Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. vitaliyse → Смазка для цепи Castrol Chain Spray O-R на опытном столе


Имеется смазка Castrol O-R. Потыкаем-ка в неё исследовательской палочкой и попробуем в чем-нибудь разобраться.
Примечание: отредактирован последний раздел, спасибо makcump за замечание.

В гараже

С самого начала использования этой смазки обратил внимание на её белый цвет – значит, что то добавили. И это не удивительно, ведь в узлах, работающих в экстремальных условиях, часто используют твердые смазочные материалы. Только что может быть белого цвета? Неужели нитрид бора? – тот самый, который уже давно плещется в моторном масле моего Suzuki… На этикетке баллончика информацию о составе не нашел. «Неспроста» — подумал Штирлиц.

Выделение компонента из смазки


Некоторое количество смазки было сдозировано в пробирку. Довольно скоро порошок «упал» на дно. Та жидкость, что сверху, была аккуратно декантирована. Затем в пробирку был добавлен чистый растворитель, все было перемешано и снова оставлено разделяться. Операция была повторена несколько раз, чтобы получился белый порошок в чистом растворителе без следов вязкой смазки. Ну а дальше оставалось выпарить растворитель и получить чистый порошок.
Итак, порошок отделен. Но как понять, что это?

Анализ порошка

И тут под рукой совершенно случайно оказался рентгеновский дифрактометр.

Кто раньше с ним не сталкивался, коротко поясню, что делает прибор.
Он светит рентгеновским излучением под разными углами на кристаллический образец и одновременно регистрирует волны того же рентгеновского излучения, которые расходятся от этого образца во все стороны. Получаются спектры, которые индивидуальны для каждого вещества. Есть каталоги этих спектров, и по этим каталогам можно определить, какое перед нами вещество, а точнее и его химическую формулу, и его структуру. Кому интересно, краткое видео о таком методе исследования можно посмотреть здесь.
Итак, порошок рентгеном осветили, спектр сняли…

Встречаем! Диоксид титана со структурой рутила!
(причем можно самостоятельно сравнить этот спектр со спектром природного минерала рутила)

Где встречается

Если уж пошла такая пьянка, то надо сказать, что диоксид титана может кристаллизоваться в разные структуры. И лишь одна из них — рутильная.

Природный рутил часто содержит примеси железа и поэтому окрашен в темно-красный цвет. Но в Кастроле – чистый синтетический диоксид титана. Титановые белила? Пищевой краситель-добавка Е171? Да, это всё тот самый диоксид. А теперь он и на цепи вашего мотоцикла!))

…но мы же не спрашиваем о том, нужно ли его кушать?! У нас другая тема. Так что продолжаем!

Главный вопрос

Является ли диоксид титана твердой смазкой? И если да, то насколько эффективен этот материал как твердая смазка?
Но сначала нужно определить – а что такое твердая смазка?
Наверное, лучший ответ на этот вопрос даст выпуск №1 журнала «ХИМИЯ И ЖИЗНЬ» (2014 год). В нем представлен самый лучший обзор на явление твердой смазки, который вы сможете прочитать где-либо.
…Но предлагаю пока ограничиться простым подходом и остановиться на одном важном условии: для твердых смазочных материалов прочность на срез должна быть существенно меньше, чем у материалов трущейся пары. Это все понимают интуитивно – никто не будет смазывать полимерные шестеренки железным порошком – а вот наоборот уже можно попробовать.

Благодаря низкой прочности на срез твердая смазка, будучи «зажатой» между двумя трущимися телами, легко деформируется, течет, сдвигается, и при этом способна нести значительную нагрузку.

Итак, нужно сравнить прочности на срез стали и рутила, и посмотреть, большая ли между ними разница. Обратимся к шкале твердости по Моосу. Выше твердость по шкале – больше прочность на срез. Оценка приблизительная, но для наших задач этого достаточно (конечно, кто желает, может использовать более точный инструмент – шкалу Викерса, например).

Так что назвать твердость рутила «существенно меньшей» руль не поворачивается.

Но что ещё пишут специалисты? Обращаемся к литературе: Хебда М., Чичинадзе А.В. Справочник по триботехнике, том 2, 1990.
Там на стр. 148 сообщается, что некоторые оксиды (цинка, кадмия, сурьмы и пр.), имеющие твердость по Моосу равную 4 (!), могут выступать как твердые смазки, но они не обладают «удовлетворительными антифрикционными свойствами».
Что же говорить про оксид титана с твердостью 6 по Моосу?!

Можно кстати сравнить твердость рутила с другими материалами и увидеть, что для цветных металлов и мягких камней он является абразивом. Поэтому диоксид титана иногда применяют при полировке. Но всё же, для мотоцепи и звезд, изготовленных из каленой стали, рутил не представляет опасность.
Но кроме твердости порошки могут быть охарактеризованы размером частиц… А если это наночастицы диоксида титана? В этом случае из-за малого размера частиц вещество начинает вести себя в чем-то подобно жидкости, и эти частицы уже по-другому проявляют себя в узлах трения.

Измеряем размер частиц

Идем к микроскопу. На стекло помещаем немного порошка, каплю воды, прижимаем сверху тонким стеклом и смотрим на это в проходящем свете.

На шкале одно деление равно 2 микрометрам. Получается, что размер частиц примерно от 0,5 до 2 мкм. То есть эти частицы микронного масштаба, а значит и ведут себя как твердые тела. Если бы частицы были наноразмерными, то есть имели бы размер меньше 100 нанометров, то их не было бы видно в этот микроскоп. Так что увы – это обычный порошок. Наночастицы отменяются.

Субъективщина


Остается предположить, что добавлен диоксид титана всего лишь как краситель – чтобы сделать применение смазки более комфортным и эффективным за счет её большей заметности при нанесении.
Ну а пока конкуренты пытаются добавлять в смазку дорогостоящий тефлон (обзор смазки от Eni готовится), Castrol применяет иную стратегию для очаровывания покупателей.

Выражаю респект Christian Rewitzer за разрешение использовать его авторскую фотографию природного рутила.
  • vitaliysevitaliyse
  • 31 августа 2017 в 22:55
  • 7
  • оценка: +130

Комментарии (64)

RSS свернуть / развернуть
+34
HotGuy
С таким подходом страшно подумать, что будет — если автор тест «авто vs мото масло» решит провести))
+1
0xal
Вот-вот. Сталь-сталь еще пол-беды, а вот трение Сталь-резиновое колечко уже куда неприятнее.
+4
damogilevich
Жду продолжения!!! Молодец!!! Информацию в массы
0
vitaliyse
ОК!) лишь бы время нашлось)
+34
Aydinka
«И тут под рукой совершенно случайно оказался рентгеновский дифрактометр.» ))))
+2
POW
  • POW
  • 1 сентября 2017 в 11:09
мне кажется, автор поста ведущий канала Химия просто.
0
vitaliyse
даже не внештатный сотрудник))
+7
Moisa
  • Moisa
  • 1 сентября 2017 в 0:50
Плюс за научный подход.)
Цепь — каленая сталь, ведомые звезды бывают из алюминия или его сплавов, для них рутил будет отличным абразивом, или я чего нибудь не понимаю?)
+1
vegach
А это можно обыграть как отличный рекламный ход. Например «С нашей смазкой Кастрол, цепь будет служить вам столько, что вы смените 10 комплектов звезд за время выработки цепи!» :) Ну или типа того.
0
vitaliyse
Как бы да — алюминий мягче рутила...)
0
boppomw
Очень познавательно...)
А по факту этотхорошая смазка или ниже среднего?
+1
VIETSURFER
по факту. Использую только эту смазку. VFR800A. Не могу сказать сколько прошла цепь у японца, но на момент покупки мотоцикла на аукционе был пробег около 20кКм. Сейчас около 35. Одна регулировка за 15 тыс. Никаких признаков, что она не пройдёт ещё 10 и более.
0
Korenb
Кхм. Открою секрет — конкретно эта смазка вооще не причем. Цепь живет за счет смазки, которая заключена между двумя сальниками.
0
VIETSURFER
ну так и не смазывай вообще раз всё именно так. потом расскажешь как всё прошло.
+1
FreeRider637
Тоже так думаю, а все содержимое балончика направлено на долгожительство сальников.
0
Korenb
с этой функцией прекрасно справляется обычное масло, ну или необычное, типо мс20 или трансмиссионки, погуще которое. Какой бы суперской смазка не была, она не продлит жизнь цепи ни на йоту
0
FreeRider637
Не соглашусь, мало того что мс20 уже в природе отсутствует массово, оно все равно с цепи слетит движимое центробежноой силой, нужна постоянная подпитка. Загустевший кастроль как клей на цепи держится тряпкой его не вытрешь только размажешь.
0
Korenb
как то я и без этих кастролов уже почти 60 тыс на цепи проехал, подтягивая иногда по чуть-чуть. Правда ролики сильно износились, по этому придется менять. А по внутреннему износу так фигня, ездить и ездить еще можно было
+3
sancta
По факту смазывается он маслом, а диоксид титана так — для маркетинга. С таким же результатом можно мазать цепь первым попавшимся под руку маслом…
0
vitaliyse
Слишком много всего влияет на окончательный приговор)) Мне, например, понравился Кастрол тем, что после испарения растворителя он становится очень липким и поэтому долго держится (в сухую погоду)
+6
Boggi
  • Boggi
  • 1 сентября 2017 в 2:15
Беда в том, что я все понял…
+2
tikruwzuxo
Нужно заключение, гавно или нет)Я её использовал, так как подарили, не понравилась, 200км и цепь сухая. Юзал carry, тож не понравилась, больше всего вкатила элтранс, но она же и самая дешевая, кек
0
Lazerman
Пост отличный! Ё Молоток! Про смазку вечная война. Лично я пользую MOTOREX, и пена там тоже белая, состава нигде нет. Как то пытался найти про состав изучая баллон — бесполезно! И вообще куда не посмотри на смазка не пишут состав(((((( Если есть такая возможность тестить смазки готов выслать MOTOREX))))))
0
vitaliyse
Спасибо, рад что понравилось
0
Diversys
Классный пост
0
vitaliyse
спасибо
+2
red7410
Как правильно подметил автор диоксид титана — это белила. Он используется во всех базовых красках, которые потом колеруются. Моё мнение: его могут добавлять, чтобы пользователь мог контролировать нанесение смазки на цепь при помощи ультрафиолетового фонарика.
0
vitaliyse
кстати, диоксид титана также входит в состав солнцезащитных кремов — он поглощает, отражает и рассеивает ультрафиолет. Но не люминесцирует.
+3
sba
  • sba
  • 1 сентября 2017 в 8:50
А можно чуть подробней про нитрид бора в моторе suzuki? Сцепление в том же масле? Не проскальзывает? Это единственное, что меня останавливает от того, что бы залить тот же vx500 в мотоцикл. И вообще, какие впечатления? В машине залит xenum wrx, на мотоцикле по идее эффект будет более ярко выражен?
зы: статья шикарная. Может еще «православный» мотюль так же разобрать? :)
0
vitaliyse
У меня все ОК, не проскальзывает. А если и начнет, то процесс то обратимый — поэтому лил особо не страшась. Разница разумеется только в нюансах, и если к мотоциклу не привык, то можно и не заметить. Заметна она в звуке… кайфности добавляет на резкой раскрутке… надеюсь получилось научно сформулировать)) Также плюс VX500 в том, что в нем есть гарантированная доза диэфиров, так что (имхо!) нет смысла покупать дорогое масло — достаточно просто термостабильного.
+6
Vii1400r
Удивительно научный подход! (пожалуй в первый раз за много лет на этом сайте). Однознчно + и подписка на последующие посты.
Но соглашусь такому качественному разбору не хватает вывода о пользе эксплуатации.
+1
POW
  • POW
  • 1 сентября 2017 в 11:11
выводы надо делать основываясь на достоверной информации, нам ее дали. Неужели еще и вывод за нас делать?
+5
vitaliyse
кстати, может организовать викилабораторию на базе Байкпоста??))
0
moto_vet
строго имхо, если есть желание и возможность заниматься подобным, то делай канал на Youtube и сайт с лабораторией, а сюда посты/статьи с видеоматериалом и ссылками на подробный отчет в лаборатории. По принципу научное и научнопопулярное
0
BigMike
Тоже за вывод о пользе эксплуатации!
0
Bushido40
мощно))несомненно плюс за терпение, пожалуйста не перебирай двигатель, а то времени на покатухи может не остаться)))
0
vitaliyse
о да, Suzuki доставляет))
0
Pilger
вроде смазка больше чтобы резинки сохранять или все таки для смазки. каждый раз по разному утверждают. P.S. я не мажу-стоит скотскийойлер)
+2
Boggi
Сохранение резинок это основная и первостепенная задача на цепи с сальниками. Т.к. смазка содержащаяся в звене выполняет 99% работы.
Смазывание наружных звеньев приятный бонус но если только это не тот самый скоттойлер, то хватает этой смазки на 100 км в лучшем случае.
0
Jah
  • Jah
  • 2 сентября 2017 в 15:33
Элтранс на 300 точно хватает (она тоже белая и её отлично видно)
0
Pilger
ну тогда зачем рассматривать смазку цепи с точки зрения уменьшения трения? надо рассматривать как средство защиты сальников.
0
AlekseyFokin
именно такую использую
+1
kowalski88
Отличный пост!
+3
TS27
  • TS27
  • 1 сентября 2017 в 10:27
Вот просто неистово плюсую! Ждем добавки!
+1
vitaliyse
надеюсь все сложится
0
POW
  • POW
  • 1 сентября 2017 в 11:07
Прекрасно! требую продолжения — нужен анализ смазки motul, IPONE, GUNK.
Вчера впервые попробовал GUNK LIQUID WRENCH (привычного мотюля нигде не нашел) — был сильно удивлен, что жидкость прозрачная, очень текучая и совершенно не липкая! После нанесения остается очень скользкая пленка.
После вашего поста начинаю подозревать в нехороших поступках ведущих производителей.
0
hemool
а точное название какое? или артикул?
0
POW
  • POW
  • 1 сентября 2017 в 17:17
L711ER СМАЗКА ДЛЯ МОТО, ВЕЛО ЦЕПЕЙ 311ГР
Производитель: Gunk
купил в магазине авто49, сайт у них есть
0
POW
  • POW
  • 1 сентября 2017 в 17:22
0
goshik505
надеюсь не забанят: GUNK Liquid Wrench Super Lubricant Aerosol

● действует быстро и эффективно благодаря замечательной проникающей способности

● устраняет заклинивание и скрип в подвижных металлических соединениях, освобождает прикипевшие резьбовые соединения

● вытесняет влагу и образует защитную пленку

● используется для смазывания швейных машинок, ручных и электрических механизмов, оружия, измерительных приборов, петель и замков
0
vitaliyse
тож удивляет разница в подходах к созданию смазок для цепей…
+1
Casper_MAC
Использую такую же, уже около 5 флаконов потратил (но скажу сразу, достались бесплатно). По мне так нормальная смазка, не хуже ликви моли, держится на цепи достаточно долго, до 500км (в дождь естественно смывается).
+2
VKODmitry
С первым сентября! Хочу, чтоб у моей дочки был такой учитель химии.
0
vitaliyse
очень лестно услышать такое… спасибо
+1
strau
  • strau
  • 1 сентября 2017 в 12:50
Очень позновательно, спасибо!
Если планируется серия тестов, готов предоставить valvoline white synthetic chainlube.
+1
CTC
  • CTC
  • 1 сентября 2017 в 13:07
Пофиг… что есть/подарили/что было в наличии в магазине/… тем и мажу… всё остальное от лукового...)))
+1
Yarra
  • Yarra
  • 1 сентября 2017 в 14:07
Спасибо. Прочитал, интересно
+1
erteg
  • erteg
  • 1 сентября 2017 в 14:35
Даешь обзор на сунатрек! :)
+1
max555
  • max555
  • 1 сентября 2017 в 15:01
Офигеть! :) «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух...» А.С. Пушкин
+2
makcump
а почему вы решили что это смазывающий компонент?
А не индикатор того, где смазка нанесена?
0
vitaliyse
Решения не было — было предположение. Но возможно вы правы, и я переделал конец поста. Большое спасибо за мнение, где ж вы раньше были?..
+2
FreeRider637
мне всегда казалось что принцип действия этой смазки чуть иной. 1) Жидкое состояние и проникающая способность, через резиновые кольца попасть к трущимся звеньям цепи.2) Последующее загустевание, дополнительная защита самих резиновых колечек создавшимся элластичным панцирем. Ибо кольца влагу придержат а вот перед абразивом песка они кончатся скоропоостижно.
0
FreeRider637
Вторая моя версия, я человек далекий от цепи давно карданам отдаю предпочтение, Как писали тут выше, и его минусуют за это, но возможно что звенья смазываются заложенной с завода смазкой. А вся функция состава из балончика, это сохранение от разрушения и продление жизни резиновых колец.
0
skv
  • skv
  • 2 сентября 2017 в 12:25
Ура, наконец-то среди многосерийных фильмов про стокилометровые дальнобои до мамкиной дачи и обратно встретился отличный пост. Спасибо автору.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. vitaliyse, Смазка для цепи Castrol Chain Spray O-R на опытном столе