Honda CBF1000F 2012 → Индикатор передач. Honda CBF1000FA
Мотофизкультпривет!
Покажу-ка второе исполнение моего показометра, пока не затерялось ))) на этот раз на шестиступенчатом дорожнике.
Первый индикатор подобной конструкции я делал на Трансальпе:
bikepost.ru/blog/82672/Indikator-peredach-Transalp-650.html
И если на ТА более-менее по стрелкам рядом стоящих аналоговых тахо и спидометра было видно передаточное число, вернее, соотношение скорости к оборотам, и там я это сделал чисто потому что хотелось ))
А вот как это было на Биффере, смотрим под катом:
Итак, Биффер, с его близко расположенными 6 передачами и мощным двигателем я вообще ничего не понимал ))) Трогается хоть с 3-й, разгоняется на 1-й и т.д. Мне говорили: а зачем тебе это, если он едет на любой? Ну не зря же там не вариатор, а КПП, передаточные числа нагрузок на трансмиссию должны быть правильные (я перфекционист))
Всякие приблуды, вычисляющие скорость/обороты мне не нравятся по двум причинам:
1. Дорогие
2. На остановившемся мотоцикле не показывают (а ведь часто, экстренно затормозив с выжатым сцеплением в плотном трафике, хочется понимать, на какой передаче остался мотоцикл)
Да, конечно, можно дотопать до нейтрали через первую, как обычно «до упора вниз, и щелчок вверх». А можно просто потихоньку дощёлкать до второй и тронуться с неё. Ну и так далее.
Да и вообще — просто ХОЧУ!
Стратегия уже была выработана: пружинный контакт на селекторную пластину копирного вала, сверху плата с дорожками, семисегментный индикатор на панель. По деньгам — только индикатор (у китайцев — 50 рублей) и свои руки (для себя бесплатно)
Слить масло — раскрутить крышку и скинуть сцепление, умелыми руками — делов на полчаса. Тем более, что не надо снимать никаких приёмных труб и т.д.
Далее — нахождение положения будущего контакта, который будет ёрзать по платке на всех передачах (обозначение длины окружности рабочей зоны бегунка)
Хороший и мощный пружинный контакт был взят из одной из этих релюх:
Селекторная пластина имеет два отверстия под пины (один был сточен на 1 мм, что не мешает ему произволдить хорошее зацепление копирного вала и пластины)
А в отверстие это чётко вошла фиксирующая шайба от потенциометра
на которую подобным образом был завальцован и пропаян контакт
на болт, который держит пластину, была для пущей фиксации надета зубастая шайба и вся конструкция получилась такой:
далее используя красный фиксатор резьбы, устанавливаем всё в мацатыкл ))
Теперь, когда контакт уже стоит, можно отметить точки. куда он приезжает на каждой передаче
затем переносим эти точки на фольгированный текстолит, заодно прикидывая форму платы и за что она будет держаться
паяем провода, фиксируя жгут на плате и чтобы он никуда не прилетел, под шестерню или корзину
Затем устанавливаем это в мотоцикл, проверяем уверенное «законтачивание» массы на проводники на плате, ставим корзину сцепления, убеждаемся, что ничего нигде не задевает
К сожалению, это фото я, увлёкшись, профтыкал, поэтому сразу покажу вывод жгута из двигателя. Установленную платку видно немного в глубине.
Вперёд, совместно с проводами датчика зажигания, как в ТА, вывести не представлялось возможным — в Сибифере шестерёнок больше и всё очень плотно, поэтому решение было принято вывести жгут сзади
Сам жгут из 7 проводов МГТФ был очень плотно просунут в резиновый шланг, который я использовал для ойлера, произведена небольшая выточка в алюминии картера двигателя, чтобы крышка при установке хорошо расплющила резину шланга и вывод был плотным
Процесс такой:
Красота! Чтобы масло даже теоретически не давило (хотя давления там нет, только брызги), шланг с проводами был выведен наверх ещё сантиметров на 40
====================================================================================
Теперь вопрос встал в самом индикаторе.
Всякие такие варианты я считаю жёстким колхозом. Отпадает.
Была мысль установить в тахометр, там как раз есть место
Но сделал по другому. Решил, что эта индикация лучше всего будет смотреться в линейке другой индикации. Так грамотней, имхо.
Самая ненужная из них — дальний свет. Тем более, что рядом индикатор нейтрали, и вместе это будет смотреться хорошо
Выломал стекло дальнего и начал прикидывать туда разные индикаторы. Сперва примерял всякие Кингбрайты, которые у меня были
Но они все большие и смотрятся не очень. Подходящего размера нашёл на Али
Осталось дело за малым — дешифратор. Чтобы сигналы «масс» на каждой из передач превратить в цифры. А поскольку я электронщик так себе и написать прогу для МК мне сложно, решил сделать на диодах, по старинке.
Схемка из тырнета
Платку нарисовал в Лэйауте
С помощью ЛУТ перевёл на текстолит и вытравил
Монтаж деталек
Проверка (гифка)
Покрыл лаком для гидроизоляции
И за обтекатель её
В итоге всё теперь показывает вот тут:
Как бы почти с завода )))
Индикацию дальнего (зачем она такая была огромная? Всё равно негде пользоваться) перенёс в маску тахометра. Пока не светит — не заметна (выемка в маске, над цифрой 8)
18 тыкм под дождями, солнцем и т.д. всё проехало, и продолжает радовать нового владельца!
Гиперточный и надёжный индикатор, каким, имхо, он и должен быть. Это же Хонда ))))
Покажу-ка второе исполнение моего показометра, пока не затерялось ))) на этот раз на шестиступенчатом дорожнике.
Первый индикатор подобной конструкции я делал на Трансальпе:
bikepost.ru/blog/82672/Indikator-peredach-Transalp-650.html
И если на ТА более-менее по стрелкам рядом стоящих аналоговых тахо и спидометра было видно передаточное число, вернее, соотношение скорости к оборотам, и там я это сделал чисто потому что хотелось ))
А вот как это было на Биффере, смотрим под катом:
Итак, Биффер, с его близко расположенными 6 передачами и мощным двигателем я вообще ничего не понимал ))) Трогается хоть с 3-й, разгоняется на 1-й и т.д. Мне говорили: а зачем тебе это, если он едет на любой? Ну не зря же там не вариатор, а КПП, передаточные числа нагрузок на трансмиссию должны быть правильные (я перфекционист))
Всякие приблуды, вычисляющие скорость/обороты мне не нравятся по двум причинам:
1. Дорогие
2. На остановившемся мотоцикле не показывают (а ведь часто, экстренно затормозив с выжатым сцеплением в плотном трафике, хочется понимать, на какой передаче остался мотоцикл)
Да, конечно, можно дотопать до нейтрали через первую, как обычно «до упора вниз, и щелчок вверх». А можно просто потихоньку дощёлкать до второй и тронуться с неё. Ну и так далее.
Да и вообще — просто ХОЧУ!
Стратегия уже была выработана: пружинный контакт на селекторную пластину копирного вала, сверху плата с дорожками, семисегментный индикатор на панель. По деньгам — только индикатор (у китайцев — 50 рублей) и свои руки (для себя бесплатно)
Слить масло — раскрутить крышку и скинуть сцепление, умелыми руками — делов на полчаса. Тем более, что не надо снимать никаких приёмных труб и т.д.
Далее — нахождение положения будущего контакта, который будет ёрзать по платке на всех передачах (обозначение длины окружности рабочей зоны бегунка)
Хороший и мощный пружинный контакт был взят из одной из этих релюх:
Селекторная пластина имеет два отверстия под пины (один был сточен на 1 мм, что не мешает ему произволдить хорошее зацепление копирного вала и пластины)
А в отверстие это чётко вошла фиксирующая шайба от потенциометра
на которую подобным образом был завальцован и пропаян контакт
на болт, который держит пластину, была для пущей фиксации надета зубастая шайба и вся конструкция получилась такой:
далее используя красный фиксатор резьбы, устанавливаем всё в мацатыкл ))
Теперь, когда контакт уже стоит, можно отметить точки. куда он приезжает на каждой передаче
затем переносим эти точки на фольгированный текстолит, заодно прикидывая форму платы и за что она будет держаться
паяем провода, фиксируя жгут на плате и чтобы он никуда не прилетел, под шестерню или корзину
Затем устанавливаем это в мотоцикл, проверяем уверенное «законтачивание» массы на проводники на плате, ставим корзину сцепления, убеждаемся, что ничего нигде не задевает
К сожалению, это фото я, увлёкшись, профтыкал, поэтому сразу покажу вывод жгута из двигателя. Установленную платку видно немного в глубине.
Вперёд, совместно с проводами датчика зажигания, как в ТА, вывести не представлялось возможным — в Сибифере шестерёнок больше и всё очень плотно, поэтому решение было принято вывести жгут сзади
Сам жгут из 7 проводов МГТФ был очень плотно просунут в резиновый шланг, который я использовал для ойлера, произведена небольшая выточка в алюминии картера двигателя, чтобы крышка при установке хорошо расплющила резину шланга и вывод был плотным
Процесс такой:
Красота! Чтобы масло даже теоретически не давило (хотя давления там нет, только брызги), шланг с проводами был выведен наверх ещё сантиметров на 40
====================================================================================
Теперь вопрос встал в самом индикаторе.
Всякие такие варианты я считаю жёстким колхозом. Отпадает.
Была мысль установить в тахометр, там как раз есть место
Но сделал по другому. Решил, что эта индикация лучше всего будет смотреться в линейке другой индикации. Так грамотней, имхо.
Самая ненужная из них — дальний свет. Тем более, что рядом индикатор нейтрали, и вместе это будет смотреться хорошо
Выломал стекло дальнего и начал прикидывать туда разные индикаторы. Сперва примерял всякие Кингбрайты, которые у меня были
Но они все большие и смотрятся не очень. Подходящего размера нашёл на Али
Осталось дело за малым — дешифратор. Чтобы сигналы «масс» на каждой из передач превратить в цифры. А поскольку я электронщик так себе и написать прогу для МК мне сложно, решил сделать на диодах, по старинке.
Схемка из тырнета
Платку нарисовал в Лэйауте
С помощью ЛУТ перевёл на текстолит и вытравил
Монтаж деталек
Проверка (гифка)
Покрыл лаком для гидроизоляции
И за обтекатель её
В итоге всё теперь показывает вот тут:
Как бы почти с завода )))
Индикацию дальнего (зачем она такая была огромная? Всё равно негде пользоваться) перенёс в маску тахометра. Пока не светит — не заметна (выемка в маске, над цифрой 8)
18 тыкм под дождями, солнцем и т.д. всё проехало, и продолжает радовать нового владельца!
Гиперточный и надёжный индикатор, каким, имхо, он и должен быть. Это же Хонда ))))
- Alexfish
- Алексей
- 18 ноября 2018 в 22:50
- 5
- +30
- AntonKatenev
- 19 ноября 2018 в 13:15
- ↑
- ↓
Токи и на напряжения не те, чтобы было хоть как-то опасно. Проблема не в этом, а в том, что скорее всего сотрется через два-три сезона.
- AntonKatenev
- 19 ноября 2018 в 16:32
- ↑
- ↓
Да здесь дело не в дуге, токи не те. Просто стандартный фольгированный текстолит не лучший вариант для ламелей контактора — медь мягкая и тонкая.
- AntonKatenev
- 19 ноября 2018 в 16:55
- ↑
- ↓
Да хз. Я бы так делать не стал — конструкция принципиально недолговечная. Но тут уж каждый сам себе инженер :) И не универсально получается, для каждой модели мотака надо колхозить отдельный контактор. Если ТС хочет делать их на заказ, то лучше применить универсальное решение.
Делать на заказ не является самоцелью, ну а в общем-то, почему бы и нет? Пока своего мота нет (продал и подыскиваю пока со сменой класса)
Тут мысль пришла, а что если не заморачиваться с угловым датчиком, а на такой же плате разместить датчики холла в виде звезды, вместо моих контактных пятаков, а вместо контакта магнит, на такой же пружинной ножке, не верю я клею и припою, по надёжности, имхо, у меня уже получилось что ничего не отлетит. А вот по поводу бесконтактности надо думать ещё. Хотя, стираться оно будет долго и в исполненном варианте, я думаю…
Тут мысль пришла, а что если не заморачиваться с угловым датчиком, а на такой же плате разместить датчики холла в виде звезды, вместо моих контактных пятаков, а вместо контакта магнит, на такой же пружинной ножке, не верю я клею и припою, по надёжности, имхо, у меня уже получилось что ничего не отлетит. А вот по поводу бесконтактности надо думать ещё. Хотя, стираться оно будет долго и в исполненном варианте, я думаю…
- AntonKatenev
- 21 ноября 2018 в 20:57
- ↑
- ↓
Так этот энкодер и есть четыре датчика холла. А что конкретно определять, направление вектора магнитной индукции, или его модуль в конкретном месте, особенной разницы нет. Но несколько датчиков явно будут сложнее и дороже. Даже если это обычные герконы.
Микросхема заливается компаундом. Уж и не знаю, что надо после этого делать, чтобы она отвалилась. Захочешь, все равно не отдерешь. А магниты есть с отверстием для крепления, просто ставится под болт, куда уж надежнее.
Герконы на 100 градусах работать будут. Но на всякий случай проверяй даташиты.
Микросхема заливается компаундом. Уж и не знаю, что надо после этого делать, чтобы она отвалилась. Захочешь, все равно не отдерешь. А магниты есть с отверстием для крепления, просто ставится под болт, куда уж надежнее.
Герконы на 100 градусах работать будут. Но на всякий случай проверяй даташиты.
Уже нашёл. В корпусах, причём небольшого размера.
ru.aliexpress.com/item/20-GPS-11A-3-x-11-DIY/32869652279.html?spm=a2g0s.13010208.99999999.260.cc433c00RE9wxM
Не хочу я электронику пихать в горячее масло — исполнение красивее, но снижается надёжность, имхо. Максимум что можно применить — это изящный дешифратор для индикатора, чтобы кучу диодов не ставить. Но тут опять же, вопрос надёжности.
ru.aliexpress.com/item/20-GPS-11A-3-x-11-DIY/32869652279.html?spm=a2g0s.13010208.99999999.260.cc433c00RE9wxM
Не хочу я электронику пихать в горячее масло — исполнение красивее, но снижается надёжность, имхо. Максимум что можно применить — это изящный дешифратор для индикатора, чтобы кучу диодов не ставить. Но тут опять же, вопрос надёжности.
В общем, буду пробовать нечто среднее на следующем моте. Та же плата, тот же пружинный контакт, только вместо самого контакта магнит с отверстием под клёпку, и герконы в виде звезды на плате. Устроим бесконтакт )))
Себе мот подбираю, уже с встроенным индикатором (либо тайгер 1200, либо литрострём 15 года, пока не определился, нужен мне лёгкий эндурик, либо тяжёлый)))), так что подопытного нужно будет выбрать из братвы )))
Себе мот подбираю, уже с встроенным индикатором (либо тайгер 1200, либо литрострём 15 года, пока не определился, нужен мне лёгкий эндурик, либо тяжёлый)))), так что подопытного нужно будет выбрать из братвы )))
- AntonKatenev
- 22 ноября 2018 в 14:20
- ↑
- ↓
У рекомендованной мной микросхемы температурный диапазон с огромным запасом перекрывает все, что там может быть, так что температура вообще не проблема. Что касается масла… существуют системы прямого охлаждения электроники маслом, при том именно горячим. Очень нежной электроники, типа материнской платы компьютера. Масло во многих отношениях гораздо более благоприятная среда, чем воздух. Так что не стоит его бояться, ничего не сделается.
Тем более что микросхема в таких условиях обычно заливается компаундом, не и-за масла, а в первую очередь из-за вибраций, во вторую и-за возможности перехода через точку росы и выпадения конденсата. И я вас уверяю, что микросхема под компаундом, при соблюдении границ температурного диапазона — это очень надежное решение. Убить ее можно, фактически, только превысив напряжение питания, но это легко решается установкой копеечной защиты на входе. А взять какие-то очень большие напряжения на мотоцикле просто негде.
Тем более что микросхема в таких условиях обычно заливается компаундом, не и-за масла, а в первую очередь из-за вибраций, во вторую и-за возможности перехода через точку росы и выпадения конденсата. И я вас уверяю, что микросхема под компаундом, при соблюдении границ температурного диапазона — это очень надежное решение. Убить ее можно, фактически, только превысив напряжение питания, но это легко решается установкой копеечной защиты на входе. А взять какие-то очень большие напряжения на мотоцикле просто негде.
- AntonKatenev
- 21 ноября 2018 в 21:03
- ↑
- ↓
Проблема в том, что в данном случае не втулка, а не очень хорошо приклеенная фольга 18 микрон. И это не латунь, на бронза, а обычная мягкая медь, совершенно не предназначенная для того, чтобы по ней постоянно елозили. Вы же понимаете, что стираться она будет даже без переключения передач, просто из-за вибрации.
Я не говорю, что контактный датчик нельзя. Можно, хотя и некрасиво. Но надо тогда сделать нормальные ламели, например наклеить какие-то пластинки, шайбойчки, или что-то вроде того. Или заменить стальной бегунок на графитовый.
Я не говорю, что контактный датчик нельзя. Можно, хотя и некрасиво. Но надо тогда сделать нормальные ламели, например наклеить какие-то пластинки, шайбойчки, или что-то вроде того. Или заменить стальной бегунок на графитовый.
Графит хорош там, где нельзя применить другую смазку, к примеру, в щеточных электродвигателях, генераторах и т.п. Клеить ламели — увеличивать массу пластины и тем самым понижать ее резонансную частоту, риск появления резонансных колебаний пластины и, соответственно, трения в контактной паре. На фото видно, что фольга облужена припоем, еще более мягким, чем медь. Если когда-нибудь очередной хозяин этого мотоцикла отрепортирует о состоянии пластины или хотя бы о работоспособности девайса — будет любопытно сверить с нашими ожиданиями.
- AntonKatenev
- 22 ноября 2018 в 13:39
- ↑
- ↓
Вот именно поэтому печатные платы с обычной металлизацией и не применяются для скользящих контактов. А если применяются — это создает проблемы. Особенно там, где есть постоянные вибрации.
Оценить реальный срок службы очень сложно. Я бы не взялся. Могу только предположить, что два-три сезона. С учетом крайне низких требований к качеству выходного сигнала — может и дольше.
Но все равно, я не вижу никаких причин применять именно такой конструктив. Примерно за те же деньги и с теми же усилиями можно сделать гораздо более надежно и универсально. Но можно и не делать, если по какой-то причине не хочется или не получается. Отказ индикации включенной передачи вообще ни на что не влияет.
Оценить реальный срок службы очень сложно. Я бы не взялся. Могу только предположить, что два-три сезона. С учетом крайне низких требований к качеству выходного сигнала — может и дольше.
Но все равно, я не вижу никаких причин применять именно такой конструктив. Примерно за те же деньги и с теми же усилиями можно сделать гораздо более надежно и универсально. Но можно и не делать, если по какой-то причине не хочется или не получается. Отказ индикации включенной передачи вообще ни на что не влияет.
Вообще конечно удивительная работа проделана. У меня был тоже бифер 1 поколения. Очень хороший мот, но иной раз напрягало отсутствие индикатора передач. Хотел поставить себе, но не успел. Продал.
Рассматривал вариант с подключением к разъёму под сиденьем. Вроде ничего сложного, Воткнул, обучил мозги и вуаля.
А тут коллега прямо таки капитально заморочился. Не совсем понял, чем не устроил вариант с самообучалкой, но реально приклоняю голову, так как очень кропотливая и качественная работа проделана автором поста. Однозначно плюсую.
Рассматривал вариант с подключением к разъёму под сиденьем. Вроде ничего сложного, Воткнул, обучил мозги и вуаля.
А тут коллега прямо таки капитально заморочился. Не совсем понял, чем не устроил вариант с самообучалкой, но реально приклоняю голову, так как очень кропотливая и качественная работа проделана автором поста. Однозначно плюсую.
Ребят, попробую ответить всем сразу. Ничего тут обучать не надо — вал повернулся, масса оказалась на другом контакте — дешифратор нарисова другую цифру. Как раз всё дико аналогово и надёжно. На остановимшемся моте цифра не пропадает, как на обучающихся девайсах, всё норм. Для этого и делал. Передача воткнута — цифра нарисована. Связь прямая и жёсткая, показаний и передачи. ЧСчитаю данное решение наиболее точным в плане показометра.
Насчёт контактов в масле — ну, я это уже на втором моте делаю, ни разу не было косяков в показаниях. Штатный датчик нейтрали работает по тому же принципу. Даже наоборот — трения минимум, а масло — лучший изолятор.
По поводу реализации на других мотах, ну, всё возможно. Только надо трудозатраты посчитать. Сейчас все свои моты распродал (коплю на чёнить дорогое типа Кросстурера), зимой делать нечего будет )))
У меня сейчас, правда стоит Сибиэрка 600RR знакомой девочки, надо будет сигналку установить. А больше и делать нечего пока…
Контактная плата под каждый мот делается индивидуально и по месту. Как-то так…
Насчёт контактов в масле — ну, я это уже на втором моте делаю, ни разу не было косяков в показаниях. Штатный датчик нейтрали работает по тому же принципу. Даже наоборот — трения минимум, а масло — лучший изолятор.
По поводу реализации на других мотах, ну, всё возможно. Только надо трудозатраты посчитать. Сейчас все свои моты распродал (коплю на чёнить дорогое типа Кросстурера), зимой делать нечего будет )))
У меня сейчас, правда стоит Сибиэрка 600RR знакомой девочки, надо будет сигналку установить. А больше и делать нечего пока…
Контактная плата под каждый мот делается индивидуально и по месту. Как-то так…
По поводу рядом 0 и N. Тут опять же, сначала был изучен опыт мотоциклов, где это с завода есть. Там есть и то и то. Дело в том, что не всегда получается в показания смотреть, а зелёный цвет даже боковым зрением виден. В моём случае так же, раз нейтраль дублируется разными датчиками, то почему это не использовать? Штатный датчик нейтрали и дополнительный. Мало ли что может случиться? Штатный остаётся резервным. А дальний мне нафиг не нужен, всё равно пользовать негде. Для «ездить днём» у меня другая схема была реализована — дальний работает в полнакала через ШИМ, всегда и безусловно, без участия переключателя, чтобы заодно и «одноглазость» вылечить, то есть как ДХО, а ночью или в туннелях он ещё более снижает яркость, чтобы не слепить по зеркалам, но фара дальнего работает вместе с ближним. Ночью видно в зеркало машины, что мотоцикл сзади, а не просто неработающая фара у машины. Моргание дальним или включение его по штатному — осталось.
Об этом, наверное, отдельно напишу.
Об этом, наверное, отдельно напишу.
Ух ты ж! Как будто вернулся в детство в котором паял диодные дешифраторы по какой-то древней книге по телемеханике. Отлично получилось!
ЗЫ. А почему на диодах, а не на логике? n+1 резисторов подтяжки(или сразу матрицу), инвертор, дешифратор 10-2 и дешифратор 2-7. ну и трехногий стаб с парой конденсаторов. Платка раза в два меньше получилась бы, меньше шансов накосячить.
ЗЫ. А почему на диодах, а не на логике? n+1 резисторов подтяжки(или сразу матрицу), инвертор, дешифратор 10-2 и дешифратор 2-7. ну и трехногий стаб с парой конденсаторов. Платка раза в два меньше получилась бы, меньше шансов накосячить.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (40)
RSS свернуть / развернуть