Блог им. gruzdi → От Бреста до Бреста: путешествие-2017
Приветствую коллег-мотоциклистов. Это первый пост — давно читаю Байкпост, но, так как работаю журналистом, писать в свободное время как-то не тянет. Как в том анекдоте про проститутку и токаря на пляже: «Вот прикинь — приходишь ты на пляж, а вокруг станки, и все такие — Вась, ну давай поточим».
Тем не менее, вдохновившись многочисленными примерами, а также осознавая необходимость практических советов от старших товарищей, решил рассказать о планах на ближайший июнь. А в планах — большое путешествие. Ну, не совсем прям большое, но около 6 тысяч километров.
За рулём я шестой сезон, прошёл путь от смешного 125-кубового Марадёра до Drag Star 1100. После первой пробной и осторожной вылазки на 2000 км по Польше и Германии, вошёл во вкус дальняков. Тем более, что живу географически очень выгодно — в Калининграде. Откуда при желании можно за день добраться до Берлина, к примеру.
В минувшем году с моей любимой девушкой Викторией мы совершили Великое, как мы его называли, путешествие — буквально на край света, в Хорватию. Польша-Чехия-Австрия-Словения-Хорватия-Италия (только Триест)-Хорватия-Босния и Герцеговина-Черногория-Сербия-Венгрия-Словения-Польша… Впечатлений была масса, и почти все приятные, за мелкими исключениями.
В общем, после того, как мы пересекли Европу с севера на юг, в нынешнем году решено двигаться с востока на запад. Тут будет небольшой лайфхак — я в третий уже раз поеду в белорусский Брест на мотофестиваль в самом конце мая, вернусь — и всего через полторы недели мы стартуем в направлении другого Бреста — самой западной точки Франции. Конечно, считать это одним непрерывным путешествием — довольно смело, но хочется же красивых названий. В минувшем году мы сняли целый фильм про нашу поездку (к сожалению, из-за саундтрека выложить его на нормальные видеохостинги не получается, а перемонтировать полуторачасовой фильм сил и времени нет), а крайней точкой был хорватский остров Крк. Фильм тогда мы так и назвали — «Путешествие на три буквы». Теперь вот — «От Бреста до Бреста». Работа такая, мыслю заголовками.
Почему Брест? Во-первых — повторю, самая западная точка Франции. Плюс к этому, среди увлечений — история Второй Мировой, клею/крашу масштабные модели самолётов того периода, и, конечно, высадка в Нормандии — один из очень интересных эпизодов. По плану, мы будем на пляжах Юта и Омаха всего через полторы недели после очередной годовщины D-Day.
Какой-никакой опыт, соответственно, имеется. Однако нет предела совершенству, и нет более ценного разума, чем коллективный. Поэтому решил поделиться планами в надежде на ценные советы, важные замечания и дельные предложения.
Маршрут
Собственно, маршрут довольно простой — стран в нынешнем путешествии несколько меньше, но пробег почти такой же. Предварительно он выглядит так:
11 июня: Калининград-Познань (453 км)
12 июня: Познань-Магдебург (391 км)
13 июня: Магдебург-Ганновер (149 км)
14 июня: Ганновер-Гаага (414 км)
15 июня: Гаага-Брюгге (скорее даже Остенде) (212 км)
16 июня: Брюгге-Гавр (387 км)
17 июня: Гавр-Сен-Мало (264 км)
18 июня: Сен-Мало-Брест (234 км)
19 июня: Брест-Нант (295 км)
20 июня: Нант-Орлеан (335 км)
21 июня: Орлеан-Дижон (315 км)
22 июня: Дижон-Страсбург (330 км)
23 июня: Страсбург-Нюрнберг (343 км)
24 июня: Нюрнберг-Богатыня (444 км)
25 июня: Богатыня-Лодзь (416 км)
26 июня: Лодзь-Калининград (451 км)
Опыт прошлого года оказался очень поучительным. Он говорит: не нужно усердствовать! В прошлом году у нас средний дневной пробег был в районе 450-500 км, и это вовсе не увеселительная прогулка. Особенно если маршрут проходит не только по автобанам. В итоге, большую часть городов на нашем пути мы видели в основном ночью, перед сном, крайне вымотанные — а утром нужно было опять за руль, чтобы успеть на следующую ночёвку. Да, как в прошлом, так и в этом году мы предпочитаем предварительно заказанные гостиницы. Однако мы сделали необходимые выводы и оставили длинные перегоны лишь там, где нам всё более-менее известно — в первую очередь, в Польше. Которая для калининградских мотоциклистов вовсе не заграница — ездим туда по 10-15 раз в год.
В остальных местах мы постарались сделать перегоны не более 300 км в день, что, как мне кажется, при хороших (а они там неплохие) дорогах вполне позволяет осмотреть кое-что по пути, приехать в город назначения не особо поздно, да и выезжать не в 8 часов утра. Пока будем ехать по Польше, наверное возьмём пару платных трасс — второстепенные там мягко говоря не очень хороши, да и смотреть там вне крупных городов не на что. Затем, после переезда в Германию, будем разумно сочетать автобаны/второстепенные, а чем дальше на запад, тем меньше автобанов, соответственно.
Мотоцикл
Некоторые считают, что на чоппере нужно ездить лишь с понтом по центральным улицам родного города, но у меня всё как-то сложилось неплохо и с чуть более дальними вылазками. В наличии — Yamaha Drag Star 1100 Custom 2006 года производства, американец. Купил в 2014 году, причём практически случайно. Оказался в начале сезона без мотоцикла: продал предыдущий Kawasaki Vulcan 800, собирался брать VTX 1300, но продавец внезапно «слетел». В итоге спонтанно был приобретён за 185 тысяч рублей этот агрегат, в стоке и с сиденьями Mustang, без пробега по РФ, с чистым ПТС, чуть валенный на левый борт. В первый сезон заменил, естественно, обгонную муфту. Также навесил «штаны» Vance&Hines — с оригинальным выхлопом его было практически не слышно.
