Блог им. coucomb → О защите тела в мотоспорте.
В связи с тем, что занимаюсь внедорожным мотоспортом статья будет с уклоном в мотокросс и эндуро, однако и те, кто ездит по асфальту, смогут подчерпнуть для себя полезной информации.
Что надежнее, что удобнее, что безопаснее? В этой статье попытаюсь если не ответить на этот вопрос, то хотя бы сделать его понятнее. В статье буду использовать некоторые англоязычные термины в связи с отсутствием адекватного русскоязычного аналога.
Итак, на сегодняшний день защита тела для мотоциклистов глобально делится на два типа: roost deflector и chest protector. В каждый из этих типов могут входить различные конструкции «черепах», «панцирей», «маек», «щитков», «жилетов» и т.п. И в каждом из этих типов защита может быть изготовлена из различных материалов: различные пены, в том числе с эффектом памяти, гели, жесткий пластик и вязкоупругие (вязкоэластичные) составы. Получается, что деления по типам защиты нет ни в зависимости от форм-фактора, ни в зависимости от материала? Все верно, делится защита исключительно по стандарту.
Стандарты.
На сегодняшний день существуют два стандарта для описания защитных свойств экипировки от механического воздействия:
CE EN 14021. Стандарт для защиты тела для защиты от небольших воздействий, таких как мелкие камни, выброшенные во время внедорожной езды, включает тесты на дизайн, размеры, эффективность и эргономичность. Этот тест предназначен для моделирования типичных сил, воздействующих на экраны, из небольших объектов, воздействующих на относительно большие скорости, то есть камни, выброшенные с поверхности земли во время езды.
CE EN 1621-1. Стандарт для щитков, предназначенных для защиты плеч, локтей и предплечья, бедер, копчика, колена и нижней части ноги. Стандарт включает дополнительные тесты в условиях высокой и низкой температуры плюс после хранения во влажных условиях.
CE EN 1621-2. Аналогичен первой части, но используется для описания защиты спины. Имеет две степени.
CE EN 1621-3. Аналогичен первой части, но используется для описания защиты грудной клетки. Имеет две степени.
Теперь, когда мы разобрались со стандартами, разберемся с классификацией. Если защита не сертифицирована или сертифицирована по EN 14021 — это roost deflector. Если есть соответствующая сертификация всех частей, присутствующих в доспехе по EN 1621 — это chest protector. Максимальная защита в настоящий момент будет у доспеха, сертифицированного по EN 1621-1 для локтей, EN 1621-2 Level 2 для спины и EN 1621-3 Level 2 для груди и ребер.
Материалы.
Пены. Бывают с открытыми и закрытыми ячейками, различной плотности. нужно помнить, что защита из твердой пены (аналогично той, которая используется в шлемах) одноразовая, так как амортизируя пена разрушается. Такая защита подлежит замене после срабатывания. Так же в эту группу можно включить пены с эффектом памяти, такие медленно восстанавливают свою первоначальную форму после сжатия. Обычно это довольно плотный материал и относится к более высокому классу, по сравнению с обычными пенами.
Гели. Обычно гелеобразные амортизаторы используются для снижения ударных нагрузок и увеличения комфорта.
Твердый пластик. Из него делают элементы, призванные защитить от абразивных и проникающих повреждений. Используется в сочетании с ударопоглощающими материалами, так как сам по себе не обеспечивает противоударной защиты.
Вязкоупругие составы. Если упростить — это мягкий и эластичный материал в состоянии покоя, который мгновенно твердеет при возникновении ударной нагрузки. В зависимости от материала может твердеть как полностью, так и до состояния, минимально необходимого для противодействию нагрузке. Как правило тот же уровень защиты достигается при меньшем объеме и большем комфорте по сравнению с традиционными материалами (пены и пластики).
Форм-фактор.
Вечный вопрос — «панцирь» или «черепаха»? Давайте для начала разберемся с терминологией, что считать «панцирем», а что «черепахой»? Зачем первый и второй? Почему существуют два разных типа защиты? Рассуждать будем с точки зрения усредненного новичка, решившего заняться эндуро или мотокроссом, и не разбирающегося в тонкостях мотоэкипировки. Тогда все просто, плассмасовая штука, похожая на кирасу — «панцирь», это для кросса, пластиковые щитки на сетке — «черепаха», это для остального. И этот подход, как ни странно, почти верен, за исключнгием некоторых экзотических вариантов вроде Leatt Body Protector 5.5.
Возникновение кроссовой защиты, панциря, было обусловлено особенностями этого вида спорта. Гонщик активно двигается, защита не должна стеснять движений и должна быть легкой и хорошо вентилироваться. Абразивное воздействие при падении минимально, а вот удары от летящих камней, при столкновениях или падениях могут быть весьма значительны. Отсюда и возникла защита с максимальной площадью жестких щитков (тогда не было вязкоупругих составов) и минимально стесняющие движения. Отсюда и ответ на главный вопрос этого раздела — выбор форм-фактора защиты зависит от того, где вы будете ее использовать и как эту конкретную защиту позиционирует производитель. То есть упрощенно это выглядит вот так: «Езжу по грунту, скорость до 50, асфальта нет, производитель рекомендует эту защиту для оффроад. Беру ее.» или «Езжу по городу, почти всегда асфальт, скорость до 150, производитель рекомендует эту защиту для дорог. Беру.» Другими словами имеет значение только то, где и как вы будете использовать защиту и назначение этой защиты. Степень защищенности оценить можно только по сертификатам. Все остальное, материалы, из которых она сделана, то, как она выглядит, рекомендации товарищей, блогеров, мнение продавцов не имеет значения.
Ну и в конце несколько популярных объяснений неправильного выбора типа защиты для внедорожной езды.
"Черепаха дает большую защиту, так как предназначена для дороги, а там опаснее". Не верно, так как на защиту, несмотря на одинаковый стандарт, действуют различные факторы. Грубо говоря танк имеет большую толщину брони чем самолет, но это не делает его более безопасным в воздушном бою.
"В панцире жарко, а черепаха продувается через сетку". Заблуждение, в сетке жарче. Плюс это индивидуально.
"Сетка надежнее держит элементы защиты на теле". Верно. Но есть образцы кроссовой экипировки такой же конструкции.
"В черепахе все сразу, а к панцирю, и локти, и пояс докупать надо". Верно. Не все это всегда нужно, но верно.
"Черепаха дешевле". Спорно. Noname черепахи, широко представленные в мотомагазинах в среднем дешевле. Связано с тем, что ни разу не видел noname панцирей. Если сравнивать топовые доспехи с одинаковой сертификацией, то картина может поменяться. Пример: Dainese MANIS JACKET D1 — 359.95 евро на сайте производителя, тот же Leatt Body Protector 5.5 — 269.99 долларов на официальном сайте.
"Езжу в черепахе, сто раз падал и ничего, а сосед купил панцирь, один раз упал и все, калека". Без комментариев )
- coucomb
- 25 июля 2017 в 18:54
- 13
- +29
Думаю в этом плане черепаха лучше защитит от удара, но от скольжения лучше защитит куртка (дорожная). Как показывает практика, мотокуртки в городе достаточно. Но некоторые носят под курткой еще и черепаху/жилет/спину. Все индивидуально. Конечно много защиты не бывает, но надо понимать, что чем ее больше — тем меньше комфорта/удобства.
Там где асфальт — там кожа. Со вставками, с черепахой или нет… это на усмотрение каждого. Если асфальт+трюки или эндуро, то тогда БОТЫ-Колени-панцирь под кожу в порядке значимости. Пока есть асфальт — везде кожа иначе весь пластик одноразовый получится, а текстиль — сгорает и плавится.
Проблема в том, что зачастую под кожу не лезут те же шарниры или панцырь… но кожа на асфальте имхо важнее твердого пластика. Нет асфальта если и сугубо кросс/эндуро, то да… тогда боты+шарниры+ панцирь+шея+шлем. Налокотники — опять же на усмотрение многих… Джерси поверх панциря или под, тоже смотря что панцырь или черепаха сетка. Сам сетки не люблю… не удобно в них. Панцырь и все раздельное гораздо удобнее. Вниз есть мягкая прослойка как жилет… ее иногда надеваю, когда погода не жаркая или соревнования по жести где…
Проблема в том, что зачастую под кожу не лезут те же шарниры или панцырь… но кожа на асфальте имхо важнее твердого пластика. Нет асфальта если и сугубо кросс/эндуро, то да… тогда боты+шарниры+ панцирь+шея+шлем. Налокотники — опять же на усмотрение многих… Джерси поверх панциря или под, тоже смотря что панцырь или черепаха сетка. Сам сетки не люблю… не удобно в них. Панцырь и все раздельное гораздо удобнее. Вниз есть мягкая прослойка как жилет… ее иногда надеваю, когда погода не жаркая или соревнования по жести где…
В статье не поднимаю вопросы о том носить экип или нет и в каком составе, тут, как вы правильно заметили, личное дело каждого.
Статья исключительно о защите тела с уклоном во внедорожную езду. Попытался понятно разобрать какую защиту и как выбрать. Что касается защиты от абразивного действия — тут лучше подскажут те, кто занимается кольцевыми наверное. Однако факультативно коснулся этого вопроса и вот что выяснил. Существуют материалы, более стойкие на истирание, чем кожа. И из них даже шьют какие-то там комбинезоны для гонщиков. Но цена космическая и для подавляющего большинства кожа — единственный разумный выбор.
По поводу панцирей и черепах на асфальте. Как правильно заметил Игорь они одеваются под кожу и защищиют от ударных воздействий в основном. Это становится понятно если почитать стандарты их испытаний. От абразивного воздействия они защищают во вторую очередь, когда кожа верхнего слоя уже стерлась.
Статья исключительно о защите тела с уклоном во внедорожную езду. Попытался понятно разобрать какую защиту и как выбрать. Что касается защиты от абразивного действия — тут лучше подскажут те, кто занимается кольцевыми наверное. Однако факультативно коснулся этого вопроса и вот что выяснил. Существуют материалы, более стойкие на истирание, чем кожа. И из них даже шьют какие-то там комбинезоны для гонщиков. Но цена космическая и для подавляющего большинства кожа — единственный разумный выбор.
По поводу панцирей и черепах на асфальте. Как правильно заметил Игорь они одеваются под кожу и защищиют от ударных воздействий в основном. Это становится понятно если почитать стандарты их испытаний. От абразивного воздействия они защищают во вторую очередь, когда кожа верхнего слоя уже стерлась.
упасть 100+ в коже и в текстиле на асфальт — 2 большие разницы (без учета столкновения с препятствиями) Прожигает текстиль несравнимо сильнее, а кожу… ну это 150-200+ надо на жопе скользить, чтобы ожоги были. Ну, конечно, есть исключения наверное дорогущих спорт текстильных комбезов, но я такие не катал и говорить ничего не буду. Зато лечил болячки месяц, что в текстиле зарабатывал от скользячек, а в кожаном комбезе падаю «раз в неделю» на треке, поднимаю и дальше еду… Быстро правда и кожа приходит в ущербный вид, до 10ти скользячек… но хоть жопа целая остается.
Чуть выше есть ответ.
Если защита не сертифицирована или сертифицирована по EN 14021 — это roost deflector. Если есть соответствующая сертификация всех частей, присутствующих в доспехе по EN 1621 — это chest protector.Русское название возможно и есть, но адекватного я не нашел. В России обычно «панцирь», «черепаха», «защита тела».
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернуть