Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Sunline → Поверь в мечту и в путь - часть 5

Встали рано. Виталик приклеил на моём мотоцикле сломанное зеркало, как знал, взял с собой клей. Ремонт занял почти час. После мы решили спуститься на набережную, чтобы купить в киоске экскурсию на Кругобайкальскую железную дорогу. По дороге мы увидели, что на катер идёт погрузка, я предложила ребятам пойти к капитану договориться без посредников. Капитан по имени Эдуард, сразу согласился, стоимость экскурсии вышла на 20% дешевле. Эдуард предложил нам сесть в кабину и сам рассказывал истории, связанные с железной дорогой. Поведал легенду про «Шаманский камень», который мы объезжали. Одна из легенд гласит, что старик Байкал хотел отдать свою дочь, красавицу Ангару, замуж за молодого воина по имени Иркут. Но непокорная Ангара, влюблённая в богатыря Енисея, убежала к нему. Рассерженный отец бросил вслед беглянке огромную скалу Шаман-камень, но это не помешало строптивой дочери броситься в объятья Енисея и раствориться в нём. С древности камень наделяли таинственной силой. По бурятским поверьям на камне обитал хозяин Ангары — Ама Саган Нойона. На камне молились, а также и вершили правосудие – привозили преступника и оставляли на камне, если за ночь воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали. Было очень познавательно и интересно. Также он рассказал, чем живёт местное население. Как и во всех курортных городках, за счёт туристического бизнеса. Кто-то уезжает работать в Иркутск.




Краткая историческая справка.
Краткая историческая справка.
Название «Кругобайкальская железная дорога» относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера от станции Порт Байкал до станции Мысовая.
Говоря сегодня о Кругобайкалке, мы имеем в виду ее западную часть от истока реки Ангара до Слюдянки (71-168 км.), которая выведена из транзитного движения. Восточная же часть остается магистральной в составе Транссиба.
До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой — потому что она соединила разорванную БайкаломТранссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Если в среднем стоимость одного километра Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока составляла 93 тыс. руб., то стоимость одного километра Кругобайкальской железной дороги — около 130 тыс. руб.
Название Золотой пряжки закрепилось за КБЖД еще и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в России и во всем мире облику, сочетающему в себе архитектурный комплекс и береговой ландшафт озера.

Дорога протяженностью 84 км построена в начале XX века между Портом Байкал и поселком Култук на юго-западном побережье озера. На этом участке было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м.
Самые протяженные: Каторжный — 538 м, Хабартуй — 548 м и Половинный — 778,4 м. В обвалоопасных местах было построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи.
По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России.

Беспрецедентными были и сроки строительства этого грандиозного по масштабам и сложности проекта.
Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен в основном за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке).
30 сентября 1904 г. началось рабочее движение по Кругобайкальской железной дороге (в первом поезде проехал от Порта Байкал до Култука министр путей железнодорожного сообщения князь М.И.Хилков), а 15 октября 1905 г. было открыто постоянное движение.

Сегодня КБЖД это не только исторический памятник, отражающий героический период строительства Транссиба.

КБЖД — неотъемлемая составляющая туристских ресурсов Байкальского региона, туристский объект, привлекающий своей необычностью как российских туристов, так и зарубежных.
Действительно, «Кругобайкалка» является архитектурно-ландшафтным заповедником, где на относительно небольшом участке побережья Байкала сконцентрировано огромное количество инженерных сооружений, многие из которых не только уникальны, но и чрезвычайно живописны.
Туристская ценность КБЖД еще и в том, что она позволяет турфирмам показывать своим клиентам Байкал в любое время года. Аналогов Кругобайкалке в мире нет.








После экскурсии по Кругобайкалке мы вышли на берег, где новые катера и корабли привозили туристов.


Покушав ягодок на берегу, ребята решили искупаться, и азартный капитан разрешил им прыгнуть с катера. Я же не рискнула купаться, вода очень холодная, даже ноги ломит.






Пройдя своеобразное крещение в Байкале, мы погрузились на катер, и наш отважный капитан Эдуард под бесконечные байки повёз нас обратно в Листвянку.

На выходе из катера я увидела на стекле кабины вот такой завлекательный стишок, который сочинил предприимчивый водитель.

Наступило время обеда, и мы снова пошли в кафе «Шаман». Мы разместились на втором этаже этого уютного заведения, окна которого с одной стороны выходили на Байкал, а с другой на уютные улочки Листвянки. Под впечатлением от экскурсии я заказала блюдо с названием «Шаманский камень».


После сытного и вкусного обеда мы отправились в Лимнологический музей. Вдоль набережной увидели различные металлические фигурки, сотворённые местным умельцем. На берегу отдыхающие загорали и купались, хотя на этом по-русски суровом курорте условия были не бархатные.


У Лимнологического музея мы познакомились с Марией Кузнецовой, — кандидатом исторических наук, доцентом, краеведом, экскурсоводом и просто обаятельной женщиной, которая, узнав о нашей поездке и нашем крае написала пожелание в приобретённой нами книге «Байкал -экскурсионный», автором которой она является, а мы свою очередь презентовали ей книги про наш округ.

В 1928 году в посёлке открылась Байкальская лимнологическая станция, на базе которой в 1961 году был создан Лимнологический институт СО РАН. Основные научные направления: разработка основ рационального использования и охраны природных ресурсов внутренних водоёмов Сибири и Дальнего Востока. У входа в музей выставлен батискаф, который по легенде опускался на максимальную глубину Байкала.




Старший научный сотрудник – экскурсовод Галкин Виктор Владимирович провёл нас по экспозициям музея, рассказывая о различных характеристиках Байкала и его обитателей. Как местный житель Листвянки он призывал всех участников экскурсии бережно относиться к Байкальскому заповеднику. Возраст Байкала насчитывает около 30 миллионов лет, именно поэтому он является одним из самых старых озёр мира, при этом средняя продолжительность жизни других озёр 10-15 тысяч лет.
«Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины». Таким увидел славное море А.П. Чехов в 1890 году во время поездки на Сахалин.
С тех пор Байкал сильно изменился. На его берегах выросли города и заводы, вдоль побережья бежит железная дорога, рядом широкое асфальтированное шоссе. Именно поэтому разорение байкальской природы резко ускорилось.
После музея мы поспешили в «Нерпинарий» на представление байкальской нерпы. Милые создания с большими, выпуклыми и блестящими глазами Лила и Стич показали нам смешные и удивительные номера. Пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах, играли в спортивные игры, влюблялись, целовались и Стич дарил Лиле цветы. Очень милое и трогательное выступление.


А на вечер мы запланировали конную прогулку. Поэтому после Нерпинария на маршрутке мы поехали в п.Большая речка, где нас ждали в гостиничном комплексе «Анастасия». Было даже как-то удивительно ехать не на мотоцикле, вспомнились детские ощущения, когда ты едешь в машине и можно дремать, можно смотреть в окно и любоваться меняющимися картинами сибирской природы.
Конюх Юра представил нам наших коней: Трояна, Пегаса и Перчика, и предложил покормить их яблоками с руки, чтобы те приняли нас за своих, потому что у них своенравные характеры.
Мне глянулся Троян, Виталик оседлал Пегаса, а Дима — Перчика. Юрий взял под узцы моего Трояна и наша прогулка началась. Дима нервничал на коне и постоянно повторял, что на мотоцикле легче. Виталик вошёл во вкус и даже пускал своего Пегаса трусцой, а я наслаждалась панорамой и запахами полей и лесов, через которые пролегал наш путь.




На душе было необъяснимо радостно. Простор полей, склоны гор, речушка у леса да неспешный деревенский говор Юрия о привычках коней и приключениях, связанных с ними, наполняли меня восторгом и ощущениями родного и близкого. Виталик пустил коня рысью и весело покрикивал: «Эге-гей, ух-ты, ух ты ж!!!». Мне, от распиравших меня чувств захотелось петь и я, затянула «Ой, то не вечер». Потом, освоившись на коне, я попросила Юрия отпустить удила. Мне казалось, что управлять конём очень легко. Длилось это не долго, ровно до тех пор, пока Троян не испугался какой-то мышки в траве и понёс меня во всю прыть. Юрий позади кричал: «Держись, крепко держись!» Меня охватила паника и я с трудом удержалась в седле, перехватывая удила ближе к морде. Забыв, все команды, кричала «Стой, стой скотина!», и только когда с силой потянула удила на себя так, что конь задрал морду, он остановился. Подоспевший Юрий с иронией спросил: «Испугалась?», я расхохоталась и призналась, что действительно едва удержалась в седле. Он взял поводья и снова пошёл впереди коня. Всё-таки живое существо в отличие от мотоцикла имеет свои чувства, мысли и страхи, на которые всадник повлиять не может. Целый час мы гуляли по округе, потом вернулись в загон.
Спешились, поблагодарили нашего проводника, и пошли к трассе. Уже вечерело. По обочинам трассы гуляли быки и коровы, ухоженные и очень упитанные. Один бык, стального окраса, направился к нам, глядя исподлобья неморгающими глазами, отчего стало как-то не по себе. Мы даже озирались по сторонам в поисках отступления на случай нападения.
Минут через 20 подошла маршрутка. Мы вернулись в Листвянку и снова пошли в наше уже полюбившееся кафе.
До поздней ночи мы обменивались впечатлениями от такого насыщенного и позитивного дня. Виталик снова сказал о боли в плече. Разговорившись с официанткой, я узнала, что она врач, а тут помогает родственнице, да и на жизнь зарабатывает. Я рассказала ей о болях, мучивших Виталика, и она порекомендовала препараты для снятия воспаления. Россия — страна чудес, здесь врачи работают официантами, а официанты могут быть врачами.
На завтра мы запланировали поездку в поселок Аршан, расположенный недалеко от границы с Монголией.
1 августа 2015 года, 15 день нашей поездки.
Утром во всей своей сбруе мы наведались в кафе, где встретили всё тех же официантов. Я была поражена, что они день и ночь на работе, оказалось, что они трудятся почти без выходных. Нас накормили блинчиками с чаем и тепло проводили.
Возвращаемся в Иркутск, потому что только там развилка по побережью. В этот день мотоциклисты Иркутска ежегодно устраивают «Байк-бикини». По задумке девушки в бюстгалтерах и без ездят по городу на мотоциклах. Поскольку, в нашей команде двое мужчин, пропустить такое мероприятие они не могли.
На подъезде к Иркутску участок ремонта дороги с сужением. Снова гравийка, я плавно шла в колонне, Виталик шёл за мной. Очень узкий и пыльный участок, я начала притормаживать и, вдруг, заднее колесо мотоцикла юзом идёт вперёд и мотоцикл разворачивает поперёк дороги. Я не успела опомниться, как уже лежала в пыли на щебёнке (разбор полётов показал, что на грунте основной — задний тормоз). А водители сзади сигналят и возмущаются, что я перекрыла дорогу. Мы с Виталиком подняли мотоцикл. Сейчас я вспоминаю о тех падениях спокойно, но тогда мне было очень сложно взять себя в руки и снова сесть на мотоцикл. В последствии, двигаясь по участкам ремонируемых или объездных грунтовых дорог, я испытывала панический ужас, все поджилки тряслись, и чувствовала себя полным лузером.


В Иркутске по совету Петра мы заехали в магазин мото-запчастей, чтобы купить запасные зеркала на мой мотоцикл. На улице Старокузьмихинский мост размещается байк-пост: магазин, мастерская, кафе с комплексными обедами для мотоциклистов и комиссионка мототехники. Кто бы мог подумать, что этот байк-пост станет нам как родной.
Байк-бикини уже начался, и мы поехали на пляж, где он должен был проходить. К пляжу вела грунтовая дорога, я не могла побороть в себе страх, а Виталик с Димой никак не понимали, что со мной происходит.Я как баран упёрлась и не хотела ехать на пляж. В общем, через слёзы с ещё одним падением, я приехала на этот «чёртов пляж».


На берегу Ангары собралось примерно 40 мотоциклов, народ разместился за столиками, и начались конкурсы для девочек. На пляже мы встретились с Петром, который, как выяснилось, был одним из организаторов этого мероприятия.
Некоторое время мы наблюдали за происходящим. Здесь же, в кафе с лозунгом «Наслаждаясь жизнью, здесь не торопят время» подкрепились шашлыками. По прогнозу ожидался дождь. Он не заставил себя ждать. Начался ливень и праздник закончился. Весь народ, укрываясь от дождя, собрался под навесами. А нам в этот день надо было успеть в посёлок Аршан недалеко от монгольской границы, поэтому мы одели дождевики, и поехали, несмотря на непогоду.
Дождь был очень сильный. Дима повёл нас по навигатору через Иркутск. Мы как корабли разрезали волны луж, которые с каждой минутой становились всё глубже. Люди из проезжающих машин махали нам руками, что-то кричали, приветствовали, смеялись, и, окатывая волнами воды, удалялись. Видимость через визор минимальная, ведь у нас нет дворников, а поднимая визор, мы заглатывали не одну порцию воды с грязью. Длилась эта водная карусель около часа. И вот мы выехали за город, дождь стих.
До Аршана примерно 240 км. Начались серпантины и гористая местность с перепадами высоты. Нашему взору открывались восхитительные панорамы закатного неба с бескрайними далями, посёлками в предгорьях и великим Байкалом. Дорога кружила, и мой вестибулярный аппарат сигнализировал о непривычных ощущениях. Видимо ещё влияли перепады высоты над уровнем моря.





По рассказам местного населения на этих серпантинах погибло очень много людей. Мы заехали в Бурятию.

Несмотря на вечерний час, мы разглядели острые хребты Саянских гор на подъезде к Аршану.
В посёлок заехали, когда стемнело. На въезде вдоль дороги стояли зазывалы с табличками. Мы остановились и подозвали девушку, у которой на табличке было написано «дом с баней». Буряточка Люба сказала, что проживание (с учетом посещения бани) будет стоить 550 рублей с человека. Мы согласились, потому что после путешествия под дождем одежду надо было привести в порядок.
Уютный домик со всем необходимым размещался во дворе большого частного дома, по соседству с баней. Мотоциклы поставили во двор, зачехлили. После рамещения ребята пошли в магазин за продуктами, а я занялась хозяйственными вопросами.
2 августа 2015 года, 16 день поездки. Утром меня поразила представшая моему взгляду картина. Посёлок размещался у самого подножия хребта Саянскийх гор. Высокое небо, солнечный день, деревянные одноэтажные из цельного бруса домики, всё это по-деревенски просто и уютно. Стрекот насекомых, пение птиц и густой, насыщенный запахами трав и хвои воздух создавали ощущение умиротворенности и покоя. Мы пошли завтракать в кафе «Хамар-Дабан». Накормили нас сытно, вкусно и очень дёшево.



Мы решили не спешить и в этот день съездить только до границы с Монголией. Налегке поехали в посёлок Монды, который находится в приграничной зоне.




Ехали вдоль Саянских гор по очень хорошей дороге, восхищаясь необычной для нас местностью. Повезло с погодой. Скажу одно, что эти пейзажи нужно обязательно увидеть своими глазами, необыкновенно прекрасная местность.
Приехали на пограничный пост в посёлок Монды. После прохождения формальностей, связанных с проверкой документов, мы въехали в посёлок.






Следующая остановка — таможенный пост на границе с Монголией. Наша миссия выполнена. Флаг Ямало-Ненецкого автономного округ пересёк страну от ее северной границы до южной.



Решили пообедать в кафе в посёлке.


Когда мы вышли из кафе, мимо проезжал Москвич, битком забитый молодыми парнями. Они увидели нас и стали махать руками, что-то выкрикивая. Резким разворотом с поднятием пыли с обочины водитель направил Москвич к нам. Из машины высыпали парни. Один из них, бурят, стал хватать руками мотоцикл Виталика и спрашивать за сколько продадим. Вёл он себя как хозяин, закончился разговор тем, что он потребовал деньги за проезд через их посёлок. Я стояла рядом, пока шёл разговор, медленно откатила мотоцикл от места намечавшегося конфликта. Виталику удалось избежать конфликта, и он поехал, однако, ребята явно были недовольны и стали нас преследовать. На таможенном посту они ждали, что нас не пропустят. Мы остановились у шлагбаума и таможенник, увидев нас, открыл заслон со словами: «Эти трое могут проезжать». Мы уехали, оставив удалых молодцов без прибыли. Останавливались доливать масло. Вдоль дорог вальяжно прогуливались стада коров, овец. В Бурятии они обладают безусловным преимуществом.






Примечательно, что в Бурятии очень много священных мест. Буддисткие Дацаны стоят во многих местах Восточной Сибири, к ним даже организуются паломничества. Также очень много сэргэ — столбов для коновязи. Сэргэ встречаются на бариса (места подношений духам), вблизи дорог и у юрт. Сэргэ устанавливается в священных местах. Установление сэргэ в Бурятии имеет символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека — в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, «ибо пока стоит сэргэ — жива семья».
К восьми вечера мы вернулись в Аршан. За 200 метров от нашего дома мотоцикл Виталика заглох. До поздней ночи, с фонариком на лбу он разбирался, в чём неисправность. Ничего не выяснив, решил оставить решение проблемы до утра. Утром мотоцикл тоже не завёлся. Пришлось искать машину, которая отвезёт мотоцикл в Иркутск. В посёлке в основном туристы, большегрузы не ездят. Поэтому нам удалось найти только минивен. Хозяин автомобиля вытащил пассажирские кресла, и мы с Виталиком загрузили мотоцикл в машину. Решили, что я поеду на машине, а ребята на мотоциклах.




Снова начинался дождь. Я радовалась, что мне предстоит поездка на машине. К тому же это дополнительное время для отдыха. Водитель, молодой парень по имени Бодо очень аккуратно вёз ценный груз. По дороге Бодо рассказал, что он родился в посёлке Аршан. Закончил среднюю школу, получил водительские права и теперь работает на себя. Несколько лет назад он купил этот минивен и занимается перевозками товара из Иркутска в Аршан. У него уже двое детей. Жена не работает. Он единственный добытчик.


Через 3 часа мы приехали в Иркустк, снова на ул. Старокузьмихинский мост. Бодо и ребята из мастерской помогли мне разгрузить мотоцикл. Виталик с Димой отстали из-за ливня. А я в ожидании ребят и мастера мотомастерской коротала время в кафе «Обармот».


Через некоторое время все собрались. Артём, мастер мотомастерской оказался студентом института электроэнергетики. До глубокой ночи шла операция над Сузуки, его разобрали почти до основания. Выдвигались самые страшные предположения, которые влекли за собой космические расходы и продолжительное проживание в Иркутске. Виталик в комиссионном магазине присматривал на этот случай другой мотоцикл.






Виталик не мог спокойно переносить манипуляции с его мотоциклом, поэтому приобрёл наркоз и метался по гаражу в мучительной неизвестности. Уже под утро Артём предложил оставить вопрос с мотоциклом до завтра и поехать к нему ночевать. У нас не было выбора, поэтому мы согласились.
  • SunlineSunline
  • Александра
  • 10 января 2016 в 13:06
  • 1
  • оценка: +24

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+3
zogar-zag
В Байкал правительству надо денежки вкладывать, а не в Крым, Крым и сам поднимется.
0
leva28
На одном дыхании читаю!!! Познавательно, захватывающе, читаемо, реалистично! Ну и, конечно, красиво в фотках!
+1
Pshecha
Слежу с удовольствием за вашим путешествием! Плюсую за пост, но тема сисек на фото так и не была раскрыта :-)))
0
Sunline
Руслан, к великому нашему и вашему разочарованию сисек и не было. Поэтому и фото отсутсвуют.)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Sunline, Поверь в мечту и в путь - часть 5