Блог им. urley → Мотопутешествие в Приэльбрусье "Навстречу весне" - 2018
Путешествие на этот раз было очень ограничено по срокам — всего 5 дней. За это время хотелось запастись впечатлениями по максимуму.
Еще осенью предложил другу поехать со мной и посмотреть горные красоты, он с удовольствием согласился. Своего мотика у Володи не было, мы рассматривали вариант, чтобы он проехал хотя бы часть пути на Яве, которую собирался взять на время у родственника, или на моем Урале, который я не выкатывал уже полтора года из гаража. Зимой Вован получил категорию А, но с Явой не вышло из-за проблем с документами, а от варианта с Уралом решили отказаться ввиду того, что к дальней дороге он технически был не очень готов, а времени и возможности на подготовку не было. Можно было по-быстрому его подготовить, конечно, но по опыту дальних прохватов на Урале я знал, что даже планомерно подготовленный, он не давал бы большой уверенности в своей надежности в дороге, а тратить время на устранение возможных поломок в пути не хотелось, его и так было мало. В итоге решено было ехать вдвоем на моем ТДМе, который хорошо себя показал в предыдущем путешествии в Карелию и на Рыбачий ЗДЕСЬ.
Так как отпуск ни мне, ни Володе взять ближе к лету, чем апрель, не удалось, без раздумий решено было выезжать 8 апреля, когда в средней полосе еще было немало снега вдоль дорог. В качестве дождевиков запаслись самым дешевым и надежным из имевшихся вариантов — военными химзащитными костюмами Л-1, которые заняли больше половины одного из боковых кофров.
5 апреля открыли сезон небольшой покатушкой на Урале и ТДМе вокруг родной деревни, уложили вещи, снаряжение. На своем коне я заменил цепь и звезды, поставил высокое ветровое стекло Givi, почистил по совету ребят из «В шлеме» начавшие немного подтекать сальники вилки куском пластиковой бутылки. Заднюю резину поменял в конце прошлого сезона на Michelin Anakee 2, с которой контролировать заднее колесо на грунтовке стало заметно проще. От набачной сумки решил отказаться, с ней, конечно, предметы первой необходимости всегда под рукой, но она доставляет неудобства на заправках и в пути, мешая управлению мотоциклом, да и в карту/телефон с включенным навигатором на баке смотреть неудобно и опасно, нужно надолго отрывать взгляд от дороги. Вместо этого был приобретен чехол под телефон или навигатор с креплением на руль. Эта штука сразу перешла в категорию незаменимых. В общем, к очередному путешествию, но уже в новом формате, все было готово.
1 день — 8 апреля. В 8-30 встречаемся с Вовкой возле Ротонды на северном въезде в Белгород. Был приятно удивлен, когда нас неожиданно приехал проводить Андрей, старый хозяин моего ТДМа. Интересно, что в 2016 году он с будущей женой тоже путешествовал в Приэльбрусье, так что мотоциклу предстояло покататься по «знакомым» местам. Напутственные слова про еще холодный асфальт, фото на память, и вот мы мчим в направлении на восток в сторону Воронежской области. Погодка стояла отличная, было тепло и солнечно. Только снег вдоль дорог напоминал, что сейчас еще у природы в наших краях ранняя весна.
К вечеру без проблем добрались до Новочеркасска (40 км до Ростова-на-Дону), пробка в несколько километров в Ростовской области на М-4 особых неудобств не доставила, проскочили ее по междурядью. По пути несколько раз останавливались перекусить и в Каменске-Шахтинском пофоткались возле Байк-отеля, мимо которого я уже несколько раз до этого проезжал, откладывая это интересное место на потом.
За первый день проехали 750 км. Могли бы и больше, но это было ни к чему. В Новочеркасске немного покружили в поисках супермаркета, чтобы купить продуктов к ужину. Город с богатой историей и интересной архитектурой, столица Донского казачества. Но снова нет хотя бы дня на его изучение, оставляю на будущее. На ночевку остановились у моих родственников, которые нас тепло приняли. За встречу и для хорошего сна после дороги выпили немного коньяка и пошли спать.
2 день — 9 апреля. Утром, попрощавшись и поблагодарив за прием родных, двинули в сторону Кисловодска. Ехать решили не по М-4 — движение по федеральной трассе показалось нам обоим не особенно интересным, поэтому на кольце в 140 километрах от Ростова сворачиваем на Ставрополь. Проехав Ставрополь, начинаем бороться с сильным порывистым встречно-боковым ветром. Далеко не легкий и при этом груженый ТДМ с двумя седоками бросало по дороге как лодку в шторм. Сказывалась большая боковая парусность из-за кофров, нас двоих и большого рюкзака у Володи за спиной. За высоким ветровиком прятаться оказалось намного удобнее и эффективнее. Правда, ветер теперь бил прямо в шлем, зато грудь и шея почти не продувались.
После Невинномысска начали показываться из дымки горы, постепенно проявляясь на фоне ясного неба. Этот вид говорил нам, что скоро мы увидим по-настоящему красивые места. К слову, для Вована это было первое в жизни знакомство с горами. Я уже успел повидать горы к тому моменту, но тогда я еще не понимал, насколько будут отличаться мои впечатления от разности масштабов. К 15 часам приехали в Кисловодск. Пообедали в кафе, взяли там же с собой по большому хачапури, купили воды, макарон, шоколада и двинули в сторону Джилы-Су (в переводе с карач.-балк. — теплая вода) — курортная местность на северной стороне Эльбруса с большим количеством термальных источников и водопадов. От Кисловодска до Джилы-Су по серпантину ехать 85 км, из города выезд по ул. Гагарина, дальше прямо, никуда не сворачивая. Мы оба были так воодушевлены предстоящими нам красотами, что забыли сначала заправиться. Отъехав 5 км от Кисловодска, с досадой об этом вспоминаю и разворачиваюсь. Развернуться на небольшом склоне не получилось с первой попытки — мотик завалился внутрь разворота, а удержать его с грузом и пассажиром у меня сил не хватило, поэтому пришлось ронять на асфальт. Поднимаемся и едем обратно в Кисловодск за бензином. Со второй попытки, потеряв час светового дня, выезжаем из Ставропольского края. Джилы-Су находится на территории Кабардино-Балкарии (есть еще место с таким же названием в Карачаево-Черкесии, но туда мы не собирались), поэтому я был немного удивлен, когда из Ставропольского края мы сначала попали в Карачаево-Черкесию, а лишь потом через 10 км возле обсерватории стояла стелла с надписью Кабардино-Балкария. В этот момент нам впервые вдалеке показались две головы великана-Эльбруса. Солнце уже садилось, а мы как будто попали в другое измерение. Крутые спуски, подъемы, ущелья и горы… Сама эта дорога стоит того, чтобы по ней хотя бы раз проехать и все это посмотреть! Спустившись в Долину Нарзанов у моста через реку Хасаут, встретили двух местных фермеров, которые набирали воду из источника. Остановились и спросили у них, правильно ли едем в Джилы-Су, на что нам сказали, что дорога дальше одна, не ошибемся. В начинающихся сумерках двигаемся аккуратно, получая адреналин от обрыва в пропасть вдоль дороги и эндорфины (или другую приятную «химию») от открывающейся за каждым новым поворотом красоты!
Я знал, что в это время года даже асфальтовая дорога может быть непроходима из-за снега, которого в предгорьях было предостаточно. Мысленно я ждал, что скоро дорогу нам преградит снег. Так и вышло — на вершине одного из подъемов лежал метровый слой снега. Мы остановились, чтобы осмотреться, и Вован нашел чуть позади съезд на грунтовку, по которой можно было обойти преграду. Пока мы бродили вокруг, изучая предстоящий обходной маршрут, нас догнали те самые фермеры на УАЗе, которые набирали воду в Долине Нарзанов. Они сказали нам, что этот снежник объехать нетрудно, но дальше будет другой, объехать который возможности нет. Я спросил, где лучше поставить палатку, чтобы заночевать. Мне ответили, что дальше будет спуск в ущелье, где стоят домики, возле них, мол, можно разбить лагерь. Поблагодарив местных жителей за совет, я решил поехать по их следу, он был еще немного левее от дороги, чем та грунтовка, что мы нашли. Но заехать на склон у меня не вышло, по мокрой траве перед начинало сносить вниз, а за ним срывалось и заднее колесо в пробуксовку. Отложив этот вариант, попробовали по той дороге, которую увидели сначала. На ней было несколько луж и камни, а по краям неглубокие овраги, из которых, загнав по ошибке мотоцикл, самим можно было и не выбраться.
Аккуратно пройдя небольшой грунтовый участок, с радостью двигаем дальше по асфальту в ожидании очередной снежной преграды. В ущелье хотя и было теплее, но останавливаться там мы не захотели, а решили ехать вперед, сколько сможем. К тому времени стало уже совсем темно. Дорога снова начала подниматься в гору. Следующий снежник был в длину гораздо больше первого, но с края снег растопил его как раз настолько, чтобы там смог без особых проблем пройти мотоцикл. Преодоление преграды бодрило сильнее, чем холодный горный воздух. В голове уже была надежда, что до Джилы-Су нам удастся добраться. Еще несколько небольних снежников, у которых был растаявший край, мы проехали без остановок, но у одного из них снег растаял не до асфальта, нужно было проехать немного по небольшому слою снега. Я не учел того, что к вечеру этот снег быстро превратился в лед, на котором мотоцикл в один момент занесло, а удержать 400+ кг у меня не получилось, поэтому мы грохнулись на бок. Скорость была небольшая, но правую ногу, которой я хотел удержать мотоцикл от падения, затянуло под боковой кофр и придавило. Вован спрыгнул без последствий и с трудом приподнял мотик с моей ноги, потому как сам я вытащить ее из-под него не мог. Боль была сильная, сначала я подумал, что получил перелом, но в итоге выяснилось, что это просто ушиб многострадального голеностопного сустава (старая спортивная травма). Думаю, если бы был в мотоботах с нормальной защитой, а не в обычных ботинках, такое падение не причинило заметного вреда, так что теперь точно прикуплю правильную обувь. Немного покряхтев и расходившись, сажусь на мот. Едем дальше еще аккуратнее и через несколько километров снова упираемся в здоровенный снежник. Понимаем, что объехать его возможности нет, и встаем на ночевку рядом с дорогой у подножия горы Тузлук на высоте 2388 м. До Джилы-Су оставалось 12 км по дороге и 5 км по прямой. В темноте поставили палатку, немного перекусили и легли спать около 21 часа. К ночи подморозило, в траве под ногами похрустывал лед. Мне спалось нормально, а Вован замерз, у него были и коврик потоньше, и спальник не такой теплый.
3 день — 10 апреля. Когда проснулись, солнце уже начало пригревать. Все вокруг казалось гораздо более дружелюбным, чем ночью. Прогулявшись вдоль заснеженной дороги, Вован решил подняться на Тузлук (2685 м). Компанию ему я составить не решился, нога болела ощутимо. У подножия горы был шикарный вид на Эльбрус, плато Канжол (наверное) и Бермамыт, а с ее высоты, должно быть, еще круче!
Позавидовав другу, остался внизу, стал потихоньку раскладывать веще и закипятил воды для чая. Собирались не спеша, позавтракали вчерашними здоровенными хачапури из кафе, смазали цепь, долили масла в двигатель, уложили вещи и поехали в обратный путь. Никуда не торопились, рассматривали окружающие пейзажи. Мне не с чем сравнить, говорят, румынское Трансфегерашское шоссе в Карпатах считается одной из самых живописных дорог в мире. Надеюсь, мне когда-нибудь удастся сравнить эти два красивейших серпантина, а пока что в моем личном рейтинге на первом месте дорога к Джилы-Су.
В Долине Нарзанов остановились, чтобы набрать воды и сделать фото на мосту через шумящий Хасаут.
По плану в этот день было просто доехать из северного Приэльбрусья до поляны Азау (240 км) и, если успеем, подняться на подъемнике на гору Чегет. Перед тем, как свернуть на каменистую грунтовку вправо в сторону Нальчика, решаем скататься к Кисловодской горной астрономической станции, расположенной на горе Шаджатмаз и узнать, можно ли там посетить экскурсию. Экскурсий, как выяснилось, там не проводят. Можно на всю ночь залипнуть у телескопа на звезды (300 р. с человека), а днем только на Солнце в телескоп посмотреть. Дальше катим очень медленно по грунту с крупными камнями, одной рукой придерживаю ветровое стекло, которое треснуло при вчерашнем падении — останавливаться и заклеивать его скотчем не хотелось. Так проехали около 60 км до асфальта через Кичмалку, Каменномостское и Камлюково, пока не выехали на трассу М-29 «Кавказ», а затем в сторону Баксанского ущелья. Остановил наряд ДПС впервые за поездку, нормально пообщались с инспектором, который посоветовал нам протереть номер — его забросало грязью. Номер протерли сразу на месте и покатили дальше. По ущелью вдоль реки Баксан ехать очень интересно, слева и справа высокие горы, а внизу шумит река. Ехали не очень быстро, было много населенных пунктов, резких поворотов и ремонтов дороги. Зато местные джигиты, в основном на черных Приорах, летали как на ралли, отчаянные ребята. Доехали в Азау примерно к 16 часам, подъемники к тому времени уже работали только на спуск. Разбивать лагерь так близко к Эльбрусу не хотелось, здесь вдоль дороги лежал снег и было ощутимо холоднее, чем в 20-30 км отсюда, поэтому мы вернулись в Тырнауз, купили продуктов, снова покатили в сторону Азау и со второй попытки нашли неплохое место недалеко от дороги на берегу Баксана, где и встали на ночевку. Времени до темноты еще было достаточно, не спеша организовали бивуак, поужинали и завалились в палатку. Спать в эту ночь было гораздо комфортнее, и под шум реки мы довольно рано заснули, потому как завтра хотели уже к 9 часам быть в Азау.
4 день — 11 апреля. Проснулись около 7 часов, позавтракали, собрали вещи и поехали снова к подножию Эльбруса. В начале десятого приехали на поляну Азау, оставили мотоцикл на платной стоянке, накрыли его чехлом, чтобы пожитки наши не бросались в глаза, и пошли к кассе подъемников. Старый подъемник не работал, за туристический подъем на новой канатке отдали по 1450 рублей. Подъем очень нас впечатлил. Высота над уровнем моря на первой станции канатной дороги в Азау составляет 2365 м, а последняя станция Гара-Баши находится на высоте 3847 м. Вид с почти 4 км над уровнем моря потрясающий, в этом месте мы находились в состоянии легкой эйфории. От Гара-Баши не спеша прогулялись по южной тропе к Приюту 11, на высоте 3965 сделали небольшой привал на камнях и потопали обратно.
Ощущения очень яркие, дух от вида вершин Большого Кавказского хребта, окружающих тебя, захватывает! Интересно было представить, что сутки назад мы ночевали почти у противоположного склона Эльбруса. Когда смотришь на вершины самой большой горы Европы высотой 5642 м, находясь на ее склоне почти на 4000 м, думаешь, что здесь вот какие-то 1600 с лишним метров, да и склон не выглядит очень крутым, что можно вот так вот запросто взять и подняться на эту самую вершину… Но это взгляд дилетанта, которых немало погибло при восхождении на Эльбрус. Спустившись в 12-30 в Азау, вкусно пообедали в кафе, купили воды в дорогу, пакет с местным травяным сбором, расплатились за парковку и поехали в обратный путь. После Эльбруса по плану нам нужно было добраться в Сочи, до которого было 730 км. Преодолеть это расстояние, стартовав после обеда, было трудно, да и мы не особенно торопились. В этот день хотели проехать примерно треть этого пути и, чтобы разнообразить маршрут, решили свернуть с трассы «Кавказ» в сторону Черкеска. Однако после 200 км мне приходит мысль, что стоит доехать до моря и там уже найти место для лагеря. Вован с моим предложением согласился. На трассе после Минеральных Вод нас остановили на посту, попросили пройти через металлодетектор и проверили документы. Докатили довольно легко, но уже в сумерках, до Майкопа, заправились, немного перекусили, нашли в навигаторе кемпинг на берегу моря в п. Аше, созвонились с хозяином и примерно в 20 часов поехали в сторону Туапсе. Ехать оставалось 180 км, а навигатор в телефоне показывал оставшееся время почти 4 часа. Было ясно, что впереди не магистраль. Стоковый свет у мотоцикла слабый, особенно ближний. Едем не очень быстро, на дороге постоянно знаки «Опасные повороты». После Хадыженска идет серпантин. Аккуратно, но довольно быстро проходим повороты. По моим ощущениям я ехал довольно резво, учитывая, что каждый новый поворот может за собой скрывать что угодно: от песка до валунов на асфальте. При этом нас не один раз обгоняли местные парни на машинах. При проходе Шаумянского перевала в свете фар пощекотали себе нервишки. Асфальт на перевале перешел в каменистую пыльную грунтовку с крутыми поворотами и подъемами, встречные машины на спуске выезжали очень близко к середине дороги. Маневрировать на груженом мотоцикле в таких условиях было непросто, но мы успешно справились и поехали дальше. Доехав до Туапсе, я ободрил друга, что нам осталось 38 км, но эти километры по серпантину с идущими впереди машинами длились еще почти час. Немного поплутав по поселку, около 23 часов находим кемпинг «Берег», хозяин которого вышел к нам в белом махровом халате и тапочках и показал на ничем не огороженное и оборудованное только будкой для душа место на берегу моря, сказав, что услуги его кемпинга стоят 250 рублей за человека в сутки. Я сказал ему, что это не кемпинг «Берег», а просто берег, и за это платить не стоит, после чего мы, хоть и были вымотаны после тяжелой дороги, поехали искать другое место. Снова в навигаторе нашли ближайший кемпинг, он оказался на левом берегу реки Аше. Позвонили его хозяйке, та, хоть и было уже близко к полуночи, сказала нам, что мы можем встать у нее за 150 р./чел., потому как не сезон. Этот кемпинг под названием «Астра» понравился нам гораздо больше, хотя, по сути, тоже не был огорожен, но он хотя был обустроен. В свете фонариков поставили палатку, сообразили себе ужин и завалились спать примерно в 1-30.
5-6 день — 12-13 апреля. Проснулись в отличном расположении духа под шум моря, когда солнце уже начало пригревать. Все утро и половину дня ходили, никуда не торопясь, загорали, просушивали вещи, обсуждали наши впечатления.
В кемпинге кроме нас почти никого не было. От Андрея, который жил в кемпинге и присматривал за ним, узнали, что здесь неподалеку в 18 километрах от трассы есть два красивых водопада. Мы решили их посмотреть перед тем, как поехать в Сочи. Примерно в 15 часов выезжаем к водопадам возле аула Калеж. Водопады найти оказалось нетрудно, а не в сезон посмотреть их можно было бесплатно, что мы и сделали. Первый водопад называется Псыдах, второй — Шапсуг, который впечатлил нас больше.
Посмотрев водопады, устроили обед в виде «Ролтона» с тушенкой, запили чаем, воду для которого набрали тут же. Сытые и довольные выезжаем обратно и двигаемся в Сочи, до которого оставалось около 70 км от Аше. На место приехали в 19.30, уселись на скамейке неподалеку от парка «Ривьера». Нам нужно было переждать почти 9 часов и в 4-20 утра на вокзале встретить мою семью. Время за разговорами прошло довольно быстро. Чтобы согреться и укрыться от мелкого дождя, достали тент и спальник. Наша бичевская стоянка привлекала взгляды полицейского патруля, который несколько раз курсировал мимо, но все же не подошел. Дождавшись нужного времени, двигаем на вокзал, встречаем моих жену и сына, едем вслед за их такси. В Сочи останавливаемся в квартире у друзей, за что им огромное спасибо! Весь следующий день отсыпаемся после бессонной ночи, а к вечеру едем на маршрутке гулять к «Ривьере».
7 день — 14 апреля. Отдохнув, решаем с Вовкой прокатиться в Красную Поляну и Олимпийский парк. Погода снова отличная, дорога красивая и современная. Докатили до Розы Хутор, посмотрели на подъемники, но от подъема отказались, были еще под сильным впечатлением от недавнего подъема на Эльбрус. Перекусили на берегу реки Мзымта, долили масла в двигатель, смазали цепь и поехали в Олимпийский парк, объехав который по кругу, свернули снова в Сочи. Вечером Вован на попутке уехал домой в Белгород, а мой отпуск на время перешел из формата мотопутешествия в спокойные семейные прогулки по курортному городу. Мотоцикл отогнал в гараж к местному мотопутешественнику Игорю, которого нашел через хелп-лист Мототревелса. С Игорем отлично пообщались, он накатал на своем FJR 1300 уже почти 200 тысяч километров, бывал в Турции, Сирии, Иране. С таким человеком можно было бы общаться сутками, делиться впечатлениями и планами на новые приключения. Спасибо тебе еще раз!
8-15 дни. 15-22 апреля. Тихий семейный отдых в Сочи.
16 день.
Заключительная часть.
23 апреля выехал из Сочи в Новочеркасск, где пробыл 2 ночи и 1 день, посетил парк и интересный музей Донского казачества, тепло пообщался с родней и 25 апреля вернулся в Белгород.
29 апреля выехали из Белгорода с друзьями на трех мотоциклах в Курск, где проходило открытие мотосезона, организованное одним из местных мотоклубов. Мы приехали на поляну уже по темноте, по дороге немного «поэндурили», чему не очень был рад Олег на Х-4. Утром пообщались с друзьями из Белгорода, которые приехали на мероприятие раньше нас, заклеили мое пробитое вчера вечером на грунтовке колесо, после чего я двинул в Москву. Погода весь отпуск меня радовала, не было ни одного дождя за все путешествие. Зато при въезде в Московскую область пошел сильный ливень, промочивший меня насквозь за несколько минут, пока я не свернул на заправку и не натянул на себя Л-1. Костюм показал себя отлично, надежнее защиты от непогоды я себе представить не могу. Минус, что он тяжелый и занимает много места, но зато стоит копейки.
В завершение скажу, что на данный момент надежный и добрый конь породы Ямаха ТДМ ищет нового седока, потому как я сменил класс на турэндуро.
Спасибо за внимание! До новых встреч)
Еще осенью предложил другу поехать со мной и посмотреть горные красоты, он с удовольствием согласился. Своего мотика у Володи не было, мы рассматривали вариант, чтобы он проехал хотя бы часть пути на Яве, которую собирался взять на время у родственника, или на моем Урале, который я не выкатывал уже полтора года из гаража. Зимой Вован получил категорию А, но с Явой не вышло из-за проблем с документами, а от варианта с Уралом решили отказаться ввиду того, что к дальней дороге он технически был не очень готов, а времени и возможности на подготовку не было. Можно было по-быстрому его подготовить, конечно, но по опыту дальних прохватов на Урале я знал, что даже планомерно подготовленный, он не давал бы большой уверенности в своей надежности в дороге, а тратить время на устранение возможных поломок в пути не хотелось, его и так было мало. В итоге решено было ехать вдвоем на моем ТДМе, который хорошо себя показал в предыдущем путешествии в Карелию и на Рыбачий ЗДЕСЬ.
Так как отпуск ни мне, ни Володе взять ближе к лету, чем апрель, не удалось, без раздумий решено было выезжать 8 апреля, когда в средней полосе еще было немало снега вдоль дорог. В качестве дождевиков запаслись самым дешевым и надежным из имевшихся вариантов — военными химзащитными костюмами Л-1, которые заняли больше половины одного из боковых кофров.
5 апреля открыли сезон небольшой покатушкой на Урале и ТДМе вокруг родной деревни, уложили вещи, снаряжение. На своем коне я заменил цепь и звезды, поставил высокое ветровое стекло Givi, почистил по совету ребят из «В шлеме» начавшие немного подтекать сальники вилки куском пластиковой бутылки. Заднюю резину поменял в конце прошлого сезона на Michelin Anakee 2, с которой контролировать заднее колесо на грунтовке стало заметно проще. От набачной сумки решил отказаться, с ней, конечно, предметы первой необходимости всегда под рукой, но она доставляет неудобства на заправках и в пути, мешая управлению мотоциклом, да и в карту/телефон с включенным навигатором на баке смотреть неудобно и опасно, нужно надолго отрывать взгляд от дороги. Вместо этого был приобретен чехол под телефон или навигатор с креплением на руль. Эта штука сразу перешла в категорию незаменимых. В общем, к очередному путешествию, но уже в новом формате, все было готово.
1 день — 8 апреля. В 8-30 встречаемся с Вовкой возле Ротонды на северном въезде в Белгород. Был приятно удивлен, когда нас неожиданно приехал проводить Андрей, старый хозяин моего ТДМа. Интересно, что в 2016 году он с будущей женой тоже путешествовал в Приэльбрусье, так что мотоциклу предстояло покататься по «знакомым» местам. Напутственные слова про еще холодный асфальт, фото на память, и вот мы мчим в направлении на восток в сторону Воронежской области. Погодка стояла отличная, было тепло и солнечно. Только снег вдоль дорог напоминал, что сейчас еще у природы в наших краях ранняя весна.
К вечеру без проблем добрались до Новочеркасска (40 км до Ростова-на-Дону), пробка в несколько километров в Ростовской области на М-4 особых неудобств не доставила, проскочили ее по междурядью. По пути несколько раз останавливались перекусить и в Каменске-Шахтинском пофоткались возле Байк-отеля, мимо которого я уже несколько раз до этого проезжал, откладывая это интересное место на потом.
За первый день проехали 750 км. Могли бы и больше, но это было ни к чему. В Новочеркасске немного покружили в поисках супермаркета, чтобы купить продуктов к ужину. Город с богатой историей и интересной архитектурой, столица Донского казачества. Но снова нет хотя бы дня на его изучение, оставляю на будущее. На ночевку остановились у моих родственников, которые нас тепло приняли. За встречу и для хорошего сна после дороги выпили немного коньяка и пошли спать.
2 день — 9 апреля. Утром, попрощавшись и поблагодарив за прием родных, двинули в сторону Кисловодска. Ехать решили не по М-4 — движение по федеральной трассе показалось нам обоим не особенно интересным, поэтому на кольце в 140 километрах от Ростова сворачиваем на Ставрополь. Проехав Ставрополь, начинаем бороться с сильным порывистым встречно-боковым ветром. Далеко не легкий и при этом груженый ТДМ с двумя седоками бросало по дороге как лодку в шторм. Сказывалась большая боковая парусность из-за кофров, нас двоих и большого рюкзака у Володи за спиной. За высоким ветровиком прятаться оказалось намного удобнее и эффективнее. Правда, ветер теперь бил прямо в шлем, зато грудь и шея почти не продувались.
После Невинномысска начали показываться из дымки горы, постепенно проявляясь на фоне ясного неба. Этот вид говорил нам, что скоро мы увидим по-настоящему красивые места. К слову, для Вована это было первое в жизни знакомство с горами. Я уже успел повидать горы к тому моменту, но тогда я еще не понимал, насколько будут отличаться мои впечатления от разности масштабов. К 15 часам приехали в Кисловодск. Пообедали в кафе, взяли там же с собой по большому хачапури, купили воды, макарон, шоколада и двинули в сторону Джилы-Су (в переводе с карач.-балк. — теплая вода) — курортная местность на северной стороне Эльбруса с большим количеством термальных источников и водопадов. От Кисловодска до Джилы-Су по серпантину ехать 85 км, из города выезд по ул. Гагарина, дальше прямо, никуда не сворачивая. Мы оба были так воодушевлены предстоящими нам красотами, что забыли сначала заправиться. Отъехав 5 км от Кисловодска, с досадой об этом вспоминаю и разворачиваюсь. Развернуться на небольшом склоне не получилось с первой попытки — мотик завалился внутрь разворота, а удержать его с грузом и пассажиром у меня сил не хватило, поэтому пришлось ронять на асфальт. Поднимаемся и едем обратно в Кисловодск за бензином. Со второй попытки, потеряв час светового дня, выезжаем из Ставропольского края. Джилы-Су находится на территории Кабардино-Балкарии (есть еще место с таким же названием в Карачаево-Черкесии, но туда мы не собирались), поэтому я был немного удивлен, когда из Ставропольского края мы сначала попали в Карачаево-Черкесию, а лишь потом через 10 км возле обсерватории стояла стелла с надписью Кабардино-Балкария. В этот момент нам впервые вдалеке показались две головы великана-Эльбруса. Солнце уже садилось, а мы как будто попали в другое измерение. Крутые спуски, подъемы, ущелья и горы… Сама эта дорога стоит того, чтобы по ней хотя бы раз проехать и все это посмотреть! Спустившись в Долину Нарзанов у моста через реку Хасаут, встретили двух местных фермеров, которые набирали воду из источника. Остановились и спросили у них, правильно ли едем в Джилы-Су, на что нам сказали, что дорога дальше одна, не ошибемся. В начинающихся сумерках двигаемся аккуратно, получая адреналин от обрыва в пропасть вдоль дороги и эндорфины (или другую приятную «химию») от открывающейся за каждым новым поворотом красоты!
Я знал, что в это время года даже асфальтовая дорога может быть непроходима из-за снега, которого в предгорьях было предостаточно. Мысленно я ждал, что скоро дорогу нам преградит снег. Так и вышло — на вершине одного из подъемов лежал метровый слой снега. Мы остановились, чтобы осмотреться, и Вован нашел чуть позади съезд на грунтовку, по которой можно было обойти преграду. Пока мы бродили вокруг, изучая предстоящий обходной маршрут, нас догнали те самые фермеры на УАЗе, которые набирали воду в Долине Нарзанов. Они сказали нам, что этот снежник объехать нетрудно, но дальше будет другой, объехать который возможности нет. Я спросил, где лучше поставить палатку, чтобы заночевать. Мне ответили, что дальше будет спуск в ущелье, где стоят домики, возле них, мол, можно разбить лагерь. Поблагодарив местных жителей за совет, я решил поехать по их следу, он был еще немного левее от дороги, чем та грунтовка, что мы нашли. Но заехать на склон у меня не вышло, по мокрой траве перед начинало сносить вниз, а за ним срывалось и заднее колесо в пробуксовку. Отложив этот вариант, попробовали по той дороге, которую увидели сначала. На ней было несколько луж и камни, а по краям неглубокие овраги, из которых, загнав по ошибке мотоцикл, самим можно было и не выбраться.
Аккуратно пройдя небольшой грунтовый участок, с радостью двигаем дальше по асфальту в ожидании очередной снежной преграды. В ущелье хотя и было теплее, но останавливаться там мы не захотели, а решили ехать вперед, сколько сможем. К тому времени стало уже совсем темно. Дорога снова начала подниматься в гору. Следующий снежник был в длину гораздо больше первого, но с края снег растопил его как раз настолько, чтобы там смог без особых проблем пройти мотоцикл. Преодоление преграды бодрило сильнее, чем холодный горный воздух. В голове уже была надежда, что до Джилы-Су нам удастся добраться. Еще несколько небольних снежников, у которых был растаявший край, мы проехали без остановок, но у одного из них снег растаял не до асфальта, нужно было проехать немного по небольшому слою снега. Я не учел того, что к вечеру этот снег быстро превратился в лед, на котором мотоцикл в один момент занесло, а удержать 400+ кг у меня не получилось, поэтому мы грохнулись на бок. Скорость была небольшая, но правую ногу, которой я хотел удержать мотоцикл от падения, затянуло под боковой кофр и придавило. Вован спрыгнул без последствий и с трудом приподнял мотик с моей ноги, потому как сам я вытащить ее из-под него не мог. Боль была сильная, сначала я подумал, что получил перелом, но в итоге выяснилось, что это просто ушиб многострадального голеностопного сустава (старая спортивная травма). Думаю, если бы был в мотоботах с нормальной защитой, а не в обычных ботинках, такое падение не причинило заметного вреда, так что теперь точно прикуплю правильную обувь. Немного покряхтев и расходившись, сажусь на мот. Едем дальше еще аккуратнее и через несколько километров снова упираемся в здоровенный снежник. Понимаем, что объехать его возможности нет, и встаем на ночевку рядом с дорогой у подножия горы Тузлук на высоте 2388 м. До Джилы-Су оставалось 12 км по дороге и 5 км по прямой. В темноте поставили палатку, немного перекусили и легли спать около 21 часа. К ночи подморозило, в траве под ногами похрустывал лед. Мне спалось нормально, а Вован замерз, у него были и коврик потоньше, и спальник не такой теплый.
3 день — 10 апреля. Когда проснулись, солнце уже начало пригревать. Все вокруг казалось гораздо более дружелюбным, чем ночью. Прогулявшись вдоль заснеженной дороги, Вован решил подняться на Тузлук (2685 м). Компанию ему я составить не решился, нога болела ощутимо. У подножия горы был шикарный вид на Эльбрус, плато Канжол (наверное) и Бермамыт, а с ее высоты, должно быть, еще круче!
Позавидовав другу, остался внизу, стал потихоньку раскладывать веще и закипятил воды для чая. Собирались не спеша, позавтракали вчерашними здоровенными хачапури из кафе, смазали цепь, долили масла в двигатель, уложили вещи и поехали в обратный путь. Никуда не торопились, рассматривали окружающие пейзажи. Мне не с чем сравнить, говорят, румынское Трансфегерашское шоссе в Карпатах считается одной из самых живописных дорог в мире. Надеюсь, мне когда-нибудь удастся сравнить эти два красивейших серпантина, а пока что в моем личном рейтинге на первом месте дорога к Джилы-Су.
В Долине Нарзанов остановились, чтобы набрать воды и сделать фото на мосту через шумящий Хасаут.
По плану в этот день было просто доехать из северного Приэльбрусья до поляны Азау (240 км) и, если успеем, подняться на подъемнике на гору Чегет. Перед тем, как свернуть на каменистую грунтовку вправо в сторону Нальчика, решаем скататься к Кисловодской горной астрономической станции, расположенной на горе Шаджатмаз и узнать, можно ли там посетить экскурсию. Экскурсий, как выяснилось, там не проводят. Можно на всю ночь залипнуть у телескопа на звезды (300 р. с человека), а днем только на Солнце в телескоп посмотреть. Дальше катим очень медленно по грунту с крупными камнями, одной рукой придерживаю ветровое стекло, которое треснуло при вчерашнем падении — останавливаться и заклеивать его скотчем не хотелось. Так проехали около 60 км до асфальта через Кичмалку, Каменномостское и Камлюково, пока не выехали на трассу М-29 «Кавказ», а затем в сторону Баксанского ущелья. Остановил наряд ДПС впервые за поездку, нормально пообщались с инспектором, который посоветовал нам протереть номер — его забросало грязью. Номер протерли сразу на месте и покатили дальше. По ущелью вдоль реки Баксан ехать очень интересно, слева и справа высокие горы, а внизу шумит река. Ехали не очень быстро, было много населенных пунктов, резких поворотов и ремонтов дороги. Зато местные джигиты, в основном на черных Приорах, летали как на ралли, отчаянные ребята. Доехали в Азау примерно к 16 часам, подъемники к тому времени уже работали только на спуск. Разбивать лагерь так близко к Эльбрусу не хотелось, здесь вдоль дороги лежал снег и было ощутимо холоднее, чем в 20-30 км отсюда, поэтому мы вернулись в Тырнауз, купили продуктов, снова покатили в сторону Азау и со второй попытки нашли неплохое место недалеко от дороги на берегу Баксана, где и встали на ночевку. Времени до темноты еще было достаточно, не спеша организовали бивуак, поужинали и завалились в палатку. Спать в эту ночь было гораздо комфортнее, и под шум реки мы довольно рано заснули, потому как завтра хотели уже к 9 часам быть в Азау.
4 день — 11 апреля. Проснулись около 7 часов, позавтракали, собрали вещи и поехали снова к подножию Эльбруса. В начале десятого приехали на поляну Азау, оставили мотоцикл на платной стоянке, накрыли его чехлом, чтобы пожитки наши не бросались в глаза, и пошли к кассе подъемников. Старый подъемник не работал, за туристический подъем на новой канатке отдали по 1450 рублей. Подъем очень нас впечатлил. Высота над уровнем моря на первой станции канатной дороги в Азау составляет 2365 м, а последняя станция Гара-Баши находится на высоте 3847 м. Вид с почти 4 км над уровнем моря потрясающий, в этом месте мы находились в состоянии легкой эйфории. От Гара-Баши не спеша прогулялись по южной тропе к Приюту 11, на высоте 3965 сделали небольшой привал на камнях и потопали обратно.
Ощущения очень яркие, дух от вида вершин Большого Кавказского хребта, окружающих тебя, захватывает! Интересно было представить, что сутки назад мы ночевали почти у противоположного склона Эльбруса. Когда смотришь на вершины самой большой горы Европы высотой 5642 м, находясь на ее склоне почти на 4000 м, думаешь, что здесь вот какие-то 1600 с лишним метров, да и склон не выглядит очень крутым, что можно вот так вот запросто взять и подняться на эту самую вершину… Но это взгляд дилетанта, которых немало погибло при восхождении на Эльбрус. Спустившись в 12-30 в Азау, вкусно пообедали в кафе, купили воды в дорогу, пакет с местным травяным сбором, расплатились за парковку и поехали в обратный путь. После Эльбруса по плану нам нужно было добраться в Сочи, до которого было 730 км. Преодолеть это расстояние, стартовав после обеда, было трудно, да и мы не особенно торопились. В этот день хотели проехать примерно треть этого пути и, чтобы разнообразить маршрут, решили свернуть с трассы «Кавказ» в сторону Черкеска. Однако после 200 км мне приходит мысль, что стоит доехать до моря и там уже найти место для лагеря. Вован с моим предложением согласился. На трассе после Минеральных Вод нас остановили на посту, попросили пройти через металлодетектор и проверили документы. Докатили довольно легко, но уже в сумерках, до Майкопа, заправились, немного перекусили, нашли в навигаторе кемпинг на берегу моря в п. Аше, созвонились с хозяином и примерно в 20 часов поехали в сторону Туапсе. Ехать оставалось 180 км, а навигатор в телефоне показывал оставшееся время почти 4 часа. Было ясно, что впереди не магистраль. Стоковый свет у мотоцикла слабый, особенно ближний. Едем не очень быстро, на дороге постоянно знаки «Опасные повороты». После Хадыженска идет серпантин. Аккуратно, но довольно быстро проходим повороты. По моим ощущениям я ехал довольно резво, учитывая, что каждый новый поворот может за собой скрывать что угодно: от песка до валунов на асфальте. При этом нас не один раз обгоняли местные парни на машинах. При проходе Шаумянского перевала в свете фар пощекотали себе нервишки. Асфальт на перевале перешел в каменистую пыльную грунтовку с крутыми поворотами и подъемами, встречные машины на спуске выезжали очень близко к середине дороги. Маневрировать на груженом мотоцикле в таких условиях было непросто, но мы успешно справились и поехали дальше. Доехав до Туапсе, я ободрил друга, что нам осталось 38 км, но эти километры по серпантину с идущими впереди машинами длились еще почти час. Немного поплутав по поселку, около 23 часов находим кемпинг «Берег», хозяин которого вышел к нам в белом махровом халате и тапочках и показал на ничем не огороженное и оборудованное только будкой для душа место на берегу моря, сказав, что услуги его кемпинга стоят 250 рублей за человека в сутки. Я сказал ему, что это не кемпинг «Берег», а просто берег, и за это платить не стоит, после чего мы, хоть и были вымотаны после тяжелой дороги, поехали искать другое место. Снова в навигаторе нашли ближайший кемпинг, он оказался на левом берегу реки Аше. Позвонили его хозяйке, та, хоть и было уже близко к полуночи, сказала нам, что мы можем встать у нее за 150 р./чел., потому как не сезон. Этот кемпинг под названием «Астра» понравился нам гораздо больше, хотя, по сути, тоже не был огорожен, но он хотя был обустроен. В свете фонариков поставили палатку, сообразили себе ужин и завалились спать примерно в 1-30.
5-6 день — 12-13 апреля. Проснулись в отличном расположении духа под шум моря, когда солнце уже начало пригревать. Все утро и половину дня ходили, никуда не торопясь, загорали, просушивали вещи, обсуждали наши впечатления.
В кемпинге кроме нас почти никого не было. От Андрея, который жил в кемпинге и присматривал за ним, узнали, что здесь неподалеку в 18 километрах от трассы есть два красивых водопада. Мы решили их посмотреть перед тем, как поехать в Сочи. Примерно в 15 часов выезжаем к водопадам возле аула Калеж. Водопады найти оказалось нетрудно, а не в сезон посмотреть их можно было бесплатно, что мы и сделали. Первый водопад называется Псыдах, второй — Шапсуг, который впечатлил нас больше.
Посмотрев водопады, устроили обед в виде «Ролтона» с тушенкой, запили чаем, воду для которого набрали тут же. Сытые и довольные выезжаем обратно и двигаемся в Сочи, до которого оставалось около 70 км от Аше. На место приехали в 19.30, уселись на скамейке неподалеку от парка «Ривьера». Нам нужно было переждать почти 9 часов и в 4-20 утра на вокзале встретить мою семью. Время за разговорами прошло довольно быстро. Чтобы согреться и укрыться от мелкого дождя, достали тент и спальник. Наша бичевская стоянка привлекала взгляды полицейского патруля, который несколько раз курсировал мимо, но все же не подошел. Дождавшись нужного времени, двигаем на вокзал, встречаем моих жену и сына, едем вслед за их такси. В Сочи останавливаемся в квартире у друзей, за что им огромное спасибо! Весь следующий день отсыпаемся после бессонной ночи, а к вечеру едем на маршрутке гулять к «Ривьере».
7 день — 14 апреля. Отдохнув, решаем с Вовкой прокатиться в Красную Поляну и Олимпийский парк. Погода снова отличная, дорога красивая и современная. Докатили до Розы Хутор, посмотрели на подъемники, но от подъема отказались, были еще под сильным впечатлением от недавнего подъема на Эльбрус. Перекусили на берегу реки Мзымта, долили масла в двигатель, смазали цепь и поехали в Олимпийский парк, объехав который по кругу, свернули снова в Сочи. Вечером Вован на попутке уехал домой в Белгород, а мой отпуск на время перешел из формата мотопутешествия в спокойные семейные прогулки по курортному городу. Мотоцикл отогнал в гараж к местному мотопутешественнику Игорю, которого нашел через хелп-лист Мототревелса. С Игорем отлично пообщались, он накатал на своем FJR 1300 уже почти 200 тысяч километров, бывал в Турции, Сирии, Иране. С таким человеком можно было бы общаться сутками, делиться впечатлениями и планами на новые приключения. Спасибо тебе еще раз!
8-15 дни. 15-22 апреля. Тихий семейный отдых в Сочи.
16 день.
Заключительная часть.
23 апреля выехал из Сочи в Новочеркасск, где пробыл 2 ночи и 1 день, посетил парк и интересный музей Донского казачества, тепло пообщался с родней и 25 апреля вернулся в Белгород.
29 апреля выехали из Белгорода с друзьями на трех мотоциклах в Курск, где проходило открытие мотосезона, организованное одним из местных мотоклубов. Мы приехали на поляну уже по темноте, по дороге немного «поэндурили», чему не очень был рад Олег на Х-4. Утром пообщались с друзьями из Белгорода, которые приехали на мероприятие раньше нас, заклеили мое пробитое вчера вечером на грунтовке колесо, после чего я двинул в Москву. Погода весь отпуск меня радовала, не было ни одного дождя за все путешествие. Зато при въезде в Московскую область пошел сильный ливень, промочивший меня насквозь за несколько минут, пока я не свернул на заправку и не натянул на себя Л-1. Костюм показал себя отлично, надежнее защиты от непогоды я себе представить не могу. Минус, что он тяжелый и занимает много места, но зато стоит копейки.
В завершение скажу, что на данный момент надежный и добрый конь породы Ямаха ТДМ ищет нового седока, потому как я сменил класс на турэндуро.
Спасибо за внимание! До новых встреч)
- urley
- dm.adventurist
- 20 мая 2018 в 11:55
- 2
- +14
- Petrovevgeny
- 14 ноября 2019 в 13:36
- ↓
а как ты думаешь автор — какая погода будет в тех краях в числах 26-28 апреля?
Погода может быть вполне теплой и комфортной, но дорога при этом вполне может оказаться непроходимой из-за снега. Будет зависеть от того, насколько снежной будет зима. Можно у местных спросить перед выездом, но я бы советовал мчать туда без всяких сомнений, ибо даже не доехав до подножия Эльбруса, можно вдоволь насладиться красотой предгорий.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернуть