Блог им. h579mo52rus → Падение на мотоцикле
День начался для меня, как обычно — утром работа, после неё семья и домохозяйство. Ничто не предвещало грядущих событий. Вечером раздался звонок. Брат попросил приехать за ним в райцентр на мотоцикле. Горожане толпами валили в деревни. Трасса в направлении от райцентра до моего посёлка на протяжении 40 километров повсеместно стояла, застопорившись в пробках. Потому брат просил забрать его домой с работы именно на мотоцикле, которому они не помеха. Перед выездом я оделся по-зимнему, несмотря на жару. Возвращаться придётся уже ближе к ночи, возможно, будет холодно.Тем более, недавно болел, подхватить хворь второй раз не хотелось. Я надел зимние кроссовки, двое штанов, куртку, перчатки. За спину закинул рюкзак с одеждой для брата. На голову натянул шлем. Всё это через двадцать минут спасёт мою шкуру.
Настроение было прекрасным. Заведя двигатель, отправляюсь в путь. Жарко. По дороге подумываю, не снять ли часть одежды. Но останавливаться было лень. Я лишь прибавил скорости, чтобы от встречного ветра было попрохладней. Проезжая через находящийся на дороге посёлок, притормаживаю. Идёт ремонт дороги. Вся встречка стоит. Впереди меня едва плетётся вылезший из посёлка дедушка на раритетном 40-м «Москвиче». Прибавив газа, обгоняю его в междурядье и ухожу на подъём, где в попутном направлении сделано уже две полосы для движения. Еду левым рядом. Вспомнив, что двигаться левым нельзя при свободном правом ряде, решаю перестроиться. Это было моей ошибкой. Дорожники при ремонте срезали верхний слой асфальта с левой полосы. А с правой — нет. Полосы разделял уступ, который я увидел краем глаза. Мне он показался маленьким и плавным. Я принимаю вправо, переднее колесо боковиной налетает на выступ, руль резким ударом выворачивает. Тут я понял, что выступ не маленький, а огромный, и он не плавный, а острый, девяностоградусный. Послышался свист резины, которая притёрлась о него боковиной. Рука при ударе дёрнулась, непроизвольно открыв газ наполную, мотор взревел, и мотоцикл начало колбасить из стороны в сторону с нарастающей амплитудой. Процесс прогрессировал быстро. Каждая попытка отловить мотоцикл, балансируя телом, заканчивалась лишь ещё большей раскачкой. Вдобавок под колёсами был не твёрдый асфальт, а пыль и камешки от срезанного ремонтниками верхнего слоя. Тут я понял, что падение уже неизбежно…
Меня пронзил страх. Мотоцикл с грохотом падает, мы разделяемся. Меня отбрасывает направо, а его налево. При ударе оземь он отскакивает, переворачивается ещё раз и юзом летит под стоящие в пробке встречные машины. Немного не дойдя до них, аппарат застыл. Ударом заклинило газ, лёжа на боку, мотоцикл ревёт на бешеных оборотах. Тонкой струйкой на асфальт побежал бензин…
Всё это я видел, уже упав. Теперь расскажу о том, что было со мной. От удара колеса об острую бровку, сделанную дорожниками, меня выбросило из седла. В момент приземления я лбом (да-да, Карл, лобешником!) ударяюсь об асфальт. Слышится треск разламывающегося шлема. Закрываю глаза, опасаясь осколков стекла. Грудь касается асфальта, тело юзом волочится по нему. Чувствую, как меня буквально разрывает. Тело на что-то натыкается, переворачиваюсь на спину. Наконец, останавливаюсь. Боль в руках и ногах. Почувствовав её, приходит осознание того, что жив, а это главное. Пытаюсь пошевелиться. Руки-ноги двигаются. Вспоминаю, что сзади меня ехали другие машины, также обогнавшие деда на «Москвиче», и они перед подъёмом набирали разгон. Меня могут раздавить. Отползаю на обочину. Обернувшись, вижу, что все два ряда уже стоят. Водители первых нескольких машин бегут на помощь. Встаю, отряхиваюсь от пыли. Предлагают отвезти в больницу. От госпитализации отказываюсь. Искренне благодарю шоферов, которые не остались равнодушными к происшествию. Увидев вытекающий из мотоцикла бензин, бегу туда. Двигатель продолжает работать на больших оборотах, следовательно, есть опасность возгорания. Глушу мотор, перекатываю мотоцикл на обочину. Сняв шлем, нервно закуриваю, продолжая осматривать себя. Потихоньку раздеваюсь для более детального осмотра тела. Из рук течёт кровь. Правая нога болит, ощущение, что потянуло связки. Ещё раз проверив себя, понимаю, как хорошо всё обошлось. Делаю мысленный анализ случившегося. На шлеме в районе лба не хватает куска. Вот если бы я его не надел… Он спас мне шкуру, несмотря на то, что шлем из разряда дешёвенькой китайской продукции. Приземлившись, тело не повредилось благодаря капитальной зимней куртке, подаренной мне в своё время другом, работником «Лукойла». Она настолько многослойная и увесистая, что, например, обычная стиральная машина-автомат не в силах её простирать. Куртка хорошо самортизировала, а в момент переворота на спину удар пришёлся на рюкзак с одеждой для брата. Ступни защитили зимние кроссовки, прошитые поролоном. Первые штаны порвало на коленях, вторые, внутренние, остались целыми.
Осматриваю мотоцикл. Ехать своим ходом не получится — заклинило газ. Сначала звоню брату, сообщаю о произошедшем и говорю, что не заберу его. Потом набираю номер друга, водителя «ГАЗели». Буквально спустя двадцать минут он с ещё одним парнем прилетел на помощь. На ближайшем шиномонтаже берём пару ненужных покрышек, на них в фургоне аккуратно укладываем мотоцикл, чтобы не повредить его дальше. Вернувшись домой, разгружаемся. Иду за деньгами и угощаю парней пивом — от любой другой благодарности они отказались.
Вспоминая падение, хочу обратить внимание вот на что: на помощь мне побежали в первую очередь мужики-простые работяги, водители «ГАЗелей» и «Валдаев». Слава людям, ещё не продавшим нашу исконную ценность — взаимовыручку!
Пока у меня был шок, я ходил и даже грузил мотоцикл. Ближе к ночи растянутые связки правой ноги дали о себе знать. Наутро я захромал, да так, что едва ковылял. Хорошо всё, что хорошо кончается. Люди, будьте аккуратны на дороге и помогайте друг другу!
Настроение было прекрасным. Заведя двигатель, отправляюсь в путь. Жарко. По дороге подумываю, не снять ли часть одежды. Но останавливаться было лень. Я лишь прибавил скорости, чтобы от встречного ветра было попрохладней. Проезжая через находящийся на дороге посёлок, притормаживаю. Идёт ремонт дороги. Вся встречка стоит. Впереди меня едва плетётся вылезший из посёлка дедушка на раритетном 40-м «Москвиче». Прибавив газа, обгоняю его в междурядье и ухожу на подъём, где в попутном направлении сделано уже две полосы для движения. Еду левым рядом. Вспомнив, что двигаться левым нельзя при свободном правом ряде, решаю перестроиться. Это было моей ошибкой. Дорожники при ремонте срезали верхний слой асфальта с левой полосы. А с правой — нет. Полосы разделял уступ, который я увидел краем глаза. Мне он показался маленьким и плавным. Я принимаю вправо, переднее колесо боковиной налетает на выступ, руль резким ударом выворачивает. Тут я понял, что выступ не маленький, а огромный, и он не плавный, а острый, девяностоградусный. Послышался свист резины, которая притёрлась о него боковиной. Рука при ударе дёрнулась, непроизвольно открыв газ наполную, мотор взревел, и мотоцикл начало колбасить из стороны в сторону с нарастающей амплитудой. Процесс прогрессировал быстро. Каждая попытка отловить мотоцикл, балансируя телом, заканчивалась лишь ещё большей раскачкой. Вдобавок под колёсами был не твёрдый асфальт, а пыль и камешки от срезанного ремонтниками верхнего слоя. Тут я понял, что падение уже неизбежно…
Меня пронзил страх. Мотоцикл с грохотом падает, мы разделяемся. Меня отбрасывает направо, а его налево. При ударе оземь он отскакивает, переворачивается ещё раз и юзом летит под стоящие в пробке встречные машины. Немного не дойдя до них, аппарат застыл. Ударом заклинило газ, лёжа на боку, мотоцикл ревёт на бешеных оборотах. Тонкой струйкой на асфальт побежал бензин…
Всё это я видел, уже упав. Теперь расскажу о том, что было со мной. От удара колеса об острую бровку, сделанную дорожниками, меня выбросило из седла. В момент приземления я лбом (да-да, Карл, лобешником!) ударяюсь об асфальт. Слышится треск разламывающегося шлема. Закрываю глаза, опасаясь осколков стекла. Грудь касается асфальта, тело юзом волочится по нему. Чувствую, как меня буквально разрывает. Тело на что-то натыкается, переворачиваюсь на спину. Наконец, останавливаюсь. Боль в руках и ногах. Почувствовав её, приходит осознание того, что жив, а это главное. Пытаюсь пошевелиться. Руки-ноги двигаются. Вспоминаю, что сзади меня ехали другие машины, также обогнавшие деда на «Москвиче», и они перед подъёмом набирали разгон. Меня могут раздавить. Отползаю на обочину. Обернувшись, вижу, что все два ряда уже стоят. Водители первых нескольких машин бегут на помощь. Встаю, отряхиваюсь от пыли. Предлагают отвезти в больницу. От госпитализации отказываюсь. Искренне благодарю шоферов, которые не остались равнодушными к происшествию. Увидев вытекающий из мотоцикла бензин, бегу туда. Двигатель продолжает работать на больших оборотах, следовательно, есть опасность возгорания. Глушу мотор, перекатываю мотоцикл на обочину. Сняв шлем, нервно закуриваю, продолжая осматривать себя. Потихоньку раздеваюсь для более детального осмотра тела. Из рук течёт кровь. Правая нога болит, ощущение, что потянуло связки. Ещё раз проверив себя, понимаю, как хорошо всё обошлось. Делаю мысленный анализ случившегося. На шлеме в районе лба не хватает куска. Вот если бы я его не надел… Он спас мне шкуру, несмотря на то, что шлем из разряда дешёвенькой китайской продукции. Приземлившись, тело не повредилось благодаря капитальной зимней куртке, подаренной мне в своё время другом, работником «Лукойла». Она настолько многослойная и увесистая, что, например, обычная стиральная машина-автомат не в силах её простирать. Куртка хорошо самортизировала, а в момент переворота на спину удар пришёлся на рюкзак с одеждой для брата. Ступни защитили зимние кроссовки, прошитые поролоном. Первые штаны порвало на коленях, вторые, внутренние, остались целыми.
Осматриваю мотоцикл. Ехать своим ходом не получится — заклинило газ. Сначала звоню брату, сообщаю о произошедшем и говорю, что не заберу его. Потом набираю номер друга, водителя «ГАЗели». Буквально спустя двадцать минут он с ещё одним парнем прилетел на помощь. На ближайшем шиномонтаже берём пару ненужных покрышек, на них в фургоне аккуратно укладываем мотоцикл, чтобы не повредить его дальше. Вернувшись домой, разгружаемся. Иду за деньгами и угощаю парней пивом — от любой другой благодарности они отказались.
Вспоминая падение, хочу обратить внимание вот на что: на помощь мне побежали в первую очередь мужики-простые работяги, водители «ГАЗелей» и «Валдаев». Слава людям, ещё не продавшим нашу исконную ценность — взаимовыручку!
Пока у меня был шок, я ходил и даже грузил мотоцикл. Ближе к ночи растянутые связки правой ноги дали о себе знать. Наутро я захромал, да так, что едва ковылял. Хорошо всё, что хорошо кончается. Люди, будьте аккуратны на дороге и помогайте друг другу!
- h579mo52rus
- Юрий Медведев
- 8 июля 2016 в 23:55
- 2
- +54
- andrew2002
- 9 июля 2016 в 18:23
- ↑
- ↓
Я тоже опасался таких подъемов, пока один из них не пришлось вынуждено проехать т.к. шел по диагонали (плавно заканчивалась полоса без него). Оказалось что это не проблема, если не ломиться на него боком, а повернуть в сторону подъема и заехать под менее острым углом. Хотя все равно потом чуть не навернулся не заметив такую-то же полоску но льда, однако такие вот параллельные препятствия, рельсы и прочее начали проходиться гораздо проще.
Лучше потренироваться, наверное. Чтобы где-то не получилось что не будет возможности объехать.
Лучше потренироваться, наверное. Чтобы где-то не получилось что не будет возможности объехать.
Выздоравливай! Уже который раз приходится убеждаться, что любое изменение покрытия из невинной ерунды на практике может оказаться очень неприятной штукой. Сам так не падал, но были предпосылки. Причём так глупо иногда, вот реально на ровном месте… И как назло не угадаешь, а если с полной серьезностью относиться ко всем потенциальным опасностям, то проще вообще дома сидеть :)
Автор наверное какой-то супермен, если успел проанализировать все то, о чем он писал в процессе падения. Обычно это занимает доли секунды и все происходит на рефлексах, так как мозг попросту не успеет все проанализировать и еще отправить сигнал телу. И да, во время воблинга не стоит пытаться что-то отлавливать. Расслабить руки, коленями крепче обхватить бак…
Он не супермен. просто у «автора» всё нормально с адреналином — сразу видно, что он за ним не гоняется (почему и я всегда против «погони» за ним).
Сам могу подтвердить — когда с адреналином всё в порядке (выделяется только когда он реально нужен), то не столько «тело работает на рефлексах», сколько «замедляется время» и ты не только успеваешь всё проанализировать, но даже как-то «управлять» этим «телом».
ЗЫ. Помню свой, как сейчас говорят, «лоусайд» в молодости под встречку на 90. Дык я даже рожу обгоняющего (справа) меня водителя разглядел, а не то, что вытолкнул мот в правильном направлении и сам управлял своим скольжением. Из «экипа» были только шлем и краги. Отделался в хлам разодранными п/ш штанами на заднице (и слегка поцарапанной самой задницей) и немного покоцанными подножкой и ручкой газа.
И когда с колясочника сбрасывало (на тренировках) точно так же хватало времени и определить куда и как летишь и соотвественно сгрупироваться — в результате ни одного перелома/вывиха. Только ушибы.
И с парашютом когда прыгаешь — время растягивается нереально. Особенно на первом десятке прыжков.
А вот когда адреналин регулярен, то «стандартная для чп доза» на организм уже не действует как надо и вот тогда и получается «тело на рефлексах», которые не всегда правильные
Сам могу подтвердить — когда с адреналином всё в порядке (выделяется только когда он реально нужен), то не столько «тело работает на рефлексах», сколько «замедляется время» и ты не только успеваешь всё проанализировать, но даже как-то «управлять» этим «телом».
ЗЫ. Помню свой, как сейчас говорят, «лоусайд» в молодости под встречку на 90. Дык я даже рожу обгоняющего (справа) меня водителя разглядел, а не то, что вытолкнул мот в правильном направлении и сам управлял своим скольжением. Из «экипа» были только шлем и краги. Отделался в хлам разодранными п/ш штанами на заднице (и слегка поцарапанной самой задницей) и немного покоцанными подножкой и ручкой газа.
И когда с колясочника сбрасывало (на тренировках) точно так же хватало времени и определить куда и как летишь и соотвественно сгрупироваться — в результате ни одного перелома/вывиха. Только ушибы.
И с парашютом когда прыгаешь — время растягивается нереально. Особенно на первом десятке прыжков.
А вот когда адреналин регулярен, то «стандартная для чп доза» на организм уже не действует как надо и вот тогда и получается «тело на рефлексах», которые не всегда правильные
это-то да… ичем больше в жизни адреналина, тем эти тренировки нужнее. При том, что при отсутствии оных, на начальном этапе (сложности ситуаций), тот самый адренали очень здорово помогает «соориентироваться в пространстве».
У меня из «тренировок» — часа 4 борьбы (т.е. «научили падать на мат») и начальный курс парашютиста (где учат групироваться при приземлении). И как-то хватает…
У меня из «тренировок» — часа 4 борьбы (т.е. «научили падать на мат») и начальный курс парашютиста (где учат групироваться при приземлении). И как-то хватает…
1) Замедленее есть у всех, причем у тех кто тренировался оно как то лучше развито. (Я это хорошо понял во время очередных соревнований по СНБ, течение времени у меня во время боя было куда медленнее чем со стороны, реально успеваешь и правильно среагировать, правильно)
2) Тренировки нужны, что бы не думать, что делать и выбирать нужное, а уметь быстро применять необходимое. И гарантированно знать, что ваше тело это сделать сможет.
3) После тренировок выплеск адреналина происходит куда реже, так как многое что раньше было страшно и опасно теперь для вас вполне штатная ситуация.
2) Тренировки нужны, что бы не думать, что делать и выбирать нужное, а уметь быстро применять необходимое. И гарантированно знать, что ваше тело это сделать сможет.
3) После тренировок выплеск адреналина происходит куда реже, так как многое что раньше было страшно и опасно теперь для вас вполне штатная ситуация.
- mr-Peabody
- 9 июля 2016 в 1:00
- ↓
хех)
поправляйся)
ватник спас))
я стараюсь не влезать на эти ступени- у нас их в столице навалом.
есль и приходится, то на небольшой скорости и как можно под бОльшим углом. Даже есль придётся поток немного притормозить, но водители обычно понимающе ждут)
поправляйся)
ватник спас))
я стараюсь не влезать на эти ступени- у нас их в столице навалом.
есль и приходится, то на небольшой скорости и как можно под бОльшим углом. Даже есль придётся поток немного притормозить, но водители обычно понимающе ждут)
Сам катаюсь первый сезон, про асфальт вбил себе одно правило, если ты заезжаешь на асфальт который отличается от того по которому ты ехал (хоть как), жди самого худшего… поэтому всегда сбавляю перед переходами. Поправляйся, реставрируй мот, и экип! мне один раз мот упал на ногу на рельсах (250кг), слава яйцам, я в мотоботах был здоровенных, которые хоть и жутко скрипят, но весь вес приняли на себя.
Я бы кое-что на резину добавил. Не далее, чем вчера ехал по ремонтируемому участку: половина дороги — старое покрытие, а половина — новое. Сантиметров на 7-8 выше старого. И по старому километров 5 в час тащится «дворник-поливалка». Догнал, метров 20 проехал за ним, разогнался до 40-50 и, почти вдоль(!) выступа, «заехал» на новое покрытие, обогнал и, на сбрасывая скорости, съехал и пошёл дальше. Резина — 3.5х18 Mitas-H03, в мотоцикле — 180 кг, во мне — 120. Мотоцикл даже и не почувствовал ничего толком (хотя внутренне я был готов ко всему)
Вопрос может наивный, но все таки. Авария произошла по причине проводимых ремонтных работ на дороге как пить дать. Нельзя разве привлечь дорожников к отвественности? Я просто сравниваю с Австралией. Здесь когда проводятся дорожные работы на трассе, то дорогу в худшем случае обставят конусами так, что на ремонтируемый опасный участок ты вообще не заедешь в зравом уме, а в лучшем случае огородят бетонными блоками на всем протяжении и на время ремонтных работ. Но от темы отвлекаться не будем, повторю вопрос, к ответственности реально привлечь дорожников?
Читал и прям сердце защемило! Очень жаль, конечно, технику и экип, но здоровье важнее! Рад, что с ним более, менее всё в норме! Досадно и обидно! Гребаное государство! Правды хрен найдёшь! Простые машины, а в них всегда отзывчивые люди, без выпендрёжа. И дальнобои, спасибо им)) Считаю, плохой опыт это самый хороший опыт! Поправляйся! Ремонтируйся! Держись!
Солидарен! Гребаное государстао! У нас в Филе начали массовый ремонт дорог. 2 месяца назад сняли асфальт. Колдобины, жесткие перепады, необозначенные и торчащие люки, без конусов и обозначений. Много крошки и гравия. В темное время не едешь, а крадёшься… Кажется, подвеске на моей машине скоро будет каюк. На моте переднюю вилку раза два пробил в упор.
И без понятия, когда, в конце концов, начнут асфальтоукладку…
Просто бесит...!!!
И без понятия, когда, в конце концов, начнут асфальтоукладку…
Просто бесит...!!!
здесь был ататат
Кто не понял сарказма… Мои негативные высказывания о Штатах, это — реакция на негатив по отношению к России. Здесь бардака и пофигизма тоже выше крыши… Свобода и качество определяются количеством денег… Собственно, как и в России сейчас. Только России не принадлежит станок теперешнего эквивалента. Хорошо там, где вы не живете...?
Абрамович, к примеру, наверное, не сильно парится качеством дорог по всей России в отличии от вас?
Любите капитализм? — любите олигархов. Мечтайте… пути к олигархизму и свободе от государства — неисповедимы…
Блажен, кто верует…
Правильная свобода очень дорого стОит… для тех, кто не вкурил еще…
А можно просто забить и не перепихиваться приоритетами атасного государства…
На самом деле, бесят восторженные взгляды туристов… ((( Сам был таким, первые пять лет…
Извинете, что я не в струе апологетов «западного» мышления…
Абрамович, к примеру, наверное, не сильно парится качеством дорог по всей России в отличии от вас?
Любите капитализм? — любите олигархов. Мечтайте… пути к олигархизму и свободе от государства — неисповедимы…
Блажен, кто верует…
Правильная свобода очень дорого стОит… для тех, кто не вкурил еще…
А можно просто забить и не перепихиваться приоритетами атасного государства…
На самом деле, бесят восторженные взгляды туристов… ((( Сам был таким, первые пять лет…
Извинете, что я не в струе апологетов «западного» мышления…
- andrew2002
- 9 июля 2016 в 18:30
- ↑
- ↓
Подвеску пробило? Это ж какой должен быть перепад, чтобы спицованное колесо на турынде разбить…
- andrew2002
- 9 июля 2016 в 19:05
- ↑
- ↓
Скорее всего таки виновата дорожная подвеска у этого кросстурера. 140мм хода даже для кроссовера маловато, не говоря уже о турынде. Большинству турэндур такие снятые прямоугольники вообще по барабану, даже если разница в высоте сантиметров 15 (а такое бывает редко). Бьет конечно в руль из-за острого края, но чтобы диски побить, вообще не представляю.
- TermoSINteZ
- 10 июля 2016 в 1:37
- ↑
- ↓
могло быть колесо недокачано до рабочего давления. Это как вариант. Вообще много чего могло быть. У меня и 800 ку гуся (650 твин) — пробило однажды так, что диск передний погнуло чуток — но колесо не спустило. Все равно возил на правку. А яма была в асфальте глубиной сантиметров 10 да. А зад норм — видимо задний амморт справился лучше. Но удар был.
еще после велосипеда боюсь колеи и изменений продольных высот на полотне. на днях ехал в Казань и обратно, много участков со срезанным и свежим «однополосным» асфальтом. Могу себе позволить только спуск с верхнего на нижний уровень, подъем только на маленькой скорости и под углом. Страшно. Да и покрышка узкая.
- andrew2002
- 9 июля 2016 в 18:33
- ↑
- ↓
На большой скорости под углом тоже ок будет, ну только нормально так вильнуть надо. Колеса у велосипеда хоть и узкие, но большие, потому им проще даются такого плана неровности. Правда, это если велик МТБ и колесо 26" или больше. В других случаях могут быть нюансы, особенно если колеса мелкие.
- Omega39rus
- 9 июля 2019 в 21:42
- ↑
- ↓
Советую ещё и налокотники, был опыт лоусайда на П5 с бывшей женой, тоже срез асфальта, но поперечный. Груженый мот с кофрами и 2 седоками подкинул зад, после приземления не смог отработать выравнивание (плавный поворот налево был, с закруглением), лёг на правую трубу (2-трубная, цилиндр от П4). Жена только бедро чуть поцарапала — мот лёг на правый кофр и глушитель, а я правым локтем с размаху сильно приложился, содрал мясо с кожей до кости, 2 месяца шкура нарастала (чуть не зарос сустав — разрабатывал потом очень больно 2 недели, реально руку не согнуть в локте было), ещё несколько лет болело — видно, хороший такой был ушиб сустава. После этого меня на мот не допускали, но продать никак заставить не могли)))
здесь был ататат
- h579mo52rus
- 12 июля 2016 в 13:00
- ↑
- ↓
Спасибо. Классическая литература немного развивает мои мозги. Постараюсь больше не падать.
- h579mo52rus
- 13 июля 2016 в 23:07
- ↑
- ↓
Обязательно получится, если будешь пытаться, но со временем. В начальных классах мне за сочинения двойки и тройки ставили. А потом всё это осталось в прошлом, я даже на филологическом факультете начинал учиться, правда, потом историком стал.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (49)
RSS свернуть / развернуть