Блог им. korsun → Подготовка к поездке по Южной Америке. Первая половина
Как я готовился к путешествию, занявшему больше года. Пост вышел очень длинный (и занудный, к тому же), и я разделил его пополам. В этой части: организация сборов, медицинская страховка и опыт её использования, багажная система. В следующей: обзоры на все остальное.
Мотопутешествие по Южной Америке перешло из разряда мечты в разряд «можно попробовать» где-то за десять месяцев до своего начала, то есть, в январе 2018 г. Ещё месяца четыре представляли собой тот зыбкий период, когда задумка есть, но любое мало-мальски сильное обстоятельство способно её потеснить и направить жизнь по иному руслу. В мае я начал готовиться, планируя отлёт примерно на октябрь-ноябрь. Подготовка стала темой комплексной. Я не знал ещё сроков поездки. Полгода, как минимум, а возможно, и год (зависело от финансов и того, насколько мне там понравится), и мне не хотелось подстраивать возвращение под какую-то определённую дату. Я не был уверен, где стартовать, что за мотоцикл в итоге удастся купить, смогу ли без проблем вывезти его за пределы страны, — да что там, на горизонте почти до самого отлёта маячила опасная возможность, что поездка накроется. В то же время надо было завершить дела в Москве, продать всё ненужное, чтобы купить нужное… а что такое «нужное»? В первую очередь, то, чего мне не хватает: какая-то экипировка, одежда, снаряжение, а во вторую, то, без чего я не смогу обойтись. И нельзя же просто сходить в магазин и вернуться с охапкой «нужного», в самом-то деле. Сначала придется пострадать муками выбора, прочитать в сети кучу отзывов и пощупать вживую несколько моделей, чтобы выбрать самое-самое лучшее, и, конечно же, по самым-самым низким ценам...
Весь этот бардак нуждался в упорядочивании. Я завёл доску в Trello. Сервис активно используется в IT для отслеживания задач на небольших проектах и представляет собой пространство с несколькими столбцами и карточки задач. Каждая карточка суть есть описание задачи («купить хлеба», «защитить диссертацию»), некоторые из них могут быть разбиты на подзадачи, объединены общими метками, и всё такое. Каждый столбец отвечает за какое-то состояние задачи («ожидает работы», «в работе», «готово», «проверка» и т.д.). Карточки перетаскиваются из столбца в столбец для того, чтобы люди видели, в каком состоянии сейчас задача, что её блокирует, каков в целом прогресс по проекту. Я стал заносить на свою доску все вопросы по подготовке и назначал им приоритеты. Так, самым приоритетным оказался вопрос с авиабилетом.
Как-то так это выглядело
Билет в Южную Америку — штука дорогая, и тем дороже, чем дольше медлить с покупкой. Надо было определяться, куда и когда я лечу. Поиски в интернете сузили круг стран до тех нескольких, где иностранным путешественникам неоднократно удавалось зарегистрировать на себя транспортное средство и его вывезти: Колумбия, Перу, Чили. В Бразилии это сделать тоже реально, но выяснилось уже после. Я посмотрел на сайтах дилеров этих стран, какие модели мотоциклов есть в продаже. Проглядел доски объявлений б/у техники. Пришёл к выводу, что интересующие меня модели есть в Колумбии и Перу. Большая часть б/у мотоциклов продаётся в столицах, так что дальше всё упиралось в хорошие билеты до Боготы или Лимы. У Skyscanner есть полезная фишка: в поле «Куда» можно ввести страну, а не город. Благодаря чему и нашёлся билет Москва-Стамбул-Богота-Картахена аж с двумя багажными местами, который невозможно купить до Боготы. Я его приобрёл и при регистрации на рейс попросил регистрировать багаж только до Боготы, потому что не полечу последний сегмент.
Следующий шаг — составить список необходимых вещей. Я разделил вещи по категориям: бивуак (кемпинг), мотоэкипировка, обычная одежда и обувь, инструменты для мотоцикла, электроника. Отметил, что у меня уже есть. В южноамериканских странах неприлично высокие налоги на импорт. Как следствие, любое снаряжение, мото- или кемпинговое, там стоит баснословно дорого, ведь оно практически все импортное. Сюда же относится электроника. Я об этом читал заранее, и вопроса, везти ли недостающее из России или приобрести на месте, не возникло. Решил везти всё, кроме газа к горелке. Задачи «купить такое-то» были вынесены в Trello в отдельные карточки с указанием возможных моделей и цен. И началась самая утомительная часть сборов: ненавистный мне шоппинг. Я смотрел, что есть в продаже, щупал, мерил, уходил и искал потом эти вещи на eBay и их аналоги на Али… Ниже привожу подробный (я предупредил!) список по категориям с комментариями, что себя оправдало, а что нет, и как можно было бы сделать лучше.
По-английски в той части света почти не говорят. За несколько месяцев до поездки я стал самостоятельно изучать испанский. После освоения азов месяц занимался с колумбийским преподавателем по скайпу, чтобы привыкнуть к разговору и понимать устную речь. Естественно, этого недостаточно. Я бы сказал, и при продолжительном изучении вне языковой среды — даже с учителем, даже с практикой — оказаться в испаноязычной стране и понимать, что тебе говорят, сравнимо с нырком в глубину после лягушатника.
Обязателен ли испанский? Для пары недель — нет. Много кто и месяцами катает, и довольствуется Google Translate. Но без языка будет совсем другое путешествие. Это справедливо для любой части света, а для испаноязычных стран особенно, потому что там общение действительно глубоко интегрировано в повседневную жизнь.
Я взял с собой три банковские карты, две Mastercard и одну Visa, и хранил в трёх разных местах на случай кражи/утери. Отключил у них возможность делать покупки в интернете и включал вручную из банковского приложения на телефоне, когда собирался что-то покупать. Лучше было бы взять две Visa и одну Mastercard: есть места в Перу, Боливии и Аргентине, где ходит только Visa. Про более экзотические платёжные системы вообще молчу. Карты в 80% случаев нужны только, чтобы снять в банкомате наличку.
Кстати, о ней. Поскольку я не хотел лететь в Колумбию с несколькими тысячами долларов в кармане, то деньги на покупку мотоцикла лежали на карточке. И хотя в Боготе нашёлся банк, не бравший комиссию за выдачу наличных, в банкоматах были лимиты как на одну операцию, так и на день. Я всё равно не избежал пары визитов в банк и прогулки с миллионами песо за пазухой. Да и впоследствии, случалось, возил с собой крупные суммы в долларах. Это не так уж и страшно, и вопреки стереотипам, Латинская Америка не представляет собой один большой Южный Централ. Я не говорю, что нужно лететь с наличными. Я говорю, что можно лететь с наличными, если речь не о...
… Чили и Аргентине. Там комиссия за выдачу денег в банкоматах составляет в районе 10% при весьма низких лимитах. В Чили в целом можно платить картой, но в глубинке про карту лучше забыть. В Аргентине безналичная оплата — это смех сквозь слёзы. Так вот, если вы планируете начать с этих стран, надо лететь с пачкой долларов. Именно долларов: это универсальная обменная валюта по континенту, и лучший обменный курс именно у них. Если менять не в банках, а в обменниках, то курс выгоднее биржевого. В Аргентине обменники не принимают мятые, надорванные и надписанные купюры, а курс лучше при наличии крупных банкнот. Так что новенькие хрустящие сотни — бронебойный вариант.
Выгоднее покупать местную сим-карту в каждой стране. Как запасной вариант я взял с собой трэвел-симку, она же «сим-карта для путешествий», или «международная», — как их только не называют. Если загуглить, найдётся с десяток предложений. У меня DrimSim, потому что уже была. Другие не использовал, сравнивать не могу. Суть та, что она всегда находится в роуминге и подключается к партнёрским вышкам. Тарифы на интернет, который мне и нужен, хоть и выше местных, но намного, намного ниже, чем роуминговые тарифы любого российского оператора. Если требуется позвонить в Россию, и VoIP — не вариант, то с неё опять же дешевле. Это удобно в тех странах, в которых долго не планируется задерживаться, или когда только пересёк границу и ещё не купил местную симку. Или как бонус, иногда трэвел-симка подключается к вышкам местного оператора, отличного от того, чью карту купил, что увеличивает шансы на наличие хоть какого-нибудь сигнала в глубинке. Обычно в одном слоте телефона у меня находилась местная симка, во втором — DrimSim.
Честно говоря, у меня не было опыта со страховкой: обычно я путешествую без неё и оплачиваю врача из собственного кармана. Но то без мотоцикла. Падать я, конечно же, собирался, поэтому озаботился выбором полиса. Благо выбирать было почти не из чего. Пункты «на год» и «езда на мотоцикле» вместе ликвидировали почти все варианты, оставался один Allianz где-то за 45 000 рублей. Без езды — в два раза дешевле, но уже не Allianz. Езда на мотоцикле — это что? Езда по ДОП? Считается ли за ДОП, к примеру, перуанская дорога, у которой есть номер, но по факту она представляет собой полузаваленную камнями тропу? Кто вообще может подтвердить, что именно там получена травма? А если данный пункт подразумевает попадание в ДТП с вызовом полиции, то такого я на своих 250 кубиках точно не планировал. В общем, я уже готов был вычеркнуть «езду», но тут нашёлся вариант с Tripinsurance. Вместе с мотоциклом около 18 000 рублей по какому-то промокоду, которые они иногда в рекламных целях рассылают на почту. Ранее они работали с ассистансом Mondial (тот же самый, что у Allianz), а потом обзавелись неким своим. Это произошло незадолго до того, как я задался страховым вопросом, и отзывов на их ассистанс в интернете почти не было. Я позвонил им и спросил, какие же условия страхового покрытия при езде на мотоцикле. Оператор неуверенно сказала, что управление мотоциклом должно осуществляться лицом с водительскими правами категории А. И в шлеме. На вопросы, на какой именно дороге происходит страховой случай, и нужен ли вызов полиции, последовали ещё более неуверенные ответы, что на любой, и нет, не нужен.
Поскольку цена была хорошей, мотоцикл включён, а про их прежнюю деятельность отзывы в сети в целом позитивные, я оформил у них полис. Пришлось обойтись без Колумбии: она входит в подкатегорию «страны Карибского бассейна», за которую надо доплачивать сверху. Уж не знаю, почему, и почему какая-нибудь Куба уравнена в данной категории с заморскими территориями Франции и Голландии, тоже не знаю.
За год у меня было два мелких страховых случая. Первый довольно неудачно произошёл 29 декабря 2018 г. На севере Чили на скорости около 60 км/ч подскользнулся на повороте на грунтовке. Ударился правой лодыжкой, а сверху на неё ещё и мотоцикл прилёг. Было то километрах в ста от цивилизации в любую сторону, так что я просто продолжил движение по маршруту, поспал в палатке, а на следующий вечер выбрался к бензоколонке рядом с городом Икике. Лодыжка у меня полгода назад уже была сломана и прооперирована, и я счёл за лучшее сделать рентген. Я позвонил в страховую (было 30-е число, а в России, возможно, даже 31-е), сказал, что упал и повредил ногу. Про мотоцикл не упоминал, думаю, спросят — скажу. Но не спросили. Сказали, что сейчас под Новый год поиск госпиталя займёт некоторое время, и они со мной свяжутся. Я им звонил с трэвел-симки, но они мне на неё дозвониться не смогли. Написали в итоге в WhatsApp, причём с аккаунта с аватаркой Savitar Group. Вот такой «свой ассистанс». В Tripnsurance это объяснили тем, что в некоторых странах они прибегают к помощи сторонних ассистансов. В общем, мурыжили меня пару часов, так никуда и не направили. Сказали ждать до завтра. Поехал в город на ночлег. На завтрашнее утро та же история. Объясняют наступающим Новым годом, имея в виду, наверное, Новый год в России, потому что в Икике по этому поводу ажиотажа не было. Причём пишут/звонят по одному и тому же вопросу и из Savitar, и из Tripinsurance. Я сказал, что не могу ждать, а вдруг там повторный перелом, и всё такое. Ответили, что если случай срочный, тогда они мне скинут список клиник, куда можно обратиться за наличный расчёт. А по приезду по документам из клиники мне деньги компенсируют. Я не был в восторге, но что уж делать… Обратился в ближайшую клинику из списка. Рентген ничего не показал, так что я оформил на рецепции платёжные документы и убежал на здоровых ногах
Второй страховой случай не имел отношения к мотоциклу. Я содрал кожу на голени, и ранка воспалилась. Нужны были антибиотики и врач, которой бы выписал на них рецепт. Я снова позвонил в Tripinsurance, и снова мне несколько часов писали в WhatsApp то оттуда, то напрямую из Савитара. На этот раз Савитару понадобилось фото моего штампа о выезде из России. На мой вопрос, зачем, ведь а) в полисе есть даты, в течение которых он действует, б) в прошлый раз этого не запрашивали, они не отвечали вообще ничего. Нет фото — нет врача. Только найти мой последний штамп о выезде, поставленный бледно-розовыми чернилами на красную страницу паспорта, среди десятка таких же никак не удавалось. Наконец, он нашёлся в середине паспорта, хотя обычно их ставят на последнюю страницу. Территориально я был тогда в Бразилии, между городами Кашиас-ду-Сул и Флорианополис, но ближе к Кашиасу. Туда-то меня и направили. Я попросил найти мне-таки врача во Флорианополисе, потому что Кашиас хоть и ближе, но я его уже проехал. Надо отдать Савитару должное, перенаправили в Флорианополис, и там в госпитале врач без проблем приняла меня по страховому письму. За антибиотики заплатил из собственного кармана и взял копию рецепта для последующей компенсации.
Никаких компенсаций кроме, вероятно, связи, я не получу, потому что оставил где-то в пути папку как с вышеупомянутой копией, так и с бумагами из чилийской больницы. Потерять бумаги формата А4 в мотопутешествии — не то чтобы удивительно, и я с самого начала подозревал, что так и случится. Расходы на приём врача и рентген в Чили и таблетки в Бразилии небольшие, долларов 60 за всё, но сам факт: я при наличии 300-долларового страхового полиса снова платил из собственного кармана. По итогам, от Савитара остались смешанные ощущения. Были бы хорошие, если бы приняли по письму в Икике. Tripinsurance — это просто лишнее звено, мямлящий в трубку посредник, который лишь добавляет сложности в связь между клиентом и ассистансом.
Я не знаю, какие делать выводы. Если бы я снова поехал в Южную Америку, покупал бы медстраховку на месте по странам (возможно, существует какая-то одна на весь Mercosur). Для чего надо владеть языком, поэтому рекомендовать такой вариант сложно.
В Аргентине и Бразилии, кстати, существует бесплатная медицина, для иностранцев в том числе. Вариант на крайний случай, но хорошо, когда есть хоть такой.
Промотаем время вперёд и посмотрим на собранные сумки, тщательно сверенные с размером разрешённого багажа. Рюкзачок с электроникой и переноску со шлемом взял в ручную кладь. Лететь пришлось в мотокуртке и ботинках ввиду объёма, который они заняли бы в багаже.
Привет, Колумбия!
Вот я и в Боготе, у меня есть мотоцикл, и надо его как-то оборудовать для дальних странствий. Этим заниматься я почти не стал. Закрепил на руль держатель для смартфона и лентяйски посадил USB-зарядку прямо на клеммы аккумулятора, чтобы любой прохожий мог подзарядить свой мобильник. Ветровик меня устраивал штатный, бешеных скоростей на моей «чекушке» не предвиделось. Правда, чем южнее спускаешься, тем сильнее допекает ветер. В Сантьяго, Чили я отдал ветровик в мастерскую, чтобы мне его там удлинили. И в целом, это было бесполезно, потому что ветер очень редко дует в морду, но, в основном, в бок. Из плюсов: с ветровиком на экран навигатора не капает дождь, и шума меньше. Я как раз сломал крепление для визора на шлеме и вынужден был использовать маску, так что пришлось кстати. Нашелся и существенный минус. Через ветровик очень плохо просматривалась дорога перед колесом: ездить по грунту приходилось стоя, что не очень радует, когда это происходит часами.
Багажные рамки для сумок я изначально не планировал. Сумки перекидные, а выхлоп с защитой, так что не подгорят, — зачем лишние килограммы? С перекидными, однако, это был мой первый опыт. Сначала ремни я отрегулировал неверно, при езде одна сумка касалась колеса и слегка порвалась. Затянул ремни, в ближайшем ателье зашили сумку. Но этим дело не кончилось, в серпантинах сумки все равно сползали на бок, и та, что была ближе к колесу, снова грозила в него попасть. К третьему серпантину мне надоело. Я заехал к местному кузнецу и попросил сварить мне рамки. Получились немного кривоваты, если смотреть сзади, но свою работу выполняли исправно. Сумки теперь можно было помимо состёжки между собой еще и цеплять ремнями за рамки, и они фиксировались намертво.
Наверное, у того же мужика можно было бы заказать защитные дуги. Я не горел желанием ввиду их веса, хотелось максимально лёгкий мотоцикл. Пластик я в пути многократно царапал при падениях, но только в Патагонии расколотил до трещин на обеих боковинах. Перед самой продажей пластик заварил мне знакомый в своей мастерской по восстановлению авто.
Защита рычагов явно была бы полезной, однако, купить ее в Колумбии невозможно. То, что там продается, — карго-культ, пластиковый лопушок с одной точкой крепления на траверсу. При падении лопушок ломается, а новая пара (а продаются только парой) стоит заведомо больше, чем неоригинальный рычаг. При стоимости рычага в 4-5 долларов и его малом весе я купил парочку и возил с собой про запас. В Аргентине перешёл на короткие рычаги местной эндуро-фирмы, которые не доставали до земли при падении. Ронять мотоцикл к тому моменту я стал существенно реже.
Подогрев ручек руля стал бы дьявольски хорошей инвестицией при условии привоза с собой из России. На континенте с этим как обычно: севернее Чили не купишь, южнее — за бешеные деньги. Некоторые местные используют рукавицы на руле. Пожалуй, стоило попробовать.
Из вышеописанного можно сделать два вывода: я лентяй, а Колумбия — отличная страна в плане беспроблемной покупки мото, но вот готовить его к путешествию там довольно отстойно.
… напомню, практически целиком будет в следующем посте. Здесь только мотосумки. Как альфа и омега.
Итак, сумки: пара боковых (нашлись на Авито б/у в отличном состоянии) и центральная верхняя (новая) от Dirtmotoshop. Эти ребята любят мототуризм по местам отдалённым и сами ездят со своими сумками, что для меня было решающим фактором при покупке. Сумки пошиты из кордуры, и пошиты хорошо. Читал чей-то отзыв, что-де просто приятно держать в руках как с толком сделанную вещь. Соглашусь. Швы прострочены аккуратно. Фурнитура качественная. Молнии загерметизированы и отлично функционируют. За тринадцать месяцев ни одна не разошлась и не заглючила, при том, что временами, когда вёз с собой еду и воду, их приходилось закрывать с силой. Хотел бы я, чтобы все молнии на моей экипировке были такими. Ложка дёгтя кроется в язычках собачек. Та часть, которая представляет собой кольцо вокруг собачки молнии, очень тонкая, и бывает, при сильном рывке язычок остаётся в руках. Я стабильно ломал по язычку каждые две-три недели, потом снял их все и заменил на прочные кольца для ключей.
Боковые сумки оснащены вертикальными карманами по два на каждую, четыре итого. В них очень удобно держать жидкости и спреи. Ни разу ничего не пролилось. А если бы пролилось, то запачкало бы только свой карман. На наружной стороне боковых сумок также есть карман для чего-то плоского, к чему нужен быстрый доступ. У меня там лежала страховка, из-за своего размера не помещавшаяся с прочими документами в карман штанов. Сверху на сумках эластичная шнуровка, под которую можно что-нибудь засунуть. Обычно у меня там были дождевики. Но иногда дополнительные жидкости. Длина и тянучесть шнура позволяет запихнуть под него даже канистру 5л.
Редкий момент, когда приходилось брать дополнительный бензин, да ещё и канистрами
Верхняя сумка также оборудована наружными карманами для мелких вещей. В одном таком у меня при автономных поездках лежали сплющенные пластиковые бутылки для воды. На внутренней стороне клапана есть отделение под документы формата А4. Сверху сумки — также шнуровка для крепления чего-то дополнительного. Доступ к этим плюшкам не такой удобный, как на боковых сумках, из-за накидки. Поясню.
Кордура, конечно, промокает, хоть и не сразу. Для хранения вещей в сухости предусматривается, что внутрь сумок вкладываются тонкие гермомешки, а в них уже вещи. С боковыми я так и поступал, на каждую по мешку. В центральной ради экономии места вещи укладывались в специальном тетрисном порядке. Потому каждый предмет был в своём непромокаемом чехле. Но помимо мешков, сумки комплектуются дождевыми накидками, типа тех, которые на туристических рюкзаках, так сказать, для минимизации промокания. И возня с этими накидками, наверное, единственное моё чёрное воспоминание относительно сумок. Те, что идут в комплекте, сделаны из тонкого материала и легко рвутся. Я могу сравнить, потому что довольно быстро заменил их, изорванные, на те самые, что для рюкзаков. И вот с рюкзачными как раз проездил бóльшую часть пути. При этом для боковых сумок чехлов нужного размера не нашлось, пришлось купить размером больше. Я использовал накидки не только в дождь, а вообще каждый день, и постоянное «надень-сними-заткни под шнуровку, чтобы не потерять» откровенно надоело.
— Постой, зачем они тебе? Ведь вещи остаются сухими. Тем более каждый день?
Сумки легко пачкаются, сложно моются вручную и долго сохнут. Мокрые, испачканные сумки неприятно брать с собой в палатку. Если две недели отпуска с последующим возвратом домой, к стиральной машине, можно потерпеть, то за год они бы у меня превратились в выцветшие грязные тряпки. Ну, а так в оные превращались лишь накидки. Надо отдать им должное: те самые выцветшие тряпки работали как плащ-невидимка для ценных вещей в сумках. А, и непокрытая задняя сторона боковых сумок, на которую летела вся грязь с колеса, всегда была уделана.
С обычными Dry Bag была бы та же история. Но их полил водой-потёр губкой-подождал немного, они и высохли. И я пока не могу сказать, что бы мне было важнее: удобные наружные карманы или простота чистки и быстрота высыхания. Надо пробовать и смотреть.
Мне бы хотелось закончить разговор о сумках на позитивной ноте. Вещь, которая в наш-то век одноразовых стаканчиков исправно отслужила такое время, не причиняя владельцу проблем, — и готова служить дальше — заслуживает уважения.
Сначала я крепил верхнюю сумку двумя эластичными багажными стропами крест-накрест. Для асфальта было достаточно, но на грунте сумка начинала поворачиваться по диагонали. Поэтому дополнительно использовал сетку-паук. В свою очередь, при креплении только пауком, без строп, сумка ёрзала на сиденье. Хорошо они работали лишь в связке: сумка оставалась неподвижной в любых условиях. «Плохо» начиналось, когда приходилось снимать и крепить сумку. Это могло занимать от двух до восьми минут, зависело от того, насколько запутался паук. А снимать и крепить приходилось не только вечером/утром, но ещё и когда я ронял мотоцикл на склоне (а это 80 процентов падений), потому что в данном случае его тяжело поднимать полностью загруженным. И стропы, и паук со временем растягивались и нуждались в замене.
Я перешёл на ROK Straps. Сам бы я по их цене, а особенно по их бразильской цене, ничего не купил, но знакомый отдал мне свои старые, малонадкусанные.
Что тут сказать, иной раз задаёшься вопросом, почему сам не дошёл умом до какой-либо простой мысли. ROK Straps — это всего лишь две плоские стропы с замками-фастэксами. Их фишка в том, что половина этих строп —не тканевая, а эластичная, благодаря чему они расстёгиваются-застёгиваются в два щелчка, без необходимости регулировать стропу. Но, положа руку на сердце, можно ведь было приспособить обычную плоскую тканевую стропу: затягивать и ослаблять её каждый раз не занимало бы столько времени, сколько возня с пауком. Я просто не догадался. Сумка держится крепко, вне асфальта в том числе. Нашлось одно исключение: грунтовые серпантины. Трясучка и повороты вместе приводили к постепенному сползанию сумки на бок, приходилось останавливаться и поправлять.
Нда, совсем другое дело
To be continued…
Предполётная подготовка
От мечты к реализации
Мотопутешествие по Южной Америке перешло из разряда мечты в разряд «можно попробовать» где-то за десять месяцев до своего начала, то есть, в январе 2018 г. Ещё месяца четыре представляли собой тот зыбкий период, когда задумка есть, но любое мало-мальски сильное обстоятельство способно её потеснить и направить жизнь по иному руслу. В мае я начал готовиться, планируя отлёт примерно на октябрь-ноябрь. Подготовка стала темой комплексной. Я не знал ещё сроков поездки. Полгода, как минимум, а возможно, и год (зависело от финансов и того, насколько мне там понравится), и мне не хотелось подстраивать возвращение под какую-то определённую дату. Я не был уверен, где стартовать, что за мотоцикл в итоге удастся купить, смогу ли без проблем вывезти его за пределы страны, — да что там, на горизонте почти до самого отлёта маячила опасная возможность, что поездка накроется. В то же время надо было завершить дела в Москве, продать всё ненужное, чтобы купить нужное… а что такое «нужное»? В первую очередь, то, чего мне не хватает: какая-то экипировка, одежда, снаряжение, а во вторую, то, без чего я не смогу обойтись. И нельзя же просто сходить в магазин и вернуться с охапкой «нужного», в самом-то деле. Сначала придется пострадать муками выбора, прочитать в сети кучу отзывов и пощупать вживую несколько моделей, чтобы выбрать самое-самое лучшее, и, конечно же, по самым-самым низким ценам...
Весь этот бардак нуждался в упорядочивании. Я завёл доску в Trello. Сервис активно используется в IT для отслеживания задач на небольших проектах и представляет собой пространство с несколькими столбцами и карточки задач. Каждая карточка суть есть описание задачи («купить хлеба», «защитить диссертацию»), некоторые из них могут быть разбиты на подзадачи, объединены общими метками, и всё такое. Каждый столбец отвечает за какое-то состояние задачи («ожидает работы», «в работе», «готово», «проверка» и т.д.). Карточки перетаскиваются из столбца в столбец для того, чтобы люди видели, в каком состоянии сейчас задача, что её блокирует, каков в целом прогресс по проекту. Я стал заносить на свою доску все вопросы по подготовке и назначал им приоритеты. Так, самым приоритетным оказался вопрос с авиабилетом.
Как-то так это выглядело
Билет в Южную Америку — штука дорогая, и тем дороже, чем дольше медлить с покупкой. Надо было определяться, куда и когда я лечу. Поиски в интернете сузили круг стран до тех нескольких, где иностранным путешественникам неоднократно удавалось зарегистрировать на себя транспортное средство и его вывезти: Колумбия, Перу, Чили. В Бразилии это сделать тоже реально, но выяснилось уже после. Я посмотрел на сайтах дилеров этих стран, какие модели мотоциклов есть в продаже. Проглядел доски объявлений б/у техники. Пришёл к выводу, что интересующие меня модели есть в Колумбии и Перу. Большая часть б/у мотоциклов продаётся в столицах, так что дальше всё упиралось в хорошие билеты до Боготы или Лимы. У Skyscanner есть полезная фишка: в поле «Куда» можно ввести страну, а не город. Благодаря чему и нашёлся билет Москва-Стамбул-Богота-Картахена аж с двумя багажными местами, который невозможно купить до Боготы. Я его приобрёл и при регистрации на рейс попросил регистрировать багаж только до Боготы, потому что не полечу последний сегмент.
Следующий шаг — составить список необходимых вещей. Я разделил вещи по категориям: бивуак (кемпинг), мотоэкипировка, обычная одежда и обувь, инструменты для мотоцикла, электроника. Отметил, что у меня уже есть. В южноамериканских странах неприлично высокие налоги на импорт. Как следствие, любое снаряжение, мото- или кемпинговое, там стоит баснословно дорого, ведь оно практически все импортное. Сюда же относится электроника. Я об этом читал заранее, и вопроса, везти ли недостающее из России или приобрести на месте, не возникло. Решил везти всё, кроме газа к горелке. Задачи «купить такое-то» были вынесены в Trello в отдельные карточки с указанием возможных моделей и цен. И началась самая утомительная часть сборов: ненавистный мне шоппинг. Я смотрел, что есть в продаже, щупал, мерил, уходил и искал потом эти вещи на eBay и их аналоги на Али… Ниже привожу подробный (я предупредил!) список по категориям с комментариями, что себя оправдало, а что нет, и как можно было бы сделать лучше.
Язык
По-английски в той части света почти не говорят. За несколько месяцев до поездки я стал самостоятельно изучать испанский. После освоения азов месяц занимался с колумбийским преподавателем по скайпу, чтобы привыкнуть к разговору и понимать устную речь. Естественно, этого недостаточно. Я бы сказал, и при продолжительном изучении вне языковой среды — даже с учителем, даже с практикой — оказаться в испаноязычной стране и понимать, что тебе говорят, сравнимо с нырком в глубину после лягушатника.
Обязателен ли испанский? Для пары недель — нет. Много кто и месяцами катает, и довольствуется Google Translate. Но без языка будет совсем другое путешествие. Это справедливо для любой части света, а для испаноязычных стран особенно, потому что там общение действительно глубоко интегрировано в повседневную жизнь.
Финансы
Я взял с собой три банковские карты, две Mastercard и одну Visa, и хранил в трёх разных местах на случай кражи/утери. Отключил у них возможность делать покупки в интернете и включал вручную из банковского приложения на телефоне, когда собирался что-то покупать. Лучше было бы взять две Visa и одну Mastercard: есть места в Перу, Боливии и Аргентине, где ходит только Visa. Про более экзотические платёжные системы вообще молчу. Карты в 80% случаев нужны только, чтобы снять в банкомате наличку.
Кстати, о ней. Поскольку я не хотел лететь в Колумбию с несколькими тысячами долларов в кармане, то деньги на покупку мотоцикла лежали на карточке. И хотя в Боготе нашёлся банк, не бравший комиссию за выдачу наличных, в банкоматах были лимиты как на одну операцию, так и на день. Я всё равно не избежал пары визитов в банк и прогулки с миллионами песо за пазухой. Да и впоследствии, случалось, возил с собой крупные суммы в долларах. Это не так уж и страшно, и вопреки стереотипам, Латинская Америка не представляет собой один большой Южный Централ. Я не говорю, что нужно лететь с наличными. Я говорю, что можно лететь с наличными, если речь не о...
… Чили и Аргентине. Там комиссия за выдачу денег в банкоматах составляет в районе 10% при весьма низких лимитах. В Чили в целом можно платить картой, но в глубинке про карту лучше забыть. В Аргентине безналичная оплата — это смех сквозь слёзы. Так вот, если вы планируете начать с этих стран, надо лететь с пачкой долларов. Именно долларов: это универсальная обменная валюта по континенту, и лучший обменный курс именно у них. Если менять не в банках, а в обменниках, то курс выгоднее биржевого. В Аргентине обменники не принимают мятые, надорванные и надписанные купюры, а курс лучше при наличии крупных банкнот. Так что новенькие хрустящие сотни — бронебойный вариант.
Связь
Выгоднее покупать местную сим-карту в каждой стране. Как запасной вариант я взял с собой трэвел-симку, она же «сим-карта для путешествий», или «международная», — как их только не называют. Если загуглить, найдётся с десяток предложений. У меня DrimSim, потому что уже была. Другие не использовал, сравнивать не могу. Суть та, что она всегда находится в роуминге и подключается к партнёрским вышкам. Тарифы на интернет, который мне и нужен, хоть и выше местных, но намного, намного ниже, чем роуминговые тарифы любого российского оператора. Если требуется позвонить в Россию, и VoIP — не вариант, то с неё опять же дешевле. Это удобно в тех странах, в которых долго не планируется задерживаться, или когда только пересёк границу и ещё не купил местную симку. Или как бонус, иногда трэвел-симка подключается к вышкам местного оператора, отличного от того, чью карту купил, что увеличивает шансы на наличие хоть какого-нибудь сигнала в глубинке. Обычно в одном слоте телефона у меня находилась местная симка, во втором — DrimSim.
Медицинская страховка
Честно говоря, у меня не было опыта со страховкой: обычно я путешествую без неё и оплачиваю врача из собственного кармана. Но то без мотоцикла. Падать я, конечно же, собирался, поэтому озаботился выбором полиса. Благо выбирать было почти не из чего. Пункты «на год» и «езда на мотоцикле» вместе ликвидировали почти все варианты, оставался один Allianz где-то за 45 000 рублей. Без езды — в два раза дешевле, но уже не Allianz. Езда на мотоцикле — это что? Езда по ДОП? Считается ли за ДОП, к примеру, перуанская дорога, у которой есть номер, но по факту она представляет собой полузаваленную камнями тропу? Кто вообще может подтвердить, что именно там получена травма? А если данный пункт подразумевает попадание в ДТП с вызовом полиции, то такого я на своих 250 кубиках точно не планировал. В общем, я уже готов был вычеркнуть «езду», но тут нашёлся вариант с Tripinsurance. Вместе с мотоциклом около 18 000 рублей по какому-то промокоду, которые они иногда в рекламных целях рассылают на почту. Ранее они работали с ассистансом Mondial (тот же самый, что у Allianz), а потом обзавелись неким своим. Это произошло незадолго до того, как я задался страховым вопросом, и отзывов на их ассистанс в интернете почти не было. Я позвонил им и спросил, какие же условия страхового покрытия при езде на мотоцикле. Оператор неуверенно сказала, что управление мотоциклом должно осуществляться лицом с водительскими правами категории А. И в шлеме. На вопросы, на какой именно дороге происходит страховой случай, и нужен ли вызов полиции, последовали ещё более неуверенные ответы, что на любой, и нет, не нужен.
Поскольку цена была хорошей, мотоцикл включён, а про их прежнюю деятельность отзывы в сети в целом позитивные, я оформил у них полис. Пришлось обойтись без Колумбии: она входит в подкатегорию «страны Карибского бассейна», за которую надо доплачивать сверху. Уж не знаю, почему, и почему какая-нибудь Куба уравнена в данной категории с заморскими территориями Франции и Голландии, тоже не знаю.
За год у меня было два мелких страховых случая. Первый довольно неудачно произошёл 29 декабря 2018 г. На севере Чили на скорости около 60 км/ч подскользнулся на повороте на грунтовке. Ударился правой лодыжкой, а сверху на неё ещё и мотоцикл прилёг. Было то километрах в ста от цивилизации в любую сторону, так что я просто продолжил движение по маршруту, поспал в палатке, а на следующий вечер выбрался к бензоколонке рядом с городом Икике. Лодыжка у меня полгода назад уже была сломана и прооперирована, и я счёл за лучшее сделать рентген. Я позвонил в страховую (было 30-е число, а в России, возможно, даже 31-е), сказал, что упал и повредил ногу. Про мотоцикл не упоминал, думаю, спросят — скажу. Но не спросили. Сказали, что сейчас под Новый год поиск госпиталя займёт некоторое время, и они со мной свяжутся. Я им звонил с трэвел-симки, но они мне на неё дозвониться не смогли. Написали в итоге в WhatsApp, причём с аккаунта с аватаркой Savitar Group. Вот такой «свой ассистанс». В Tripnsurance это объяснили тем, что в некоторых странах они прибегают к помощи сторонних ассистансов. В общем, мурыжили меня пару часов, так никуда и не направили. Сказали ждать до завтра. Поехал в город на ночлег. На завтрашнее утро та же история. Объясняют наступающим Новым годом, имея в виду, наверное, Новый год в России, потому что в Икике по этому поводу ажиотажа не было. Причём пишут/звонят по одному и тому же вопросу и из Savitar, и из Tripinsurance. Я сказал, что не могу ждать, а вдруг там повторный перелом, и всё такое. Ответили, что если случай срочный, тогда они мне скинут список клиник, куда можно обратиться за наличный расчёт. А по приезду по документам из клиники мне деньги компенсируют. Я не был в восторге, но что уж делать… Обратился в ближайшую клинику из списка. Рентген ничего не показал, так что я оформил на рецепции платёжные документы и убежал на здоровых ногах
Второй страховой случай не имел отношения к мотоциклу. Я содрал кожу на голени, и ранка воспалилась. Нужны были антибиотики и врач, которой бы выписал на них рецепт. Я снова позвонил в Tripinsurance, и снова мне несколько часов писали в WhatsApp то оттуда, то напрямую из Савитара. На этот раз Савитару понадобилось фото моего штампа о выезде из России. На мой вопрос, зачем, ведь а) в полисе есть даты, в течение которых он действует, б) в прошлый раз этого не запрашивали, они не отвечали вообще ничего. Нет фото — нет врача. Только найти мой последний штамп о выезде, поставленный бледно-розовыми чернилами на красную страницу паспорта, среди десятка таких же никак не удавалось. Наконец, он нашёлся в середине паспорта, хотя обычно их ставят на последнюю страницу. Территориально я был тогда в Бразилии, между городами Кашиас-ду-Сул и Флорианополис, но ближе к Кашиасу. Туда-то меня и направили. Я попросил найти мне-таки врача во Флорианополисе, потому что Кашиас хоть и ближе, но я его уже проехал. Надо отдать Савитару должное, перенаправили в Флорианополис, и там в госпитале врач без проблем приняла меня по страховому письму. За антибиотики заплатил из собственного кармана и взял копию рецепта для последующей компенсации.
Никаких компенсаций кроме, вероятно, связи, я не получу, потому что оставил где-то в пути папку как с вышеупомянутой копией, так и с бумагами из чилийской больницы. Потерять бумаги формата А4 в мотопутешествии — не то чтобы удивительно, и я с самого начала подозревал, что так и случится. Расходы на приём врача и рентген в Чили и таблетки в Бразилии небольшие, долларов 60 за всё, но сам факт: я при наличии 300-долларового страхового полиса снова платил из собственного кармана. По итогам, от Савитара остались смешанные ощущения. Были бы хорошие, если бы приняли по письму в Икике. Tripinsurance — это просто лишнее звено, мямлящий в трубку посредник, который лишь добавляет сложности в связь между клиентом и ассистансом.
Я не знаю, какие делать выводы. Если бы я снова поехал в Южную Америку, покупал бы медстраховку на месте по странам (возможно, существует какая-то одна на весь Mercosur). Для чего надо владеть языком, поэтому рекомендовать такой вариант сложно.
В Аргентине и Бразилии, кстати, существует бесплатная медицина, для иностранцев в том числе. Вариант на крайний случай, но хорошо, когда есть хоть такой.
Промотаем время вперёд и посмотрим на собранные сумки, тщательно сверенные с размером разрешённого багажа. Рюкзачок с электроникой и переноску со шлемом взял в ручную кладь. Лететь пришлось в мотокуртке и ботинках ввиду объёма, который они заняли бы в багаже.
Привет, Колумбия!
[Не]доводка мотоцикла
Вот я и в Боготе, у меня есть мотоцикл, и надо его как-то оборудовать для дальних странствий. Этим заниматься я почти не стал. Закрепил на руль держатель для смартфона и лентяйски посадил USB-зарядку прямо на клеммы аккумулятора, чтобы любой прохожий мог подзарядить свой мобильник. Ветровик меня устраивал штатный, бешеных скоростей на моей «чекушке» не предвиделось. Правда, чем южнее спускаешься, тем сильнее допекает ветер. В Сантьяго, Чили я отдал ветровик в мастерскую, чтобы мне его там удлинили. И в целом, это было бесполезно, потому что ветер очень редко дует в морду, но, в основном, в бок. Из плюсов: с ветровиком на экран навигатора не капает дождь, и шума меньше. Я как раз сломал крепление для визора на шлеме и вынужден был использовать маску, так что пришлось кстати. Нашелся и существенный минус. Через ветровик очень плохо просматривалась дорога перед колесом: ездить по грунту приходилось стоя, что не очень радует, когда это происходит часами.
Багажные рамки для сумок я изначально не планировал. Сумки перекидные, а выхлоп с защитой, так что не подгорят, — зачем лишние килограммы? С перекидными, однако, это был мой первый опыт. Сначала ремни я отрегулировал неверно, при езде одна сумка касалась колеса и слегка порвалась. Затянул ремни, в ближайшем ателье зашили сумку. Но этим дело не кончилось, в серпантинах сумки все равно сползали на бок, и та, что была ближе к колесу, снова грозила в него попасть. К третьему серпантину мне надоело. Я заехал к местному кузнецу и попросил сварить мне рамки. Получились немного кривоваты, если смотреть сзади, но свою работу выполняли исправно. Сумки теперь можно было помимо состёжки между собой еще и цеплять ремнями за рамки, и они фиксировались намертво.
Наверное, у того же мужика можно было бы заказать защитные дуги. Я не горел желанием ввиду их веса, хотелось максимально лёгкий мотоцикл. Пластик я в пути многократно царапал при падениях, но только в Патагонии расколотил до трещин на обеих боковинах. Перед самой продажей пластик заварил мне знакомый в своей мастерской по восстановлению авто.
Защита рычагов явно была бы полезной, однако, купить ее в Колумбии невозможно. То, что там продается, — карго-культ, пластиковый лопушок с одной точкой крепления на траверсу. При падении лопушок ломается, а новая пара (а продаются только парой) стоит заведомо больше, чем неоригинальный рычаг. При стоимости рычага в 4-5 долларов и его малом весе я купил парочку и возил с собой про запас. В Аргентине перешёл на короткие рычаги местной эндуро-фирмы, которые не доставали до земли при падении. Ронять мотоцикл к тому моменту я стал существенно реже.
Подогрев ручек руля стал бы дьявольски хорошей инвестицией при условии привоза с собой из России. На континенте с этим как обычно: севернее Чили не купишь, южнее — за бешеные деньги. Некоторые местные используют рукавицы на руле. Пожалуй, стоило попробовать.
Из вышеописанного можно сделать два вывода: я лентяй, а Колумбия — отличная страна в плане беспроблемной покупки мото, но вот готовить его к путешествию там довольно отстойно.
Обзор снаряжения
… напомню, практически целиком будет в следующем посте. Здесь только мотосумки. Как альфа и омега.
Итак, сумки: пара боковых (нашлись на Авито б/у в отличном состоянии) и центральная верхняя (новая) от Dirtmotoshop. Эти ребята любят мототуризм по местам отдалённым и сами ездят со своими сумками, что для меня было решающим фактором при покупке. Сумки пошиты из кордуры, и пошиты хорошо. Читал чей-то отзыв, что-де просто приятно держать в руках как с толком сделанную вещь. Соглашусь. Швы прострочены аккуратно. Фурнитура качественная. Молнии загерметизированы и отлично функционируют. За тринадцать месяцев ни одна не разошлась и не заглючила, при том, что временами, когда вёз с собой еду и воду, их приходилось закрывать с силой. Хотел бы я, чтобы все молнии на моей экипировке были такими. Ложка дёгтя кроется в язычках собачек. Та часть, которая представляет собой кольцо вокруг собачки молнии, очень тонкая, и бывает, при сильном рывке язычок остаётся в руках. Я стабильно ломал по язычку каждые две-три недели, потом снял их все и заменил на прочные кольца для ключей.
Боковые сумки оснащены вертикальными карманами по два на каждую, четыре итого. В них очень удобно держать жидкости и спреи. Ни разу ничего не пролилось. А если бы пролилось, то запачкало бы только свой карман. На наружной стороне боковых сумок также есть карман для чего-то плоского, к чему нужен быстрый доступ. У меня там лежала страховка, из-за своего размера не помещавшаяся с прочими документами в карман штанов. Сверху на сумках эластичная шнуровка, под которую можно что-нибудь засунуть. Обычно у меня там были дождевики. Но иногда дополнительные жидкости. Длина и тянучесть шнура позволяет запихнуть под него даже канистру 5л.
Редкий момент, когда приходилось брать дополнительный бензин, да ещё и канистрами
Верхняя сумка также оборудована наружными карманами для мелких вещей. В одном таком у меня при автономных поездках лежали сплющенные пластиковые бутылки для воды. На внутренней стороне клапана есть отделение под документы формата А4. Сверху сумки — также шнуровка для крепления чего-то дополнительного. Доступ к этим плюшкам не такой удобный, как на боковых сумках, из-за накидки. Поясню.
Кордура, конечно, промокает, хоть и не сразу. Для хранения вещей в сухости предусматривается, что внутрь сумок вкладываются тонкие гермомешки, а в них уже вещи. С боковыми я так и поступал, на каждую по мешку. В центральной ради экономии места вещи укладывались в специальном тетрисном порядке. Потому каждый предмет был в своём непромокаемом чехле. Но помимо мешков, сумки комплектуются дождевыми накидками, типа тех, которые на туристических рюкзаках, так сказать, для минимизации промокания. И возня с этими накидками, наверное, единственное моё чёрное воспоминание относительно сумок. Те, что идут в комплекте, сделаны из тонкого материала и легко рвутся. Я могу сравнить, потому что довольно быстро заменил их, изорванные, на те самые, что для рюкзаков. И вот с рюкзачными как раз проездил бóльшую часть пути. При этом для боковых сумок чехлов нужного размера не нашлось, пришлось купить размером больше. Я использовал накидки не только в дождь, а вообще каждый день, и постоянное «надень-сними-заткни под шнуровку, чтобы не потерять» откровенно надоело.
— Постой, зачем они тебе? Ведь вещи остаются сухими. Тем более каждый день?
Сумки легко пачкаются, сложно моются вручную и долго сохнут. Мокрые, испачканные сумки неприятно брать с собой в палатку. Если две недели отпуска с последующим возвратом домой, к стиральной машине, можно потерпеть, то за год они бы у меня превратились в выцветшие грязные тряпки. Ну, а так в оные превращались лишь накидки. Надо отдать им должное: те самые выцветшие тряпки работали как плащ-невидимка для ценных вещей в сумках. А, и непокрытая задняя сторона боковых сумок, на которую летела вся грязь с колеса, всегда была уделана.
С обычными Dry Bag была бы та же история. Но их полил водой-потёр губкой-подождал немного, они и высохли. И я пока не могу сказать, что бы мне было важнее: удобные наружные карманы или простота чистки и быстрота высыхания. Надо пробовать и смотреть.
Мне бы хотелось закончить разговор о сумках на позитивной ноте. Вещь, которая в наш-то век одноразовых стаканчиков исправно отслужила такое время, не причиняя владельцу проблем, — и готова служить дальше — заслуживает уважения.
Сначала я крепил верхнюю сумку двумя эластичными багажными стропами крест-накрест. Для асфальта было достаточно, но на грунте сумка начинала поворачиваться по диагонали. Поэтому дополнительно использовал сетку-паук. В свою очередь, при креплении только пауком, без строп, сумка ёрзала на сиденье. Хорошо они работали лишь в связке: сумка оставалась неподвижной в любых условиях. «Плохо» начиналось, когда приходилось снимать и крепить сумку. Это могло занимать от двух до восьми минут, зависело от того, насколько запутался паук. А снимать и крепить приходилось не только вечером/утром, но ещё и когда я ронял мотоцикл на склоне (а это 80 процентов падений), потому что в данном случае его тяжело поднимать полностью загруженным. И стропы, и паук со временем растягивались и нуждались в замене.
Я перешёл на ROK Straps. Сам бы я по их цене, а особенно по их бразильской цене, ничего не купил, но знакомый отдал мне свои старые, малонадкусанные.
Что тут сказать, иной раз задаёшься вопросом, почему сам не дошёл умом до какой-либо простой мысли. ROK Straps — это всего лишь две плоские стропы с замками-фастэксами. Их фишка в том, что половина этих строп —не тканевая, а эластичная, благодаря чему они расстёгиваются-застёгиваются в два щелчка, без необходимости регулировать стропу. Но, положа руку на сердце, можно ведь было приспособить обычную плоскую тканевую стропу: затягивать и ослаблять её каждый раз не занимало бы столько времени, сколько возня с пауком. Я просто не догадался. Сумка держится крепко, вне асфальта в том числе. Нашлось одно исключение: грунтовые серпантины. Трясучка и повороты вместе приводили к постепенному сползанию сумки на бок, приходилось останавливаться и поправлять.
Нда, совсем другое дело
To be continued…
- korsun
- Кирилл
- 7 января 2020 в 9:36
- 6
- ?
Спасибо :) Не вижу никаких преимуществ сумки-штанов перед раздельными кроме цены.
Во-первых, я не знал еще, какой у меня будет мотоцикл, а для сумки-штанов нужно знать расстояние между «штанинами».
Во-вторых, сумка-штаны одним куском не влезла бы в разрешенный багаж, и пришлось бы много доплачивать. Причем дважды, т.к. я привез сумки обратно (или оставлять ее в Чили).
В-третьих, места в палатке одним куском она опять же занимала бы много, т.к. нельзя было бы распределить по палатке.
В-четвертых, сумку-штаны было бы тяжелее и неудобнее таскать на руках. К примеру, на третий этаж гостиницы поднять по лестнице. Или когда мотоцикл застревал (заднее колесо любило зарыться в грязи или на сыпухе), порой приходилось его разгружать: целиком или скидывать верхнюю сумку, пробегать или проезжать проблемный участок и загружать опять. Да даже скидывать сумку-штаны, чтобы поднять байк, упавший колесами вверх по склону, и сразу закидывать обратно, и то было бы неудобнее.
Во-первых, я не знал еще, какой у меня будет мотоцикл, а для сумки-штанов нужно знать расстояние между «штанинами».
Во-вторых, сумка-штаны одним куском не влезла бы в разрешенный багаж, и пришлось бы много доплачивать. Причем дважды, т.к. я привез сумки обратно (или оставлять ее в Чили).
В-третьих, места в палатке одним куском она опять же занимала бы много, т.к. нельзя было бы распределить по палатке.
В-четвертых, сумку-штаны было бы тяжелее и неудобнее таскать на руках. К примеру, на третий этаж гостиницы поднять по лестнице. Или когда мотоцикл застревал (заднее колесо любило зарыться в грязи или на сыпухе), порой приходилось его разгружать: целиком или скидывать верхнюю сумку, пробегать или проезжать проблемный участок и загружать опять. Да даже скидывать сумку-штаны, чтобы поднять байк, упавший колесами вверх по склону, и сразу закидывать обратно, и то было бы неудобнее.
- danila1271
- 10 января 2020 в 9:01
- ↓
Путешествие было в основном по грунтовкам, насколько я понимаю? Кофры в таком режиме бы вообще не подошли?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернуть