Блог им. katyania → Путешествие на Валдай или как Биммер на звезды любовался

В прошлый раз, когда мы ездили в Новгородскую, у нас не получилось добраться до Валдая. Мы даже спланировали нашу поездку на следующие выходные, но она сорвалась. Поэтому, когда приближались очередные выходные, мы уже особо ничего не загадывали. Хорошо, если получится и… все получилось!
Так как у нас стояла задача вернуться в воскресенье к пяти часам вечера, то решили встать пораньше, чтобы в первый день успеть посмотреть как можно больше. Скажу сразу, на Валдае есть еще куча интересных мест, но времени на посещение достопримечательностей было в обрез, да и планировщик из меня пока не очень, поэтому много интересного осталось за кадром.

Чтобы не тратить время на сборы утром, все было упаковано еще с вечера, и Биммер, навьюченный поклажей, довольный стоял в гараже в ожидании, когда же, наконец, наступит утро.
Так как мы живем в Питере, а на дворе осень, то как обычно местами обещали дождь, поэтому в этот раз дождевик был взят. Ну, и как обычно бывает, если что-то взяли на всякий случай, то оно не понадобится. То же обычно бывает и наоборот, если что-то несколько раз не понадобилось, и в этот раз ты это забыл, то есть большая вероятность, что именно в этот раз эта вещь будет необходима. Но об этом позже.
С утра, наскоро позавтракав и утеплившись, мы тронулись в путь.
Объехали по кольцу город, который еще дремал, накрывшись туманом. Его уже пригревало солнышко, но он посильнее натягивал на себя туманное одеяло, как бы показывая, что в выходные можно поспать и подольше.
В какой-то момент и нас зацепило этим холодным одеялом, которое пробиралось даже под поддевку и предлагало вернуться домой в теплую постель и проспать полдня. Но нас этим было не остановить, мы были полны решимости попасть сегодня на Валдай! А в Шушарах нас уже согревало солнце и крепкий кофе на заправке.

А дальше много километров по М-10. Уже перед Валдаем начался ремонт дороги. Ограничительные столбики были расставлены так замысловато, что выбор был или ехать в лоб встречному потоку, или ехать по обочине. Муж предпочел второй вариант, а едущий перед нами автомобиль норовил въехать кому-нибудь в лоб. Еще один участок был явно проверкой на трезвость, потому что выделенная для движения полоса напоминала скорее трассу для слалома из множества расставленных разноцветных столбиков. К счастью таких участков было не много, и мы благополучно свернули к Валдаю.

При въезде в населенный пункт нас ждало веселое сочетание дорожных знаков, которое муж назвал «селфи с коровами». Жаль не остановились, чтобы сфотографировать.
Двигаясь по центральной улице, увидели большую подкову. Остановились посмотреть. Оказалось памятник кузнецам и колокольным мастерам города.

Дальше двинулись на поиски музея колоколов. Так как новое здание мы проскочили, то зашли только в старое здание. Ну, здание то не новое, просто там расположена новая часть музея. Может это конечно и единственный в России музей колоколов, но, на мой взгляд, мог бы быть побольше и поинтереснее. Возможно, сюда нужно ходить с экскурсией, где расскажут много про династии кузнецов и мастеров колокольного дела, говорят, что экскурсоводы здорово играют разные мелодии на колокольчиках. Нам девушка, которая там работает, немного сыграла. Ну и мы в колокольчики, конечно же, тоже позвонили. Если хотите купить в качестве сувенира валдайский колокольчик, то могу предупредить сразу — цены кусаются. Мы решили, что нам и без колокольчика хорошо, обошлись магнитиком.

Дальше по плану шел Иверский монастырь. Монастырь был основан в 1653 году патриархом Московским и Всея Руси Никоном. Почти все здания построены в 17-18 веке. Как оказалось он расположен не в самом Валдае, заезд туда дальше по трассе. Сам монастырь расположен на острове, окруженном озером. Дорога туда идет по очень красивой лесной дорожке.

Коты и утки в монастыре прикормленные. Туристы если уж не кормят, то пусть хотя бы погладят.

По дороге к монастырю есть оборудованные места для остановок. Пока ехали, наблюдали картину, как стайка уток окружила людей на стоянке и ждет, когда же их накормят. У нас в Сестрорецке утки так близко подходят только в сильные морозы. Прибрежная полоса очень узкая и практически вся просматривается в дороги. Место красивое, но на мой взгляд, вставать у самой дороги и быть объектом наблюдения туристов, это не очень интересно.
На сколько я поняла, планируя поездку, на территории Валдайского парка вставать с палаткой можно только в специально оборудованных местах. При этом утром к вам приедет госинспектор, отвечающий за стоянку, так как посещение территории национального парка «Валдайский» в целях туризма и отдыха, платное – 100 рублей с одного человека за разовое посещение. Поэтому, чтобы не выяснять где именно эти оборудованные места, решили остановиться в кемпинге.
Оговорюсь сразу, я совершила большую ошибку при выборе места, где остановиться. На будущее себе сделала заметку, что нужно точно знать, сколько ехать по нормальной дороге, а сколько по «не очень», и что эта «не очень» из себя представляет.
А пока, не зная всех этих нюансов, мы заехали в магнит, купили макарон, тушенки и так еще кое-чего на ужин и на завтрак, и поехали в направлении выбранного кемпинга.

Сперва дорога не внушала опасений, и мы без проблем доехали до населенного пункта Короцко, где остановились у того, что когда-то было церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Построена она в 1825 году на открытом возвышенном месте. Поэтому если Вы ее ищете, то точно не проедете, так как ее хорошо видно с дороги.

От былого величия не осталось и следа. Любоваться можно разве что пролетающими по небу самолетами.
Но возможно это и привлекает даже больше чем все восстановленное.
А дальше пошла дорога, состоящая из чередования хороших участков с убитыми. Поэтому на мое предложение посетить очередную церквушку, увиденную мною с дороги, муж быстро согласился.

Подъехать к самой церкви не рискнули, так как было не понятно из далека увязнем мы на этой дорожке или нет. Ногами оно всегда надежнее, а вот выталкивать Биммера из грязи перспектива не очень.

Мы даже чуть на службу в этой церкви не попали. Приехал батюшка, поздоровался и начал петь. Местные бабушки, которые там прибирают нам предлагали остаться. Но так как мы посещаем такие места скорее для ознакомление с архитектурой, то мы попрощались и пошли обратно к мотоциклу.
Еще нам тут повстречался дуб, обладающий неимоверной жаждой жизни.

Пока отдыхали, к нам подошел черный пес, обнюхал нас, дал погладить и почесать за ухом. Потом настоятельно дал понять, что почесать за ухом можно и еще. Когда стали собираться, то стало заметно, что пес оживился, явно желая поиграть с нами в догонялки. К счастью эта игра ему быстро наскучила, и он быстро отстал.
Позвонил хозяин кемпинга, интересуясь, доехали мы или нет, сказал, что дорога дальше будет «не очень», и что дальше пойдет кусок бетонки.
Мне как человеку не опытному слово «бетонка» опасений не внушало. Но когда мы на нее попали, то возникло жуткое желание вернуться и найти другое место для ночлега.

Когда, наконец, бетонка кончилась, то я ненадолго вздохнула, но… тут грунтовка напомнила, что ее нормальное состояние — это «стиральная доска». В довершение, на повороте к кемпингу куча песка в которой мы, к счастью, не увязли, но повиляли попой знатно. Не знаю, как уж Биммер вынес это издевательство, но выбора у нас уже не было, мы доехали до места ночевки. И утром нам предстоял обратный путь по тому же жуткому маршруту.
Муж понял, что Биммера нужно очень уговорить вести себя хорошо, поэтому ему был обещан самый хороший бензин на всю обратную дорогу.
Не знаю, может это на него повлияло, может то, что место было красивое, а может то, что всю ночь Биммер любовался звездами на небе, но утром он вел себя просто отлично — завелся и совсем не капризничал.

И если бы не комары, которых мы практически не видели во время наших предыдущих поездок и забытый дома off, то вечер был бы идеальным. А так вдруг оказалось, что эти наглые насекомые не прочь испортить нам вечер.
О том, что у нас будут соседи по кемпингу, я узнала еще, когда разговаривала с хозяином кемпинга. Когда мы заехали на территорию кемпинга, то увидели машину с казахскими номерами и расставленную палатку. На пирсе лежала удочка, но никого не было видно, поэтому я подумала, что наверно уплыли на лодке. Но, как оказалось позднее, они просто спали. Проснулись они уже, когда начинало темнеть. Было интересно наблюдать в темноте, как они разжигают мангал паяльной лампой. Но это наверно было оправдано, так как дрова были сырыми и плохо горели.
Мы же немного посидели у костра (без паяльной лампы он горел не так активно, как у соседей), и так как устали с дороги, то легли достаточно рано, а вот соседи «отдыхали» часов до двух.
Ночью проснулись о того что, кто-то шуршал пакетом, который лежал у нас с краю под пологом палатки. Муж прикрикнул, и этот кто-то ушел. Утром обнаружили пропажу пакета с мусором и пустой бутылки. Бутылку потом нашли неподалеку, а вот пакет исчез бесследно. Хозяин кемпинга предупреждал, что могут ходить местные собаки. Но другая разодрала бы пакет на месте, а эта предусмотрительно унесла куда-то подальше.
Еще в этом кемпинге интересный способ оплаты. Хозяин тут не живет, и никакого персонала нет. Видимо только мусор периодически вывозят. На территории стоит дом. Одно из окон заколочено доской. В доске есть щелка, в которую и нужно опускать деньги. Но мы предпочли более привычный способ — перевели на карту.

Проснувшись и позавтракав, я все таки решила воспользоваться тем, что вода в озере теплая, не смотря на то, что на дворе уже давно сентябрь, и искупалась.

Утром, как и обещали, заправили Биммера хорошим бензином, а меня и мужа — кофе.

Планы на сегодня были совсем небольшими, так как Московское шоссе в воскресенье вечером может встать, поэтому собирались посетить только один источник Текунок и памятник Цою.
Глянув карту, двинулись в путь. Как оказалось штурман из меня не очень, так как мы один раз проскочили поворот с трассы в сторону Окуловки, а потом совершенно случайно оказались у Соколовских ключей. Посмотрев по карте, куда ехать, мне казалось, что чтобы проехать к этим ключам, то нужно будет поворачивать направо, а делать лишний крюк совсем не хотелось, и ключи были вычеркнуты из списка посещаемых мест. А на самом деле оказалось, что нам нужно было свернуть налево, чтобы придерживаться заданного пути. К самим ключам мы все равно не пошли, а вернулись к первоначальному маршруту.
Перед источником Текунок есть указатель — поворот налево перед озером. У источника стоит часовенка и купальня. Так что, если есть желание искупаться в святой вроде, то вам сюда.

Озеро, как и деревня рядом с ним, называется Ужин (ударение на второй слог). Ужин не — потому что там все ужинают, а потому что озеро узкое и очень длинное. На въезде в деревню очередная полуразвалившаяся церковь.

В Окуловке доехали до памятника Виктору Цою. Когда в прошлый раз проезжали через Окуловку, то просто не знали о том, что он тут есть, а то заехали бы еще тогда, и не пришлось бы делать крюк в эту поездку.
Про памятник прочитала уже после поездки. Оказалось, что Цой не был мотоциклистом, а его просто нужно было на что-то посадить. Он сидит на мотоцикле «Ява» 1961 года выпуска с разбитой фарой. По словам автора скульптуры, памятник задумывался живым: «В нём есть энергетика. Мотоцикл — та мощь, та сила, которая способна оторвать Цоя от стены». Почему босой своими словами у меня описать не получается, это слишком замысловато для простого человека. Могу привести только слова автора скульптуры: «Именно нога — это та ахиллесова пята, за которую можно ранить человека, ранить художника, он всегда ранимое существо, хотя он может быть забронирован, сидит в очках, руки воинственно сложены, но на ноги можно наступить и ему будет больно, я хочу, чтобы люди понимали, что такое боль, не физическая, а духовная и душевная». Памятник первоначально планировали установить в Москве, но не согласовали. Какое-то время он стоял в Питере, но и тут он был только временно. В итоге в 2015 году скульптура была установлена на площади у железнодорожного вокзала в городе Окуловке Новгородской области. Вот так и сидит он на мотоцикле и босой где-то между Питером и Москвой под светом звезды по имени Солнце.

Ну и мы рядом с ним постояли, чтобы ему не скучно было.

Ну а дальше М-11. Мужу понравилась возможность ехать 150 и при этом практически не нарушать правила. Потом, как и ожидалось пробка перед Питером, которая как не странно перед городом рассосалась, промчались по ЗСД и вернулись на дачу, как и обещали к пяти часам.
Ехать домой было еще рано, и муж решил помыть Биммера. Через некоторое время увидела его очень расстроенным. Оказывается, мы чуть не потеряли глушитель. Крепление отлетело и было утеряно по дороге.

Так что в ближайшее время думать о новых поездках не приходится — нужно чинить нашего верного друга.

P.S.: Когда муж разбирал Биммера, то обнаружил кусок скотча, приклеенный к корпусу. Под скотчем оказался пакетик с ключом от мотоцикла. Когда и зачем его туда приклеили, никто не знает. Зато у нас теперь есть запасной ключ.