Блог им. EMDoct → Владивосток-Монголия 2019 Часть 4

День 14: Поле под Улан-Батор — Хархорин. Пройдено ~ 450 км.

Степь расцвела, по обочинам появилось куча луж и речушек, явно в этом районе был дождь. Все поля покрылись цветами. Отличный повод для фотографии (:

Гусь и ромашки.

И вот мы едем по дороге, чёрной линией прорезающей окружающую зелень, и тут я вижу вдалеке холм, вершина которого не зеленая, а красная. Чертовски странно и подозрительно, пара минут на внутренние терзания ехать или нет, заставлять ждать всю компанию или забить на странное место, и вот я уже сворачиваю с дороги в поле, несусь по траве, распугивая табуны мышей. Умный-то человек поехал бы по грунтовой дорожке, но я ломанулся напрямик, в результате доехал до грязищи, переднее колесо предательски заскользило вбок, и я завалился на потеху огромным птицам, сидевшим у подножья холма.

Пока я возился в грязи с мототайкой, птицы любовались моими страданиями.

Добравшись до подножья и вооружившись фотоаппаратом, я пошёл наверх, распугивая местных. Птицы взмыли в небо и возмущённо кружили, периодически садясь, для наблюдения за наглым человечинкой. Дойдя до верха, я нашёл ещё пару камней для аквариума. Вершина была сложена из красного скальника (хз как эта порода называется), потому имела такой интересный оттенок. Камни были разбросаны повсюду. Сделал пару кадров и поехал обратно, а то народ, наверно, меня заждался.
«В этот момент мы уже садились в машину, возвращаться за его хладным телом, так как за полчаса до этого нас нагнал Паша, который сказал, что едва увернулся от фуры...»

Герой моей поездки (:

Обратно решил ехать по-другому, опять срезаю, периодически пересекая грунтовки и распугивая обед для коршунов. Минут через 20 догоняю народ, делюсь впечатлениями, хотя они уже думали, что что-то случилось и нужно было возвращаться. Дальше доезжаем до Улан-Батора, на удивление, пробок почти нет. Обедаем в кафэхи с огромными порциями и Оптимусом Праймом напротив.

Стройки в городе.

Оптимус следит за порядком (:

Сворачиваем на запад. Дорога — отличный асфальт, вокруг — степь в ромашках — красота. Постепенно равнины с холмами сменяет горный пейзаж. Проезжаем даже какой-то природный парк со скальными образованиями, туда надо будет заехать на обратном пути. По обочинам появились деревца, похожие на те, которые можно увидеть на фотографиях какой-нибудь африканской пустыни. И тут мы проехали то, что крайне расстроило Пашу: ещё одну пустыню. Вдоль скального хребта словно кто-то завёз тонны песка и разбросал их длинной линией. В шлеме Паши явно можно было услышать проклятья в мою сторону: «нафига мы пёрлись в какую-то Гоби, когда тут вот он, песок ваш у дороги». В общем, отметили ещё одно место для посещения на обратном пути.

Себяш и неплохой асфальт.

Ещё до Гоби я снял номер, чтобы не потерять его где-то в песках. И благополучно забил на постановку его на своё место. И тут мне это аукнулось: нас впервые остановили ГАИ. Инспектор вальяжно подошёл, проверил все документы у всех, указал мне на отсутствие номера и забрал мои доки. Паша сказал, мол. прикручивай обратно, что я и сделал, после чего слёзно пошёл просить доки обратно, но инспектор уже был заинтересован грузовиком с мясом, которые походу были без документов, раз водилы в панике суетились и что-то пытались объяснить ГАИшнику. Спустя 5 минут инспектор пришёл, посмотрел на мой номер, вручил мне доки, и мы покатили дальше. Вечерело, тьма начала спускаться над горизонтом. Но дорога свернула на Хархорин и и повела как раз в сторону надвигавшихся туч. Навигатор провёл нас по всему посёлку и вывел вместо хостела в сторону электростанции, так что нам пришлось покататься ещё немного в поисках ночлега. В центре был какой-то лакшери отель, но наша жаба нам не позволила туда заселиться. А уже пошёл дождь и похолодало. На въезде нашли хостел, где сперва нам хозяин заявил, что есть только одна комната, но потом пришла его жена и в небольшой перебранке объяснила ему, что есть ещё одна комната. Решили остаться тут, хотя Лера отчаянно протестовала и просилась в поле с палаточкой. Горячий душ, кафэшка на первом этаже и Wi-Fi, в общем всё, что нужно. Наутро отправляемся осматривать старый город и, может быть, найти тур до Орхонского водопада, а ещё найти покатушки на лошадках для Леры.

День 15: Хорхорин. Пройдено ~ 15 км.

Утром хозяйка хостела сказала, что не сможет нам помочь с водопадом, поэтому мы двинулись в сторону стен старого города, вдруг там нам повезёт больше. Куча прилавков с сувениркой, по заявлению Монгола, всё это китайщина. Про экскурсии узнать так ничего и не удалось. Идём гулять по старому городу. Внутри: музей, на который мы не обратили особого внимания, постройка вполне современная. Дальше — традиционный буддийский храм китайского образца: 3 линии ворот заканчиваются двором с тремя постройками вряд, в каждом — по будде, бодхисатве и демонам. Все очень аутентично и классно сделано. Дущевно. По заявлению Натальки, все как в Тибете, т.е. по-настоящему древнее и достойное уважения. Потом несколько ступ и, наконец, современный храм, где сидело множество людей, суетились монахи, ламы, астрологи, люди что-то спрашивали, слушали, покупали, в общем, жизнь кипела. А еще были всякие старые штуки и информационные таблички (правда на инглише и монгольском).
Как великий полиглот, я более менее пытался перевести историю для Паши. Хорхорин был процветающим городом в своё время, торговым и духовным центром. После переноса столицы город пришёл в упадок, но потом был заселен буддистами и стал одним из духовных центров. В начале 20 века (вроде бы) храмы начали уничтожать, а монахи подверглись гонениям. Тут меня прервал русский турист, заявив что на такое способен только треклятый совок. Я лишь ухмыльнулся от попыток современных людей переложить все беды на красный флаг с серпом и молотом. На последней (из тех что я смог перевести) табличке было сказано, что гонения и разрушения устроили китайцы, захватившие эти территории.

Театр советских времен.

И памятник труженикам сельского хозяйства

Заброс и реконструкция серебряного фонтана Каракорума

Внутри есть музейный комплекс (вход платный) с древними храмами. 3 храма пережили несколько сотен лет, и теперь в них можно почувствовать всю эту древность и поглядеть на древние артефакты. В центре стоит огромная ступа, и ещё один комплекс, где монахи ведут службу и принимают людей. Ну и барабаны, куда же без них. Пока девчонки просвещались у монахов, я с Пашей сидели в центре древнего города на траве и думали о вечном, о том, что тут было лет 700 назад и о том, что народ свинячит даже в таких местах.

Храм с монахами

Древняя табличка с надписями

Погуляв ещё немного по сувенирным лавкам. пошли перекусить, в одной из кафешек нашли таки буузы, а то туристы всё разобрали. Паша заодно попросил цай (солёный чай с молоком), но я решил не рисковать, и в результате оба получили по тарелке цая (: не так уж и отвратительно (:. Пока ели, мимо пронеслась группа на WRках.
Следующий этап — это найти коняшек, ибо Лера мечтала покататься на коняшках и если сего чуда не произойдёт, то нам хана, что ж, поехали искать. И не зря, поиски нас привели в Орхонскую долину (вчера навигатор нас должен был привести сюда, но что-то не срослось, и он повёл нас к электростанции). Тут располагалось несколько кэмпингов, у одного из них я заметил несколько лошадей, ну раз они там есть, то можно и покататься, поехали туда. Встали на парковке, и, пока девчонки ходили узнавать про лошадок, мы с Пашей стояли и обсуждали всякую фигню, тут к нам подошёл монгол и спросил, не нужна ли нам помощь, на своём прекрасном инглише я сказал, что нет, просто ищем лошадок, потом оказалось, что он знает русский и понеслась беседа, то есть это Паша включил социального человека, а я — социапата (: Мужик оказался владельцем кэмпинга, он сказал, что если мы не найдём того, кто нас отвезёт к водопаду, то он сможет помочь, а тем временем Лера с Наталькой вернулись радостно сообщая, что они нашли коняшей. Что ж, Паша с Лерой отправляются на конную прогулку, а я с Наталькой в музей (ну правда я просто ковырял гуся на парковке, подтянул болты, цепь смазал). Пока я обслуживал мотоцикл на стоянке расположилась колонна из десятка странных мотоциклов, как оказалось это Харлеи какого то турэндурного вида, а вся колонна это Mongolian Harley-Devidson rally, в сопровождении двух буханок (:

Ещё одна ступа

По возвращению встретились с довольными наездниками, попросили Пашиного хозяина (так мы назвали хозяина кэмпа) помочь с туром и поехали на холм, на котором виднелось сооружение, напоминающее смотровую площадку. Как только Паша тронулся, на версисе оторвало переднее крыло, мда. Похоже оно треснуло от прекрасных грунтовок Гоби и решило свалить с мотоцикла, который опять собирался на грунт. Закинули его мне под сетку и поехали догонять ашер.

Смотровая площадка оказалась монументом «Великая Монголия». Кирпичные стены, на которых отобразили карту Монголии в различные этапы истории, а в центре — каменная насыпь в виде юрты. Вид на долину открывается бомбезный, дальше можно прогуляться по хребту холма, посмотреть на реку и долину.

Каменная насыпь в виде юрты, наверное, юрты.

Ну и куда без себяша (:

Орхонская долина

Кстати, квадрик отказался улетать дальше монумента, посмотрел по карте: а долина отмечена, как нелётная зона. Полюбовались закатом и поехали ставить лагерь. На въезде в долину хоть и стоит будка с веревкой, но сборщиков денег там так и не увидели. Лагерь поставили на берегу реки.

Река Орхон.

День 16: Хорхорин — Улаан Цутгалан (Орхонский водопад) — Хорхорин. Пройдено ~ 200км
Сегодня нас ждал батонодень в старой делике. Всего за 240 или 280 тысяч нас отвезут до водопада и обратно, так что мы закупились вкусняхами, собрали лагерь, оставили технику на парковке кэмпинга, разместились в делике и поехали. Сперва километров 30 асфальта, потом машина свернула на грунтовку, проехала пару речушек, спустя полтора часа остановились на небольшой отдых на смотровой площадке, неплохой вид на Орхон.

Первая остановка на пути к цели.

Дальше грунтовая дорога выходит на плато, усеянное валунами магматической породы, то и дело из-под валунов выбегали суслики и прятались обратно в свои норки. Виды отличные, но пыль от машин не способствовала фотографии. Спустя ещё полтора часа мы достигли цели. Несколько юрт, площадка для машин и тропа, ведущая к водопаду. Вокруг гуляют яки и стада коз. Народу, конечно, куча.

Зяки-зяки (:

И вот он сам водопад, шумный, мощный, от водной пыли образуется радуга. Водопад высотой 24 метра, смог впечатлить даже Натальку, которая скептически относилась к этим вашим ручейкам, падающим с 5-6 метров. Сперва пошли прогуляться сверху, почему-то дальше водопада никто не шёл, что было нам наруку, ибо дальше можно было перейти через реку на уютненький островок, а дальше ещё и к стаду коз. На противоположном берегу поохотился за сусликом, повалялись на траве в тени деревьев и направились вниз водопада.

Паша пытается влиться в компанию

Небольшой островок между руслами рек. Поваляться и прочувствовать дзен: «рекомендовано»

Спускаться к водопаду приходится по промоине в скале, ухватиться мало за что можно, но спускаться с рюкзаком и ребенком весело (: Снизу тоже прикольный лес и куча народу у водопада. Многие купаются, что ж и мы попробуем. Вода приятно бодрящая, пара заплывов повышают настрой до максимума (:

Ну и немного видов сверху

Ну а дальше возвращаемся обратно, довольные и уставшие (: Вечером ставим лагерь в том же месте. Пока мы расставляли лагерь и готовили ужин, рядом с нами решила расположиться монгольская пара с огромной, каркасной палаткой. Хех отчаянные ребята, ставиться рядом с людьми, у которых есть мелкий ребенок. Через полчаса девушка пришла к нам с угощениями, что меня немного смутило, нам презентовали конфеты, местный сыр, мандарины и внезапно огурцы (:
День 17 Хорхорин — где-то по пути к Кяхте. Пройдено ~500км.
Утром прогулялись по долине, сходили к местной дамбе, у которой стоит деревянный типа корабль. Погонялись за птицами и начали собираться. Птиц разных тут было куча, утром рядом с нами плавали лебеди, у дамбы были и ласточки и ещё несколько неизвестных мне видов. А когда отъезжали, то по реке плыли мандариновые утки, но их я не смог заснять, увидев балбеса с фотоаппаратом, они решили быстренько свалить. Попрощались с хозяином кэмпинга, посетили местный заброшенный завод, на выезде заехали к каменному достоинству, буддийского монаха, у которого иностранка решила распросить нас про поездку, спросила про мотоциклы, сказала, что BMW знает, а вот Kawasaki не слышала (:. Сфотографировались с гаишником и вскрыли патрульную машину (:.

Дамба и бутафорский корабль

Неизвестный птиц 1

Неизвестный птиц 2

Достоинство монаха, каменное. Даёт силу земли

Следующая остановка в пустыне, надо же поглядеть на ещё одну гору песка. По пути вспоминаю, что на одном из холмов видел какие то постройки, сворачиваю с трассы на грунтовку вместе с Пашей. На верху стоят ступы и отличный вид на пустыню и горы. Судя по свежей краске их недавно обновили, да и тут явно были недавно обряды. Будите в здешних местах, заезжайте, неплохое место, отлично видно с дороги.

Доезжаем до пустыни, девчонки сперва хотели покататься на верблюдах, но те были все облезшие, вонючие и замученные, так что просто поехали к пескам. Что ж, местная пустыня просто погрязла в мусоре, похоже, сказывается доступность и туристический поток. Хотя тут есть деревца и березки (:

Среди березок кучи мусора, пришлось зафотошопить.

Кататься по пескам, конечно, весело, либо едешь как по маслу, расставив ноги, либо мотоцикл вгрызаясь в песок, едет как по обычной грунтовке. Немного отдохнув выдвигаемся в сторону скальной гряды. Но по пути нас останавливают местные гаишники. Хех, меня столько во Владивостоке не останавливали в этом году, сколько в Монголии (:, но они быстро проверили документы и отпустили нас восвояси. У скальной гряды устроили обеденный перерыв, в компании с местным собакеном. Я запустил коптер, и тут же из ниоткуда слетелись хищники, устроив воздушный бой, из которого я вышел победителем с парой кадров (:

К вечеру проезжаем Улан-Батор и выезжаем на ремонтный участок, пыль, я ни разу не соскучился по тебе (: Начинает темнеть, так что просто сворачиваем на подходящий кусок земли и ставим лагерь. Ночью Монголия устраивает нам отличные проводы. Сперва похолодало, потом пошёл дождь, потом гроза с сильным ветром, а дальше пошёл град (: и именно в этот момент мне понадобилось выйти из палатки, что ж экип отработал (: