Блог им. igormrb → Первый тест электромотоцикла 2019 Zero SR/F третьего поколения.
Выкладываю первый небольшой тест электромотоцикла (или электроцикла, кому как нравится) Zero SR/F. Это перевод статьи с сайта motorcycle.com Оригинал статьи лежит вот здесь www.motorcycle.com/manufacturer/zero/exclusive-2019-zero-sr-f-review-first-ride.html
Тема мне очень интересна. Это первый похожий на нормальный мотоцикл и хотя рынок он не порвет, как обещают создатели, но шагнул вперед. Еще не Тесла но уже что-то.
Обзор электрического мотоцикла 2019 модельного года Zero SR/F
Этот мотоцикл — это кульминация $300-миллионых инвестиций и 13-летнего развития идеи. Это лучший электрический мотоцикл выпускаемый в настоящее время.
Уму непостижимо, что выпускаемые массово и легальные на дорогах электрические мотоциклы существуют только 10 лет. В 2009 году Zero Motorcycles запустили Zero S и положили начало эпохе электрического двухколесного уличного транспорта. В том году Zero S не был единственным электрическим мотоциклом в производстве, это был единственный электрический транспорт вообще, выпускаемый массово. Если сказать, что Zero опередили свое время, то это будет преувеличением, но этот ранний старт дал компании время – 13 лет с момента ее создания, чтобы превратиться по заверениям ее маркетологов в “мирового лидера в сегменте электрических мотоциклов и электросиловых агрегатах.” Если ваш товар создал целую категорию транспортных средств, это больше, чем пиар-болтовня. Это неоспоримый факт.
Другие производители мотоциклов заметили тенденцию и выходят на рынок. У BMW есть свой скутер C-Evolution (обзор вот здесь www.motorcycle.com/manufacturer/bmw/2018-bmw-c-evolution-review.html). Energica создала свою нишу на рынке элитного электротранспорта со своими Ego, Eva и Eva Esse Esse 9 – и добилась славы и успеха с FIM, став его поставщиком для серии гонок MotoE, которая будет гастролировать с MotoGP в 2019 году. Lightning Motorcycles, люксовый бренд, чей супербайк LS-218 покорил Bonneville и Pikes Peak, недавно объявил, что его модель Strike будет представлена в следующем месяце, а Harley-Davidson, наконец-то объявил дату запуска своей электромодели Livewire – август 2020 года. Чтобы вы не думали, что простое производство электрических мотоциклов уже гарантирует успех, вспомните о кончине Alta Motors. Между тем, Zero находится в этом сегменте дольше любого другого производителя и сама создает этот рынок.
не обращайте внимания на уродливую пластиковую панель сбоку
Принимая во внимание все это я встретился с представителями Zero чтобы получить свое самое раннее представление о 2019 Zero SR/F. Итак, в то время как остальной мир узнает о StReetFighter Zero в пресс-релизе эта статья поделится с вами впечатленими о реальной поездке.
Но сначала немного предыстории.
Сколько производителей мотоциклов скажут вам, что байк, который они выпускают — это единственный в своем роде и именно тот, который они всегда хотели производить? Рынок мотоциклов с ДВС настолько зрелый и сегментированный по маркетинговым нишам, что это утверждение практически неслыханно. Однако рынок электромотоциклов все еще очень молод, и SRF представляет как раз такое утверждение. Это третье поколение Zero – то поколение, где мириады требований к видению электрического мотоцикла могут, наконец, собраться вместе и воплотиться.
По словам Абэ Ашкенази, главного технического директора Zero, первое поколение мотоциклов Zero сосредоточилось почти исключительно на силовом агрегате. Основные усилия были потрачены на ответ на вопрос: “Как заставить работать электрический силовой агрегат?” Результатом стал Zero S, выпущенный в 2009 году.
Впервые Zero сделали глиняную модель своего мотоцикла. Дизайнеры совместили 3D-печать шасси и моторных компонентов и глину, чтобы воплотить идею, пришедшую из цифрового мира.
Второе поколение Zero S появилось в 2012/3 году и выглядело более похожим на мотоцикл. Таким образом, в дополнение к увеличению емкости батареи и мощности двигателя, Zero также обновился до подвески Showa, тормозных компонентов J. Juan, ABS Bosch и шин Pirelli. Однако, с таким большим количеством умственных усилий, направленных на механические части аппарата, дизайн был оставлен на потом. “У нас была аккумуляторная батарея и у нас был этот мотор", — отметил Ашкенази. “Они были интегрированы с технической и опытно-конструкторской точек зрения, но с эстетической точки зрения пришлось повременить.”
С SR/F было принято решение взять все, что они узнали с первыми двумя поколениями, и начать с чистого листа. Ашкенази подводит итог: “В этот раз мы получили все с самого начала: промышленный дизайн, машиностроение, энергетика, электротехника. Когда мы начинали этот проект, все было под рукой, не было ограничений. Как ты этим воспользуешься?” Когда пыль улеглась единственными частями байка, оставшимися от предыдущего поколения оказались: подножки, зеркала, поворотники, электронный дроссель, ручки, грузики руля, датчики скорости колеса и магниты, звуковой сигнал, отражатели и подножка (прямо весь мотоцикл перечислил, шутка)).
В результате 2019 Zero SR/F — это мотоцикл, который выглядит, на мой взгляд, более похожим на полноразмерный мотоцикл, чем любой другой предыдущий.
“Красота байка впечатляет”, — говорит Ашкенази, “но красота внутренностей байка впечатляет гораздо больше.”
Аккумуляторная батарея.
По словам Сэма Пашеля, генерального директора Zero, первые три вещи, которые люди спрашивают об электрическом мотоцикле, это всегда: дальность езды на зарядке, сколько прет и сколько времени требуется для зарядки? Это не должно вызывать удивления у тех, кто хотя бы частично знаком с электромобилями вообще и конкретнее с электрическими мотоциклами из-за ограничений по размерам и весу двухколесной платформы. В то время как почти каждый следующий мотоцикл модельной линейки Zero улучшал ответ на первые два вопроса, совместимость со стандартной розеткой на 110v (в США 110, а не 220, спалил как-то X box из-за этого, прим.) на байках предыдущего поколения означало, что любому улучшению емкости батареи противодействовало увеличение времени зарядки. Zero решил эту проблему со спецзарядником Charge Tank Level 2, который может поместиться в пространство “бензобака” предыдущего поколения – и вы также можете приобрести дополнительные зарядные устройства для ускорения времени зарядки – но эти варианты дороги и потенциально громоздки. Самым элегантным решением было бы встроить зарядник в сам байк.
Level 2 зарядка это стандарт для SR/F!
Примечание: В США зарядные станции делятся по уровням мощности на 1,2,3 (Level 1,2,3). Кому интересно, подробнее можно почитать вот здесь: elektro-mobili.ru/tipy-zariadnykh-ustroistv-dlia-elektrokarov/
Для SR/F, Zero встроила этот зарядник Level 2 сразу в базовую конфигурацию байка идя навстречу людям кто ездит много и заряжается часто. В виду того что емкость встроенной батареи Z-Force Li-Ion сохранилась на уровне 14.4 kWh, использование 3kW зарядки Level 2 в стандартном SR/F снизило время полного заряда сразу в 2 раза с 9 часов до 4.5 часов. (Примечание: как правило, последние 10% заряда батареи занимают около получаса, так что на 90-95% заряда уходит около 4 часов.) В то время как SR/F все еще поставляется с адаптером для питания 110V вам нужно подключить SR/F к 220V, чтобы воспользоваться преимуществами обновления зарядного устройства. А вот потребители, которые выбирают для SR/F Премиум зарядку получат способность заряжаться на 6kW, существенно уменьшая время зарядки аж до 2,5 часов от 0 до 100%… Для супер требовательного владельца SR/F, улучшенная батарея уже в этом году позволит заряжаться с 12kW, а это означает всего лишь час на зарядку от 0 до 95% и до 100% за полтора часа. Тем не менее, зарядная станция должна быть способна обеспечить такую большую мощность – у многих такой просто нет.
Базовый SR/F получает зарядку на 3kW впереди картинки, премиум модификация получает еще одну на 3. Аксессуар зарядки на6 кВт, та что на баке, будет доступен позже.
В этот момент некоторые прошаренные в электричестве читатели захотят узнать, почему Zero не обеспечил совместимость с быстрой зарядкой Level 3. Причины этого лежат в текущем состоянии зарядной инфраструктуры в США (и большей части Европы), где 90% зарядных станций это Level 2. В связи с малочисленностью станций 3го уровня было принято решение придерживаться уровня 2 – но быстрого уровня 2. Что касается потенциала Level 3, Пашель говорит: “Посмотрим в будущем, как Level 3 будет развиваться и конечно, мы предложим нашим клиентам самое правильное решение.” Естественно, я бы предположил, что это решение будет в виде обновленного зарядной батареи.
Прежде чем я продолжу, я хотел бы обратить внимание на опасения, связанные со временем зарядки. Как владелец электромобиля, мой ежедневный опыт зарядки заключается в том, что это не больше, чем время, которое мне требуется, чтобы подключить кабель уровня 2 вечером и отключить его утром – по существу это меньше минуты. Ежедневные пользователи электрических мотоциклов, я полагаю, делали бы также и не забивали голову.
Я полагаю, сейчас хороший момент, чтобы упомянуть заявленную дальность SR/F в 161 милю (259 км) в городе (опция Power Tank увеличивает до 200 миль – 322 км), 82 мили на шоссе (132 км) и 109 миль в режиме город/шоссе (175 км). Погладьте себя по голове если вы были внимательны и заметили, что это на 10% меньше по сравнению с обычным SR и это произошло из-за большей массы байка и бОльших шин.
Для более чем 90% моих потребностей использования мотоциклов заявленных цифр SR/F будет достаточно. Если вы ищете байк, чтобы кататься только в горах или ездить в туры по выходным или на дальняки, то SR/F – также как и любой электрический мотоцикл – это не ваш выбор. С учетом сказанного, вы можете быть уверенны, что когда я получу тестовый байк в свой гараж, я подвергну его той же самой тестовой поездке по шоссе Angeles Crest, что и всех других электробайков, которые тестил, чтобы увидеть, как он справится со спортивной ездой в горах.
Ребра на батарейном отсеке предназначены для выравнивания температуры ячеек.
Но подождите, мы еще не закончили с батареей. Если вы внимательно посмотрели на фотографии SR/F, то вы заметили, что аккумуляторный блок значительно меньше походит на коробку. В самом деле теперь у него можно заметить новые охлаждающие ребра радиатора. Еще более пристальный взгляд на частоту этих ребер покажет, что в центре их больше, чем по краям. Причина этого проста. Ячейки расположенные спереди и сзади больше контактируют с окружающим воздухом, а сбоку меньше. Более частые ребра в центре призваны стабилизировать температуру и сделать ее более ровной. Вы также заметите, что ребра вертикальные, а не горизонтальные, потому что они выполняют свою работу, когда байк неподвижен и находится в состоянии зарядки.
Мотор и контроллер.
Батарея это самый тяжелый компонент на SR/F, далее по весу идет мотор. Учитывая это, он был помещен как можно ниже и дальше вперед, чтобы сохранить центр тяжести низким. Это местоположение также позволяет мотору охлаждаться без вентиляторов. Вместо этого нижняя часть обвеса зачерпывает воздух из-под батарейного отсека и направляет его на охлаждающие ребра контроллера и двигателя.
Обтекатель забирает поток воздуха и направляет его на мотор и контроллер
Мотор SR/F значительно обновился. Во-первых, он на 3 см шире, но самое главное это начинка. Кроме этого он лучше охлаждается с помощью округлых ребер (на картинке). Наконец, мощность значительно подскочила. Мотор ZF75-10 выдает 110 лошадей и SR/F это первый байк у Zero где покорилась цифра в 100 лошадок. Для сравнения, двигатель ZF75-7R в предыдущем поколении SR выдавал 70.
Еще одним интересным фактом является то, что ZF75-10 достигает своей новой максимальной скорости 124 миль в час (200 км/ч) благодаря не только ударной мощности движка, но и увеличению оборотов на 1000 оборотов в минуту до 7500.
При такой мощности контроллер рисует 900 ампер от батареи. Для того, чтобы убедиться, что аккумулятор не ускоренно изнашивается при полной нагрузке от контроллера и двигателя, сам аккумулятор способен производить 1200 ампер. Для того чтобы справиться с жаром от такой силы тока, внутренности мотора заключены в термальный компаунд, который окружает медные мотки на статоре и заполняет пространство мотора, который, в свою очередь отводит жар к ребрам радиатора.
Закругленные ребра охлаждения и маятник. Мы обсудим эту необычную схему позже
Этот мотор прошел длинный путь от предыдущих моделей, которые не могли преодолеть ограничения в 80 миль в час для защиты от перегрева. Сейчас же во время разработки, ZF75-10 был испытан пытками при температуре 120°(49 цельсия) в Долине Смерти и экстремальными нагрузками гоночной трассы. (Примечание: SR/F на двух милях побил предыдущий на 5 сек с тем же гонщиком)
На этой схеме показано, как PowerPivot позволяет приводному ремню оставаться с таким же натягом.
Одна из самых интересных фишек мотора это то, что ведущий вал мотора это и место штифта маятника (не уверен в переводе). Это служит двум целям. Во-первых, это позволяет мотоциклу быть очень узким, что облегчает доступ до земли невысоким водителям. Во-вторых, натяжение остается неизменным на протяжении всего хода подвески. Таким образом ремень очень хорошо натянут и не провисает. (кривоватый абзац, перевел как мог, поправьте в комментах кто понимает)
Шасси
С таким уникальным взаимодействием маятника с мотором неудивительно, что мотор и батарея сильно нагружены. Стальная решетчатая рама оборачивает батарейный отсек. Полностью регулируемая вилка SFF Showa с перьями идет к 17-дюймовому переднему колесу. Позади полностью регулируемый амортизатор взаимодействует сразу со стальным маятником. Оба литых алюминиевых колеса получают резину Pirelli Diablo Rosso III – 120/70-17 спереди и 180/55-17 сзади – еще один шаг вперед по сравнению с предыдущим поколением.
Торможение осуществляется комплектующими от J.Juan. Радиальные, 4-поршневые передние суппорты сжимают диски диаметром 320mm, изготовленные на заказ и копирующие дизайн колес. Задние тормоза — диск 240мм, однопоршневый суппорт. Мы рассмотрим АБС более подробно через минуту.
Подрамник из литого алюминия держит сиденье на высоте 77 см и размещает в себе литий-ионную батарею 12V.
Сиденье удобное и с него легко доставать до земли. Вы будете рады валику позади вас когда втопите на этом байке.
Да, у SR/F есть батарея на 12V для питания бортовых систем. В прошлом единственным источником питания была батарея на 100V и это добавляло ненужных сложностей. У SR/F 12-вольтовая батарейка действует как буфер в системе запитывая электронику, а 100-вольтовая батарея контролирует батарею 12V и заряжает ее по мере необходимости.
Электронный рай!!!
Для управления множеством взаимосвязанных систем, которые есть в SR/F, инженеры Zero создали операционную систему Cypher III, которая выступает в качестве центрального хаба. Cypher III объединяет систему 12V, систему зарядки, систему мониторинга батареи и саму батарею, контроллер и двигатель, систему контроля стабильности Bosch, TFT приборку, bluetooth и модуль сотовой связи. Уффф, вроде все!
Кнопка внизу это круизконтроль, а еще бывают ручки с подогревом
Bosch MSC (Motorcycle Stability Control- система контроля стабильности мотоцикла) является первой системой такого рода в электрических мотоциклах. Она мониторит все основные системы контроля байка, а именно: ABS, угловую ABS, трекш-контроль (или антипробуксовочную, кому как нравится), систему защиты от избыточного крутящего момента при старте (drag torque control) – все из того, что регулируется ездовыми режимами (Eco, Стрит, Спорт и Дождь) и также может быть до 10 программируемых пользовательских режимов езды. С помощью TFT монитора ездовые режимы могут легко устанавливаться через интуитивно понятную систему меню переключателем на левой ручке или, как Zero делал на предыдущих моделях, прямо из приложения смартфона.
Сотовая Связь
Zero в сотрудничестве со Starcom Systems создала первый доступный по деньгам «сетевой» мотоцикл – назовем это так. Облачная сотовая система позволяет водителю удаленно взаимодействовать с SR/F в пяти ключевых областях: состояние байка + оповещения, параметры зарядки, “езда relive & share", пользовательские режимы и обновления системы. Сейчас поясним.
Некоторая инфа полученная от подключенного мотоцикла: удаленное управление временем зарядки и установка целевого уведомления о зарядке.
Статус байка включает в себя такую информацию, как местоположение мотоцикла, всю статистику мотоцикла, состояние заряда (SOC), информации о процессе зарядки, время для полной зарядки, километраж до разрядки и возможные обновления системы. Кроме того, у SR/F также есть оповещения. Например, владелец будет проинформирован, если кто-то перемещает припаркованный байк, зарядка завершена или прервана, о низком уровне заряда во время хранения, и доступном новом обновлении системы.
Вдобавок, водитель сможет установить оповещение при достижении SR/F определенного уровня заряда (скажем для езды домой) или обозначить время начала заряда, чтобы например заряжаться по ночному дешевому тарифу. Другие настраиваемые удаленные функции — это возможность настроить цвет и яркость приборки или, как упоминалось ранее, создать пользовательские режимы езды через приложение для телефона.
Просмотрите все важные статистические данные вашей поездки.
Поскольку облачное подключение делает SR/F частью Интернета, Zero включил возможность социального обмена в приложении. После записи поездки, информацией можно делиться с другими байкерами и именно в той мере в какой желает водитель. Вся информация начиная от углов наклона байка к дороге и скорости на каждом участке может быть расшарена, чтобы водитель смог еще раз пережить эти моменты поездки. Водители также имеют возможность сохранять всю свою информацию анонимной и могут быть уверены, что никто не отслеживает их поездки или не использует их информацию без их разрешения.
На дороге
После технического брифинга Zero предоставила нам пару байков SR/F в премиальной комплектации, только что снятых с конвейера в Scotts Valley, Калифорния. Дороги вокруг Scotts Valley и Santa Cruz созданы для езды на мотоцикле. Итак, после короткого перегона из города, мы добрались до дорог, пригодных для теста.
Даже в черном цвете и с пластиковыми панелями по бокам байк выглядит чООтко
Мое первое впечатление от внешнего вида SR/F это то, что он гораздо больше похож на полноразмерный обычный мотоцикл, чем на свои предыдущие модели SR и DSR. Ничего против них не имею, но закинув ногу на байк, я сразу же подтвердил свои мысли. Внешний вид и ощущения от SR/F говорят о цельности этого мотоцикла. Он чувствуется единым целым, а посадка и высота седла были в соответствии с другими мотоциклами streetfighter (нейкедами, дорожниками, как угодно).
В режиме Street, отклик на газ быстрый, но не резкий. Кривая ускорения (или это кривая подачи энергии? хз) не достигает полной мощности, как на Cпорт режиме, но заметить это можно только долго откручивая. Крутящего момента здесь с избытком для большинства ситуаций на дороге. Для справки, оба режима имеют разные настройки MSC, соответственно для обычного использования и более агрессивной езды.
Посадка на байке в меру агрессивная, самое оно
Наиболее заметная разница между этими двумя режимами в том, как срабатывает рекуперативное торможение при закрытии газа. В спортивном режиме регенеративное торможение не срабатывает до тех пор, пока ручка газа не будет всего в нескольких градусах от полного закрытия. Это нужно для более точного дозирования регенеративного торможения и понятного отклика на дросселе который предпочитают активные водители. В режиме Street торможение происходит более пропорционально и растет по мере приближения к полному закрытию газа. Это позволяет водителю дозировать регенеративный тормоз в зависимости от дорожной ситуации. Единственный компромисс заключается в том, что в таком режиме ускорение не такое энергичное. (Я не могу дождаться, когда получу этот байк на длительное время, чтобы самому поиграться параметрами регенеративного торможения и увидеть результат.)
Мгновенное ускорение — это именно то, что люди ожидают от электрического мотоцикла. И SR/F не разочаровывает. Ускорение сильное во всем диапазоне оборотов. Да, если вы привыкли кататься на мотоцикле с ДВС с пиковой тягой в определенном диапазоне оборотов, вы можете взгрустнуть по тому самому наступающему моменту, когда байк, кажется, дунет со скоростью света, но то, что вы получаете на любой другой скорости с SR/F, стоит того. Мгновенный крутящий момент торкает.
Монитор настраваемый, но такое отображение наиболее удобно
На нашей тестовой поездке я смог втопить до максимальной скорости в 200 км/ч. В виду того что скорость ограничена программным обеспечением никакого падения мощности при наборе скорости до двушки не ощущается. Вы просто набираете двушку и остаетесь там. Все, что вы слышите на этом нейкеде SR/F на этой скорости — это ветер, в то время как более низкие скорости сопровождаются футуристическим гулом, который я нахожу приятным.
С немножко наклоненной вперед посадкой и своей огромной мощностью, SR/F совершенный аппарат для петляющих асфальтовых дорог. Рулевое управление нейтральное, и ни торможение на трассе, ни торможение в поворотах не сбивают SR/F с его линии. Широкий руль удобен для прохождения серий поворотов.
Системное меню интуитивно и управляется одной кнопкой
Дороги по которым мы ездили по качеству менялись от идеально гладких, как бильярдный стол до очень сильно ухабистых. Почти каждый мотоцикл хорошо ездит по ровному, а тут я был впечатлен тем, насколько хорошо подвеска Showa справляется с ухабистыми поверхностями – иногда с ямами прямо в середине поворотов. Наверняка водители разных размеров захотят поиграть с настройками подвески, а базовые настройки были почти идеальными для моих 89 кг веса.
Когда дело касалось замедлений тормоза J. Juan работали с должной мощностью и усилием на рычаге. Хотя дороги были грязными после недавних дождей, я не чувствовал, что шины скользят при торможении или ускорении. Я правда попробовал пожечь задним в гравии, но после оборота задней шины в течение доли секунды SR/F просто выехал из гравия. Очень крутой контроль тяги (трекшн контроль).
Наращивание производства
Моя самая большая жалоба в этой тестовой поездке на SR/F была на то, что эта поездка была слишком короткой, но так всегда бывает, когда эксклюзивная поездка стоит в чрезвычайно плотном графике. Наша поездка была примерно на 70 миль, включая городское движение, прохваты по горам, повторяющиеся фотосессии, пару высокоскоростных секций (включая прохват на максимальную скорость) и езду по шоссе. После всего этого мы вернулись с уровнем заряда на 30%.
Итак, так насколько же хорош Zero SR/F? Как только я снял шлем после поездки, я сразу же запросил его для длительного теста. Есть много вещей, которые я хочу попробовать с пользовательскими режимами езды. Я хочу взять его на свою адскую поездку вверх на Angeles Crest. Самое главное, я просто хочу покататься на байке и посмотреть, каково это жить с ним. SR/F — это просто лучший электрический мотоцикл, на котором я когда-либо ездил, и я не могу дождаться, чтобы сравнить его с другим электрическим (или двумя – если они доступны), чтобы понять современное состояние рынка электрических мотоциклов.
“Топливный бак”, а на самом деле бокс для хранения багажа большой и имеет USB входа для зарядки. К сожалению замок багажника расположен отдельно от замка зажигания и для его открытия требуется вставить ключ в другую защелку.
2019 Zero SR/F поставляется в двух цветах, Boardwalk Red (красный) и Seabright Blue (синий), а рекомендованная отпускная цена базовой модели составляет $18,995. Премиальная модель обойдется в $20,995, но там вы получаете зарядное устройство Level 2 6kW (вместо 3kW), парящий экран, ручки с подогревом и алюминиевые грузики руля. На сегодняшний день мы не знаем много о байке Lightning Strike, но на тизерах Lightning мы видели мотоцикл с аналогичной посадкой, и, учитывая спортивную родословную Lightning, мы ожидаем, что Strike будет быстрым байком. Если верить шумихе, Strike будет сильно дешевле SR/F пробег, особенно с его начальной заявленной ценой в $ 12,998. Что касается SR/F, лично я бы повелся на более короткое время зарядки и выбрал премиум комплектацию – и даже если бы я в основном заряжал батарею в течение ночи. 2019 Zero SR/F прибудет в шоурумы в апреле. Поклонники электромотоциклов должны начать выстраиваться в очередь для тест-драйва уже сейчас.
Тема мне очень интересна. Это первый похожий на нормальный мотоцикл и хотя рынок он не порвет, как обещают создатели, но шагнул вперед. Еще не Тесла но уже что-то.
Обзор электрического мотоцикла 2019 модельного года Zero SR/F
Этот мотоцикл — это кульминация $300-миллионых инвестиций и 13-летнего развития идеи. Это лучший электрический мотоцикл выпускаемый в настоящее время.
Уму непостижимо, что выпускаемые массово и легальные на дорогах электрические мотоциклы существуют только 10 лет. В 2009 году Zero Motorcycles запустили Zero S и положили начало эпохе электрического двухколесного уличного транспорта. В том году Zero S не был единственным электрическим мотоциклом в производстве, это был единственный электрический транспорт вообще, выпускаемый массово. Если сказать, что Zero опередили свое время, то это будет преувеличением, но этот ранний старт дал компании время – 13 лет с момента ее создания, чтобы превратиться по заверениям ее маркетологов в “мирового лидера в сегменте электрических мотоциклов и электросиловых агрегатах.” Если ваш товар создал целую категорию транспортных средств, это больше, чем пиар-болтовня. Это неоспоримый факт.
Другие производители мотоциклов заметили тенденцию и выходят на рынок. У BMW есть свой скутер C-Evolution (обзор вот здесь www.motorcycle.com/manufacturer/bmw/2018-bmw-c-evolution-review.html). Energica создала свою нишу на рынке элитного электротранспорта со своими Ego, Eva и Eva Esse Esse 9 – и добилась славы и успеха с FIM, став его поставщиком для серии гонок MotoE, которая будет гастролировать с MotoGP в 2019 году. Lightning Motorcycles, люксовый бренд, чей супербайк LS-218 покорил Bonneville и Pikes Peak, недавно объявил, что его модель Strike будет представлена в следующем месяце, а Harley-Davidson, наконец-то объявил дату запуска своей электромодели Livewire – август 2020 года. Чтобы вы не думали, что простое производство электрических мотоциклов уже гарантирует успех, вспомните о кончине Alta Motors. Между тем, Zero находится в этом сегменте дольше любого другого производителя и сама создает этот рынок.
не обращайте внимания на уродливую пластиковую панель сбоку
Принимая во внимание все это я встретился с представителями Zero чтобы получить свое самое раннее представление о 2019 Zero SR/F. Итак, в то время как остальной мир узнает о StReetFighter Zero в пресс-релизе эта статья поделится с вами впечатленими о реальной поездке.
Но сначала немного предыстории.
Сколько производителей мотоциклов скажут вам, что байк, который они выпускают — это единственный в своем роде и именно тот, который они всегда хотели производить? Рынок мотоциклов с ДВС настолько зрелый и сегментированный по маркетинговым нишам, что это утверждение практически неслыханно. Однако рынок электромотоциклов все еще очень молод, и SRF представляет как раз такое утверждение. Это третье поколение Zero – то поколение, где мириады требований к видению электрического мотоцикла могут, наконец, собраться вместе и воплотиться.
По словам Абэ Ашкенази, главного технического директора Zero, первое поколение мотоциклов Zero сосредоточилось почти исключительно на силовом агрегате. Основные усилия были потрачены на ответ на вопрос: “Как заставить работать электрический силовой агрегат?” Результатом стал Zero S, выпущенный в 2009 году.
Впервые Zero сделали глиняную модель своего мотоцикла. Дизайнеры совместили 3D-печать шасси и моторных компонентов и глину, чтобы воплотить идею, пришедшую из цифрового мира.
Второе поколение Zero S появилось в 2012/3 году и выглядело более похожим на мотоцикл. Таким образом, в дополнение к увеличению емкости батареи и мощности двигателя, Zero также обновился до подвески Showa, тормозных компонентов J. Juan, ABS Bosch и шин Pirelli. Однако, с таким большим количеством умственных усилий, направленных на механические части аппарата, дизайн был оставлен на потом. “У нас была аккумуляторная батарея и у нас был этот мотор", — отметил Ашкенази. “Они были интегрированы с технической и опытно-конструкторской точек зрения, но с эстетической точки зрения пришлось повременить.”
С SR/F было принято решение взять все, что они узнали с первыми двумя поколениями, и начать с чистого листа. Ашкенази подводит итог: “В этот раз мы получили все с самого начала: промышленный дизайн, машиностроение, энергетика, электротехника. Когда мы начинали этот проект, все было под рукой, не было ограничений. Как ты этим воспользуешься?” Когда пыль улеглась единственными частями байка, оставшимися от предыдущего поколения оказались: подножки, зеркала, поворотники, электронный дроссель, ручки, грузики руля, датчики скорости колеса и магниты, звуковой сигнал, отражатели и подножка (прямо весь мотоцикл перечислил, шутка)).
В результате 2019 Zero SR/F — это мотоцикл, который выглядит, на мой взгляд, более похожим на полноразмерный мотоцикл, чем любой другой предыдущий.
“Красота байка впечатляет”, — говорит Ашкенази, “но красота внутренностей байка впечатляет гораздо больше.”
Аккумуляторная батарея.
По словам Сэма Пашеля, генерального директора Zero, первые три вещи, которые люди спрашивают об электрическом мотоцикле, это всегда: дальность езды на зарядке, сколько прет и сколько времени требуется для зарядки? Это не должно вызывать удивления у тех, кто хотя бы частично знаком с электромобилями вообще и конкретнее с электрическими мотоциклами из-за ограничений по размерам и весу двухколесной платформы. В то время как почти каждый следующий мотоцикл модельной линейки Zero улучшал ответ на первые два вопроса, совместимость со стандартной розеткой на 110v (в США 110, а не 220, спалил как-то X box из-за этого, прим.) на байках предыдущего поколения означало, что любому улучшению емкости батареи противодействовало увеличение времени зарядки. Zero решил эту проблему со спецзарядником Charge Tank Level 2, который может поместиться в пространство “бензобака” предыдущего поколения – и вы также можете приобрести дополнительные зарядные устройства для ускорения времени зарядки – но эти варианты дороги и потенциально громоздки. Самым элегантным решением было бы встроить зарядник в сам байк.
Level 2 зарядка это стандарт для SR/F!
Примечание: В США зарядные станции делятся по уровням мощности на 1,2,3 (Level 1,2,3). Кому интересно, подробнее можно почитать вот здесь: elektro-mobili.ru/tipy-zariadnykh-ustroistv-dlia-elektrokarov/
Для SR/F, Zero встроила этот зарядник Level 2 сразу в базовую конфигурацию байка идя навстречу людям кто ездит много и заряжается часто. В виду того что емкость встроенной батареи Z-Force Li-Ion сохранилась на уровне 14.4 kWh, использование 3kW зарядки Level 2 в стандартном SR/F снизило время полного заряда сразу в 2 раза с 9 часов до 4.5 часов. (Примечание: как правило, последние 10% заряда батареи занимают около получаса, так что на 90-95% заряда уходит около 4 часов.) В то время как SR/F все еще поставляется с адаптером для питания 110V вам нужно подключить SR/F к 220V, чтобы воспользоваться преимуществами обновления зарядного устройства. А вот потребители, которые выбирают для SR/F Премиум зарядку получат способность заряжаться на 6kW, существенно уменьшая время зарядки аж до 2,5 часов от 0 до 100%… Для супер требовательного владельца SR/F, улучшенная батарея уже в этом году позволит заряжаться с 12kW, а это означает всего лишь час на зарядку от 0 до 95% и до 100% за полтора часа. Тем не менее, зарядная станция должна быть способна обеспечить такую большую мощность – у многих такой просто нет.
Базовый SR/F получает зарядку на 3kW впереди картинки, премиум модификация получает еще одну на 3. Аксессуар зарядки на6 кВт, та что на баке, будет доступен позже.
В этот момент некоторые прошаренные в электричестве читатели захотят узнать, почему Zero не обеспечил совместимость с быстрой зарядкой Level 3. Причины этого лежат в текущем состоянии зарядной инфраструктуры в США (и большей части Европы), где 90% зарядных станций это Level 2. В связи с малочисленностью станций 3го уровня было принято решение придерживаться уровня 2 – но быстрого уровня 2. Что касается потенциала Level 3, Пашель говорит: “Посмотрим в будущем, как Level 3 будет развиваться и конечно, мы предложим нашим клиентам самое правильное решение.” Естественно, я бы предположил, что это решение будет в виде обновленного зарядной батареи.
Прежде чем я продолжу, я хотел бы обратить внимание на опасения, связанные со временем зарядки. Как владелец электромобиля, мой ежедневный опыт зарядки заключается в том, что это не больше, чем время, которое мне требуется, чтобы подключить кабель уровня 2 вечером и отключить его утром – по существу это меньше минуты. Ежедневные пользователи электрических мотоциклов, я полагаю, делали бы также и не забивали голову.
Я полагаю, сейчас хороший момент, чтобы упомянуть заявленную дальность SR/F в 161 милю (259 км) в городе (опция Power Tank увеличивает до 200 миль – 322 км), 82 мили на шоссе (132 км) и 109 миль в режиме город/шоссе (175 км). Погладьте себя по голове если вы были внимательны и заметили, что это на 10% меньше по сравнению с обычным SR и это произошло из-за большей массы байка и бОльших шин.
Для более чем 90% моих потребностей использования мотоциклов заявленных цифр SR/F будет достаточно. Если вы ищете байк, чтобы кататься только в горах или ездить в туры по выходным или на дальняки, то SR/F – также как и любой электрический мотоцикл – это не ваш выбор. С учетом сказанного, вы можете быть уверенны, что когда я получу тестовый байк в свой гараж, я подвергну его той же самой тестовой поездке по шоссе Angeles Crest, что и всех других электробайков, которые тестил, чтобы увидеть, как он справится со спортивной ездой в горах.
Ребра на батарейном отсеке предназначены для выравнивания температуры ячеек.
Но подождите, мы еще не закончили с батареей. Если вы внимательно посмотрели на фотографии SR/F, то вы заметили, что аккумуляторный блок значительно меньше походит на коробку. В самом деле теперь у него можно заметить новые охлаждающие ребра радиатора. Еще более пристальный взгляд на частоту этих ребер покажет, что в центре их больше, чем по краям. Причина этого проста. Ячейки расположенные спереди и сзади больше контактируют с окружающим воздухом, а сбоку меньше. Более частые ребра в центре призваны стабилизировать температуру и сделать ее более ровной. Вы также заметите, что ребра вертикальные, а не горизонтальные, потому что они выполняют свою работу, когда байк неподвижен и находится в состоянии зарядки.
Мотор и контроллер.
Батарея это самый тяжелый компонент на SR/F, далее по весу идет мотор. Учитывая это, он был помещен как можно ниже и дальше вперед, чтобы сохранить центр тяжести низким. Это местоположение также позволяет мотору охлаждаться без вентиляторов. Вместо этого нижняя часть обвеса зачерпывает воздух из-под батарейного отсека и направляет его на охлаждающие ребра контроллера и двигателя.
Обтекатель забирает поток воздуха и направляет его на мотор и контроллер
Мотор SR/F значительно обновился. Во-первых, он на 3 см шире, но самое главное это начинка. Кроме этого он лучше охлаждается с помощью округлых ребер (на картинке). Наконец, мощность значительно подскочила. Мотор ZF75-10 выдает 110 лошадей и SR/F это первый байк у Zero где покорилась цифра в 100 лошадок. Для сравнения, двигатель ZF75-7R в предыдущем поколении SR выдавал 70.
Еще одним интересным фактом является то, что ZF75-10 достигает своей новой максимальной скорости 124 миль в час (200 км/ч) благодаря не только ударной мощности движка, но и увеличению оборотов на 1000 оборотов в минуту до 7500.
При такой мощности контроллер рисует 900 ампер от батареи. Для того, чтобы убедиться, что аккумулятор не ускоренно изнашивается при полной нагрузке от контроллера и двигателя, сам аккумулятор способен производить 1200 ампер. Для того чтобы справиться с жаром от такой силы тока, внутренности мотора заключены в термальный компаунд, который окружает медные мотки на статоре и заполняет пространство мотора, который, в свою очередь отводит жар к ребрам радиатора.
Закругленные ребра охлаждения и маятник. Мы обсудим эту необычную схему позже
Этот мотор прошел длинный путь от предыдущих моделей, которые не могли преодолеть ограничения в 80 миль в час для защиты от перегрева. Сейчас же во время разработки, ZF75-10 был испытан пытками при температуре 120°(49 цельсия) в Долине Смерти и экстремальными нагрузками гоночной трассы. (Примечание: SR/F на двух милях побил предыдущий на 5 сек с тем же гонщиком)
На этой схеме показано, как PowerPivot позволяет приводному ремню оставаться с таким же натягом.
Одна из самых интересных фишек мотора это то, что ведущий вал мотора это и место штифта маятника (не уверен в переводе). Это служит двум целям. Во-первых, это позволяет мотоциклу быть очень узким, что облегчает доступ до земли невысоким водителям. Во-вторых, натяжение остается неизменным на протяжении всего хода подвески. Таким образом ремень очень хорошо натянут и не провисает. (кривоватый абзац, перевел как мог, поправьте в комментах кто понимает)
Шасси
С таким уникальным взаимодействием маятника с мотором неудивительно, что мотор и батарея сильно нагружены. Стальная решетчатая рама оборачивает батарейный отсек. Полностью регулируемая вилка SFF Showa с перьями идет к 17-дюймовому переднему колесу. Позади полностью регулируемый амортизатор взаимодействует сразу со стальным маятником. Оба литых алюминиевых колеса получают резину Pirelli Diablo Rosso III – 120/70-17 спереди и 180/55-17 сзади – еще один шаг вперед по сравнению с предыдущим поколением.
Торможение осуществляется комплектующими от J.Juan. Радиальные, 4-поршневые передние суппорты сжимают диски диаметром 320mm, изготовленные на заказ и копирующие дизайн колес. Задние тормоза — диск 240мм, однопоршневый суппорт. Мы рассмотрим АБС более подробно через минуту.
Подрамник из литого алюминия держит сиденье на высоте 77 см и размещает в себе литий-ионную батарею 12V.
Сиденье удобное и с него легко доставать до земли. Вы будете рады валику позади вас когда втопите на этом байке.
Да, у SR/F есть батарея на 12V для питания бортовых систем. В прошлом единственным источником питания была батарея на 100V и это добавляло ненужных сложностей. У SR/F 12-вольтовая батарейка действует как буфер в системе запитывая электронику, а 100-вольтовая батарея контролирует батарею 12V и заряжает ее по мере необходимости.
Электронный рай!!!
Для управления множеством взаимосвязанных систем, которые есть в SR/F, инженеры Zero создали операционную систему Cypher III, которая выступает в качестве центрального хаба. Cypher III объединяет систему 12V, систему зарядки, систему мониторинга батареи и саму батарею, контроллер и двигатель, систему контроля стабильности Bosch, TFT приборку, bluetooth и модуль сотовой связи. Уффф, вроде все!
Кнопка внизу это круизконтроль, а еще бывают ручки с подогревом
Bosch MSC (Motorcycle Stability Control- система контроля стабильности мотоцикла) является первой системой такого рода в электрических мотоциклах. Она мониторит все основные системы контроля байка, а именно: ABS, угловую ABS, трекш-контроль (или антипробуксовочную, кому как нравится), систему защиты от избыточного крутящего момента при старте (drag torque control) – все из того, что регулируется ездовыми режимами (Eco, Стрит, Спорт и Дождь) и также может быть до 10 программируемых пользовательских режимов езды. С помощью TFT монитора ездовые режимы могут легко устанавливаться через интуитивно понятную систему меню переключателем на левой ручке или, как Zero делал на предыдущих моделях, прямо из приложения смартфона.
Сотовая Связь
Zero в сотрудничестве со Starcom Systems создала первый доступный по деньгам «сетевой» мотоцикл – назовем это так. Облачная сотовая система позволяет водителю удаленно взаимодействовать с SR/F в пяти ключевых областях: состояние байка + оповещения, параметры зарядки, “езда relive & share", пользовательские режимы и обновления системы. Сейчас поясним.
Некоторая инфа полученная от подключенного мотоцикла: удаленное управление временем зарядки и установка целевого уведомления о зарядке.
Статус байка включает в себя такую информацию, как местоположение мотоцикла, всю статистику мотоцикла, состояние заряда (SOC), информации о процессе зарядки, время для полной зарядки, километраж до разрядки и возможные обновления системы. Кроме того, у SR/F также есть оповещения. Например, владелец будет проинформирован, если кто-то перемещает припаркованный байк, зарядка завершена или прервана, о низком уровне заряда во время хранения, и доступном новом обновлении системы.
Вдобавок, водитель сможет установить оповещение при достижении SR/F определенного уровня заряда (скажем для езды домой) или обозначить время начала заряда, чтобы например заряжаться по ночному дешевому тарифу. Другие настраиваемые удаленные функции — это возможность настроить цвет и яркость приборки или, как упоминалось ранее, создать пользовательские режимы езды через приложение для телефона.
Просмотрите все важные статистические данные вашей поездки.
Поскольку облачное подключение делает SR/F частью Интернета, Zero включил возможность социального обмена в приложении. После записи поездки, информацией можно делиться с другими байкерами и именно в той мере в какой желает водитель. Вся информация начиная от углов наклона байка к дороге и скорости на каждом участке может быть расшарена, чтобы водитель смог еще раз пережить эти моменты поездки. Водители также имеют возможность сохранять всю свою информацию анонимной и могут быть уверены, что никто не отслеживает их поездки или не использует их информацию без их разрешения.
На дороге
После технического брифинга Zero предоставила нам пару байков SR/F в премиальной комплектации, только что снятых с конвейера в Scotts Valley, Калифорния. Дороги вокруг Scotts Valley и Santa Cruz созданы для езды на мотоцикле. Итак, после короткого перегона из города, мы добрались до дорог, пригодных для теста.
Даже в черном цвете и с пластиковыми панелями по бокам байк выглядит чООтко
Мое первое впечатление от внешнего вида SR/F это то, что он гораздо больше похож на полноразмерный обычный мотоцикл, чем на свои предыдущие модели SR и DSR. Ничего против них не имею, но закинув ногу на байк, я сразу же подтвердил свои мысли. Внешний вид и ощущения от SR/F говорят о цельности этого мотоцикла. Он чувствуется единым целым, а посадка и высота седла были в соответствии с другими мотоциклами streetfighter (нейкедами, дорожниками, как угодно).
В режиме Street, отклик на газ быстрый, но не резкий. Кривая ускорения (или это кривая подачи энергии? хз) не достигает полной мощности, как на Cпорт режиме, но заметить это можно только долго откручивая. Крутящего момента здесь с избытком для большинства ситуаций на дороге. Для справки, оба режима имеют разные настройки MSC, соответственно для обычного использования и более агрессивной езды.
Посадка на байке в меру агрессивная, самое оно
Наиболее заметная разница между этими двумя режимами в том, как срабатывает рекуперативное торможение при закрытии газа. В спортивном режиме регенеративное торможение не срабатывает до тех пор, пока ручка газа не будет всего в нескольких градусах от полного закрытия. Это нужно для более точного дозирования регенеративного торможения и понятного отклика на дросселе который предпочитают активные водители. В режиме Street торможение происходит более пропорционально и растет по мере приближения к полному закрытию газа. Это позволяет водителю дозировать регенеративный тормоз в зависимости от дорожной ситуации. Единственный компромисс заключается в том, что в таком режиме ускорение не такое энергичное. (Я не могу дождаться, когда получу этот байк на длительное время, чтобы самому поиграться параметрами регенеративного торможения и увидеть результат.)
Мгновенное ускорение — это именно то, что люди ожидают от электрического мотоцикла. И SR/F не разочаровывает. Ускорение сильное во всем диапазоне оборотов. Да, если вы привыкли кататься на мотоцикле с ДВС с пиковой тягой в определенном диапазоне оборотов, вы можете взгрустнуть по тому самому наступающему моменту, когда байк, кажется, дунет со скоростью света, но то, что вы получаете на любой другой скорости с SR/F, стоит того. Мгновенный крутящий момент торкает.
Монитор настраваемый, но такое отображение наиболее удобно
На нашей тестовой поездке я смог втопить до максимальной скорости в 200 км/ч. В виду того что скорость ограничена программным обеспечением никакого падения мощности при наборе скорости до двушки не ощущается. Вы просто набираете двушку и остаетесь там. Все, что вы слышите на этом нейкеде SR/F на этой скорости — это ветер, в то время как более низкие скорости сопровождаются футуристическим гулом, который я нахожу приятным.
С немножко наклоненной вперед посадкой и своей огромной мощностью, SR/F совершенный аппарат для петляющих асфальтовых дорог. Рулевое управление нейтральное, и ни торможение на трассе, ни торможение в поворотах не сбивают SR/F с его линии. Широкий руль удобен для прохождения серий поворотов.
Системное меню интуитивно и управляется одной кнопкой
Дороги по которым мы ездили по качеству менялись от идеально гладких, как бильярдный стол до очень сильно ухабистых. Почти каждый мотоцикл хорошо ездит по ровному, а тут я был впечатлен тем, насколько хорошо подвеска Showa справляется с ухабистыми поверхностями – иногда с ямами прямо в середине поворотов. Наверняка водители разных размеров захотят поиграть с настройками подвески, а базовые настройки были почти идеальными для моих 89 кг веса.
Когда дело касалось замедлений тормоза J. Juan работали с должной мощностью и усилием на рычаге. Хотя дороги были грязными после недавних дождей, я не чувствовал, что шины скользят при торможении или ускорении. Я правда попробовал пожечь задним в гравии, но после оборота задней шины в течение доли секунды SR/F просто выехал из гравия. Очень крутой контроль тяги (трекшн контроль).
Наращивание производства
Моя самая большая жалоба в этой тестовой поездке на SR/F была на то, что эта поездка была слишком короткой, но так всегда бывает, когда эксклюзивная поездка стоит в чрезвычайно плотном графике. Наша поездка была примерно на 70 миль, включая городское движение, прохваты по горам, повторяющиеся фотосессии, пару высокоскоростных секций (включая прохват на максимальную скорость) и езду по шоссе. После всего этого мы вернулись с уровнем заряда на 30%.
Итак, так насколько же хорош Zero SR/F? Как только я снял шлем после поездки, я сразу же запросил его для длительного теста. Есть много вещей, которые я хочу попробовать с пользовательскими режимами езды. Я хочу взять его на свою адскую поездку вверх на Angeles Crest. Самое главное, я просто хочу покататься на байке и посмотреть, каково это жить с ним. SR/F — это просто лучший электрический мотоцикл, на котором я когда-либо ездил, и я не могу дождаться, чтобы сравнить его с другим электрическим (или двумя – если они доступны), чтобы понять современное состояние рынка электрических мотоциклов.
“Топливный бак”, а на самом деле бокс для хранения багажа большой и имеет USB входа для зарядки. К сожалению замок багажника расположен отдельно от замка зажигания и для его открытия требуется вставить ключ в другую защелку.
2019 Zero SR/F поставляется в двух цветах, Boardwalk Red (красный) и Seabright Blue (синий), а рекомендованная отпускная цена базовой модели составляет $18,995. Премиальная модель обойдется в $20,995, но там вы получаете зарядное устройство Level 2 6kW (вместо 3kW), парящий экран, ручки с подогревом и алюминиевые грузики руля. На сегодняшний день мы не знаем много о байке Lightning Strike, но на тизерах Lightning мы видели мотоцикл с аналогичной посадкой, и, учитывая спортивную родословную Lightning, мы ожидаем, что Strike будет быстрым байком. Если верить шумихе, Strike будет сильно дешевле SR/F пробег, особенно с его начальной заявленной ценой в $ 12,998. Что касается SR/F, лично я бы повелся на более короткое время зарядки и выбрал премиум комплектацию – и даже если бы я в основном заряжал батарею в течение ночи. 2019 Zero SR/F прибудет в шоурумы в апреле. Поклонники электромотоциклов должны начать выстраиваться в очередь для тест-драйва уже сейчас.
- igormrb
- Игорь
- 13 марта 2019 в 12:16
- 1
- +24
- GolosBezdoka
- 13 марта 2019 в 18:39
- ↓
Если бы R1200R поимел Bajaj Dominar 400, получился бы такой дизайн :)
А так дизайн 1 в 1 как у старой ямахи
А так дизайн 1 в 1 как у старой ямахи
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернуть