Блог им. Umelec1 → Клапана, кривошипы, молотки!
Возвращаясь из мотопутешествия по Сибири, я вдруг услышал неправильный звук в левой головке цилиндра. До Ирбита еще тысячи полтары, а самое интересное уже позади, домой хочется, что и не передать, а тут вдруг неприятное шелестение.
Снимаю крышку головки, кикстартером кручу и, о ой -е! Коромысло сначала нажимает на тарелку, стараясь свернуть ее с клапана, а потом только на торец клапана. В результате сухарики прилично стерлись и прилично провалились. Как это все еще не развалилось? Вовремя тормознули. Надо менять тарелку с сухарями, но как?
Тормознули то хорошо, но и по времени тормознемся прилично. Дело в том что мотор водяного охлаждения, и только ослабь шпильки произойдет разгерметизация. Ремонт не долог, долго ждать когда герметик затвердеет.
Два дня до дома, а нам почти сутки сушить герметик в степи? Да, нехорошо!
И тут я вспомнил родной мотозавод и как регулируют клапана на «обкатке» испытатели. Бросили меня туда «на прорыв» как молодого и совсем не помню, что я там прорывал, но меня потрясло одно явление.
Обкатчик делая первый пуск двигателя в руках имел один ключ на 12 и алюминиевый молоток, ловкими ударами которого по кронштейнам коромысел выставлялся зазор в клапанах. Меня как конструктора сие действо возмутило и я вмешался в его технологические действия. А он мне: — «Если я буду ключиками делать, как вы написали, то мне и половины не обкатать двигателей от плана.
Ты посмотри: все так делают». И действительно обкатчики ловкими ударами молотков заставляли двигатель «шептать». Неизгладимое впечатление на молодого конструктора двигателя.
Я достал из багажника молоток, правда он у меня огромный и железный. Дима, напарник по пробегу, округлил глаза, правда, ему понравилось как я этим молотком чинил зажигание тремя днями раньше. Ослабил немного шпильки, прижимающие проблемное коромысло, и … изобразил изящный удар по нему. И о! Коромысло встало на место. Не совсем как надо, но доехать можно. Подтягивая крепеж, я уже гордо посматривал на Диму. А минут через пять моя душа восторженно пела в такт ровной работе двигателя по дороге к дому.
Рассказываю это механику музея мотоциклов, а в прошлом испытателю с большим стажем Александру Чувашеву. Смеется: — «А нас ведь тоже постоянно бросали на обкатку. Меня там научили молотком не только клапана регулировать, я молотком зажигание выставлял «пораньше» или попозже». Главное куда и сколько ударить».
И тут я тоже вспомнил про виртуозное владение молотком.
Был такой Иван Долгих – контролер- сборщик от отдела технолога, с которым мы раз в две недели проводили контрольную разборку двигателя на предмет качества. Раз разобрали – треугольник кривошипа не бьет, два разобрали не бьет, три разобрали не бьет. Он мне говорит: — «Давай хоть раз в два месяца в допуск будем вкладываться, уже нехорошо как-то». – «А как мы вложимся если не бьет?» — «Сейчас»- говорит. Поднимает кривошип как куренка за шатун, покачивает его многозначительно, потом как даст молотком по цапфе.
Ставим в центра – биение ноль.
Ноль!
Иван говорит: — «Ну ладно, ноль то писать не надо, давай сотку напишем?» А я просто в шоке, один удар в нужное место молотком и ноль! Как же выстраивали действия мозги Ивана, что бы удар был абсолютным?
Зря контролеры и госприемка хотели отбирать молотки у рабочих.
— Как без молотка?
– Мотоцикл без молотка не получился бы.
Снимаю крышку головки, кикстартером кручу и, о ой -е! Коромысло сначала нажимает на тарелку, стараясь свернуть ее с клапана, а потом только на торец клапана. В результате сухарики прилично стерлись и прилично провалились. Как это все еще не развалилось? Вовремя тормознули. Надо менять тарелку с сухарями, но как?
Тормознули то хорошо, но и по времени тормознемся прилично. Дело в том что мотор водяного охлаждения, и только ослабь шпильки произойдет разгерметизация. Ремонт не долог, долго ждать когда герметик затвердеет.
Два дня до дома, а нам почти сутки сушить герметик в степи? Да, нехорошо!
И тут я вспомнил родной мотозавод и как регулируют клапана на «обкатке» испытатели. Бросили меня туда «на прорыв» как молодого и совсем не помню, что я там прорывал, но меня потрясло одно явление.
Обкатчик делая первый пуск двигателя в руках имел один ключ на 12 и алюминиевый молоток, ловкими ударами которого по кронштейнам коромысел выставлялся зазор в клапанах. Меня как конструктора сие действо возмутило и я вмешался в его технологические действия. А он мне: — «Если я буду ключиками делать, как вы написали, то мне и половины не обкатать двигателей от плана.
Ты посмотри: все так делают». И действительно обкатчики ловкими ударами молотков заставляли двигатель «шептать». Неизгладимое впечатление на молодого конструктора двигателя.
Я достал из багажника молоток, правда он у меня огромный и железный. Дима, напарник по пробегу, округлил глаза, правда, ему понравилось как я этим молотком чинил зажигание тремя днями раньше. Ослабил немного шпильки, прижимающие проблемное коромысло, и … изобразил изящный удар по нему. И о! Коромысло встало на место. Не совсем как надо, но доехать можно. Подтягивая крепеж, я уже гордо посматривал на Диму. А минут через пять моя душа восторженно пела в такт ровной работе двигателя по дороге к дому.
Рассказываю это механику музея мотоциклов, а в прошлом испытателю с большим стажем Александру Чувашеву. Смеется: — «А нас ведь тоже постоянно бросали на обкатку. Меня там научили молотком не только клапана регулировать, я молотком зажигание выставлял «пораньше» или попозже». Главное куда и сколько ударить».
И тут я тоже вспомнил про виртуозное владение молотком.
Был такой Иван Долгих – контролер- сборщик от отдела технолога, с которым мы раз в две недели проводили контрольную разборку двигателя на предмет качества. Раз разобрали – треугольник кривошипа не бьет, два разобрали не бьет, три разобрали не бьет. Он мне говорит: — «Давай хоть раз в два месяца в допуск будем вкладываться, уже нехорошо как-то». – «А как мы вложимся если не бьет?» — «Сейчас»- говорит. Поднимает кривошип как куренка за шатун, покачивает его многозначительно, потом как даст молотком по цапфе.
Ставим в центра – биение ноль.
Ноль!
Иван говорит: — «Ну ладно, ноль то писать не надо, давай сотку напишем?» А я просто в шоке, один удар в нужное место молотком и ноль! Как же выстраивали действия мозги Ивана, что бы удар был абсолютным?
Зря контролеры и госприемка хотели отбирать молотки у рабочих.
— Как без молотка?
– Мотоцикл без молотка не получился бы.
- Umelec1
- Виктор
- 7 октября 2018 в 8:02
- 1
- +55
При Союзе работал мастером по гарантийному ремонту мотоциклов, бензопил, лодочных моторов и т. д. Иномарок тогда, кроме Яв и Чезет не было. При дефиците запчастей (не при гарантийных случаях конечно, при гарантии снабжение было) часто собирали коленчатый вал из разных половинок относительно шейки шатуна, особенно Вихрей, у них часто маховик отлетал вместе с цапфой вала, тоже молотками добивались соосности двух половинок, масса молотка сила и угол приложения играл исключительно важную роль. Клиент об этом конечно знал, знал все риски, не деваться было некуда, и замечу что частенько такие движки долго ходили.
- Kryakozavr
- 8 октября 2018 в 1:26
- ↑
- ↓
Нет, Али для пентюхов которые покупают подороже. Своя, внутренняя, площадка: ТаоБао.
- JamesStern
- 10 октября 2018 в 20:33
- ↑
- ↓
советский автопром надо сравнить с китайским того времени, это более объективное сравнение, или нынешний китайский и нынешний российский. Перекрестные сравнения это скорее интересы и вкусы конкретного человека\кота\президента))
- EiskiyKolhoznik
- 7 октября 2018 в 22:36
- ↑
- ↓
На сверх низкой стоимости же.
Советское было адски дорогое в производстве, поэтому в том числе в дефиците ИМХО.
Советское было адски дорогое в производстве, поэтому в том числе в дефиците ИМХО.
- EiskiyKolhoznik
- 7 октября 2018 в 15:59
- ↑
- ↓
Ещё бы, так издеваться над их работой. Полвека молотками собирать одну и ту же подделку БМВ…
У меня на Триумфе 77-го года центробежный регулятор опережения зажигания устанавливается на конус на торец распредвала. Я долго не мог на нем выставить зажигание пока не понял, что этот конус у него на регуляторе прошлифован криво, поэтому вал регулятора встает под углом по отношению к оси распредвала и кулачок болтается туда-сюда при вращении. Купил новый регулятор. Оказалось, что у него точно такой же дефект. Долго ругался на английских бракоделов и думал, как бы его перешлифовать, пока ради интереса не поинтересовался у англичан — сталкивались ли они когда-нибудь с такой проблемой? Оказалось, что они ее и за проблему не считают — в британских мастерских перед установкой зажигания на Триумфах первым делом проверяют — нет ли радиального биения у кулачка и если есть — исправляют его крепким ударом молотка!
Так что молоток — это вещь. Международный инструмент!
Так что молоток — это вещь. Международный инструмент!
- 79201798744
- 7 октября 2018 в 22:33
- ↑
- ↓
Вы, простите, не обобщайте всё советское производство.Не будем углубляться в показатели производства всей промышленности, остановимся на мототематике.
Какой СЕЙЧАС выпускаемый объём отечественной мототехники?
Какой СЕЙЧАС выпускаемый объём отечественной мототехники?
Я про заимствование по договору впервые слышу, хотя историю Урала копал тщательно. Из тех источников, которые штудировал, было так: для военных потребовался мотоцикл, и выбрали R-71, на которых немцы в то время раскатывали на парадах. То ли в Швеции, то ли в Швейцарии пропало 4 таких мотоцикла, которые потом оказались у нас. Ну а дальше их разобрали по винтикам, и в производство. За достоверность не ручаюсь
На Интермоте «Урал» был представлен.
Справа виднеется зеленый Урал- это новинка этого сезона модель «Транссиб» в серии «Лимитед эдишн»- их всего 20 штук выпустят. Телячья кожа, подголовник для пассажира в коляске, вилка от Марцоччи, в коляске встроен меховой мешок из Тироля, чтобы пассажир чувствовал себя уютно и не мерз, окраска сделана по дизайну вагонов транссибирской магистрали. Нy и главная фошка этого мотоцикла- самовар. Он в багажнике коляски спрятан.
Я правда не понял, почему «Урал» засунули в последнее халле, где стояли кастомы. На плошадке было несколько посетителей. Tам стоит в белой рубашке угрюмый мужик- продавец. Откуда столько неприязни в голосе у него- непонятно, я вроде ему ничего не должен, всего лишь на русском спросил о перспективах предприятия ))).
Справа виднеется зеленый Урал- это новинка этого сезона модель «Транссиб» в серии «Лимитед эдишн»- их всего 20 штук выпустят. Телячья кожа, подголовник для пассажира в коляске, вилка от Марцоччи, в коляске встроен меховой мешок из Тироля, чтобы пассажир чувствовал себя уютно и не мерз, окраска сделана по дизайну вагонов транссибирской магистрали. Нy и главная фошка этого мотоцикла- самовар. Он в багажнике коляски спрятан.
Я правда не понял, почему «Урал» засунули в последнее халле, где стояли кастомы. На плошадке было несколько посетителей. Tам стоит в белой рубашке угрюмый мужик- продавец. Откуда столько неприязни в голосе у него- непонятно, я вроде ему ничего не должен, всего лишь на русском спросил о перспективах предприятия ))).
Аааа, я там ржал аки конь. Видите в углу палатку? Короче в этой палатке, одетый в теплую меховую одежду лежит манекен. Причем когда на него смотришь, создается полное ощущение, что манекен представляет мертвого человека. Поза, неживая мертвенного цвета кожа- короче полная иллюзия, что там труп в палатке))) Ну я и посмеялся неприлично громко.
Во, не двигатель, с надёжностью > 100.000 км, а самовар… который сильно помогает надёжности мотоцикла.Ну если мыслить логически, вот сломался у тебя двигатель в ипенях, холодно, мерзко. А ты самоварчик достал, раздул сапогом (сапога кстати в комплекте нет, я спрашивал), вот тебе и тепло и чай вкусный-горячий. Двигло ремонтировать в таких условиях- романтИк пур!
На триумфе 77 года. И да, английская авто-мото промышленности никогда не отличалась надежностью, скорее наоборот… А триумф и сейчас не сильно дальше ушел (ибо делается в тайланде). Там своя фишка, стиль, управляемость, двигатель… Ты платишь за опыт вождения, надежность в этот пакет поставки не входит. А какой опыт вождения у Урала? Он конечно есть, но как показывает нынешняя ситуация, мало кто готов за него платить реальные деньги.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (44)
RSS свернуть / развернуть