон 23 x 11 см. Крупным людям, возможно, не подойдет, т.к. довольно узкий.
Опыт крайне положительный: спалось комфортнее, чем на ином матрасе. Карематы мне теперь в кошмарах будут сниться. Они занимают неприличное количество места при перевозке, плохо изолируют от холода, жёстко на них, наконец. Мне за всю дорогу так и не удалось неудачно положить ковер ни на острый камень, ни на сучок, ни на что там ещё, хотя возможностей было предостаточно. Всё-таки я его проколол, уронив нож, которым намазывал бутерброд. Поставил заплатку, но не совсем удачно, и где-то с неделю он под моим весом сдувался. Так вот, из проколотого ковра воздух не выходит моментально, как из шарика. Засыпаешь на надутом, а просыпаясь утром на подсдутом, понимаешь, что лежать всё равно мягче, чем на ижевской пенке. Заплатку, естественно, потом переклеил.
Газовая горелка, купленная несколько лет назад в Непале. Обычная горелка со шлангом под резьбовой клапан баллона, так называемый Lindal. Экрана против ветра у меня нет, потому что я всегда готовлю в палатке, прямо рядом со спальным местом.
В самолёт меня бы с газом не пустили, и я как-то был уверен, что купить резьбовые баллоны можно в любой стране мира… Ага, как же. В Колумбии их нет вообще. В принципе outdoor-индустрия в Колумбии развита слабо, но цанговые баллоны повсеместно продаются в хозяйственных магазинах. Я попытался найти переходник с резьбового на цанговый, но тщетно. Так и ездил до самого Эквадора без горячего чая. Лучше бы я задумался об этом в России и купил бы заранее переходник.
Про горелки, надевающиеся прямо на баллон сверху. У них есть пара недостатков. Бывает, ножки, на которые ставится посуда, слишком маленькие, и это неудобно. Лучше при покупке пробовать прямо с посудой. Если баллон заканчивается, на шланговой его можно положить набок или перевернуть и «выдоить» до конца, на бесшланговой — нет. Конструкция «кастрюля на горелке на баллоне» не очень устойчива и требует ровной площадки. Впрочем, один мой знакомый использует пластиковый ободок с тремя ножками, одевающийся на низ баллона. Получается вполне надёжно, на таком я бы в палатке готовил спокойно. Последнее «но» касается опять-таки типа баллона. Если удалось достать только цанговый баллон, то он скорее всего будет другого размера: узкий и высокий, с меньшим диаметром дна. Насадить на такой горелку не получится. Короче, я за шланговые.
Посуда: кастрюлька и сковородка на одного человека, купленные вместе с горелкой. А также половинка универсального инструмента (раскладные вилка-открывашка-консервный ключ-штопор), купленного б/у на Авито за копейки. Нож отдельно маленький кухонный из Икеи, жил в скрутке с инструментами и использовался для всех хозяйственных нужд.
Электроника
Смартфон-навигатор Sony Xperia Z3 Compact (хорошая максимальная яркость экрана, своя заявленная водостойкость, Android) в ударопрочном чехле с Али (защита при падении, матовое стекло снижает нагрев экрана в жару, плюс я заклеил все дырки для повышения водостойкости). Навигация — его единственная функция; чтобы сидеть в телефоне, у меня был другой аппарат. Я разделил обязанности между смартфонами, чтобы исключить вариант с падением/потерей/кражей моего основного аппарата, но в то же время, если что-то случится с основным, я смогу использовать для связи навигационный. Ну и батарею основного поберечь.
Показал себя молодцом всю дорогу. В Перу примерно на 10 000 км с начала путешествия смартфон вылетел из крепления после попадания колесом в колдобину на крейсерской, и искал я его минут двадцать, не меньше. Сильно помог ярко-жёлтый цвет чехла. Выглядел он тогда так:
Смартфон не пострадал. Чехол погнулся, и на одном углу его пришлось стянуть жгутиком. Стекло чехла разбилось, и замену я ему не нашёл. То, что продавалось в сотовых ларьках, было предназначено для наклеивания непосредственно на аппарат и приводило к слабой реакции тачскрина и понижению яркости экрана. Так и ездил. В сильную жару на солнце экран без стекла раскалялся, тач начинал тупить, и телефон отправлялся в карман. Дождь переносил нормально. Я блокировал экран, чтобы от капель тач не срабатывал. Но в сильный ливень на всякий случай аппарат снимал.
Заряжал сначала через магнитный USB-кабель, и это бывало геморно, потому что на трясучих дорогах он отходил. Где-то на 25 000 км поездки я забыл магнитный шнурок на стоянке и заряжал уже через обыкновенный. Стало намного лучше. USB-порт не расшатался и не умер, вопреки опасениям.
Смартфон для всего остального. У привезённого с собой после 30 000 км окончательно умер сенсор экрана, и какое-то время до покупки нового использовал тот, что для навигации.
Крепление для смартфона-навигатора RAM Mounts X-Grip. Изначально планировал обойтись китайской репликой, но уже не было времени заказывать, а продавцы в Москве делали такую наценку, что я просто из принципа не стал бы у них брать. Состоит X-Grip из собственно держателя телефона: крестообразной платформы с четырьмя резиновыми набалдашниками (платформы бывают разных размеров, важно выбрать под свой телефон), крепления на мотоцикл (у меня струбцина на траверсу руля) и плеча между ними (можно выбирать из нескольких длин). Плечо у меня было самое короткое, и то больше вредило. Смартфон в моем монструозном чехле тяжёлый, а вибраций на руле одногоршкового байка при прохвате по камушкам, скажем так, хватает. При тряске возможен вылет аппарата. Поэтому X-Grip комплектуется страховочной резинкой, которую надо зацеплять за углы смартфона. У меня, кстати, вылет был два раза, оба — без резинки.
Крепление на траверсу в виде струбцины с винтом я выбрал, чтобы можно было быстро снять-надеть X-Grip, потому что вначале боялся, что оставлю на руле, а его украдут. Очень быстро
Резиновые набалдашники советуют сразу после покупки снять, залить туда клей и надеть обратно. Я сего не сделал, потому растерял их по дороге. Слетают они при вынимании смартфона только так. Голые металлические «пальцы» обматывал изолентой. Держит от этого не хуже, тут скорее вопрос эстетики. Страховочная резинка лопнула где-то на 18 000 км поездки. Искал кусок резины, чтобы вырезать ей замену, но кусок подходящей толщины и эластичности не нашёлся. Примерно тогда же на гравийке платформа просто отломилась. Разъём-шарик остался в плече, на фото видно.
Винтиком, завалявшимся в хозяйстве, прикрутил её обратно к шарику, залил туда же клея для верности и проехал ещё 10 000 км. Винтик сломался. Тогда я совсем снял удлиняющее плечо, снял шарик со струбцины (он вывинчивается отверткой) и прикрепил платформу к струбцине напрямую новым винтом. И все. Больше с держателем никаких проблем не было. И страховочная резинка оказалась не нужна. Я сделал дополнительную страховку смартфона репшнуром и карабинчиком к траверсе руля, но он и не делал попыток вылететь, потому что вибраций испытывал намного меньше. Честно говоря, я не понял, почему RAM «из коробки» не сделает возможность обходиться без плеча. Крепление планирую оставить и использовать в дальнейшем, заменив изоленту на «пальцах» на обрезки резиновой трубки. Главное, держит хорошо. Если что-то случится с этим креплением, буду пробовать китайское. За те деньги, что просит RAM, можно уже и исправить детские ошибки.
USB-зарядка с Али примерно такая продержалась долго для китайской вещи: в районе 38 000 км (даже прикинуть количество циклов зарядки затруднительно) и умерла только в Боливии. Я не стал покупать ей замену и иногда подключал смартфон к банку питания, лежащему в нагрудном кармане мотокуртки.
Внешняя батарея (Powerbank) для смартфонов Mi Powerbank на 10 000 мАч. Очень лёгкая и умещается в нагрудном кармане.
Ноутбук для работы и всего, что удобнее делать на ноутбуке. В мягком китайском чехле и сверху в самодельном чехле из армированного полиэтилена (не рвётся), обклеенного армированным скотчем (не пропускает влагу). Выглядит отталкивающе, как бонус. Ноутбук ездил в верхней сумке, зажатый между мягкими палаткой и спальником длинным ребром вниз. Сумку я иногда швырял, один раз она выскользнула из под строп на серпантине и улетела, один раз на ней сверху сидел пассажир. В результате чего-то из перечисленного крышка ноутбука самую малость погнулась, на работу это не повлияло.
Фонарик Fenix Skillhunt H03 с Али. Работает на одном аккумуляторе 18650 и заряжает его через свой кабель от USB бортовой сети. А в случае чего 18650 заменяется двумя CR123 из магазина. Комбо? А вот нет, слабым звеном оказался именно свой кабель. Он сдох, и замены не нашлось, и CR123, кстати, в продаже не нашлось тоже. В общем, половину поездки я подсвечивал фонариком с телефона… В целом, сама идея фонаря-зарядника мне всё ещё кажется хорошей для мотопутешествия. Только во-первых, кабель должен быть microUSB, во-вторых, форм-фактор батареи должен предусматривать её широкую распространённость.
Ремонт и обслуживание
Скрутка с инструментами:
- маленькие плоскогубцы,
- нож,
- трещотка 1/4",
- отвёртка 1/4" (ей можно удлинить трещотку),
- неудобные монтажки,
- кусочек проволоки, жгутики, поксилин, он же холодная сварка (по частоте использования занял почётное второе место после армированного скотча),
- вороток 1/2" с головками 19 и 24 для ослабления гаек колёсных осей и
самозащитылюбых силовых операций,. Зверски тяжёлый. Но я, к сожалению, не справлялся без длинного рычага. - головка на 12 под 1/2" для ослабления сливного болта. Я его сильно не закручивал, но к моменту очередной замены масла он закручивался намертво сам. Магия.
- свечник,
- головки 1/4" в чехле от зубной щётки.
Скрутку возил в одной из сумок. Рожковые ключи и пара шестигранников, а также маленькая отвёртка из родного набора инструментов жили в своём отсеке на мотоцикле на случай, если понадобятся при езде выходного дня.
Электрический компрессор — это тема. Он не сильно тяжелее велонасоса, но объёмный. Читал, что некоторые вынимают его из пластикового корпуса и возят в виде мешочка с проводами. Я в России отрезал у него разъем 12V и припаял крокодилы для пущей универсальности. Тогда я, правда, не думал, что у моего мотоцикла батарея будет под сиденьем, а сиденье на двух болтах. А ещё ведь сумки сверху.
Самый простой мультиметр сначала с собой не возил. Но в Бразилии заподозрил проблему с реле-регулятором: надо было промерить, и а тестера ни у кого не нашлось. Купил свой, ну и не выкидывать же.
Жижи: WD40. Трансмиссионка для смазки цепи. Сначала смазывал цепь отработкой моторного масла, но трансмиссионкой можно ещё и пропитать воздушник при отсутствии специального спрея. Сам спрей сначала не таскал, просил пропитывать в мастерских, но там чаще глядят с удивлением: чем вас, дескать, сухой не устраивает. Проще иметь маленький баллончик.
Камеры, запасные рычаги, свеча, иногда масляный или воздушный фильтр (в тех странах, где не думал найти в продаже), кусок прозрачного шланга, замок и запасное звено цепи, армированный скотч (сила!). Надо бы вдобавок ступичный подшипник. Но я вечно забывал его купить, и странно, но судьба меня за это не покарала.
Одежда
Вся одежда — трекинговая, и почти вся из Декатлона. Шмотки для outdoor идеальны, по-моему, для любого путешествия. Мало весят, не мнутся, легко отстирываются, легко отжимаются руками, быстро сохнут, скатанные в рулончики, занимают минимум места в багаже.
Мотоэкипировка
Тут я, где возможно, обходился вещами без приставки «мото» ввиду своей нелюбви к соотношению цена-качество-удобство мотовещей.
Шлем. Сначала Shoei Hornet DS. Дуал-спорт. 13 000 р. С ним меня большую часть дороги связывали отношения любви-ненависти. Он хорошо сидел на черепушке, за одним маленьким исключением: после четырёх часов езды начинало несильно давить на левое ухо. Поскольку больше шести часов в день я предпочитал не ехать, проблемы это не создало. С остальным сложнее. Застёжка через D-кольцо: толстые перчатки надо снимать. Есть козырёк, но чересчур короткий: от солнца спасает, если опускать подбородок. Козырёк крепится по бокам на два особенных пластиковых (!) винта, которые мне изначально доверия не внушили, и правильно. Первое падение шлема буквально после пары тысяч км (без моей в нём головы), и один из них ломается. Понятно, что взять такой же негде, а запасными шлем не комплектуется. Я ввинтил прямо в кусок винта, оставшийся в шлеме, маленький саморез. В целом, работало, но на особенно трясучих дорогах или при сильном ветре в этот бок козырёк слетал с самореза, и держался на двух оставшихся болтах. На 5 000 км пробега он так слетел, а потом порывом ветра выломало и верхний болт. Смахивало, натурально, на то, как на ходу тебя берут за голову и со всей дури дёргают в сторону. Я ещё какое-то время колхозными средствами пытался закрепить несчастный козырёк, но быстро плюнул и выбросил его. Дырку сверху заткнул штатной заглушкой, которая в свою очередь вылетела где-то на 10 000 км. Тогда замазал холодной сваркой. Шлем был чёрный и матовый: ясно, что худший выбор для длительной езды в принципе, так на нём ещё и малейшие царапины отлично видны. В общем, несчастный шлем приобрёл боевой вид, но это ещё не конец.
Дальше визор. В начале поездки он мог быть не только открыт и закрыт, но ещё и «открыт наполовину, защищая глаза» и «почти закрыт, но есть щель». Крепления расшатались довольно быстро: уже на 5 000 км пробега исчезло второе положение, ближе к 15 000 км — первое. В чилийской Патагонии, где всё баснословно дорого, одно из креплений визора сломалось окончательно. Визоров Shoei в продаже не было. Шлем по локальным ценам покупать не хотелось. Я обошёлся маской. Вот теперь шлем выглядел так, что я окончательно перестал за него беспокоиться и постоянно оставлял на зеркале. Мне приносили его обратно со словами: «у нас в стране ничего нельзя оставлять».
Путешествовать в шлеме с маской, на самом деле, не так плохо, как звучит. По жаре так даже приятно. Ветровик тогда у меня стоял удлинённый, до носа: он отсекал потоки ветра, поэтому шум не беспокоил. Вот по дождю приходится мучиться. Мне в целом очень повезло с погодой, но на дождливом юге Бразилии я стал задумываться о новом шлеме. Из экономных вариантов там только местное производство. Я объездил все магазины Флорианополиса, и единственный шлем, в котором было удобно, был верхней моделью линейки бразильской фирмы X11. И он стоил в районе 150 долларов. Голове комфортно на протяжении любого периода времени. Длинный козырёк на моих скоростях как минимум никак не мешает, а только помогает от солнца. Есть тёмные очки, которые я использовал только один раз (на Уюни, когда всё вокруг сверкало белизной), потому что козырёк покрывал мои нужды в солнцезащите. Быстрая застёжка, которую можно использовать в толстых перчатках. Вентиляция лучше. Наверное, он при этом шумнее, но не для того, кто катал в маске. Проездил я с ним только 15 000 км, но ничего не сломалось. Визор по-прежнему можно открывать наполовину или оставлять щель, чтобы не потел. Привёз с собой. Впечатление намного лучше, чем от хрупкого Shoei, который я так и не понял, для чего предназначен.
Мотокуртка Alpinestars Bogotá с флорентийской распродажи. Без подстёжек, вместо них флиска и дождевик.
Штаны Бекас из Сплава. Удобны накладными карманами, где можно возить документы, чтобы они всегда были при мне, и общей ходимостью.
Наколенники Leatt Dual Axis. Они вообще-то эндуро, но уж какие были. Эпик фейл. Я невысокий, а у мотоцикла подвески и большая сумка сзади, препятствующая перебросу ноги через сиденье. Согнуть ногу в колене тоже никак: наколенники жёсткие. Залезть на байк в них я мог только одним нелепым способом: повернуться к нему лицом и перекинуть ногу, чуть помогая себе руками. Чтобы слезть, надо было проделать тот же процесс в обратную сторону. В общем, я засунул наколенники в сумку и весь путь проделал без них, тщетно пытаясь продать их на каждой длительной остановке в городе. В следующий раз таки запасусь мотоштанами со встроенной защитой колен.
Перчатки, две пары. Одни лёгкие, сначала Alpinestars, потом бразильские X11. Вторые — утеплённые ветроизолированные Dainese Tempest, купленные вместе с курткой. У меня в них всё равно руки мёрзли. На левой перчатке есть дворник, это удобно. На указательном пальце правой — кожаная нашлёпка, чьё назначение я понял не вполне. Если она для токопроводимости, чтобы тыкать пальцем в телефон, то расположена не на той руке. Если для какого-то особенного чувства пальца на рычаге тормоза, то оба рычага в этих перчатках чувствуются постольку-поскольку. Возможно, так со всеми утеплёнными.
Горные ботинки Lowa Tibet GTX. Жёстче иных мотобот. Вообще, ботинки такого класса уже имеют ранты для кошек: это характеристика жёсткости. Было два падения на скорости за всё время: на 60 и 90 км/ч, и оба раза мотоцикл приземлился на ногу, выдержали. Не промокают, если вода не заливается в голенище. При езде в хороший дождь как раз заливается, и надо надевать гамаши. С гамашами до колена (также горно-туристическими) стопроцентная защита. В теории можно бродить речку, когда бы на практике любая речка не была выше колена. С гамашами возиться обычно была лень, приходилось себя заставлять. Мембрана работает в обе стороны, и если вода попадает в ботинки, начинается геморрой с сушкой газетами (греть мембранную обувь нельзя).
Дождевые куртка и штаны Marmot PreCip. Для мотоцикла и в целом, как дождевик
Протекали ли швы? Нет. Однако, это не мембранная одежда. Бывало, тело промокало от пота. Это странное ощущение, когда чувствуешь, что едешь, простите, в мокрых трусах, а когда снимаешь дождевые штаны, брюки под ними сухие.
Мембранные носки. Мой с ними первый опыт, и я в восторге. Всего два плюса: не воняют и не порвались. Но в этом-то их суть. Определённо, раньше я недооценивал важность отсутствия запаха у вещей, в которых проводишь недели вне цивилизации.
Прочее
Документы в таком же, как у ноутбука, непромокаемом чехольчике.
Маленький 15-литровый рюкзак для городского использования как дамская сумочка на каждый день.
35-литровый рюкзак для мультидневных трекингов.
Термос, сначала привезенный Tramp на 0.5л. Объем маловат, на мотоцикле можно и побольше возить. Потом в него прилетело камнем и смяло бок. Колбы соприкоснулись, и тепло стало уходить. Заменил его на Quechua 0.7л из Декатлона. И в него тоже прилетело камнем. Но только в основание. Вообще Quechua хрупкий даже на ощупь, я купил только потому, что вариантов не было.
Пластиковый контейнер с мелочами: швейные принадлежности, резинки, заплаты, шкурка, клей, клей по металлу, сим-карты разных стран.
Аптечка.
Мешочек с гигиеническими принадлежностями и полотенце из микрофибры, сначала из Сплава (без нареканий), потом поочередно два декатлоновских (стоит один раз не просушить, и ужасно воняют до следующей стирки с мылом).
Спасибо за внимание, надеюсь, было длинно и занудно. :)
- korsun
- Кирилл
- 20 января 2020 в 17:04
- 7
- ?
- kislorodin
- 20 января 2020 в 17:19
- ↓
Не налегайте на бесплатную коку (в каждом баре стоит на стойке огромная стеклянная чаша). Отходняки дикие.
У меня вот комментарий совершенно не по мототеме по поводу фонарика, ну во первых я бы не рискнул брать как фонарь Skillhunt H03 в мотопутешествие :), у предыдущей модели H02 были проблема с вибро-ударо прочностью, там 2 платы были соединены под 90 градусов, и от вибраций хреновая китайская пайка разваливалась и фонарь прекращал работать, чаще всего получалось так, в H03 эту проблему решить пытались, но на фонарёвке проскакивали отзывы, что частота проблемы упала, но она сохранилась, что касается формфактора фонарик и зарядка 2 в 1 — ооочень спорное решение, более менее приличная зарядка + она же может работать как резервный powerbank на случай атомной войны — www.fasttech.com/p/1137904 стоит 300 рублей. А так взял с собой запасной аккумулятор в самой зарядке и всё проблема решена. Фонари с встроенным ЗУ обычно больше тяжелее( на бошке носить не очень удобно ) дороже и чаще ломаются тупо, из за более сложной электроники, ну и бывает попадаются еще как в этом случае с своим кабелем. Понимаю что фонарик уже есть, но вот такую вот зарядку приобрести строго рекомендую как и запасной аккумулятор. Также советую обратить внимание, на качество самих аккумуляторов :) Простите 2е хобби возится с фонариками и их электроникой.
Да у меня полпоста не по мототеме :)
Штуковина по ссылке интересная, спасибо. С фонарями у меня вечная невезуха. До этого был Zebralight, на максимумальной яркости заряд батареи очень быстро высасывал, а на более экономных режимах светил субъективно хуже диодника из перехода метро. Они оба, имхо, тяжелые для ношения на голове. Я цеплял Скиллхант на грудь клипсой (тем более, что родная его налобная резинка странновато сделана), а в палатке — наверх на карабинчик.
В таком путешествии фонарь, как выяснилось, мне нужен не особо. Если стоянка не дикая, свет есть. Если дикая, ставлюсь до темноты и особо не свечу, чтобы гости не пришли. Если был уверен, что людей вокруг нет, тогда подсвечивал телефоном. При готовке было неудобно, но терпимо. Да и в целом, я засыпал с наступлением темноты и просыпался с рассветом.
При покупке я хотел уйти от олд-стайл фонарей на АА или ААА элементах, когда приходится возить запасные батарейки, и увеличивается размер фонаря. Но, увы, подтвердилось противоположное мнение: если что-то пойдет не так, то в ближайшем сельмаге (в России или в Перу, неважно) найдутся только АА-ААА и пара таблеток. Чтобы купить тот же 18650, придется очень постараться. Фонаря у меня этого уже нет, а следующий планирую брать обязательно совместимый с АА или ААА + легкий. Если есть рекомендации, охотно прислушаюсь :)
Штуковина по ссылке интересная, спасибо. С фонарями у меня вечная невезуха. До этого был Zebralight, на максимумальной яркости заряд батареи очень быстро высасывал, а на более экономных режимах светил субъективно хуже диодника из перехода метро. Они оба, имхо, тяжелые для ношения на голове. Я цеплял Скиллхант на грудь клипсой (тем более, что родная его налобная резинка странновато сделана), а в палатке — наверх на карабинчик.
В таком путешествии фонарь, как выяснилось, мне нужен не особо. Если стоянка не дикая, свет есть. Если дикая, ставлюсь до темноты и особо не свечу, чтобы гости не пришли. Если был уверен, что людей вокруг нет, тогда подсвечивал телефоном. При готовке было неудобно, но терпимо. Да и в целом, я засыпал с наступлением темноты и просыпался с рассветом.
При покупке я хотел уйти от олд-стайл фонарей на АА или ААА элементах, когда приходится возить запасные батарейки, и увеличивается размер фонаря. Но, увы, подтвердилось противоположное мнение: если что-то пойдет не так, то в ближайшем сельмаге (в России или в Перу, неважно) найдутся только АА-ААА и пара таблеток. Чтобы купить тот же 18650, придется очень постараться. Фонаря у меня этого уже нет, а следующий планирую брать обязательно совместимый с АА или ААА + легкий. Если есть рекомендации, охотно прислушаюсь :)
Предельно удивлён комментарию про Зебры :) Cреди маньяков фонарёвцев они чуть ли не икона :). Она тоже на 18650 была?.. Модельку случайно не помните? Тут есть только 3 варианта: 1) была выбрана неверная модель, (например нам нужен классический кемпингово ремонтный фонарь, без необходимости светить вдаль, в таком случае берётся фонарь с максимально равномерной и широкой засветкой, вблизи работать руками одно удовольствие, но больше чем метров на 25-30 метров на максималке не свитит, или другая крайность фонарь с яркой точкой в центре, таким удобно чуть ли не как мотофарой пользоватся, но на близких расстояниях из за слабой боковой застветки и слепящего пятна им пользоватся неудобно) 2) Плохие аккумуляторы, не знаю где брали свои, но из китая часто приходит черти что, но не то что нужно. 3) Брак, но в таком случае фонарь должен был греться как сумасшедший (аж обжигать). И да любой фонарь современный фонарь на 1 18650 в максимальном режиме высаживает хороший аккумулятор 18650 примерно за 2-2.5 часа, выдавая около 1000 люменов люменов света( многие производители хитрят, пишут и большие цифры максимального режима 1500-1800, но по факту, в этом режиме фонарь проработает проработает минуты 2, а потом скатится к ~ 900-1000 иначе он тупо расплавится, если мы говорим о налобниках), но это именно максимальный режим, в рабочих режимах фонарик работает около 8-12 часов ( в зависимости от того какую производитель поставил яркость на средний режим) + у той же зебры, можно настраивать режима макс средний минимальный по якрости как удобно. На тему универсальности да лучше пальчиков/мезинцев ничего не придумано. Всё остальное надо где-то искать, но надо учитывать что по ёмкости один нормальный 18650 ~ равен 6ти пальчиковым батарейкам. Я всегда езжу с одим аккумуляторов в фонаре одним в зарядке прозапас. Это около 20 часов нормального освещения, с возможностью презарядки. Краткий ликбез по фонарям окончил :) Под АА/ААА сразу в голову ничего не приходит из прям нормального, вспомню напишу.
А, нет, я вам соврал, зебра была на одном АА. Дело было лет 6 назад, а внешне форм-фактор напоминает скиллхант, вот у меня и спуталось. Модель точно не вспомню.
Я всегда езжу с одим аккумуляторов в фонаре одним в зарядке прозапас.Вы так же зависите от зарядки, как я зависел от кабеля скиллхант. Если сломается — не знаю, как в России — в большинстве южноамериканских стран такой в продаже нет, там 18650 сами по себе редкость. Если б ваш фонарь в качестве отката мог принимать сколько-нибудь АА(А), был бы бронебойным решением. Но это бы увеличило его габариты. Возможно, существует подобная вашей компактная зарядка для ААА, и в таком случае мне можно бы взять лёгкий petzl. Я пока не задумывался на эту тему, на самом деле
- danila1271
- 21 января 2020 в 12:39
- ↓
Очень хорошо, серьёзный подход во всём!
Если не секрет, какой род деятельности? Работал в южноамериканских кущах с ноутбука, программист?
И про эксплуатацию мотоцикла, поломки, проколы… Интересно!
Если не секрет, какой род деятельности? Работал в южноамериканских кущах с ноутбука, программист?
И про эксплуатацию мотоцикла, поломки, проколы… Интересно!
Далеко не во всём, но спасибо.
Да, я фронтенд-разработчик. Иногда с прошлой работы скидывают что-то на аутсорс.
Поломки были мелкие и механические. Страдала цепь, видимо, из-за постоянной пыли и редкой мойки (смазывал регулярно): появлялось неравномерное натяжение, цепь начинала звякать, и с этого момента оставалось километров 500-1000 до того, как цепь начнет подъедать переднюю звезду. Я это выяснил экспериментально, сточив ведущую звезду почти в ноль. С тех пор возил с собой подуставшую запасную, и она таки пригодилась, как то ружье, которое обязательно выстрелит. В целом, за 45 000 убил три комплекта цепь-звезды (11-12 000 ходимость, это мало). Потом стал перед каждой смазкой чистить цепь WDшкой, по ощущениям стало лучше.
В Патагонии менял масло, сорвал резьбу сливного отверстия. Залепил болт холодной сваркой, залил полусинтетику, 4-5 000 проехал на ней до Буэнос-Айреса, где мастер нарезал новую резьбу.
На 30 000 пробега заметил, что уже второй раз перегорает лампа в фаре, и иногда возникают проблемы с зарядом аккума. Заподозрил, что РР не ограничивает, стал промерять, будто бы ок. Почистил клеммы аккума, проблема как бы ушла. Снова появилась чуть позже в Боливии: при мелком минусе за ночь аккум умирал. Заменил аккум, стало ок.
Что еще… Один раз позорно улетел на асфальте в лоу-сайд, пришлось менять гнутый руль и править в металлоремонте смятые багажные рамки.
И последнее: уже перед самой продажей байка чистил контакты катушки зажигания и оторвал один. Припаял фигово, через 500 км (буквально ехал в город, где встречу покупателя) он отошел. На холодной сварке доехал до ближайшего дома, где у хозяина нашелся припой, и мы спаяли контакт свечой зажигания от грузовика, примотанной к автоаккумулятору.
Прокол один, на оживленной трассе, проще было доехать до монтажа, чем снимать-одевать заднюю Mitas E07. По факту, я мог обойтись заплатами и не таскать запасные камеры, они, собаки, тяжелые и объёмные.
Да, я фронтенд-разработчик. Иногда с прошлой работы скидывают что-то на аутсорс.
Поломки были мелкие и механические. Страдала цепь, видимо, из-за постоянной пыли и редкой мойки (смазывал регулярно): появлялось неравномерное натяжение, цепь начинала звякать, и с этого момента оставалось километров 500-1000 до того, как цепь начнет подъедать переднюю звезду. Я это выяснил экспериментально, сточив ведущую звезду почти в ноль. С тех пор возил с собой подуставшую запасную, и она таки пригодилась, как то ружье, которое обязательно выстрелит. В целом, за 45 000 убил три комплекта цепь-звезды (11-12 000 ходимость, это мало). Потом стал перед каждой смазкой чистить цепь WDшкой, по ощущениям стало лучше.
В Патагонии менял масло, сорвал резьбу сливного отверстия. Залепил болт холодной сваркой, залил полусинтетику, 4-5 000 проехал на ней до Буэнос-Айреса, где мастер нарезал новую резьбу.
На 30 000 пробега заметил, что уже второй раз перегорает лампа в фаре, и иногда возникают проблемы с зарядом аккума. Заподозрил, что РР не ограничивает, стал промерять, будто бы ок. Почистил клеммы аккума, проблема как бы ушла. Снова появилась чуть позже в Боливии: при мелком минусе за ночь аккум умирал. Заменил аккум, стало ок.
Что еще… Один раз позорно улетел на асфальте в лоу-сайд, пришлось менять гнутый руль и править в металлоремонте смятые багажные рамки.
И последнее: уже перед самой продажей байка чистил контакты катушки зажигания и оторвал один. Припаял фигово, через 500 км (буквально ехал в город, где встречу покупателя) он отошел. На холодной сварке доехал до ближайшего дома, где у хозяина нашелся припой, и мы спаяли контакт свечой зажигания от грузовика, примотанной к автоаккумулятору.
Прокол один, на оживленной трассе, проще было доехать до монтажа, чем снимать-одевать заднюю Mitas E07. По факту, я мог обойтись заплатами и не таскать запасные камеры, они, собаки, тяжелые и объёмные.
- danila1271
- 21 января 2020 в 17:15
- ↑
- ↓
Спасибо! Ох уж эти ваши реакты :)
Ну аккум обычное дело, они даже в наших условиях пару лет живут всего. Может у кого-то как-то по-другому, либо крутые аккумуляторы, но у меня так. Для такого маршрута очень приятная эксплуатация значит. Мотоцикл тоже классный, я прям залип на эту модельку, жалко что у нас таких не водится…
Впечатлений теперь наверное на всю жизнь, можно садиться книгу писать
Ну аккум обычное дело, они даже в наших условиях пару лет живут всего. Может у кого-то как-то по-другому, либо крутые аккумуляторы, но у меня так. Для такого маршрута очень приятная эксплуатация значит. Мотоцикл тоже классный, я прям залип на эту модельку, жалко что у нас таких не водится…
Впечатлений теперь наверное на всю жизнь, можно садиться книгу писать
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (13)
RSS свернуть / развернуть