Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Honda XL650V Transalp 2005 → Индикатор передач. Трансальп 650.

Те, кто меня знает, не удивляются, куда меня иногда заносит
Люблю подзаморочиться, особенно в межсезонье. А что ещё делать? Смотреть на мотоцикл? так-то можно его трогать, ласкать, и с пользой для дела заодно ))
Так, в своё время, после того как купил у китайцев индикатор на герконах (да-да, это тот дешёвый, страшно неточный, который не показывает передачу, а помнит взмахи лапкой переключения), врезав его в приборку.



Но после того как понял, что это фуфло и нифига неточно, не стал сдаваться ))

Решил таки доделать по уму. А поскольку Трансальп — полностью аналоговый мотоцикл, то никакие девайсы от Хилтек не подошли бы. Да и слава богу, ибо Хилтеки эти: 1 — дорогие, 2 — мот остановился, и они тухнут, так как подсчёта нет — отсутствуют импульсы датчика скорости. А ведь бывают ситуации, когда приходится резко тормозить, выжав сцепу, когда стадо оленей поток автомобилей почему-то ехав 60-80, резко встаёт. И вот гадай, на какой передаче был мот до этого, на 3, 4, а может вообще, 5-й ))

Решение пришло простое и надёжное: контакт на копирный вал, переключающий «массы» по плате, диодный дешифратор, и обычный семисегментный светодиодный индикатор с общим анодом. Всё! Никаких сложных микроконтроллеров и т.п.



Зима длинная, поэтому неспешно было снято сцепление, и потихоньку всё пришло в движение: прикидывая макет будущей платы, вырезанный из жёсткой плёнки, были размечены крепёжные отверстия под штатные болты, а также точки фиксации копирного вала.



Но обо всём по порядку
Сперва был сделан достаточно мощный контакт для подачи «бегающей массы» в нужных положениях копирного вала.



Установлен с фиксацией на Локтайт



Платка с площадками «с той стороны»



разметка площадок, переключая передачи



Платка в готовом виде





На месте!



Провода выведены вперёд, с датчиком зажигания



Дальнейшая эксплуатация мота в сезон, в течение 15 тыкм (дальняк в Крым и Грузию, по жаре и т.д.) показали абсолютную надёжность девайса. теперь мот у нового владельца.

Смею считать данный индикатор наиболее информативным и простым в изготовлении.

Как это работает — можно увидеть, например, тут:
bikepost.ru/blog/76645/Nostalgija-po-Gruzii-sentjabr-2017-na-Transalpe.html

===========================================================================================================================
  • AlexfishAlexfish
  • Алексей
  • 16 ноября 2018 в 16:11
  • 6
  • оценка: +30

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
0
Ivan_
  • Ivan_
  • 16 ноября 2018 в 16:49
Хорошая статья, и сделано все аккуратно.

но зачем?
+1
Alexfish
А зачем на всех мотоциклах последних лет оно есть? Не задавались?
+1
Boggi
В основном, чтобы было. По факту как и на тахометр, смотреть туда приходится раз в пятилетку. Только если у тебя не спорт конечно и ты не на кольце, где ошибка в передаче и оборотах грозит потерей секунд.
Но на Трансляпе он и правда особо ненужен.
+1
AntonKatenev
А зачем на всех мотоциклах последних лет оно есть? Не задавались?
В основном потому что там есть датчик передачи, нужный для работы мозгов (по экологии, в основном). Если есть датчик, и есть электронная приборка, что чего бы не вывести передачу, это ни хрена не стоит.

А колхозить свой датчик, да еще столь примитивный и недолговечный… ну не знаю, по моему оно того не стоит. Но если уж делать, то делать надо бесконтактный. Например, почти идеально было бы применить магнитный энкодер, просто, недорого, вечно. Схема была бы даже проще.
Фольга на печатной плате не предназначена для таких нагрузок, и очень быстро и бесславно сотрется. Надеюсь, ты хоть плату с толстой металлизацией взял, а не стандартные 18 микрон.
0
Lifan1984
Какая чистота в двигателе!
0
Alexdem
Почему все это дело до сих пор не стерлось? Покрытие печатной платы же достаточно мягкое, контакт на валу похож на контакт от советского звонка, в его прочности сомнений нет)
0
Alexfish
Потому что контакт жмёт не сильно и работает в масле. Трение минимально.
0
AntonKatenev
Если бы там реально была масляная пленка, не было бы надежного контакта. По факту трение там есть, а с учетом тонкой металлизации рано или поздно все сотрется. Для таких контактов обычно используют графитовую щетку, тереть медь металлическим контактом не лучшая идея.
Я бы применил магнитный энкодер, если интересно, могу рассказать, как это сделать. Тогда можно было бы сделать универсальный на любой мотоцикл. И наверное даже не надо было бы пихать внутрь, можно было бы поставить и снаружи.
0
Alexfish
15 тыс на одном моте и 18 тыс на другом — пока всё работает. Сотрётся, начнёт «моргать» — там и посмотрим как с этим бороться. Связь с покупателями обоих мотов у меня есть.
Магнитный энкодер или датчик Холла, хорошая идея, только как это связать с копирным валом?
Варианты привода от «качания лапкой» — идея ненадёжная и неточная.
+1
AntonKatenev
На болтик копирного вала наклеивается магнит, любой, какой поместится. Напротив ставится магнитный энкодер на плате. Он будет отдавать положение магнитного поля в градусах. После установки нужно будет откалибровать, пощелкав передачами, и все.
Вот самый простой вариант
Температурный диапазон у этого чипа -40 +150, более чем достаточно. Температурная компенсация встроенная. А разрешение на порядок больше, чем нужно.

Я работал с этими датчиками, проблем с ними не возникает, очень надежное устройство.

Ну а пока могу посоветовать брать текстолит с толстой металлизацией, хотя бы 70 микрон. Все равно конечно сотрется, но может быть хватит на срок службы мотоцикла.
0
Alexfish
Наклеивать в горячем масле не получится. Нужно придумать как крепить жёстко. Ну и сколько проживёт там микросхема, тоже непонятно. Надо делать и проводить испытания.
0
AntonKatenev
Это смотря чем наклеивать… Микросхема проживет там сколько угодно, но если страшно, кто ж мешает ее залить компаундом? Тем же, кстати, каким и магнит на болте.
0
Alexfish
Да, надо думать. Закажу, пожалуй, для экспериментов. Где почитать про принцип работы микрухи? Чем обрабатывать её показания? Микроконтроллером?
0
Alexfish
Заразили Вы меня идеей бесконтактного датчика )))) Эх ))
+1
AntonKatenev
Если с таймером сложно, можно совсем упростить.
На выход PWM ставишь НЧ фильтр с частотой среза герц в 100 (резистор и пару конденсаторов), получишь более или менее пропорциональное углу напряжение. Его в АЦП. Читаешь, усредняешь, все. Точность конечно упадет, но кому она тут нужна?
+1
AntonKatenev
Да, микроконтроллером. Проще всего на том же али взять ардуино нано рублей за 150-200. И я бы посоветовал использовать PWM вместо SPI, для мотоцикла это будет надежнее.

Подход стандартный — один таймер с каналом захвата. Передним фронтом сбрасывать таймер, запоминая значение, это будет общее время цикла. Задний фронт захватывать, это значение покажет длительность импульса. Длительность импульса надо нормализовать по общему времени цикла (оно может плавать от температуры). Дальше пересчет по приведенной в даташите формуле в значение угла. Все. Таймер лучше 16 разрядов. С учетом нормализации можно не париться стабильностью опорной частоты таймера, так что кристалл можно исключить для удешевления, и использовать внутренний RC.

Если SPI, то просто считывать значение угла. Но не рекомендую, а если все же соберешься, работай на низкой частоте.

Ну а что дальше делать с углом, и так вполне понятно. Советую считывать раз по 20 на одно обновление индикатора, отбрасывать самое большое и самое малое значение, остальное усреднять.

Питание на микросхему лучше 5 вольт, на этом питании температурный диапазон больше.

Делов на полдня.

Принцип работы простой, по сути это разновидность магнетометра. Четыре датчика холла в одном массиве, по разному ориентированные.
0
Alexfish
Много плюсов за идею!!!
0
AntonKatenev
Да не за что, это очень простая штука. :) Если будут вопросы по электронике, обращайтесь.
0
AntonKatenev
Вот энкодер немного попроще, и схема подключения его к АЦП:


Так же есть на Али: AS5134
У него поменьше разрешение, зато больше диапазон напряженности магнитного поля. Да и дешевле в несколько раз. Можно прямо проводками подпаяться, и все вместе залить компаундом — получится готовый датчик с трехпроводным подключением, и довольно устойчивый к помехам.
0
Alexfish
Всё хорошо, но вопрос надёжности. Как-то купил на Али 13-е Тиньки, так из четырёх выбрал только одну, которая хотя бы прошилась на столе, а потом всё равно заглючила на мотоцикле (делал контроллер подогрева ручек на 7 положений)
0
AntonKatenev
Да черт его знает, честно говоря. Я микросхемы беру или по обычным каналам, или напрямую у производителей. Но довольно часто покупаю на али всякие платки, вроде все работало, не помню, чтобы были какие-то серьезные проблемы.
Я из любопытства заказал десяток этих энкодеров на али, посмотрим. С микросхемами этого производителя у меня проблем не было, я достаточно давно с ними возюкаюсь.
Можно конечно добиться полной надежности, сделав на каком-то automotive grade МК, но стоит ли оно того… датчику ничего не сделается, а платку с МК и поменять несложно в случае чего, ее же в корпус КП убирать не надо. Да и вообще, это чисто вспомогательное устройство.
+1
CrSys
  • CrSys
  • 17 ноября 2018 в 8:32
Отличная работа, не поленились сцепление снять, класс! На СВхе я такое же делал, на Варюхе герконами обходился, сейчас уже для меня это не актуально.
+1
DelelKrs
Молодец, уважуха. Мне тож не хватает индикатора, да, по скорости и оборотам можно определить передачу, но бывают неудобные моменты когда нужно просто посмотреть )
+1
Spelli
Почётно и по делу! Отличная работа и годная задумка. Возьму себе на вооружение, может быть заморочусь с такой же системой.
0
Spelli
А где на Трансальпе датчик нейтрали? Разве не на копирном валу?
0
Alexfish
На нём. Только с другой стороны.
0
Alexfish
Кстати, есть также продолжение. Уже на другом мотоцикле.
bikepost.ru/blog/82674/Indikator-peredach-Honda-CBF1000FA.html#
+1
variator42
Мощно. Призадумался )
0
Alexfish
Дык а чё думать? Я сперва тож боялся. А потом… фигакс… и уже сделал )))
0
variator42
Вопрос такого плана. А если с сегментами не заморачиваться. На алике готовые индикаторы по халявному ценнику есть.
1 конец — номер передачи.
Не хочу с распайкой трахаться.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda XL650V Transalp 2005, Индикатор передач. Трансальп 650.