Блог им. katyania → По следам "кораблей-призраков" или как Биммер историю изучал
Не так давно прочитала тут на сайте пост про железобетонный корабль. Сразу промелькнула мысль, что это же совсем рядом. И почему бы нам тоже туда не прокатиться. Предложила мужу, была отправлена туда, откуда пришла, потому что Биммер после предыдущей поездки все еще стоял без глушителя. Отправить-то отправил, но взял себе на заметку, что туда нам тоже надо. Время шло, сезон приближался к концу, световой день становился все короче, я изучала интернет на предмет близлежащих достопримечательностей, до которых можно сказать «рукой подать», и нашла один очень интересный сайт, которой очень быстро заполнил мой список «хочу-хочу-хочу-хочу туда поехать». Оказалось что поблизости так много мест, которые хочется посмотреть, а я про них даже не слышала.
Скажете, причем здесь Копорье? Возможно, и туда когда-то приплывали корабли, только очень-очень давно.
Опять приближались выходные, опять прогноз намекал, что есть шансы прогулять Биммера, опять строились планы. По опыту предыдущих поездок, знала, что все равно все посмотреть не успеем, но на карте пометила все, что попадало в зону нашего маршрута, ну на всякий случай. Как оказалось, по дороге в Усть-Лугу расположено очень много военно-исторических объектов, которые сперва тоже были добавлены на карту, но потом часть удалила, потому что кто-то там уже был, часть потому что туда вели какие-то козьи тропы, а Биммер у нас далеко не козлик, часть потому что они расположены на охраняемой территории прилегающей к действующим военным частям. Меток на карте стало значительно меньше, но зато посетить их стало значительно реальнее.
Уж простите за стиль повествования, много из истории посещаемых мест писать не буду, а оставлю ссылки на источники, где написано гораздо больше красивыми словами. Но так как каждое место интересно по своему, то маленькую цитату, но вставлю.
Часть первая «Прибрежная»
Эх, планы-планы. Мы их строим, а погода и законы природы их корректируют.
Наступило безоблачное воскресное утро, и мы, недолго думая, собрались и выехали на дачу забирать Биммера и встретить там нашего приятеля. До дачи обычно рулю я на четырех колесах, а дальше меня везет муж на двух. По дороге мне попался один не очень быстрый товарищ с восклицательным знаком на заднем стекле, я при первой возможности просочилась мимо него, но практически сразу догнала еще одного с восклицательным знаком. Поняла, что это знак, что спешить не нужно, приняла его как должное и не торопясь продолжила путь. Причину такого напутствия свыше я увидела чуть дальше по дороге. Вечерний дождик встретился с утренним морозцем и покрыл всю дорогу красивым блестящим ледком, который мило искрился в свете фар. Особо торопливые уже разлетелись по придорожным канавам. На градуснике -1. «И куда нас несет?!» — промелькнуло в голове.
Вову догнали еще на подъезде. Пока ребята совещались, я тихо помалкивала. Моя неразумная часть предпочитала отмалчиваться, куда ей лезть с советами, не мне же по льду рулить. Но и разумная, вместо того чтобы кричать «Куда?! По льду! Да дома надо сидеть!», молча стояла рядом. В общем, я тихо отмалчивалась, переложив принятие решения на мужские плечи.
На даче травка похрустывала под ногами. Пару раз подскользнулась на дорожке у дома. Но, решила об этом не говорить никому. Неразумная составляющая меня победила!
Ребята посовещались, и… все таки решили, что едем.
Собирались не спеша. Куда тут спешить-то?
Солнышко успело проснуться, но вставать ему в это воскресное утро совсем не хотелось, поэтому оно мило развалилось на туманной подушке и оттуда указывало нам дорогу. Мы потихоньку ползли по льду, в надежде, что он скоро растает, я — любуясь рассветом, муж — щуря глаза от солнца и явно думая про себя :«Мало того что лед, так еще и не видно нифига».
Местами солнце скрывалось за поворотом, а туманные призраки уже встречали нас на своем пути. Не часто кто-то едет намеренно к ним в гости.
Заехали на заправку, как обычно выпить перед дорогой кофе и заправиться. Солнце окончательно встало, туман рассеялся, призраки на время разбежались по своим укрытиям.
На съезде с КАДа подобрали третьего нашего товарища, который уже битых полчаса ждал нас в назначенном месте. Каким-то чудом сконнектили все четыре гарнитуры и поехали по намеченному маршруту.
Первым на пути был поселок Лебяжье. Я сперва не нашла в нем ничего примечательного, вот только любопытство и страсть к изучению просторов интернета меня подвела. Было желание воткнуть пару точек на карте, но короткий световой день не позволял делать лишних остановок. Поэтому сделаю просто небольшое историческое отступление.
Практически на въезде в поселок расположено Лоцманское селение.
В середине XIX столетия с устройством искусственных ряжевых заграждений на южном кронштадтском рейде был затруднен вход в Кронштадт и Петербург для коммерческих судов, так как ряжи представляли секрет государства и на картах не обозначались. В этой связи возникла необходимость организовать в Кронштадте специальную лоцманскую службу людей, доверенных и знакомых с местными условиями, для ввода и вывода из Кронштадта коммерческих судов.
Кронштадтский цех лоцманов открыл свои действия 1 октября 1864 года.
Искусство лоцманов и знания своего дела вселили доверие к деятельности цеха и уже за навигацию 1865 года сумма денег, собранная цехом за проводку судов, дала возможность купить за 3225 рублей у герцога Мекленбург-Стрелицкого около деревни Лебяжье участок земли размером 26 десятин 950 квадратных саженей. Так и появилось здесь, на нынешнем Ломоносовском берегу, в 1867 году первая группа домов, получивших название «Лоцманское селение Лебяжье».
Если хотите побывать на Горе Валдай, то не обязательно покидать пределы Ленинградской области. Правда горы здесь нет, а вот озеро Горовалдайское и населенный пункт с названием Гора Валдай — точно есть.
Далее было запланировано посещение Шепелевского маяка. Маяк этот достаточно старый, изготовлен во Франции в 1910 году.
Каждые 16 секунд фонарь дает две продолжительные вспышки. В зависимости от направления движения судна, они могут быть видимыми белым или красным светом.
О том, что по дороге, которую знает гугл к маяку не подъехать, я знала. Но кто разберет та это дорога или не та… Свернули к маяку, проехали по лесу по асфальту, попрыгали по бетонке и… уткнулись в большие металлические ворота. Посмотрели на чаек, расположившихся на камнях, разбросанных вблизи берега, и поехали искать другой подъезд.
Кто-то кинул фразу, что хорошо бы сюда летом на шашлычек, но думаю летом таких умных будет гораздо больше, чем места на этом берегу.
Свернули на следующую дорожку. В двух местах дорога уходила куда-то в лес. Но ни ее качество, ни направление не внушали доверия, поэтому мы поехали дальше по дороге выложенной булыжниками. Но если захотите на маяк заехать, то одна из них точно туда ведет.
Призраки, живущие на маяке, нас явно прозевали, а то могли бы и дорогу подсказать…
Остановились свериться с картой. Маяк мы явно проехали, и возвращаться особого желания не было, но судя по карте, мы уже добрались до бывшего Пирса для подлодок 615 серии.
Лодки выпускались с 1953 по 1959 года. В это же время была построена база для их заправки на берегу Финского залива, в бухте Батарейная. 615 серия подлодок оказалась не очень удачной, они были очень пожароопасными. Из-за этого среди моряков они получили прозвище «Зажигалка».
На пирсе явно живут призраки и их очень даже много. Один — явный шалун, так торопился спрятаться от нас, что потерял тапочку.
Хотя, нет, он ее специально ее тут оставил. А потом так расшалился, что позволил себе на время вселиться в нашего друга.
Но потом его видимо старшие отругали, поэтому он спрятался и позволил нам продолжить наше исследование пирса.
А вот и запоздалый призрак с маяка.
Хотелось закрыть глаза, развалиться на солнышке и замереть… провалиться в ощущение лета, которое появляется, когда тебя пригревает солнце, слышится шум волн, и остаться тут до самого вечера… но тогда мы бы больше ничего сегодня не увидели.
Пока мы изучали остатки построек на берегу, прощальный звук призрачных подлодок долго был слышен со стороны Финского залива. Они как бы извинялись, что все вокруг разваливается и превращается в помойку.
Но тут прискакали эндуристы и распугали нам всех призраков.
Время неумолимо двигалось вперед, и нам нужно было тоже стараться не отставать от него. Поэтому дальше мчались почти без остановок.
Хотели сфотографироваться на фоне ЛАЭС, но охранник вежливо попросил этого не делать, поэтому фотку выкладывать не буду.
Заранее было известно, что останки Авроры давно распилены и растащены, остатки военно-морской базы тоже, поэтому в Ручьи заезжать не стали. Военно-морская база достроена так и не была ни до войны, ни после. А вот останки Авроры тут все-таки были.
«С ноября 1926 г. Совет труда и обороны СССР начал утверждать одну за другой программы по расширению военного судостроения. В соответствии с этим Балтийский флот должен был пополниться несколькими десятками кораблей различного класса. В Ленинграде и Кронштадте флоту становилось явно тесно.
Местом строительства новой военно-морской базы было определено побережье Лужской губы в районе деревни «Ручьи», т.к. здесь были подходящие глубины. В 1934 г. вышло постановление «Приступить к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе, а также к строительству боескладов для минно-торпедного боезапаса и вооружения».
<…>
Во время реставрации «Авроры» в 1984 году нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья.
Приближалась конечная цель нашего маршрута — железобетонный корабль
Считается, что судно в Усть-Луге – это бывший немецкий лихтер проекта 20-х годов, доставшийся СССР в качестве репарации. В 50-60 годах судно использовалось в качестве плавучего рыбоперерабатывающего завода ПРЗ-38. После было заброшено и пребывает в таком состоянии и по сей день.
Проехав населенный пункт с названием Лужицы, тормознули на развилке дорог. Влево уходил нормальный асфальт, а вот прямо шла дорога, которая когда-то тоже имела асфальтовое покрытие, а сейчас представляла из себя нечто из смеси грязи, луж, ям. Но нам нужно было именно туда. Поэтому мой вам совет, если вам тоже захочется посмотреть на этот корабль, то делайте это в сухую погоду.
В довершение к плохой дороге добавилась еще и очередь из большегрузов, которая значительно уменьшала пригодную к проезду часть дороги. Тем более что «пригодной к проезду» ее можно было назвать весьма условно.
Как обычно четыре гарнитуры вместе у нас продержали связь между собой недолго, поэтому муж ехал и не слышал разговор ребят, которые ехали один впереди, а другой сзади от нас. Я притворялась серой мышкой и сидела так тихо, как только можно, потому что ерзать и выражать свое мнение балласту последи грязищи называемой «дорогой» непозволительно. Был момент, когда ребята чуть не развернулись, но… все-таки решили добраться до цели.
Пока ползли по грязи в голове пробежали «чумазые мыслишки», что сейчас как шмякнемся в эту каку, вот весело тогда будет. Причем всем. Мы то, понятно, сами в грязь ляжем, а вот еще два чудака будут нам из этой каки помогать подняться и будут такие же красивые как мы. Мыслишки были быстро прогнаны от греха подальше. Мы чудом проехали в паре сантиметров от очередного большегруза, проползли еще немного по грязе-дороге, на горизонте наконец показался железобетон. Подъезда к кораблю не увидели, поэтому доехали до забора у которого и решили разместиться.
Биммер пристроился на кусочке парковки, остальные мотоциклы примостились на островках посреди грязи, которую тут принимают за дорогу.
Тут еще и охранник нарисовался, с заявлением, что так бросать моты нельзя, в любой момент могут приехать на загрузку леса. Поэтому Вова вызвался быть жертвой и остался разгонять лесовозы, если таковые объявятся.
Ну а мы пошли смотреть на железобетонное чудо мореплавания.
Будь это корыто из металла, то его давно бы постигла участь всех списанных кораблей — распилили бы на металлолом. А так он вынужден лежать тут, смотреть на море и вспоминать о своих плаваниях.
Насмотревшись на корабль, мы вернулись к нашим мотоциклам и поплыли по грязи в сторону нормальной дороги.
На этом прибрежная часть нашего путешествия была закончена, поэтому ничего нового про корабли и их историю я сегодня больше писать не буду.
Часть вторая «Равнинная»
Так уж у нас повелось, что многое из того, что было построено в старину, предоставлено природе, погоде, воле случая и другим массовым бедствиям в виде человечества. И этого у нас гораздо больше, чем мы себе можем представить.
Недавно, опять же благодаря другу-интернету, обнаружила, что совсем рядом с Питером в Копорье расположена одна из древнейших крепостей Северо-Западной Руси из тех, что сохранились до наших дней. И неважно, что за время своей истории крепость не раз перестраивалась и завоевывалась, главное что это «Крепость» и она тут, под боком, и мы туда уже едем!
Копорскую крепость построили не новгородцы, как другие фортификационные сооружения Северо-Западной Руси, а рыцари Ливонского ордена. Отсюда они совершали набеги на русские земли, а потом укрывались за надежными стенами. Основание крепости относится к 1237 г., правда, тогда сооружение было деревянным.
В 1241 году Александр Невский отбил крепость у немецких рыцарей и разрушил её.
<…>
В 1280 году великий князь Дмитрий Александрович поставил в Копорье каменный город, который через два года разрушили новгородцы в результате конфликта с князем. Вновь крепость была выстроена в 1297 году, а в конце XV — начале XVI века была перестроена.
<…>
Интересно, что в XIII в. городок находился на самом берегу Финского залива, и крепость возвышалась на высоком холме над водой. Холм сохранился и до настоящего времени, а вот воды Балтийского моря отступили от Копорья на 12 км.
По дороге в сторону Копорья нужно было еще заправиться. Причем как мотоциклам, так и нам. Зарулили в поселок Котельский, где гугл обещал Газпром. Нагло врал! Меня еще по дороге смущало местоположение заправки, еще больше смущало то, что Яндекс, считал, что Газпромом здесь и не пахнет. В данном споре Яндекс выиграл. Заправка вообще уникальная — оплата только налом, скорость с которой наливают бензин черепашья, сигареты не продают, ну а про то чтобы тут поесть — вообще молчу.
Хорошо по дороге заехали в кафе «Шашлык-Машлык», а то бы голодными остались и питались сухим пайком из «Пятерочки». В кафе чистенько, уютьненько, не дешево, девочка, которая принимает заказ фразу «повторить» воспринимает как-то по своему, поэтому лучше повторить все самому, а то долго ждать будете.
Копорье и удивляло и огорчало одновременно. Удивляло тем, что крепости уже больше 700 лет, тем, что когда-то она стояла почти у берега Финского залива. А огорчало тем, в каком состоянии крепость находится сейчас. Фактически только фасад остался в приличном состоянии, а внутри практически обвалившиеся стены.
Осеннее солнце быстро скрылось за горизонтом, окрасив небо волшебными красками. Надвигались сумерки, ночные призраки выглядывали из бойниц замка, нам нужно было возвращаться домой.
По кольцу ехали уже в темноте. Черную гладь залива от синевы неба отделяла полоска золотого бисера. Тот чудак, что придумал ЗСД не знал, что разбудит призраков обитающих в прибрежных водах. Теперь они по ночам выходят любоваться блеском золотых бусинок, которые окружают их заводь. Призраки зелеными огоньками пробегали по черной глади.
А у самого берега скользил белый парусник… наверно тоже призрачный…
Было забавно, когда в течении дня к нам подходили люди и задавали один и тот же вопрос: «А вам не холодно?». Мы честно отвечали: «Нет».
Эпилог
Наступил понедельник, как ни странно это оказался выходной. За окном светило солнце, на небе не было ни облачка. Мы хотели поехать на дачу и отмыть Биммера от грязи. Но дочка ехать с нами отказалась, сказав, что холодно и там нечего делать.
Тут муж предложил: «Может, прокатимся. Или не хочешь?». «Поехали» — улыбнулась я в ответ.
Времени, чтобы что-то посмотреть у нас совсем не было, поэтому мы просто прокатились.
Во второй половине дня небо затянуло тучами и похолодало. Стало окончательно понятно, что сезон все-таки пора закрывать.
Мы немного побродили по Выборгу, как планировали, выпили кофе на заправке и поехали в сторону дома.
— А я его так и не помыл. — расстраивался муж глядя на Биммера, стоящего в гараже.
— Зато мы его прогуляли.
— Или он нас.
— Помыть ты его сможешь и в следующие выходные, а вот прокатиться нам вряд-ли удастся.
Р.S.: Как оказалось, осенью, когда березы сбрасывают листья, то их ветки кажутся розовыми. Никогда раньше этого не замечала.
Скажете, причем здесь Копорье? Возможно, и туда когда-то приплывали корабли, только очень-очень давно.
Опять приближались выходные, опять прогноз намекал, что есть шансы прогулять Биммера, опять строились планы. По опыту предыдущих поездок, знала, что все равно все посмотреть не успеем, но на карте пометила все, что попадало в зону нашего маршрута, ну на всякий случай. Как оказалось, по дороге в Усть-Лугу расположено очень много военно-исторических объектов, которые сперва тоже были добавлены на карту, но потом часть удалила, потому что кто-то там уже был, часть потому что туда вели какие-то козьи тропы, а Биммер у нас далеко не козлик, часть потому что они расположены на охраняемой территории прилегающей к действующим военным частям. Меток на карте стало значительно меньше, но зато посетить их стало значительно реальнее.
Уж простите за стиль повествования, много из истории посещаемых мест писать не буду, а оставлю ссылки на источники, где написано гораздо больше красивыми словами. Но так как каждое место интересно по своему, то маленькую цитату, но вставлю.
Часть первая «Прибрежная»
Эх, планы-планы. Мы их строим, а погода и законы природы их корректируют.
Наступило безоблачное воскресное утро, и мы, недолго думая, собрались и выехали на дачу забирать Биммера и встретить там нашего приятеля. До дачи обычно рулю я на четырех колесах, а дальше меня везет муж на двух. По дороге мне попался один не очень быстрый товарищ с восклицательным знаком на заднем стекле, я при первой возможности просочилась мимо него, но практически сразу догнала еще одного с восклицательным знаком. Поняла, что это знак, что спешить не нужно, приняла его как должное и не торопясь продолжила путь. Причину такого напутствия свыше я увидела чуть дальше по дороге. Вечерний дождик встретился с утренним морозцем и покрыл всю дорогу красивым блестящим ледком, который мило искрился в свете фар. Особо торопливые уже разлетелись по придорожным канавам. На градуснике -1. «И куда нас несет?!» — промелькнуло в голове.
Вову догнали еще на подъезде. Пока ребята совещались, я тихо помалкивала. Моя неразумная часть предпочитала отмалчиваться, куда ей лезть с советами, не мне же по льду рулить. Но и разумная, вместо того чтобы кричать «Куда?! По льду! Да дома надо сидеть!», молча стояла рядом. В общем, я тихо отмалчивалась, переложив принятие решения на мужские плечи.
На даче травка похрустывала под ногами. Пару раз подскользнулась на дорожке у дома. Но, решила об этом не говорить никому. Неразумная составляющая меня победила!
Ребята посовещались, и… все таки решили, что едем.
Собирались не спеша. Куда тут спешить-то?
Солнышко успело проснуться, но вставать ему в это воскресное утро совсем не хотелось, поэтому оно мило развалилось на туманной подушке и оттуда указывало нам дорогу. Мы потихоньку ползли по льду, в надежде, что он скоро растает, я — любуясь рассветом, муж — щуря глаза от солнца и явно думая про себя :«Мало того что лед, так еще и не видно нифига».
Местами солнце скрывалось за поворотом, а туманные призраки уже встречали нас на своем пути. Не часто кто-то едет намеренно к ним в гости.
Заехали на заправку, как обычно выпить перед дорогой кофе и заправиться. Солнце окончательно встало, туман рассеялся, призраки на время разбежались по своим укрытиям.
На съезде с КАДа подобрали третьего нашего товарища, который уже битых полчаса ждал нас в назначенном месте. Каким-то чудом сконнектили все четыре гарнитуры и поехали по намеченному маршруту.
Первым на пути был поселок Лебяжье. Я сперва не нашла в нем ничего примечательного, вот только любопытство и страсть к изучению просторов интернета меня подвела. Было желание воткнуть пару точек на карте, но короткий световой день не позволял делать лишних остановок. Поэтому сделаю просто небольшое историческое отступление.
Практически на въезде в поселок расположено Лоцманское селение.
В середине XIX столетия с устройством искусственных ряжевых заграждений на южном кронштадтском рейде был затруднен вход в Кронштадт и Петербург для коммерческих судов, так как ряжи представляли секрет государства и на картах не обозначались. В этой связи возникла необходимость организовать в Кронштадте специальную лоцманскую службу людей, доверенных и знакомых с местными условиями, для ввода и вывода из Кронштадта коммерческих судов.
Кронштадтский цех лоцманов открыл свои действия 1 октября 1864 года.
Искусство лоцманов и знания своего дела вселили доверие к деятельности цеха и уже за навигацию 1865 года сумма денег, собранная цехом за проводку судов, дала возможность купить за 3225 рублей у герцога Мекленбург-Стрелицкого около деревни Лебяжье участок земли размером 26 десятин 950 квадратных саженей. Так и появилось здесь, на нынешнем Ломоносовском берегу, в 1867 году первая группа домов, получивших название «Лоцманское селение Лебяжье».
Если хотите побывать на Горе Валдай, то не обязательно покидать пределы Ленинградской области. Правда горы здесь нет, а вот озеро Горовалдайское и населенный пункт с названием Гора Валдай — точно есть.
Далее было запланировано посещение Шепелевского маяка. Маяк этот достаточно старый, изготовлен во Франции в 1910 году.
Каждые 16 секунд фонарь дает две продолжительные вспышки. В зависимости от направления движения судна, они могут быть видимыми белым или красным светом.
О том, что по дороге, которую знает гугл к маяку не подъехать, я знала. Но кто разберет та это дорога или не та… Свернули к маяку, проехали по лесу по асфальту, попрыгали по бетонке и… уткнулись в большие металлические ворота. Посмотрели на чаек, расположившихся на камнях, разбросанных вблизи берега, и поехали искать другой подъезд.
Кто-то кинул фразу, что хорошо бы сюда летом на шашлычек, но думаю летом таких умных будет гораздо больше, чем места на этом берегу.
Свернули на следующую дорожку. В двух местах дорога уходила куда-то в лес. Но ни ее качество, ни направление не внушали доверия, поэтому мы поехали дальше по дороге выложенной булыжниками. Но если захотите на маяк заехать, то одна из них точно туда ведет.
Призраки, живущие на маяке, нас явно прозевали, а то могли бы и дорогу подсказать…
Остановились свериться с картой. Маяк мы явно проехали, и возвращаться особого желания не было, но судя по карте, мы уже добрались до бывшего Пирса для подлодок 615 серии.
Лодки выпускались с 1953 по 1959 года. В это же время была построена база для их заправки на берегу Финского залива, в бухте Батарейная. 615 серия подлодок оказалась не очень удачной, они были очень пожароопасными. Из-за этого среди моряков они получили прозвище «Зажигалка».
На пирсе явно живут призраки и их очень даже много. Один — явный шалун, так торопился спрятаться от нас, что потерял тапочку.
Хотя, нет, он ее специально ее тут оставил. А потом так расшалился, что позволил себе на время вселиться в нашего друга.
Но потом его видимо старшие отругали, поэтому он спрятался и позволил нам продолжить наше исследование пирса.
А вот и запоздалый призрак с маяка.
Хотелось закрыть глаза, развалиться на солнышке и замереть… провалиться в ощущение лета, которое появляется, когда тебя пригревает солнце, слышится шум волн, и остаться тут до самого вечера… но тогда мы бы больше ничего сегодня не увидели.
Пока мы изучали остатки построек на берегу, прощальный звук призрачных подлодок долго был слышен со стороны Финского залива. Они как бы извинялись, что все вокруг разваливается и превращается в помойку.
Но тут прискакали эндуристы и распугали нам всех призраков.
Время неумолимо двигалось вперед, и нам нужно было тоже стараться не отставать от него. Поэтому дальше мчались почти без остановок.
Хотели сфотографироваться на фоне ЛАЭС, но охранник вежливо попросил этого не делать, поэтому фотку выкладывать не буду.
Заранее было известно, что останки Авроры давно распилены и растащены, остатки военно-морской базы тоже, поэтому в Ручьи заезжать не стали. Военно-морская база достроена так и не была ни до войны, ни после. А вот останки Авроры тут все-таки были.
«С ноября 1926 г. Совет труда и обороны СССР начал утверждать одну за другой программы по расширению военного судостроения. В соответствии с этим Балтийский флот должен был пополниться несколькими десятками кораблей различного класса. В Ленинграде и Кронштадте флоту становилось явно тесно.
Местом строительства новой военно-морской базы было определено побережье Лужской губы в районе деревни «Ручьи», т.к. здесь были подходящие глубины. В 1934 г. вышло постановление «Приступить к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе, а также к строительству боескладов для минно-торпедного боезапаса и вооружения».
<…>
Во время реставрации «Авроры» в 1984 году нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья.
Приближалась конечная цель нашего маршрута — железобетонный корабль
Считается, что судно в Усть-Луге – это бывший немецкий лихтер проекта 20-х годов, доставшийся СССР в качестве репарации. В 50-60 годах судно использовалось в качестве плавучего рыбоперерабатывающего завода ПРЗ-38. После было заброшено и пребывает в таком состоянии и по сей день.
Проехав населенный пункт с названием Лужицы, тормознули на развилке дорог. Влево уходил нормальный асфальт, а вот прямо шла дорога, которая когда-то тоже имела асфальтовое покрытие, а сейчас представляла из себя нечто из смеси грязи, луж, ям. Но нам нужно было именно туда. Поэтому мой вам совет, если вам тоже захочется посмотреть на этот корабль, то делайте это в сухую погоду.
В довершение к плохой дороге добавилась еще и очередь из большегрузов, которая значительно уменьшала пригодную к проезду часть дороги. Тем более что «пригодной к проезду» ее можно было назвать весьма условно.
Как обычно четыре гарнитуры вместе у нас продержали связь между собой недолго, поэтому муж ехал и не слышал разговор ребят, которые ехали один впереди, а другой сзади от нас. Я притворялась серой мышкой и сидела так тихо, как только можно, потому что ерзать и выражать свое мнение балласту последи грязищи называемой «дорогой» непозволительно. Был момент, когда ребята чуть не развернулись, но… все-таки решили добраться до цели.
Пока ползли по грязи в голове пробежали «чумазые мыслишки», что сейчас как шмякнемся в эту каку, вот весело тогда будет. Причем всем. Мы то, понятно, сами в грязь ляжем, а вот еще два чудака будут нам из этой каки помогать подняться и будут такие же красивые как мы. Мыслишки были быстро прогнаны от греха подальше. Мы чудом проехали в паре сантиметров от очередного большегруза, проползли еще немного по грязе-дороге, на горизонте наконец показался железобетон. Подъезда к кораблю не увидели, поэтому доехали до забора у которого и решили разместиться.
Биммер пристроился на кусочке парковки, остальные мотоциклы примостились на островках посреди грязи, которую тут принимают за дорогу.
Тут еще и охранник нарисовался, с заявлением, что так бросать моты нельзя, в любой момент могут приехать на загрузку леса. Поэтому Вова вызвался быть жертвой и остался разгонять лесовозы, если таковые объявятся.
Ну а мы пошли смотреть на железобетонное чудо мореплавания.
Будь это корыто из металла, то его давно бы постигла участь всех списанных кораблей — распилили бы на металлолом. А так он вынужден лежать тут, смотреть на море и вспоминать о своих плаваниях.
Насмотревшись на корабль, мы вернулись к нашим мотоциклам и поплыли по грязи в сторону нормальной дороги.
На этом прибрежная часть нашего путешествия была закончена, поэтому ничего нового про корабли и их историю я сегодня больше писать не буду.
Часть вторая «Равнинная»
Так уж у нас повелось, что многое из того, что было построено в старину, предоставлено природе, погоде, воле случая и другим массовым бедствиям в виде человечества. И этого у нас гораздо больше, чем мы себе можем представить.
Недавно, опять же благодаря другу-интернету, обнаружила, что совсем рядом с Питером в Копорье расположена одна из древнейших крепостей Северо-Западной Руси из тех, что сохранились до наших дней. И неважно, что за время своей истории крепость не раз перестраивалась и завоевывалась, главное что это «Крепость» и она тут, под боком, и мы туда уже едем!
Копорскую крепость построили не новгородцы, как другие фортификационные сооружения Северо-Западной Руси, а рыцари Ливонского ордена. Отсюда они совершали набеги на русские земли, а потом укрывались за надежными стенами. Основание крепости относится к 1237 г., правда, тогда сооружение было деревянным.
В 1241 году Александр Невский отбил крепость у немецких рыцарей и разрушил её.
<…>
В 1280 году великий князь Дмитрий Александрович поставил в Копорье каменный город, который через два года разрушили новгородцы в результате конфликта с князем. Вновь крепость была выстроена в 1297 году, а в конце XV — начале XVI века была перестроена.
<…>
Интересно, что в XIII в. городок находился на самом берегу Финского залива, и крепость возвышалась на высоком холме над водой. Холм сохранился и до настоящего времени, а вот воды Балтийского моря отступили от Копорья на 12 км.
По дороге в сторону Копорья нужно было еще заправиться. Причем как мотоциклам, так и нам. Зарулили в поселок Котельский, где гугл обещал Газпром. Нагло врал! Меня еще по дороге смущало местоположение заправки, еще больше смущало то, что Яндекс, считал, что Газпромом здесь и не пахнет. В данном споре Яндекс выиграл. Заправка вообще уникальная — оплата только налом, скорость с которой наливают бензин черепашья, сигареты не продают, ну а про то чтобы тут поесть — вообще молчу.
Хорошо по дороге заехали в кафе «Шашлык-Машлык», а то бы голодными остались и питались сухим пайком из «Пятерочки». В кафе чистенько, уютьненько, не дешево, девочка, которая принимает заказ фразу «повторить» воспринимает как-то по своему, поэтому лучше повторить все самому, а то долго ждать будете.
Копорье и удивляло и огорчало одновременно. Удивляло тем, что крепости уже больше 700 лет, тем, что когда-то она стояла почти у берега Финского залива. А огорчало тем, в каком состоянии крепость находится сейчас. Фактически только фасад остался в приличном состоянии, а внутри практически обвалившиеся стены.
Осеннее солнце быстро скрылось за горизонтом, окрасив небо волшебными красками. Надвигались сумерки, ночные призраки выглядывали из бойниц замка, нам нужно было возвращаться домой.
По кольцу ехали уже в темноте. Черную гладь залива от синевы неба отделяла полоска золотого бисера. Тот чудак, что придумал ЗСД не знал, что разбудит призраков обитающих в прибрежных водах. Теперь они по ночам выходят любоваться блеском золотых бусинок, которые окружают их заводь. Призраки зелеными огоньками пробегали по черной глади.
А у самого берега скользил белый парусник… наверно тоже призрачный…
Было забавно, когда в течении дня к нам подходили люди и задавали один и тот же вопрос: «А вам не холодно?». Мы честно отвечали: «Нет».
Эпилог
Наступил понедельник, как ни странно это оказался выходной. За окном светило солнце, на небе не было ни облачка. Мы хотели поехать на дачу и отмыть Биммера от грязи. Но дочка ехать с нами отказалась, сказав, что холодно и там нечего делать.
Тут муж предложил: «Может, прокатимся. Или не хочешь?». «Поехали» — улыбнулась я в ответ.
Времени, чтобы что-то посмотреть у нас совсем не было, поэтому мы просто прокатились.
Во второй половине дня небо затянуло тучами и похолодало. Стало окончательно понятно, что сезон все-таки пора закрывать.
Мы немного побродили по Выборгу, как планировали, выпили кофе на заправке и поехали в сторону дома.
— А я его так и не помыл. — расстраивался муж глядя на Биммера, стоящего в гараже.
— Зато мы его прогуляли.
— Или он нас.
— Помыть ты его сможешь и в следующие выходные, а вот прокатиться нам вряд-ли удастся.
Р.S.: Как оказалось, осенью, когда березы сбрасывают листья, то их ветки кажутся розовыми. Никогда раньше этого не замечала.
- katyania
- Екатерина
- 7 ноября 2018 в 12:22
- 3
- +12
Поздравляю с погружением в практическое краеведение. Тем более, что северо-запад богат на прекрасные памятники прошлого. Настоятельно рекомендую побывать в Изборске и Орешке, там и крепости окультурены и природа живописней.
Но не могу не позанудствовать, и напомнить что Копорье хоть и древняя крепость, но уж явно моложе Изборска и Ладоги (это если на вскидку). Но самое главное, считаю своим долгом предостеречь от приобщения к истории через персонажей подобных тому, ссылку на которого вы приводите описывая копорскую крепость (там попахивает фоменковщиной).
Но не могу не позанудствовать, и напомнить что Копорье хоть и древняя крепость, но уж явно моложе Изборска и Ладоги (это если на вскидку). Но самое главное, считаю своим долгом предостеречь от приобщения к истории через персонажей подобных тому, ссылку на которого вы приводите описывая копорскую крепость (там попахивает фоменковщиной).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернуть