Блог им. -Gayka- → Болгария вдоль и поперек. Часть 3.

Город с крепостью и город-крепость

22 сентября, самый короткий ездовой день.

Проснулись мы не как обычно рано, а дали себе время восстановиться.

Приятный бонус от хозяина отеля с утра.

Позавтракали своими припасами в уютной беседке во дворе.

Хозяева, номер и атмосфера оставили неизгладимое чувство домашнего уюта. Твердая 5ка отелю.

Неспеша собрались и выехали. До первой точки на сегодня было всего около 10 км. Пещера Деветашка (Devetashka Cave) — одна из крупнейших пещер в Европе. Пещера находится на реке Осым между селами Дойренци и Деветаки. Это одна из самых больших пещер в стране, и имеет самую большую пещеру в Болгарии длиной 360 метров в длину. Оставляем мотоциклы на парковке и идем в сторону входа. Переходим мост через реку. Кстати, этот мост построил Сильвестер Сталлоне. Да-да-да! В пещере снимали фильм Неудержимые2 :)

И вот уже видно вход. Масштабы впечатляют: гигантский проём 35 метров в высоту и 55 метров в ширину.

Было такое ощущение, что мы перенеслись из наших дней в Юрский период, и вот-вот услышим голос доисторических тварей.

Внутри пещеры уникальный микроклимат, протекает ручей. Растения нереально зеленые и огромные. Согласно археологическим исследованиям, Деветашка была убежищем людям с позднего Палеолита.

Открыта для посещения только передняя небольшая часть пещеры, т.к. дальше в ней обитает одна из крупнейших колоний летучих мышей в Болгарии, насчитывающая около 35 тысяч особей. Из 35 видов летучих мышей, живущих в Европе, 33 вида встречаются в Болгарии, а 15 круглый год живут в пещере Деветашка!

А вот и самые заметные следы хомо сапиенс. Огромная искусственная насыпь с переходом. С насыпи отлично видны фундаменты, служившие основанием цистерн с топливом, на которых сейчас реконструкция доисторических стоянок.

Что за цистерны с топливом, спросите вы? Отвечаю, ранее пещера принадлежала министерству обороны Болгарии и служила складом с топлива. К самой пещере вели автомобильная и железная дороги. Так продолжалось вплоть до 90-х годов. В то время цистерны вывезли, дороги разобрали, а пещеру предоставили в свободное пользование летучим мышам.
В общем набрались впечатлений порядочно, и поехали в сторону сегодняшней дневки-ночевки – Ловеча. Ничего особенного, просто вагончик охранников.

Номер я забронила в старом квартале, являющемся архитектурно-историческим заповедником «Вароша». Все дома реконструированы, и являются памятками истории и архитектуры.

Хозяйка приехала, поселила нас в номер, рассказала о расположении всех удобств, и уехала, оставив нас наедине с двориком.

Первым делом мы решили прогуляться в крепость на вершине холма. Интересно, «крепость» на болгарском будет Хисаря, и это же и название этой локации. Дорога туда идет все по тому же реконструированному району Вароша, очень уютно.

Почти у цели.

На входе нас встречают стражники в доспехах разных эпох.

Хисаря построили еще римляне, но прославилась цитадель благодаря подписанию в ее стенах мирного договора Болгарии и Византии в 1187 году. Расположение крепости было весьма удачным: естественная защита — высокие скальные склоны дополнили мощной стеной из камня. На территории укрепления ученые обнаружили остатки семи храмов, которые можно отнести к трем стилям архитектуры, а значит и к разным эпохам. Самая ранняя церковь (V-VI столетия) располагалась на высочайшей точке холма и была также самой большой.

Легионеры видимо были не самыми высокими людьми.

Остатки жилых построек.

Выходим из крепости и направляемся в сторону центра.

По пути решаем посмотреть интересные постройки и случайно попадаем в дом-музей музей В. Левского. Оказывается, в день Независимости Болгарии как в большой праздник, вход в музеи бесплатный. Прослушали экскурсию и гулять дальше.

Центр города.

Это внутренняя часть интересного объекта – крытого моста. Сейчас здесь расположена галерея магазинов.

Вид снаружи.

Мост построен в 1876 году. Его ширина – 10 метров, длина – 84 метра. Основы моста выполнены из камня, остальная часть моста – деревянная. В 1925 году мост полностью сгорел. С 1927 по 1931 продолжалось строительство новой конструкции на месте старой. Крытый мост из железобетона был позднее перестроен так, чтобы визуально он ничем не отличался от своего деревянного предшественника. Мы продолжаем прогулку вдоль набережной почти пересохшей речушки. Решили прогуляться к зоопарку, обозначение которого увидели на карте-схеме города.

Зоопарк расположен в дальней части огромного парка на горе. Это будет всего одно фото, которое я выложу. Слишком уж все оказалось грустно и запущенно. Догадываюсь, что финансирования особо нет. Билет на вход стоил копейки.

Возвращались мы уже по закатному солнцу аллеями осеннего парка. Красотаа.

В центре шумно, людно, все забито в честь праздника. Так что берем кое-что из продуктов в магазине и ужинаем в дворике напротив номера.

Завтра с северной части Болгарии мы будем возвращаться в центральную, через Троянский перевал.
23 сентября. Город-крепость.

Утром стандартная процедура – подъем, легкий завтрак, сборы, навьючивание мотоциклов и в путь.

Сегодня наш путь лежит через еще один легендарный горный перевал Болгарии – Троян.
Снова серпантины. Илья отрывается вперед, потому как у меня после падения энтузиазм немного пропал ехать активно. Местами ползу как черепаха. В итоге останавливаюсь фотографировать, и наблюдаю, как он уже возвращается в обратном направлении.

Вот мы уже на самом перевале.

Я отдыхаю, рассматривая информационный стенд, а Илья в это время подъезжает к монументу вверх на Орлиное гнездо.

Спускаемся с перевала в небольшой городок Хисаря на равнине.

Первый сюрприз нас ждал на подъезде к месту ночевки. Мы заезжаем через какие-то очень древние ворота.

И начинаем петлять по брусчаточным улочкам. Второй сюрприз нас ждал, когда мы нашли забронированный через букинг отель. Хозяйкой оказалась бабушка, которая ни слова не понимала ни по-русски ни по-английски. Даже стало интересно, кто же ее зарегил в букинге. В общем на пальцах кое-как объяснились, поселились, и пошли гулять. Хисаря — это город — бальнеологический курорт. Аналог нашего Трускавца. Помимо этого, город имеет одну удивительную особенность — крепость, внутри которой и возведены современные постройки. От римских времен в Хисаря осталась гробница (IV век) с типичным мозаичным полом, а на стенах сохранились фрески, маленький амфитеатр и остатки Диоклетианополя (лат. Diocletianopolis) — античного римского города (293 г н. э. ).

Раскопки

План города

Гробница IV век

Просто фото

Такая дорожка идет вдоль стены

Мы прогуляли весь день по этому небольшому городку и довольно таки рано вернулись в отель, который трудно назвать отелем. Скорее комната у бабушки в доме.
Оливки во дворе

Ничего особенного, просто древняя стена служит одной из стенок бытового сарая =)

На следующий день мы стартовали в горы, где провели несколько дней.