Блог им. mixon → Арарат, дорога туда и обратно 2018(Часть №1)
      Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня я хочу вам рассказать о моей поездке к Арарату. Мой путь пролегал через Россию, Грузию и, соответственно, Армению. Все путешествие длилось с 14.07.2018 по 28-29.07.2018, то есть заняло 2 недели.
      Перед тем как перейти к описанию поездки хочу выразить благодарность всем людям которые мне помогли пройти этот маршрут:
-       В первый же день мне очень помогла пара из Санкт-Петербурга в районе города Каменск-Шахтинский, примерно за 100 км до него. Ребята, если вы это читаете, огромное вам спасибо за помощь в дороге. Также я очень признателен сотруднику СТО в Каменске-Шахтинске (об этом случае я подробно напишу ниже).
-       Дальнобойщикам и не равнодушному прохожему на территории республики Армения, в километрах 20-30 от границы, помогшим мне (об этом случае я также подробно напишу).
-       Отдельную благодарность я выражаю моим попутчикам — Максиму и Рите, за то, что они составили мне компанию в прохождении маршрута и поддерживали меня в этом деле.
День перед выездом 13.07.2018
      Мотоцикл подготовлен к путешествию, масло заменено, бак полный, вещи перетащены в гараж и закреплены на мотоцикле, багаж уместился в гермо сумку на 60 литров и рюкзак. Из нововведений в этом сезоне специально для дальняков было приобретено седло от фирмы «Мустанг» со спинкой для водителя (в конце отчета я опишу свои впечатления от этого седла). Также меня мучили боли в правом плече (травма), которая проявлялись, если весь день держать открытую ручку газа. Мышцы начинали ныть уже через 4-5 часов поездки. В связи с этим я рассматривал всевозможные варианты круиз контроля от дешёвых (задешман) до стоимостью в 200 мертвых президентов. В конечном итоге решил сделать свое приспособление, но о нем позже.      Все готово, настрой боевой. Запланировав выезд в 4:00, выставляю будильник на 2:00 и иду спать.
День первый 14.07.2018
      Спалось плохо. Встав в 2:00 и посмотрев в окно, понял, что еще рановато и завалился спать еще на час. В последствии в очень ускоренном темпе выдвинулся в гараж, так как уже светало, не хотелось терять время и упираться в возможные утренние пробки. Но все получилось хорошо. Выехав в 4:20, уже в 5:00 я был на М4 «Дон». Впереди меня ждал Ростов-на-Дону и приблизительно 1000 км пробега. Проехав первые 50 километров по трассе «Дон», на горизонте начала проявляться синева. По первому времени я думал, что это такой оттенок неба из-за рассвета, но я ошибался. Я двигался навстречу грозовому фронту. Дождь сопровождал меня до границы с Грузией с переменным успехом, что снижало мою крейсерскую скорость на 20 км\час — с 100-120 до 90. В этот день я периодически на заправках встречал своих попутчиков: Максима и Риту. Ребята ехали чуть шустрее и, чтобы не мешать друг другу, было принято решение, что каждый едет как ему удобно, и мы встречаемся перед границей, а далее едем уже парой, с учетом местных дорог и местного законодательства в области ПДД.      Весь день я спокойно ехал до тех пор, пока пару раз не упирался в стоячие пробки из-за ремонта на трассе. Но для мотоциклиста пробка не проблема. Это длилось до тех пор, пока перед городом Каменск-Шахтинский, увидев на горизонте очередную тучу, я не принял решение остановиться на остановке общественного транспорта для того, чтобы одеть дождевик. Усевшись на лавке в уютной остановке, мой взгляд осматривал противоположную обочину, двигаясь слева на право. Проводя взгляд мимо мотоцикла, меня насторожило положение выхлопной системы. В исправном состояние трубы размещаются параллельно полотну дороги, но в этот момент они были под углом, «Черт!» — подумал я и пошел смотреть, в чем же проблема. Было два возможных варианта неполадки: навернулся кронштейн крепления глушителя или проблема в крепеже самого глушителя. Замечу, что у меня на тот момент стоял не штатный выхлоп, а выхлоп от ребят из компании «Демоны спокойствия». Данный выхлоп мне достался вместе с мотоциклом, имеет отличный сочный бас, труба — толстая полированная нержавейка. Короче, отличный выхлоп и был реальный шанс оставить его, в лучшем случае, на дороге или в худшем — в переднем бампере идущей сзади машины. Но, слава оппозитным духам, такой исход меня миновал. Лопнуло ухо самодельного крепежа выхлопной системы и стоял вопрос: «Что делать?». Остановка общественного транспорта, до ближайшей цивилизации, как до Пекина.
      На мое счастье мимо в попутном направление двигались ребята и Санкт-Петербурга на Ямаховском спорт туристе. Ребята, выражаю вам ОГРОМНУЮ благодарность! Благодаря вашей помощи я смог добраться до Каменска-Шахтинска до СТО. И, так что же надо было сделать для того, чтобы безопасно продолжить движение до ближайшего сварщика? Все просто, надо притянуть выхлоп к мотоциклу и медленно ехать дальше. Но тут есть небольшое «НО» — чем? Я, как человек опытный, вез с собой: инструмент, изоленту, скотч, гидроскотч, стяжки (пластик). Ни что не подходило для решения поставленной задачи, начались поиски по обочине и кювету. По первому времени были найдены обрывки «ржавого» троса, длиной 10-15 см., этого было мало, а связать их было почти не возможно. Но благодаря внимательности девушки в кювете был найден целый ремень генератора, которого как раз и хватило для фиксации выхлопа (замечу, что за 100 км он даже не пригорел). На СТО ухо приварил на место и двинулся искать ночлег, так как тьма в этом районе наступает очень быстро, в течение 20-30 минут, то есть в 19:00 уже темно. В самом Каменске-Шахтинске остановиться не удалось, но чуть за ним есть вполне бюджетное место (48.286740, 40.294806). Двухместный номер без удобств мне обошелся в 1100 руб., можно было и за 600 руб., но в общей комнате на 8 человек. Я, как первый постоялец, получил лучшее место.
День второй 15.07.2018
      Подъем в 5:00 и выезд в сторону Владикавказа. Мне предстояло проехать через Ростов-на-Дону и заодно позавтракать. Скажу так — это самая глупая идея, в районе Ростова беда с кафешками. Чтобы не испытывать судьбу заехал в Макдак. Это была ошибка. Огромный поток отдыхающих, двигающихся в попутном направлении, перегружал работу данного заведения, я потерял 30 минут с момента оплаты, до момента получения заказа! Ребята, хотите успешный бизнес в Ростове-на-Дону? Откройте нормальное кафе с парковкой.      Далее, двигаясь от заправки до заправки, я медленно и верно приближался к Владикавказу, до тех пор, пока не добрался до Кабардино-Балкарской Республики. Тут опытные путешественники в курсе, а для тех кто поедет в первый раз — вас ждет ряд блокпостов, на которых работают вежливые люди, но все по «Взрослому»: паспортный контроль и проверка транспортного средства. Был свидетелем, как водитель или не понял или проигнорировал требования сотрудников, в конечном итоге уехал он не далеко. Далее, уже подъезжая к Владикавказу, я опять въехал в дождевой фронт. Пустая трасса и я ползу 70 км на аварийке, пока не добрался до города.
      Дорогие друзья, перед подъездом к Владикавказу с жильем беда. Не рассчитывайте найти придорожную инфраструктуру — ее здесь нет, вам предстоит доехать до города. Я остановился здесь (43.062002, 44.633641). Отличная гостиница, номер мне обошелся в 1000 рублей. Была возможность поставить мотоцикл под навес, тут же я посмотрел финал ЧМ 2018 по футболу. Место крайне рекомендую.
День третий 16.07.2018
      ВНИМАНИЕ! Дорогой читатель, если ты планируешь первый в своей жизни переход Российско-Грузинской границы на пограничном переходе «Верхний Ларс», учти, границу ты должен перейти до обеда 14:00. 15:00 — крайний срок для прохождения границы на мотоцикле. При пересечении границы в более позднее время ты не сможешь в светлое время спокойно добраться до Тбилиси. Расстояние по карте в 200 км, реально и безопасно можно пройти минимум за 4 часа, а в сумерках и под дождем не лучшая идея ездить в горах!
      Я уже не первый раз посещаю Грузию, но в этот раз поток желающих пересечь границу превзошел все мои ожидания. Я лично видел очередь длиной в 7 часов, ненависть и зависть в глазах автолюбителей и пассажиров автотранспорта, когда проезжал эту очередь.
      Сегодня предстояло перейти границу и доехать до Тбилиси. Я уже был во Владикавказе, а ребята вчера заехали на Эльбрус, сегодня встречаемся и уже группой едем дальше по маршруту. Встав в 8:00, выдвинулся на заправку Лукича, где за кружкой кофе я ожидал моих попутчиков. Они подъехали примерно через полтора часа. Заправив мотоциклы, мы двинулись к границе.
      Тут я сделаю небольшое отступление от повествования и поведаю вам о заправках, которые нас ожидали на этом пути. Приблизительно от Москва и до Воронежа на заправках почти всех сетей водителю верят на слово (заправился, оплатил), далее дела обстояли менее радужно (заказал-заправился-оплатил), то есть приходилось дважды ходить до кассы. Так дела обстояли на Российской стороне (также замечу что цены на топливо плавают, чем ближе крупный город, тем дороже, АИ92 40-45 рублей за литр). На Грузинской стороне попроще, тут как таковых касс нет, есть заправщик, он же и кассир (АИ92 2.45 лари, около 70 рублей за литр). В Армении (в этой стране я в первый раз) заправки из прошлого века, а-ля поздний СССР, но цены стабильные. Если у нас и грузин цена колеблется, то тут АИ92 стоит 450 местных денег, если не ошибаюсь, приблизительно те же 70-75 рублей. Вопросов по качеству топлива ни у меня ни у Макса не возникало.
      Продолжим, и еще дополнительная информация: страховки стали обязательны в Грузии с этого года, а в Армении уже не первый год «обязаловка», многие путешественники уже об этом писали, я тут дополню только своим личным опытом. Теперь перейдем к процессу их покупки: есть два варианта покупки, первый — купить онлайн. И Грузия и Армения не входят в Гринкард, а также нет возможности купить одну страховку на два государства. И Грузинскую и Армянскую страховки можно теоретически купить on-line. Мы пошли другим путем и решили купить на месте. С этим на Грузинской стороне нас ждал долгий и безрезультативный квест ценой минус 2000 рублей. Итак, купить страховку вы можете после границы, там есть несколько будок, если не ошибаюсь, то здесь (42.715024, 44.625581), но тут нужны местные деньги. Если у вас их нет, то извиняйте, ищите офис продаж с терминалом для карт, их тут тоже не обслуживают. Перед поездкой я читал интернеты, в которых говорилось, что функция продажи полюсов возлагалась на банки. Ну ок, доедем до Тбилиси, там банков вагон и маленькая тележка. Итак, мы доезжаем до места, где будем отдыхать 2 дня (41.927147, 44.731308), ночевка 50 лари, а если на сутки, то 70 лари, переодеваемся и едем в на такси Тбилиси. Просим водителя довезти нас до центра и попутно остановить около банка, поменять деньги и сделать страховку. Деньги поменяны, а вот страховку они делают, но только на «Автомобили». Забегу вперед, мы потеряли полтора дня, обошли все крупные местные банки, история та же — на мотоцикл не сделать, пришлось ехать так.
      В очередной раз мы заехали на арку «Дружбы народов». На текущий момент этот монумент превращен в мекку для туристов и если раньше можно было доехать до самой арки и сделать памятное фото на ее фоне, то сейчас там вымощенная дорожка со ступеньками и огромное количество туристов (если что, у меня есть старое фото). За два дня отдыха мы набрались сил, погуляли по центру Тбилиси, посетили серные бани.
      В первый раз я был в бане №5, но сейчас она была на ремонте, и мы пошли в Royal, за 140 лари за час. Мы взяли, на мой взгляд, лучшие апартаменты, они реально рассчитаны на большую компания, если вы едете 5+ человек берите ее, не прогадаете.
День пятый 18.07.2018
      Переход границы с Арменией. В первый раз, когда я был в Грузии, я тут встретил своего друга Василия. Я только ехал отдыхать, а он уже прошел основную часть своего путешествия, посетив Армению, рекомендовав и мне как ни будь туда добраться и вот этот момент настал. Приблизительно в 9:00 мы направились в сторону Армении. Нам необходимо было добраться до озера Севан, где мы запланировали остановку. Я надеялся на легкую поездку, так как опять же расстояние на карте было небольшим. Как я ошибался…      Мы потолкались в утренней городской пробке и выехали за город. Пейзаж стремительно стал преображаться, от скал, утопающих в зелени, до выжженных равнин и холмов цвета соломы и уже приличной температуры в столь ранний час. Как ты помнишь, мой дорогой читатель, мы едем все еще без страховки, ехали-ехали и уперлись в пограничный переход наименование не припомню, но это точно не в районе Гогаван (дорога М3). На границе народу пару машин и мы с разбегу подъезжаем к пограничнику и вручаем наши документы одновременно. Тут фортуна не улыбнулась Максиму, пограничник взял его документы и начал процедуру оформления. Через минуту он нам сказал, что у нас нет страховки и вынь, да полож штраф, те самые 100 лари. Надо мной он сжалился и отпустил, сказав вернуться на пару км и купить страховку. Страховка была куплена за 30 лари на 1 месяц, так как мы по возвращению из Армении намеривались продолжить наш отдых на побережье черного моря в городе Кобулети. Через 5 минут, вернувшись на пограничный переход и предъявив полный пакет документов, паспорт, ПТС и страховку, подвергся допытыванию, откуда у меня этот заветный листок (я сдуру пошел к другому пограничнику). В общем, время прохождения данных не быстро и мой полис не пробивался, но я объяснил, что купил его 3 минуты назад. Меня с миром, но с небольшим осадочком выпустили из Грузии, впереди нас ждала Армения. Макс в этот момент как раз оплачивал штраф, я к нему подошел и в сердцах, не сдержавшись, назвал местных стражей границы «Не наши». Извиняюсь, закон есть закон.
      Армения. Армянская сторона встретила нас с распростёртыми объятиями. Здесь при пересечение границы есть свой нюанс — необходимо оформлять документы на ввоз транспортного средства. Эту функцию выполняет таможенный брокер, ранее услуга была платной для всех, но сейчас вежливый сотрудник провел нас в помещение, подвел к окошку и передал нас в заботливые руки служащего. Для мотоциклов эта процедура бесплатна, вам выдадут бумагу, берегите ее, вас без нее могут и не выпустить. После того, как мы покинули территорию пограничного перехода, перед нами стояла первоочередная задача «СТРАХОВКА», которую мы без проблем купили через 100 метров за рубли (10 дней, 1300 рублей), для нас это была страховка от последующего возможного головняка. У ребят, что продали нам страховку, мы узнали, что недалеко есть магазин (супермаркет), в котором есть обменник. На улице было уже далеко за +30 и тут я совершил фатальную ошибку, решил ехать дальше без куртки, куртка у меня классическая косуха а-ля конец 2000 майд ин «Альберто», и в дождь и в стужу то, что надо, но вот в жару в ней не айс. Двигаясь в указанном направление и следя за указаниями «Сусанина» (это уже второй прибор, на который я устанавливаю софт на букву «Нав*», водит хорошо, но иногда такими дорогами…, в первую мою поездку в Грузию повел по грунтовке вокруг Тбилиси или пытался вывести на недостроенный мост) и заметив супермаркет, отдаленно подходящий под описание, мы решили около него остановиться. К моему сожалению на всем моем данном маршруте нормальные съезды с асфальтированной дороги были в России, даже в Грузии местами съезд шел сразу на грунт или щебенку, в Армении есть только асфальтированная дорога, а все что около нее: АЗС, кафе и т.д. и т.п., идет на грунт и щебень. Моя остановка около этого магазина закончилась падением, завалился на правый бок, мот был спасен сложившейся дугой. Дуга сложилась до штатного складывания правой «платформы» и заблокировала задний тормоз, пострадала правая противотуманка из люстры (царапины), вероятнее всего здесь же я и смог замять глушитель (по данным производителя толщина стенки трубы 1,5 мм). Ну и, как дорогой читатель мог заметить чуть раньше, я ехал только в футболке и этот факт отразился на мне в виде неприятного падения на щебенку, результатом сего была неприятная, но здоровая потертость на руке — «Возите с собой аптечку и перевязочные материалы». Промыв рану и замотав ее, принялись думать, что делать с загнутой дугой. «Надо править» — с этой мыслей я внимательно осмотрелся, моему взгляду пристал магазин, два наших мотоцикла, три фуры и трактор на заднем плане, утопающий в зелени сорняков. Из своего опыта я решил обратиться за помощью к дальнобойщикам, так как эта группа участников движения более дружелюбно относится к мотоциклистам и путешественникам. Предварительно я попросил у них монтировку и, выбрав из предложенных самую длинную, ее размер составлял около полуметра, приступил с Максимом к ремонтным работам. Фиг там, маловато, надо более длинный инструмент, вернул его владельцу и с надеждой в глазах спросил, а нет ли у них чего не будь подлиннее. На этот раз я получил из рук водителя полутораметровую трубу, с помощью которой и еще одного водителя или пассажира автомобиля, который к нам подошел и предложил свою помощь, поправили дугу.
      ВНИМАНИЕ! Дорогой читатель, дуги не только защищают твою собственность от дорогостоящего ремонта, но и защищают твое здоровье.
      После приведения себя в порядок, осмотра и ремонта мы двинулись дальше к нашей цели. Напомню, мы едем к озеру Севан. Мы проехали город Ванадзор, здесь есть банк, в котором мы поменяли деньги. Дорогие друзья, когда вы едете за пределы нашей родины, учтите следующий момент, за границей к состоянию банкнот относятся очень щепетильно. У меня были деньги в бумажнике и сумке. Те, что в бумажнике, ехали два дня под дождем, вот их на 100% у меня отказались брать, предложили взять с комиссией. Все купюры, пострадавшие от воды, были реализованы только на территории России. Итак, деньги есть, едем дальше, а дальше у нас город Дилижан. Его мы без проблем минуем и выезжаем к городу и озеру Севан, где и останавливаемся на ночевку на базе отдыха, где то здесь (40.557843, 44.990383). Мы сняли щитовой домик на две спальни, гостиную и санузел, вышло в 20000 местных денег, приблизительно 3000 рублей с копейками, домик конечно не новый, но это лучше чем ничего, покупались, поужинали (вкусно) и спать.
      Небольшое пояснение по состоянию дороги на момент, когда мы там проезжали. Дорога заброшенная, местами идет через населенку, местами идет и почти заканчивается, вполне себе серьёзный ремонт. После телепортации еще одним запомнившимся мне событием был проезд по ремонтируемому туннелю. Туннель не длинный, но запоминающийся тем, что в полной темноте, при габаритах в туннеле работал экскаватор, который дробил каменное полотно туннеля и группа рабочих лопатами и руками вытаскивала эти булыжники диаметром 10-18 см на полосу, по которой мы в этот момент двигались. Это был один из моментов, когда пришлось от души поиндурить, но не последний.
      Дорогу ремонтируют и расширяют, надеюсь, года через два всю трассу приведут в порядок и она будут сопоставима с М3. Также замечу, что дорога проходит по ландшафту, приближенному к грузинским реалиям, а вот М3 мне больше понравилась, но об этом позже.
- mixon
- 10 сентября 2018 в 23:15
- +20
- Planetsky1
- 11 сентября 2018 в 11:18
- ↓
Я я вот попал со страховкой на 101 лари на границе с Арменией, думал она только гаи нужна и что её не спросят на таможне.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (13)
RSS свернуть / развернуть