Кроме постоянных поездок по работе по всей области, выездов в Польшу/Литву/Латвию и мотофестивалей в Бресте, успел, повторю, скататься в два более-менее приличных путешествия по Европе. Кроме кое-каких мелочей, неприятных, но некритичных, мотоцикл не подвёл — довёз в лучшем виде. Ну, если не считать 500 километров без глушителей из-за отвалившегося кронштейна и внезапно расплавившихся в пробке всех скопом предохранителей.
Интересно, кстати, что долго мучился вибрацией на руле в диапазоне скорости 115-125 км/ч. Чего только не делал — менял сайлент-блоки руля, балансировал колёса, даже поменял оказавшуюся чуть гнутой ось переднего колеса. Ничего не помогало. Наконец, перед поездкой решил поставить псевдо-ISO грипсы китайские, для чего снял оригинальные, с балансирами. И случилось чудо — вибрация пропала. Вероятно, владелец-американец чего-то намутил с рулём, и балансиры, вместо того, чтобы компенсировать вибрацию, входили в резонанс с ходом двигателя. Китайские грипсы, конечно, сдохли через полгода, в итоге прикупил по случаю отличные ручки HD от одного перепиленного в боббер байка на дружественном сервисе.
В 2016 году почти ничего масштабного не делал, только покрасил бак и крылья. Было большое желание сделать их матовыми, в один цвет с КПП, но покраска в приличный мат пластиковых крыльев — то ещё развлечение, поэтому ограничился банальным чёрным глянцем. Весной 2017 года сделал первый масштабный ремонт, выходящий за пределы обычной ежесезонной чистки карбюраторов, замены масла и профилактики вилки. Сделал замену цепей ГРМ, замену почти всех прокладок, накладок и тросиков, причём заморочился на всё оригинальное ямаховское. Плюс, заменил тормозные диски передние — правый как-то незаметно для меня самого погнулся, причём довольно серьёзно, так что тормозить передним было очень неприятно, биение чувствовалось весьма сильно. В целом, потратил вместе с работой около 50 тысяч. Деньги не маленькие, но делал для себя, так что не особо жалко.
Самый большой удар, конечно, случился когда всё было заменено и сделано — до того катался один (ранняя весна, все дела), а в начале апреля наконец выехали с Викторией за город. И стало понятно, что приходит хана моноамортизатору. Ощущения, что он уже не торт, были и раньше, но сейчас прямо вот начало пробивать на ямах, и с очень мерзким дребезгом. В срочном порядке был заказан французский амортизатор Wilbers, и теперь я нахожусь в трепетном ожидании — успеет ли он приехать до начала июня? Успею ли я его поменять? Не придётся ли ехать на старом убитом и собирать все кочки? Но надежда есть.
В целом, техника вполне устраивает — в городе ворочать по пробкам вполне легко, на «дальняк» ехать с мустанговскими сиденьями комфортно, динамика разгона отличная, ресурс двигателя огромный. Единственное, что печалит — спицованные колёса, следовательно — камерная резина и отсутствие перспектив оперативного ремонта при проколе в дороге. Пару раз пытался продать, чтобы пересесть на что-нибудь в районе 1800-1900 кубов и более не метаться, но рынок стоит, да и денег особо свободных нет. Так что используем то, что имеем — и оно, в целом, неплохо получается.
Экипировка
С экипировкой всё довольно просто. В связи с тем, что езжу я довольно медленно и печально, обхожусь кожей — толстенная косуха First, сверхудачно купленная с рук. У неё именно та степень износа, которая нужна хорошей такой плотной косухе, все потёртости на нужных местах. Я охотился за ней целых два года, хозяин то выставлял на продажу на Авито, то снимал, и наконец, весной прошлого года, она стала моей за скромные 8 тыщ рублей.
Ну есть ещё, понятное дело, кожаные штаны, которые заставляют держать пресс ну хотя бы в относительной форме. Перед прошлым путешествием были куплены отличные мотокеды AGVSport Sneakers — с косухой-то, понятное дело, каноничней что-нибудь потяжелее, но практика показала, что катать в обуви с каблуком мне совершенно неудобно.
Среди приобретений этого года — прекрасный во всех отношениях шлем Biltwell Bonanza. Катаюсь сугубо в открытых шлемах, визоры не переношу физиологически, правда на случай особо хищных мух или сурового дождя есть бабл-визор от той же американской фирмы Biltwell. Ну а шлем в самом деле хорош — последовал совету знающих людей, взял на размер меньше — M против обычного L, он за три недели притёрся как надо, и теперь сидит как родной. Под него отлично влезают наушники, несмотря на то, что я использую канальные AudioTechnic довольно безумной формы. Но всё вместе получается очень комфортно. Да, я катаюсь в наушниках под музыку, и в целом неплохо получается.
Также в кофрах обязательно дождевик Proof, первая крупная позапрошлогодняя поездка по Европе без дождевика дала понять, что это самое глупое, что можно совершить. Дождевик нераздельный, в целом конечно не помешало бы взять на размер больше — в низу ног он задирается и оголяет ботинки до такой степени, что в них может в дождь затекать вода. Но вероятно нынешний сезон ещё откатаю в нём.
У Виктории всё чуть проще — она лишь втягивается в волшебный мир мотоциклетных путешествий, всего второй сезон. В этом году была удачно приобретена со скидкой отличная текстильная (пишут, что непромокаемая, но враньё, конечно) куртка AGVSport, потому как в прошлое путешествие моя девушка отправилась совершенно внезапно для самой себя — в мужской куртке IXS с моего плеча. Зато в том году прикупили ей также со скидкой (у нас мотомагазинов мало, но они хороши) мотоботинки IXS. Ну и до кучи — дождевик той же фирмы. В общем, если удастся найти где-нибудь приличные штаны, то на этом вопрос с экипировкой будет решён.
Багаж
Благо Польша находится в 50 километрах от дома, у калининградских мотоциклистов есть отличная возможность пользоваться продукцией польских кожевенников — кофров там тысячи, на любой вкус и кошелёк. В этом смысле я прошел нормальный такой эволюционный путь — от мелких дешёвых сумок из кожзама до больших качественных кожаных кофров с замками. Два боковых по 35 литров каждый и задний центральный чемодан на 60 литров, всего — 110 литров багажного пространства. Есть некая уверенность, что этого объема хватит для всех необходимых на две с половиной недели путешествия вещей.
В прошлом году чемодан был при мне, но боковые кофры были всего по 17 литров. Значительную часть вещей типа курток в жару и прочего приходилось крепить стропами и пауками поверх заднего кофра. Отчего мотоцикл приобретал некое сходство с цыганским табором. Отдельный нюанс — бельё: на две недели свежего не напасешься, а вот с полотенцесушителями во всех без исключения гостиницах на нашем пути были какие-то серьезные проблемы. В итоге, бельё сушилось прямо в дороге — развешивалось по бокам кофра и бодро трепыхалось на ветру, полностью высыхая примерно за пару часов под палящим хорватским солнцем.
Вдобавок к вместительным кожаным кофрам, имеется сумка-модуляр на бак. Объем можно регулировать, отстёгивая отделения, сверху прозрачный клапан для карты/планшета, плюс туда удобно помещается зеркалка с объективами — чтобы можно было быстро доставать, не разворачивая весь багаж. Единственный неудобный момент — она не особо хороша при переноске, наличествует одна лямка через плечо, и при большой загрузке носить её с собой весьма тяжело. Плюс к тому, сумка крепится магнитами, и в прошлом году удачно попавший под них песок свёл на нет покраску бака. В общем, неоднозначное багажное решение. Насколько большой сумка будет в итоге (и будем ли мы её брать вообще) — будет зависеть от окончательного набора вещей. Который пока что ещё в процессе разработки — всё же, до отъезда ещё почти полтора месяца.
Гаджеты
Так как я профессионально занимаюсь фотографией, обязательный элемент багажа — камера, сейчас это Canon 5D Mark 3. К ней три объектива, покрывающие весь необходимый диапазон фокусных расстояний — 17-40 4L, 24-70 2.8L, 70-200 2.8L. Кроме того, есть в наличии маленькая и забавная беззеркалка Fuji X100.
Как и в прошлом году, мы рассчитываем снять фильм о нашем путешествии. Но в прошлый раз это решение пришло совершенно спонтанно, день на третий — всё начиналось как видеозарисовки для Facebook, но в процессе мы решили замахнуться на крупный формат. Однако без должной подготовки всё было, конечно, скомканно — в Австрии была по случаю прикуплена дешёвенькая action-камера Rollei, но картинка с неё совсем печальна. Плюс, отсутствие штатива не давало возможности делать приличную картинку — камеру ставили везде, где можно, на лавочки, на кофры, на пол.
В этом году мы решили подойти к вопросу чуть тщательнее. Во-первых — нормальный штатив, одновременно лёгкий, но стабильный. Во-вторых — возможно — какой-нибудь бюджетный риг (приспособление для съемки с плеча). В-третьих — нормальный микрофон-петличка. Ну и, наконец, GoPro, не ниже Hero4. По возможности это будет взято напрокат у знакомых видеографов (благо их немало), если не получится — что-то можно купить.
Для навигации в прошлом году я использовал обычный смартфон, в этом году в планах была покупка специального мотоциклетного навигатора, в защищённом корпусе и с козырьком. Но все планы подкосил проклятый амортизатор — и, вероятно, в нынешнем путешествии мы вновь обойдёмся смартфоном с Maps.Me и планшетом с Google Maps.
В связи с тем, что, возможно, путешествие приобретёт некий медийный характер (что даст мне возможность отбить хотя бы часть довольно капитальных расходов на поездку), и отснятые материалы нужно будет монтировать/обрабатывать ежедневно, в путешествие также отправится мой MacBook Air 13’’. Прошлую поездку он пережил довольно спокойно, хотя и были опасения, что чем-нибудь мы его таки раздавим.
Для зарядки — есть разъем прикуривателя от аккумулятора, но подозреваю, что стоит найти время и переделать его под парный 12-вольтовый разъем. Потому как в прошлом году были всякие неприятные опыты со стремительно выходящими из строя адаптерами. А стоить на заправках новые в Бельгии или Нидерландах будут явно больше, чем в Хорватии.
Инструмент/запчасти
Отличное приобретение этого сезона — набор головок/насадок с трещёткой Proxxon. Во-первых — инструмент довольно качественный, немецкий. Во-вторых (и это даже важнее) — он уложен в отличный кейс с качественным замком. Всё, что покупалось ранее в кейсах, немедленно вываливалось из них (потому что было китайское или польское) и весело мотылялось по всему кофру. Это — совершенно иной случай. Всё на месте, ничего не болтается.
По опыту прошлого года — холодная сварка, свечи, армированный скотч, запасные колодки на задний тормоз (после одного неудачного падения работаю больше задним, особенно с пассажиром), запасные камеры (минимум по одной на колесо, а может и две — спицованные колёса, конечно, красивы до нет спасения, но камерная резина означает потенциальные проблемы в дороге. К счастью, в двух путешествиях обошлось без проколов, но вот дома за прошлый сезон я стал постоянным клиентом мотоэвакуатора — четыре раза за пять месяцев. Не помешает запасная лампа в фару — в качестве эксперимента туда был установлен диодный свет CL7, потому как маленький размер фары доставляет немало проблем в тёмное время суток. Ультимативное решение проблемы, конечно, заключается в установке люстры — но, во-первых, это определённый выход за пределы бюджета на технику (который уже значительно превышен из-за амортизатора), во-вторых выглядеть мотоцикл будет несколько иначе, а он мне нравится.
Хомуты, ножницы, плоскогубцы, пара нормальных отвёрток, приличный, но компактный разводной ключ — всё банально, ничего оригинального.
Бюджет
Самое болезненное — это, конечно, бюджет поездки. Потому что он огромен. Но и самое приятное, потому что он фактически сформирован, то есть накоплен. Складывается он, как обычно, из расходов на проживание, стоимости бензина и денег на поесть-погулять. Гостиницы все уже забронированы (а одна даже по глупости оплачена), и общая стоимость 15 гостиниц — 727 евро. Даже 16 — на всякий случай забронировали гостевой дом в Мальборке, если будет лень рвать прямо домой и будут деньги, чтобы отдохнуть ещё денёк в Польше перед возвращением.
Бензин считался так же, как и в прошлые годы — при скорости до 125 км/ч расход около 5,5 литров на километр, соответственно получается около 330 литров со среднеевропейской ценой 1,4 евро за литр. Итого — 462 евро. Прошлые путешествия показали, что такой расчёт вполне верный: конечно, иногда можно и притопить до 140-150 км/ч, но всё равно, в целом расход выравнивается до 5-5,5 литров на сотню. В первый раз перестраховался, заложил 6,5 литров — расчёты показали, что перебор.
Важный элемент бюджета — неприкосновенный запас. Он заложен в сумме 500 евро — теоретически этого хватит на что-то экстренное типа эвакуатора/шиномонтажа. В случае чего-то более стрёмного (тьфу-тьфу-тьфу) есть, конечно, кредитные карточки и прочие звонки друзьям. Если же всё пройдёт успешно, то деньги можно будет потратить на пути обратно, прямо перед границей — купить в Гданьске какие-нибудь клёвые кеды.
Остаются расходы на питание и всяческие музеи/сувениры/кино/вино/домино. Эта сумма формируется по остаточному принципу — что успею накопить. Оптимальный горизонт — 130 евро на день. Для каких-нибудь Франции и Бельгии это, конечно, не очень много. Но и не совсем мало. Плюс, я рассчитываю сэкономить на Польше, где всё во-первых дешево, во-вторых там мы будем в основном ехать, а не проматывать деньги. Ну и, в конце концов, если каждый день ехать не менее 250-300 километров (а в этом году, в отличие от прошлого, у нас не будет времени потюленить и, соответственно, промотать деньги), то как-то не до мишленовских ресторанов. Съел еду, выпил пиво/вино, упал и уснул. Как-то так.
В целом план предполагает, что совокупный бюджет составит около 4 тысяч евро или 240 тысяч рублей, из которых 500 евро или около 30 тысяч рубле это НЗ, в случае счастливого исхода возвращающийся в кошелёк. С одной стороны — денежки большие, как раз бы хватило на переезд в ультимативную кубатуру 1800-1900 кубов. Но во-первых для этого нужно продать коня, а покупатели что-то в очередь не выстраиваются. Во-вторых — материя есть тлен, а впечатления вечны.
В наличии есть куча банковских карт, деньги предполагается разделить по карточкам, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Ну а наличными пользоваться по минимуму — это удалось даже в прошлом году в странах чуть менее цивилизованных, есть надежда, что «просвещенный Запад» в этом отношении не подведёт.
Резюме
Определённый опыт последних лет, более-менее тщательная подготовка, средства, инвестированные в приведение мотоцикла в приличное состояние, а также бодрый настрой позволяют рассчитывать, что путешествие пройдёт как надо, и мы получим массу позитивных эмоций. Которыми я поспешу поделиться с Байкпостом. Соответственно, надеюсь на ваши советы, пожелания и рекомендации. Спасибо.
Тем не менее, вдохновившись многочисленными примерами, а также осознавая необходимость практических советов от старших товарищей, решил рассказать о планах на ближайший июнь. А в планах — большое путешествие. Ну, не совсем прям большое, но около 6 тысяч километров.
За рулём я шестой сезон, прошёл путь от смешного 125-кубового Марадёра до Drag Star 1100. После первой пробной и осторожной вылазки на 2000 км по Польше и Германии, вошёл во вкус дальняков. Тем более, что живу географически очень выгодно — в Калининграде. Откуда при желании можно за день добраться до Берлина, к примеру.
В минувшем году с моей любимой девушкой Викторией мы совершили Великое, как мы его называли, путешествие — буквально на край света, в Хорватию. Польша-Чехия-Австрия-Словения-Хорватия-Италия (только Триест)-Хорватия-Босния и Герцеговина-Черногория-Сербия-Венгрия-Словения-Польша… Впечатлений была масса, и почти все приятные, за мелкими исключениями.
В общем, после того, как мы пересекли Европу с севера на юг, в нынешнем году решено двигаться с востока на запад. Тут будет небольшой лайфхак — я в третий уже раз поеду в белорусский Брест на мотофестиваль в самом конце мая, вернусь — и всего через полторы недели мы стартуем в направлении другого Бреста — самой западной точки Франции. Конечно, считать это одним непрерывным путешествием — довольно смело, но хочется же красивых названий. В минувшем году мы сняли целый фильм про нашу поездку (к сожалению, из-за саундтрека выложить его на нормальные видеохостинги не получается, а перемонтировать полуторачасовой фильм сил и времени нет), а крайней точкой был хорватский остров Крк. Фильм тогда мы так и назвали — «Путешествие на три буквы». Теперь вот — «От Бреста до Бреста». Работа такая, мыслю заголовками.
Почему Брест? Во-первых — повторю, самая западная точка Франции. Плюс к этому, среди увлечений — история Второй Мировой, клею/крашу масштабные модели самолётов того периода, и, конечно, высадка в Нормандии — один из очень интересных эпизодов. По плану, мы будем на пляжах Юта и Омаха всего через полторы недели после очередной годовщины D-Day.
Какой-никакой опыт, соответственно, имеется. Однако нет предела совершенству, и нет более ценного разума, чем коллективный. Поэтому решил поделиться планами в надежде на ценные советы, важные замечания и дельные предложения.
Маршрут
Собственно, маршрут довольно простой — стран в нынешнем путешествии несколько меньше, но пробег почти такой же. Предварительно он выглядит так:
11 июня: Калининград-Познань (453 км)
12 июня: Познань-Магдебург (391 км)
13 июня: Магдебург-Ганновер (149 км)
14 июня: Ганновер-Гаага (414 км)
15 июня: Гаага-Брюгге (скорее даже Остенде) (212 км)
16 июня: Брюгге-Гавр (387 км)
17 июня: Гавр-Сен-Мало (264 км)
18 июня: Сен-Мало-Брест (234 км)
19 июня: Брест-Нант (295 км)
20 июня: Нант-Орлеан (335 км)
21 июня: Орлеан-Дижон (315 км)
22 июня: Дижон-Страсбург (330 км)
23 июня: Страсбург-Нюрнберг (343 км)
24 июня: Нюрнберг-Богатыня (444 км)
25 июня: Богатыня-Лодзь (416 км)
26 июня: Лодзь-Калининград (451 км)
Опыт прошлого года оказался очень поучительным. Он говорит: не нужно усердствовать! В прошлом году у нас средний дневной пробег был в районе 450-500 км, и это вовсе не увеселительная прогулка. Особенно если маршрут проходит не только по автобанам. В итоге, большую часть городов на нашем пути мы видели в основном ночью, перед сном, крайне вымотанные — а утром нужно было опять за руль, чтобы успеть на следующую ночёвку. Да, как в прошлом, так и в этом году мы предпочитаем предварительно заказанные гостиницы. Однако мы сделали необходимые выводы и оставили длинные перегоны лишь там, где нам всё более-менее известно — в первую очередь, в Польше. Которая для калининградских мотоциклистов вовсе не заграница — ездим туда по 10-15 раз в год.
В остальных местах мы постарались сделать перегоны не более 300 км в день, что, как мне кажется, при хороших (а они там неплохие) дорогах вполне позволяет осмотреть кое-что по пути, приехать в город назначения не особо поздно, да и выезжать не в 8 часов утра. Пока будем ехать по Польше, наверное возьмём пару платных трасс — второстепенные там мягко говоря не очень хороши, да и смотреть там вне крупных городов не на что. Затем, после переезда в Германию, будем разумно сочетать автобаны/второстепенные, а чем дальше на запад, тем меньше автобанов, соответственно.
Мотоцикл
Некоторые считают, что на чоппере нужно ездить лишь с понтом по центральным улицам родного города, но у меня всё как-то сложилось неплохо и с чуть более дальними вылазками. В наличии — Yamaha Drag Star 1100 Custom 2006 года производства, американец. Купил в 2014 году, причём практически случайно. Оказался в начале сезона без мотоцикла: продал предыдущий Kawasaki Vulcan 800, собирался брать VTX 1300, но продавец внезапно «слетел». В итоге спонтанно был приобретён за 185 тысяч рублей этот агрегат, в стоке и с сиденьями Mustang, без пробега по РФ, с чистым ПТС, чуть валенный на левый борт. В первый сезон заменил, естественно, обгонную муфту. Также навесил «штаны» Vance&Hines — с оригинальным выхлопом его было практически не слышно.
Кроме постоянных поездок по работе по всей области, выездов в Польшу/Литву/Латвию и мотофестивалей в Бресте, успел, повторю, скататься в два более-менее приличных путешествия по Европе. Кроме кое-каких мелочей, неприятных, но некритичных, мотоцикл не подвёл — довёз в лучшем виде. Ну, если не считать 500 километров без глушителей из-за отвалившегося кронштейна и внезапно расплавившихся в пробке всех скопом предохранителей.
Интересно, кстати, что долго мучился вибрацией на руле в диапазоне скорости 115-125 км/ч. Чего только не делал — менял сайлент-блоки руля, балансировал колёса, даже поменял оказавшуюся чуть гнутой ось переднего колеса. Ничего не помогало. Наконец, перед поездкой решил поставить псевдо-ISO грипсы китайские, для чего снял оригинальные, с балансирами. И случилось чудо — вибрация пропала. Вероятно, владелец-американец чего-то намутил с рулём, и балансиры, вместо того, чтобы компенсировать вибрацию, входили в резонанс с ходом двигателя. Китайские грипсы, конечно, сдохли через полгода, в итоге прикупил по случаю отличные ручки HD от одного перепиленного в боббер байка на дружественном сервисе.
В 2016 году почти ничего масштабного не делал, только покрасил бак и крылья. Было большое желание сделать их матовыми, в один цвет с КПП, но покраска в приличный мат пластиковых крыльев — то ещё развлечение, поэтому ограничился банальным чёрным глянцем. Весной 2017 года сделал первый масштабный ремонт, выходящий за пределы обычной ежесезонной чистки карбюраторов, замены масла и профилактики вилки. Сделал замену цепей ГРМ, замену почти всех прокладок, накладок и тросиков, причём заморочился на всё оригинальное ямаховское. Плюс, заменил тормозные диски передние — правый как-то незаметно для меня самого погнулся, причём довольно серьёзно, так что тормозить передним было очень неприятно, биение чувствовалось весьма сильно. В целом, потратил вместе с работой около 50 тысяч. Деньги не маленькие, но делал для себя, так что не особо жалко.
Самый большой удар, конечно, случился когда всё было заменено и сделано — до того катался один (ранняя весна, все дела), а в начале апреля наконец выехали с Викторией за город. И стало понятно, что приходит хана моноамортизатору. Ощущения, что он уже не торт, были и раньше, но сейчас прямо вот начало пробивать на ямах, и с очень мерзким дребезгом. В срочном порядке был заказан французский амортизатор Wilbers, и теперь я нахожусь в трепетном ожидании — успеет ли он приехать до начала июня? Успею ли я его поменять? Не придётся ли ехать на старом убитом и собирать все кочки? Но надежда есть.
В целом, техника вполне устраивает — в городе ворочать по пробкам вполне легко, на «дальняк» ехать с мустанговскими сиденьями комфортно, динамика разгона отличная, ресурс двигателя огромный. Единственное, что печалит — спицованные колёса, следовательно — камерная резина и отсутствие перспектив оперативного ремонта при проколе в дороге. Пару раз пытался продать, чтобы пересесть на что-нибудь в районе 1800-1900 кубов и более не метаться, но рынок стоит, да и денег особо свободных нет. Так что используем то, что имеем — и оно, в целом, неплохо получается.
Экипировка
С экипировкой всё довольно просто. В связи с тем, что езжу я довольно медленно и печально, обхожусь кожей — толстенная косуха First, сверхудачно купленная с рук. У неё именно та степень износа, которая нужна хорошей такой плотной косухе, все потёртости на нужных местах. Я охотился за ней целых два года, хозяин то выставлял на продажу на Авито, то снимал, и наконец, весной прошлого года, она стала моей за скромные 8 тыщ рублей.
Ну есть ещё, понятное дело, кожаные штаны, которые заставляют держать пресс ну хотя бы в относительной форме. Перед прошлым путешествием были куплены отличные мотокеды AGVSport Sneakers — с косухой-то, понятное дело, каноничней что-нибудь потяжелее, но практика показала, что катать в обуви с каблуком мне совершенно неудобно.
Среди приобретений этого года — прекрасный во всех отношениях шлем Biltwell Bonanza. Катаюсь сугубо в открытых шлемах, визоры не переношу физиологически, правда на случай особо хищных мух или сурового дождя есть бабл-визор от той же американской фирмы Biltwell. Ну а шлем в самом деле хорош — последовал совету знающих людей, взял на размер меньше — M против обычного L, он за три недели притёрся как надо, и теперь сидит как родной. Под него отлично влезают наушники, несмотря на то, что я использую канальные AudioTechnic довольно безумной формы. Но всё вместе получается очень комфортно. Да, я катаюсь в наушниках под музыку, и в целом неплохо получается.
Также в кофрах обязательно дождевик Proof, первая крупная позапрошлогодняя поездка по Европе без дождевика дала понять, что это самое глупое, что можно совершить. Дождевик нераздельный, в целом конечно не помешало бы взять на размер больше — в низу ног он задирается и оголяет ботинки до такой степени, что в них может в дождь затекать вода. Но вероятно нынешний сезон ещё откатаю в нём.
У Виктории всё чуть проще — она лишь втягивается в волшебный мир мотоциклетных путешествий, всего второй сезон. В этом году была удачно приобретена со скидкой отличная текстильная (пишут, что непромокаемая, но враньё, конечно) куртка AGVSport, потому как в прошлое путешествие моя девушка отправилась совершенно внезапно для самой себя — в мужской куртке IXS с моего плеча. Зато в том году прикупили ей также со скидкой (у нас мотомагазинов мало, но они хороши) мотоботинки IXS. Ну и до кучи — дождевик той же фирмы. В общем, если удастся найти где-нибудь приличные штаны, то на этом вопрос с экипировкой будет решён.
Багаж
Благо Польша находится в 50 километрах от дома, у калининградских мотоциклистов есть отличная возможность пользоваться продукцией польских кожевенников — кофров там тысячи, на любой вкус и кошелёк. В этом смысле я прошел нормальный такой эволюционный путь — от мелких дешёвых сумок из кожзама до больших качественных кожаных кофров с замками. Два боковых по 35 литров каждый и задний центральный чемодан на 60 литров, всего — 110 литров багажного пространства. Есть некая уверенность, что этого объема хватит для всех необходимых на две с половиной недели путешествия вещей.
В прошлом году чемодан был при мне, но боковые кофры были всего по 17 литров. Значительную часть вещей типа курток в жару и прочего приходилось крепить стропами и пауками поверх заднего кофра. Отчего мотоцикл приобретал некое сходство с цыганским табором. Отдельный нюанс — бельё: на две недели свежего не напасешься, а вот с полотенцесушителями во всех без исключения гостиницах на нашем пути были какие-то серьезные проблемы. В итоге, бельё сушилось прямо в дороге — развешивалось по бокам кофра и бодро трепыхалось на ветру, полностью высыхая примерно за пару часов под палящим хорватским солнцем.
Вдобавок к вместительным кожаным кофрам, имеется сумка-модуляр на бак. Объем можно регулировать, отстёгивая отделения, сверху прозрачный клапан для карты/планшета, плюс туда удобно помещается зеркалка с объективами — чтобы можно было быстро доставать, не разворачивая весь багаж. Единственный неудобный момент — она не особо хороша при переноске, наличествует одна лямка через плечо, и при большой загрузке носить её с собой весьма тяжело. Плюс к тому, сумка крепится магнитами, и в прошлом году удачно попавший под них песок свёл на нет покраску бака. В общем, неоднозначное багажное решение. Насколько большой сумка будет в итоге (и будем ли мы её брать вообще) — будет зависеть от окончательного набора вещей. Который пока что ещё в процессе разработки — всё же, до отъезда ещё почти полтора месяца.
Гаджеты
Так как я профессионально занимаюсь фотографией, обязательный элемент багажа — камера, сейчас это Canon 5D Mark 3. К ней три объектива, покрывающие весь необходимый диапазон фокусных расстояний — 17-40 4L, 24-70 2.8L, 70-200 2.8L. Кроме того, есть в наличии маленькая и забавная беззеркалка Fuji X100.
Как и в прошлом году, мы рассчитываем снять фильм о нашем путешествии. Но в прошлый раз это решение пришло совершенно спонтанно, день на третий — всё начиналось как видеозарисовки для Facebook, но в процессе мы решили замахнуться на крупный формат. Однако без должной подготовки всё было, конечно, скомканно — в Австрии была по случаю прикуплена дешёвенькая action-камера Rollei, но картинка с неё совсем печальна. Плюс, отсутствие штатива не давало возможности делать приличную картинку — камеру ставили везде, где можно, на лавочки, на кофры, на пол.
В этом году мы решили подойти к вопросу чуть тщательнее. Во-первых — нормальный штатив, одновременно лёгкий, но стабильный. Во-вторых — возможно — какой-нибудь бюджетный риг (приспособление для съемки с плеча). В-третьих — нормальный микрофон-петличка. Ну и, наконец, GoPro, не ниже Hero4. По возможности это будет взято напрокат у знакомых видеографов (благо их немало), если не получится — что-то можно купить.
Для навигации в прошлом году я использовал обычный смартфон, в этом году в планах была покупка специального мотоциклетного навигатора, в защищённом корпусе и с козырьком. Но все планы подкосил проклятый амортизатор — и, вероятно, в нынешнем путешествии мы вновь обойдёмся смартфоном с Maps.Me и планшетом с Google Maps.
В связи с тем, что, возможно, путешествие приобретёт некий медийный характер (что даст мне возможность отбить хотя бы часть довольно капитальных расходов на поездку), и отснятые материалы нужно будет монтировать/обрабатывать ежедневно, в путешествие также отправится мой MacBook Air 13’’. Прошлую поездку он пережил довольно спокойно, хотя и были опасения, что чем-нибудь мы его таки раздавим.
Для зарядки — есть разъем прикуривателя от аккумулятора, но подозреваю, что стоит найти время и переделать его под парный 12-вольтовый разъем. Потому как в прошлом году были всякие неприятные опыты со стремительно выходящими из строя адаптерами. А стоить на заправках новые в Бельгии или Нидерландах будут явно больше, чем в Хорватии.
Инструмент/запчасти
Отличное приобретение этого сезона — набор головок/насадок с трещёткой Proxxon. Во-первых — инструмент довольно качественный, немецкий. Во-вторых (и это даже важнее) — он уложен в отличный кейс с качественным замком. Всё, что покупалось ранее в кейсах, немедленно вываливалось из них (потому что было китайское или польское) и весело мотылялось по всему кофру. Это — совершенно иной случай. Всё на месте, ничего не болтается.
По опыту прошлого года — холодная сварка, свечи, армированный скотч, запасные колодки на задний тормоз (после одного неудачного падения работаю больше задним, особенно с пассажиром), запасные камеры (минимум по одной на колесо, а может и две — спицованные колёса, конечно, красивы до нет спасения, но камерная резина означает потенциальные проблемы в дороге. К счастью, в двух путешествиях обошлось без проколов, но вот дома за прошлый сезон я стал постоянным клиентом мотоэвакуатора — четыре раза за пять месяцев. Не помешает запасная лампа в фару — в качестве эксперимента туда был установлен диодный свет CL7, потому как маленький размер фары доставляет немало проблем в тёмное время суток. Ультимативное решение проблемы, конечно, заключается в установке люстры — но, во-первых, это определённый выход за пределы бюджета на технику (который уже значительно превышен из-за амортизатора), во-вторых выглядеть мотоцикл будет несколько иначе, а он мне нравится.
Хомуты, ножницы, плоскогубцы, пара нормальных отвёрток, приличный, но компактный разводной ключ — всё банально, ничего оригинального.
Бюджет
Самое болезненное — это, конечно, бюджет поездки. Потому что он огромен. Но и самое приятное, потому что он фактически сформирован, то есть накоплен. Складывается он, как обычно, из расходов на проживание, стоимости бензина и денег на поесть-погулять. Гостиницы все уже забронированы (а одна даже по глупости оплачена), и общая стоимость 15 гостиниц — 727 евро. Даже 16 — на всякий случай забронировали гостевой дом в Мальборке, если будет лень рвать прямо домой и будут деньги, чтобы отдохнуть ещё денёк в Польше перед возвращением.
Бензин считался так же, как и в прошлые годы — при скорости до 125 км/ч расход около 5,5 литров на километр, соответственно получается около 330 литров со среднеевропейской ценой 1,4 евро за литр. Итого — 462 евро. Прошлые путешествия показали, что такой расчёт вполне верный: конечно, иногда можно и притопить до 140-150 км/ч, но всё равно, в целом расход выравнивается до 5-5,5 литров на сотню. В первый раз перестраховался, заложил 6,5 литров — расчёты показали, что перебор.
Важный элемент бюджета — неприкосновенный запас. Он заложен в сумме 500 евро — теоретически этого хватит на что-то экстренное типа эвакуатора/шиномонтажа. В случае чего-то более стрёмного (тьфу-тьфу-тьфу) есть, конечно, кредитные карточки и прочие звонки друзьям. Если же всё пройдёт успешно, то деньги можно будет потратить на пути обратно, прямо перед границей — купить в Гданьске какие-нибудь клёвые кеды.
Остаются расходы на питание и всяческие музеи/сувениры/кино/вино/домино. Эта сумма формируется по остаточному принципу — что успею накопить. Оптимальный горизонт — 130 евро на день. Для каких-нибудь Франции и Бельгии это, конечно, не очень много. Но и не совсем мало. Плюс, я рассчитываю сэкономить на Польше, где всё во-первых дешево, во-вторых там мы будем в основном ехать, а не проматывать деньги. Ну и, в конце концов, если каждый день ехать не менее 250-300 километров (а в этом году, в отличие от прошлого, у нас не будет времени потюленить и, соответственно, промотать деньги), то как-то не до мишленовских ресторанов. Съел еду, выпил пиво/вино, упал и уснул. Как-то так.
В целом план предполагает, что совокупный бюджет составит около 4 тысяч евро или 240 тысяч рублей, из которых 500 евро или около 30 тысяч рубле это НЗ, в случае счастливого исхода возвращающийся в кошелёк. С одной стороны — денежки большие, как раз бы хватило на переезд в ультимативную кубатуру 1800-1900 кубов. Но во-первых для этого нужно продать коня, а покупатели что-то в очередь не выстраиваются. Во-вторых — материя есть тлен, а впечатления вечны.
В наличии есть куча банковских карт, деньги предполагается разделить по карточкам, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Ну а наличными пользоваться по минимуму — это удалось даже в прошлом году в странах чуть менее цивилизованных, есть надежда, что «просвещенный Запад» в этом отношении не подведёт.
Резюме
Определённый опыт последних лет, более-менее тщательная подготовка, средства, инвестированные в приведение мотоцикла в приличное состояние, а также бодрый настрой позволяют рассчитывать, что путешествие пройдёт как надо, и мы получим массу позитивных эмоций. Которыми я поспешу поделиться с Байкпостом. Соответственно, надеюсь на ваши советы, пожелания и рекомендации. Спасибо.
- gruzdi
- Алексей Милованов
- 30 апреля 2017 в 3:09
- 5
- +28
ну вместо одной Норвегии я предпочёл Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и Польшу)
мне тоже кажется, что огромен, но во-первых — я не очень представляю, где сэкономить. точно не на гостиницах (там в целом не особо высокие цены, средняя цена за ночь номера на двоих — 35-37 евро), точно не на бензине. питаться подножным кормом? желания особого нет. а нормальная еда в той же Бельгии весьма недешева, меньше 40-50 евро на двоих за приличный ужин я не думаю, что возможно.
к сожалению, это не только «там всё так дорого». это ещё и «мы слишком мало зарабатываем».
мне тоже кажется, что огромен, но во-первых — я не очень представляю, где сэкономить. точно не на гостиницах (там в целом не особо высокие цены, средняя цена за ночь номера на двоих — 35-37 евро), точно не на бензине. питаться подножным кормом? желания особого нет. а нормальная еда в той же Бельгии весьма недешева, меньше 40-50 евро на двоих за приличный ужин я не думаю, что возможно.
к сожалению, это не только «там всё так дорого». это ещё и «мы слишком мало зарабатываем».
Я не к тому, что «вместо Норвегии и тп». Я к тому, что Норвегия всегда была на порядок выше по ценам, чем Европа. И нам хватало 100000 руб на двоих на всё, включая паромы, топливо и прочее. Даже с учётом подорожания евро на четверть — это 125 тыр. Из них около 40 на топливо. Тем паче, часто читая европейские отчёты, народ умудряется вообще в тысячу-две евро вписаться на пару недель. Так что вполне есть возможность сэкономить, если есть такое желание.
ммм… а готовить самим как вариант не вариант? Не ну у каждого свои запросы — вы не подумайте что я вас упрекаю или что то подобное… Я когда катаюсь в путешествия в основном питаюсь «подножным» как вы говорите — заехал в какой-нить Лидл или Альди и купил — сыр, хлеб, помидорки, нарезку… ну евро в 15 это вылезет максимум… можно даже в 20 — накупиться мяса итд — что можно приготовить если есть горелка итд… А если по ресторанам — да, дешевле не получится =) Но рестораны надоедают имхо… особенно каждый вечер =)
- WhiteMotard
- 30 апреля 2017 в 9:02
- ↓
Алексей, вокруг Омахи-бич один сплошной музей высадки. В каждой деревне. Поэтому можно там сделать остановку на пару дней. Гарантирую, что не пожалеете. И, конечно, там океан.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернуть